
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, планируемыми результатами основного общего образования по биологии, разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ включенных в ее структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Рабочие программы. Биология. 5-9 классы.Учебно-методическое пособие, М.: Дрофа, 2013
Учебник В.Б. Захаров, Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс – М: Дрофа, 2014
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ, зачетов. Входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, словарных диктантов, объяснительных, выборочных, графических, творческих, свободных («Проверяю себя»), тестов, проверочных работ, комплексного анализа текстов, зачета; рубежный контроль в конце первого полугодия; итоговый контроль - итоговый зачет, творческая работа, проект.
В программе предусмотрены: 23 лабораторные работы.
Таблица распределения количества часов
Название темы | Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
Введение | 3 | 3 |
Раздел 1. Царство прокариоты | | |
Тема 1.1.Многоообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов | 3 | 3 |
Всего | 3 | 3 |
Раздел 2. Царство Грибы | | |
Тема 2.1. Общая характеристика грибов | 3 | 3 |
Тема 2.2. Лишайники | 1 | 1 |
Всего | 4 | 4 |
Раздел 3. Царство Растения | | |
Тема 3.1. Общая характеристика растений | 2 | 2 |
Тема 3.2. Низшие растения | 2 | 2 |
Тема 3.3. Высшие споровые растения | 4 | 4 |
Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения. | 2 | 2 |
Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения | 6 | 6 |
Всего | 16 | 16 |
Раздел 4. Царство Животные | | |
Тема 4.1.Общая характеристика животных | 1 | 1 |
Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные | 2 | 2 |
Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные | 1 | 1 |
Тема 4.4. Тип Кишечнополостные | 3 | 3 |
Тема 4.5. Тип Плоские черви. | 2 | 2 |
Тема 4.6.Тип Круглые черви | 1 | 1 |
Тема 4.7.Тип Кольчатые чери | 3 | 3 |
Тема 4.8. Тип Моллюски | 2 | 2 |
Тема 4.9.Тип Членистоногие | 7 | 7 |
Тема 4.10. Тип Иглокожие | 1 | 1 |
Тема 4.11.Тип Хордовые. Бесчерепные животные. | 1 | 1 |
Тема 4.12. Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы. | 2 | 2 |
Тема 4.13. Класс Земноводные | 2 | 2 |
Тема 4.14.Класс Пресмыкающиеся | 2 | 2 |
Тема 4.15.Класс Птицы | 4 | 4 |
Тема 4.16.Класс Млекопитающие | 4 | 4 |
Всего | 38 | 38 |
Раздел 5. Царство Вирусы | 2 | 2 |
Заключение | 1 | 1 |
Резервное время | 3 | 1 |
Итого | 70 | 68 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ (3 ч)
Мир живых организмов. Уровни организации жизни.
Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина.
Систематика — наука о разнообразии и классификации живых организмов.
1.ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (3 ч)
Общая характеристика. Происхождение. Полцарства: Архебактерии, Настоящие бактерии и Оксифотобактерии. Подцарство Настоящие бактерии. Особенности строения бактериальной клетки (размеры, форма). Передвижение, типы обмена веществ, черты приспособленности к переживанию неблагоприятных условий жизни. Размножение. Роль в природных сообществах, жизни человека. Подцарство Архебактерии. Особенности строения, жизнедеятельности метанообразующих бактерий и серобактерий. Роль в природе. Подцарство Оксифотобактерии. Особенности строения, питания, размножения. Роль в природе, жизни человека.
II. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4ч.)
Общая характеристика царства. Происхождение. Особенности строения одноклеточных и многоклеточных грибов. Отделы царства грибов. Отдел настоящие грибы. Классы: Зигомицеты, Аскомицеты, Базидиомицеты, Дейтеромицеты (несовершенные грибы).
Класс Зигомицеты. Среда обитания. Особенности строения, питания, размножения на примере мукора. Практическое значение.
Класс Аскомицеты. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения, питания, размножения на примере дрожжей. Практическое значение. Грибы паразиты, черты приспособленности к паразитизму. Вред, наносимый культурным злакам.
Класс Базидиомицеты. Особенности строения, жизнедеятельности на примере шляпочных грибов. Многообразие видов. Роль в природе, практическое значение. Класс Дейтеромицеты, или Несовершенные грибы. Многообразие видов. Распространение. Среды обитания. Особенности строения тела, размножения.
Грибы паразиты растений и животных. Роль в природе.
Отдел Оомицеты. Среда обитания, особенности строения грибов из рода фитофтора. Вред, наносимый культурным растениям.
Отдел Лишайники. Общая характеристика. Многообразие видов. Разнообразие формы тела. Особенности строения, питания как симбиотических организмов. Роль в природе, практическое значение.
III. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 ч)
1. Общая характеристика растений
Особенности строения клетки, тканей, органов, питания. Фитогормоны и их роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Подцарства: Низшие и Высшие растения.
2. Подцарство Низшие растения
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика. Многообразие видов, особенности распространения, среды обитания. Отделы водорослей: Зеленые водоросли, Бурые, Красные водоросли, или Багрянки.
Отдел Зеленые водоросли. Многообразие видов. Среда обитания. Особенности строения, жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных форм. Роль в природе.
Отдел Бурые водоросли. Многообразие видов. Распространение. Особенности строения таллома. Роль в природе. Практическое значение.
Отдел Красные водоросли (Багрянки). Особенности строения, жизнедеятельности. Сходство с бурыми водорослями. Роль в природе, практическое значение.
3. Подцарство Высшие растения
Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных по сравнению с низшими растениями. Отделы высших споровых растений: Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.
Отдел Моховидные. Особенности строения, жизнедеятельности, распространения, роль в природе.
Отдел Плауновидные. Особенности организации, роль в природе, практическое значение.
Отдел Хвощевидные. Особенности строения, жизнедеятельности, роль в природе.
![]()
Отдел Папоротниковидные. Особенности строения, жизнедеятельности, происхождения, распространения. Роль папоротников в природе, их практическое значение.
Семенные растения. Отдел Голосеменные. Особенности организации, жизненные формы, многообразие видов. Роль голосеменных в природе и их практическое
значение.
Отдел Покрытосеменные — цветковые растения. Особенности строения, жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее сложных растений по сравнению
с голосеменными.
Классы: Двудольные, Однодольные, их основные семейства. Многообразие видов, распространение, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (38 ч)
Общая характеристика животных. Особенности строения, жизнедеятельности животных, отличающие их от организмов других царств живой природы. Подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные. Систематика животных.
1. Подцарство Одноклеточные
Общая характеристика одноклеточных, или простейших. Многообразие видов. Основные типы: Саркожгутиконосцы, Инфузории, Споровики.
Тип Саркожгутиконосцы. Многообразие форм саркодовых и жгутиковых, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Инфузории. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения как наиболее сложноорганизованных по сравнению с другими простейшими. Многообразие видов, роль в природе.
Тип Споровики. Особенности организации споровиков — паразитов человека и животных.
2. Подцарство Многоклеточные
Общая характеристика подцарства. Особенности строения, жизнедеятельности клетки многоклеточного организма, ткани, органы, системы органов. Типы симметрии.
Тип Губки. Особенности строения губок как примитивных многоклеточных.
Тип Кишечнополостные
Особенности строения, жизнедеятельности кишечнополостных как двухслойных многоклеточных с лучении симметрией. Бесполое и половое размножение. Происхождение. Среда обитания. Многообразие видов. Классы: Гидроидные, Сцифоидные медузы, Коралловые полипы. Особенности строения, жизнедеятельности. Способы размножения, особенности индивидуального развития. Роль природных сообществ.
Тип Плоские черви
Общая характеристика типа. Происхождение. Основные классы.
Класс Ресничные черви. Особенности строения, жизнедеятельности на примере белой планарии как свободноживущей формы. Многообразие видов, роль в природе.
Класс Сосальщики. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом.
Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом.
Многообразие червей паразитов, черты приспособленности к паразитизму.
Тип Круглые черви
Общая характеристика типа. Происхождение. Особенности организации на примере аскариды человеческой. Многообразие видов. Особенности строения, жизнедеятельности, связанные со средой обитания.
Тип Кольчатые черви
Общая характеристика типа. Многообразие видов. Происхождение. Основные классы: Многощетинковые черви, Малощетинковые черви, Пиявки.
Класс Многощетинковые. Особенности строения, жизнедеятельности как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями. Роль в природе, практическое значение.
Класс Малощетинковые черви. Особенности организации, размножения на примере дождевых червей, их приспособленность к жизни в почве. Роль в природе, почвообразовании, практическое значение.
Класс Пиявки. Особенности организации, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека.
Тип Моллюски
Особенности строения, жизнедеятельности моллюсков как наиболее сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми червями. Происхождение моллюсков. Основные классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Черты приспособленности к среде обирания.
Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

![]()
Тип Членистоногие
Особенности организации членистоногих. Происхождение. Многообразие пилон. Основные классы.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Среды обитания. Низшие и высшие раки, их различия. Роль в природе и практическое значение.
Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Многообразие видов. Особенности организации пауков, клещей, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Среды обитания, многообразие видов. Основные отряды насекомых с неполным и полным превращением, особенности их организации, роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Тип Иглокожие
Общая характеристика типа. Происхождение. Многообразие видов. Основные классы: Морские звезды, Морские ежи, Голотурии. Особенности строения, жизнедеятельности. Роль в природе, практическое значение.
Тип Хордовые
Общая характеристика типа. Происхождение. Подтипы: Бесчерепные, Оболочники, Позвоночные. Особенности организации. Подтип Бесчерепные. Особенности
строения, жизнедеятельности на примере ланцетника. Подтип Оболочники. Особенности строения, размножения асцидий.
Класс Рыбы
Общая характеристика рыб. Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Костные рыбы. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития. Группы костных рыб: хрящекостные, кистеперые, лучеперые и двоякодышащие. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания.
Класс Земноводные
Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения, развития на примере лягушки. Основные отряды: Хвостатые, Бесхвостые, Безногие. Многообразие видов, черты приспособленности к среде обитания. Роль в природе, практическое значение.
Класс Пресмыкающиеся
Общая характеристика пресмыкающихся как настоящих наземных позвоночных. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения на примере прыткой ящерицы. Основные отряды современных пресмыкающихся: Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи. Многообразие видов, особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности. Вымершие группы пресмыкающихся.
Класс Птицы (4 ч)
Общая характеристика класса. Происхождение. Особенности строения, жизнедеятельности птиц как наиболее сложноорганизованных позвоночных по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Сезонные изменения в жизни птиц. Экологические группы: птицы леса, степей и пустынь, водоемов и побережий, болот, дневные хищники, ночные хищные птицы. Роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Класс Млекопитающие
Общая характеристика класса. Происхождение. Основные подклассы: Первозвери, или Однопроходные,
Настоящие звери.
Особенности организации млекопитающих на примере представления плацентарных как наиболее высокоорганизованных позвоночных. Особенности размножения, развития. Экологические группы: землерои, грызущие звери, авиабионты, хищные звери, гидробионты, хтонобионты, хоботные, приматы. Роль в природе, практическое значение.
Подкласс Первозвери. Общая характеристика, распространение. Особенности строения, размножения на примере ехидны и утконоса. Особенности организации сумчатых как наиболее примитивных зверей по сравнению с плацентарными. Распространение. Редкие виды и меры их охраны.
Экскурсия на природу, в зоопарк или краеведческий музей на тему: «Многообразие млекопитающих родного края и их роль в природе, жизни человека».
Повторительно-обобщающий урок на тему: «Особенности организации животных, их роль в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности»
V. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (2 ч)
Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействия вируса и клетки. Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания грипп
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Изучение биологии в основной школе дает возможность учащимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
знание основных принципов и правил изучаемого предмета;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение предмета;
анализ, сравнение, умение делать выводы и
в метапредметном направлении
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, давать определения, понятия, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы.
• умение работать с разными источниками химической информации (в тексте учебника, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по о обращению с веществами,
умение использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения
в предметном направлении: знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений и животных; популяций; экосистем, животных своего региона;
сущность биологических процессов обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергиив экосистемах;
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов, наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов животных, на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные виды животных своей местности, культурные растения и домашних животных, опасные для человека животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация),
анализировать и оцениватьвоздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы,
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов по теме | Дата проведения | Домашнее задание |
По плану | По факту |
Введение (3 часа) |
1 | Многообразие живых организмов. | 1 | 05.09 | | Записи в тетради |
2 | Уровни организации и свойства живого | 1 | 07.09 | | Стр.5-6 |
3 | Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе | 1 | 12.09 14.09 | | Стр.6-9 |
Раздел 1. Царство Прокариоты (3 часа) |
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 часов) |
4-5 | Общая характеристика бактерий. Лабораторная работа № 1 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки» | 1 | 19.09 | | Стр.12-20 |
6 | Многообразие и значение бактерий. | 1 | 21.09 | | сообщения |
Раздел 2. Царство Грибы (4 часа) |
Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3 часа) |
7 | Общая характеристика грибов | 1 | 26.09 | | Стр.22-25 |
8 | Плесневые грибы. Лабораторная работа №2: Строение плесневого гриба мукора» | 1 | 28.09 | | |
9 | Шляпочные грибы. Лабораторная работа №3: « Распознавание съедобных и ядовитых грибов» | 1 | 03.10 | | сообщения |
Тема 2.2 Лишайники (1час) |
10 | Лишайники | 1 | 05.10 | | Стр.32-36 |
Раздел 3. Царство Растения (16 часов) |
Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 часа) |
11 | Растительный организм как целостная система.Особенности жизнедеятельности растений. | 1 | 10.10 | | Стр.38-39 |
12 | Систематика растений. Высшие и низшие растения | 1 | 17.10 | | Записи в тетради |
Тема 3.2. Низшие растения (2 часа) |
13 | Строение и жизнедеятельность водорослей. Лабораторная работа №4: «Изучение внешнего строения водорослей». | 1 | 19.10 | | Стр. 40-43 |
14 | Значение и многообразие водорослей. | 1 | 24.10 | | Стр.43-48 |
Тема 3.3. Высшие споровые растения (4 часа) |
15 | Отдел Моховидные. Лабораторная работа №5: «Изучение внешнего строения мха» | 1 | 26.10 | | Стр.50-56, вопр. с.56 |
16 | Отдел Плауновидные и отдел Хвощевидные | 1 | 31.10 | | Стр.57-59, вопр. С.60 |
17-18 | Отдел Папоротниковидные. Лабораторная Работа №6: Изучение внешнего строения папоротника». | 2 | 02.11 07.11 | | Стр.61-64, вопр. с. 55 |
Тема 3.4. Высшие семенные растения. Отдел Голосеменные растения(2 часа). |
19 | Отдел Голосеменные растения. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений» | 1 | 09.11 | | Стр. 66-68 |
20 | Многообразие голосеменных | 1 | 14.11 | | Стр. 69-71, вопр. С. 72 |
Тема 3.5. Высшие семенные растения. Отдел Покрытосеменные (цветковые) растения (6 часов) |
21 | Происхождение и особенности строения покрытосеменных. Лабораторная работа № 8: «Изучение строения Покрытосеменных растений» | 1 | 16.11 | | Стр. 73-79 |
22 | Систематика отдела Покрытосеменные. Лабораторная работа №9: «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения» | 1 | 28.11 | | Записи в тетради |
23 | Семейства класса Двудольные растения. | 1 | 30.11 | | Стр. 81-83, сообщения |
24 | Семейства класса Однодольные растения. | 1 | 05.12 | | Стр. 80, сообщения |
25 | Многообразие, распространение покрытосеменных. | 1 | 07.12 | | сообщения |
26 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Покрытосеменные растения» | 1 | 12.12 | | Тестовое задание в тетради |
РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (38 ч) ТЕМА 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1ч) |
27 | Животный организм как целостная система. Лабораторная работа № 10 «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях». | 1 | 14.12 | | Записи в тетради |
Тема 4.2.ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2ч) |
28 | Общая характеристика простейших. Лабораторная работа №11 «Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки» | 1 | 19.12 | | С 89-91 , инд.задание |
29 | Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека. | 1 | 21.12 | | Учебник, стр. 92-97, вопр., с. 98. |
ТЕМА 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (1ч) |
30 | Общая характеристика многоклеточных животных. Простейшие многоклеточные -губки. | 1 | 26.12 | | Учебник, стр. 99-102, вопр., с. 103. |
ТЕМА 4.4. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа) |
31 | Особенности организации кишечнополостных. Лабораторная работа №12 «Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры». | 1 | 28.12 | | Учебник, стр. 104-106. |
32 | Особенности организации кишечнополостных. | 1 | 09.01 | | Учебник, стр. 106-107. |
33 | Многообразие и распространение кишечнополостных. | 1 | 11.01 | | Учебник, стр. 108-110, вопр., с.111.. |
ТЕМА 4.5. ТИП ПЛОСКИЕЧЕРВИ (2 часа) |
34 | Особенности организации плоских червей. Лабораторная работа № 13 «Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня». | 1 | 16.01 | | Учебник, стр. 112-114. |
35 | Многообразие плоских червей-паразитов . | 1 | 18.01 | | Учебник, стр. 115-117, вопр.,с. 118. инд. зад... |
ТЕМА 4.6. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час) |
36 | Особенности организации круглых червей. Лабораторная работа № 14"Жизненный цикл человеческой аскариды" | 1 | 23.01 | | Учебник, стр. 119-123., вопр, с.124, инд. зад.. |
ТЕМА 4.7. КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 часа) |
37 | Особенности организации кольчатых червей. Лабораторная работа № 15 «Внешнее строение дождевого червя» | 1 | 25.01 | | Учебник, стр. 125-127, инд. зад. |
38 | Многообразие кольчатых червей. | 1 | 30.01 | | Учебник, стр. 127-130. |
39 | Значение кольчатых червей в биоценозах. Обобщение знаний по темам «Плоские, круглые и кольчатые черви» | 1 | 01.02 | | Инд. зад., повторение организации червей. |
ТЕМА 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 часа) |
40 | Особенности организации моллюсков. Лабораторная работа №16 «Внешнее строение моллюсков» | 1 | 06.02 | | Учебник, стр. 132-134.Инд. зад. |
41 | Многообразие и значение моллюсков. | 1 | 08.02 | | Учебник, стр. 135-141. Инд. зад. |
ТЕМА 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 часов) |
42 | Происхождение и особенности организации членистоногих. Лаб. работа №17«Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих». | 1 | 13.02 | | Учебник, стр. 143-144. Инд. зад. |
43 | Класс Ракообразные. | 1 | 15.02 | | Учебник, стр. 144-149, вопр., с.150. |
44 | Общая характеристика паукообразных. | 1 | 20.02 | | Учебник, стр. 151-156, вопр,, с. 157.. |
45 | Общая характеристика насекомых. | 1 | 27.02 | | Учебник стр. 164-165.Инд. зад. |
46 | Отряды насекомых с полным и неполным превращением. | 1 | 01.03 | | Учебник стр. 164-165.Инд. зад. |
47 | Многообразие и значение насекомых в биоценозах. | 1 | 06.03 | | Учебник, стр. 166-168.Вопр., с.169. Инд. зад. |
48 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип членистоногие». | 1 | 13.03 | | Повторение темы. |
ТЕМА 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 час) |
49 | Общая характеристика типа Иглокожие.Многообразие иглокожих. | 1 | 15.03 | | Учебник, стр. 170-174, вопр., с.175.. Инд. зад. |
ТЕМА 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 час) |
50 | Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. | 1 | 20.03 | | Учебник, стр. 176-177. |
ТЕМА 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (2 часа) |
51 | Общая характеристика Позвоночных. Общая характеристика рыб. Лабораторная работа №18«Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни». | 1 | 22.03 | | Учебник, стр. 178-182. Инд. зад. |
52 | Многообразие видов. Экологическое и хозяйственное значение рыб. | 1 | 27.03 | | Учебник, стр. 183-187 |
ТЕМА 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 часа) |
53 | Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Лабораторная работа № 19 «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни». | 1 | 29.03 | | Учебник, стр. 189-195. Инд. зад. |
54 | Экологическая роль и многообразие земноводных. | 1 | 03.04 | | Учебник, стр. 195-198, вопр,, с. 198-199.. |
ТЕМА 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 часа) |
55 | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. | 1 | 05.04 | | Учебник, стр. 200-203, записи., вопр., с. 207. Инд. зад. |
56 | Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Лабораторная работа№ 20 «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи» | 1 | 17.04 | | Учебник, стр. 203-206. Вопр., с. 207. Инд. зад. |
ТЕМА 4.15. КЛАСС Птицы (4 часа) |
57 | Происхождение птиц. Особенности организации летающих птиц. Лабораторная работа №21 «Особенности внешнего строения птиц в связи с их образом жизни». | 1 | 19.04 | | Учебник, стр. 208-212. |
58 | Особенности организации летающих птиц. | 1 | 24.04 | | Учебник, стр. 21-2217. |
59 | Экологическая диффереренцировка летающих птиц. Бескилевые и плавающие птицы. | 1 | 26.04 | | Учебник, стр. 218-225. |
60 | Роль птиц в природе и жизни человека. | 1 | 03.05 | | С. 225, С. 226 – вопр. |
ТЕМА 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (4 часа) |
61 | Происхождение млекопитающих. | 1 | 08.05 | | Учебник, стр. 227-229. |
62 | Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Лабораторная работа № 22 «Изучение строения млекопитающих». | 1 | 10.05 | | Учебник, стр. 230-237. Инд. зад. |
63 | Основные отряды плацентарных млекопитающих. | 1 | 15.05 | | С 240-245. |
64 | Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Лабораторная работа № 23 «Распознавание животных своей местности, определение их и систематического положения и значения в жизни человека» | 1 | 17.05 | | Инд. задания, записи. |
РАЗДЕЛ 5. ВИРУСЫ (2 часа) |
65 | Общая характеристика вирусов. | 1 | 22.05 | | Учебник, стр. 250-252.Инд.зад.. |
66 | Вирусы – возбудители опасных заболеваний человека. | 1 | 24.05 | | Учебник, стр. 250-252 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1 час) |
67 | Особенности организации и многообразие живых организмов. | 1 | 29.05 | | Конспект |
68 | Резервное время | 1 | 31.05 | | |