СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для 2 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№17»
(МАОУ СОШ)
«Рассмотрено» Руководитель методического объединения учителей начальных классов /__________ А.М.Токмакова подпись Протокол №______ от «___» ____________2014 г | | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №17 __________/_И.Ю.Номогоева подпись Приказ №__________ от «___» ____________2014 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 2 класса
на 2014 – 2015 учебный год
Составитель программы:
Максимова И.Е.
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку является продолжением программы по обучению грамоте и строится на общих концептуальных положениях, изложенных в начале программы.
Задачи обучения русскому языку: развитие внешней (устной и письменной) и внутренней речи, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»; освоение знаний о фонетике, грамматике русского языка, первоначальных знаний о тексте, предложении, лексике; овладение умениями правильно писать, участвовать в диалоге, составлять монологические высказывания в соответствии с учебной и коммуникативной задачами; развитие самостоятельности мышления, воображения, формирование общеучебных умений: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; формирование навыков самообразования; формирование умения эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками; развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитание эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, интереса и позитивного отношения к другим языкам, культуре своего и других народов, способствовать эстетическому воспитанию.
В содержании всех классов с разной полнотой рассматриваются следующие темы: признаки текста, признаки предложения, лексические и грамматические группы слов, звуки речи, соотнесение звукового и буквенного состава слов.
Стержневая тема курса русского языка лексическая, грамматическая сочетаемость слов и средства, которые осуществляют эту связь: формы слов, порядок слов в предложении, служебные слова, местоимения, интонационные средства. Наиболее продуктивно это направление реализуется на уровне словосочетаний, предложений и текстов при постоянном сравнении смысла разных вариантов высказываний в устной и письменной речи, в разных речевых ситуациях: реальных, литературных и воображаемых. Правильность выбора слов и установление правильных связей между ними требует знания законов словообразования и словоизменения, правил выбора буквы, если звук находится в слабой позиции.
Таким образом, стержневая тема определяет тот круг связей между речью и языком и между разделами языка, без которых она не может быть раскрыта. В этот круг входит и обязательный образовательный стандарт, предусмотренный нормативными документами.
Программа состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый раздел «Развитие речевой деятельности», в котором раскрываются линии работы по развитию связной устной и письменной речи, освоение правил поведения и вежливого общения. Второй раздел составляет собственно система языка
.I. Развитие речевой деятельности
В первом классе, как и в период обучения грамоте, особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствует возникновению у школьников опыта устной речи, речи разговорной и научной, воспитывает ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Программа каждого следующего года обучения предусматривает расширение опыта детей в устном общении: в умении участвовать в диалоге, дискуссии, строить содержательное, развернутое монологическое высказывание.
На принципиально новый качественный уровень выходит работа учеников над своей и чужой письменной речью. Понимание, осмысление чужой письменной речи лежит в основе успешности обучения всем учебным предметам. В программе представлена система работы над чужим текстом, которая подводит ребенка к осознанию признаков текста и умению его анализировать. Эта часть программы реализуется во всех учебных предметах. Работа над художественными произведениями подробно представлена в программе по литературному чтению.
Особое значение в развитии речевой деятельности учащихся придается сочинениям. Они рассматриваются как уникальное средство развития личности, как средство усвоения содержания образования и осмысления своего социального опыта.
На первых этапах особенно важно раскрыть творческую инициативу ребенка, развить интерес к самостоятельной работе над сочинениями, прежде всего на основе его собственных наблюдений, впечатлений, на основе разворачивающегося содержания образования. Предоставляется полная свобода самовыражения ребенка в слове, поэтому перед написанием сочинений отсутствует обычно принятая подготовка.
Логика работы над сочинениями: от работ, написанных самостоятельно, спонтанно, без непосредственной подготовки, к составлению плана, к сознательному предварительному сбору необходимого материала, к четкой дифференциации языковых средств, необходимых для сочинений разных стилей и жанров. Это движение становится возможным за счет активизации косвенных путей развития письменной речи учащихся: нацеленности всего процесса обучения на общее развитие детей, на умение работать с текстом, на их языковое развитие; сочетание сочинений на творческие и репродуктивные темы, серьезная работа над сочинением после его написания (устное обсуждение, редактирование, использование детских работ на уроках).
На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа. Учащиеся на практике знакомятся с многозначностью слов, омонимией, расширяется их словарь синонимов, антонимов. Лексическое значение слов сопоставляется с грамматическим значением.
Основной способ освоения устной и письменной речи самостоятельная речевая деятельность ребенка в вариантных условиях и анализ соответствия речевых средств конкретной ситуации.
II. Система языка
Структурирование системы русского языка осуществляется с учетом объективно существующих связей между его разделами.
Так, формирование понятия «безударная гласная» и ее правописание проходит за годы обучения в школе множество этапов: от редуцированных гласных в корне слова до их редукции в частицах. Чтобы обеспечить прочность навыка написания проверяемой безударной гласной в корне, в течение всего 1 класса дети сравнивают звуковой и буквенный образ слов, учатся различать звуки: гласные и согласные, ударные и безударные, находить в ряду слов однокоренные слова, выделять корень слова, наблюдают случаи чередования согласных в однокоренных словах, знакомятся с грамматическими группами слов по их значению. Вводится орфограмма «Проверяемая безударная гласная в корне» во 2 классе, после ознакомления детей с составом слова, при сравнении способов ее проверки с другими корневыми орфограммами: непроверяемыми гласными (тема идет с 1 класса), оглушением звонких согласных и непроизносимыми согласными. Тогда же ученики знакомятся с частями речи (имя существительное, прилагательное, глагол) и их грамматическими признаками (род, число). Теперь дети готовы к орфографической теме 3 и 4 классов «Безударная гласная в окончаниях слов», правила проверки которой сравнивается с уже известными правилами проверки безударных гласных в других частях слова. Для этого есть необходимые фонетические знания (дифференциация гласные - согласные, ударные - безударные гласные), знание состава слова, частей речи и их грамматических признаков, опыт установления связей слов в предложении. В 3-4классах дети, кроме того, узнают о правилах правописания приставок с гласными –о-,- а- и суффиксов –ик-, -ек-.
Во всех случаях новое правило написания безударной гласной выводится при сравнении с уже известными правилами. Прямо или косвенно широкая орфографическая тема «Правописание безударной гласной» рассматривается в теснейшей связи с лексическим, грамматическим значением слова, со смыслом высказывания. Так правописание приобретает смысловую, понятную детям мотивацию. Примерно так же рассматриваются другие темы. Их развитие от класса к классу осуществляется во взаимодействиях с другими, объективно связанными с изучаемой темой. Понятия в курсе русского языка определяются терминами, принятыми в науке, или по их существенным признакам. При отборе материала учитывалась его актуальность, практическая значимость.
СОДЕРЖАНИЕ.
2 класс (5 часов в неделю, всего 170 часов)
I. Развитие речевой деятельности
Устная речь
Сохраняются все направления работы, обозначенные в программе 1 класса. Продолжается уяснение взаимосвязи между содержанием и формой высказывания.
Значение средств устной речи для выражения мысли. Анализ чужой устной речи: прослушивание пластинок, магнитофонных записей, речи учителя и товарищей, просмотр видеофильмов. Осознание собственной устной речи.
Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, противоположная точка зрения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов, культура разговора по телефону, поведение в общественных местах, в транспорте.
Монолог. Словесный отчет о выполненной работе. Связное высказывание на определенную тему.
Соответствие речи орфоэпическим нормам. Чистота произношения.
Письменная речь
Практическое ознакомление с текстами разговорного и книжного стиля (научного, делового, художественного). Выражение эмоционально-личностной позиции автора. Главное в тексте. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, служебные слова, синонимы).
Составление текстов малых форм: письмо, записка, объявление и проч. (в течение 2-4 классов).
Собственные сочинения (репродуктивные и творческие). Соответствие структуры и стиля собственного высказывания его жанру и теме (в течение 2 класса). Источники тем: яркие события школьной и внешкольной жизни (например, «Ну и мороз!», «Мамин день», «Как мы «победили» задачу» и т.д.); по изученному содержанию учебных предметов («Кошка и волк», «Мои размышления о слове «корень», «Сказка о знаках плюс и минус»). Представление работы одноклассникам. Выражение собственного мнения с его обоснованием. Редактирование сочинений.
Оформление диалога.
Восстановление деформированных текстов (по сравнению с 1 классом увеличивается количество предложений или их распространенность).
Предложение. Составление предложений из слов, данных в начальной форме, с добавлением любых других слов. Восстановление деформированных предложений.
Слово. Наблюдение внутреннего единства слова - его значения, грамматических признаков и знаков.
Расширение представлений об этимологии, омонимах (без введения понятия), антонимах, синонимах, многозначности, фразеологизмах наблюдения за использованием в тексте), расширение словаря учащихся.
Работа со словарями, учебной и справочной литературой.
II. Система языка
Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные; восклицательные, невосклицательные. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Главные члены: подлежащее, сказуемое основа предложения, второстепенные члены (без дифференциации). Предложения распространенные, нераспространенные.
Связи слов в предложении. На практическом уровне устанавливается роль форм слов, местоимений и служебных слов для связи слов в предложении.
Расширение наблюдений над смысловой зависимостью содержания высказывания от использованных языковых средств: форм слов, служебных слов, интонационных средств, порядка слов.
Части речи. Имя существительное: значение и употребление в речи; начальная форма; одушевленное и неодушевленное; собственное и нарицательное; женский, мужской и средний род; единственное и множественное число.
Имя прилагательное: значение и употребление в речи; зависимость форм рода и числа прилагательных от форм имени существительного. Словосочетание: практическое ознакомление с согласованием имени прилагательного с именем существительным.
Глагол: значение и употребление в речи; изменение глаголов по числам. Словосочетание: практическое ознакомление с глагольным управлением именем существительным.
Практическое ознакомление с ролью в речи личных местоимений, числительных и служебных слов.
Состав слова (практическое ознакомление). Словообразование, словоизменение. Родственные (однокоренные) слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Роль частей слова в образовании разных слов и разных форм одного и того же слова.
Различение предлога и приставки.
Сильная и слабая позиция гласных. Правописание в корне слова безударных гласных, проверяемых ударением. Слова с непроверяемыми безударными гласными в корне слова.
Сильная и слабая позиция парных согласных в корне слов. Их правописание.
Правописание слов с непроизносимой согласной в корне (на уровне представления).
Правописание слов с удвоенными согласными в корне. Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.
Ознакомление с написанием ь в именах существительных женского рода после шипящих в конце слов и его отсутствием у имен существительных мужского рода(рожь нож, ночь мяч).
Звуки-буквы. Повторение фонетического материала в соответствии с изучаемыми правилами правописания (различение гласных - согласных, гласных однозвучных и йотированных, согласных звонких - глухих, шипящих, мягких - твердых; слогоделение, ударение).
Разделительные ь и ъ, их правописание.
Перенос слов.
Разделы | Планируемые результаты (универсальные учебные действия) | ||||
Личностные и метапредметные результаты | Предметные УУД | Коммуникативные УУД | |||
Система языка Фонетика, орфоэпия, графика Лексика (изучается во всех разделах курса) Состав слов (морфемика) Морфология Синтаксис Орфография и пунктуация | Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | ||
У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне по-ложительного отноше-ния к занятиям русским языком, к школе; - интерес к предметно исследовательской дея-тельности, предложен-ной в учебнике и уче-бных пособиях; - ориентация на понима-ние предложений и оце-нок учителей и товари-щей; - понимание причин ус-пехов в учебе; - оценка одноклассников на основе заданных кри-териев успешности уче-бной деятельности; - понимание нравствен-ного содержания посту-пков окружающих лю-дей; - этические чувства (сочувствия, стыда, ви-ны, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собст-венных поступков; - представление о своей этнической принадлеж-ности. Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию русского языка; - ориентации на анализ соответствия резуль-татов требованиям конкретной учебной задачи; - самооценки на осно-ве заданных критериев успешности учебной де-ятельности; - чувства сопричаст-ности и гордости за свою Родину и народ; - представления о своей гражданской иденти-чности в форме осозна-ния «Я» как гражданина России; - ориентации в поведе-нии на принятые мора-льные нормы; - понимания чувств од-ноклассников, учителей; - представления о кра-соте природы России и родного края на основе материалов комплекта по русскому языку. | Обучающийся научится: - осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; -вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; - адекватно воспринимать оценку своей работы учи-телями, товарищами, дру-гими лицами; - принимать роль в учеб-ном сотрудничестве; - выполнять учебные дей-ствия в устной, письмен-ной речи, во внутреннем плане. Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учите-лем, одноклассниками; - на основе результатов решения практических задач делать теорети-ческие выводы о свойствах изучаемых языковых фак-тов и явлений в сотрудни-честве с учителем и одно-классниками; - самостоятельно адеква-тно оценивать правиль-ность выполнения дейст-вия и вносить необходи-мые коррективы в испол-нение в конце действия | Обучающийся научится: - пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; - строить сообщение в уст-ной форме; - находить в материалах учебника ответ на задан-ный вопрос; - ориентироваться на воз-можное разнообразие спо-собов решения учебной за-дачи; - анализировать изучаемые объекты с выделением су-щественных и несущест-венных признаков; - воспринимать смысл предъявляемого текста; - анализировать объекты с выделением существенных и несущественных призна-ков (в коллективной орга-низации деятельности); - осуществлять синтез как составление целого из час-тей; - проводить сравнение, се-риацию и классификацию изученных объектов по са-мостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп; - устанавливать причинно-следственные связи в изу-чаемом круге явлений; - обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); - подводить анализируе-мые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например: часть речи –самостоятель-ная часть речи -имя суще-ствительное – одушевлен-ное/неодушевленное и т.д.); - проводить аналогии меж-ду изучаемым материалом и собственным опытом. - строить небольшие со-общения в устной и пись-менной форме; - выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соотве-тствии с учебной задачей; - осуществлять запись (фиксацию) указанной учи-телем информации об изучаемом языковом фак-те; - проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по са-мостоятельно выделен-ным основаниям (крите-риям) при указании и без указания количества групп; - обобщать (выводить об-щее для целого ряда едини-чных объектов). | Обучающийся научится: - определять качественную хар–ку звука; - применять знания фонетического материала при использовании правил правописания; - произносить звуки и их сочетания в соответствии с нормами современного русского литературного язы-ка; - использовать на письме разделительные ъ и ь знаки; - использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац; - списывать текст с доски и учебника, писать дикта-нты. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять звуко – буквенный разбор простых по слоговому составу слов; - устанавливать соотношение звукового и буквен-ного состава в словах с е ё ю я; в словах с раздели-тельными ъ и ь знаками; в словах с непроизносимы-ми согласными (на уровне ознакомления); - использовать алфавит при работе со словарями, справочными материалами; - совершенствовать навык клавиатурного письма. Обучающийся научится: - опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении; на практи-ческом уровне различать синонимы, антонимы, многозначность без введения понятий. Обучающийся получит возможность научиться: - понимать этимологию мотивированных названий; - понимать смысл омонимов (без введения понятия), фразеологизмов; - пользоваться словарями по указанию учителя; - пользоваться библиотечным каталогом под руко-водством учителя. Обучающийся научится: Подбирать родственные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне сло-ва; различать однокоренные слова и синонимы Обучающийся получит возможность научиться: - различать словообразование и словоизменение; - выделять в словах с однозначно выделяемыми мо-рфемами окончание, корень, приставку, суффикс; - различать приставку и предлог. Обучающийся научится: - различать лексическое и грамматическое значение слова; - находить грамматические группы слов (части речи); - определять у имени сущ – го значение, опознавать грамматические признаки - опознавать у глаголов форму рода и числа (в фор-ме прошедшего времени). Обучающийся получит возможность научиться: - устанавливать зависимость форм рода и числа имен прилагательных от форм имени сущ – го (в роде и числе); - находить грамматические группы слов: самосто-ятельные слова и служебные (предлог, союз); - узнавать личные местоимения, числительные. Обучающийся научится: - находить главные члены предложения (основы пр - ия): подлежащее и сказуемое; - различать главные и второстепенные члены пред-ложения (без дифференциации последних); - составлять предложения из слов, данных в началь-ной форме, с добавлением любых других слов; - восстанавливать деформированные предложения. Обучающийся получит возможность научиться: - опознавать пр – ия распространенные и нераспро-страненные; - устанавливать связи между словами в словосоче-тании и предложении (по смысловым вопросам); - определять на практическом уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложе-нии. - находить орфограммы в указанных учителем словах; - использовать орфографический словарь (см. в уче-бнике) как средство самоконтроля; - применять правила правописания: • написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч9 щ (в положении под ударением и без ударения); • отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч,щс другими согласными, кроме л; • перенос слов; •прописная буква в начале предложения, в именах собственных; • проверяемые безударные гласные в корне слова; • парные звонкие и глухие согласные в корне слова; • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике); • знаки препинания (. ?!) в конце предложения; - безошибочно списывать текст; - писать под диктовку текст в соответствии с изу-ченными правилами правописания. Обучающийся получит возможность научиться: - применять правила правописания: •разделительные ь и ъ; • непроизносимые согласные в корне (ознакомле-ние); • ь после шипящих на конце имен существительных (рожь - нож, ночь - мяч); - применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря; - использовать орфографическое чтение (прого-варивание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. | Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в ди-алоге с учителем, одноклассниками; - воспринимать другое мнение и позицию; - формулировать соб-ственное мнение и по-зицию; - договариваться, при-ходить к общему ре-шению (во фронталь-ной деятельности под руководством учите-ля); - строить понятные для партнера высказы-вания; - задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяю-щие оценить ее в про-цессе общения. Обучающийся получит возможность научиться: - строить монологи-ческое высказывание; - ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодей-ствии; - учитывать другое мнение и позицию; - договариваться, при-ходить к общему ре-шению (при работе в группе, в паре); - контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняе-мых партнером, прои-зводить сравнение данных операций с тем, как бы их выпо-лнил «я сам»; - адекватно исполь-зовать средства уст-ной речи для решения различных коммуникативных задач; - осуществлять дей-ствие взаимоконт-роля. |
№ п/п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | Вид контроля, измерителя | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения |
I четверть – 47 ч. | |||||||
Раздел 1. Что нужно для общения(17 часов) | |||||||
1 | Компоненты речевой ситуации. Адекватное использование средств устного общения. Звуки речи. | 1 | Урок повторения | | Инсценирование ситуаций. Выполнение упражнений на различение звуков. | Иметь представление между особенностями речевой ситуации и речевыми средствами. | 2.09 |
2 | Слова вежливого обращения. Звуки речи. Однокоренные слова. Корень. | 1 | Урок повторения | Текущий. | Инсценирование ситуаций. Выполнение упражнений на различение звуков, однокоренных слов. Работа с таблицей. | Знать классификацию звуков. Иметь представление об однокоренных словах . | 3.09 |
3 | Средства устной и письменной речи. Многозначность слов. Различение предложений по цели и интонации. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тематический. | Работа с таблицей, толковым словарем. Выполнение упражнений на различение предложений по цели и интонации. | Уметь находить различные виды предложений по цели высказывания и интонации. | 4.09 |
4 | Признаки предложения. Большая буква в словах. Повторение выученных орфограмм. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Работа с перфокартами. | Упражнения на различение текста и предложений. Работа со списком изученных орфограмм. Повторение имен собственных. | Знать имена собственные. Уметь оформлять предложение на письме. | 5.09 |
5-7 | Повторение фонетических знаний. Правописание гласных после шипящих. | 3 | Урок повторения | Индивидуальный. | Работа с лентой букв, с таблицей. Выполнение упражнений на правописание гласных после шипящих. Звуко-буквенный разбор слов. | Уметь применять правила написания слов с гласными после шипящих. | 8,9,10. |
8 | Правописание гласных после шипящих. Непроверяемые безударные гласные. Оформление предложений. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Фронтальный | Работа со словарем, таблицей, деформированным текстом | Уметь применять правила написания слов с гласными после шипящих. | 11.09 |
9 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | | Уметь выполнять контрольную работу, применяя полученные знания. | 12.09 |
10 | Работа над ошибками. Родственные слова. Корень. Безударные гласные в корне. Сочетание слов по смыслу. | 1 | Урок коррекции, обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный. | Работа с памяткой «Работа над ошибками». Выполнение упражнений на правописание безударных гласных в корне. | Уметь работать над ошибками, выделять безударный гласный в словах. | 15.09 |
11 | Лексическое и грамматическое значение слов. Слабые и сильные позиции гласного в корне. | 1 | Урок повторения | Групповой | Работа со словарем. Выполнение упражнений на определение сильной и слабой позиции гласного в корне. | Уметь слушать звучащее слово, производить звуковой анализ слова. | 16.09 |
| Лексическое и грамматическое значение слов. Родственные слова. Непроверяемые безударные гласные в корне. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Словарный диктант. | Работа со словарем. Выполнение упражнений на нахождение родственных слов и выделение корня. | Уметь подбирать однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи. | |
12 | Слова, называющие предметы одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Слова, называющие действие предмета. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Фронтальный | Работа с таблицей, дидактическим материалом. Выполнение упражнений на нахождение одушевленных и неодушевленных; собственных и нарицательных и слов, называющих действие предмета. | Уметь ставить вопросы к словам –предметам, различать собственные и нарицательные имена существительные | 17.09 |
13 | Звуки речи. Непроверяемые безударные гласные в корне. Большая буква в словах. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тест. | Работа с лентой букв, таблицей, словарем. Выполнение упражнений на правописание слов с непроверяемыми гласными в корне и имен собственных. | Знать имена собственные. Различать звуки речи. | 18.09 |
14 | Звуки речи. Повторение изученных орфограмм и словарных слов. Обобщение: средства устной и письменной речи. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Выборочный диктант. | Звуко-буквенный разбор. Инсценировка. Выполнение упражнений на правописание изученных орфограмм. | Иметь представление о зависимости между особенностями речевой ситуации и речевыми средствами. Знать классификацию согласных звуков. | 19.09 |
15 | Обучающее изложение на основе зрительного восприятия текста. | 1 | Урок развития связной речи. | Индивидуальный. | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения. | 22.09 |
16 | Работа над ошибками. Дифференциация согласных и гласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 | Урок коррекции , обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный. | Работа с дидактическим материалом. Звуко-буквенный анализ слов. | Уметь классифицировать ошибки, вносить коррективы, редактировать текст. | 23.09 |
Раздел 2. Речь начинается со звуков и букв(11 часов) | |||||||
17-18 | Смыслоразличительная роль звуков. Дифференциация звуков речи. Словарные слова. Различение слов по категории рода. | 2 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Фронтальный | Инсценирование. Классификация звуков. Выполнение упражнений на различение слов по категории рода. | Уметь классифицировать звуки речи, определять род имен существительных. | 24,25.09 |
19 | Характеристика согласных звуков. Смыслоразличительная роль звуков. Имена собственные. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Работа с карточками. | Классифицикация звуков. Звуко-буквенный анализ слов. Выполнение заданий на правописание имен собственных. | Уметь классифицировать звуки речи, писать имена собственные. | 26.09 |
20 | Слабая и сильная позиция согласного. Парные-непарные согласные звуки по твёрдости-мягкости. Словарные слова. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Предупредительный диктант. | Работа с лентой букв. Выполнение упражнений на нахождение слов с мягкими и твердыми согласными. | Знать обозначение мягких и твердых согласных на письме. | 29.09 |
21 | Входной этап мониторинга. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | Работа с алгоритмом | | 30.10 |
22 | Правописание ЖИ, ШИ. Работа с деформированными предложениями. Составление рассказа по картинке с использованием словарных слов. | 1 | Урок развития связной речи. | Словарный диктант | Работа со словами с буквосочетаниями жи-ши. Работа с деформированным текстом. Составление рассказа по картинке. | Уметь применять правило написания гласных после шипящих. Иметь представление о признаках текста и его оформлении. | 1.10 |
23 | Йотированные гласные. Мягкий и твёрдый знак. Звуко-буквенный анализ. Слова-указатели. Перенос слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий. | Выполнение упражнений с использованием понятий «перенос слов», « знак переноса». . Звуко-буквенный анализ. | Иметь представление о правописании Ь и разделительного Ъ. Уметь переносить слова. | 2.10 |
24 | Показатели мягкости согласных. Роль Ь. Звуко-буквенный анализ. Большая буква в именах. Правила общения | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тематический. | Инсценирование. . Звуко-буквенный анализ. Выполнение упражнений на определение роли Ь. | Знать обозначение мягкость согласных на письме с помощью букв гласных и Ь. | 3.10 |
25 | Правописание разделительного мягкого знака. Звуко-буквенный и грамматический анализ слов. Правила переноса. Лексическое значение слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Выборочный диктант. | . Звуко-буквенный анализ. Работа со словарями. Выполнение упражнений на перенос слов и правописание разделительного Ь. | Уметь писать слова с разделительным Ь, переносить слова. | 6.10 |
26 | Йотированные гласные. Соотношение звуков и букв. Грамматические группы слов. Роль мягкого знака. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Тест. | Работа с лентой букв. . Звуко-буквенный анализ. Работа с таблицей. Выполнение упражнений на различение грамматических групп слов и роли Ь. | Уметь дифференцировать парные однозвучные и двузвучные буквы. | 7.10 |
27 | Контрольное списывание. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | Работа с алгоритмом | Уметь списывать текст | 8.10 |
28 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | Индивидуальный. | Работа с памяткой «Работа над ошибками». | Уметь анализировать собственные ошибки. | 9.10 |
Звук – один, букв –две (5 часов) | |||||||
29 | Введение непроверяемой орфограммы «Удвоенные согласные». | 1 | Урок формирования знаний. | Текущий. | Работа с таблицей. Выполнение упражнений на написание слов с удвоенными согласными. | Иметь представление о словах с удвоенными согласными. | 10.10 |
30 | Правила переноса слов с удвоенными согласными. Слова с непроверяемыми безударными гласными. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Письмо по памяти. | Выполнение упражнений на перенос слов с удвоенными согласными и с непроверяемыми безударными гласными. | Уметь переносить слова с удвоенными согласными. | 13.10 |
31 | Нахождение орфограммы «Удвоенные согласные». Включение этой орфограммы в ряд изученных орфограмм. Перенос слов. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Работа с перфокартами. | Работа со списком изученных орфограмм. Выполнение упражнений на написание и перенос слов с удвоенными согласными. | Знать правила переноса слов и уметь применять их. | 14.10 |
32 | Работа с изученными орфограммами. Исследование значения служебных слов в предложении. Перенос слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Словарный диктант | Работа со списком изученных орфограмм, служебными словами | Знать изученные орфограммы. | 15.10 |
33 | Объявление. Компоненты объявления. Составление объявления. Орфографическая работа. | 1 | Урок развития связной речи. | Индивидуальный. | Работа с карточками на нахождение текстов объявлений, распознавание компонентов объявления. Составление объявления. Орфографическая работа. | Иметь представление об объявление и его компонентах. | 16.10 |
Что такое родственные слова и формы слов (13часов) Корень. Окончание(7 часов) | |||||||
34 | Различение родственных слов и форм слов. Корень. Сравнение родственных слов по смыслу. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Текущий. | Работа с таблицей. Выполнение упражнений на различение родственных слов и форм слов, сравнение однокоренных слов по смыслу. | Уметь подбирать однокоренные слова из ряда данных слов. | 17.10 |
35 | Корень. Родственные слова. Формы слов. Слова с омонимичными корнями. Различение предложений по интонации. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Работа с перфокартами. | Выполнение упражнений на распознавание слов с омонимичными корнями, различение предложений по интонации. | Знать предложения по цели высказывания и по интонации. | 20.10 |
36 | Чередование согласных в корне родственных слов. Слова с омонимичными корнями. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Зрительный диктант. | Наблюдение за чередованием согласных в корне родственных слов и слов с омонимичными корнями. | Уметь подбирать однокоренные слова из ряда данных слов. | 21.10 |
37 | Роль окончания в слове. Различение родственных слов и форм слов. Восстановление деформированных предложений. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Тест. | Работа с составом слова. Выполнение упражнений на нахождение и выделение окончания в словах. Восстановление деформированных предложений. | Иметь представление о формообразующей роли окончания. | 22.10 |
38 | Правила общения. Родственные слова. Формы слов. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Объяснительный диктант. | Инсценирование. Выполнение упражнений на подбор родственных слов, относящихся к разным частям речи. | Уметь использовать правила вежливости, различать родственные слова и форму слова. | 23.10 |
39 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Тематический. | | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами. | 24.10 |
40 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | Индивидуальный. | Работа с памяткой «Работа над ошибками» и со списком изученных орфограмм. | Уметь анализировать собственные ошибки. | 27.10 |
Приставка. Суффикс (6 часов) | |||||||
41 | Роль приставок и суффиксов в образовании слов. Орфограммы корня. Восстановление деформированного текста. Словарные слова. | 1 | Урок формирования знаний. | Текущий. | Работа с таблицей, со списком изученных орфограмм, словарем. Восстановление деформированных предложений. | Иметь представление о суффиксе как части слова. | 28.10 |
42 | Ознакомление со значимыми частями слова. Родственные слова. Словообразовательная роль суффикса. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Словарный диктант. | Знакомство с алгоритмом разбора слов по составу. Выполнение упражнений на разбор сов по составу. | Иметь представление о разборе слов по составу и алгоритме разбора. | 29.10 |
43 | Родственные слова. Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Выделение орфограмм в разных частях слова. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Индивидуальный | Выполнение упражнений на образование слов с помощью суффиксов и приставок, на разбор слов по составу. | Иметь представление о словообразующей роли суффиксов и приставок. | 30.10 |
44 | Выделение частей слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла. | 1 | Урок повторения | Тематический. | Выполнение упражнений на разбор слов по составу и образование родственных слов. | Иметь представление о составе слова. | 31.10 |
45 | Обобщение знаний о частях слова. Образование родственных слов, сравнение их смысла. Слова-антонимы. | 1 | Комбинированный урок. | Осложненное списывание. | Работа со словарем антонимов, с алгоритмом разбора слов по составу. Выполнение упражнений на образование родственных слов и сравнение их смысла. | Иметь представление о составе слова. | 10.11 |
46 | Наблюдение за образованием удвоенных согласных на стыке приставка-корень, корень-суффикс. Образование родственных слов, сравнение их смысла. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Работа с перфокартами. | Разбор слов по составу. Группировка слов с удвоенными согласными. Выполнение упражнений на образование родственных слов. | Иметь представление об образовании слов с удвоенными согласными на стыке приставки и корня. | 11.11 |
Разделительные ь и ъ знаки (6 часов) | |||||||
47 | Наблюдение случаев написания Ь и Ъ. Роль приставок в образовании слов. Родственные слова с чередующимися согласными в корне. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Тест | Разбор слов по составу. Выполнение упражнений на написание Ь и Ъ, образование родственных слов с чередующимися согласными в корне. | Знать правила написания разделительных Ь и Ъ | 12.11 |
II четверть – 36 ч. | |||||||
48 | Наблюдение за позицией написания Ь и Ъ. Правила правописания разделительных Ь и Ъ. Словообразование. | 1 | Урок повторения | Текущий. | Разбор слов по составу. Словообразование. | Уметь писать слова с разделительными Ь и Ъ. | 13.11 |
49 | Правила правописания разделительных Ь и Ъ. Роль Ь. Звуко-буквенный анализ. Слова-указатели. | 1 | Урок повторения | Словарный диктант. | Звуко-буквенный анализ. Работа с таблицей. Выполнение упражнений на написание Ь и Ъ знаков. | Уметь писать слова с разделительными Ь и Ъ. | 14.11 |
50 | Правописание слов с разделительными Ь и Ъ. Словообразование. Предлоги. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Тематический | Звуко-буквенный анализ. Работа с таблицей. Выполнение упражнений на написание Ь и Ъ знаков. | Уметь писать слова с разделительными Ь и Ъ. | 17.11 |
51 | Проверочный тест. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный | Выполнение тестовых заданий. | Уметь выполнять задания на изученные темы. | 18.11 |
52 | Работа над ошибками. Правописание слов с разделительными Ь и Ъ. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | Урок коррекции, обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный | Работа со списком изученных орфограмм. Словообразование. Выполнение упражнений на написание Ь и Ъ знаков. | Уметь писать слова с разделительными Ь и Ъ. | 19.11 |
Проверяемые безударные гласные в корне (8 часов) | |||||||
53 | Родственные слова. Формы слова. Слабая и сильная позиция гласных. Орфограммы гласных. Правила общения. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний.. | Текущий. | Работа по различению слабой и сильной позиции для гласных звуков, со списком изученных орфограмм. Инсценирование. | Уметь определять слабую и сильную позицию гласных. | 20.11 |
54 | Фонетическая работа. Однокоренные слова. Определение порядка действий при проверке букв безударных гласных в корне. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Проверочная работа. | Работа с алгоритмом проверки безударного гласного в корне. Звуко-буквенный анализ. | Иметь представление о проверке безударного гласного в корне. | 21.12 |
55 | Написание безударных гласных в корне. Подбор проверочных слов. Состав слова. Составление рассказа-описания. | 1 | Урок развития речи. | Индивидуальный | Выполнение упражнений на проверку безударных гласных. Составление рассказа-описания. | Иметь представление о проверке безударного гласного в корне. | 24.11 |
56 | Схема проверки безударных гласных в корне. Однокоренные слова и форма слова. Форма единственного и множественного числа. | 1 | Урок повторения | Выборочный диктант. | Работа со схемой проверки безударного гласного в корне. | Знать правила проверки безударных гласных в корне слова. | 25.11 |
57-58 | Две орфограммы – одна буква. Форма числа. Окончание. Слова, обозначающие признак предмета. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный | Выполнение упражнений на определение слабой и сильной позиции гласного, выделение окончаний в словах и прилагательных. | Знать правила проверки безударных гласных в корне слова и правописание гласного после шипящего.. | 26.11 27.12 |
59 | Две орфограммы – одна буква. Написание слов с безударными гласными в корне. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный | Выполнение упражнений на определение слабой и сильной позиции гласного, выделение окончаний в словах и прилагательных. | Знать правила проверки безударных гласных в корне слова и правописание гласного после шипящего.. | 28.11 |
60 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный | | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами. | 1.12 |
61 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | Индивидуальный | Работа с памяткой «Работа над ошибками» и со списком изученных орфограмм. | Уметь анализировать собственные ошибки. | 2.12 |
Правописание парных согласных в корне слова (8часов) | |||||||
62 | Слабая и сильная позиция согласных. Парные-непарные согласные по глухости-звонкости. Составление предложения. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Текущий. | Работа с лентой букв. Выполнение упражнений по определению сильной и слабой позиции для согласных. Составление предложения по группе тематических слов. | Уметь выделять парные согласные в слабой позиции. | 3.12 |
63 | Определение сильной позиции для парных согласных. Выведение правила по проверке согласного в слабой позиции. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Словарный диктант. | Работа с алгоритмом проверки парных согласных. | Уметь выделять парные согласные в слабой позиции. | 4.12 |
64 | Правописание парных согласных в корне. Слабые позиции гласных и согласных. Правила общения. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Тест. | Инсценирование. Выполнение упражнений на изученные правила. | Знать парные согласные в конце слова , правила их правописания. | 5.12 |
65 | Исследование орфограмм корня. Форма единственного и множественного числа. Прямое и переносное значение. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Выборочный диктант. | Работа с алгоритмами. Выполнение упражнений на правописание орфограмм корня. | Уметь находить в словах орфограммы на изученные правила. | 8.12 |
66 | Парные согласные в корне слова. Безударные гласные в корне слова. Родственные слова. Форма слов. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Зрительный диктант. | Работа с алгоритмами. Выполнение упражнений на правописание орфограмм корня. | Уметь находить в словах орфограммы на изученные правила. | 9.12 |
67 | Орфограммы корня. Определение частей слова. Одушевленные и неодушевленные существительные. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тематический. | Работа со списком изученных орфограмм, с алгоритмом разбора слов по составу . | Уметь находить в словах орфограммы на изученные правила. | 10.12 |
68 | Контрольное списывание. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный | Работа с алгоритмом списывания. | Уметь списывать текст с доски. | 11.12 |
69 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции. | Индивидуальный | Работа с памяткой «Работа над ошибками» и со списком изученных орфограмм. | Уметь анализировать собственные ошибки. | 12.12 |
Какие бывают в грамматике группы слов (30 часов) Части речи (4часа) | |||||||
70 | Смысл слов и их грамматическое значение. Самостоятельные и служебные части речи. Написание объявления. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Словарный диктант. | Работа с картой частей речи. Постановка вопросов к словам. Написание объявления. | Уметь ставить вопросы к словам разных частей речи. | 15.12 |
71 | Грамматические группы. Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Определение частей речи. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Фронтальный. | Выполнение упражнений на определение частей речи. Работа с терминами. | Иметь представление о грамматических группах слов. | 16.12 |
72 | Обучающее изложение. | 1 | Урок развития связной речи. | Индивидуальный | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения. | 17.12 |
73 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции. | | Работа с памяткой «Работа над ошибками» и со списком изученных орфограмм. | Уметь анализировать собственные ошибки. | 18.12 |
Самостоятельные части речи (26 часов) Имя существительное (9 часов) | |||||||
74 | Определение частей речи. Грамматические признаки имен существительных в словосочетаниях и предложениях. Форма рода. | 1 | Урок формирования. | Индивидуальный | Таблица частей речи. Распознавание существительных в сочетаниях слов. Определение формы рода. | Уметь определять род имен существительных. | 19.12 |
75 | Определение частей речи. Грамматические признаки имен существительных в словосочетаниях и предложениях. Форма рода. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Работа с перфокартами. | Алгоритм определения частей речи. Выполнение упражнений на определение рода и числа. | Уметь определять род и число имен существительных. | 22.12 |
76 | Орфограммы корня. Формы рода, числа имен существительных. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Тест. | Работа со списком изученных орфограмм. Выполнение упражнений на определение рода и числа. | Уметь определять род и число имен существительных. | 23.12 |
77 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный | | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами. | 24.12 |
78 | Работа над ошибками. Начальная форма имени существительного. Грамматический разбор им. существительного. | 1 | Урок коррекции, обобщения и систематизации знаний. | Фронтальный | Работа со списком изученных орфограмм. Выполнение упражнений на выписывание существительных в начальной форме. Грамматический разбор им. существительного. | Иметь представление о грамматическом разборе им. существительного. | 25.12 |
79 | Ь в конце имени существительного на шипящий. Роль Ь. Грамматический разбор. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Словарный диктант | Работа с таблицей, с правилом. Выполнение упражнений на правописание Ь после шипящего. | Уметь определять род имен существительных. | 26.12 |
80 | Правила правописания гласных после шипящих. Начальная форма существительного. Грамматические признаки слов. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Самостоятельная работа. | Работа с алгоритмом. Грамматический разбор существительного. Выполнение упражнений на написание слов с жи-ши, ча-ща, чу-щу. | Уметь применять правила при написании слов с гласными после шипящих, ставить имена существительные в начальную форму. | 12.01 |
81 | Закрепление пройденного. Составление поздравительной открытки. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный | Составление поздравительной открытки. Слова приветствия и прощания. | Уметь понимать различия в реагировании в соответствии с ситуацией. | 13.01 |
82 | Промежуточный этап мониторинга. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тест. | Звуко-буквенный анализ. Работа с лентой букв. | Уметь выполнять звуко-буквенный анализ. | 14.01 |
| |||||||
83 | Имя прилагательное. Окончание и грамматические формы. Согласование прилагательного с существительным. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Письмо по памяти. | Имя прилагательное, значение и употребление. Выполнение упражнений на согласование прилагательного с существительным. | Уметь ставить вопросы к прилагательным, знать его определение. | 15.01 |
III четверть – 50 ч. | |||||||
84 | Имя прилагательное. Грамматические признаки. Составление текста о зиме. Стили текста. | 1 | Урок формирования и совершенствования ЗУН. | Выборочный диктант. | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Иметь представление о стилях текста. | 16.01 |
85 | Составление загадок. Описание предмета. Редактирование текста. Звуко-буквенный разбор. | 1 | Урок развития речи. | Самостоятельная работа. | Работа с загадками, составление загадок. Редактирование готового текста. | Иметь представление о редактировании текста. | 19.01 |
86 | Редактирование текста. Однокоренные слова Составление текста-описания. | 1 | Урок развития речи. | Индивидуальный | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Уметь «раскрашивать» текст словами-признаками. | 20.01 |
87 | Имя прилагательное. Грамматические признаки. Суффикс, его роль в образовании слов. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Словарный диктант. | Выполнение упражнений на установление связи между прилагательным и существительным. Грамматический разбор прилагательного, его разбор по составу. | Знать согласование с существительным. | 21.01 |
88 | Имена числительные. Орфографическая работа. | 1 | Урок повторения | Текущий. | Выполнение упражнений на нахождение числительных в тексте и речи. Словарная работа. | Иметь представление о числительном. | 22.01 |
89 | Выделение имен числительных в речи. Правописание числительных. Части речи (закрепление). | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Фронтальный | Выделение имен числительных в речи. Правописание числительных. Работа по определению частей речи. | Уметь различать части речи. | 23.01 |
90 | Имена числительные. Однокоренные слова. Формы слов Приставка Роль Ь. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Выборочный диктант. | Выделение имен числительных в речи. Правописание числительных Подбор однокоренных слов. Разбор слов по составу. | Уметь находить значимые части слова. | 26.01 |
91 | Контрольное списывание. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | Работа с алгоритмом списывания. | Уметь списывать текст с доски. | 27.01 |
92 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | Индивидуальный. | Работа с памяткой «Работа над ошибками». | Уметь анализировать собственные ошибки. | 28.01 |
Глагол (7 часов) | |||||||
93 | Глагол. Орфографическая работа. Правила общения. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Фронтальный. | Глагол, значение и употребление. Работа со списком изученных орфограмм. | Уметь распознавать глаголы в речи и тексте. | 29.01 |
94 | Роль глагола в речи. Местоимение. Родственные слова. Приставка. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Письмо по памяти. | Выполнение упражнений на определение значения глаголов в речи Разбор слов по составу. Выделение в тексте местоимений. | Уметь подбирать к именам существительным глаголы. | 30.01 |
95 | Глагол. Форма числа. Начальная форма существительного. Местоимение. Корень. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Тест. | Выполнение упражнений на изменение глаголов по числам. Разбор слов по составу. | Иметь представление об изменении глагола по числам. | 2.02 |
96 | Глагол. Характеристика предложения по цели высказывания. Правила общения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Словарный диктант. | Инсценирование. Грамматический разбор глагола в прошедшем времени. Работа с текстом. | Уметь распознавать число глаголов. | 3.02 |
97 | Определение частей речи. Грамматические признаки. Восстановление деформированных предложений. Определение частей слова. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный. | Грамматичекие разборы частей речи, разбор слов по составу. Восстановление деформированных предложений. | Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте. | 4.02 |
98 | Обучающее сочинение «Моя любимая игрушка». | 11 | Урок развития связной речи. | Индивидуальный. | Составление плана. Орфографическая подготовка. Признаки текста. | Уметь составлять предложения на заданную тему. | 5.02 |
99 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | Индивидуальный. | Работа с памяткой «Работа над ошибками». | Уметь анализировать собственные ошибки. | 6.02 |
Непроизносимые согласные (8 часов) | |||||||
100 | Непроизносимые согласные в корне. Фонетическая работа. Форма числа. Проверка орфограмм корня. Продолжение рассказа по его началу. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Текущий. | Звуко-буквенный анализ. Сильная и слабая позиция звуков. Работа с правилом. Выполнение упражнений на нахождение слов с непроизносимыми согласными. | Иметь представление о словах с непроизносимыми согласными. | 9.02 |
101 | Сравнение произнесения сочетаний согласных. Узнавание слов с произносимыми и непроизносимыми согласными. Способ действий при подборе проверочных слов. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Объяснительный диктант. | Дифференциация слов с непроизносимыми и произносимыми согласными. Алгоритм узнавания. | Иметь представление о словах с непроизносимыми согласными. | 10.02 |
102 | Непроизносимые согласные в корне. Звуко-буквенный анализ. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Словарный диктант. | Звуко-буквенный анализ. Использование в речи слов с непроизносимыми согласными. | Иметь представление о словах с непроизносимыми согласными. | 11.02 |
103 | Непроизносимые согласные в корне. Слова с удвоенными согласными. Роль Ь. Звуко-буквенный анализ. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тест. | Звуко-буквенный анализ. Работа со списком изученных орфограмм. | Уметь находить в словах орфограммы на изученные правила. | 12.02 |
104 | Непроизносимые согласные. Способ их проверки. Удвоенные согласные. Лексическое и грамматическое значение слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Письмо по памяти. | Использование в речи слов с непроизносимыми согласными. Работа со списком изученных орфограмм. | Уметь находить в словах орфограммы на изученные правила. | 13.02 |
105 | Обобщение материала об изученных орфограммах. Компоненты поздравления: слова прощания, обращения. Составление поздравления. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный. | Поздравления и его компоненты. | Уметь находить в словах орфограммы на изученные правила. | 16.02 |
106 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами. | 17.02 |
107 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | Индивидуальный. | Работа с памяткой «Работа над ошибками». | Уметь анализировать собственные ошибки. | 18.02 |
