СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа надомного обучения по биологии 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа надомного обучения по биологии 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа надомного обучения по биологии 10 класс»

Комитет по образованию администрации

Ключевского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Северская средняя общеобразовательная школа»

Ключевского района Алтайского края



Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:

на заседании Заместитель Директор школы

метод. объединения директора по УР _______ Бойко В.И.

Протокол №____ ______ Крылова Е.Г. Приказ № ___

от «___» _____2015г «____» ______2015г от «___» _____2015г





Рабочая программа по биологии для 10 класса (надомное обучение)


среднего общего образования

Срок реализации программы: 2015-2016 уч.г.


Разработчик Рабочей программы: Горбачёва Елена Казимировна –

учитель биологии.

















с. Северка,2015 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Северская СОШ» и авторской программы по биологии. Авторы И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Био­логия. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138с. с учётом индивидуальных особенностей обучающегося.

Согласно базисному учебному плану на курс биологии надомного обучения в 10 классе отводится 0,5 часа в неделю в расчёте на 35 учебных недель, всего 17 часов.


Изучение биологии в 10классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;

- находить и анализировать информацию о живых объектах;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Методы и приемы обучения

  • Объяснительно-иллюстративный метод обучения;

  • Поисковый метод;

  • Игровой метод

  • Метод проблемного обучения;

  • Метод эвристической беседы;

  • Анализ;

  • Практическая деятельность

Данные методы и приёмы применяются для успешного осуществления деятельностного подхода в обучении. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для развития познавательного интереса учащегося используются метод эвристической беседы, метод проблемного обучения, поисковый метод. Анализ используется для развития логического мышления. Объяснительно-иллюстративный метод используется для развития образного мышления. Для развития умения применять теоретические знания на практике используется практическая деятельность.

Формы контроля:

  • тестирование;

  • устный контроль;

  • самоконтроль;

  • результаты лабораторных работ;

Рубежный контроль (тестовые работы по ключевым темам и разделам).

Всего за год 2 лабораторные работы, 2 тестирования.



Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная), сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;

  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,

  • вклад выдающихся учёных в развитие биологической науки;

  • биологическую символику и терминологию;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций,

  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;

  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически её использовать;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.

Учебно-тематическое планирование по биологии 10 класс (17ч; 0,5ч/нед)



№ уро­ка


Название темы

Всего часов

Лаб. работы

Сроки проведения

1 полугодие с 1 сентября по 28 декабря


1. Биология как наука. Методы научного познания.

1


1.2 Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы.

1


1 (1)

1.2.1 Уровни организации живой природы. Основные свойства живого.

1


1неделя


2. Клетка.

7




2.2. Химический состав клетки.

3



1 (2)

2.2.1 Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки.

1


2 неделя

2 (3)

2.2.2Органические вещества клетки

1


3 неделя

3 (4)

2.2.3 ДНК – биологические полимеры. РНК: строение и функции.

1


4 неделя


2.3 Строение эукариотической и прокариотической клеток.

2



1(5)

2.3.1 Строение и функции прокариотической клетки.

1


5 неделя

2(6)

2.3.2 Эукариотическая клетка: строение и функции.

1


6 неделя

1(7)

2.4 Реализация наследственной информации в клетке.

1


7 неделя

1(8)

2.5 Вирусы.

1


8 неделя


3. Организм.

9



2 полугодие с 11 января по 30 мая


3.3 Размножение.

2



1 (9)

3.3.2 Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

1


9 неделя

2 (10)

3.3.3Половое размножение. Мейоз.

1


10 неделя


3.4 Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

2



1 (11)

3.4.1Эмбриональный период развития.

1


11 неделя

2 (12)

Обобщающий урок по теме: «Размножение. Индивидуальное развитие организмов».

1

тестирование

12 неделя

(13)

История развития генетики. Основные понятия генетики. Лабораторная работа №1 «Составление простейших схем скрещивания».

1


2 (14)

3.5.2 Моногибридное скрещивание. I и II законы Г. Менделя. Лабораторная работа №2 «Решение элементарных генетических задач».

1

Л.р.№2

14 неделя

3 (15)

3.5.6 Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1


15 неделя

4(16)

Обобщающий урок по теме «Наследственность и изменчивость»

1

тестирование

16 неделя


3.6.Основы селекции. Биотехнология.

1



1 (17)

3.6.1 Генетика – теоретическая основа селекции. Методы селекции животных и растений, микроорганизмов.

1


17 неделя


Всего

17ч.







Критерии оценивания устного ответа

Отметка «5» ставится, если ученик:

  • логично излагает основные положения учебного материала, признаки биологических объектов, процессов и явлений, раскрывает их сущность и взаимосвязь;

  • конкретизирует теоретические положения примерами, научными фактами;

  • демонстрирует владение умениями обобщать, анализировать, сравнивать биологические объекты и процессы и на основе этого делает выводы;

  • демонстрирует знания о признаках биологических объектов (клеток, органов, систем органов и организмов растений, животных, грибов, экосистем); о сущности биологических процессов (обмен веществ, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, раздражимость);

  • демонстрирует умения: объяснять роль различных организмов в природе, их взаимосвязь, необходимость защиты окружающей среды; распознавать и описывать на живых объектах и таблицах: органы цветкового растения, органы и системы органов животных, выявлять тип взаимодействия разных видов в экосистеме, составлять цепи питания;

  • не допускает биологических ошибок и неточностей.

Отметка «4» ставится, если ученик:

  • не полностью раскрывает теоретические положения и недостаточно широко их иллюстрирует примерами, приводит не все элементы сравнения объектов и явлений, допускает биологические неточности, негрубые биологические ошибки;

  • демонстрирует освоение вышеназванных знаний, допустив при этом незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко владеет умениями распознавать, устанавливать взаимосвязи, анализировать объекты, процессы, явления.

  • допускает незначительные биологические погрешности и неточности, недостаточно четко демонстрирует владение умениями применять полученные знания для объяснения жизнедеятельности изученных организмов.

Отметка «3» ставится, если ученик:

  • имеет неполные фрагментарные знания об основных признаках живого, проявляющихся на всех уровнях организации, об особенностях строения и жизнедеятельности растений и животных, неверно трактует биологические понятия, не раскрывает сущность процессов и явлений, делает неправильные выводы, допускает искажения в установлении причины и следствия явления;

  • имеет отрывочные знания об экологических факторах, экосистемах, неверно раскрывает сущность биологических процессов и явлений, не в полной мере овладевает умениями определять, описывать, распознавать, анализировать объекты и явления;

Отметка «2» ставится, если ученик:

  • допускает грубые биологические ошибки, приводит отрывочные сведения, примеры, не имеющие отношения к конкретизации теоретических положений.

  • допускает грубые биологические ошибки, не демонстрирует владение общеучебными и практическими умениями и навыками, не способен формулировать ответы на наводящие вопросы учителя;

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Отметка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Отметка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно..


Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

е между собой, допускает грубые биологические ошибки, не может применить полученные знания об организме человека в практической деятельности и повседневной жизни.


Тесты на тему "Размножение и развитие организмов» 10кл.

  1. Какое размножение не относится к вегетативному:

а) гаметами; б) клубнями; в) луковицами; г) отводками.

  1. Половые клетки называются:

а) зиготы; б) споры; в) гаметы; г) соматические клетки.

  1. Мужские половые клетки называются:

а) яйцеклетки; б) зиготы; в) сперматозоиды; г) споры.

  1. Яйцеклетки созревают:

а) в семенниках; б) в спорангиях; в) в яичниках; в) в яйцеводах.

  1. Сколько периодов включает в себя гаметогенез:

а) три; б) два; в) пять, г) семь.

  1. При митозе новые клетки имеют набор хромосом:

а) гаплоидный; б) диплоидный; в) триплоидный; г) полиплоидный.

  1. На какой стадии гаметогенеза клетки делятся митозом:

а) такого деления нет; б) на второй; в) на первой; г) на третьей.

  1. Парные хромосомы называются:

а) аналогичные; б) гомологичные; в) половые; г) различные.

  1. Историческое развитие вида называется:

а) онтогенез; б) гаметогенез; в) эмбриогенез; г) филогенез.

  1. Эмбриональный период включает:

а) 2 стадии; б) 3 стадии; в) 4 стадии; г) 5 стадий.

  1. Стадия эмбриогенеза, на которой образуется двухслойный зародыш, называется:

а) бластула; б) дробления; в) нейрула; г) гаструла.

  1. Стадия эмбриогенеза, на которой образуется однослойный полый шарик, называется:

а) бластула; б) дробления; в) нейрула; г) гаструла.

  1. Внутренний зародышевый листок называется:

а) мезодерма; б) эктодерма; в) энтодерма; г) не знаю.

  1. Спинной и головной мозг закладываются в процессе эмбриогенеза из:

а) мезодермы; б) эктодермы; в) энтодермы; г) не знаю.

  1. Пищеварительныё железы и лёгкие закладываются в процессе эмбриогенеза из:

а) мезодермы; б) эктодермы; в) энтодермы; г) не знаю.



Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.

Тест по теме "Наследственность и изменчивость" 10кл.

1.Основой разнообразия живых организмов является: 
А.Модификационная изменчивость 
Б.Генотипическая изменчивость 
В.Фенотипическая изменчивость 
Г.Ненаследственная изменчивость 
2.Границы фенотипической изменчивости называются… 
А.Вариационным рядом 
Б.Вариационной кривой 
В.Нормой реакции 
Г.Модификацией 
3. Ненаследственные изменения генотипа, которые напоминают наследственные заболевания – это… 
А.Фенокопии 
Б.Морфозы 
В.Мутации 
Г.Анеуплоидия 
4.Изменение структуры гена лежит в основе… 
А.Комбинативной изменчивости 
Б.Модификационной изменчивости 
В.Мутационной изменчивости 
Г.Полиплоидии 
5.Радиация – это…мутагенный фактор 
А.Химический 
Б.Физический 
В.Биологический 
Г.Верного ответа нет 
6.Мутации, которые затрагивают лишь часть тела называют… 
А.Соматическими 
Б.Генные 
В.Генеративные 
Г.Хромосомные 
7.Потеря участка хромосомы называется… 
А.Делеция 
Б.Дупликация 
В.Инверсия 
Г.Транслакация 
8.Явление потери одной хромосомы получило название…(2n-1) 
А.Моносомии 
Б.Трисомии 
В.Полисомии 
Г.Полиплоидии 
9.Постоянным источником наследственной изменчивости являются… 
А.Модификации 
Б.Морфозы 
В.Фенокопии 
Г.Мутации 
10.Загар – это пример… 
А.Мутации 
Б.Морфоза 
В.Фенокопии 
Г. Модификации 

Оценка выполнения тестовых заданий:

Отметка «5»: учащийся выполнил тестовые задания на 91 – 100%.

Отметка «4»: учащийся выполнил тестовые задания на 71 – 90%.

Отметка «3»: учащийся выполнил тестовые задания на 51 – 70%.

Отметка «2»: учащийся выполнил тестовые задания менее чем на 51%.



Учебно-методический комплект:

Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учеб. заведений/

В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, В.Б.Захаров. – М.: Дрофа, 2010. - 285с.

Программа среднего общего образования по биологии для 10-11 классов «Общая биология» авторов И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов //Программы для общеобразовательных

учреждений. Природоведение. 5 класс. Био­логия. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010. – 138с.,





Лист изменений и дополнений.

№п/п

Дата



Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внесшего изменение