Рабочая программа кружка «За страницами технологии »
в начальной школе
Составитель: Симонова Ольга Борисовна
учитель начальных классов
2016-2017г
ПРОГРАММА КРУЖКА «За страницами технологии»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа кружка «За страницами технологии» разработана на основе примерной программы по технологии (труду), созданной на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа рассчитана на 2 часа в неделю внеурочного времени ( с октября по апрель )
Обучение школьников строится с учётом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из различных материалов и овладения первоначальными умениями проектной деятельности. Виды практической деятельности и последовательность практических работ определяются возрастными особенностями учащихся и построены на основе постепенного увеличения степени технологической сложности изготавливаемых изделий и с учётом возможности проявления учащимися творческой инициативы и самостоятельности.
В процессе занятий в кружке реализуются следующие цели:
-развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда.
Работа в кружке расширяет кругозор учащихся, повышает общую культуру, заставляет изучать историю техники и традиции декоративно-прикладного творчества, позволяет выявить способности и таланты, приучает к вдохновенному труду.
Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Задачи программы -
Обучающие:
закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
раскрыть истоки народного творчества;
формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
формирование творческих способностей, духовной культуры;
развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Воспитывающие:
осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;
воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Структура программы
Программа кружка «За страницами технологии» основана на принципах природособразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности. Может носить как индивидуальный, так и групповой характер.
В программу включены следующие разделы:
Работа с бумагой.
Работа с бросовым материалом.
Лепка.
Работа с тканью.
Работа с природным материалом.
Конструирование и моделирование.
Экскурсии.
Характеристика ожидаемых результатов.
В результате обучения в кружке учащиеся должны получить знания:
о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);
о народных промыслах;
в области композиции, формообразовании, цветоведения;
о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;
о моделировании и конструировании из различных материалов.
умения:
работать нужными инструментами и приспособлениями;
последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и т.п.)
лепить из пластилина, солёного теста, применять разные формы лепки;
Учебно-тематическое планирование
Кружок « За страницами технологии»
Класс: 1-4
Учитель: Симонова О.Б
Количество часов
Всего 52 ч ; в неделю 2 часа ( с октября по апрель)
Фактически -50 ч (с учетом каникулярных дней и без 24.02)
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1. | Вводное занятие | 2 |
2. | Экскурсии | 4 |
3. | Работа с природным материалом | 4 |
4. | Аппликация из бумаги, ниток, ткани и т.п. | 12 |
5. | Оригами. | 4 |
6. | Конструирование и моделирование. | 14 |
7. | Лепка. | 4 |
8. | Работа с бросовым материалом. | 6 |
| Итого: | 50ч |
Календарно-тематическое планирование кружка « За страницами технологии»» на 2016-2017 уч.год.
Дата | Тема занятия | Количество часов |
07.10 | Вводное занятие. Знакомство с учащимися. Правила ТБ. Оригами. Способы складывания | 2ч |
14.10 | Экскурсия. Сбор осенних листьев и цветов. Сушка. | 2ч |
21.10 | Флористика. Поделки из осенних листьев. | 1ч |
21.10 | Поделки из засушенных листьев и цветов. | 1ч |
28.10 | Аппликация из бумаги. Контраст. Орнамент. | 1ч |
28.10 | Аппликация из контрастной бумаги. | 1ч |
11.11 | Аппликация из бумаги и цветных ниток. | 2ч |
18.11 | Мозаика из бумаги. Эскиз. | 1ч |
18.11 | Мозаика. Способы соединения материалов. | 1ч |
25.11 | Барельеф. Понятие о барельефе. Лепка из пластилина. Подготовка основы. Растяжка пластилина. | 1ч |
25.11 | Барельеф. Лепка из пластилина. «Лукошко». Вылепливание деталей.Сборка. | 1ч |
02.12 | Поделки из бросового материала. Моделирование из пустых коробочек. Соединение деталей клеем. Сушка. | 1ч |
02.12 | Моделирование из пустых коробочек. Декор игрушек. | 1ч |
09.12 | Мозаика из пластилина и яичной скорлупы «Снеговик». | 2ч |
16.12 | Конструирование из плотной бумаги. Подарочная коробочка. Разметка по шаблону. | 2ч |
23.12 | Новогодние игрушки из различных материалов | 2ч |
30.12 | «Петушок-золотой гребешок». Изготовление шара из деревянной заготовки | 2ч |
13.01 | Рождественские открытки. Композиция.Коллаж | 2ч |
20.01 | Русская кукла «Рождественский ангел». Раскрой. Изготовление куклы, украшение. | 2ч |
27.01 | Коллаж. Способы приклеивания различных материалов на основу. Украшение домика | 2ч |
03.02 | Моделирование из готовых форм. Животные из спичечных коробочек. Оклеивание коробочек цветной бумагой. | 2ч |
10.02 | Витражи. Эскиз. «Фонарик». Вырезание внутреннего контура. | 2ч |
17.02 | Поздравительная открытка к 23 февраля в технике «витраж». Эскиз. Конструирование открытки. | 2ч |
03.03 | Поздравительная открытка к 8 марта. Квилинг. | 2ч |
| | |
10.03 | Работа с тканью. Игольница. Подбор цветных лоскутков, эскиз игольницы на картоне. Изготовление игольницы. Простейшие швы. | 2ч |
17.03 | Аппликация из ткани. Эскиз. Перевод деталей на ткань. Вырезание деталей. Сборка | 2 ч |
07.04 | Экскурсия. Сбор природного материала. | 2ч |
14.04 | Конструирование из природного материала. Цветы из крылаток клёна и ясеня. | 2ч |
21.04 | Русская кукла. Раскрой. Изготовление куклы. Украшение | 2ч |
28.04 | Бумажная пластика. Цветы. Коллективная работа. | 2ч |
| | |
Итого 50 ч