Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Чемерновская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено. Согласовано. Утверждаю.
Руководитель Заместитель Директор школы
методического директора по УВР
объединения учителей ________/Цыбанова Л.А./ ________ /Швед А.К./
естественного цикла
_______ /Носова М.В./ Приказ № ________
Протокол №______ «____» ………….. 2017 г.
от «___» ………… 2017 г. от «____» сентября 2017 г.
Рабочая программа курса
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»
для 5 класса
на 2017 / 2018 учебный год
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное
Составитель программы:
Рылина Елена Константиновна
учитель географии
2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Богатое содержание курса географии предоставляет большие возможности для организации разнообразной деятельности, как на уроке, так и внеурочное время. Внеурочная работа способствует улучшению учебной мотивации и развитию познавательных интересов учащихся. Соединение практической и интеллектуальной деятельности способствует умственному развитию учащихся, является средством укрепления здоровья и рационального использования свободного времени, воспитывает культуру интеллектуального труда. У ребят формируется потребность применять знания в повседневной жизни.
Настоящая программа предназначена для организации обучения основам географических знаний учащихся. Эта программа особенно актуальна если на изучение основного предмета в 5 классе в школьном учебном плане дан 1 час в неделю. Это первый год изучения географии обучающимися и то, как они освоят предмет и научатся применять полученные знания зависит дальнейшее понимание предмета.
Участие школьников в занятиях курса открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с картой, книгой и другими источниками информации, а коллективная работа над творческими проектами и исследованиями является важным моментом этой деятельности, помогает легче освоить и хорошо запомнить научную информацию, формирует коллектив единомышленников, учит детей общаться со сверстниками , отстаивать свою точку зрения.
Программа внеурочной деятельности “Занимательная география” по обще-интеллектуальному направлению разработана для занятий обучающихся 5- 6 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС ООО.
Цель изучения курса «Занимательная география» - воспитание творческой личности, способной к успешной самореализации в современном мире, через целенаправленное приобщение к географической культуре.
Задачи:
создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению предмета география;
формирование умения самостоятельно приобретать и применять на практике знания по теории предмета;
развитие творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков по умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения;
обучение учащихся приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
развитие наблюдательности, исследовательских навыков, любви к природе и гуманного отношения к окружающему миру.
Режим занятий: курс «Занимательная география» рассчитан на 17 часов.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с ФГОС, личностными результатами обучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Формирование личностных результатов выражает:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД выражаются в способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умении управлять своей познавательной деятельностью; умении организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
Формированию регулятивных УУД служат технология проблемного диалога и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий.
Результатом формирования познавательных УУД являются:
– осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
– использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
– использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории.
Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметными результатами изучения внеурочной деятельности «Занимательная география» являются следующие умения:
– осознание роли географии в познании окружающего мира:
– объяснять роль различных источников географической информации.
– освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
– объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
– формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
– выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
– использование географических умений:
– находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
– составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
– применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
– использование карт как моделей:
– определять на карте местоположение географических объектов.
