Государственное образовательное бюджетное учреждение
Иркутской области
Иркутский кадетский корпус
«Согласовано» На педагогическом совете ГОБУ ИО ИКК Протокол №_____от____2016 г. | «Утверждаю» директор ГОБУ ИО ИКК ___________Ворожцов М.А. "____"_________2016 г. |
Рабочая программа
научного общества учащихся
"Эврика"
ГОБУ ИО ИКК
Разработчик программы
Учитель географии
Реутова Надежда Александровна
Педагогический стаж 27 лет,
Высшая
.
2016 год
Пояснительная записка
В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. Под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методик, подходов и форм работы между преподавателем и учащимся, ведущий к достижению поставленной цели. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме. В данной ситуации актуальной формой становится организация научного общества учащихся.
Научное общество учащихся - добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Создание «НОУ» позволяет:
попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности;
раскрыть свой талант и способности, найти свою область приложения;
развивать коммуникабельность, доброжелательность и чуткость, расширять круг интересов и умений;
учиться самоанализу и самосовершенствованию;
учиться отстаивать своё мнение и умению выслушивать оппонента;
развивать различные компетентности.
Цель: создание благоприятных условий для развития научно-исследовательской деятельности учащихся посредством формирования образовательного поля, моделирующего научное продвижение юных исследователей и раскрывающего их личностный потенциал.
Задачи:
содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
познакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать,
систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
развивать познавательную активность и творческие способности;
способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
ориентировать учащихся на познание как ценность.
Учебно-тематический план
Раздел | Тема | Количество часов |
Организация исследовательской деятельности ГОБУ ИО ИКК |
I | Вводное занятие. | 4 |
II | Структура учебно-исследовательской деятельности. | 10 |
III | Этапы организации учебно-исследовательской деятельности. | 86 |
IV | Оформление работ. Работа со стендом. Редакция буклета. | 24 |
V | Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности. | 12 |
VI | Итоговый контроль. | 8 |
Итого | | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие (4 ч).
Ознакомление с программой, содержанием, структурой школьного научного общества. Выбор Совета. Определение рабочих групп. Знакомство с научными руководителями и выбор консультантов.
Структура учебно-исследовательской деятельности (10 ч).
Раскрывает содержание учебно-исследовательской деятельности. Раскрываются понятия: «научный факт», «гипотеза», «исследовательская работа». Гипотезы в истории развития науки и культуры. Проводится практическая работа по формулированию гипотез в различных областях знания, определению их научности доказуемости.
Этапы организации учебно-исследовательской деятельности (86 ч).
Выявить основные источники получения информации. Познакомить с правилами и приёмами работы в библиотеке, с ресурсами Интернет. Освоение и знакомство с основными методами исследования: экспериментом, наблюдением, анкетированием. Раскрытие понятий: «анализ», «синтез», «сравнение», «обобщение», «абстрагирование». Совершенствование и освоение методов работы по оформлению результатов, составлению сводных таблиц, диаграмм, схем и т.д..
Раздел предполагает большое количество самостоятельных и практических работ под руководством научного руководителя и консультантов. Промежуточный контроль предполагает защиту теоретических проектов на семинарах, мини-слайд шоу.
Оформление работ.(24 ч)
Проведение работы по оформлению материала, редакция и выпуск сборника работ и буклетов, оформление стенда.
Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности (12ч).
Знакомство с содержанием письменного отчёта, составление плана письменного отчёта. Знакомство со структурой и содержанием устного доклада
и визуального отчёта. Изучение структуры презентаций, приёмов, методов и технологий её изготовления.
Раздел предполагает индивидуальную и групповую работу над методическими проектами под руководством консультантов и научных руководителей.
Итоговый контроль (8ч).
Конкурсы творческих работ по научным секциям. Школьная итоговая конференция.
К работе с учащимися привлекаются учителя – предметники, воспитатели Кадетского корпуса, психолог, школьный библиотекарь.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Материально-техническая база.
Занятия проводятся на базе кабинетов с интерактивной доской, мультимедийной аппаратурой, информатики, физической, химической и биологической лаборатории, библиотеки с использованием их материальных ресурсов.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Технические средства обучения:
Рекомендуемая учебно-методическая литература.
Е.Федоровская «Исследование с нуля: организация исследовательской работы учащихся» методическое пособие. г. Обнинск. Малая академия наук. 2015.
Е.Федоровская «Исследование с нуля: организация исследовательской работы учащихся» рабочая тетрадь. г. Обнинск. Малая академия наук. 2015.
Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум - М, 2001.- 48 с. - (Школьному педагогу: советы, рекомендации, решения)
Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / Отв. ред. М.А.Ушакова.-М.: Сентябрь, 2003. - 204 с. - (Библиотека журнала "Директор школы". Вып. 8)
Д.А. Порохов. Как написать, оформить и защитить исследовательскую работу. СПб Изд-во МБИ. 2006. – 40 с.
Календарно-тематический план на 2016 – 2017 учебный год.
№ | № | Время по плану | Количество часов | Фактическая дата выполнения мероприятия | Мероприятие | Результат |
| Вводное занятие. |
1 | 1 | октябрь | 2 | | Заседание методического совета. | Утверждение документов НОУ. |
2 | 2 | октябрь | 2 | | Организационное собрание. | Протокол. Выбор совета НОУ, утверждение руководителя НОУ. |
| Структура учебно-исследовательской деятельности. |
3 | 1 | октябрь | 2 | | Занятие 1 "Как найти интересную тему исследования" | |
4 | 2 | ноябрь | 2 | | Занятие 2 "Замысел исследования ". | |
5 | 3 | ноябрь | 2 | | Занятие 3 " От замысла исследования к его планированию. Методы исследования". | |
6 | 4 | ноябрь | 2 | | Занятие 4 "Обработка первичных данных". | |
7 | 5 | декабрь | 2 | | Занятие 5 "Подготовка методики проведения исследования по выбранной теме". | |
| Этапы организации учебно-исследовательской деятельности. |
8 | 1 | октябрь - ноябрь | 10 | | а). Заседание совета НОУ. б). Выбор экспертного совета НОУ. в). Сбор информации о научно-исследовательских работах. | Протокол. Выбор экспертного совета. Циклограмма. |
9 | 2 | октябрь | 4 | | Подготовительная работа по организации научного общества учащихся ГОБУ ИО ИКК (работа с психологами). | Итоговое тестирование. |
10 | 3 | октябрь - декабрь | 4 | | Проектирование научно-исследовательской деятельности. | План работы секций. |
11 | 4 | в течении года | 28 | | Проектная деятельность учителей и учащихся. | Открытые уроки. Выступления на конкурсах, конференциях и т.д. |
12 | 5 | декабрь | 4 | | Практикум 1. Структура, содержание и оформление исследовательской работы. | |
13 | 6 | декабрь | 2 | | Заседание совета НОУ. | Протокол. |
14 | 7 | декабрь | 4 | | Практикум 2. Структура, содержание и оформление исследовательской работы. | |
15 | 8 | декабрь | 4 | | Практикум 3. Требования к работам участников конференции. | |
16 | 9 | январь | 4 | | Практикум 4. Требования к оформлению стенда. | |
17 | 10 | февраль | 2 | | Заседание совета НОУ. | Протокол. |
18 | 11 | январь | 4 | | Практикум 5. Требования к устному докладу. | |
19 | 12 | январь | 4 | | Практикум 6. Работа в программе Microsoft Publisher. | |
20 | 13 | февраль | 4 | | Практикум 7. Требования к буклету. | |
21 | 14 | февраль | 4 | | Практикум 8. Как правильно оформить работу. | |
22 | 15 | апрель | 2 | | Заседание совета НОУ. | Протокол. |
23 | 16 | май | 2 | | Собрание НОУ. Подведение итогов. | Протокол. Отчет работы НОУ. |
| Оформление работ. Работа со стендом. Редакция буклета. |
24 | 1 | февраль | 4 | | Оформление работ | |
25 | 2 | февраль | 4 | | Оформление работ. Предварительная защита работ на секциях. | |
26 | 3 | март | 4 | | Работа со стендом. | |
27 | 4 | март | 4 | | Работа со стендом. Стендовая защита. | |
28 | 5 | март | 4 | | Редакция буклета. | |
29 | 6 | март | 4 | | Редакция буклета. Конкурс буклетов в программе Microsoft Publisher. | |
| Презентация результатов учебно-исследовательской деятельности. |
30 | 1 | апрель | 4 | | Школьная олимпиада. | |
31 | 2 | апрель | 4 | | Фестиваль "Кадетские открытия". | |
32 | 3 | май | 4 | | Выпуск сборника исследовательских работ. | Сборник |
| Итоговый контроль. |
33 | 1 | март | 4 | | Школьная научная конференция. Защита работ. | |
34 | 2 | март | 4 | | Школьная научная конференция. Работа экспертного совета | |