Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Северская СОШ» и авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника для 5-11 классов, М.: Дрофа. 2010, -93. с учётом индивидуальных особенностей обучающегося.
Согласно действующему Базисному учебному плану школы на курс биологии надомного обучения в 7 классе отводится 0,5 часа в неделю, т.е. 17 часов в год.
Рабочая программа реализует следующие цели и задачи, предусмотренные федеральным компонентом государственного стандарта и программой основного общего образования по биологии:
ознакомление обучающихся с многообразием животного мира, признаками сходства и различия между изученными группами животных;
сведения о внешнем и внутреннем строении их тела и приспособленности их к условиям жизни, названия некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; содержание, уход и кормление сельскохозяйственных животных;
взаимосвязи между животным миром и средой их обитания, приспособлением к ней, особенностям строения организма, поведением животных.
узнавание изученных животных;
установление взаимосвязи между средой обитания, особенностями питания животных и внешним строением организма и приспособленностью животного;
осуществление ухода за некоторыми сельскохозяйственными животными .
Формы организации познавательной деятельности
• Индивидуальная.
Методы и приемы обучения
• Объяснительно-иллюстративный метод обучения;
• Поисковый метод;
• Практическая деятельность
• Метод проблемного обучения;
• Метод эвристической беседы;
• Анализ.
Данные методы и приёмы применяются для успешного осуществления деятельностного подхода в обучении.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. В программе предусмотрено 4 лабораторные работы, 2 обобщающих урока.
Формы контроля:
• тестирование;
• устный контроль;
• самоконтроль;
• результаты лабораторных работ.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся.
1.Введение.
Знакомство обучающихся с многообразием животного мира и средой их обитания .
Знать: образ жизни, места обитания и поведение знакомых животных;
Уметь: узнавать животных и давать им краткую характеристику;
2.Беспозвоночные животные.
Систематизация и углубление знаний учащихся об одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними.
Знать: общие признаки беспозвоночных животных, их сходство и различие;
Уметь: составлять краткий рассказ (по плану) об изученном животном;
3. Насекомые.
Ознакомление с группами насекомых, приносящих пользу или вред в хозяйстве человека.
Обобщение знаний о пчелиной семье и ее жизни, лечебное значение меда для человека.
Знать: роль насекомых в природе и хозяйственной деятельности человека:
Уметь: различать живых насекомых, а так же коллекций насекомых, вредящих сельскохозяйственным растениям
4.Позвоночные животные
Знакомство с общими признаками позвоночных животных: наличие позвоночника (скелета).
Знать: рациональное использование и охрана рыб в природе;
Черты сходства земноводных с рыбами, их отличие по строению тела, образу жизни и размножению.
Общие признаки пресмыкающихся;
Уметь: Сравнивать пресмыкающихся с рыбами и земноводными по строению тела и образу жизни;
5. Птицы.
Систематизировать знания о птицах, особенности внешнего строения, отличие их от других изученных животных.
Знать: особенности образа жизни каждой экологической группы птиц
Уметь: охранять диких птиц, помогать им, пережить холодное время года (зиму)
6. Млекопитающие или звери.
Расширение сведений о внешнем и внутреннем строении некоторых животных и приспособленностью их к условиям жизни.
Знать: внешнее и внутреннее строение отдельных групп животных, сходство и различие их по внешнему виду.
Значение грызунов, зайцев в природе и хозяйственной деятельности человека;
Уметь: различать животных по их образу жизни, повадкам, внешнему виду.
Охранять диких животных, ухаживать за домашними хищниками: кошкой и собакой
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Лабораторные работы, зачёты
| Сроки проведения |
| 1 четверть со 1 сентября по 31 октября | |
Раздел 1. Многообразие животных (9 часов) +1 Простейшие (1 час) |
1 | Общая характеристика простейших | Лабораторная работа №1 «Знакомство с многообразием водных простейших» | 2 неделя |
Многоклеточные организмы. Беспозвоночные (3 часа) |
2 | Паразитические черви. | | 4 неделя |
3 | Тип Моллюски. Среда обитания. Образ жизни. Строение раковины. | | 6 неделя |
4 | Тип Членистоногие. | Лабораторная работа№2 «Изучение представителей отрядов насекомых» | 8 неделя |
| 2 четверть с 9 ноября по 28 декабря | |
Многоклеточные организмы. Хордовые (5 часов)+1 |
5 | Классы рыб. Костные рыбы. | Лаб.работа№3 «Внешнее строение и особенности передвижения рыб» | 10 неделя |
6 | Класс Земноводные. Места обитания. Особенности строение | | 12 неделя |
7 | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. | | 14 неделя |
8 | Класс Птицы. Общая характеристика класса | Лаб. работа №4 «Выявление особенностей строения птиц в связи с образом жизни» | 16 неделя |
9 | Класс Млекопитающие, или Звери | | 18 неделя |
| 3 четверть с 11 января по 251 марта | |
10 | Обобщающий урок по теме «Хордовые животные» | Тестирование | 20 неделя |
Раздел 2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем (3 часа) | | | 1 неделя |
11 | Органы дыхания | | 22 неделя |
12 | Кровеносная система. Кровь. | | 24 неделя |
13 | Нервная система. Рефлекс Инстинкт. | | 26 неделя |
Раздел 3. Индивидуальное развитие животных (1 час) |
14 | Способы размножения животных. Оплодотворение | | 28 неделя |
| 4 четверть с 3 апреля по 30 мая | |
Раздел 4.Развитие живого мира на Земле(1 час) | | | 1 неделя |
15 | Доказательства эволюции животных. Чарльз Дарвин о причинах эволюции | | 30 неделя |
Раздел 5.Биоценозы (1час) | | 1 неделя |
16 | Естественные и искусственные биоценозы. Факторы среды и их влияние на биоценозы . | | 32 неделя |
Раздел 6. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (1 час) |
17 | Воздействие человека и его деятельности на животных. | | 34 неделя |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2.допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
•25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
•19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Тестирование по теме «Хордовые животные»
Начало формы
Вопрос№1.
Какие из перечисленных животных не относятся к позвоночным
морская звезда
ланцетник
лягушка
рак
синица
морж
Вопрос№2.
Какие животные относятся к бесчерепным
акула
треска
ланцетник
кистеперая рыбы
Вопрос№3.
В какой из строк правильно перечислены классы хордовых животных
насекомые, птицы. рыбы, иглокожие, моллюски, млекопитающие
земноводные, пресмыкающиеся. птицы, рыбы
птицы, млекопитающие, пресмыкающиеся, рыбы, моллюски
Вопрос№4.
К личиночно-хордовым относятся животные
имеющие хорду во взрослом состоянии
имеющие хорду в личиночном состоянии
имеющие хорду в личиночном и взрослом состоянии
Вопрос№5.
Происхождение хордовых животных связано с
кольчатыми червями
плоскими червями
моллюсками
иглокожими
Вопрос№6.
Тип кровеносной системы хордовых
замкнутая
незамкнутая
отсутствует
Вопрос№7.
Имеется ли сердце у ланцетника
нет
да
Вопрос№8
У каких животных имеется скелет
ланцетник
голубь
карась
акула
лев
Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала:
для теста из десяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
УМК:
1.Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. М.: Дрофа. 2010, -93.)
2.Учебник В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005
Лист изменений и дополнений.
№п/п | Дата | Характеристика изменения | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменение |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
13