ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для X-XI классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерными программами основного общего образования. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации.
Причиной составления рабочей программы 2-го вида стали климатические условия нашего региона и наличие соответствующей материальной базы, подготовленности учащихся.
Раздел «Лыжная подготовка» заменен на раздел «Кроссовая подготовка» и в него добавлены часы из вариативной части государственной программы.
Исходя из материальной базы школы и условий для занятий раздел «Гимнастика» составляет 7 часов и включает в себя акробатические упражнения и опорный прыжок. Строевые упражнения и комплексы общеразвивающих упражнений даются в процессе уроков в течение всего учебного года.
Упражнения из раздела «Элементы единоборств» изучаются отдельными частями при прохождении материала других разделов.
Учитывая большую доступность и естественность упражнений, часы из вариативной части государственной программы распределены между «Спортивными играми», «Легкой атлетикой» и «Основами туризма»..
Для контроляза развитием физических качеств занимающихся введен раздел «Контрольные нормативы», благодаря которому можно наблюдать динамику роста результатов учащихся в течение года.
Программа по физической культуре для 10-11 классов разработана в соответствии:
- с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);
-закона «Об образовании»;
-примерной программы по физической культуре основного общего образования(М.: Просвещение, 2010г.);
- с рабочей программой «Физическая культура» В.И.Ляха 5-9 классы . - М.: Просвещение, 2012 год);
- с авторской программой «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2012);
Целью школьного образования по физической культуре является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать физическую культуру для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В основной школе, начиная с 5-го класса, данная цель конкретизируется и определяет направленность образовательного процесса на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостное развитие физических, духовных и нравственных качеств, творческий подход в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели образовательный процесс по физической культуре в 10-11-х классах ориентируется на решение следующих задач:
-содействие гармоничному физическому развитию, выработку умений использовать физические упражнения, гигиенические процедуры и условия внешней среды для укрепления состояния здоровья, противостояния стрессам;
- формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и разносторонней физиологической подготовленности;
- расширение двигательного опыта посредством овладения новыми двигательными действиями и формирование умений применять их в различных по сложности условиях;
-дальнейшее развитие кондиционных способностей (силовых, скоростно-силовых, выносливости, скорости и гибкости) и координационных ( быстроты перестроения двигательных действий, согласования, способностей к произвольному расслаблению мышц, вестибулярной устойчивости) способностей;
-формирование знаний о закономерностях двигательной активности, спортивной тренировке, значении занятий физической культурой для будущей трудовой деятельности, выполнении функции отцовства и материнства, подготовку к службе в армии;
- закрепление потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта;
-формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма, развитие целеустремленности, уверенности, выдержки, самообладания;
- дальнейшее развитие психических процессов и обучение основам психической регуляции.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
На уроках физической культуры в 10-11 классах решаются все основные задачи, стоящие перед школьной системой физического воспитания, которые вытекают из цели общего и среднего образования, - содействие всестороннему развитию личности на основе овладения каждым учащимся личной физической культурой.
Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности. Особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской федерации.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Физическая культура» изучается с 10 по 11 класс из расчета 3 ч в неделю: в 10 классе – 105 часов, в 11 классе – 102 часа. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 года № 889. В приказе было указанно: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Рабочая программа рассчитана на 207 часов на два года обучения (по 3 часа в неделю).
Таблица распределения часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов (уроков) |
«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», В.И.Лях, А.А.Зданевич, М., «Просвещение»,2012г. | Рабочая программа |
| | | 10 класс | 11класс |
I. | Базовая часть | 87 | | |
1. | Основы знаний о физической культуре. | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока |
2. | Легкая атлетика | 21 | 28 | 25 |
3. | Кроссовая подготовка | - | 18 | 18 |
4. | Спортивные игры | 21 | 40 | 40 |
5. | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | 7 | 7 |
6. | Основы туризма | - | 4 | 4 |
7. | Контрольные нормативы | - | 8 | 8 |
8. | Лыжная подготовка | 18 | - | - |
9. | Элементы единоборств | 9 | - | - |
II. | Вариативная часть | 15 | | |
III. | Всего | 102 | 105 | 102 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки, приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки.
Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения, их социальная направленность и формы организации.
Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности.
Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре.
Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья.
Основы организации двигательного режима.
Основы техники безопасности и профилактики травматизма.
Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье.
Закрепление навыков закаливания. Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке. Дозировка данных процедур.
Закрепление приемов саморегуляции. Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе.
Закрепление приемов самоконтроля. Повторение приемов самоконтроля, освоенных раннее.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. Гимнастика с основами акробатики. Комплексы общеразвивающих упражнений (ОРУ), строевые упражнения на месте и в движении (в процессе урока).
Акробатические упражнения: – мальчики: длинный кувырок через препятствие на высоте до 90см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью; девочки: сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках.
Опорные прыжки: мальчики: прыжок ноги врозь через коня в длину высотой 115-120см; девочки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой (конь в ширину, высота 110см)
Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дистанции; высокий старт; низкий старт; ускорения с высокого старта; спринтерский бег; гладкий равномерный бег на учебные дистанции.
Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги»
Упражнения в метании гранаты: метание гранаты с места в горизонтальную неподвижную мишень; метание гранаты на дальность с разбега.
Кроссовая подготовка. Попеременный бег по пересеченной местности с преодолением препятствий, кросс 2000 (3000)м.
Спортивные игры. Баскетбол: ведение мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника с броском в кольцо; ловля и передача мяча без сопротивления и с сопротивлением защитника(в парах, тройках, квадрате, круге); действия против игрока без мяча и смячом (вырывание, выбивание, перехват, накрывание); индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам.
Волейбол: варианты техники передач мяча, верхняя прямая подача, прием подачи, передачи мяча в зоны, нападающий удар, блокирование нападающего удара, индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. Игра по упрощенным правилам.
Футбол: Игра в мини-футбол по упрощенным правилам.
Гандбол: Игра по упрощенным правилам.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Содержание курса | Тематическое планирование |
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки | Современное олимпийское и физкультурно-массовое движения, их социальная направленность и формы организации. Физическая культура общества и человека, понятие физической культуры личности. Спортивно-оздоровительные системы физических упражнений в отечественной и зарубежной культуре. Роль физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья. Основы организации двигательного режима. Основы техники безопасности и профилактики травматизма. Вредные привычки, причины их возникновения и пагубное влияние на организм человека, его здоровье. |
Закрепление навыков закаливания. | Воздушные и солнечные ванны, обтирание, обливание, душ, купание в реке. Дозировка данных процедур. |
Закрепление приемов саморегуляции и самоконтроля. | Повторение приемов саморегуляции, освоенных в начальной и основной школе. Повторение приемов самоконтроля, освоенных раннее. |
Легкая атлетика |
Техника бега на короткие дистанции | Совершенствование техники бега на короткие дистанции Техника старта в беге на короткие дистанции, бег 30м. Стартовый разгон в беге на короткие дистанции. Развитие скоростных способностей, бег 100м. |
Совершенствование техники бега на длинные дистанции. | Бег в равномерном темпе от 10 до 12 мин. Бег на 1000 м. |
Прыжок в длину с разбега способом согнув ноги | Совершенствование техники прыжка в длину Техника разбега и отталкивания в прыжках в длину Прыжок в длину с разбега способом «согнув ноги» с 15-20 шагов разбега |
Метание гранаты | Метание гранаты на точность в горизонтальную цель 2x2 с 12-15 м. Метание гранаты на дальность разбега |
Кроссовая подготовка |
Совершенствование техники кроссового бега | Т/б при беге. Попеременный бег Бег по пересеченной местности с преодолением препятствий Развитие выносливости. Кросс 2000м.(3000м.) |
Спортивные игры |
Волейбол |
Требования к технике безопасности. | Правила техники безопасности |
Совершенствование техники передач и приема мяча, подач, нападающего удара,блокирования, тактической подготовки. | Передача мяча сверху двумя руками над собой на месте и после перемещения вперед. Сочетание передач мяча сверху и приемом снизу Верхняя прямая подача. Прием подачи. Первая передача мяча в зону 3 и 2. Вторая передача мяча в зоны 2 и 4. Нападающий удар после подбрасывания мяча из зоны 2 и 4. Нападающий удар после приема и передачи мяча. Блокирование нападающего удара. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите. |
Овладение игрой | Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков |
Баскетбол |
Требования к технике безопасности. | Правила техники безопасности |
| |
Совершенствование техники ловли и передач мяча, ведения мяча,бросков мяча,действий против игрока без мяча и с мячом. | Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении (в парах, тройках, квадрате, круге) без сопротивления. Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении (в парах, тройках, квадрате, круге) с пассивным сопротивлением защитника. Броски мяча в кольцо после ведения мяча без сопротивления защитника Броски мяча в кольцо после ведения с пассивным сопротивлением защитника. Действия против игрока без мяча и с мячом – вырывание и выбивание. Действия против игрока без мяча и с мячом – перехват, накрывание. Индивидуальные, групповые и командные тактические действия в нападении и защите |
Овладение игрой | Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков |
Футбол |
Овладение игрой | Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков |
Гандбол |
Овладение игрой | Игра по упрощенным правилам. Игры и игровые задания с ограниченным числом игроков |
Гимнастика с элементами акробатики |
Требования к технике безопасности. | Правила техники безопасности и страховки во время занятий физическими упражнениями. Техника выполнения физических упражнений. |
Строевые приемы на месте и в движении | Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре дроблением и сведением; из колонны по два и по четыре в колонну по одному разведением и слиянием. Строевой шаг. Размыкание и смыкание на месте. |
Упражнения общеразвивающей направленности (без предметов). | Освоение общеразвивающих упражнений без предметов на месте и в движении Сочетание различных положений рук, ног, туловища Сочетание движений руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми движениями ногой, с подскоками, с приседаниями, с поворотами. Общеразвивающие упражнения в парах. |
Опорные прыжки | Техника разбега и отталкивания в опорном прыжке. Целостное выполнение прыжка. Опорный прыжок – мальчики: прыжок ноги врозь через «коня» в длину высотой 115-120 см.; девочки: прыжок углом с разбега под углом к снаряду и толчком одной ногой («конь» в ширину, высота 110 см.). |
Акробатические упражнения и комбинации | мальчики: длинный кувырок через препятствие на высоте до 90 см; стойка на руках с помощью; кувырок назад через стойку на руках с помощью; девочки: сед углом; стоя на коленях наклон назад; стойка на лопатках. |
Основы туризма |
Основы туризма | Ориентирование по карте и без нее. Практические занятия со снаряжением на местности |
Контрольные нормативы |
Контрольные нормативы | Развитие двигательных способностей Контроль и самоконтроль развития двигательных способностей |
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса
по физической культуре, ОБЖ.
Для отражения количественных показателей в требованиях используется следующая система обозначений:
Д — демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев) К — комплект (из расчета на каждого учащегося исходя из реальной наполняемости класса);
Г — комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического оснащения | Необходимое количество | Примечание |
Основная школа |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1.1 | Стандарт основного общего образования по физической культуре | Д | Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала) |
1.2 | Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый профиль) | Д |
1.3 | Авторские рабочие программы по физической культуре | Д |
1.4 | Учебник по физической культуре | Г | В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации |
1.5 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению | Д | В составе библиотечного фонда |
1.6 | Методические издания по физической культуре для учителей | Д | Методические пособия и рекомендации, журнал «Физическая культура в школе» |
2 | Демонстрационные печатные пособия |
2.1 | Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности | Д | |
3 | Экранно-звуковые пособия |
3.1 | Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» | Д | |
4 | Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
4.1 | Щит баскетбольный игровой | Д | |
4.2 | Щит баскетбольный тренировочный | Г | |
4.3 | Стенка гимнастическая | Г | |
4.5 | Скамейки гимнастические | Г | |
4.6 | Стойки волейбольные | Д | |
4.7 | Ворота, трансформируемые для гандбола и мини-футбола | Д | |
4.8 | Бревно гимнастическое напольное | Д | |
4.11 | Обручи гимнастические | Г | |
4.12 | Комплект матов гимнастических | Г | |
4.13 | Перекладина навесная универсальная | Д | |
4.15 | Аптечка медицинская | Д | |
4.16 | Спортивный туризм (палатки, рюкзаки, спальные мешки и др.) | Г | |
4.17 | Стол для настольного тенниса | Д | |
4.18 | Комплект для настольного тенниса | Г | |
4.19 | Мячи футбольные | Г | |
4.20 | Мячи баскетбольные | Г | |
4.21 | Мячи волейбольные | Г | |
4.22 | Сетка волейбольная | Д | |
5 | Спортивные залы (кабинеты) |
5.1 | Спортивный зал игровой (гимнастический) | | С раздевалками для мальчиков и девочек |
5.2 | Кабинет учителя | | Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды |
5.3 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования | | Включает в себя стеллажи, контейнеры |
6 | Пришкольный стадион (площадка) |
6.1 | Легкоатлетическая дорожка | | |
6.2 | Сектор для прыжков в длину | Д | |
6.3 | Игровое поле для футбола (мини-футбола) | Д | |
6.4 | Гимнастический городок | | |
6.5 | Полоса препятствий | | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
объединения учителей
от 28 августа 2015г. № 1 ____________ Л.В.Луценко
_________ ____________ «____» ____________ 2015г.
Подпись Расшифровка подписи
Краснодарский край Калининский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 10 х Греки
имени кавалера трёх орденов Славы Сороки Андрея Максимовича
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31 августа 2015 года
Председатель педсовета
______________ В.В.Смоленский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по физической культуре
ступень обучения (класс)среднее полное
10,11 классы
Количество часов 207 часов, в неделю 3 часа.
Уровень базовый
Учитель В.А.Лебедь
Программа разработана на основе авторской программы по физической культуре для 10,11 классов, В.И.Лях, - М., «Просвещение», 2012г., и «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», В.И.Лях, А.А.Зданевич, - М.: Просвещение, 2012г.,