СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии»

Ассоциация профессиональной образовательной организации

Техникум экономики и предпринимательства









Рабочая программа

по дисциплине


ОУД. 12 «БИОЛОГИЯ»


Специальность (профессия)

21.00.00 Прикладная геология, горное дело,

нефтегазовое дело и геодезия.















Тамбов 2017

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО) 21.02.05 Земельно-имущественные отношения.

Рабочая программа может быть использована лицами с ограниченной возможностью здоровья при использовании дистанционных технологий.

Организация-разработчик: АПОО «Техникум экономики и предпринимательства».

Разработчик: Неплюева Светлана Владимировна, преподаватель первой категории.

Одобрена цикловой комиссией общих гуманитарных, социально-экономических, естественнонаучных и математических дисциплин.


Одобрена цикловой комиссией

общих гуманитарных,

социально-экономических, естественнонаучных

и математических дисциплин


Протокол №

от «____»_____________2016 г.


Председатель цикловой комиссии

____________ Л.Ю. Зайцева


Составлена в соответствии базовым учебным планом общеобразовательных учреждений и рекомендациями по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования для специальностей технического профиля


Зам. директора по УМР

С.В. Старикова ________

«_____»________________2016 года

СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

18

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

20


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«БИОЛОГИЯ»


1.1. Область применения рабочей программы.

Рабочая программа учебной дисциплины является частью Программы подготовки специалистов среднего звена (ППСЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.05 «Земельно-имущественные отношения».

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для специальностей технического профиля.

Рабочая программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения программа подготовки специалистов среднего звена СПО на базе основного общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Биология» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, результаты освоения

Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:

- получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;

• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

• воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным

ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению

оппонента при обсуждении биологических проблем;

• использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.

В программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Освоение содержания учебной дисциплины «Биология», обеспечивает достижение

студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественно-научной картине мира;

- понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

- способность использовать знания о современной естественно - научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;

- способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;

- готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

- обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;

- способность использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;

- готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других

заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;

метапредметных:

- осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

- повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

- способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

- способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;

- умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и

анализировать информацию о живых объектах;

- способность применять биологические и экологические знания для анализа

прикладных проблем хозяйственной деятельности;

- способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно - научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;

- способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

предметных:

- сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и

функциональной грамотности для решения практических задач;

- владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

- владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных

изменений в природе;

- сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

- сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим

проблемам и путям их решения.



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

44

в том числе:

практические занятия

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

22

в том числе:

индивидуальных заданий

4

внеаудиторная самостоятельная работа

18

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение.


Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.


2

1

Практическая работа: -

Самостоятельная работа: сообщение по теме «История развития биологии как науки»

-


2


Тема 1. Учение о клетке.


Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.

Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.

Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки. Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.) Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка.

Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Дифференцировка клеток. Клеточная теория строения организмов.

Жизненный цикл клетки. Митоз.



6

2

Практическая работа: Сравнение строения клеток растений и животных.

2

2

Тематика самостоятельной внеаудиторной работы: Сообщения по теме: «Органические и неорганические вещества клетки», «Витамины и их роль в организме»; подготовка устного ответа

4

Тема 2.Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение.

Индивидуальное развитие организма. Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.


4

2

Практические работы

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.



2


Тематика самостоятельной внеаудиторной работы: Подготовка презентаций и сообщений «Репродуктивное здоровье человека» , подготовка устного ответа

4

Тема 3.Основы генетики и селекции.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное и дигибридное скрещивание Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Закономерности изменчивости. Наследственная или генотипическая изменчивость. Модификационная изменчивость. Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов.

Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека).


8

2

Практические работы

Решение генетических задач на составление схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

Анализ фенотипической изменчивости. Выявление мутагенов в окружающей среде и косвенная оценка возможного их влияния на организм.



2


Тематика самостоятельной внеаудиторной работы: Подготовка эссе, решение генетических задач

4

Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.


История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Макроэволюция. Доказательства эволюции. Сохранение биологического многообразия как основы устойчивости биосферы и прогрессивного ее развития. Причины вымирания видов. Основные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс.


4

2

Практическая работа : Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

Примерная тематика самостоятельной внеаудиторной работы: Подготовка устного ответа по теме

2


2


Тема 5. Происхождение человека.


Антропогенез. Эволюция приматов. Современные гипотезы о происхождении человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека.

Человеческие расы. Родство и единство происхождения человеческих рас. Критика расизма.


2


2

Практические работы

Анализ гипотез происхождения человека.

2


Тематика самостоятельной внеаудиторной работы: Подготовка сообщений «Человеческие расы»

2

Тема 6. Основы экологии.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Экологические системы. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере. Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.


2

2

Практические работы

Сравнение природной и искусственной экосистемы

2


Тематика самостоятельной внеаудиторной работы: подготовка сообщений и презентаций «История развития экологии», «Глобальные проблемы экологии и пути их решения»


4


Тема 7. Бионика.


Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами. Принципы и примеры использования в хозяйственной деятельности людей морфофункциональных черт организации растений и животных.

Экскурсия в Зоопарк.


2

2

Практические работы:


_



Примерная тематика самостоятельной внеаудиторной работы

-


Дифференцированный зачет



2


ВСЕГО

М / А / П / С

66 / 44 / 12/ 22








Темы рефератов по биологии для подготовки индивидуальных заданий


  1. Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.

  2. Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении.

  3. Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения.

  4. Практические доказательства образования органических веществ в растении путем фотосинтеза. Повышение продуктивности фотосинтеза в искусственных экологических системах.

  5. Доказательства передвижения органических и неорганических веществ в растении.

  6. Создание и поддержание культур бактерий, одноклеточных водорослей, простейших. Наблюдения за их строением и жизнедеятельностью.

  7. Наблюдения за экологическим исключением трофически близких видов простейших при совместном обитании.

  8. Доказательства разной интенсивности метаболизма в разных условиях у растений и животных.

  9. Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке.

  10. Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.

  11. Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов).

  12. Клетка эукариотических организмов. Мембранный принцип ее организации.

  13. Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток.

  14. Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии энергетического обмена в различных частях митохондрий.

  15. Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка.

  16. Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков в поколениях.

  17. Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние.

  18. Биологическое значение митоза и мейоза.

  19. Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование.

  20. Половое размножение и его биологическое значение.

  21. Чередование полового и бесполого размножения в жизненных циклах хвощей, папоротников, простейших. Биологическое значение чередования поколений.

  22. Партеногенез и гиногенез у позвоночных животных и их биологическое значение.

  23. Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных.

  24. Биологическое значение метаморфоза в постэмбриональном развитии животных.

  25. Влияние окружающей среды и ее загрязнения на развитие организмов.

  26. Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка.

  27. Закономерности фенетической и генетической изменчивости.

  28. Наследственная информация и передача ее из поколения в поколение.

  29. Драматические страницы в истории развития генетики.

  30. Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении.

  31. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

  32. Центры многообразия и происхождения домашних животных.

  33. Значение изучения предковых форм для современной селекции.

  34. История происхождения отдельных сортов культурных растений.

  35. История развития эволюционных идей до Ч.Дарвина.

  36. «Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии.

  37. Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии.

  38. Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.

  39. Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.

  40. Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей.

  41. Адаптивная радиация организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора.

  42. Араморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных.

  43. Современные представления о зарождении жизни.

  44. Различные гипотезы происхождения.

  45. Принципы и закономерности развития жизни на Земле.

  46. Ранние этапы развития жизни на Земле.

  47. Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных.

  48. Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров.

  49. Современные представления о происхождении птиц и зверей.

  50. Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира.

  51. Эволюция приматов и этапы эволюции человека.

  52. Современный этап развития человечества. Человеческие расы. Опасность расизма.

  53. Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.

  54. Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.

  55. Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.

  56. Видовое и экологическое разнообразие биоценоза как основа его устойчивости.

  57. Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени.

  58. Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах.

  59. Сукцессии и их формы.

  60. Роль правительственных и общественных экологических организаций в современных развитых странах.

  61. Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов.

  62. Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов.

  63. Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.

  64. Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.

  65. Устойчивое развитие природы и общества.






























3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета – биологии.

  1. 3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы


Для обучающихся


Биология (базовый уровень). 10 класс. —


Беляев Д. К., Дымшиц Г.М., Кузнецова Л.Н. и др

М., 2014.

Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс.

Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т.

М., 2014.

Биология (базовый уровень). 10—

11 класс.

Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В.

М., 2014.

Биология. Весь школьный курс в схемах и таблицах. —

Ионцева А.Ю

М., 2014.

Биология с основами экологии: учебник

для студ. учреждений высш. образования.

Лукаткин А. С., Ручин А. Б., Силаева Т. Б. и др.

М., 2014

Биология: учебник для студ. учреждений

высш. образования (бакалавриат). М., 2014.

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А.

М., 2014.


Интернет-источники


www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по

биологии).

www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии —

экологии на сервере Воронежского университета).

www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по

биологии, On-line тесты).

www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разрабо-

танного в Московском государственном открытом университете).

www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологического

центра МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,

биологии, химии, другим предметам).

www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно

подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Чело-

век»).


Критерии оценивания по биологии в рамках ФГОС

Критерии оценивания устного ответа по биологии

  • Знание материала - содержание материала раскрыто в полном объеме.

  • Последовательность изложения - содержание материала раскрыто последовательно, достаточно хорошо продумано.

  • Владение речью и терминологией - материал изложен грамотным языком, с точным использованием терминологии.

  • Применение конкретных примеров- показано умение иллюстрировать материал конкретными примерами.

  • Знание ранее изученного материала - продемонстрировано усвоение раннее изученного материала.

  • Уровень теоретического анализа - показано умение делать обобщение, выводы, сравнение.

  • Степень самостоятельности - содержание материала изложено самостоятельно, без наводящих вопросов.

  • Степень активности в дискуссии процессе - принимает активное участие в изложении или в обсуждении изучаемого материала.

  • Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы по биологии.

Критерии оценивания:

  1. Правильность и самостоятельность определение цели данной работы-1

  2. Выполнение работы в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений-1

  3. Самостоятельный, рациональный выбор и подготовку необходимого оборудования для выполнения работ обеспечивающих получение наиболее точных результатов-1

  4. Грамотность, логичность описания хода практических (лабораторных) работ-1

  5. Правильность формулировки выводов-1

  6. Точность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений -2

  7. Аккуратность выполнения всех записей, таблиц, рисунков, чертежей, графиков, вычислений-1

  8. Соблюдение правил техники безопасности при выполнении работ-1

Оценивание:

- низкий уровень — менее 40 % (оценка «плохо», отметка «1»)

- пониженный — 40-49 % (оценка «неудовлетворительно», отметка «2»)

- базовый - 50-74 % (оценка «удовлетворительно», отметка «3»)

- повышенный - 75-90 % (оценка «хорошо», отметка «4»)

- высокий уровень - 91-100% (оценка «отлично», отметка «5»)





7