СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 6 класс (2 часа в неделю) к учебнику В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №104 им.М.Шаймуратова

Демского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан


«Рекомендовано»

Руководитель ШМО

________ Абдрахманова А.Ю.


Протокол № ___ от

«____»____________2014 г.


«Согласовано»

Зам.директора по НМР

_____________ Шафикова И.Р.


«____»____________2014 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ №104

_____________Павлова Е.В.


от «__» _____2014 г.



Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

6 класс уровень базовый

к учебнику В.В. Пасечника «Введение в общую биологию и экологию»

Разработана

Марковой Еленой Леонидовной

Учитель химии и биологии

УФА – 2014



Содержание



Пояснительная записка …………………………………………………………………………… 3 стр.

Содержание курса…………………………………………………………………………………. 4 стр.

Учебно -тематическое планирование………………………………………………………… ….7 стр.

Календарно – тематическое планирование …………………………………………………….. . 8 стр.

Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………………..12 стр.

Учебно-методическое обеспечение……………………………………………………………….14 стр.

Литература…………………………………………………………………………………………. 15 стр.








Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы Министерства РФ для общеобразовательных учреждений курса биологии для 6 класса «Бактерии. Грибы. Растения.» (авт. В.В.Пасечник) 2010

Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю). Программой

           предусмотрено проведение:

 - контрольных работ –1;

- лабораторных работ –8;

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

Пасечник В.В. Биология. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010. – 272с.;

  Промежуточная аттестация – самостоятельные, лабораторные работы, тестирование.

Итоговая аттестация проводится в соответствии с уставом образовательного учреждения в форме контрольной работы.

Цели и задачи курса:

Понимание целостности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий, грибов в системе биологических знаний научной картины мира.

Формирование понятий о клеточном строении живых организмов.

Изучение биологического разнообразия в природе Земли.

Формирование и развитие ключевых компетенций и удовлетворение интереса к изучению природы.

Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.







Содержание программы.

Биология. 6 класс (34 часа, 1 час в неделю).

Жизнедеятельность организмов (15час.)

Обмен веществ – главный признак жизни. Составные компоненты обмена веществ: питание, дыхание, поступление веществ в организм, их

транспорт и преобразование, выделение. Использование энергии организмами. Почвенное питание растений. Автотрофный и гетеротрофный

типы питания организмов. Корень, его строение и функции. Управление почвенным питанием растений. Минеральные и органические

удобрения. Способы, сроки и дозы внесения удобрений. Вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

Меры охраны природной среды. Фотосинтез. Хлоропласты, хлорофилл, их роль в фотосинтезе. Значение фотосинтеза. Роль растений в

образовании и накоплении органических веществ и кислорода на Земле. Проблема загрязнения воздуха. Питание бактерий и грибов. Разнообразие способов питания. Грибы сапротрофы и паразиты. Симбиоз бактерий и грибов. Гетеротрофный тип питания. Пища как

строительный материал и источник энергии для животных. Растительноядные животные, особенности питания и способы добывания пищи.

Плотоядные и всеядные животные, особенности питания и способы добывания пищи. Хищные растения. Дыхание как компонент обмена

веществ, его роль в жизни организмов. Роль кислорода в процессе дыхания. Органы дыхания у животных. Особенности газообмена у

животных. Дыхание растений, его сущность. Роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений. Применение знаний о дыхании

при выращивании растений и хранении урожая. Передвижение веществ в растении. Транспорт веществ как составная часть обмена веществ.

Проводящая функция стебля. Передвижение воды, минеральных и органических веществ в растении. Передвижение веществ у животных.

Кровь, ее состав, функции и значение. Кровеносная система животных, органы кровеносной системы: кровеносные сосуды и сердце. Роль

гемолимфы и крови в транспорте веществ в организме животного и осуществлении связи между его органами. Выделение – процесс выделения

из организма продуктов жизнедеятельности. Образование конечных продуктов обмена веществ в процессе жизнедеятельности живых

организмов. Выделение у растений: удаление продуктов обмена веществ из растительного организма через корни, устьица, листья. Листопад.

Удаление продуктов обмена веществ через жабры, кожу, легкие, почки. Особенности процесса выделения у животных.

Размножение, рост и развитие организмов (6 часов).

Размножение организмов, его роль в преемственности поколений. Размножение как важнейшее свойство организмов. Способы размножения

организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение, его особенности. Половые клетки. Оплодотворение. Цветок –

орган полового размножения растений, его строение и функции. Опыление. Усложнение полового размножения в процессе исторического

развития. Значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Рост и развитие – свойства живых организмов.

Причины роста организмов. Продолжительность роста растений и животных. Особенности роста растений. Взаимосвязи процессов роста и

развития организмов. Агротехнические приемы, ускоряющие рост растений. Развитие животных с превращением и без превращения. Влияние

вредных привычек на развитие человека.

Регуляция жизнедеятельности организмов (11часов). Раздражимость – свойство живых организмов. Реакция растений и животных на изменения в окружающей среде. Биоритмы в жизни

организмов. Гуморальная регуляция. Гормоны. Биологически активные вещества. Эндокринная система, ее роль в гуморальной регуляции

организмов. Нервная регуляция. Общие представления о нервной системе. Нейрон – структурная единица нервной системы. Рефлекторный

характер деятельности нервной системы. Рефлекс – основа нервной регуляции. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности

организмов. Поведение. Врожденное поведение. Безусловные рефлексы. Приобретенное поведение. Условные рефлексы. Поведение человека.

Высшая нервная деятельность. Движение – свойство живых организмов. Многообразие способов движения живых организмов. Движение

растений. Передвижение одноклеточных организмов. Передвижение многоклеточных животных в разных средах обитания. Разнообразие

способов передвижения многоклеточных организмов. Организм – единое целое. Взаимосвязь клеток, тканей, систем органов и процессов

жизнедеятельности.

















Учебно-тематическое планирование:

 

№ п/п

Название раздела

Количество

часов

Всего


34

1

Введение.

1

2

Клеточное строение организмов.

3

3

Царство бактерии.

2

4

Царство грибы.

3

5

Царство растения.

5

6

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

8

7

Жизнь растений.

7

8

Классификация растений

2

9

Природные сообщества.

1

10

Резервное время

2













Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема урока

Д/З

6 г

6 д

Дата план

Дата факт

Дата план

Дата факт

1

Введение

(1 час)

Биология – наука о живой природе

Стр.9-12. вопросы.

 06.09.14.

 

06.09.14.


2

Клеточное строение организмов

(3 часа)

«Строние клетки кожицы лука» Л/р

§1,2 вопросы, зад.стр.20.

 13.09.14.

 

13.09.14.


3

Жизнедеятельность клетки.

§3, вопросы стр.23.

 20.09.14.

 

20.09.14.


4

Ткани.

§4 ответы на вопросы стр.25 таблица.

 27.09.14.

 

27.09.14.


5

Царство бактерий

   (2 часа)

Строение и жизнедеятельность бактерий.

§5 ответы на вопросы стр.30.

 18.10.14.

 

 18.10.14.


6

Роль бактерий.

§6 сообщения

 25.10.14.

 

 25.10.14.


7

Царство грибов (3 часа)

«Изучение тел шляпочные грибы» Л/р

§7,8, ответы на воп.

 08.11.14.

 

 08.11.14.


8


«Рассматривание дрожжей и мукора» под микроскопом» Л/р

§9,10, сообщения

 15.11.14.

 

 15.11.14.


9


Лишайники.

§13, ответ на воп. стр.65

 22.11.14.

 

 22.11.14.


10

Царство растений (5 часов)

Ботаника – наука о растениях.

§11, задание стр. 53,54

 29.11.14.

 

 29.11.14.


11

«Изучение внешнего строения водоролей» Л/р

§12, выписать значения.

 06.12.14.

 

 06.12.14.


12

«Внешенее строение мхов» Л/р

§14, ответы на воп. по учебнику на стр.69.

 13.12.14.

 

 13.12.14.


13

«Внешнее строение папоротника» Л/р

§15, сообщения о каменном угле.

 20.12.14.

 

 20.12.14.


14

«Строение и многообразие голосеменных растений».

§16.

 27.12.14.

 

 27.12.14.


15

Строение и многообразие покрытосеменных растений (8 часов)

Строение семян.

§ 18, ответы на вопросы. стр.88.

 17.01.15.

 

 17.01.15.


16

Типы корневых систем.

§ 19-20, таблица стр.91.

 24.01.15.

 

 24.01.15.


17

Побег и почки.

§ 22, ответы на вопросы стр.103

 31.01.15.

 

 31.01.15.


18

Внешнее строение листа.

§ 23-24.

 07.02.15.

 

 07.02.15.


19

Строение стебля.

§ 26, ответы на вопросы и выполнение задания стр.120.

 14.02.15.

 

 14.02.15.


20

«Органы цветкового растения» л.р.

§ 28-29.

 21.02.15.

 

 21.02.15.


21

Плоды и их классификация.

§ 30-31.

 28.02.15.

 

 28.02.15.


22

Контрольно-обобщающий урок.

 

 07.03.15.

 

 07.03.15.


23

 

Жизнь растений (7 часов).

Химический состав растений.

§ 32, ответы на вопросы стр.144.

 14.03.15.

 

 14.03.15.


24

Минеральное питание растений.

§ 33-34, ответы на вопросы.

 21.03.15.

 

 21.03.15.


25

Дыхание растений.

§ 35, ответы на вопросы стр.155.

 04.04.15.

 

 04.04.15.


26

Растительный организм.

§ 39, ответы на вопросы стр.175.

 11.04.15.

 

 11.04.15.


27

Способы размножения растений.

§ 40, ответы на вопросы и задание стр.176.

 18.04.15.

 

 18.04.15.


28

Вегетативное размножение покрытосеменных растений.

§ 43, таблица.

 25.04.15.

 

 25.04.15.


29

Половое размножение покрытосеменных.

§ 44, ответы на вопросы стр.198-199.

 02.05.15.

 

 02.05.15.


30

Классификация растений

(2 часа)

Основы систематики растений.

§ 45-46.

 16.05.15.

 

 16.05.15.


31

Семейства класса Двудольных. Семейства класса Однодольных.

§ 47-51.§ 52-53.

 23.05.15.

 

 23.05.15.


32

Природные сообщества (1 час)

Основные экологические факторы. Растительные сообщества и их типы.

§ 54-55.§ 56-57.

 30.05.15.

 

 30.05.15.


33

Резервное время



 

 



34

Резервное время









 











Требования к уровню подготовки учащихся:

Изучение биологии в 6 классе обуславливает достижение следующих личностных результатов

1) формирование ответственного отношения к обучению;

2)формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программы;

3) развитие навыков обучения;

4)формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома;

5)формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями и посторонними людьми в

процессе учебной, общественной и другой деятельности; 6) осознание значения семьи в жизни человека;

7)уважительное и заботливое отношение к старшим и младшим товарищам.

Метапредметные результаты освоения биологии в 6 классе должны отражать:

1)организовывать свою учебную деятельность;

2)планировать свою деятельность под руководством учителя (родителей);

3)составлять план работы;

4)участвовать в групповой работе (малая группа, класс);

5)осуществлять поиск дополнительной информации;

6)работать с текстом параграфа и его компонентами;

7)составлять план ответа;

8)составлять вопросы к тексту, разбивать его на отдельные смысловые части, делать подзаголовки;

9)узнавать изучаемые объекты на таблицах;

10)оценивать свой ответ, свою работу, а также работу одноклассников.

Предметными результатами освоения учащимися 6 класса программы по биологии являются:

1) определять и показывать на таблицах органы и системы, составляющие организмы растений и животных;

2)объяснять сущность основных процессов жизнедеятельности организмов;

3)обосновывать взаимосвязь процессов жизнедеятельности между собой;

4)сравнивать процессы жизнедеятельности различных организмов;

5)наблюдать за биологическими процессами, описывать их, делать выводы;

6)исследовать строение отдельных органов организмов;

7)фиксировать свои наблюдения в виде рисунков, схем, таблиц;

8)соблюдать правила поведения в кабинете биологии.




























Учебно- методическое обеспечение:

1) Журнал «Биология в школе»

2) Калинина Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс). - М., ВАКО, 2005

3) Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии (к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2005

4)Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника-6 кл.,М.:Дрофа,2009.

Интернет-ресурсы:

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru



www.edios.ru

Сайт: www.uchkopilka.ru










Литература



 Программа авторов В. В. Пасечника, авт.сост.Г.М.Пальдяева М.Дрофа 2010г.

 Пасечник В.В. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2010.

 Пасечник В.В., Снисаренко Т.А. Биология: бактерии, грибы, растения: Рабочая тетрадь. 6кл. М.: Дрофа, 2011.

 Дубинина Н.В. , Пасечник В.В. «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2010

 Калинина А. А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения М.: ВАКО, 2007

 Пасечник В.В, Суматохин С.В.,. Калинова Г. С. Уроки биологии. 6 класс. М.: Просвещение, 2010



















Приложение 1.

Практическая работа № 1 “Строение клетки кожицы лука под микроскопом”

Перед лабораторной работой провести беседу о правилах пользования микроскопом и о приготовлении микропрепаратов , познакомить с микролабораторией. После краткой беседы подчеркнуть, что растительные клетки очень малы и рассмотреть их внутреннее строение можно только при увеличении в 180 – 220 раз. Части клетки прозрачных объектов видны лучше, если их окрасить раствором йода.

ХОД РАБОТЫ

Учащиеся делятся на 3 группы по два человека.

Задание:

Снимите с мясистой чешуи лука прозрачный кусочек кожицы и положите на чистое предметное стекло в каплю воды. Расправьте, чтобы не было складок и морщин, покройте покровным стеклом.

Окрасьте препарат раствором йода. Для этого с одного конца микрообъекта капните йод.

Рассмотреть строение растительной клетки, найти ее основные части (оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли с клеточным соком.

Зарисовать клетку, сделать подписи к рисунку.



















Приложение 2.

Практическая работа №2. «Изучение строения тел шляпочные грибы».

1. Рассмотрите плодовые тела шляпочных грибов. Найдите их основные части.

2. Рассмотрите набор картинок шляпочных грибов, разделите их на пластинчатые и трубчатые.


Оформление результатов:

1. Зарисуйте плодовое тело шляпочных грибов.

2. Выпишите в тетрадь названия пластинчатых и трубчатых грибов. Напишите их сходства и различия.



Сделайте вывод об особенностях строения шляпочных грибов.


Оборудование: плодовые тела шляпочных грибов, набор картинок шляпочных грибов.












Приложение 3.


Практическая работа №3 «Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом».



Цель: знакомство со строением плесневых грибов и дрожжей; продолжить формирование навыков выполнения биологического рисунка; научиться сравнивать их и делать выводы.


Оборудование: микропрепарат "Плесень мукор"; культура дрожжей; микроскоп, пипетка, предметное и покровное стекла.


Ход работы.

1. Рассмотрите под микроскопом плесневый гриб мукор, в учебнике - пеницилл.

3. Приготовьте и рассмотрите микропрепарат дрожжей.


Оформление результатов:

1. Зарисуйте мукор и пеницилл. Напишите их сходства и различия.

2. Зарисуйте дрожжевую клетку.



Сделайте вывод об особенностях строения плесневых грибов и дрожжей.



Приложение 4.

Практическая работа №4. «Изучение внешнего строения водорослей»

Цель: знакомство с особенностями строения водорослей,

научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.


Оборудование: вода из аквариума с одноклеточными зелеными водорослями;

предметное и покровное стекла, пипетка;

микроскоп;



микропрепарат "Спирогира"; «Хламидомонада»; «Хлорелла».

Ход работы.

1. Приготовьте микропрепарат из зацветшей аквариумной воды, рассмотрите его под микроскопом, найдите хламидомонаду, хлореллу.

2. Рассмотрите под микроскопом спирогиру.


Оформление результатов:

зарисуйте увиденные вами водоросли в тетрадь, подпишите их части.


Сделайте вывод, перечислив все части клеток водорослей и указав их значение.


Приложение 5.

Практическая работа №5. «Изучение внешнего строения мхов».

Цель: знакомство с внешним и внутренним строением зеленых мхов, научиться их сравнивать.


Оборудование: гербарные листы с растениями кукушкин лен;

лупа и микроскоп;

микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".


Ход работы.

1. Изучите особенности внешнего строения кукушкиного льна на гербарном листе, найдите стебель и листья.

2. Рассмотрите под микроскопом микропрепарат "Спорангий кукушкиного льна".


Оформление результатов:

зарисуйте мох кукушкин лен в тетрадь и подпишите части.


Сделайте вывод, строение кукушкиного льна.









Приложение 6.

Практическая работа №6. «Внешнее строение папоротников».



Цель: знакомство со строением папоротника, хвоща и плауна, научиться выявлять их особенности


Оборудование: гербарные листы папоротника со спорангиями, гербарий папоротника корневищами и придаточными корнями; лист папоротника (растущего в кабинете биологии); лупа и микроскоп; микропрепарат "Сорус папоротника".

Ход работы.

1. Рассмотрите папоротник на гербарном листе и отметьте особенности его листьев, стебля, корневища и корней.

2. Рассмотрите под микроскопом "Сорус папоротника"

Оформление работы: сделайте рисунки в тетради.


Сделайте вывод об особенностях строения папоротникообразных.










Приложение 7.

Практическая работа №7. «Строение и многообразие голосеменных растений».

Ход работы:

1. Изучить внешнее строение Сосны обыкновенной. Определить тип корневой системы. Найти в коре смоляные ходы, определить их функцию. Определить основные элементы строения побега сосны.

2. Изучить строение листа сосны. Изучить строение мужской и женской шишек.

3. Ознакомиться с некоторыми наиболее распространёнными или известными представителями отдела Голосеменные.

4. Сделать вывод из проделанной работы.














Приложение 8.

Практическая работа №8. «Органы цветковых растений».



Цель: знакомство со строением цветка, укрепить знания о строении цветка и его функциях; продолжить формирование навыков работы с натуральными объектами и выполнения биологического рисунка.

Оборудование: модель цветка картофеля (капусты); таблицы, живые цветки, лупа, пинцет, препаровальные иглы; гербарные листы растений.

Ход работы.

1. Рассмотрите цветок. Найдите цветоложе, околоцветник, тычинки и пестик.

2. Расчлените цветок, подсчитайте число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков.

3. Определите, какой околоцветник у данного цветка – простой или двойной.

4. Определите, какая чашечка – раздельнолистная или сростнолистная, какой венчик – свободнолепестный или сростнолепестный.

5. Рассмотрите строение тычинки. Найдите пыльник и тычиночную нить. Рассмотрите под лупой пыльник. В нем множество мельчайших пыльцевых зерен.

6. Рассмотрите пестик. Найдите рыльце, столбик, завязь. Разрежьте завязь поперек, рассмотрите под лупой. Найдите семязачаток (семяпочку). Что формируется из семязачатка? Почему главными частями цветка называют тычинки и пестик?

Оформление результатов:

1. Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

2. Запишите формулу цветка.


  • Сделайте вывод, ответив на вопрос: Какие части цветка являются главными? Почему?

Приложение 9.

Контрольная работа.

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 6 класса

 

1. Какие организмы состоят из сходных клеток и не имеют тканей?

1) мхи      2) папоротники       3) водоросли        4) псилофиты

 

2. Приспособленность кактусов к жизни в засушливых

условиях пустыни состоит в том, что у них

1) прекращаются все процессы жизнедеятельности

2) корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды

3) устьица расположены на нижней стороне листа

4) в стеблях имеются водоносные ткани, в которых запасается вода в период дождей

 

3. В процессе эволюции выходу растений на сушу способствовало появление у первых наземных растений — псилофитов

1) цветков и плодов             2) фотосинтеза

3) газообмена         4) покровной, механических и проводящих тканей

 

4. Большую роль в азотном питании бобовых растений играет биотический фактор,

1) клубеньковые бактерии                2) мицелий грибов

3) дождевые черви                          4) одноклеточные водоросли

 

5. Транспорт воды и минеральных веществ из корня в стебель происходит в процессе

1) дыхания

2) отложения органических веществ в запас

3) образования органических веществ

4) корневого давления и испарения воды листьями

 

6. Какие организмы вступают в симбиоз с деревьями и обеспечивают их водой и минеральными веществами?

1) шляпочные грибы                      2) плесневые грибы

3) дрожжи                                         4) бактерии

 

7. Приспособление растений к опылению ветром — наличие цветков

1) ярких, крупных                           2) с резким запахом

3) с нектарниками                          4) с тычинками на длинных нитях

 

8. Голосеменные — более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились

1) семена                           2) цветки и плоды

3) корни                               4) листья в форме иголок (хвоинки)

 

9. В растительном организме способны делиться клетки

1) сосудов                             2) механической ткани

3) камбия                                 4) основной ткани

 

10. Функцию поглощения воды и минеральных веществ из почвы выполняют в корне

1) корневые волоски                               2) молодые делящиеся клетки

3) молодые растущие клетки                  4) клетки проводящей системы

 

11. Лишайники, как правило, не встречаются в крупных городах, так как они очень чувствительны к

1) загрязнению атмосферы                    2) плодородию почвы

3) освещенности местности                   4) влажности воздуха

 

12. Что представляет собой побег?

1) стебель с расположенными на нем листьями и почками

2) видоизмененный корень

3) конус нарастания

4) часть корня с корневыми волосками

 

13. Процесс образования органических веществ из неорганических с использованием энергии Солнца — признак живого, присущий

1) животным                                2) грибам

3) бактериям гниения                 4) растениям

 

14. К какому царству относят организм, тело которого

представляет собой мицелий, состоящий из гиф?

1) растений                          2) бактерий

3) грибов                          4) лишайников

 

15. Органические вещества из листьев во все органы передвигаются по

1) клеткам сердцевины                          2) сосудам древесины

3) клеткам коры                                       4) ситовидным трубкам

 

16. Какая ткань листа включает устьичные клетки?

1) покровная                              2) основная

3) образовательная                   4) проводящая

17. Что представляет собой почка растений?

1) зародыш с запасом питательных веществ         2) зачаточный побег

3) видоизмененный стебель                           4) часть стебля с листьями

 

18. Какую функцию выполняет грибница, расположенная в почве?

1) поглощает воду, минеральные соли и органические вещества

2) образует споры, участвующие в размножении

3) участвует в образовании половых клеток

4) формирует корневые волоски

 

19. Цветок — орган размножения растения, так как в нем

образуются

1) половые клетки            2) споры

3) лепестки                          4) чашелистики

 

20. Лишайник — комплексный организм, так как он

1) состоит из разных тканей               

2) имеет сложный цикл развития

3) представляет собой симбиоз гриба и водоросли

4) образует микоризу с корнями деревьев

 

21. Почему покрытосеменные считают процветающей группой растений?

1) они размножаются спорами

2) семена у них расположены внутри плода

3) семена лежат на чешуйках шишки

4) они размножаются половым путем

 

22. Биосфера не может существовать без растений, так как они

1) разрушают органические вещества с освобождением энергии

2) создают органические вещества из неорганических

и запасают энергию

3) потребляют органические вещества

4) имеют приспособления к обитанию с другими организмами

 

23. Клубень представляет собой видоизмененный подземный побег, так как

1) на нем расположены почки

2) он поглощает воду и минеральные вещества

3) в нем органические вещества расщепляются до минеральных

4) в нем образуются органические вещества из неорганических

24. Чтобы определить, к какому семейству класса двудольных относится растение, необходимо знать строение

1) цветка и плода                           2) корневой системы

3) листа и стебля                          4) семени и почки

 

25. Чтобы доказать, что растения дышат, надо определить,

1) какие газы растения поглощают и выделяют в темноте

2) какие вещества образуются в растениях на свету

3) какие вещества передвигаются по сосудам

4) сколько воды поглощает растение за сутки

 

В 1. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: что происходит при фотосинтезе?

A) поглощается кислород

Б) выделяется углекислый газ

B) поглощается углекислый газ

Г) выделяется кислород

Д) органические вещества образуются

Е) органические вещества расходуются

 

В 2. Выпишите буквы, обозначающие элементы верного ответа на вопрос: чем отличаются грибы от бактерий?

A) составляют группу ядерных организмов (эукариот)

Б) относятся к гетеротрофным организмам

B) размножаются спорами

Г) одноклеточные и многоклеточные организмы

Д) при дыхании используют кислород воздуха

Е) участвуют в круговороте веществ в экосистеме

 

В 3. Прочитайте задание и выпишите буквы, обозначающие верные элементы ответа.

Грибы неправильно относить к растениям, так как они

A) питаются готовыми органическими веществами

Б) растут в течение всей жизни

B) содержат в оболочках клеток хитин

Г) выполняют роль разрушителей органических веществ в экосистеме

Д) составляют группу ядерных организмов (эукариот)

Е) дышат кислородом воздуха

 

В 4. Установите соответствие между характеристикой корня и видом корня, к которому она относится.

Характеристика корня        

1)развивается из зародышевого корешка  

2)отрастает от нижней части стебля

3)растет вертикально вниз 

 

 

4)хорошо развит у двудольных растений

5)развивается у кукурузы и пшеницы

6)развивается у одуванчика и лопуха

 

В 5. Установите соответствие между характеристикой гриба

и группой, к которой ее относят.

Характеристика грибов      

1)образуют плодовые тела 

2)состоят из мицелия и ножки  с головкой или кисточкой

3)часто вырастают на пищевых продуктах, вызывая их порчу

4)применяют  для   получения лекарств

5)вступают в симбиоз (сожительство) с корнями растений

6)многие человек использует в пищу

 

 

 

Группы грибов

А) шляпочные

Б) плесневые

 

В 6. Установите соответствие между признаком покрытосеменных растений и классом, для которого он характерен.

Признаки растений 

1)число частей в цветке соответствует трем       

2)число частей в цветке соответствует четырем или пяти

3)жилкование листьев параллельное или дуговое

4)жилкование листьев сетчатое

5)корневая система стержневая

6)корневая система мочковатая

 

Классы растений

А) Двудольные

Б) Однодольные

 

В 7. Установите соответствие между растением и семейством, к которому оно относится.

Растения       

1)яблоня

2)картофель

3)шиповник

4)томат

5)рябина

6)баклажан

 

В 8. Определите правильную последовательность в развитии папоротника, начиная с образования гамет:

A)образование спор

Б) прорастание заростка

B)оплодотворение

Г) образование листостебельного растения

Д) образование гамет

 

В 9. Расставьте буквы в соответствии с последовательностью расположения слоев стебля сосны, начиная с наружного слоя:

А)пробка                           Г) луб

Б) кожица                          Д) сердцевина

В) камбий                          Е) древесина

 

В 10. Установите последовательность возникновения групп растений в ходе эволюции.

А) моховидные    Б) папоротниковидные                 В)водоросли

Г) цветковые        Д) покрытосеменные

 

С 1. Прочитайте текст «Оплодотворение у цветковых растений» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем их правильно сформулируйте.

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

1. Пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает.

2. Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются женские гаметы - яйцеклетки. 3.Удлиняясь, трубка проходит между клетками рыльца, столбика и достигает семязачатка.

4. В зародышевом мешке содержатся два зрелых спермия.

5. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй погибает.

6. Слияние женской и мужской гамет называют оплодотворением.






40