Рассмотрено на заседании: МО ___________ цикла Руководитель МО _________/ ____________/ «___»_____________ 2017г. | Согласованно: Зам.директора УВР ________ /Холодова И.Н./ «__»_____________ 2017г. | Утверждено: И.о директора школы: ________ Юрганова Е.Е. «__»____________2017г |
Рабочая программа по природоведению для коррекционных классов VIII вида
Составил: учитель химии и биологии
Доржеева З.Г.
с.Могоенок
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Природоведение 5 класс, автор Т.М.Лифанова,Е.Н.Соломина;2-е издание. М.: Просвещение,2005г.
Курс «Природоведение» в специальной (коррекционной) школе VIII вида ставит своей целью подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными целями и задачами курса «Природоведение» являются:
Сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;
Демонстрация тесной взаимосвязи между и неживой природой;
Формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
Воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
Воспитание социально значимых качеств личности.
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Краткое содержание
Введение (1ч)
Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью.
Вселенная (4ч)
Небесные тела: планеты, звезды. Солнечная система. Солнце. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Экскурсия ( в планетарий, музей космоса, обсерваторию) или наблюдение за звездным небом.
Наш дом - Земля (13ч)
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера. Соотношение воды и суши на Земле. Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение воздуха для жизни на Земле. Поверхность суши: равнины, холмы, овраги. Поверхность суши: горы. Почва (охрана почвы). Свойства почвы. Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. Свойства, значение. Способы добычи. Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши: ручьи, реки. Озера, болота, пруды. Сезонные изменения. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Растительный мир Земли (12 ч)
Разнообразие растительного мира. Части растения. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Экскурсия в парк, сад, лес, поле, (в зависимости от местных условий). Деревья, кустарники, травы. Части растения. Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня. Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница. Кустарники(дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина. Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник, одуванчик, ромашка, укроп, петрушка. Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика. Внешний вид. Места произрастания. Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. правила сбора, использование. Комнатные растения. Герань, бегония, фиалка и др. уход. Значение. Береги растения. Почему нужно беречь растения. Красная книга. Контрольная работа по теме : «Растительный мир Земли».
Животный мир Земли (12 ч)
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие). Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Птицы, внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Экскурсия в зоопарк, парк, живой уголок, на ферму ( в зависимости от местных условий). Уход за животными в живом уголке или дома. Птицы живого уголка. Аквариумные рыбки. Правила ухода и содержания. Собаки и домашние кошки. Правила ухода и содержания. Охрана животных. Заповедники. Красная книга.
Человек (8 ч)
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь. Помощь при ушибах, порезах ссадинах. Профилактика простудных заболеваний.
Есть на Земле страна - Россия (18 ч)
Россия - Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. Население России. Городское и сельское население. Народы России. Столица Москва. Санкт-Петербург. Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Города: Новосибирск, Владивосток. Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности. Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира. Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители животного мира России и своего края. Заповедники, заказники, охрана природы. Наш город (село, деревня). Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Контрольная работа по теме: «Есть на Земле страна - Россия».
Повторение (4 ч)
Повторение . Экскурсии по селу, в сельскую библиотеку. Знакомство с местными достопримечательностями.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны знать:
что изучает природоведение;
основные свойства воды ,воздуха и почвы;
основные формы поверхности Земли;
простейшую классификацию растений(деревья, кустарники, травы) и животных(насекомые, рыбы, птицы, звери);
основные санитарно-гигиенические требования;
название своей страны, столицы и народов , населяющих Россию;
названия важнейших географических объектов;
правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
демонстрировать простейшие опыты;
проводить наблюдения за природой, заполнять дневники наблюдений ;
называть разнообразных представителей животного и растительного мира;
ухаживать за домашними животными и комнатными растениями ;
соблюдать правила элементарной гигиены;
оказывать простейшую медицинскую помощь
Календарно-тематическое планирование
5 класс VIII вид на 2017-2018 учебный год
№ п/п | Название раздела. Тема урока | Дата |
По плану | факту |
| Введение (1ч) | | |
1 | Что такое природоведение. Зачем надо изучать природу. Знакомство с учебником, тетрадью. | | |
| Вселенная (4ч) | | |
2(1) | Солнечная система. Солнце | | |
3 (2) | Небесные тела: планеты, звезды | | |
4(3) | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли | | |
5(4) | Первый полет в космос. Современные исследования | | |
| Наш дом – Земля (13ч) | | |
6(1) | Планета Земля. Форма Земли | | |
7(2) | Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера | | |
8(3) | Соотношение воды и суши на Земле | | |
9(4) | Воздух и его охрана. Состав воздуха. Значение для жизни на Земле | | |
10(5) | Поверхность суши. Равнины, горы, холмы, овраги | | |
11(6) | Почва (охрана почвы). Свойства почвы | | |
12(7) | Полезные ископаемые. | | |
13(8) | Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых: нефть, уголь, газ, торф и др. свойства, значение. Способы добычи | | |
14(9) | Вода. Свойства. Вода в природе: осадки, воды суши | | |
15(10) | Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Сезонные изменения | | |
16(11) | Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте | | |
17(12) | Экскурсии к местным природным объектам (почвенные обнажения, формы поверхности земли, водоемы) | | |
18(13) | Практические работы | | |
| Растительный мир Земли (12ч) | | |
19(1) | Разнообразие растительного мира. Части растения | | |
20(2) | Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов) | | |
21(3) | Деревья, кустарники, травы. Части растения | | |
22(4) | Дикорастущие и культурные растения | | |
23(5) | Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Береза, клен, тополь, дуб, липа. Яблоня, груша, вишня | | |
24(6) | Деревья хвойные (сезонные изменения). Ель, сосна, лиственница | | |
25(7) | Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения). Лещина, боярышник, жасмин, сирень, смородина, крыжовник, малина | | |
26(8) | Травы (дикорастущие и культурные). Подорожник. Одуванчик, ромашка, укроп, петрушка | | |
27(9) | Декоративные растения. Астра, пион, роза, флокс, гвоздика и др. Места произрастания | | |
28(10) | Лекарственные растения. Алоэ, зверобой и др. Правила сбора. Использование. Комнатные растения. Уход. Значение | | |
29(11) | Береги растения (Почему нужно беречь растения. Красная книга) | | |
30(12) | Экскурсия в лес, поле, огород | | |
| Животный мир Земли ( 12ч) | | |
31(1) | Разнообразие животного мира | | |
32(2) | Среда обитания животных. Животные суши и водоемов | | |
33(3) | Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери (млекопитающие) | | |
34(4) | Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана | | |
35(5) | Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана | | |
36(6) | Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. значение. Охрана | | |
37(7) | Звери (млекопитающие). Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. значение. охрана | | |
38(8) | Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне | | |
39(9) | Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбки, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания | | |
40(10) | | |
41(11) | | |
42(12) | Охрана животных. Заповедники. Красная книга | | |
| Человек ( 8ч) | | |
43(1) | Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы | | |
44(2) | Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов | | |
45(3) | Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т.д.) | | |
46(4) | Осанка (гигиена, костно-мышечная система) | | |
47(5) | Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены | | |
48(6) | Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Экскурсия в школьный медицинский кабинет, поликлинику, аптеку | | |
49(7) | Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены | | |
50(8) | Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. | | |
| Есть на Земле страна – Россия (18ч) | | |
51(1) | Россия – Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты. | | |
52(2) | Население России. городское и сельское население. Народы России | | |
53(3) | | |
54(4) | Столица Москва. | | |
55(5) | Санкт-Петербург | | |
56(6) | Города России. Многообразие городов. Нижний Новгород, Новосибирск, Владивосток (или другие города по усмотрению учителя) | | |
57(7) | Золотое кольцо. Древние русские города. Исторические и культурные достопримечательности | | |
58(8) | Разнообразие растительного мира. Типичные представители растительного мира России и своего края | | |
59(9) | | |
60(10) | Животный мир на территории нашей страны. Типичные представители мира России и своего края | | |
61(11) | | |
62(12) | Заповедники. Заказники. Охрана природы | | |
63(13) | Наше село, деревня. Достопримечательности. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия | | |
64(14) | Экскурсия по селу, в сельскую библиотеку; знакомство с местными достопримечательностями | | |
65(15) | Повторение темы « Вселенная» | | |
66(16) | Повторение темы « Растительный мир Земли» | | |
67(17) | Повторение темы «Животный мир Земли» | | |
68(18) | Повторение « Человек» | | |
Учебно-методический комплекс:
1. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение 5 класс учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение 2011