2017 г.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занкова и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
В основу рабочей программы по ИЗО для 1 класса положена авторская программа, разработанная Ашиковой С.Г., которая обеспечена учебником (Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 1 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2012г.); рабочая тетрадь «Лаборатория искусства»/ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013г.). Программа дополнена национально-региональным компонентом.
Курс «Изобразительное искусство» направлен на формирование общей культуры учащегося начальной школы, на его духовно-нравственное, социальное, личностное развитие, создание основы для самостоятельной организации учебно-познавательной и художественно-творческой деятельности.
2. Природа - главный художник.
3. Мир цвета.
4. Искусство в человеке.
5. Человек в искусстве.
На предмет «Изобразительное искусство» в 1 классе в соответствии с базисным учебным планом отведено 33 часа (1 час в неделю, учебных недель 33 в год.)
Материалы для рисования: карандаши, кисти, краски. Выполнение базовых упражнений.
(Графика. Основы рисунка. Линия. Штрих. Цветовое пятно. Эскиз)
Природа вокруг нас (передача в рисунке пространства неба и земли). Обитатели неба (передача пространства неба и земли другими материалами + дополнительный рисунок природных явлений в небе). Обитатели Земли (простой рисунок форм животного мира с детальными проработками фактуры их поверхности). Между небом и землей (рисунок явлений природы, которые соединяют небо и землю, опускаются с неба на землю; в различных Техниках). Природные стихии. Путешествие воды (изображение различных состояний воды, по выбору, простыми средствами). Живое тянется к солнцу (изображение пространства неба и земли и растительного мира в трех стадиях роста - динамика развития растений).
(Основы цветоведения. Основные цвета. Составные цвета. Цветовые гаммы. Цветовые оттенки)
Краски неба и земли (цвето-тональное изображение пространства неба и земли, рисунок природных явлений). Где ночует радуга (порядок расположения цветов в радуге, цветные рисунки с элементами радужного спектра). По законам радуги (знакомство с основными и составными цветами). Зимой и летом - разным цветом (знакомство с теплой и холодной гаммой и ролью белой гуаши). Весна и осень - в гости просим (составление нежной и сдержанной цветовых гамм). Ходит солнышко по кругу (знакомство с цветовыми особенностями утра, дня, вечера и ночи, составление и подбор соответствующих цветовых гамм).
(Виды изобразительного искусства. Живописец. Скульптор. Архитектор. Дизайнер)
Художник -живописец (ученику предлагается роль художника-живописца, который сам выбирает сюжет своей будущей картины). Деревья поведали (изображение леса различными материалами по выбору). Скульптор (моделирование фигуры Снегурочки из соленого теста с помощью вспомогательных форм). Скульптор Даши Намдаков. Архитектор (рисунок – проект нового дома). Дизайнер (изготовление веера по выбору из трех вариантов). Золотая трава хохломы (знакомство с элементами русской росписи по дереву). Бурятский орнамент.(знакомство с работами Лубсана Доржиева)
Человек - звезда (древний символ человека, пропорции человека в круге). Три возраста (знакомство с изображением человека в разном возрасте). Рисуем детский портрет (знакомство с особенностями изображения детского портрета, поэтапное изображение рисунка).
Программа С.Г. Ашиковой
№ урока | дата | Тема | Материально – техническое обеспечение | Страница учебника | Основной вид учебной деятельности (на каждый урок) | УУД по разделу |
1 | 06.09 | Берем в руки карандаш (базовые упражнения) | Учебник, рабочая тетрадь, бумага, простой карандаш, цветные карандаши | У. стр. 4 и 8-10 Р.т. | Определяют, что такое линия, создают линейный рисунок | Регулятивные: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; Познавательные: контролировать и оценивать процесс в результате деятельности; Коммуникативные: формулировать свои затруднения; обращаться за помощью к одноклассникам |
2 | 13.09 | Берем в руки кисти. Прозрачность акварели (базовые упражнения) | Учебник, рабочая тетрадь,бумага, акварельные краски, кисти | У. стр. 5-7 и 11-12. Р.т. | Знакомятся со свойствами акварели, создают пятно - образ | Регулятивные: ставить новые учебные задачи; Познавательные: осуществлять анализ объектов с различными признаками; Коммуникативные: понимать друг друга длявыполнения общей задачи |
3 | 20.09 | Берем в руки кисти. Возможности гуаши (базовые упражнения) | Учебник, рабочая тетрадь,бумага, гуашь, кисти, палитра, салфетка | У. стр. 13-15. Р.т. | Знакомятся со свойствами гуаши, осваивают технику работы кистью | Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: учитывать разные мнения. |
4 | 27.09 | Природа вокруг нас. Пейзажи природы Бурятии. (Фотогафии И. Глушко) | Учебник, рабочая тетрадь,бумага. | У.стр. 18-19 | Находят отличие между фото, репродукциями, картинами, наскальными рисунками; выполняют рисунок природы простым карандашом | Регулятивные: отличать верно выполненное задание от неверного; Познавательные: знакомить с выразительными средствам живописи; Коммуникативные: уметь слушать и понимать высказывания одноклассников |
