Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнеграчинская основная общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР _____________Бондарева Г.Г. ________________________ дата | | УТВЕРЖДЕНА приказом от 29.08.2017 г № 75 Директор школы _________ Дьякова О.И. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по алгебре
8 класс
на 2017 -2018 учебный год
Учитель:
Бондарева Галина Григорьевна
Первая квалификационная категории
х. Верхние Грачики
2017 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» в 8 классе (далее Рабочая программа) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона №273-Ф3 «Об образовании в РФ».
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
Учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области (недельный) на 2017-2018 уч.год.
Устава МБОУ Верхнеграчинской ООШ;
Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Верхнеграчинской ООШ;
Примерной программы для общеобразовательных учреждений по алгебре 7-9 классы / составитель: Т. А. Бурмистрова – М. « Просвещение», 2014
Авторской программы по алгебре для 7-9 классов, авторы: Ю.М. Колягин, М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова, М.И.Шабунин.
Рабочая программа ориентирована на учебник «Алгебра 8 класс», автор Ю.М.Колягин и др.
Рабочая программа рассчитана на 105 часов (35 учебных недель), 3 часа в неделю.
В соответствии с годовым учебным графиком и расписанием уроков программа будет выполнена за 101 час.
Цели:
Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:
овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;
формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
воспитание культуры личности, формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Задачи:
При изучении курса алгебры на базовом уровне получают развитие содержательные линии: «Числа и вычисления», «Выражения и их преобразования», «Функции», «Уравнения и неравенства». В рамках указанных линий решаются следующие задачи:
развитие представлений о числе и роли вычислений в человеческой практике; формирование практических навыков выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развитие вычислительной культуры;
овладение символическим языком алгебры, выработка оперативных алгебраических умений и применение их к решению математических задач;
изучение свойств и графиков элементарных функций, использование представлений для описания и анализа реальных зависимостей;
развитие логического мышления и речи – умения логически обосновывать суждения, использовать различные языки математики (словесный, символьный, графический) для аргументации и доказательств.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Алгебра – это раздел математики, обобщающий и развивающий знания о действиях с числами.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Занятия алгеброй помогут развить мышление, память, внимание, интуицию, научиться обосновывать свои высказывания.
Курс алгебры построен в соответствии с традиционными содержательно-методическими линиями: числовой, функциональной, алгоритмической, уравнений и неравенств, алгебраических преобразований. В курсе алгебры 8-го класса продолжается применение формул сокращенного умножения в преобразованиях дробных выражений. Формируются понятия иррационального числа на множестве действительных чисел, арифметического квадратного корня. Особое внимание уделяется преобразованиям выражений, содержащих квадратные корни. Даются первые знания по решению уравнений вида
, где
, по формуле корней, что позволяет существенно расширить аппарат уравнений, используемый для решения текстовых задач. Формируются понятия числовых неравенств, на которых основано решение линейных неравенств с одной переменной. Вводится понятие о числовых промежутках. Важное место занимает изучение квадратичных функций и их свойств, а также частных видов:
. Формируются умения решать неравенства вида:
которые опираются на сведения о графике квадратичной функции. Серьезное внимание уделяется формированию умений рассуждать, делать простые доказательства, давать обоснования выполняемых действий. Параллельно закладываются основы для изучения систематических курсов стереометрии, физики, химии и других смежных предметов.
Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, справочники, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема и др.).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений РФ для обязательного изучения математики в 8 классе отводится не менее 175 часов из расчёта 5 часов в неделю, при этом идет разделение часов на изучение алгебры и геометрии. На изучение алгебры 3 часа в неделю в течение всего учебного года, всего – 105 часов в год. Из них контрольных работ 6 часов, которые распределены по разделам следующим образом: «Неравенства» - 1час, «Квадратные корни» - 1час, «Квадратные уравнения» - 1час, « Квадратичная функция» - 1час, «Квадратные неравенства» - 1час и 1 час отведен на итоговую административную контрольную работу.
Данное планирование определяет достаточный объем учебного времени для повышения математических знаний учащихся в среднем звене школы, улучшения усвоения других учебных предметов.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных, проверочных работ и математических диктантов (по 10 - 15 минут) в конце логически законченных блоков учебного материала. Итоговая аттестация предусмотрена в виде административной тестовой контрольной работы.
Реализация рабочей программы осуществляется по учебнику «Алгебра – 8», авт. Ю.М.Колягин, М.В.Ткачёва и др. //М: Просвещение, 2015.
Срок реализации программы – 1 год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ АЛГЕБРЕ 8 КЛАСС
Планируемые результаты представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все ученики, оканчивающие 8 класс.
Требования к уровню подготовки учащихся.
В результате изучения курса алгебры 8-го класса учащиеся должны уметь:
систематизировать сведения о рациональных и получить первоначальные представления об иррациональных числах;
бегло и уверенно выполнять арифметические действия с рациональными числами; вычислять значения числовых выражений, содержащих степени и корни; научиться рационализировать вычисления;
применять определение и свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений числовых выражений и преобразования алгебраических выражений, содержащих квадратные корни;
решать квадратные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, используя приемы и формулы для решения различных видов квадратных уравнений, графический способ решения уравнений; задачи, сводящиеся к решению квадратных уравнений;
строить график квадратичной функции; находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак;
решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными; решать текстовые задачи с помощью составления таких систем;
решать линейные неравенства с одной переменной, используя понятие числового промежутка и свойства числовых неравенств, системы линейных неравенств, задачи, сводящиеся к ним;
понимать графическую интерпретацию решения уравнений и систем уравнений, неравенств;
понимать содержательный смысл важнейших свойств функции; по графику функции отвечать на вопросы, касающиеся её свойств; строить график квадратичной функции;
использовать приобретенные знания, умения, навыки в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочной литературы, калькулятора, компьютера;
устной прикидки, и оценки результата вычислений, проверки результата вычислений выполнением обратных действий;
интерпретации результата решения задач.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА АЛГЕБРЫ
Повторение курса 7 класса (4 ч)
Неравенства (20 ч)
Положительные и отрицательные числа. Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение неравенств. Строгие и нестрогие неравенства. Неравенства с одним неизвестным. Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки.
Основная цель – сформировать у учащихся умение решать неравенства первой степени с одним неизвестным и их системы.
Приближённые вычисления (9 ч)
Приближённые значения величин. Погрешность приближения. Относительная погрешность. Простейшие вычисления с калькулятором. Стандартный вид числа. Вычисления на калькуляторе степени числа и числа, обратного данному. Последовательное выполнение нескольких операций на калькуляторе. Вычисления на калькуляторе с использованием ячеек памяти.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием погрешности приближения, выработать умение производить вычисления с помощью калькулятора.
Квадратные корни (15 ч)
Понятие арифметического квадратного корня. Действительные числа. Квадратный корень из степени, произведения и дроби.
Основная цель – систематизировать сведения о рациональных числах; ввести понятие иррационального и действительного чисел; научить выполнять простейшие преобразования выражений, содержащих квадратные корни.
Квадратные уравнения (23 ч)
Квадратное уравнение и его корни. Неполные квадратные уравнения. Решение квадратных уравнений. Разложение квадратного трёхчлена на множители. Уравнения, сводящиеся к квадратным. Решение задач с помощью квадратных уравнений. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени. Уравнение окружности.
Основная цель – выработать умения и навыки в решении квадратных уравнений, уравнений, сводящиеся к квадратным, и применять их к решению задач.
Квадратичная функция (15 ч)
Определение квадратичной функции. Функции у=х2, у=ах2, у=ах2 + вх + с. Построение графика квадратичной функции.
Основная цель – научить строить график квадратичной функции.
Квадратные неравенства (9 ч)
Квадратное неравенство и его решение. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции.
Основная цель – выработать умение решать квадратные неравенства с помощью графика квадратичной функции.
Повторение. Решение задач (6 ч)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ главы | § учебника | Название глав курса | Количество часов |
| | Повторение курса 7 класса | 4 ч |
Гл.1 | §1 – 10 | Неравенства | 20 ч |
Гл.2 | §11 – 19 | Приближённые вычисления | 9 ч |
Гл.3 | §20 – 24 | Квадратные корни | 15 ч |
Гл.4 | §25 – 34 | Квадратные уравнения | 23 ч |
Гл.5 | §35 – 39 | Квадратичная функция | 15 ч |
Гл.6 | §40 – 42 | Квадратные неравенства | 9 ч |
| | Повторение | 6 ч |
| | Всего: | 101 ч |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | По факту | Корректи ровка |
| | 1 четверть (24 ч) Повторение курса алгебры 7 класса (4 ч) | | | | |
1 2 3 4 | 1 2 3 4 | Решение уравнений с одним неизвестным. Разложение многочленов на множители Алгебраические дроби Системы двух уравнений с двумя неизвестными | 4 | 04.09 05.09 06.09 11.09 | | |
| Глава I. Неравенства (20 часов) | | |
5 6 | 1/1 1/2 | §1. Положительные и отрицательные числа | 2 | 12.09 13.09 | | |
7 | 1/3 | §2. Числовые неравенства | 1 | 18.09 | | |
8 9 | 1/4 1/5 | §3. Основные свойства числовых неравенств | 2 | 19.09 20.09 | | |
10 | 1/6 | §4. Сложение и умножение неравенств | 1 | 25.09 | | |
11 | 1/7 | §5. Строгие и нестрогие неравенства | 1 | 26.09 | | |
12 | 1/8 | §6. Неравенства с одним неизвестным | 1 | 27.09 | | |
13 14 15 | 1/9 1/10 1/11 | §7. Решение неравенств | 3 | 02.10 03.10 04.10 | | |
16 | 1/12 | §8.Системы неравенств с одним неизвестным. Числовые промежутки | 1 | 09.10 | | |
17 18 19 | 1/13 1/14 1/15 | §9. Решение систем неравенств | 3 | 10.10 11.10 16.10 | | |
20 21 | 1/16 1/17 | §10. Модуль числа. Уравнения и неравенства, содержащие модуль | 2 | 17.10 18.10 | | |
22 | 1/18 | Обобщающий урок по теме «Неравенства» | 1 | 23.10 | | |
23 | 1/19 | Контрольная работа №1 по теме «Неравенства» | 1 | 24.10 | | |
24 | 1/20 | Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками. | 1 | 25.10 | | |
| | 2 четверть (24 ч) | | | | |
| Глава II. Приближенные вычисления (9 часов) | | | |
25 | 2/1 | §11. Приближённое значение величин. Погрешность приближения. | 1 | 07.11 | | |
26 | 2/2 | §12.Оценка погрешности | 1 | 08.11 | | |
27 | 2/3 | §13. Округление чисел | 1 | 13.11 | | |
28 | 2/4 | §14. Относительная погрешность | 1 | 14.11 | | |
29 | 2/5 | §15. Практические приемы приближенных вычислений | 1 | 15.11 | | |
30 | 2/6 | §16. Простейшие вычисления на микрокалькуляторе | 1 | 20.11 | | |
31 | 2/7 | §17.Действия с числами, записанными в стандартном виде | 1 | 21.11 | | |
32 | 2/8 | §18. Вычисления на МК степени и числа, обратного данному | 1 | 22.11 | | |
33 | 2/16 | §19. Последовательность выполнения операций на микрокалькуляторе | 1 | 27.11 | | |
Глава III. Квадратные корни (15 часов) |
34 35 | 3/1 3/2 | §20. Арифметический квадратный корень | 2 | 28.11 29.11 | | |
36 37 | 3/3 3/4 | §21. Действительные числа | 2 | 04.12 05.12 | | |
38 39 | 3/5 3/6 | §22. Квадратный корень из степени | 2 | 06.12 11.12 | | |
40 41 42 | 3/7 3/8 3/9 | §23. Квадратный корень из произведения | 3 | 12.12 13.12 18.12 | | |
43 44 45 | 3/10 3/11 3/12 | §24. Квадратный корень из дроби | 3 | 19.12 20.12 22.12 | | |
46 | 3/13 | Обобщающий урок по теме «Квадратные корни» | 1 | 25.12 | | |
47 | 3/14 | Контрольная работа № 2 по теме «Квадратные корни» | 1 | 26.12 | | |
48 | 3/15 | Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 27.12 | | |
| | 3 четверть (30 ч) | | | | |
| | Глава IV. Квадратные уравнения (23 часа) | | | | |
49 50 | 4/1 4/2 | §25. Квадратное уравнение и его корни | 2 | 15.01 16.01 | | |
51 52 | 4/3 4/4 | §26. Неполные квадратные уравнения | 2 | 17.01 22.01 | | |
53 | 4/5 | §27. Метод выделения полного квадрата | 1 | 23.01 | | |
54 55 56 | 4/6 4/7 4/8 | §28. Решение квадратных уравнений | 3 | 24.01 29.01 30.01 | | |
57 58 | 4/9 4/10 | §29. Приведенное квадратное уравнение. Теорема Виета | 2 | 31.01 05.02 | | |
59 60 | 4/11 4/12 | §30. Уравнения, сводящиеся к квадратным | 2 | 06.02 07.02 | | |
61 62 | 4/13 4/14 | §31. Решение задач с помощью квадратных уравнений | 2 | 12.02 13.02 | | |
63 64 | 4/15 4/16 | §32. Решение простейших систем, содержащих уравнение второй степени | 2 | 14.02 19.02 | | |
65 66 | 4/17 4/18 | §33. Различные способы решения систем уравнений | 2 | 20.02 21.02 | | |
67 68 | 4/19 4/20 | §34. Решение задач с помощью систем уравнений | 2 | 26.02 27.02 | | |
69 | 4/21 | Обобщающий урок по теме «Квадратные уравнения» | 1 | 28.02 | | |
70 | 4/22 | Контрольная работа № 3 по теме «Квадратные уравнения» | 1 | 05.03 | | |
71 | 4/23 | Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 06.03 | | |
| Глава V. Квадратичная функция (15 часов) | | | |
72 | 5/1 | §35. Определение квадратичной функции | 1 | 07.03 | | |
73 74 | 5/2 5/3 | §36. Функция y=x2 | 2 | 12.03 13.03 | | |
75 76 | 5/4 5/5 | §37. Функция y=аx2 | 2 | 14.03 19.03 | | |
77 78 | 5/6 5/7 | §38. Функция y=аx2 + bx+c | 2 | 20.03 21.03 | | |
| | 4 четверть (24 ч) | | | | |
79 | 5/8 | §38. Функция y=аx2 + bx+c | 1 | 03.04 | | |
80 81 82 83 | 5/9 5/10 5/11 5/12 | §39. Построение графика квадратичной функции | 4 | 04.04 09.04 10.04 11.04 | | |
84 | 5/13 | Обобщающий урок по теме «Квадратичная функция» | 1 | 16.04 | | |
85 | 5/14 | Контрольная работа № 4 по теме «Квадратичная функция» | 1 | 17.04 | | |
86 | 5/15 | Анализ результатов контрольной работы, работа над ошибками | 1 | 18.04 | | |
| | Глава VI. Квадратные неравенства (9 часов) | | | | |
87 88 | 6/1 6/2 | §40. Квадратное неравенство и его решение | 2 | 23.04 24.04 | | |
89 90 91 | 6/3 6/4 6/5 | §41. Решение квадратного неравенства с помощью графика квадратичной функции | 3 | 25.04 02.05 07.05 | | |
92 93 | 6/6 6/7 | §42. Метод интервалов | 2 | 08.05 14.05 | | |
94 | 6/8 | Обобщающий урок по теме «Квадратные неравенства» | 1 | 15.05 | | |
95 | 6/9 | Контрольная работа № 5 по теме «Квадратные неравенства» | 1 | 16.05 | | |
| Повторение (6 часов) | | |
96 | 1 | Анализ результатов контрольной работы. Решение неравенств | 1 | 21.05 | | |
97 | 2 | Квадратные корни | 1 | 22.05 | | |
98 | 3 | Контрольная работа №6 (итоговая) | 1 | 23.05 | | |
99 | 4 | Анализ результатов контрольной работы. | 1 | 28.05 | | |
100 | 5 | Решение квадратных уравнений | 1 | 29.05 | | |
101 | 6 | Обобщающий урок по курсу алгебры 8 класса | 1 | 30.05 | | |