СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (коррекционная) по природоведению 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа (коррекционная) по природоведению для работы в 5 классе с детьми с у/о.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (коррекционная) по природоведению 5 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Матусовская основная общеобразовательная школа»


Рассмотрено

на заседании МО учителей естественно-математического цикла

протокол №___

от «__»__________20__г.


Согласовано

заместитель директора

по УВР

______/____________

«__»____________20__г.

Утверждаю

директор школы

________/_______________

Приказ №____

От «__»___________20__г.








Рабочая программа (коррекционная) учебного предмета

«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»

5 класс, базовый уровень

На 2016 – 2017 учебный год






Составители:

Веселкова С. Г., учитель биологии;

Томских С. А., педагог-психолог






с. Матусово

2016/2017 учебный год




Пояснительная записка.

Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвое­нию систематических биологических и географических знаний.

Основными задачами курса «Природоведение» являются:

― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой приро­де;

― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой при­родой;

― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной ра­боты;

― воспитание социально значимых качеств личности.

В процессе изучения природоведческого материала у учащих­ся развивается на­блю­да­тельность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение ана­ли­зи­ровать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и за­ви­си­мости.

Первые природоведческие знания умственно отсталые дети по­лучают в дошкольном возрасте и в младших классах. При зна­комстве с окружающим миром у учеников формируются первоначальные знания о природе: они изучают се­зонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изме­нениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.

Курс «Природоведение» не только обобщает знания о приро­де, осуществляет пе­ре­ход от первоначальных представлений, по­лученных в начальных классах, к систематическим знаниям по геогра­фии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.

Программа по природоведению состоит из шести разделов:

«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Расти­тель­ный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть на Земле страна Россия».

При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Сол­нечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может позна­комить школьников с названиями планет, но не должен требо­вать от них обязательного полного воспроизведения этих назва­ний.

В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.

Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, рас­по­ло­же­н­ными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кав­казские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет оз­на­ко­ми­тель­ный характер и не требует от учащихся географической характе­ристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При изучении этого раздела уместно опираться на знания учащихся о своем родном крае.

Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов

При изучении растительного и животного мира Земли углуб­ляются и систематизируются знания, полученные в начальных классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. При изучении этих разделов необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимо­связь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декора­тивными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организ­ме, его строении и функционировании. Основное внимание тре­буется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреж­дению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная систе­ма — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосфе­ры: жизнь растений, животных и человека. Человек — час­тица Вселенной.

Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены межпредметные связи, на которые опира­ются учащиеся при изучении природоведческого материала.

Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный сло­варь понятий, слов, специальных терминов (например таких, как корень, сте­бель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта и др.).


Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:

-введение;

-вселенная;

-наш дом- Земля;

-растительный мир Земли;

-животный мир Земли;

-человек;

-есть на Земле страна- Россия.

Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю, итого – 68 часов в год.

Региональный компонент нашел отражение в изучении всех разделов программы. На основе изучения окружающего мира пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.


Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - биологии и географии.


Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22. 12. 2015 г. № 4/15) и на основе авторской программы Лифановой Т. М., Соломиной Е. М.


Учебник:

Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2016 г.


Рабочая тетрадь:

Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс: учеб. Пособие для учащихся спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т. М. Лифанова, О. А. Дубровина. – 2-е изд – М.: Просвещение, 2013.


Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

адаптированной основной общеобразовательной программы

Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.

Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

К личностным результатам освоения АООП относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нра­вственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты освоения АООП образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения это­го уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обу­чающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).


Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по природоведению 5 – 6 классы

Минимальный уровень:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом раз­лич­ных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее ра­стение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее ле­том);

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов;

-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной от­сталостью (интеллектуальными нарушениями)

планируемых ре­зуль­та­тов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы


Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пред­метных результатов должна базироваться на принципах ин­ди­ви­ду­аль­но­го и дифференцированного подходов. Усвоенные обу­ча­ющимися даже незначительные по объему и эле­мен­тарные по содержанию знания и умения должны выполнять кор­рек­ци­он­но-раз­ви­ва­ю­щую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении лич­нос­ти ученика и овладении им социальным опытом.

Для преодоления формального подхода в оценивании предметных ре­зуль­татов освоения АООП обуча­ю­щи­мися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, что­бы балльная оценка свидетельствовала о качестве ус­во­енных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.

Таким образом, ус­во­енные предметные ре­зультаты могут быть оценены с точки зрения до­сто­вер­нос­ти как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) сви­детельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных при­чинах их появления, способах их предупреждения или пре­о­до­ле­ния. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.

Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:

- по способу предъявления (устные, письменные, практические);

- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше по­казатель надежности полученных результатов, что дает основание оце­ни­вать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).

В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:

- «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

- «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале, однако требует уточнения и переосмыс­ления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предмет­ных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые сти­мулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, ока­зывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетен­ций.

Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Современные подходы к повышению эффективности обучения предпола­гают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое вни­мание уделяется развитию и коррекции мо­ти­ва­ци­он­но­го и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом оп­ределяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.

В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.

Функции базовых учебных действий:

- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;

- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;

- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к даль­нейшей трудовой деятельности;

- обеспечение целостности развития личности обучающегося.

С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения. При обучении в 5 – 9 классах у обучающихся с умственной отсталостью должны формироваться следующие базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос­но­ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про­цессами.

В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:

0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сфор­ми­ро­ван­нос­ти учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить кор­ре­ктировку процесса их формирования на протяжении всего времени обу­че­ния.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Должны знать:

- что изучает природоведение;

- название нашей планеты и её форму;

- значение Солнца на Земле для жизни;

- свойства воды, воздуха и почвы;

- простейшие классификации растений и животных;

- среду обитания и разнообразие растительного и животного мира;

- название и столицу своей страны;

- правила поведения в природе;

- название частей тела и основных органов, их назначение;

- факторы ЗОЖ;

Должны уметь:

- наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительным и животным миром своей местности;

- заполнять дневники наблюдений;

Называть представителей животного и растительного мира;

- ухаживать за домашними животными и культурными растениями;

- оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела;

- соблюдать правила личной гигиены;

- составлять небольшие по объёму рассказы о своём крае.


Содержание образовательной программы по курсу природоведения в 5 классе.


Но- мер.

Раздел.

Тема.

Количество часов.

1.

Введение.


Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.

1

2.

Вселенная.

Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса.

3

3.

Наш дом- Земля.

Планета Земля. Воздух. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Вода, ее свойства. Вода в природе. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Использование и охрана воды.

13

4.

Растительный мир Земли.

Разнообразие растительного мира.. Среда обитания растений. Части растения. Деревья, кустарники, травы. Лиственные растения. Хвойные растения. Дикорастущие и культурные кустарники. Травы. Декоративные растения. Лекарственные растения. Комнатные растения. Охрана растений.

12

5.

Животный мир Земли.

Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Насекомые. Рыбы. Птицы. Звери. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. Уход за животными в живом уголке. Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники.

14

6.

Человек.

Как устроен наш организм. Как работает (функционирует) наш организм. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи.

8

7.

Есть на Земле страна - Россия.

Россия- Родина моя. Население и народы России. Москва – столица России. Санкт-Петербург. Города России: Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города России: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов. Золотое кольцо России: Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Растительный мир России. Животный мир России. Охрана природы. Заповедники и заказники. Наше село.

12

8.

Резерв


5


Календарно- тематический план по природоведению для 5 класса .


п/п

Раздел

Тема урока

Дата проведения

Прогнозируемый результат

Словарь

Коррекционная работа

По плану

Фактически

Введение

(1 час)

Что изучает природоведение.

1 неделя сентября


Знать, что изучает природоведение.

природоведение

Коррекция мышления, памяти. Чтение, письмо, работа со словами, рисунками.

2.

Вселенная

(3 часа)

Небесные тела: планеты, звезды.

1 неделя сентября


Называть предметы и явления в окружающей обстановке.

Вселенная, небесные тела, планеты, звезды.

Умение давать определения терминам, правописание. Умение сравнивать. Работа с геометрическими фигурами, алфавитом.

3.

Солнце. Солнечная система.

2 неделя сентября


Уметь вести наблюдения.

Солнечная система

Развитие мелкой моторики. Умение формулировать ответ на вопрос. Работа с рисунками. Задания на сравнение, обобщение. Логическое мышление, воображение.

4.

Исследование космоса.

2 неделя сентября


Знать имена первых космонавтов.

Космос, космонавт, исследование, спутник.

Чтение. Распознавание. Работа с рисунками. Цветовосприятие. Работа с единицами времени (математические вычисления).

5.

Нш дом – Земля (13 часов).

Планета Земля.

3 неделя сентября


Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Атмосфера, гидросфера, литосфера.

Память. Работа со схемами и таблицами. Логическое мышление. Текст.

6.

Воздух.

3 неделя сентября


Уметь устанавливать связи между явлениями в природе. Знать свойства воздуха.

Воздух, прозрачность, газ, ветер.

Воображение. Умение формулировать ответы на вопросы. Письмо. Работа с диаграммами. Память.

7.

Значение воздуха для жизни на Земле.

4 неделя сентября


Знать основные свойства воздуха и его значение. Использование воздуха человеком.

Загрязнение, загрязняющие вещества, чистота воздуха.

Умение составлять устный рассказ по рисунками. Память. Мышление. Воображение. Развитие речи.

8.

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

4 неделя сентября


Знать основные формы поверхности Земли.

Равнина, холм, овраг, рельеф.

Работа с рисунками. Память. Правописание слов. Составление предложений. Развитие речи.

9.

Поверхность суши. Горы.

5 неделя сентября


Знать основные формы поверхности Земли.

Гора, вершина, подошва, склон, горный хребет.

Работа со словами. Правописание. Знакомство с картой. Воображение. Память. Цветовосприятие. Развитие мелкой моторики. Развитие логического мышления.

10.

Почва.

1 неделя октября


Знать значение и свойства почвы.

Почва. Типы почвы. Чернозем, гумус.

Развитие логического мышления. Сравнение. Соотнесение объектов с их характеристиками. Воображение. Развитие речи. Умение делать вывод.

11.

Полезные ископаемые.

1 неделя октября


Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых.

Полезные ископаемые. Свойства полезных ископаемых (твердость, хрупкость, прозрачность и проч.)

Умение формулировать определение. Письмо. Логическое мышление. Воображение. Правописание. Развитие речи.

12.


Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.

2 неделя октября


Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. Использование полезных ископаемых человеком.

Открытый и закрытый способы добычи полезных ископаемых.

Формулировка и запись ответов на вопросы. Обобщение. Развитие логического мышления. Умение по описанию определять объект. Соотнесение. Память. Воображение.

13.

Вода. Свойства воды.

2 неделя октября


Знать основные свойства воды.

Прозрачность, форма предмета, вкус, запах.

Мышление. Развитие речи. Воображение. Опыты с водой.

14.

Вода в природе.

3 неделя октября


Различать агрегатные состояния воды.

Агрегатные состояния воды: пар, жидкость, лед.

Развитие речи. Логическое мышление. Правописание слов. Работа со схемой, составление устного рассказа. Память.

15.

Воды суши: ручьи, реки.

3 неделя октября


Знать названия вод суши.

Названия крупнейших рек России, рек и ручьев своей местности.

Воображение. Логическое мышление. Работа с физической картой России. Правописание имен собственных. Развитие речи. Память.

16.

Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

4 неделя октября


Различать виды вод суши.

Названия видов вод суши. Названия крупнейших озер России.

Воображение. Правописание слов. Память. Умение распознавать животных на рисунках.

17.

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

4неделя октября


Знать свойства морской воды. Использование воды человеком. Загрязнение и охрана воды.

Названия океанов, некоторых морей. Названия животных, обитающих в водной среде.

Логическое мышление. Распознавание животных на рисунках. Воображение. Работа с физической картой полушарий. Цветовосприятие. Развитие мелко моторики. Развитие речи.

18.

Растительный мир Земли (12 часов)

Разнообразие растительного мира.

2 неделя ноября


Различать объекты живой и неживой природы.

Названия некоторых растений. Отличия растений от животных.

Умение формулировать определения. Письмо. Логическое мышление. Развитие мелкой моторики. Воображение. Цветовосприятие. Правописание. Распознавание растений на рисунках.

19.

Среда обитания растений.

2 неделя ноября


Знать простейшую классификацию растений.

Среда обитания.

Работа со схемой. Составление предложений развитие речи. Правописание. Подбор проверочных слов. Обобщение.

20.

Части растения.

3 неделя ноября


Знать части растений.

Названия частей растений. Названия некоторых растений.

Память. Развитие мелкой моторики. Цветовосприятие. Соотнесение. Логическое мышление. Формулировка предложений. Развитие речи. Воображение.

21.

Деревья, кустарники, травы.

3 неделя ноября


Различать деревья, кустарники, травы.

Названия растений.

Умение сравнивать, выделять отличительные особенности. Логическое мышление. Память. Обобщение. Воображение. Развитие речи.

22.

Лиственные деревья.

4 неделя ноября


Уметь называть представителей лиственных деревьев.

Названия растений.

Развитие речи. Логическое мышление. Цветовосприятие. Воображение. Соотнесение дерева с его описанием.

23.

Хвойные деревья.

4 неделя ноября


Уметь называть представителей растительного мира.

Названия растений.

Развитие речи. Сравнение, соотнесение. Память. Умение формулировать определения. Воображение. Правописание.

24.

Дикорастущие и культурные кустарники

5 неделя ноября


Уметь называть представителей растительного мира.

Названия растений.

Развитие речи. Анализ. Логическое мышление. Правописание. Умение строить устный ответ на вопрос. Соотнесение. Распознавание растений на рисунках.

25.


Травы.

1 неделя декабря


Знать простейшую классификацию растений.

Названия растений.

Развитие речи. Воображение. Умение работать по образцу. Умение строить ответы на вопросы. Правописание. Умение распознавать растения на рисунках.

26.

Декоративные растения.

1 неделя декабря


Знать названия растений, назначение декоративных растений.

Названия растений.

Развитие речи. Умение формулировать определения. Умение работать по плану, планировать свою деятельность. Развитие мелкой моторики. Воображение. Цветовосприяие, эстетика.

27.

Лекарственные растения.

2 неделя декабря


Знать некоторые лекарственные растения, их назначение.

Названия растений.

Развитие речи. Воображение. Умение распознавать растения на рисунках. Правописание. Умение выявлять причинно-следственные связи. Умение составлять устный рассказ.

28.

Комнатные растения.

2 неделя декабря


Знать некоторые комнатные растения, их назначение, уметь ухаживать за ними.

Названия растений.

Развитие речи. Воображение. Умение распознавать растения на рисунках. Умение работать по образцу. Умение выявлять причинно-следственные связи. Умение строить ответы на вопросы.

29.

Охрана растений.

3 неделя декабря


Знать простейшую классификацию растений, роль растений в природе, факторы негативного влияния человека на растения.

Красная книга, названия охраняемых растений.

Развитие речи. Воображение. Развитие мелко моторики. Правописание. Воспитание чувства ответственности, патриотизма. Счет. Умение формулировать определения.

30.

Животный мир Земли (14 часов)

Разнообразие животного мира.

3 неделя декабря


Знать простейшую классификацию животных.

Названия животных.

Развитие речи. Умение строить предложения по схеме. Умение распознавать животных на рисунках. Умение выявлять причинно-следственные связи. Воображение. Обобщение. Сравнение. Умение строить ответы на вопросы.

31.

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

4 неделя декабря


Различать животных суши и водоемов по характерным признакам.

Названия животных.

Соотнесение. Сравнение. Выявление признаков. Развитие речи. Анализ. Логическое мышление. Распознавание животных на рисунках. Воображение. Правописание.

32.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

4 неделя декабря


Знать простейшую классификацию животных.

Названия животных.

Логическое мышление. Развитие речи. Умение распознавать животных на рисунках сравнение. Соотнесение. Правописание. Воображение. Обобщение.

33.

Насекомые.

5 неделя декабря


Отличать насекомых от других животных. Различать насекомых по характерным особенностям.

Названия насекомых.

Умение различать насекомых на рисунках. Обобщение. Правописание. Счет. Развитие речи. Умение строить предложения. Воображение. Логическое мышление. Память.

34.

Рыбы.

3 неделя января


Отличать рыб от других животных. Знать признаки рыб.

Названия рыб.

Развитие речи. Анализ. Правописание, подбор проверочных слов. Воображение. Умение распознавать рыб на рисунках. Работа с терминами. Работа с числами. Воображение.

35.

Птицы.

3 неделя января


Отличать птиц от других животных. Знать признаки птиц. Уметь вести наблюдения.

Названия птиц.

Развитие речи. Анализ. Воображение. Умение распознавать птиц на рисунках. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Умение вести наблюдения. Умение устанавливать порядок действий.

36.

Звери.

4 неделя января


Знать простейшую классификацию животных. Знать признаки зверей, уметь отличать их от других животных.

Млекопитающие. Названия зверей.

Развитие речи. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Умение строить предложения по образцу. Воображение. Умение распознавать зверей на рисунках. Умение работать по плану. Правописание.

37.


Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне.

4 неделя января


Знать виды домашних животных, их значение в жизни человека.

Названия животных.

Обобщение. Правописание. Память. Развитие речи. Умение формулировать определения. Воображение. Распознавание животных на картинках. Логическое мышление.

38.

Уход за животными в живом уголке.

5 неделя января


Знать правила ухода и содержания домашних животных.

Названия домашних животных.

Развитие речи. Логическое мышление. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Умение распознавать животных на картинках. Правописание. Умение формулировать ответы на вопросы.

39.

Певчие птицы. Птицы живого уголка.

1 неделя февраля


Знать значение певчих птиц. Знать правила ухода и содержания домашних птиц.

Названия певчих птиц.

Развитие речи. Умение распознавать птиц на рисунках. Умение объяснять свой выбор. Правописание. Воображение. Логическое мышление.

40.

Аквариумные рыбки.

1 неделя февраля


Знать значение аквариумных рыбок, правила содержания.

Названия аквариумных рыбок.

Воображение. Мелкая моторика. Умение распознавать рыб на рисунках. Обобщение. Умение объяснять свой выбор. Умение составлять рассказ по предложенному плану. Правописание. Логическое мышление.

41.

Собаки.

2 неделя февраля


Знать правила ухода и содержания собак. Называть некоторые породы собак.

Названия пород собак.

Воображение. Правописание. Развитие речи. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Логическое мышление. Воспитание чувства ответственности, любви к животным.

42.


Домашние кошки.

2 неделя февраля


Знать правила ухода и содержания домашних кошек. Называть некоторые породы кошек.

Названия пород кошек.

Воображение. Память. Обобщение. Развитие речи. Умение составлять рассказ на заданную ему. Мелкая моторика. Умение распознавать кошек разных пород на рисунках.

43.

Охрана животных. Заповедники и заказники.

3 неделя февраля


Уметь объяснять важность охраны животного мира.

Заповедник. Заказник. Красная книга. Названия охраняемых видов животных.

Развитие речи. Умение формулировать определения. Мелкая моторика. Умение распознавать животных на рисунках. Память. Логическое мышление. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Правописание. Умение составлять рассказ по плану. Воображение. Воспитание ответственности и любви к природе.

44.

Человек

(8 часов).

Как устроен наш организм.

3 неделя февраля


Знать части тела и некоторые органы.

Названия органов и частей тела.

Развитие речи. Логическое мышление. Сравнение. Мелкая моторика. Умение работать по инструкции. Память. Воображение.

45.

Как работает наш организм.

4 неделя февраля


Знать, как работают некоторые органы.

Названия органов и процессов.

Развитие речи. Умение формулировать определения. Воображение. Правописание. Умение распознавать органы тела на рисунках. Соотнесение. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Логическое мышление.

46.

Здоровье человека.

4 неделя февраля


Знать принципы здорового образа жизни.

Здоровье. Режим дня. Закаливание.

Память. Логическое мышление. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Правописание. Умение объяснять свой выбор. Развитие речи. Обобщение. Воображение.

47.

Осанка.

1 неделя марта


Знать правила сохранения осанки

Осанка. Сколиоз.

Развитие речи. Умение формулировать определения. Умение объяснять свой выбор. Счет. Воображение. Мелкая моторика. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Логическое мышление. Память.

48.

Органы чувств.

1 неделя марта


Знать основные органы чувств, правила гигиены.

Названия органов чувств.

Логическое мышление. Правописание. Развитие речи. Соотнесение. Память. Воображение.

49.

Здоровое питание.

2 неделя марта


Уметь соблюдать правила питания.

Витамины.

Развитие речи. Систематизация. Соотнесение. Умение формулировать определения. Логическое мышление. Воображение. Память.

50.

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

2 неделя марта


Уметь соблюдать правила гигиены, объяснять необходимость этого.

Названия органов дыхания. Никотин. Вредные привычки.

Счет. Развитие речи. Обобщение. Умение распознавать органы на рисунках. Умение объяснять свой выбор. Правописание. Воображение. Логическое мышление. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Умение делать выводы.

51.


Оказание первой медицинской помощи. Профилактика простудных заболеваний.

3 неделя марта


Уметь оказывать простейшую медицинскую помощь.

Ушиб. Порез. Ссадина.

Развитие речи. Память. Воображение. Умение выявлять причинно-следственные связи. Соответствие. Логическое мышление. Умение составлять устный текст по рисункам.

52.

Есть на Земле страна – Россия

(12 часов).

Россия – Родина моя.

3 неделя марта


Знать название своей страны, государственные символы, уметь показывать Россию на карте.

Страна, государство, государственный флаг, герб, гимн столица.

Развитие речи. Правописание. Память. Цветовосприятие. Мелкая моторика. Умение распознавать флаг и герб России на рисунках. Логическое мышление. Воспитание патриотизма и гордости за свою страну.

53.

Население и народы России.

4 неделя марта


Знать название некоторых народов, населяющих Россию.

Народ. Названия народов. Обычай. Традиция. Народные промыслы.

Развитие речи. Умение распознавать город и село на рисунках. Сравнение. Умение составлять текст по рисункам. Умение распознавать народные промыслы на рисунках. Логическое мышление. Воображение.

54.

Москва – столица России.

1 неделя апреля


Знать название своей страны и столицы, уметь показывать их на карте.

Кремль, достопримечательности.

Развитие речи. Правописание. Обобщение. Умение распознавать достопримечательности на рисунках. Память. Логическое мышление.

55.


Санкт-Петербург.

2 неделя апреля


Уметь показывать Санкт-Петербург на карте, знать некоторые достопримечательности города.

Названия достопримечательностей города.

Развитие речи. Умение работать по инструкции. Сопоставление. Логическое мышление. Память. Умение распознавать достопримечательности на рисунках. Правописание.

56.

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

2 неделя апреля


Уметь показывать города на карте.

Названия городов.

Развитие речи. Память. Правописание. Логическое мышление. Воображение.

57.

Города России. Новосибирск. Владивосток.

3 неделя апреля


Уметь показывать города на карте.

Названия городов.

Развитие речи. Счет. Логическое мышление. Память. Умение работать по инструкции. Умение составлять рассказ, пользуясь словами для справок.

58.

Золотое кольцо России. Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов.

3 неделя апреля


Знать расположение Золотого кольца.

Названия городов.

Развитие речи. Правописание. Умение работать с картой. Логическое мышление. Умение формулировать определения. Сопоставление. Воображение.

59.

Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

4 неделя апреля


Знать расположение Золотого кольца, уметь показывать его на карте.

Названия городов.

Развитие речи. Последовательность. Сопоставление. Логическое мышление.

60.

Растительный мир России.

4 неделя апреля


Знать типичных представителей растительного мира России.

Природная зона, Красная книга России

Умение распознавать природные зоны на рисунках. Развитие речи. Память. Логическое мышление. Сравнение. Сопоставление.

61.

Животный мир России.

5 неделя апреля


Знать типичных представителей животного мира России. Знать о необходимости бережного отношения к природе.

Экологическая катастрофа.

Память. Умение распознавать животных на рисунках. Правописание. Воображение. Логическое мышление. Сравнение. Классификация. Развитие речи.

62.

Охрана природы. Заповедники и заказники.

1 неделя мая


Знать правила поведения в природе.

Названия растений, животных, названия ООПТ своего края.

Память. Умение формулировать определения. Умение составлять рассказ по плану. Правописание. Логическое мышление. Мелкая моторика. Воспитание ответственности и бережного отношения к природе.

63.

Наше село.

1 неделя мая


Уметь работать самостоятельно

Названия географических объектов окрестностей.

Развитие речи. Образное мышление. Логическое мышление. Воображение. Память. Мелкая моторика. Воспитание ответственности и любви к своей малой Родине.

64 - 68


Резерв







Типовые задания

урока

Тема урока

Типовые задания

1.

Введение (1 час).

Что изучает природоведение.

  1. Прочитать стихотворение, где нужно вставить пропущенное слово;

  2. Запись определений в тетрадь;

  3. Работа со словесным рядом, где нужно подчеркнуть только те слова, которые имеют отношение к природе;

  4. Заполнить таблицу «Тела природы»: распределить данные слова на группы: «живые тела», «неживые тела»;

  5. Работа с картинками: подписать изображенные на картинках явления природы;

2.

Вселенная (3 часа).

Небесные тела: планеты, звезды.

  1. Запись определений в тетрадь;

  2. Работа с рисунком: записать название прибора. Записать предложение с использованием названия прибора;

  3. Работа с таблицей «Характеристика звезд и планет»;

  4. Задание на повторение алфавита (соединить звезды по алфавиту, чтобы получился определенный рисунок);

  5. Решить кроссворд.

3.

Солнечная система. Солнце.

  1. Прочитать загадку и нарисовать отгадку;

  2. Работа с рисунком. Ответить на вопросы.

  3. Работа с таблицей «Звезды и планеты»: распределить слова и характеристики по нужным колонкам;

  4. Работа с рисунком строения Солнечной системы. Ответить на вопросы;

  5. Подобрать обобщающее слово;

  6. Преобразовать утверждение в вопрос;

  7. Разгадать ребусы;

  8. Задание на повторение орфограммы.

4.

Исследование космоса.

  1. Прочитать стихотворение, где нужно вставить пропущенное слово;

  2. Работа с рисунками: обвести предметы, которые необходимы для наблюдений за небесными телами, подписать их названия;

  3. Работа с буквами, составление слов по схеме;

  4. Работа с рисунками: узнать космонавтов по фотографиям, составить рассказ о них;

  5. Задание на повторение единиц измерения времени;

  6. Решить кроссворд.

5.

Наш дом – Земля (13 часов).

Планета Земля.

  1. Работа с рисунком. Рассмотреть рисунок и подписать названия небесных тел;

  2. Работа с рисунком. Рассмотреть рисунок и ответить на вопрос;

  3. Работа с таблицей. Записать месяцы, соответствующие временам года;

  4. Работа с текстом. Вставить пропущенные слова и числа;

  5. Работа с таблицей «Оболочки Земли».

  6. Работа с текстом. Дополнить текст и придумать название.

6.

Воздух.

  1. Отгадать загадку, записать отгадку;

  2. Работа с рисунком. Рассмотреть рисунок и ответить на вопросы;

  3. Работа с определениями: дописать предложения;

  4. Знакомство с диаграммой (задание повышенной сложности);

  5. Сформулировать устный ответ на вопрос;

  6. Работа с текстом. Дописать текст и придумать заглавие;

  7. Расшифровать слово по схеме.

7.

Значение воздуха для жизни на Земле.

  1. Работа с рисунками. Используя рисунки составить рассказ о том, как человек использует воздух;

  2. Работа с рисунками. Ответить на вопрос;

  3. Работа с текстом. Вставить пропущенные слова, пользуясь данным списком;

  4. Составить устный ответ на вопрос.

8.

Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги.

  1. Работа с рисунками. Подписать названия оболочек Земли;

  2. Дополнить предложение;

  3. Вставить пропущенные буквы в словах, подобрать обобщающее слово;

  4. Дописать предложения, используя слова для справок;

  5. Отгадать загадку, записать отгадку;

  6. Перечислить меры борьбы с оврагами;

  7. Составить рассказ о характере поверхности своей местности.

9.

Поверхность суши. Горы.

  1. Собрать слова и записать их правильно;

  2. Работа с географической картой, ответить на вопрос;

  3. Отгадать загадки, записать отгадки;

  4. Прочитать предложения в нужной последовательности, пронумеровать.

10.

Почва.

  1. Работа с определением: из предложенных выбрать правильное;

  2. Соединить стрелкой название почвы с ее характеристикой;

  3. Работа с картинками и загадками: соединить стрелкой загадку с отгадкой;

  4. Отгадать ребус;

  5. Составить по рисункам устный рассказ «О пользе почвы».

11.

Полезные ископаемые.

  1. Работа с определением: записать определение, ответить на вопрос;

  2. Работа со схемой «Полезные ископаемые»: привести примеры твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых;

  3. Отгадать ребусы;

  4. Выполнить тест, из букв, обозначающих правильные ответы, составить слово и придумать предложение с ним;

  5. Работа с текстом: вставить в текст пропущенные слова из предложенного списка;

  6. Работа с рисунками: соединить предмет с названием полезного ископаемого, из которого он сделан;

  7. Решить кроссворд.

12.

Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф.

  1. Ответить на вопросы;

  2. Вычеркнуть лишнее слово из перечня, устно объяснить, почему оно не подходит;

  3. Работа с текстом: прочитать текст, отгадать, о каких полезных ископаемых идет речь;

  4. Соединить название полезного ископаемого с его назначением и использованием;

  5. Работа с текстом. Вставить пропущенные слова, запомнить правила пользования газом;

  6. Работа с текстом: найти ошибки;

  7. Расшифровать названия полезных ископаемых по схеме.

13.

Вода. Свойства воды.

  1. Прочитать стихотворение, дополнить последнюю строчку;

  2. Работа с рисунками. Рассмотреть рисунки и ответить на вопрос;

  3. Работа с рисунками. Рассмотреть рисунки и определить свойства воды;

  4. Работа с рисунками. Опираясь на рисунки, провести опыты, описать результаты;

  5. Дополнить рассказ «Свойства воды»;

  6. Выполнить тест, из букв, обозначающих правильные ответы, составить слово.

14.

Вода в природе.

  1. Ответить на вопросы;

  2. Работа с рисунками. Рассмотреть рисунки и заполнить схему «Разное состояние воды»;

  3. Решить кроссворд;

  4. Работа с таблицей: зачеркнуть неправильные ответы, правильные подчеркнуть красным цветом;

  5. Рассмотреть схему круговорота воды, ответить на вопросы с использованием слов для справок.

15.

Воды суши: ручьи, реки.

  1. Отгадать загадки, записать отгадки;

  2. Работа с перфокартой «Разнообразие водоемов по происхождению: естественные и искусственные»;

  3. Закончить предложения;

  4. Работа с картой с помощью учителя: обозначение рек на карте (задание повышенной сложности);

  5. Работа по схеме; соотнесение букв и цифр: записать названия рек;

  6. Составить устный рассказ, используя текст учебника;

  7. Записать названия рек своего края.

16.

Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения.

  1. Записать, какие ты знаешь естественные и искусственные водоемы;

  2. Отгадать загадки, записать отгадки;

  3. Отгадать ребусы;

  4. Вставить в слова пропущенные буквы, используя словарь. Устно придумать предложения с этими словами;

  5. Дописать предложения, используя текст учебника;

  6. Работа с рисунками. Узнать животных, обитающих в пресных водоемах, подписать рисунки.

17.

Моря и океаны. Использование и охрана воды.

  1. Обитатели морей и океанов: работа со словами. Соединить начало и конец слова. Дополнить предложение, используя получившиеся слова;

  2. Дополнить предложения;

  3. Работа с рисунками. Узнать по внешнему виду животных морей и океанов, подписать их названия;

  4. Работа с контурной картой: найти океаны, прочитать их названия, раскрасить нужным цветом (пользуясь физической картой полушарий);

  5. Работа с таблицей «Использование воды человеком»: заполнить таблицу, используя слова для справок;

  6. Работа с рисунками: рассмотреть рисунки в учебнике, составить устный рассказ «Как люди используют воду»

18.

Растительный мир Земли (12 часов).

Разнообразие растительного мира.

  1. Работа с определениями. Дописать определения;

  2. Работа с рисунками. Подписать названия инструментов для ухода за культурными растениями. Дорисовать и подписать инструменты, которых не хватает на картинках;

  3. Дописать предложение;

  4. Работа с таблицей «Дикорастущие и культурные растения». Заполнить таблицу, используя слова для справок;

  5. Работа по схеме: составить слова из букв, ответить на вопросы;

  6. Поставить слова в единственном числе, запомнить их правописание;

  7. Вставить в слова пропущенные буквы, подобрав и записав проверочные слова. Поставить ударения;

  8. Прочитать, о каких лесах говорится в стихотворении. Подчеркнуть названия лесов;

  9. Решить кроссворд. Придумать вопросы к отгаданным словам.

19.

Части растения.

  1. Отгадать загадку, записать отгадку;

  2. Работа с рисунком. Рассмотреть рисунок, раскрасить и подписать, используя слова для справок, части растения;

  3. Работа с буквами. Поставить буквы в нужной последовательности. Прочитать получившиеся слова, подобрать для них обобщающее понятие, записать его в пустые клетки;

  4. Закончить предложение;

  5. Работа с рисунками. Узнать растение по его контуру. Соединить рисунок части растения с его названием;

  6. Решить кроссворд;

  7. Вставить пропущенные слова в предложения;

  8. Устно ответить на вопрос.

20.

Деревья, кустарники, травы.

  1. Письменно ответить на вопрос;

  2. Заполнить таблицу, приведя примеры растений своей местности;

  3. Дописать, о каких деревьях говорится в предложениях;

  4. Записать обобщающие слова в каждой строке;

  5. Отгадать загадки, записать отгадки;

  6. Отгадать ребусы.

21.

Лиственные деревья.

  1. Письменно ответить на вопрос;

  2. Из предложенных названий подчеркнуть названия лиственных деревьев;

  3. Работа с рисунком «Листопад»: раскрасить деревья и устно ответить на вопросы;

  4. Работа с репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень»: рассмотреть картину и устно ответить на вопросы;

  5. Определить дерево по описанию. Соединить описание с названием дерева:

  6. Продолжить рассказ, используя слова для справок.

22.

Хвойные деревья.

  1. Прочитать стихотворение, подчеркнуть названия хвойных деревьев. Устно ответить на вопрос;

  2. Работа с рисунками. Подписать названия хвойных деревьев, найти сходство и различия;

  3. Прочитать вопросы и подчеркнуть правильные ответы;

  4. Дописать определение;

  5. Работа с буквами; из букв составить слово, являющееся ответом на вопрос, записать его;

  6. Решить кроссворд;

  7. Отгадать ребусы;

  8. Работа с перфокартой «Шишки хвойных деревьев».

23.

Дикорастущие и культурные растения.

  1. Продолжить предложение;

  2. Работа с рисунком. Подписать название частей кустарника;

  3. Зачеркнуть лишнее слово в ряду предложенных слов. Для оставшихся слов подобрать обобщающее понятие и записать его в рамку на свободную строчку, вставить пропущенные буквы;

  4. Работа с буквами: составить слово по схеме;

  5. Работа с рисунками. Определить, из каких ягод сварено варенье. Устно составить рассказ о целебных свойствах этих ягод;

  6. Письменно ответить на вопрос;

  7. Решить картинный кроссворд: отгадать названия кустарников по цветам и плодам.

24.

Травы.

  1. Дописать предложение, используя текст учебника;

  2. Отгадать загадки, записать отгадки. Найти отгадки среди разбросанных букв;

  3. Прочитать рассказ, письменно ответить на вопросы;

  4. Решить картинный кроссворд;

  5. Устно ответить на вопросы;

  6. Вставить в слова пропущенные буквы, запомнить правописание.

25.

Декоративные растения.

  1. Прочитать и дополнить предложение;

  2. Заполнить таблицу «Декоративные растения», используя слова для справок;

  3. Работа с буквами по схеме: составить названия цветов. Ответить на вопрос, ответ записать в пустые клетки;

  4. Дополнить рассказ, придумать ему название. О каком растении идет речь?

  5. Нарисовать букет для мамы. Какие цветы ты возьмешь? Можно использовать представленные изображения цветов.

26.

Лекарственные растения.

  1. Прочитать стихотворение. Подчеркнуть названия лекарственных трав. Ответить на вопрос;

  2. Закончить предложение;

  3. Отгадать загадки, записать отгадки;

  4. Устно ответить на вопросы;

  5. Выполнить тест. Из букв, обозначающих правильные ответы, составить название лекарственного растения;

  6. Работа с рисунками: распределить растения по группам;

  7. Работа с рисунком: записать название комнатного лекарственного растения, письменно ответить на вопрос;

  8. Составить устный рассказ о правилах сбора лекарственных трав, используя приведенные выражения.

27.

Комнатные растения.

  1. Отгадать загадки, записать отгадки;

  2. Работа с рисунками. Подписать названия комнатных растений;

  3. Работа со словами: расшифровать названия комнатных растений, ответы записать в пустые клетки;

  4. Работа с рисунками. Рассмотреть рисунки и ответить на вопросы;

  5. Работа с рисунками. Рассмотреть рисунки и записать, как надо ухаживать за комнатными растениями;

  6. Работа с рисунками. Рассмотреть комнату, дорисовать комнатные растения;

  7. Работа со схемой. Рассмотреть схему, ответить на вопросы.

28.

Охрана растений.

  1. Письменно ответить на вопросы, используя слова для справок;

  2. Ответить на вопрос;

  3. Прочитать рассказ и устно ответить на вопрос;

  4. Работа с рисунками. Расшифровать запрещающие знаки. Нарисовать свой знак в пустом круге;

  5. Решить кроссворд;

  6. Работа с Красной книгой Забайкальского края: записать исчезающие виды растений своего края (задание повышенной сложности);

  7. Составить и записать рассказ «Правила поведения в природе», используя слова для справок;

  8. Записать определение Красной книги.

29.

Животный мир земли (14 часов).

Разнообразие животного мира.

  1. Работа со схемой. Записать несколько предложений, используя схему. Привести примеры;

  2. Дополнить цепочку названиями животных, используя слова для справок. Подумать, по какому принципу нужно расставить животных;

  3. Работа с таблицей «Способы передвижения животных». Заполнить таблицу, приведя примеры животных;

  4. Прочитать сравнения, ответить на вопрос. Придумать свои сравнения;

  5. Разгадать ребусы. К словам-отгадкам подобрать обобщающее слово;

  6. Работа с рисунками на сравнение. Ответить на вопросы устно или письменно. (задание повышенной сложности);

  7. Устно ответить на вопросы.

30.

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

  1. Работа с рисунками. Подписать места обитания животных, соединить стрелками рисунки животных с местами обитания;

  2. Работа с таблицей «Животные севера и жарких стран»: пользуясь текстом учебника, заполнить таблицу;

  3. Игра «Четвертый лишний»: выписать лишнее слово, устно объяснить свой выбор;

  4. Дан перечень жилищ животных. Для каждого написать, кто в нем живет;

  5. Работа с рисунками и таблицей. Распределить животных по группам, записав цифру в нужную колонку;

  6. Работа с рисунками. Игра «Кто чем питается»: соединить линиями изображение животного с изображением его пищи;

  7. Решить экологическую задачу;

  8. Закончить предложения.

31.

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.

  1. Работа с таблицей: подписать названия групп животных, ориентируясь на их представителей;

  2. Дописать предложения;

  3. Работа с рисунками. Соединить линией описание с названием групп животных, написать представителей;

  4. Отгадать загадки и решить кроссворд;

  5. Найти в каждом ряду одно лишнее слово, зачеркнуть его. Написать обобщающее слово для остальных слов.

32.

Насекомые.

  1. Работа с рисунками. Назвать представленных представителей животного мира одним словом и записать это слово в рамку;

  2. Работа с рисунком. Подписать части тела насекомого. Сосчитать, сколько у него ног;

  3. Дополнить предложения;

  4. Отгадать ребусы, записать отгадки;

  5. Работа с таблицей «Насекомые». Заполнить таблицу, используя слова для справок. Используя слова каждого столбика, устно составить предложения;

  6. Отгадать загадки, соединить линией отгадку с рисунком;

  7. Решить картинный кроссворд;

  8. Работа с рисунками. Рассмотреть рисунки; догадаться, кто должен быть изображен на последнем кубике. Устно составить предложение по схеме;

  9. Прочитать текст и запомнить правил поведения при встрече с насекомыми.

33.

Рыбы.

  1. Работа с таблицей «Морские и пресноводные рыбы». Заполнить таблицу, используя текст учебника;

  2. Работа с рисунком. Подписать части тела рыбы;

  3. Восстановить предложения;

  4. Работа со словами. Подобрать проверочные слова так, чтобы выделенная буква была под ударением;

  5. Решить кроссворд «Кто попался в сети?»;

  6. Работа с терминами. Подобрать правильный термин для определения;

  7. Работа с текстом и рисунками. Прочитать текст и ответить на вопросы, используя рисунки.

34.

Птицы.

  1. Работа с рисунком. Подписать части тела птицы, используя слова для справок;

  2. Дописать предложения;

  3. Работа с рисунками. Подписать названия птиц. Ответить на вопросы;

  4. Работа с рисунками. Подписать названия птиц. Соединить линиями изображения птиц и места их обитания;

  5. Задание на подбор слов-антонимов. Закончить предложения;

  6. Задание на знание зимующих птиц своей местности. Ответить на вопросы. Нарисовать птицу;

  7. Работа с текстом и рисунками. Прочитать текст. Пронумеровать рисунки в правильной последовательности. Пересказать текст;

  8. Составить устный рассказ, используя слова для справок.

35.

Звери.

  1. Дописать предложения;

  2. Работа с таблицей «Способы питания зверей»: заполнить таблицу, используя слова для справок. Устно составить предложения по образцу;

  3. Работа с рисунками и словосочетаниями. Прочитать словосочетания. Вписать название животного. Соединить стрелкой рисунок с нужным предложением;

  4. Работа с рисунками. Узнать животных по контуру. Соединить линией животных с местами их обитания;

  5. Заполнить таблицу. Вписать слова, которые подходят для рассказа о данных животных, используя слова для справок;

  6. Закончить предложения;

  7. Решить кроссворд.

36.

Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне.

  1. Работа со словами. Подобрать обобщающее слово, записать его и запомнить его написание;

  2. Работа с таблицей «Дикие и домашние животные». Заполнить таблицу, используя свои примеры или слова для справок;

  3. Дополнить предложения;

  4. Прочитать стихотворение, ответить на вопросы;

  5. Разгадать ребусы;

  6. Работа со словами и рисунками. Игра «Где чей детеныш?». Соединить линиями изображения животных и их детенышей. В рамки вписать названия животных и их детенышей. В словах для справок подчеркнуть те, которые были использованы;

  7. Работа с рисунками. По частям животных определить, кто изображен на рисунках;

  8. Устно ответить на вопросы.

37.

Уход за животными в живом уголке.

  1. Записать определение, пользуясь тексом учебника;

  2. В перечне животных подчеркнуть названия тех животных, которые могут жить дома или в живом уголке. Устно объяснить свой выбор. Придумать предложение о живом уголке;

  3. Ответить на вопрос «Кого чем кормить?» Написать нужные слова рядом с названием животного;

  4. Письменно ответить на вопросы;

  5. Решить картинный кроссворд;

  6. Прочитать стихотворение. Придумать свое название. Устно ответить на вопросы.

38.

Певчие птицы. Птицы живого уголка.

  1. Прочитать текст. Подчеркнуть названия певчих птиц и места, где они обитают;

  2. Работа с рисунками. Подписать названия птиц, используя слова для справок. Обвести названия певчих птиц;

  3. Работа со словами и рисунками. Написать под рисунками названия певчих птиц. Запомнить правильное написание;

  4. Отгадать загадки, записать отгадки;

  5. Дописать определение;

  6. Ответить на вопрос;

  7. Записать правила ухода за домашними птицами;

  8. Устно ответить на вопрос.

39.

Аквариумные рыбки.

  1. Отгадать загадку, нарисовать отгадку;

  2. Работа с рисунками. Подписать названия рыб; зачеркнуть лишнюю;

  3. Работа с рисунком. Раскрасить золотую рыбку. Составить устный рассказ по плану. Показать на рисунке части тела;

  4. Дописать предложения по образцу;

  5. Записать рекомендации по подготовке аквариума и уходу за рыбками;

  6. Работа с рисунками. Узнать рыбу по хвосту, подписать названия рыб.

40.

Собаки.

  1. Отгадать загадки, записать отгадку. Запомнить правильное написание;

  2. Работа с рисунками и схемой. Рассмотреть рисунки, заполнить схему. Письменно ответить на вопрос;

  3. Работа с таблицей «Породы собак». Заполнить таблицу, используя слова для справок;

  4. Составить предложение из данных слов, записать его;

  5. Дополнить рассказ, используя текст учебника;

  6. Выполнить тест;

  7. К каждому вопросу подобрать правильный ответ, соединить линией;

  8. Составить рассказ о своей собаке по предложенному плану.

41.

Домашние кошки.

  1. Отгадать загадку, написать отгадку;

  2. Подчеркнуть слова, относящиеся к кошке. Устно составить предложение;

  3. Работа с рисунками. Показать стрелками еду, которую ест кошка. Составить устный рассказ об этом;

  4. Составить и записать рассказ, как ухаживать за котенком;

  5. Обвести и раскрасить рисунок. Составить и записать рассказ о своей кошке;

  6. Рассмотреть рисунки. Устно ответить на вопросы;

  7. Выполнить тест. Из букв, обозначающих правильные ответы, составь и запиши слово;

  8. Прочитай и запомни правило

42.

Охрана животных. Заповедники и заказники.

  1. Письменно и устно ответить на вопросы;

  2. Записать определение;

  3. Работа с рисунками. Подписать рисунки. Найти животных, охраняемых в заповедниках и раскрасить их;

  4. В перечне найти названия животных, которым угрожает опасность исчезновения и обвести их карандашом красного цвета;

  5. Составить устный рассказ о заповеднике по предложенному плану;

  6. Решить кроссворд;

  7. Разгадать ребусы. Придумать предложения с отгаданными словами.

43.

Человек (8 часов).

Как устроен наш организм.

  1. Прочитать стихотворение, письменно ответить на вопросы;

  2. Работа с рисунками. Рассмотреть схему, подписать рисунки. Вставить в предложения пропущенные слова;

  3. Работа с рисунками. Рассмотреть рисунки, письменно ответить на вопросы;

  4. Работа с рисунком. Соединить точки и подписать названия основных частей тела. Дорисовать недостающие части;

  5. Работа с цифрами и буквами. Назвать числа от меньшего к большему. Выписать буквы в том же порядке. Получившееся слово – ответ на вопрос;

  6. Работа с таблицей «Части тела и внутренние органы человека». Заполнить таблицу, используя слова для справок.

44.

Как работает наш организм.

  1. Написать определения, используя текст учебника;

  2. Работа с таблицей. Н пересечении вопроса и правильного ответа поставить знак «+»;

  3. Отгадать загадку. Найти отгадку среди рисунков и записать;

  4. Работа с рисунками. Подписать названия внутренних органов, запомнить правильное написание;

  5. Работа с таблицей «Органы и системы органов». Заполнить таблицу, вписав названия органов;

  6. Соединить линиями рисунки внутренних органов человека с их значением и функциями.

45.

Здоровье человека.

  1. Прочитать и выучить наизусть отрывок из стихотворения;

  2. Работа со схемой. Решить пример;

  3. Выполнить тест. Из букв, обозначающих правильные ответы, составить и записать слово, объяснить его значение;

  4. Работа с рисунками. Рассмотреть рисунки и письменно ответить на вопросы;

  5. Дописать предложения, используя текст учебника;

  6. Составить и записать режим дня;

  7. Написать правила здорового образа жизни, о которых напоминают данные слова.

46.

Осанка.

  1. Прочитать отрывок из стихотворения, письменно ответить на вопрос;

  2. Работа с числами и словами. Каждое слово обозначено числом. Двигаясь от большего к меньшему числу, составить предложение из соответствующих слов и записать его;

  3. Из предложенных выбрать правильный ответ на вопрос и записать его;

  4. Работа с рисунками. Рассмотреть рисунки и ответить на вопрос. Дорисовать, как нужно сидеть правильно;

  5. Разгадать ребусы, записать отгаданные слова;

  6. Из предложенных выбрать правильные утверждения. Выписать буквенный шифр, составить и записать слово.

47.

Органы чувств.

  1. Вставить в предложения пропущенные слова;

  2. Решить кроссворд;

  3. Работа с таблицей «Органы чувств». Дописать заголовки таблицы в каждой колонке. Заполнить колонки, используя слова для справок;

  4. Прочитать и восстановить текст;

  5. Прочитать и запомнить правила;

  6. Прочитать текст, найти в нем ошибки. Дописать в предложениях ручкой красного цвета частицу «не», чтобы исправить текст. Запомнить правила;

  7. Работа с рисунками и текстом. Прочитать текст, подписать рисунки.

48.

Здоровое питание.

  1. Письменно ответить на вопросы;

  2. Работа с таблицей «Растительные и животные продукты». Заполнить таблицу, используя слова для справок;

  3. Работа с рисунками. Соединить линиями названия полезных веществ с продуктами, в которых они содержатся;

  4. Выбрать из перечня продукты для здорового питания и составить меню на день;

  5. Заполнить таблицу «Правила рационального питания»;

  6. Составить предложение, соединив слова по схеме.

49.

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

  1. Выполнить практическое задание «Чаще или реже»;

  2. Устно ответить на вопросы;

  3. Работа со словами. Прочитать слова, подобрать к ним обобщающее понятие, записать его;

  4. Работа с рисунками. Найти на рисунках органы дыхания, подписать их название;

  5. Решить кроссворд;

  6. Продолжить цепочку «Процесс дыхания»;

  7. Дополнить рассказ, вписав нужные слова;

  8. Работа со схемой «Курение очень опасно!». Прочитать и сделать выводы;

  9. Прочитать и запомнить правила гигиены дыхания;

  10. В перечне зачеркнуть слова, которые мешают человеку сохранять здоровыми органы дыхания.

50.

Оказание первой медицинской помощи. Профилактика простудных заболеваний.

  1. Письменно ответить на вопросы;

  2. Написать, как называют врачей, к которым нужно обратиться в данных ситуациях. Даны слова для справок;

  3. Отгадать ребус, записать отгаданное слово;

  4. Работа с рисунками «Повреждения кожи». Соединить линией рисунок с нужной рекомендацией;

  5. Прочитать стихотворение. Записать и запомнить телефоны «Скорой помощи» и пожарной части;

  6. В перечне зачеркнуть те действия, которые могут привести к простудным заболеваниям;

  7. Используя рисунки, составить и записать предложения о способах закаливания. Даны слова для справок. Прочитать и запомнить основное правило закаливания.

51.

Есть на Земле страна Россия (12 часов).

Россия –Родина моя.

  1. Работа со словами. Прочитать слова, ответить на вопрос. Подчеркнуть название своего государства;

  2. Подобрать однокоренные слова к данному слову. Устно составить с ними предложения;

  3. Работа со словами. Вставить пропущенные буквы, запомнить правильное написание слов;

  4. Нарисовать государственный флаг своей страны. Письменно ответить на вопросы;

  5. Работа с рисунками. Найти герб России и подписать его;

  6. Прочитать часть гимна России. Письменно ответить на вопросы;

  7. Собрать предложение из предложенных слов;

  8. Решить кроссворд;

  9. Дописать предложения;

  10. Написать свой адрес.

52.

Население и народы России.

  1. Письменно ответить на вопросы;

  2. Работа с рисунками «Город и село». Подписать рисунки;

  3. Привести и записать примеры своей национальной кухни;

  4. Привести и записать примеры местных промыслов для данных городов России и своей местности. Даны рисунки;

  5. Письменно ответить на вопросы.

53.

Москва – столица России.

  1. Прочитать текст. Вставить пропущенные буквы, запомнить правильное написание слов;

  2. Заполнить пропуски в тексте;

  3. Устно ответить на вопрос;

  4. Подобрать и записать обобщающие слова;

  5. Рассмотреть рисунок и ответить на вопросы;

  6. Решить кроссворд.

54.

Санкт-Петербург.

  1. Письменно ответить на вопросы;

  2. Выполнить тест. Из букв, обозначающих правильные ответы, составить и записать слово. Придумать и записать предложение с этим словом;

  3. Соединить стрелками достопримечательности и названия городов, в которых они находятся;

  4. Выбрать из слов для справок нужное слово и вписать его в предложение;

  5. Вставить в слова пропущенные буквы;

  6. Работа с рисунками. Рассмотреть фотографии, подписать достопримечательности;

  7. Решить кроссворд;

  8. Составить и записать предложения из перепутанных слов.

55.

Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

  1. Письменно ответить на вопросы;

  2. Работа с картой. Нарисовать значок, которым города обозначаются на карте. Найти на карте России любые названия городов и записать их;

  3. Рассмотреть рисунки и письменно ответить на вопросы;

  4. Заполнить перфокарту;

  5. Дополнить текст, используя слова для справок;

  6. Рассмотреть рисунок и дополнить текст;

  7. Прочитать текст и догадаться, о каком городе идет речь. Записать название города;

  8. Письменно ответить на вопросы.

56.

Города России. Новосибирск. Владивосток.

  1. Расположить названия городов в нужном порядке, начиная с самого густонаселенного. Обозначить цифрами;

  2. Работа с рисунками. Рассмотреть флаг и герб Новосибирска, письменно ответить на вопросы;

  3. Прочитать рассказ. Устно продолжить его, используя слова для справок;

  4. Выполнить тест. Из слов, обозначающих правильные ответы, составить и записать слово;

  5. Составить устный рассказ о Владивостоке, используя слова для справок.

57.

Золотое кольцо России. Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов.

  1. Прочитать текст и вставить в слова пропущенные буквы;

  2. Работа с картой. Назвать город, которые образуют Золотое кольцо России, подписать их название на карте (задание повышенной трудности);

  3. Продолжить и записать предложение;

  4. Записать определение;

  5. Узнать города по описанию и фотографии. Вписать в пустые клетки названия городов;

  6. Письменно ответить на вопросы.

58.

Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир.

  1. Письменно ответить на вопросы;

  2. По отдельным словам догадаться, о каких городах идет речь. Записать названия городов;

  3. Работа с таблицей «Достопримечательности городов Золотого кольца России». Пользуясь текстом учебника, вписать в таблицу достопримечательности городов.

59.

Растительный мир России.

  1. Работа с рисунками. Подписать названия природных зон России, используя слова для справок;

  2. Соединить стрелками природные зоны с их характерной растительности;

  3. Заполнить перфокарту;

  4. Работа с рисунками. Подписать названия растений разных природных зон России;

  5. Работа с таблицей «Растения природных зон России». Вписать в таблицу названия растений из разных климатических зон России;

  6. Составить схему и ответить на вопрос;

  7. Письменно ответить н вопросы .

60.

Животный мир России.

  1. Работа с рисунками. Назвать и подписать группы животных;

  2. Разгадать ребусы и решить кроссворд;

  3. Работа с таблицей. Распределить слова из кроссворда по колонкам;

  4. Работа с рисунками. Подписать названия животных и места их обитания;

  5. Дописать предложения, используя текст учебника;

  6. Письменно ответить на вопросы;

  7. Устно составить рассказ о животном своей местности. Нарисовать рисунок.

61.

Охрана природы. Заповедники и заказники.

  1. Записать определение;

  2. Вставить в текст слова, используя текст учебника;

  3. Составить и записать рассказ о заповеднике по предложенному плану;

  4. Разгадать по схеме названия охраняемых животных и записать их;

  5. Работа с рисунками. Записать названия редких и исчезающих растений и животных;

  6. Нарисовать животное и растение, занесенное в Красную книгу Забайкальского края. Подписать названия;

  7. Из предложенных слов составить предложение и записать его.

62.

Наше село.

  1. Прочитать пословицы и поговорки, объяснить их смысл;

  2. Устно ответить на вопросы;

  3. Написать письмо другу в другой город, нарисовать картинку, рассказать, за что ты любишь свое село

63 – 68.

Резервные уроки



Наряду с перечисленными в таблице заданиям планируется работа с пластилином, цветной бумагой (создание простейших моделей, схем), сборка паззлов. Мы считаем, что такие задания помогут развитию памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, повысят интерес ученик к предмету и к процессу обучения в целом.












Условия реализации программы


Программа разработана для работы с учащимся 5 класса Мачневым Алексеем по усвоению содержания учебного предмета «Природоведение».

Мачнев Алексей Александрович 27. 04.2004 года рождения обучается в 5 классе МБОУ «Матусовской ООШ». До поступления в школу посещал предшкольный класс, пропуская значительное количество занятий. В начальном звене обучался по программе « Гармония».

Мальчик физически развит соответственно своему возрасту, однако интеллектуальное развитие крайне низкое. ПМПК дала рекомендации обучаться по программе для детей с умственной отсталостью. По результатам работы психолога, мальчик имеет низкий уровень умственной работоспособности, низкий уровень механической памяти. Внимание неустойчивое. На уроках внимание не сосредоточивает, практически ничего не усваивает из объяснения учителя, чаще всего пассивен. Мелкая моторика и речь развиты плохо. Логическое мышление крайне низкое. Алексей может списать текст с учебника, но самостоятельно или под диктовку писать не может. Планировать свою деятельность и работать по плану не может. На уроке преобладают игровые интересы, занимается посторонними делами, постоянно нарушает нормы поведения.

Требования учителя Алексей воспринимает неформально или вообще не выполняет, старается быть незамеченным, родителям тоже не всегда подчиняется.

Хорошо идет на контакт как со взрослыми так и с детьми. В общении с учителями вежлив. На замечания реагирует адекватно. На похвалу реагирует положительно, хотя иногда похвала не дает результата. На порицание практически не реагирует, может просто молчать.

Уроки в школе Алексей пропускает как по уважительной причине (много болеет), так и без уважительной причины. Алексей воспитывается в неполной, неблагополучной семье. Внимание ребенку уделяется очень мало. Мальчик может иметь при себе все школьные принадлежности, а на уроках может сказать что у него ничего нет. Учебники и все свои вещи содержит в неудовлетворительном состоянии.

Мама Алексея редко посещает классные родительские собрания, иногда поддерживает контакт с учителями, но результат отсутствует.

Алексей состоит на внутришкольном контроле по девиантному поведению (бьет стёкла, кидается камнями, издевается над животными).

В случае, если Алексей не сможет справляться с данной программой, она будет пересмотрена и откорректирована.