5 | 04.10 | Обитатели неба | Учебник, рабочая тетрадь, бумага, пастель | У. стр. 20-21. Р.т. | Знакомятся с новым художественным материалом – пастель; придумывают свой рисунок на заданную тему или повторяют предложенный в учебнике | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей; Познавательные: оценивать результат деятельности; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия |
6 | 11.10 | Обитатели земли | Учебник, рабочая тетрадь, бумага, графитный карандаш (цветные карандаши) | У. стр. 22-23. Р.т. | Изображают своих животных (или выбирают одного из предложенных в учебнике), стараются передать их чувства | Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса; Познавательные: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Коммуникативные: уметь донести свою позицию до собеседника |
7 | 18.10 | Между небом и землей | Учебник, рабочая тетрадь, бумага, краски, кисти разного размера | У. стр. 24-27. Р.т. | Обсуждают, как лучше передать на рисунке солнечный луч, продумывают свой рисунок ( выбирают один из предложенных) | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную; Познавательные: выделять группы существенных признаков объектов; Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
8 | 25.10 | Путешествие воды | Учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, ластик, точилка | У. стр. 28-29. Р.т. | Рисуют одно из состояний воды простым карандашом | Регулятивные: выполнять последовательность действий соответственно предложенной схеме; Коммуникативные: слушать собеседника, вести устный диалог |
9 | 01.11 | Живое тянется к солнцу | Учебник, рабочая тетрадь, пастель или восковые мелки, бумага | У. стр. 30-31. Р.т. | Повторяют один из предложенных в учебнике рисунков | Регулятивные: выбирать действие в соответвствии с поставленной задачей; Познавательные: контролировать процесс деятельности; Коммуникативные: аргументировать свою позицию |
10 | 15.11 | Шире круг (коллективная работа) Т.Б. правила безопасной работы ножницами, клеем | Учебник, рабочая тетрадь, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры | У. стр. 32-33. Р.т. | Определяют что будет рисовать каждая группа; выполняют групповое задание. | Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих |
11 | 22.11 | Краски неба и земли | Учебник, рабочая тетрадь, бумага, цветные карандаши | У. стр. 38-39. Р.т. | Уточняют чем отличаются краски неба от красок земли, выполняют рисунок по теме, придумывают название | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: контролировать процесс деятельности; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия |
12 | 29.12 | Где ночует радуга Эксперимент Ньютона | Учебник, рабочая тетрадь, бумага, карандаши, краски, кисти, поролоновая губка | У. стр. 40-43. Р.т. | Узнают о том, что все цвета «спрятаны» в радуге, а сама радуга «живет» в солнечном цвете; рисуют радугу любым из предложенных способов | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения задач; Коммуникативные: слушать собеседника, вести устный диалог |
13 | 06.12 | По законам радуги | Учебник, рабочая тетрадь, бумага, краски, кисти, палитра | У. стр. 44-45. Р.т. | Смешивают разные цвета, определяют основные и составные цвета | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя; Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений Коммуникативные: строить монологическое высказывание |
14 | 13.12 | Зимой и летом - разным цветом | Учебник, рабочая тетрадь, бумага, краски, кисти, палитра | У. стр. 46-49. Р.т. | Знакомятся с теплой и холодной гаммой цветов, определяют к какому времени года какая гамма относится; прорисовывают детали самостоятельно подбирают цвет | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: контролировать процесс деятельности; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия |
15 | 20.12 | Весна и осень - в гости просим | Учебник, рабочая тетрадь,бумага, краски, кисти, палитра | У. стр. 50-53. Р.т. | Изображают весну или осень ( по выбору), используют цвета с добавлением белой или черной | Регулятивные: учиться работать по предложенному плану учителем плану; Познавательные: отличать с помощью учителя новое от уже известного; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия |
16 | 27.12 | Ходит солнышко по кругу | Учебник, рабочая тетрадь, бумага, краски, кисти, палитра | У. стр. 54-55. Р.т. | Определяют какие цвета характерны для какого времени суток; изображают разное время суток ( по выбору), подбирают музыкальны отрывок для своей работы | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителя; Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений Коммуникативные: строить монологическое высказывание |
17 | 17.01 | Оранжевое небо (коллективная работа) Т.Б. правила безопасной работы ножницами, клеем | Учебник, рабочая тетрадь,ватман, бумага краски, кисти, палитра, цветная бумага , ножницы, клей | У. стр. 56-58. Р.т. | Решают, что будет рисовать каждая группа, договариваются кто и что вырезает, составляют общую композицию | Регулятивные: учиться работать по предложенному плану учителем плану; Познавательные: отличать с помощью учителя новое от уже известного; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
18 | 24.01 |
19 | 31.01 | Художник-живописец | Учебник, рабочая тетрадь, рабочая тетрадь, бумага, графитные карандаши | У. стр. 60-63. Р.т. | Знакомятся с художниками – живописцами; делают эскиз графитным карандашом подбирая нужный образ (при затруднении обращаются к учебнику); рассказывают, что нового для себя открыли в этом задании | Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
20 | 07.02 | Деревья поведали | Учебник, рабочая тетрадь, карандаши, краски, кисти, палитра, губка | У. стр. 64-65. Р.т. | Выражают своё впечатление на бумаге от прогулки в лес | Регулятивные: Принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: Ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; Коммуникативные: Стремиться к координации действий и сотрудничеству |
21 | 14.02 | Скульптор Скульптор из Бурятии Даши Намдаков (знакомство с работами) | Учебник, пластилин, стека, дощечка, салфетка | У. стр. 66-69. Р.т. | Знакомятся с художниками –скульпторами; лепят снегурочку | Регулятивные: Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: Осуществлять синтез, как составление целого из частей; Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. |
22 | 21.02 | Архитектор | Учебник, рабочая тетрадь, фломастеры или маркеры, бумага | У. стр. 70-71. Р.т. | Знакомятся с творчеством архитектора, обсуждают какими знаниями должен обладать архитектор; выполняют эскиз здания | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об увиденном на картинах художников; Коммуникативные: слушать собеседника, вести устный диалог |
23 | 28.02 | Дизайнер | Учебник, фломастеры, краски, кисти, цветная бумага, палочки, скотч | У. стр. 74-75 | Знакомятся с творчеством дизайнера; изготавливают веер | Регулятивные: учиться работать по предложенному плану учителем плану; Познавательные: отличать с помощью учителя новое от уже известного; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
24 | 07.03 | Золотая трава хохломы. | Учебник, бумага в форме посуды, гуашь, кисти разного размера,салфетка | У. стр. 76-77 | Знакомятся с хохломской росписью; выполняют поэтапно украшение посуды | Регулятивные: учиться работать по предложенному плану в учебнике; Познавательные: отличать с помощью учителя новое от уже известного; Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
25 | 14.03 | Бурятский орнамент. (Альбом Лубсана Доржиева) | Карандаши, краски, кисти, палитра. | | Знакомятся с бурятским орнаментом выполняют поэтапно узор в полосе | Личностные :чувство прекрасного и эстетического на основе знакомства с бурятской художественной культурой Предметные: узнавать и эмоционально оценивать народное творчество |
26 | 21.03 | Изумрудный город (коллективная работа) | Учебник художественные материалы по выбору учащихся | У. стр. 78-80 | Обсуждают макет будущего города, распределяются на группы, выполняют работу разных художников ( по выбору) | Регулятивные: учиться работать по предложенному плану учителем плану; Познавательные: отличать с помощью учителя новое от уже известного; Коммуникативные: планировать работу в группе |
27 | 04.04 | Человек - звезда | Учебник , рабочая тетрадь, цветные карандаши, бумага | У. стр. 82-83. Р.т. | Учатся рисовать пятиконечную звезду непрерывной линией; превращать её в человечка | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Коммуникативные: слушать собеседника, вести устный диалог |
28 | 11.04 | Три возраста | Учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши, бумага | У. стр. 84-85. Р.т. | Рисуют три разные по размеру звезды для передачи трех поколений; пространства в рисунке: ближе – выше, дальше - ниже | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: контролировать процесс деятельности; Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия |
29 | 18.04 | Рисуем детский портрет | Учебник, рабочая тетрадь, простой карандаш, ластик, бумага | У. стр. 86-89. Р.т. | Рисуют детский портрет по плану в учебнике |
30 | 25.04 | Проверь себя | Учебник, простой карандаш | У. стр. 90-92 | Выполняют проверочную работу |
31 | 16.05 | Лето, ах лето! | Бумага, художественные материалы по выбору учащихся | | Изображают свою мечту о лете. | |
32- 33 | 23.05-30.05
| Здравствуй, музей! Дом, где живут картины. | Учебник | У. стр. 93-95 У. стр.96-97 | Определяют, народные промыслы Определяют, виды изобразительного искусства | Личностные :чувство прекрасного и эстетического на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой Познавательные: отличать с помощью учителя новое от уже известного; Предметные: узнавать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства |
В соответствии с требованиями ФГОС НОО необходимо использовать систему оценки ,ориентированную на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
В 1 классе ведется безотметочное обучение, основная цель которого-сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка.
В 1 классе используется три вида оценивания-текущее, тематическое и итоговое – без выставления бальной отметки, но сопровождающиеся словесной оценкой.
-Ашикова С.Г. Изобразительное искусство : учебник для 1 класса / под ред.А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара : Издательство «Учебная литература : Издательский дом «Федоров»;
-Ашикова С.Г. Рабочая тетрадь «Лаборатория искусства»/ Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров», 2013г.)
- Юный художник: журнал по изобразительному искусству для детей и юношества. М.: Юный художник.
-таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.