МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю
Директор ГБПОУ
«Саткинский медицинский техникум»
_________________Н.М. Исламова
« ___» ___________________2016 г
Рабочая программа
ПМ.02. Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах
МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Тема 1.1. Сестринское дело в терапии
Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»
Сатка
2016
Составлена в соответствии Государственными требованиями к минимуму содержании и уровню подготовки выпускника по специальности Сестринское дело 34.02.01
Одобрена
Председатель ЦМК _________________________
_____________________
« __» _____________2016
Заместитель директора по УР
_________________________
« ____» ________________2016
« ___» _______________2016
Автор: Гильмиярова А. Н.
Глушкова Т. К
Рецензент _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы учебной дисциплины | |
2. Результаты освоения профессионального модуля | |
3. Структура и содержание профессионального модуля | |
4. Календарно – тематический план и содержание учебной дисциплины сестринское дело в терапии | |
5. Условия реализации программы. | |
| |
6. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины | |
| |
| |
| |
1.ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Сестринское дело в терапии
1.1 Область применения программы
Рабочая программа производственной практики по профилю специальности раздела МДК 02.01. Темы 1.1. «Сестринское дело в терапии» профессионального модуля ПМ. 02 (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК. 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно – диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК. 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК. 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК. 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделия и изделия медицинского назначения в ходе лечебно- диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК. 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия
ПК. 2.8. Оказывать паллиативную помощь
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина профессионального цикла, общепрофессиональные дисциплины
1.3 Цели и задачи модуля – требования к результатам освоения модуля иметь практический опыт:
- осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
уметь:
- готовить пациента лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и
состояниях;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
- поводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
знать:
- причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринской помощи;
- принципы применения лекарственных средств;
- правила использования аппаратуры, оборудования, изделий медицинского назначения
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 423 часа включая:
- обязательная аудиторная учебная нагрузка – 282 часа
- самостоятельная работа обучающихся – 141
- курсовая работа – 4 часа
- учебная практика – 72 часа
- учебно-производственная практика – 72 часа
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата |
ПК. 1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК. 2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК. 3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК. 4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. |
ПК. 5. | Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. |
ПК. 6. | Вести утвержденную медицинскую документацию. |
ОК.1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК.2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК.3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК.4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
ОК.5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК.6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК.7 | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК.8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации |
ОК.9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК.10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК.11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку |
ОК.12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК.13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Коды профессиональных компетенций | Наименование разделов профессионального модуля | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов |
всего, часов | в т.ч. лаб. раб. и практ. занятия, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов | всего, часов | в т.ч. курсовая работа (проект), часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ОК 1-14 ПК 2.1.-2.8. | Раздел 1 Участие медсестры в лечебно-диагностическом процессе МДК.02.01 сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Тема 1.1 Сестринское дело в терапии. | 423 | 282 | 232 | 4 | 141 | 2 | 72 | 72 |
5. условия реализации профессионального модуля 5. 1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебных кабинетов доклинической и клинической практики терапевтических и хирургических дисциплин, СД в педиатрии, основ реабилитации; мастерских; лабораторий
5.1.1. Оборудование учебных кабинетов:
1.Мебель и стационарное учебное оборудование:
-доска учебная;
-стол для преподавателя;
-столы для студентов;
-стул для преподавателя;
-стулья для студентов;
-шкаф книжный;
-шкафы для хранения наглядных пособий;
-шкафы для хранения учебно-методических комплексов и дидактических материалов;
-информационный стенд для студента;
-компьютерные столы и кресла для преподавателя и студентов.
2.Мебель и медицинское оборудование:
-кровать функциональная с постельными принадлежностями;
-кушетка;
-прикроватная тумбочка;
-стойка для системы внутривенных вливаний;
-стол манипуляционный;
-шкаф медицинский.
3.Инструктивно-нормативная документация:
-Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы (общие и профессиональные компетенции);
-законы Российской Федерации об образовании, постановления, приказы, инструкции, информационные письма Министерства образования Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации, соответствующие профилю дисциплины;
-инструкции по охране труда, противопожарной безопасности и производственной санитарии в соответствии с профилем кабинета;
- приказы, регламентирующие работу в области сестринского ухода:
квалификационные характеристики и должностные инструкции медицинских сестер,
стандарты сестринского ухода;
- приказы по организации восстановительного лечения и реабилитации при различных заболеваниях (борьба с гипертонической болезнью и ее осложнениями, сахарный диабет, остеопороз и другие).
- нормативная документация физиотерапевтического отделения, кабинета, лечебной физкультуры;
-перечень материально-технического и учебно-методического оснащения кабинета.
4.Учебно-программная документация:
-примерные программы по дисциплинам модуля;
-рабочие программы по дисциплинам модуля;
-календарно-тематические планы;
-технологические карты теоретических и практических занятий;
5.Учебно-методическая документация:
-учебно-методические комплексы и дидактический материал по разделам и темам модуля;
-учебно-методические пособия управляющего типа;
-методические пособия для самоподготовки студентов;
-учебно-методические рекомендации для студентов по самостоятельной работе;
-сборник тестовых заданий и задач;
-схема учебной сестринской истории болезни;
-методические учебные материалы (на электронных носителях);
-учебная и справочная литература;
-компьютерные программы (обучающие, контролирующие);
-электронные учебники (учебные пособия) по разделам и темам модуля;
-сборник рекомендуемых курсовых работ по завершению модуля;
-материалы для промежуточной аттестации студентов и итоговой государственной аттестации выпускников по профессиональному модулю специальности 060501 «Сестринское дело».
6.Аппаратура, приборы, технические средства обучения:
-негатоскоп;
-тонометр;
-фонендоскоп;
-компьютеры для преподавателя и студентов;
-мультимедийный проектор;
-интерактивная доска;
-локальная сеть и Интернет.
7.Наглядные пособия:
-таблицы, стенды, микростенды, схемы, рисунки;
-фантомы, муляжи;
-наборы и аннотации лекарственных препаратов;
-рентгеновские снимки;
-видеофильмы;
-электронные презентации по темам;
-электрокардиограммы;
-результаты лабораторных исследований (в норме и при патологии).
8.Медицинский инструментарий и предметы ухода за пациентом.
9.Лекарственные препараты и медикаменты.
10.Медицинская документация:
-бланки результатов лабораторных исследований (анализ мочи общий ф. 21 О/у; анализ крови общий ф. 224/у; анализ кала ф. 219/у; и др.);
-медицинская карта стационарного больного ф. 003/у;
-температурный лист ф. 004/у;
-статистическая карта выбывшего из стационара ф. 006/у;
-листок учета движения больных и коечного фонда стационара ф. 007/у;
-медицинская карта амбулаторного больного ф. 025/у;
-направление на консультацию во вспомогательные кабинеты ф. 028/у;
-контрольная карта диспансерного наблюдения ф. 030/у;
-дневник работы среднего медперсонала поликлиники, диспансера, консультации, здравпункта и т.д. ф. 039-1/у;
-тетрадь учета работы на дому участковой медсестры ф. 116/у;
-бланки направлений на исследования ф. 200/у, 201/у, 202/у, 204/у;
-медицинский сертификат;
-контрольная карта диспансерного наблюдения;
-направление на консультацию и во вспомогательные кабинеты ф. 028/у;
-направление на биохимический анализ ф. 202/у;
-направление на микробиологическое исследование ф. 204/у;
-схема учебной сестринской истории болезни.
11.Аптечка для оказания первой помощи студентам и сотрудникам.
12.Информационно-методический уголок:
-график проведения обязательных контрольных работ;
-перечень обязательных манипуляций;
-график отработок пропущенных занятий;
-виды самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
-перечень тем для самостоятельной внеаудиторной работы студентов;
-образцы ведения дневника практических занятий, технологической практики;
-инструкция по технике безопасности;
-инструкция по пожарной безопасности;
-вопросы к семинарам;
-список обязательной и дополнительной литературы;
-информация по работе предметного кружка и др.
5.1.1.1. Кабинет терапевтических дисциплин
1.Аппаратура, приборы:
-аппарат Боброва, ингаляторы карманные, пикфлоуметр, небулайзер (в отделениях стационара), шприц-ручка с картриджами, электрокардиограф портативный, глюкотесты, ЭКГ-аппарат.
2.Наглядные пособия:
-фантомы и муляжи - накладка на резинках для отработки навыка в/в инъекций, фантом головы, фантом головы с желудком, фантом промежности (мужской, женский), фантом многофункциональный, фантом руки, фантом таза для постановки клизмы, фантом ягодиц для в/м инъекций, муляжи, изображающие отдельные патологические симптомы и др.;
-электрокардиограммы и записи с результатами других функциональных исследований;
-аудиокассеты с записью перкуторных и аускультативных данных (в норме и при патологии).
3.Медицинская документация.
4.Лекарственные препараты и медикаменты:
-наборы медикаментов, применяемые при лечении пациентов терапевтического профиля.
Литература:
5.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Занятия проводятся в кабинетах доклиники, в кабинетах симуляционного (фантомного) обучения, компьютерных классах, отделениях терапевтического и хирургического профиля стационаров.
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах» является освоение обучающимися дисциплин математического и общего естественно научного цикла, общепрофессиональных дисциплин, МДК и дисциплин модулей «Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными», «Проведение профилактических мероприятий».
Итоговая аттестация проводится в виде междисциплинарного экзамена.
5.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (медицинско-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу:
наличие высшего медицинского образования, соответствующего профилю модуля «Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах» и специальности «Сестринское дело». Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: -руководители производственной практики-специалисты сестринского дела (квалификация - медицинская сестра).
6. Контроль и оценка результатов освоения профессионального
Образовательное учреждение, реализующее подготовку по программе профессионального модуля, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе обучения.
Обучение по профессиональному модулю завершается промежуточной аттестацией, которую проводит экзаменационная комиссия. В состав экзаменационной комиссии могут входить представители общественных организаций обучающихся.
Формы и методы текущего и итогового контроля по профессиональному модулю самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением и доводятся до сведения обучающихся не позднее начала двух месяцев от начала обучения.
Для текущего и итогового контроля образовательными учреждениями создаются фонды оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умения.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК.2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. | Демонстрация умения представления информации в понятном для пациента виде, объяснение ему сути вмешательств | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики |
ПК.2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. | Демонстрация выполнения лечебно-диагностических вмешательств во взаимодействии с участниками лечебного процесса. | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики |
ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами. | Демонстрация сотрудничества с взаимодействующими организациями и службами | Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики |
ПК.2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования. | Демонстрация применения медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования. | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики |
ПК.2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса. | Демонстрация соблюдения правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики |
ПК.2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию. | Полнота, точность, грамотность и использование соответствующей медицинской терминологии, оформление в соответствии с требованиями, предъявляемыми к документам такого рода | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики |
ПК.2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия. | Демонстрация осуществления реабилитационных мероприятий | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики |
ПК.2.8. Оказывать паллиативную помощь. | Оказание паллиативной помощи, эффективность результативность и полезность | Проверка усвоения практических умений. Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка освоения компетенции в ходе прохождения обучающимся производственной практики |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | демонстрация интереса к будущей профессии | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. | выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач при проведении лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий; оценка эффективности и качества выполнения; | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | решение стандартных и нестандартных профессиональных задач при проведении лечебно-диагностических и реабилитационных процессах мероприятий | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | демонстрация умений использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
ОК.6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | демонстрация навыков работы в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами и их окружением | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий. | демонстрация умений брать на себя ответственность за работу членов (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. | проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. |
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
ОК.9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. | демонстрация умений изменять технологии выполнения профилактических сестринских мероприятий |
Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях, при выполнении работ на производственной практике |
ОК.10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | демонстрация бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям народа, уважения социальных, культурных и религиозных различий при осуществлении профилактических сестринских мероприятий | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ на производственной практике |
ОК.11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | демонстрация готовности брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ на производственной практике |
ОК.12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | демонстрация способности организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ на производственной практике |
ОК.13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. | демонстрация ведения здорового образа жизни, участия в спортивных и физкультурных мероприятиях | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ на производственной практике |
ОК.14. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | демонстрация готовности исполнять воинскую обязанность с применением знаний по профилактической сестринской деятельности | Экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях при выполнении работ на производственной практике |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |