СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива по обществознанию 10 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по факультивным занятиям в 10 классе по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива по обществознанию 10 кл»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Факультатива Обществознание

(подготовка к ЕГЭ)

10 класс

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 год

Составлена на основе : Спецификации

контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ



















































































Пояснительная записка.



Рабочая программа факультатива составлена на основе Спецификации

контрольных измерительных материалов для проведения в 2018 году единого государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, подготовленной Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ». Кодификатора элементов содержания и требований к уровню

подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения

единого государственного экзамена по обществознанию, подготовленного Федеральным государственным бюджетным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.

Цели и задачи программы:



Главная цель программыподготовка учащихся к сдаче государственного экзамена по обществознанию в формате ЕГЭ.



- овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;



- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом;4содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.



- подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по обществознанию, отработка практических навыков учащихся при выполнении заданий разного типа.

Данный курс включает в себя основы философии, социологии, политологии, экономики, культурологи, теории цивилизаций, правоведения.

Ключевой задачей является раскрытие особенностей развития основных сфер жизни современного общества — духовной культуры, экономической, политической, социальной и правовой. Курс ориентирован на Обязательный минимум содержания образования по обществоведению для средней (полной) школы и соответствует требованиям, предъявляемым современным образовательным стандартом.





Направленность программы:



Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.

Экзаменационная работа по обществознанию состоит из трёх частей, которые различаются по проверяемому содержанию, степени сложности и количеству заданий. Определяющим признаком для каждой части работы является тип заданий.

В процессе подготовки к экзамену по обществознанию очень важно не только владеть содержанием курса, но и ориентироваться в типах заданий, на основе которых строится письменная работа, являющаяся формой проведения ЕГЭ. Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ.





Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность:



Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».

Успешная сдача ЕГЭ по обществознанию требует от экзаменуемого не только глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, включённых в экзаменационную работу, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении. Поэтому нужна планомерная, систематическая деятельность по развитию сообразительности, творческих и аналитических способностей, что предполагает определённую тренировку в выполнении заданий различной степени сложности. Такая тренировка может быть эффективной в том случае, если экзаменуемому будет предложен значительный по своему объёму банк вариативных заданий, различающихся по проверяемому содержанию, степени сложности и форме представления результатов их выполнения.

Это позволит преодолеть определённый психологический барьер перед экзаменом, связанный с незнанием большинства экзаменуемых, как им следует оформить результат выполненного задания.



Место предмета в учебном плане.

ИГЗ реализуется за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения, то есть является элементом вариативной части учебного плана.





Формы занятий:

Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.

В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне.

Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.



Ведущими методами изучения являются:

● речевая деятельность;

● практические умения для выполнения заданий различных видов ЕГЭ.

Приёмы организации деятельности:

Интерактивные-

● лекция

● дискуссии

● мини-сочинение

Активные-

● семинар

● практическая работа

Возможны следующие виды деятельности учащихся:

-анализ источников;

-написание эссе;

-решение тренировочных заданий по обществознанию ( КИМ ЕГЭ).



Форма подведения итогов:



-пробный экзамен по обществознанию (по КИМ ЕГЭ)

-тесты

-эссе





Содержание изучаемого курса



Название темы

Кол-во часов

Содержание темы

Человек и общество


Системное строение общества; основные институты общества; понятие общественного прогресса; многовариантность общественного развития (типы

обществ); угрозы XXI в. (глобальные проблемы).

Природное и общественное в человеке (человек как

результат биологической и социокультурной эволюции); мировоззрение; мышление и деятельность; потребности и интересы; свобода и необходимость. Виды знаний; понятие истины, ее критерии; понятие

культуры, формы и разновидности культуры; наука; основные особенности научного мышления;

естественные и социально- гуманитарные науки;

образование, его значение для личности и общества; религия; искусство; мораль

Экономика


Экономика и экономическая наука; экономические

системы; рынок и рыночный механизм; спрос и

предложение; экономический рост и развитие; понятие ВВП; рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина. Факторы производства и факторные доходы; постоянные и переменные затраты; рынок труда; безработица; роль государства в экономике. Финансовые институты; банковская система; основные источники финансирования бизнеса; ценные бумаги; виды, причины и последствия инфляции; налоги; государственный бюджет; мировая экономика.

Социальные отношения


Социальная стратификация и мобильность; социальные

группы; молодежь как социальная группа; этнические

общности; социальный конфликт; межнациональные

отношения, этносоциальные конфликты, пути их

разрешения; конституционные принципы (основы)

национальной политики в России. Виды социальных

норм; социальный контроль; свобода и ответственность;

отклоняющееся поведение и его типы; социальная роль;

социализация индивида; семья и брак

Политика


Понятие власти; государство, его функции; политическая система; средства массовой

информации в политической системе; органы

государственной власти РФ; федеративное устройство РФ. Типология политических режимов; демократия, ее основные ценности и признаки; гражданское общество и государство; политическая элита; политические партии и движения; избирательная кампания в России;

политический процесс; политическое участие; политическое лидерство.

Право.


Право в системе социальных норм; система российского

права; понятие и виды юридической ответственности;

Конституция Российской Федерации; основы

конституционного строя РФ; законодательство РФ о

выборах; законотворческий процесс в России;

Международное право (международная защита прав

человека в условиях мирного и военного времени); право на благоприятную окружающую

среду и способы его защиты; гражданство РФ; воинская

обязанность, альтернативная гражданская служба; права и обязанности налогоплательщика. Субъекты гражданского права; организационно-правовые

формы и правовой режим предпринимательской

деятельности; имущественные и неимущественные права; порядок приема на работу; порядок заключения и

расторжения трудового договора; правовое регулирование отношений супругов; порядок и условия

заключения и расторжения брака; особенности

административной юрисдикции; споры, порядок

их рассмотрения; основные правила и принципы

гражданского процесса; особенности уголовного

процесса; правоохранительные органы; судебная система.

Всего:

34






Учебно-тематическое планирование

Факультатива

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 10 класс

( подготовка к ЕГЭ)

34 часа( 1 час в неделю)

№ урока

Название разделов и тем

Кол-во часов по программе

По плану

Фактически

1

Вводное занятие

1




Тема 1. Человек и общество.

10



2

Общество. Институты общества.

1



3

Общественный прогресс.

1



4

Глобальные проблемы.

1



5

Мышление и деятельность.

1



6

Потребности человека

1



7

Свобода и необходимость

1



8

Знание, познание.

1



9

Истина и её критерии.

1



10

Культура, наука, религия.

1



11

Практическое занятие по теме « Человек и общество»

1




Тема 2. Экономика.

10



12

Экономика как наука.

1



13

Экономические системы. Роль государства в экономике.

1



14

Рынок. Законы рынка.

1



15

Факторы производства

1



16

Производитель и потребитель на рынке.

1



17

Рынок труда и безработица

1



18

Финансы. Государственный бюджет.

1



19

Мировая экономика

1



20

Налоги. Налоговая система.

1



21

Практическое занятие по теме «Экономика»

1




Тема 3. Социальные отношения.

2



22

Социальные отношения

1



23

Практическое занятие по теме «Социальные отношения»

1




Тема 4. Политика

7



24

Политическая система.

1



25

Государство и его функции.

1



26

Политические режимы. Демократия

1



27

Органы государственной власти в РФ

1



28

Политические партии и движения.

1



29

Избирательное право.

1



30

Практическое занятие по теме «Политика».

1




Тема 5. «Право».

2



31

Право

1



32

Практическое занятие по теме «Право»

1



33- 34

Итоговое занятие. Работа с демоверсией 2018г.

2




Всего

34 ч







Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

  • Основные концепции происхождении и сущности права; характеристику источников права, иерархию соподчинения нормативно-правовых актов и действие законов в пространстве и во времени, значимость права в обществе;

  • Сущность правовой системы, её отличие от системы права, осуществление законотворчества в РФ, определение гражданства, способы его приобретения в РФ;

  • Особенности российского судопроизводства, что такое юридическая ответственность, характеристику правонарушений, основные виды наказаний, предусмотренные российским законодательством, разъяснять суть презумпции невиновности

  • Правовые особенности регулирования форм предпринимательской деятельности, семейного и трудового права, сущность правоспособности и дееспособности;

  • Сущность и критерии социальной стратификации, социального статуса, основные виды социальной мобильности;

  • Сущность института брака и его правовое регулирование, права и обязанности супругов, родителей и детей, варианты добрачного поведения;

  • Сущность социального взаимодействия, характеристику и его основные элементы и формы;

  • Особенности возникающих в обществе конфликтов, стратегии конфликтного поведения;

  • Характеристику социальных норм и их санкций, сущность девиантного поведения и его форм, особенности деликвентного поведения, причины отклоняющегося поведения;

  • Основные концепции в рассмотрении культуры в современной науке, классификацию ценностей, сущность нравственных категорий, характеристику проявления добра и зла, основные концепции в понимании счастья, сущность гедонизма, сущность справедливости в истории и современности;

  • Роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека, структуру человеческой психики, особенности потребностей человека в жизни, сущность процесса социализации, основные проблемы подросткового периода.

Учащиеся должны уметь:

  • Аргументировано доказывать значимость права в обществе;

  • Отличать правовые нормы от других социальных норм;

  • Характеризовать Конституцию РФ;

  • Писать исковое заявление в суд;

  • Различать конкретные поступки человека с точки зрения правомерного и неправомерного поведения;

  • Анализировать положение человека в обществе, принадлежащего к определенному социальному классу;

  • Анализировать конкретные ситуации, способствующие социальному продвижению личности;

  • Анализировать различные виды семей и взаимоотношения их членов;

  • Анализировать определенные поступки, используя научные знания о социальном взаимодействии людей;

  • Характеризовать особенности социальных норм и их санкций, разъяснять особенности самоконтроля, характеризовать конкретные проявления внешнего контроля;

  • Выделять особенности деликвентного поведения, объяснять причины отклоняющегося поведения;

  • Оценивать поведение людей с точки зрения соблюдения принципа справедливости;

  • Анализировать роль природных и социальных факторов в процессе эволюции человека;

  • Объяснять взаимоотношения родителей и детей, характеризовать основные проблемы подросткового периода





Литература.



  1. КИМы по обществознанию 2015 ,2014 , 2013, 2012, 2011, 2010.

  2. ЕГЭ 2014. Обществознание. Типовые тестовые задания/ А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С. Королькова. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

Дополнительная литература.

1. Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова. Человек и общество. Москва. «Русское слово», 2010.

2. А. И. Кравченко.Обществознание. Москва. «Русское слово»,2011



http://www.kremlin.ru/ - официальный веб-сайт Президента Российской Федерации

http://www.mon.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки

http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал