РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Факультатива Обществознание
(подготовка к ЕГЭ)
10 класс
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 год
Составлена на основе : Спецификации
контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Пояснительная записка.
Рабочая программа факультатива составлена на основе Спецификации
контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, подготовленной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». Кодификатора элементов содержания и требований к уровню
подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения
единого государственного экзамена по обществознанию, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением
«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Цели и задачи программы:
Главная цель программы – подготовка учащихся к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ЕГЭ.
- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
- подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.
Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.
Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.
Экзаменационная работа по обществознанию состоит из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.
В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:
Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».
Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.
Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.
Место предмета в учебном плане.
ИГЗ реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения, то есть является элементом вариативной части учебного плана.
Формы занятий:
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.
Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ.
Приёмы организации деятельности:
Интерактивные-
● лекция
● дискуссии
● мини-сочинение
Активные-
● семинар
● практическая работа
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
-анализ источников;
-написание эссе;
-решение тренировочных заданий по обществознанию ( КИМ ЕГЭ).
Форма подведения итогов:
-пробный экзамен по обществознанию (по КИМ ЕГЭ)
-тесты
-эссе
Содержание изучаемого курса
Название темы | Кол-во часов | Содержание темы |
Человек и общество | | Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы обществ); угрозы XXI в. (глобальные проблемы). Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции); мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость. Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления; естественные и социально- гуманитарные науки; образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль |
Экономика | | Экономика и экономическая наука; экономические системы; рынок и рыночный механизм; спрос и предложение; экономический рост и развитие; понятие ВВП; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Факторы производства и факторные доходы; постоянные и переменные затраты; рынок труда; безработица; роль государства в экономике. Финансовые институты; банковская система; основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги; государственный бюджет; мировая экономика. |
Социальные отношения | | Социальная стратификация и мобильность; социальные группы; молодежь как социальная группа; этнические общности; социальный конфликт; межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения; конституционные принципы (основы) национальной политики в России. Виды социальных норм; социальный контроль; свобода и ответственность; отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль; социализация индивида; семья и брак |
Политика | | Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой информации в политической системе; органы государственной власти РФ; федеративное устройство РФ. Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в России; политический процесс; политическое участие; политическое лидерство. |
Право. | | Право в системе социальных норм; система российского права; понятие и виды юридической ответственности; Конституция Российской Федерации; основы конституционного строя РФ; законодательство РФ о выборах; законотворческий процесс в России; Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты; гражданство РФ; воинская обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика. Субъекты гражданского права; организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема на работу; порядок заключения и расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия заключения и расторжения брака; особенности административной юрисдикции; споры, порядок их рассмотрения; основные правила и принципы гражданского процесса; особенности уголовного процесса; правоохранительные органы; судебная система. |
Всего: | 34 | |
Учебно-тематическое планирование
Факультатива
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 класс
( подготовка к ЕГЭ)
34 часа( 1 час в неделю)
№ урока | Название разделов и тем | Кол-во часов по программе | По плану | Фактически |
1 | Вводное занятие | 1 | | |
| Тема 1. Человек и общество. | 10 | | |
2 | Общество. Институты общества. | 1 | | |
3 | Общественный прогресс. | 1 | | |
4 | Глобальные проблемы. | 1 | | |
5 | Мышление и деятельность. | 1 | | |
6 | Потребности человека | 1 | | |
7 | Свобода и необходимость | 1 | | |
8 | Знание, познание. | 1 | | |
9 | Истина и её критерии. | 1 | | |
10 | Культура, наука, религия. | 1 | | |
11 | Практическое занятие по теме « Человек и общество» | 1 | | |
| Тема 2. Экономика. | 10 | | |
12 | Экономика как наука. | 1 | | |
13 | Экономические системы. Роль государства в экономике. | 1 | | |
14 | Рынок. Законы рынка. | 1 | | |
15 | Факторы производства | 1 | | |
16 | Производитель и потребитель на рынке. | 1 | | |
17 | Рынок труда и безработица | 1 | | |
18 | Финансы. Государственный бюджет. | 1 | | |
19 | Мировая экономика | 1 | | |
20 | Налоги. Налоговая система. | 1 | | |
21 | Практическое занятие по теме «Экономика» | 1 | | |
| Тема 3. Социальные отношения. | 2 | | |
22 | Социальные отношения | 1 | | |
23 | Практическое занятие по теме «Социальные отношения» | 1 | | |
| Тема 4. Политика | 7 | | |
24 | Политическая система. | 1 | | |
25 | Государство и его функции. | 1 | | |
26 | Политические режимы. Демократия | 1 | | |
27 | Органы государственной власти в РФ | 1 | | |
28 | Политические партии и движения. | 1 | | |
29 | Избирательное право. | 1 | | |
30 | Практическое занятие по теме «Политика». | 1 | | |
| Тема 5. «Право». | 2 | | |
31 | Право | 1 | | |
32 | Практическое занятие по теме «Право» | 1 | | |
33- 34 | Итоговое занятие. Работа с демоверсией 2018г. | 2 | | |
| Всего | 34 ч | | |
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Основные концепции происхождении и сущности права; характеристику источников права, иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действие законов в пространстве и во времени, значимость права в обществе;
Сущность правовой системы, её отличие от системы права, осуществление законотворчества в РФ, определение гражданства, способы его приобретения в РФ;
Особенности российского судопроизводства, что такое юридическая ответственность, характеристику правонарушений, основные виды наказаний, предусмотренные российским законодательством, разъяснять суть презумпции невиновности
Правовые особенности регулирования форм предпринимательской деятельности, семейного и трудового права, сущность правоспособности и дееспособности;
Сущность и критерии социальной стратификации, социального статуса, основные виды социальной мобильности;
Сущность института брака и его правовое регулирование, права и обязанности супругов, родителей и детей, варианты добрачного поведения;
Сущность социального взаимодействия, характеристику и его основные элементы и формы;
Особенности возникающих в обществе конфликтов, стратегии конфликтного поведения;
Характеристику социальных норм и их санкций, сущность девиантного поведения и его форм, особенности деликвентного поведения, причины отклоняющегося поведения;
Основные концепции в рассмотрении культуры в современной науке, классификацию ценностей, сущность нравственных категорий, характеристику проявления добра и зла, основные концепции в понимании счастья, сущность гедонизма, сущность справедливости в истории и современности;
Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека, структуру человеческой психики, особенности потребностей человека в жизни, сущность процесса социализации, основные проблемы подросткового периода.
Учащиеся должны уметь:
Аргументировано доказывать значимость права в обществе;
Отличать правовые нормы от других социальных норм;
Характеризовать Конституцию РФ;
Писать исковое заявление в суд;
Различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения;
Анализировать положение человека в обществе, принадлежащего к определенному социальному классу;
Анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности;
Анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов;
Анализировать определенные поступки, используя научные знания о социальном взаимодействии людей;
Характеризовать особенности социальных норм и их санкций, разъяснять особенности самоконтроля, характеризовать конкретные проявления внешнего контроля;
Выделять особенности деликвентного поведения, объяснять причины отклоняющегося поведения;
Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости;
Анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;
Объяснять взаимоотношения родителей и детей, характеризовать основные проблемы подросткового периода
Литература.
КИМы по обществознанию 2015 ,2014 , 2013, 2012, 2011, 2010.
ЕГЭ 2014. Обществознание. Типовые тестовые задания/ А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Дополнительная литература.
1. Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. Человек и общество. Москва. «Русское слово», 2010.
2. А. И. Кравченко.Обществознание. Москва. «Русское слово»,2011
http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации
http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал