СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа (коррекционная) по природоведению для работы в 5 классе с детьми с у/о.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Матусовская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественно-математического цикла протокол №___ от «__»__________20__г.
| Согласовано заместитель директора по УВР ______/____________ «__»____________20__г. | Утверждаю директор школы ________/_______________ Приказ №____ От «__»___________20__г. |
Рабочая программа (коррекционная) учебного предмета
«ПРИРОДОВЕДЕНИЕ»
5 класс, базовый уровень
На 2016 – 2017 учебный год
Составители:
Веселкова С. Г., учитель биологии;
Томских С. А., педагог-психолог
с. Матусово
2016/2017 учебный год
Пояснительная записка.
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в начальных классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек», «Есть на Земле страна Россия».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При изучении этого раздела уместно опираться на знания учащихся о своем родном крае.
Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в начальных классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. При изучении этих разделов необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера (земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала.
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта и др.).
Природоведение как учебный предмет в 5 классе состоит из следующих разделов:
-введение;
-вселенная;
-наш дом- Земля;
-растительный мир Земли;
-животный мир Земли;
-человек;
-есть на Земле страна- Россия.
Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю, итого – 68 часов в год.
Региональный компонент нашел отражение в изучении всех разделов программы. На основе изучения окружающего мира пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем - биологии и географии.
Рабочая программа составлена в соответствии с Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1),одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22. 12. 2015 г. № 4/15) и на основе авторской программы Лифановой Т. М., Соломиной Е. М.
Учебник:
Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида; Москва, изд. «Просвещение», 2016 г.
Рабочая тетрадь:
Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 класс: учеб. Пособие для учащихся спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Т. М. Лифанова, О. А. Дубровина. – 2-е изд – М.: Просвещение, 2013.
Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП оцениваются как итоговые на момент завершения образования.
Освоение обучающимися АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) Организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по природоведению 5 – 6 классы
Минимальный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
- выполнение несложных заданий под контролем учителя;
- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
- выделение существенных признаков групп объектов;
-знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную роль в становлении личности ученика и овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) необходимо, чтобы балльная оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие / несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность применения усвоенных знаний.
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- «удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
- «хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
- «очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5‑балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Современные подходы к повышению эффективности обучения предполагают формирование у школьника положительной мотивации к учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее сформированности и успешность обучения школьника.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные, мотивационные, целевые и оценочные.
Функции базовых учебных действий:
- обеспечение успешности (эффективности) изучения содержания любой предметной области;
- реализация преемственности обучения на всех ступенях образования;
- формирование готовности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к дальнейшей трудовой деятельности;
- обеспечение целостности развития личности обучающегося.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия целесообразно рассматривать на различных этапах обучения. При обучении в 5 – 9 классах у обучающихся с умственной отсталостью должны формироваться следующие базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на протяжении всего времени обучения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Должны знать:
- что изучает природоведение;
- название нашей планеты и её форму;
- значение Солнца на Земле для жизни;
- свойства воды, воздуха и почвы;
- простейшие классификации растений и животных;
- среду обитания и разнообразие растительного и животного мира;
- название и столицу своей страны;
- правила поведения в природе;
- название частей тела и основных органов, их назначение;
- факторы ЗОЖ;
Должны уметь:
- наблюдать за сезонными изменениями в природе, растительным и животным миром своей местности;
- заполнять дневники наблюдений;
Называть представителей животного и растительного мира;
- ухаживать за домашними животными и культурными растениями;
- оказывать простейшую доврачебную помощь, измерять температуру тела;
- соблюдать правила личной гигиены;
- составлять небольшие по объёму рассказы о своём крае.
Содержание образовательной программы по курсу природоведения в 5 классе.
Но- мер. | Раздел. | Тема. | Количество часов. |
1. | Введение.
| Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | 1 |
2. | Вселенная. | Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. | 3 |
3. | Наш дом- Земля. | Планета Земля. Воздух. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Вода, ее свойства. Вода в природе. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Использование и охрана воды. | 13 |
4. | Растительный мир Земли. | Разнообразие растительного мира.. Среда обитания растений. Части растения. Деревья, кустарники, травы. Лиственные растения. Хвойные растения. Дикорастущие и культурные кустарники. Травы. Декоративные растения. Лекарственные растения. Комнатные растения. Охрана растений. | 12 |
5. | Животный мир Земли. | Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Насекомые. Рыбы. Птицы. Звери. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. Уход за животными в живом уголке. Певчие птицы. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Собаки. Домашние кошки. Охрана животных. Заповедники и заказники. | 14 |
6. | Человек. | Как устроен наш организм. Как работает (функционирует) наш организм. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Органы чувств. Здоровое питание. Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. Оказание первой медицинской помощи. | 8 |
7. | Есть на Земле страна - Россия. | Россия- Родина моя. Население и народы России. Москва – столица России. Санкт-Петербург. Города России: Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города России: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов. Золотое кольцо России: Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. Растительный мир России. Животный мир России. Охрана природы. Заповедники и заказники. Наше село. | 12 |
8. | Резерв |
| 5 |
Календарно- тематический план по природоведению для 5 класса .
№ п/п | Раздел | Тема урока | Дата проведения | Прогнозируемый результат | Словарь | Коррекционная работа | ||||
По плану | Фактически | |||||||||
| Введение (1 час) | Что изучает природоведение. | 1 неделя сентября |
| Знать, что изучает природоведение. | природоведение | Коррекция мышления, памяти. Чтение, письмо, работа со словами, рисунками. | |||
2. | Вселенная (3 часа) | Небесные тела: планеты, звезды. | 1 неделя сентября |
| Называть предметы и явления в окружающей обстановке. | Вселенная, небесные тела, планеты, звезды. | Умение давать определения терминам, правописание. Умение сравнивать. Работа с геометрическими фигурами, алфавитом. | |||
3. | Солнце. Солнечная система. | 2 неделя сентября |
| Уметь вести наблюдения. | Солнечная система | Развитие мелкой моторики. Умение формулировать ответ на вопрос. Работа с рисунками. Задания на сравнение, обобщение. Логическое мышление, воображение. | ||||
4. | Исследование космоса. | 2 неделя сентября |
| Знать имена первых космонавтов. | Космос, космонавт, исследование, спутник. | Чтение. Распознавание. Работа с рисунками. Цветовосприятие. Работа с единицами времени (математические вычисления). | ||||
5. | Нш дом – Земля (13 часов). | Планета Земля. | 3 неделя сентября |
| Уметь устанавливать причинно-следственные связи. | Атмосфера, гидросфера, литосфера. | Память. Работа со схемами и таблицами. Логическое мышление. Текст. | |||
6. | Воздух. | 3 неделя сентября |
| Уметь устанавливать связи между явлениями в природе. Знать свойства воздуха. | Воздух, прозрачность, газ, ветер. | Воображение. Умение формулировать ответы на вопросы. Письмо. Работа с диаграммами. Память. | ||||
7. | Значение воздуха для жизни на Земле. | 4 неделя сентября |
| Знать основные свойства воздуха и его значение. Использование воздуха человеком. | Загрязнение, загрязняющие вещества, чистота воздуха. | Умение составлять устный рассказ по рисунками. Память. Мышление. Воображение. Развитие речи. | ||||
8. | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. | 4 неделя сентября |
| Знать основные формы поверхности Земли. | Равнина, холм, овраг, рельеф. | Работа с рисунками. Память. Правописание слов. Составление предложений. Развитие речи. | ||||
9. | Поверхность суши. Горы. | 5 неделя сентября |
| Знать основные формы поверхности Земли. | Гора, вершина, подошва, склон, горный хребет. | Работа со словами. Правописание. Знакомство с картой. Воображение. Память. Цветовосприятие. Развитие мелкой моторики. Развитие логического мышления. | ||||
10. | Почва. | 1 неделя октября |
| Знать значение и свойства почвы. | Почва. Типы почвы. Чернозем, гумус. | Развитие логического мышления. Сравнение. Соотнесение объектов с их характеристиками. Воображение. Развитие речи. Умение делать вывод. | ||||
11. | Полезные ископаемые. | 1 неделя октября |
| Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. | Полезные ископаемые. Свойства полезных ископаемых (твердость, хрупкость, прозрачность и проч.) | Умение формулировать определение. Письмо. Логическое мышление. Воображение. Правописание. Развитие речи. | ||||
12. |
| Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф. | 2 неделя октября |
| Уметь определять некоторые свойства полезных ископаемых. Использование полезных ископаемых человеком. | Открытый и закрытый способы добычи полезных ископаемых. | Формулировка и запись ответов на вопросы. Обобщение. Развитие логического мышления. Умение по описанию определять объект. Соотнесение. Память. Воображение. | |||
13. | Вода. Свойства воды. | 2 неделя октября |
| Знать основные свойства воды. | Прозрачность, форма предмета, вкус, запах. | Мышление. Развитие речи. Воображение. Опыты с водой. | ||||
14. | Вода в природе. | 3 неделя октября |
| Различать агрегатные состояния воды. | Агрегатные состояния воды: пар, жидкость, лед. | Развитие речи. Логическое мышление. Правописание слов. Работа со схемой, составление устного рассказа. Память. | ||||
15. | Воды суши: ручьи, реки. | 3 неделя октября |
| Знать названия вод суши. | Названия крупнейших рек России, рек и ручьев своей местности. | Воображение. Логическое мышление. Работа с физической картой России. Правописание имен собственных. Развитие речи. Память. | ||||
16. | Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения. | 4 неделя октября |
| Различать виды вод суши. | Названия видов вод суши. Названия крупнейших озер России. | Воображение. Правописание слов. Память. Умение распознавать животных на рисунках. | ||||
17. | Моря и океаны. Использование и охрана воды. | 4неделя октября |
| Знать свойства морской воды. Использование воды человеком. Загрязнение и охрана воды. | Названия океанов, некоторых морей. Названия животных, обитающих в водной среде. | Логическое мышление. Распознавание животных на рисунках. Воображение. Работа с физической картой полушарий. Цветовосприятие. Развитие мелко моторики. Развитие речи. | ||||
18. | Растительный мир Земли (12 часов) | Разнообразие растительного мира. | 2 неделя ноября |
| Различать объекты живой и неживой природы. | Названия некоторых растений. Отличия растений от животных. | Умение формулировать определения. Письмо. Логическое мышление. Развитие мелкой моторики. Воображение. Цветовосприятие. Правописание. Распознавание растений на рисунках. | |||
19. | Среда обитания растений. | 2 неделя ноября |
| Знать простейшую классификацию растений. | Среда обитания. | Работа со схемой. Составление предложений развитие речи. Правописание. Подбор проверочных слов. Обобщение. | ||||
20. | Части растения. | 3 неделя ноября |
| Знать части растений. | Названия частей растений. Названия некоторых растений. | Память. Развитие мелкой моторики. Цветовосприятие. Соотнесение. Логическое мышление. Формулировка предложений. Развитие речи. Воображение. | ||||
21. | Деревья, кустарники, травы. | 3 неделя ноября |
| Различать деревья, кустарники, травы. | Названия растений. | Умение сравнивать, выделять отличительные особенности. Логическое мышление. Память. Обобщение. Воображение. Развитие речи. | ||||
22. | Лиственные деревья. | 4 неделя ноября |
| Уметь называть представителей лиственных деревьев. | Названия растений. | Развитие речи. Логическое мышление. Цветовосприятие. Воображение. Соотнесение дерева с его описанием. | ||||
23. | Хвойные деревья. | 4 неделя ноября |
| Уметь называть представителей растительного мира. | Названия растений. | Развитие речи. Сравнение, соотнесение. Память. Умение формулировать определения. Воображение. Правописание. | ||||
24. | Дикорастущие и культурные кустарники | 5 неделя ноября |
| Уметь называть представителей растительного мира. | Названия растений. | Развитие речи. Анализ. Логическое мышление. Правописание. Умение строить устный ответ на вопрос. Соотнесение. Распознавание растений на рисунках. | ||||
25. |
| Травы. | 1 неделя декабря |
| Знать простейшую классификацию растений. | Названия растений. | Развитие речи. Воображение. Умение работать по образцу. Умение строить ответы на вопросы. Правописание. Умение распознавать растения на рисунках. | |||
26. | Декоративные растения. | 1 неделя декабря |
| Знать названия растений, назначение декоративных растений. | Названия растений. | Развитие речи. Умение формулировать определения. Умение работать по плану, планировать свою деятельность. Развитие мелкой моторики. Воображение. Цветовосприяие, эстетика. | ||||
27. | Лекарственные растения. | 2 неделя декабря |
| Знать некоторые лекарственные растения, их назначение. | Названия растений. | Развитие речи. Воображение. Умение распознавать растения на рисунках. Правописание. Умение выявлять причинно-следственные связи. Умение составлять устный рассказ. | ||||
28. | Комнатные растения. | 2 неделя декабря |
| Знать некоторые комнатные растения, их назначение, уметь ухаживать за ними. | Названия растений. | Развитие речи. Воображение. Умение распознавать растения на рисунках. Умение работать по образцу. Умение выявлять причинно-следственные связи. Умение строить ответы на вопросы. | ||||
29. | Охрана растений. | 3 неделя декабря |
| Знать простейшую классификацию растений, роль растений в природе, факторы негативного влияния человека на растения. | Красная книга, названия охраняемых растений. | Развитие речи. Воображение. Развитие мелко моторики. Правописание. Воспитание чувства ответственности, патриотизма. Счет. Умение формулировать определения. | ||||
30. | Животный мир Земли (14 часов) | Разнообразие животного мира. | 3 неделя декабря |
| Знать простейшую классификацию животных. | Названия животных. | Развитие речи. Умение строить предложения по схеме. Умение распознавать животных на рисунках. Умение выявлять причинно-следственные связи. Воображение. Обобщение. Сравнение. Умение строить ответы на вопросы. | |||
31. | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. | 4 неделя декабря |
| Различать животных суши и водоемов по характерным признакам. | Названия животных. | Соотнесение. Сравнение. Выявление признаков. Развитие речи. Анализ. Логическое мышление. Распознавание животных на рисунках. Воображение. Правописание. | ||||
32. | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. | 4 неделя декабря |
| Знать простейшую классификацию животных. | Названия животных. | Логическое мышление. Развитие речи. Умение распознавать животных на рисунках сравнение. Соотнесение. Правописание. Воображение. Обобщение. | ||||
33. | Насекомые. | 5 неделя декабря |
| Отличать насекомых от других животных. Различать насекомых по характерным особенностям. | Названия насекомых. | Умение различать насекомых на рисунках. Обобщение. Правописание. Счет. Развитие речи. Умение строить предложения. Воображение. Логическое мышление. Память. | ||||
34. | Рыбы. | 3 неделя января |
| Отличать рыб от других животных. Знать признаки рыб. | Названия рыб. | Развитие речи. Анализ. Правописание, подбор проверочных слов. Воображение. Умение распознавать рыб на рисунках. Работа с терминами. Работа с числами. Воображение. | ||||
35. | Птицы. | 3 неделя января |
| Отличать птиц от других животных. Знать признаки птиц. Уметь вести наблюдения. | Названия птиц. | Развитие речи. Анализ. Воображение. Умение распознавать птиц на рисунках. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Умение вести наблюдения. Умение устанавливать порядок действий. | ||||
36. | Звери. | 4 неделя января |
| Знать простейшую классификацию животных. Знать признаки зверей, уметь отличать их от других животных. | Млекопитающие. Названия зверей. | Развитие речи. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Умение строить предложения по образцу. Воображение. Умение распознавать зверей на рисунках. Умение работать по плану. Правописание. | ||||
37. |
| Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. | 4 неделя января |
| Знать виды домашних животных, их значение в жизни человека. | Названия животных. | Обобщение. Правописание. Память. Развитие речи. Умение формулировать определения. Воображение. Распознавание животных на картинках. Логическое мышление. | |||
38. | Уход за животными в живом уголке. | 5 неделя января |
| Знать правила ухода и содержания домашних животных. | Названия домашних животных. | Развитие речи. Логическое мышление. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Умение распознавать животных на картинках. Правописание. Умение формулировать ответы на вопросы. | ||||
39. | Певчие птицы. Птицы живого уголка. | 1 неделя февраля |
| Знать значение певчих птиц. Знать правила ухода и содержания домашних птиц. | Названия певчих птиц. | Развитие речи. Умение распознавать птиц на рисунках. Умение объяснять свой выбор. Правописание. Воображение. Логическое мышление. | ||||
40. | Аквариумные рыбки. | 1 неделя февраля |
| Знать значение аквариумных рыбок, правила содержания. | Названия аквариумных рыбок. | Воображение. Мелкая моторика. Умение распознавать рыб на рисунках. Обобщение. Умение объяснять свой выбор. Умение составлять рассказ по предложенному плану. Правописание. Логическое мышление. | ||||
41. | Собаки. | 2 неделя февраля |
| Знать правила ухода и содержания собак. Называть некоторые породы собак. | Названия пород собак. | Воображение. Правописание. Развитие речи. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Логическое мышление. Воспитание чувства ответственности, любви к животным. | ||||
42. |
| Домашние кошки. | 2 неделя февраля |
| Знать правила ухода и содержания домашних кошек. Называть некоторые породы кошек. | Названия пород кошек. | Воображение. Память. Обобщение. Развитие речи. Умение составлять рассказ на заданную ему. Мелкая моторика. Умение распознавать кошек разных пород на рисунках. | |||
43. | Охрана животных. Заповедники и заказники. | 3 неделя февраля |
| Уметь объяснять важность охраны животного мира. | Заповедник. Заказник. Красная книга. Названия охраняемых видов животных. | Развитие речи. Умение формулировать определения. Мелкая моторика. Умение распознавать животных на рисунках. Память. Логическое мышление. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Правописание. Умение составлять рассказ по плану. Воображение. Воспитание ответственности и любви к природе. | ||||
44. | Человек (8 часов). | Как устроен наш организм. | 3 неделя февраля |
| Знать части тела и некоторые органы. | Названия органов и частей тела. | Развитие речи. Логическое мышление. Сравнение. Мелкая моторика. Умение работать по инструкции. Память. Воображение. | |||
45. | Как работает наш организм. | 4 неделя февраля |
| Знать, как работают некоторые органы. | Названия органов и процессов. | Развитие речи. Умение формулировать определения. Воображение. Правописание. Умение распознавать органы тела на рисунках. Соотнесение. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Логическое мышление. | ||||
46. | Здоровье человека. | 4 неделя февраля |
| Знать принципы здорового образа жизни. | Здоровье. Режим дня. Закаливание. | Память. Логическое мышление. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Правописание. Умение объяснять свой выбор. Развитие речи. Обобщение. Воображение. | ||||
47. | Осанка. | 1 неделя марта |
| Знать правила сохранения осанки | Осанка. Сколиоз. | Развитие речи. Умение формулировать определения. Умение объяснять свой выбор. Счет. Воображение. Мелкая моторика. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Логическое мышление. Память. | ||||
48. | Органы чувств. | 1 неделя марта |
| Знать основные органы чувств, правила гигиены. | Названия органов чувств. | Логическое мышление. Правописание. Развитие речи. Соотнесение. Память. Воображение. | ||||
49. | Здоровое питание. | 2 неделя марта |
| Уметь соблюдать правила питания. | Витамины. | Развитие речи. Систематизация. Соотнесение. Умение формулировать определения. Логическое мышление. Воображение. Память. | ||||
50. | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. | 2 неделя марта |
| Уметь соблюдать правила гигиены, объяснять необходимость этого. | Названия органов дыхания. Никотин. Вредные привычки. | Счет. Развитие речи. Обобщение. Умение распознавать органы на рисунках. Умение объяснять свой выбор. Правописание. Воображение. Логическое мышление. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Память. Умение делать выводы. | ||||
51. |
| Оказание первой медицинской помощи. Профилактика простудных заболеваний. | 3 неделя марта |
| Уметь оказывать простейшую медицинскую помощь. | Ушиб. Порез. Ссадина. | Развитие речи. Память. Воображение. Умение выявлять причинно-следственные связи. Соответствие. Логическое мышление. Умение составлять устный текст по рисункам. | |||
52. | Есть на Земле страна – Россия (12 часов). | Россия – Родина моя. | 3 неделя марта |
| Знать название своей страны, государственные символы, уметь показывать Россию на карте. | Страна, государство, государственный флаг, герб, гимн столица. | Развитие речи. Правописание. Память. Цветовосприятие. Мелкая моторика. Умение распознавать флаг и герб России на рисунках. Логическое мышление. Воспитание патриотизма и гордости за свою страну. | |||
53. | Население и народы России. | 4 неделя марта |
| Знать название некоторых народов, населяющих Россию. | Народ. Названия народов. Обычай. Традиция. Народные промыслы. | Развитие речи. Умение распознавать город и село на рисунках. Сравнение. Умение составлять текст по рисункам. Умение распознавать народные промыслы на рисунках. Логическое мышление. Воображение. | ||||
54. | Москва – столица России. | 1 неделя апреля |
| Знать название своей страны и столицы, уметь показывать их на карте. | Кремль, достопримечательности. | Развитие речи. Правописание. Обобщение. Умение распознавать достопримечательности на рисунках. Память. Логическое мышление. | ||||
55. |
| Санкт-Петербург. | 2 неделя апреля |
| Уметь показывать Санкт-Петербург на карте, знать некоторые достопримечательности города. | Названия достопримечательностей города. | Развитие речи. Умение работать по инструкции. Сопоставление. Логическое мышление. Память. Умение распознавать достопримечательности на рисунках. Правописание. | |||
56. | Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | 2 неделя апреля |
| Уметь показывать города на карте. | Названия городов. | Развитие речи. Память. Правописание. Логическое мышление. Воображение. | ||||
57. | Города России. Новосибирск. Владивосток. | 3 неделя апреля |
| Уметь показывать города на карте. | Названия городов. | Развитие речи. Счет. Логическое мышление. Память. Умение работать по инструкции. Умение составлять рассказ, пользуясь словами для справок. | ||||
58. | Золотое кольцо России. Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов. | 3 неделя апреля |
| Знать расположение Золотого кольца. | Названия городов. | Развитие речи. Правописание. Умение работать с картой. Логическое мышление. Умение формулировать определения. Сопоставление. Воображение. | ||||
59. | Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. | 4 неделя апреля |
| Знать расположение Золотого кольца, уметь показывать его на карте. | Названия городов. | Развитие речи. Последовательность. Сопоставление. Логическое мышление. | ||||
60. | Растительный мир России. | 4 неделя апреля |
| Знать типичных представителей растительного мира России. | Природная зона, Красная книга России | Умение распознавать природные зоны на рисунках. Развитие речи. Память. Логическое мышление. Сравнение. Сопоставление. | ||||
61. | Животный мир России. | 5 неделя апреля |
| Знать типичных представителей животного мира России. Знать о необходимости бережного отношения к природе. | Экологическая катастрофа. | Память. Умение распознавать животных на рисунках. Правописание. Воображение. Логическое мышление. Сравнение. Классификация. Развитие речи. | ||||
62. | Охрана природы. Заповедники и заказники. | 1 неделя мая |
| Знать правила поведения в природе. | Названия растений, животных, названия ООПТ своего края. | Память. Умение формулировать определения. Умение составлять рассказ по плану. Правописание. Логическое мышление. Мелкая моторика. Воспитание ответственности и бережного отношения к природе. | ||||
63. | Наше село. | 1 неделя мая |
| Уметь работать самостоятельно | Названия географических объектов окрестностей. | Развитие речи. Образное мышление. Логическое мышление. Воображение. Память. Мелкая моторика. Воспитание ответственности и любви к своей малой Родине. | ||||
64 - 68 |
| Резерв |
|
|
|
|
|
Типовые задания
№ урока | Тема урока | Типовые задания |
1. | Введение (1 час). Что изучает природоведение. |
|
2. | Вселенная (3 часа). Небесные тела: планеты, звезды. |
|
3. | Солнечная система. Солнце. |
|
4. | Исследование космоса. |
|
5. | Наш дом – Земля (13 часов). Планета Земля. |
|
6. | Воздух. |
|
7. | Значение воздуха для жизни на Земле. |
|
8. | Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги. |
|
9. | Поверхность суши. Горы. |
|
10. | Почва. |
|
11. | Полезные ископаемые. |
|
12. | Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф. |
|
13. | Вода. Свойства воды. |
|
14. | Вода в природе. |
|
15. | Воды суши: ручьи, реки. |
|
16. | Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения. |
|
17. | Моря и океаны. Использование и охрана воды. |
|
18. | Растительный мир Земли (12 часов). Разнообразие растительного мира. |
|
19. | Части растения. |
|
20. | Деревья, кустарники, травы. |
|
21. | Лиственные деревья. |
|
22. | Хвойные деревья. |
|
23. | Дикорастущие и культурные растения. |
|
24. | Травы. |
|
25. | Декоративные растения. |
|
26. | Лекарственные растения. |
|
27. | Комнатные растения. |
|
28. | Охрана растений. |
|
29. | Животный мир земли (14 часов). Разнообразие животного мира. |
|
30. | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. |
|
31. | Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. |
|
32. | Насекомые. |
|
33. | Рыбы. |
|
34. | Птицы. |
|
35. | Звери. |
|
36. | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и в деревне. |
|
37. | Уход за животными в живом уголке. |
|
38. | Певчие птицы. Птицы живого уголка. |
|
39. | Аквариумные рыбки. |
|
40. | Собаки. |
|
41. | Домашние кошки. |
|
42. | Охрана животных. Заповедники и заказники. |
|
43. | Человек (8 часов). Как устроен наш организм. |
|
44. | Как работает наш организм. |
|
45. | Здоровье человека. |
|
46. | Осанка. |
|
47. | Органы чувств. |
|
48. | Здоровое питание. |
|
49. | Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. |
|
50. | Оказание первой медицинской помощи. Профилактика простудных заболеваний. |
|
51. | Есть на Земле страна Россия (12 часов). Россия –Родина моя. |
|
52. | Население и народы России. |
|
53. | Москва – столица России. |
|
54. | Санкт-Петербург. |
|
55. | Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. |
|
56. | Города России. Новосибирск. Владивосток. |
|
57. | Золотое кольцо России. Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Ростов. |
|
58. | Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир. |
|
59. | Растительный мир России. |
|
60. | Животный мир России. |
|
61. | Охрана природы. Заповедники и заказники. |
|
62. | Наше село. |
|
63 – 68. | Резервные уроки |
|
Наряду с перечисленными в таблице заданиям планируется работа с пластилином, цветной бумагой (создание простейших моделей, схем), сборка паззлов. Мы считаем, что такие задания помогут развитию памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, повысят интерес ученик к предмету и к процессу обучения в целом.
Условия реализации программы
Программа разработана для работы с учащимся 5 класса Мачневым Алексеем по усвоению содержания учебного предмета «Природоведение».
Мачнев Алексей Александрович 27. 04.2004 года рождения обучается в 5 классе МБОУ «Матусовской ООШ». До поступления в школу посещал предшкольный класс, пропуская значительное количество занятий. В начальном звене обучался по программе « Гармония».
Мальчик физически развит соответственно своему возрасту, однако интеллектуальное развитие крайне низкое. ПМПК дала рекомендации обучаться по программе для детей с умственной отсталостью. По результатам работы психолога, мальчик имеет низкий уровень умственной работоспособности, низкий уровень механической памяти. Внимание неустойчивое. На уроках внимание не сосредоточивает, практически ничего не усваивает из объяснения учителя, чаще всего пассивен. Мелкая моторика и речь развиты плохо. Логическое мышление крайне низкое. Алексей может списать текст с учебника, но самостоятельно или под диктовку писать не может. Планировать свою деятельность и работать по плану не может. На уроке преобладают игровые интересы, занимается посторонними делами, постоянно нарушает нормы поведения.
Требования учителя Алексей воспринимает неформально или вообще не выполняет, старается быть незамеченным, родителям тоже не всегда подчиняется.
Хорошо идет на контакт как со взрослыми так и с детьми. В общении с учителями вежлив. На замечания реагирует адекватно. На похвалу реагирует положительно, хотя иногда похвала не дает результата. На порицание практически не реагирует, может просто молчать.
Уроки в школе Алексей пропускает как по уважительной причине (много болеет), так и без уважительной причины. Алексей воспитывается в неполной, неблагополучной семье. Внимание ребенку уделяется очень мало. Мальчик может иметь при себе все школьные принадлежности, а на уроках может сказать что у него ничего нет. Учебники и все свои вещи содержит в неудовлетворительном состоянии.
Мама Алексея редко посещает классные родительские собрания, иногда поддерживает контакт с учителями, но результат отсутствует.
Алексей состоит на внутришкольном контроле по девиантному поведению (бьет стёкла, кидается камнями, издевается над животными).
В случае, если Алексей не сможет справляться с данной программой, она будет пересмотрена и откорректирована.