– понимание смысла собственной действительности:
– определять роль результатов выдающихся географических открытий;
– использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
– приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Краткая характеристика содержания | Формы организации и виды деятельности |
-
| Каменная летопись планеты Эндогенные и экзогенные процессы, метеориты и астероиды – создатели каменной летописи. Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная. Виды деятельности: беседа, создание памяток, изучение памятки, выполнение аналитических, практических заданий, представление индивидуальных заданий, защита индивидуальных мини-проектов, дискуссия, просмотр/подготовка презентации и др. |
-
| В мире песка и камня Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. Где расположены самые известные пустыни мира. Свирепые ветры пустынь. Вода и жизнь в пустыне. Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: просмотр видеофрагментов, творческие и аналитические задания, просмотр/подготовка презентации, работа с иллюстративным материалом, защита индивидуальных мини-проектов, игровые упражнения и др. |
-
| Каньоны мира Почему и где образуются Каньоны. Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. Как открыли Большой Каньон. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др. |
-
| В мире падающей воды Водопад Анхель – самый высокий водопад мира. Водопад Йосемитский в сердце гор Сьерра – Невада. Самые широкие водопады мира. Как и когда возник Ниагарский водопад. Водопады Игуасу, Гуаира, Виктория. Другие водопады мира. Карельский водопад Кивач. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ и праздники водопадов. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, редактирование, исследовательские и занимательные упражнения, просмотр/подготовка презентации и др. |
-
| В мире мрака и безмолвия Пещеры священные, легендарные, таинственные. Сокровища пещер. Пещерные города. Сказочный мир подземных дворцов, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, геликтиты. Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах. Глубочайшие пропасти планеты. Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. Жители подземелий – троглобионты. Что такое клаустрофобия. Пещеры и полезные ископаемые. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др. |
-
| Этот удивительный ледяной мир Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? Формы оледенения: наземная, подземная, морская. Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги. Великие оледенения прошлого: окское, днепровское, московское, валдайское. | Формы организации деятельности: коллективная, работа в парах, индивидуальная, групповая. Виды деятельности: защита творческого проекта, просмотр/подготовка презентации, просмотр и анализ фидеофрагментов, игровые упражнения и др. |
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
-
| Каменная летопись планеты | 4 |
-
| В мире песка и камня | 2 |
-
| Каньоны мира | 1 |
-
| В мире падающей воды | 3 |
-
| В мире мрака и безмолвия | 3 |
-
| Этот удивительный ледяной мир | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
План. | Факт. |
| | Каменная летопись планеты | 4 | - | - |
-
| 1) | Башня Дьявола – самая причудливая из скал Запада США. | 1 | | |
-
| 2) | Священная гора Улуру в самом сердце Австралии. | 1 | | |
3. | 3) | Причудливый ландшафт и пещерные комплексы в горах Каппадокии (Турция). | 1 | | |
4. | 4) | Долина привидений горы Демерджи в Крымских горах | 1 | | |
| | В мире песка и камня | 2 | - | - |
5. | 1) | Что такое пустыня. Как образовались пустыни. Какие бывают пустыни. | 1 | | |
6. | 2) | Пустыни мира: Сахара, Намиб, Пустыня Кающихся Грешников, Гоби, Высокогорные пустыни Азии и Южной Америки. Защита творческого проекта. | 1 | | |
| | Каньоны мира | 1 | - | - |
7. | 1) | Самый величественный каньон мира – Колорадо. Жизнь в Большом Каньоне. | 1 | | |
| | В мире падающей воды | 3 | - | - |
8. | 1) | Водопад Анхель – самый высокий водопад мира | 1 | | |
9. | 2) | Как и когда возник Ниагарский водопад. | 1 | | |
10. | 3) | Карельский водопад Кивач. | 1 | | |
| | В мире мрака и безмолвия | 3 | | |
11. | 1) | Пещерная система Флинт – Мамонтова – самая длинная в мире. | 1 | | |
12. | 2) | Пещера Оптимистическая – вторая в мире по общей длине ходов и первая среди пещер в гипсовых породах. | 1 | | |
13. | 3) | Пещеры России: Конституционная, Сумганская, Большая Орешная, Торгашенский провал, пещера Макрушинская. | 1 | | |
| | Этот удивительный ледяной мир | 3 | - | - |
14. | 1) | Что такое лёд и в чём его уникальность. Сколько же льда на Земле? | 1 | | |
15 | 2) | Ледники Гренландии. Ледники Антарктиды. Айсберги | 1 | | |
16. | 3) | Защита творческого проекта | 1 | | |
17. | 4) | Защита творческого проекта | 1 | | |
Описание учебно – методического и материально-технического обеспечения :
1.Пичугин Б.В. ФисуненкоО.П. Школьные геологические экскурсии –М. «Просвещение» 1981г.
2.Разумовская О.К. Веселая география –Ярославль «Академия развития»1997г.
3.. Новенко Д.В. Практические работы на местности –М. «Дрофа» 1997г.
4. Клюшникова Н. М «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград,2000
5. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/
6. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя Автор: Андреева В.Н.
7. География:\"Раннее развитие детей\" - География детям
Сайт:http://www.danilova.ru
8. География:Все для учителя географии
Сайт:http://geo.1september.ru
9. География:Энциклопедическая библиотека.
Сайт:http://megacollection.ru