Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Георгиевская средняя общеобразовательная школа»
| | Утверждаю: Директор МБОУ «Георгиевская СОШ» _________И.В.Ракова Приказ №___ От____________г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружка «География родного края»
На 2015-2016 учебный год
Составитель: Галактионова Людмила Владимировна
Учитель географии, высшая категория
с. Георгиевка
2015год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии «География Земли» (6-7 классы), авторской программы по географии (6-10 классы) Е. М. Домогатских М.: Русское слово, 2010г, программы Н.В. Болотниковой - Региональный компонент, - М.: ООО «Русское слово», 2012г. Количество часов: 34 часа, в неделю – 1 час.
Рабочая программа отражает основное содержание занятий к подготовке обучающихся на знаниевом и деятельностном уровнях, при изучении географии родного края:
Об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования
Использование географической карты, статистических материалов для поиска и демонстрации различных географических данных, применение знаний для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов
Решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний
Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Цели и задачи программы:
Основной целью является - освоение знаний об основных географических особенностях природы своего региона. Для достижения основной цели необходимо решать следующие задачи:
1. Овладение умениями ориентироваться на местности.
2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды.
3. Воспитание любви к своей местности, бережного отношения к окружающей среде.
Список учащихся кружка «География родного края»
1. Гостяев Андрей- 6класс
2. Даниленко Роман – 6 класс
3. Жевнерович Андрей – 6 класс
4. Ильюшенок Света – 6 класс
5. Каменев Костя – 6 класс
6. Колбасов Саша – 6 класс
7. Лесников Максим – 6 класс
8. Некрасова Анжела – 6 класс
9. Пузяков Миша – 6 класс
10. Султанбекова Настя – 6 класс
11. Чепцова Женя – 6 класс
12. Чепцова Надя – 6 класс
Количество часов: 34 часа, 1 час в неделю
Расписание кружка: четверг в 14.20
Руководитель: Галактионова Людмила Владимировна
Требования к знаниям и умениям
В процессе занятий учащиеся приобретают следующие конкретные умения:
Наблюдать и описывать явления природы
Отбирать необходимые для эксперимента приборы
Выполнять измерения
Представлять результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм
Обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии
В процессе занятий у учащихся формируются и развиваются:
Интеллектуальные и практические умения в области региональной географии
Интерес к изучению данного курса
Умения самостоятельно приобретать и применять на практике краеведческие знания
Творческие способности
Коммуникативные навыки: работы в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения
Содержание тем кружка «География родного края»
Введение: Предварительное задание для учеников на весь учебный год. Знакомство с планом работы кружка
Источники географической информации: Способы изображения земной поверхности, план местности. Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Изображение рельефа с помощью горизонталей. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута, карта – источник информации. Измерение расстояний по карте. Ориентирование на карте. Работа в полевых условиях. Использование геоинформационных систем.
Земля - планета Солнечной системы: Солнечная система, ее ближайшие соседи.
Литосфера и рельеф края: Горные породы местности. Методы предсказаний и защиты от опасных природных явлений, правила обеспечения личной безопасности. Равнины и горы края, их различия по высоте. Образование оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности.
Гидросфера: Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды, пути их решения. Реки и озера края. Наводнения, правила обеспечения личной безопасности. Природные памятники гидросферы края.
Атмосфера. Погода и климат Погода и климат: Погода. Способы их измерения. Приборы и инструменты. Ведение дневника погоды. Роза ветров. Влажность воздуха. Давление. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.
Биосфера: Способы определения качества окружающей среды. Почвы своей территории. Природные зоны местности. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах края.
Тематическое планирование кружка «География родного края»
Из расчёта 1час в неделю, 34 часов
№ п.п | Наименование тем | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Источники географической информации | 11 |
3 | Земля - планета Солнечной системы | 1 |
4 | Литосфера и рельеф края | 5 |
5 | Гидросфера | 4 |
6 | Атмосфера. Погода и климат | 8 |
7 | Биосфера | 4 |
| Итого | 34 |
Почасовое планирование занятий
№ | Темы занятий | Дата проведения |
1. | Введение. Наблюдение за погодой. Развитие знаний о Земле | 3.09 |
2. | Источники географической информации: Определение направлений на местности по компасу, часам, местным признакам, солнцу на своей территории | 10.09 |
3. | Определение расстояний на местности и по плану с использованием масштаба карт своего региона | 17.09 |
4. | Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам | 24.09 |
5. | Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями | 1.10 |
6. | Условные знаки. Чтение топографического плана местности | 8.10 |
7. | Описание маршрута на местности | 15.10 |
8. | Определение элементов градусной сетки на карте своего региона | 22.10 |
9. | Определение направлений, расстояний, географических координат на карте своего региона | 29.10 |
10. | Чтение карты своего региона | 12.11 |
11. | Работа с геоинформационными системами | 19.11 |
12. | Топографическая съемка школьного двора | 26.11 |
13. | Земля - планета Солнечной системы: Составление адреса школы. Земля - планета солнечной системы | 3.12 |
14. | Литосфера и рельеф края Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, слагающих земную кору своей местности | 10.12 |
15. | Описание по карте географического положения и высот форм рельефа своего региона | 17.12 |
16. | Различие равнин по высоте своей местности | 24.12 |
17. | Воздействие хозяйственной деятельности человека на рельеф своего региона | 14.01 |
18. | Игра: Географический бой | 21.01 |
19. | Гидросфера Описание на местности ближайшего водного объекта | 28.01 |
20. | Определение по карте направлений течений рек своего региона | 4.02 |
21. | Определение по карте своего региона крупнейших озер и измерение расстояний до них | 11.02 |
22. | Описание мер воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты своего региона | 18.02 |
23. | Атмосфера. Погода и климат Измерение элементов погоды местности с помощью приборов | 25.02 |
24. | Построение графика хода температуры и атмосферного давления при обработке собранных материалов | 3.03 |
25. | Обработка собранных материалов: составление розы ветров и диаграммы среднемесячного количества осадков | 10.03 |
26. | Обработка данных и составление диаграммы облачности | 17.03 |
27. | Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения | 24.03 |
28. | Решение практических задач на определение измерений температуры и давления воздуха с высотой, влажности | 7.04 |
29. | Описание погоды за день, месяц для своего пункта наблюдения | 14.04 |
30. | Климат своего региона | 21.04 |
31. | Биосфера Весенняя экскурсия: Природные комплексы своего региона | 28.04 |
32. | Взаимосвязь земных оболочек | 5.05 |
33. | Описание по карте природных зон своего региона | 12.05 |
34. | Земля – планета людей. Определение положения России и своего региона | 19.05 |
Материально – техническое обеспечение
Технические средства обучения: доска, экран проекционный, компьютер, мультимедийное оборудование, демонстрационный стол
Натуральные объекты: Коллекция "Почва и ее состав", Коллекция "Полезные ископаемые, Коллекция "Минералы и горные породы" Коллекция "Шкала твердости"
Приборы и инструменты: Компас школьный, набор инструментов для топографической съемки местности, барометр, термометр
4. Печатные пособия: Н.В. Болотникова Методическое пособие по курсу «География» Региональный компонент, М.» Русское слово», 2012г.