Как образуются предложения (22 часа) Главные члены предложения ( 8часов) | |||||||
108 | Предмет речи. Главные члены предложения. Исследование грамматической связи между подлежащим и сказуемым. | 1 | Урок формирования знаний. | Фронтальный. | Исследовательская работа. Работа с правилом. Нахождение в предложении грамматической основы. | Уметь выделять из предложений пары слов с помощью вопросов. | 20.02 |
109 | Грамматическая основа. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Групповой. | Исследовательская работа. Выполнение упражнений на распространение предложений. | Уметь устанавливать связи между словами в предложениях. | 24.02 |
110 | Установление связи между главными и второстепенными членами предложения. Монолог. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Работа с перфокартами. | Инсценирование. Выделение грамматических основ в предложениях. Составление предложений по схемам. | Иметь представление о монологе. | 25.02 |
111 | Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Лексическая работа (омонимы). | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Словарный диктант. | Работа со словарем. Различение смысла слов в предложениях и словосочетаниях. | Уметь находить основу предложения. | 26.02 |
112 | Грамматическая основа. Определение частей речи. Предлог и приставка. Восстановление деформированного текста. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Самостоятельная работа. | Восстановление деформированных предложений. Синтаксический разбор предложений. Отличие предлога от приставки. | Уметь писать раздельно предлоги со словами. | 27.02 |
113 | Распространенные и нераспространенные предложения. Лексическая работа (омонимы). | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тест. | Работа со словарем. Синтаксический разбор предложений | Уметь различать распространенные и нераспространенные предложения. | 2.03 |
114 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами. | 3.03 |
115 | Работа над ошибками. Основа предложений. Связь слов в предложении. Форма слов. Окончание. Предлог. | 1 | Урок коррекции. | Индивидуальный. | Работа со списком изученных орфограмм. | Уметь находить основу предложения. | 4.03 |
Служебная часть речи – предлог ( 14часов) | |||||||
116 | Роль предлога. Правописание слов с предлогами и приставками. | 1 | Урок формирования знаний. | Фронтальный. | Выполнение упражнений на различение приставок и предлогов. Роль предлогов в речи. Работа со списком изученных орфограмм. | Уметь различать предлоги и приставки. | 5.03 |
117 | Предлог. Роль предлога в предложении. Формы слова. Окончание. Связь слов в предложении. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Предупредительный диктант. | Разбор слов по составу. Выполнение упражнений на установление связи между словами в предложении. | Уметь употреблять в речи предлоги. | 6.03 |
118 | Обучающее изложение. | 1 | Урок развития связной речи. | Индивидуальный. | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения. | 10.03 |
119 | Работа над ошибками. Предлог. Приставка. Словосочетания. | 1 | Урок коррекции и совершенствования знаний | Индивидуальный. | Работа с памяткой «Работа над ошибками». Работа с таблицей. | Иметь представление о словосочетаниях. | 11.03 |
120 | Различие приставки и предлога. Основа предложений. Связь между главными и второстепенными членами предложения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Словарный диктант. | Выполнение упражнений на различение приставки и предлога, на нахождение основы предложения, на выделение словосочетаний. | Уметь устанавливать между словами в предложении. | 12.03 |
121 | Грамматическая основа предложения. Грамматические признаки слов. Различие приставки и предлога. Восстановление деформированного текста. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Фронтальный. | Восстановление деформированного текста. Различение частей речи | Знать роль предлогов в предложении, уметь подбирать нужные предлоги к словам. | 13.03 |
122 | Основа предложений. Составление рассказа об играх детей. | 1 | Урок развития связной речи. | Индивидуальный. | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения. | 16.03 |
123 | Контрольное изложение. | 1 | Урок развития связной речи. | Индивидуальный. | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения. | 17.03 |
124 | Работа над ошибками. Монолог. Диалог. Реплики. | 1 | Урок коррекции и совершенствования знаний | Текущий. | Работа с памяткой «Работа над ошибками». Инсценирование. | Иметь представление о диалоге и реплике. | 18.03 |
125 | Диалог. Реплики. Адекватное использование средств устного общения. Звуко-буквенный анализ. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Зрительный диктант. | Работа в парах. Инсценирование. Звуко-буквенный анализ. | Уметь находить диалог и реплики в отрывках художественных произведений. | 19.03 |
126 | Главные члены предложения. Правописание предлогов. Однокоренные слова. Части речи. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тест. | Морфологический. Синтаксический разбор и разбор слов по составу. | Знать части речи и их признаки. | 20.03 |
127 | Восстановление диалога. Адекватное использование средств устного общения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Словарный диктант. | Работа с текстом с пропущенными репликами. Инсценирование. | Уметь находить реплики в диалоге. | 1.04 |
128 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами. | 2.04 |
129 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | Индивидуальный. | Работа со списком изученных орфограмм. Работа с памяткой «Работа над ошибками». | Уметь анализировать собственные ошибки. | 3.04 |
Каждому слову свое место (18 часов) Сочетание слов по смыслу ( 6часов) | |||||||
130 | Лексическая сочетаемость слов. Родственные слова, их значение. Работа с небылицами. | 1 | Урок формирования знаний. | Фронтальный. | Инсценирование. Работа с однокоренными словами и сочетаемостью слов. | Уметь употреблять нужные слова в речи. | 6.04 |
131 | Лексическое значение слов. Работа с небылицей. Различение предложений по цели высказывания. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Тест. | Звуко-буквенный анализ. Синтаксический разбор. Работа с толковым словарем. | Иметь представление о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении. | 7.04 |
132 | Связь грамматической и лексической сочетаемости слов. Составление предложений. Нахождение частей слова. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Работа с перфокартами. | Разбор слов по составу. Составление и разбор предложений. | Иметь представление о зависимости смысла речи от особенностей лексической и грамматической сочетаемости слов в предложении. | 8.04 |
133 | Работа с изученными орфограммами. Редактирование предложений. Лексическое значение слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный. | Работа со списком изученных орфограмм, толковым словарем. Редактирование предложений | Уметь находить, анализировать и исправлять речевые ошибки. | 9.04 |
IV четверть – 42 ч. | |||||||
134 | Повторение изученных орфограмм. Звуко-буквенный анализ слов. Правила вежливости. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Письмо по памяти | Работа со списком изученных орфограмм. Звуко-буквенный анализ. Инсценирование. | Уметь находить в словах орфограммы на изученные правила. | 10.04 |
135 | Обучающее изложение. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения. | 13.04 |
Многозначные слова (3 часа) | |||||||
136 | Работа над ошибками. Многозначные слова. Распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | Урок коррекции и совершенствования знаний | Индивидуальный. | Работа с памяткой «Работа над ошибками». Работа с толковым словарем. Выполнение упражнений на распространение предложений. | Иметь представление о многозначных словах. | 14.04 |
137 | Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Родственные слова. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Словарный диктант. | Работа с толковым и фразеологическими словарями. | Уметь различать прямой и переносный смысл слов. | 15.04 |
138 | Многозначные слова. Переносные значения. Орфографическая работа. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Предупредительный диктант. | Выполнение упражнений на различение признаков многозначных слов. Работа со списком изученных орфограмм. | Иметь представление о многозначных словах. Уметь различать прямой и переносный смысл слов. | 16.04 |
Синонимы. Антонимы(9 часов) | |||||||
139 | Синонимы – слова, близкие по смыслу. Определение слов-синонимов. Родственные слова. Определение частей речи. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Индивидуальный опрос. Карточки. | Работа со словарем синонимов. Выполнение упражнений на подбор синонимов. Морфологический разбор. | Иметь представление о синонимах. | 17.04 |
140 | Сравнение. Прямое и переносное значение. Синонимы. Работа со словарными словами. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Работа со словарными словами. | Инсценирование. Работа со словарем. Выполнение упражнений на различение прямого и переносного значения слов. | Иметь представление о прямом и переносном значении слов | 20.04 |
141 | Синонимы. Значение суффиксов. Слова, противоположные по смыслу – антонимы. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Текущий. | Работа со словарем. Разбор слов по составу. Образование новых слов с помощью суффиксов. | Иметь представление о синонимах и антонимах. | 21.04 |
142 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | | Уметь находить в словах орфограммы на изученные правила. | 22.04 |
143 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | Индивидуальный. | Работа с памяткой «Работа над ошибками». Работа со списком изученных орфограмм. | Уметь анализировать собственные ошибки. | 23.04 |
144 | Определение слов-антонимов. Различение синонимов и антонимов. Клички животных. | 1 | Комбинированный | Тест. | Работа со словарем антонимов. Выполнение упражнений на различение синонимов и антонимов. имен собственных. | Уметь правильно писать имена собственные. | 24.04 |
145 | Антонимы. Синонимы. Сравнение. Восстановление деформированного текста. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный. | Восстановление деформированного текста с использованием антонимов, синонимов и сравнений. | Уметь применять синонимы и антонимы в письменной речи. | 27.04 |
146 | Фразеологизмы. Смысл фразеологизмов. Звуко-буквенный анализ. Орфографическая работа. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Фронтальный. | Звуко-буквенный анализ. Работа со списком изученных орфограмм. Определение смысла фразеологизмов. | Иметь представление о фразеологических оборотах. | 28.04 |
147 | Контрольное списывание. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | | Уметь списывать текст с доски. | 29.04 |
Как строится текст (8 часов) | |||||||
148 | Работа над ошибками. Признаки текста: целостность. связность, законченность. Части текста:вступление, основная часть, заключение. | 1 | Урок коррекции и совершенствования знаний | Индивидуальный. | Работа с памяткой «Работа над ошибками». Восстановление деформированного текста. | Иметь представление об основных частях текста. | 30.05 |
146 | Текст. Составление текста о весеннем лесе. | 1 | Урок развития связной речи. | Индивидуальный. | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Уметь составлять предложения по заданной теме. | 4.05 |
149 | Продолжение рассказа по его началу. Орфографическая работа. Звуко-буквенный анализ. Категория рода. | 1 | Урок развития связной речи. | Индивидуальный. | Звуко-буквенный анализ. Работа со списком изученных орфограмм. Продолжение рассказа по его началу | Уметь выполнять звуко-буквенный анализ, находить в словах орфограммы на изученные правила. | 5.05 |
150 | Диалог. Монолог. Работа с изученными орфограммами. Фонетическая работа. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Словарный диктант. | Звуко-буквенный анализ. Работа со списком изученных орфограмм. Выполнение упражнений на различение монолога и диалога. | Знать, что такое диалог. Уметь оформлять диалог на письме. | 6.05 |
151 | Фразеологизмы. Антонимы. Однокоренные слова. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Самостоятельная работа. | Работа со словарями. Подбор однокоренных слов. | Иметь представление о фразеологических оборотах. | 7.05 |
153 | Итоговый этап мониторинга | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | | | 8.05 |
154 | Текст. Части текста. Местоимение. Составление плана текста. Непунктированный текст. Главные члены предложения. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Индивидуальный. | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Уметь устанавливать последовательность предложений в тексте, правильно оформлять на письме предложения. | 11.05 |
155 | Составление плана текста. Составление текста о зайцах или кроликах. | 1 | Урок развития связной речи. | Индивидуальный. | Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Уметь составлять текст на заданную тему. | 12.05 |
Законы языка в практике речи (18 часов) | |||||||
156 | Речь – характеристика человека. Как мы говорим. Диалог. Реплики. Повторение изученных орфограмм. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Уплотненный опрос. | Работа со списком изученных орфограмм. Инсценирование. | Уметь использовать правила вежливости в соответствии с ситуацией и собеседником. | 13.05 |
157 | Средства письменной и устной речи. Выбор средств устной речи в соответствии с речевой ситуацией. Диалог. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Групповой. | Инсценирование.Словарная работа. | Уметь использовать правила вежливости в соответствии с ситуацией и собеседником. | 14.05 |
158 | Ознакомление с функциями речи. Повторение изученных орфограмм. | 1 | Урок формирования и совершенствования знаний. | Словарный диктант. | Выполнение упражнений на сравнение текстов и дифференциацию устной и письменной речи. | Уметь дифференцировать средства устной и письменной речи. | 15.05 |
159 | Средства устного общения. Смыслоразличительная роль звуков речи. Работа со словарными словами. | 1 | Комбинированный. | Тест. | Разыгрывание речевых ситуаций. Звуко-буквенный анализ. Словарная работа. | Уметь дифференцировать средства устной и письменной речи. | 18.05 |
160 | Роль (функция) стихотворного текста. Фонетический анализ. Работа с орфограммами корня. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Перфокарты. | Ритм. Рифма. Звуко-буквенный анализ. Работа со списком изученных орфограмм. | Иметь представление о ритме и рифме в стихотворном тексте. | 19.05 |
161 | Исследование текста, его редактирование. Повторение изученных орфограмм. Обобщение знаний о слове. | 1 | Урок развития речи. | Индивидуальный. | Редактирование предложений. Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Знать изученные орфограммы. | 20.05 |
162 | Функции речи в разных речевых ситуациях. Слогоделение. Однокоренные слова и формы слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Тест. | Разыгрывание речевых ситуаций. Деление слов на слоги и для переноса. Выполнение упражнений на различение формы слова и родственных слов. | Уметь делить слова на слоги и для переноса. | 21.05 |
163 | Смыслоразличительная роль звуков. Лексическое и грамматическое значение слов. Составление своего текста. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Индивидуальный. | Звуко-буквенный анализ.Составление текста на заданную тему. Морфологический разбор слов. | Уметь отличать текст от группы предложений , знать признаки предложений. | 22.05 |
164 | Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля | Индивидуальный. | | Уметь воспринимать диктуемый текст, правильно писать слова с изученными орфограммами. | 25.05 |
165 | Работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции | Индивидуальный. | Работа со списком изученных орфограмм. Работа с памяткой «Работа над ошибками». | Уметь анализировать собственные ошибки. | 26.05 |
166 | Составление текста по его началу. Различение средств устной и письменной речи. Словообразование. | 1 | Урок развития речи. | Словарный диктант. | Словообразование и словоизменение. Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Иметь представление о словообразовании и словоизменении. | 27.05 |
167 | Анализ речевой ситуации. Лексическое и грамматическое значение слов. Повторение изученных орфограмм. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний. | Самостоятельная работа. | Разыгрывание речевых ситуаций. Работа со списком изученных орфограмм. | Знать изученные орфограммы. | |
168 | Грамматический анализ слов. Сравнение предложений по смыслу. Выделение частей слова. | 1 | Комбинированный. | Работа с перфокартами. | Морфологический анализ слов. Разбор слов по составу. | Знать предложения по интонации и цели высказывания. | 27.05 |
169 | Смыслоразличительная роль звука. Речь – характеристика литературного героя. Многозначность слов. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Письмо по памяти. | Работа с ребусами и толковым словарем. Работа с отрывками из художественных произведений. | Уметь использовать правила вежливости. | 28.05 |
170 | Восстановление пропущенной части текста. Анализ предложений по цели и интонации. Звуко-буквенный анализ слов. | 1 | Урок развития речи | Индивидуальный. | Звуко-буквенный анализ. Работа с текстом, составление плана, словарная работа. | Знать структуру текста. | 29.05 |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. – Самара: Издательский дом: «Федоров».
Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 2 класс».
– Самара: Издательский дом: «Федоров».
Яковлева С.Г. Рабочие тетради по русскому языку для 2 класса: в 4-х частях под редакцией Н. В.Нечаевой. – Самара: Издательский дом: «Федоров».
4