
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, планируемыми результатами основного общего образования по биологии, разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом программ включенных в ее структуру, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
Рабочие программы. Биология. 5-9 классы. Учебно-методическое пособие, М.: Дрофа, 2013
В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, Н. И. Сонин «Биология: Общие закономерности» (Учебник для общеобразовательных учреждений), Москва «Дрофа» 2017 г.
Формы промежуточной и итоговой аттестации: промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ. Входной контроль в начале учебного года; текущий – в форме устного, фронтального опроса, зачета; рубежный контроль в конце первого полугодия; итоговый контроль– итоговый зачет.
В программе предусмотрены 8 лабораторных работ.
Таблица распределения количества часов
Темы, разделы | Примерная или авторская программа | Рабочая программа |
Введение | 1 | 1 |
Раздел 1. Структурная организация живых организмов | 10 | 10 |
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов | 5 | 5 |
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов | 20 | 20 |
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле | 21 | 21 |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. | 5 | 5 |
Резервное время | 8 | 4 |
Итого | 70 | 66 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч)
Место курса в системе естественно-научных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.
Раздел 1. Структурная организация живых организмов (10 ч)
Тема 1.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2 ч)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества. Вода; ее химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры — белки; их структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы, их строение и биологическая роль. Жиры — основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК— молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, ее структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация
Объемные модели структурной организации биологических полимеров — белков и нуклеиновых кислот, их сравнение с моделями искусственных полимеров (например,
поливинилхлоридом).
Тема 1.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3 ч)
Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 1.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (5 ч)
Прокариотические клетки: форма и размеры. Цитоплазма бактериальной клетки. Организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения и их роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза,
редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом. Биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
Демонстрация
Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопов. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Фигуры митотического деления в клетках корешка лука под микроскопом и на схеме. Материалы, рассказывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах*.
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч)
Тема 2.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток,
осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация
Плакаты, иллюстрирующие способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур. Микропрепараты яйцеклеток. Фотографии, отражающие разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 2.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (3 ч)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша— гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Рост определенный и неопределенный.
Демонстрация
Таблицы, иллюстрирующие процесс метаморфоза у беспозвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых насекомых) и позвоночных (амфибий).
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 ч)
Тема 3.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (10 ч)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие генов в определении признаков.
Демонстрация
Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторные и практические работы
Решение генетических задач и составление родословных.
Тема 3.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 ч)
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Демонстрация
Примеры модификационной изменчивости.
Лабораторные и практические работы
Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся).
Тема 3.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 ч)
Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Демонстрация
Сравнительный анализ пород домашних животных, сортов культурных растений и их диких предков. Коллекции и препараты сортов культурных растений, отличающихся наибольшей плодовитостью.
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (21 ч)
Тема 4.1.МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА, УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч)
Уровни организации жизни: молекулярно-генетический, клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Тема 4.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 ч)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.
Демонстрация
Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж. Б. Ламарка.
Тема 4.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 ч)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид— элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация
Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 4.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ (2 ч)
Биологический прогресс и биологический регресс. Приспособительные особенности строения. Покровительственная окраска покровов тела: скрывающая окраска (однотонная, двутоновая, расчленяющая и др.); предостерегающая окраска. Мимикрия. Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Относительность приспособленности.
Демонстрация
Иллюстрации, демонстрирующие строение тела животных и растительных организмов, обеспечивающие выживание в типичных для них условиях существования. Примеры различных видов покровительственной окраски у животных.
Лабораторные и практические работы
Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных.
Тема 4.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ ( 2 ч)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция— элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие процесс географического видообразования. Живые растения и животные, гербарии и коллекции, показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений*.
Тема 4.6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ч)
Главные направления эволюционного процесса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. Правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация
Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе. Схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции. Материалы, характеризующие представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 4.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ч)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биоогический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация
Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 4.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ч)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация
Репродукции картин З. Буриана, отражающих фауну и флору различных эр и периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних
породах. Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 ч)
Тема 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3 ч)
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу. Биокосное и косное
вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты,
консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения— нейтрализм.
Демонстрация
Схемы, иллюстрирующие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы.
Схемы круговорота веществ в природе. Карты, отражающие геологическую историю материков, распространенность основных биомов суши. Диафильмы и кинофильмы «Биосфера». Примеры симбиоза между представителями различных царств живой природы.
Лабораторные и практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)*.
Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме*.
Тема 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ч)
Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Демонстрация
Карты заповедных территорий нашей страны.
Лабораторные и практические работы
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах*.
Резервное время— 4 ч
.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
личностные результаты:
знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
реализация установок здорового образа жизни;
сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты : умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
умение организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты :
В познавательной (интеллектуальной) сфере:
выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных разных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ № пп/п | Тема урока | Кол-во часов по теме | Дата проведения | Примечания |
По плану | По факту |
Введение (1 ч) |
-
| Место курса в системе естественно-научных дисциплин, а также в биологических науках. | 1 | 04.09 | | |
Раздел 1. Структурная организация живых организмов (10 ч) |
Тема 1.1. ХИМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КЛЕТКИ (2 ч) |
-
| Элементный состав клетки. Неорганические молекулы живого вещества: вода, соли. | 1 | 06.09 | | |
-
| Органические молекулы живого вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. | 1 | 11.09 | | |
Тема 1.2. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ЭНЕРГИИ В КЛЕТКЕ (3 ч) |
-
| Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. | 1 | 13.09 | | |
-
| Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. | 1 | 18.09 | | |
-
| Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. | 1 | 20.09 | | |
Тема 1.3. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ КЛЕТОК (5 ч) |
-
| Прокариотические клетки. | 1 | 25.09 | | |
-
| Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. | 1 | 27.09 | | |
-
| Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Лабораторная работа №1 «Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах» | 1 | 02.10 | | |
-
| Деление клеток. Митоз. | 1 | 04.10 | | |
-
| Клеточная теория строения организмов. | 1 | | | |
Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 ч) |
Тема 2.1. РАЗМНОЖЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (2 ч) |
-
| Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. | 1 | 09.10 | | |
-
| Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, Мейоз. | 1 | 11.10 | | |
Тема 2.2. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (ОНТОГЕНЕЗ) (3 ч) |
-
| Эмбриональный период развития, стадии. | 1 | 16.10 | | |
-
| Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. | 1 | | | |
-
| Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Рост определенный и неопределенный. | 1 | 18.10 | | |
Раздел 3. Наследственность и изменчивость организмов (20 ч) |
Тема 3.1. ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (10 ч) |
-
| Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. | 1 | 23.10 | | |
-
| Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. | 1 | 25.10 | | |
-
| Моногибридное и полигибридное скрещивание. Законы Менделя. | 1 | 30.10 | | |
-
| Независимое и сцепленное наследование. | 1 | 01.11 | | |
-
| Независимое и сцепленное наследование. Генетическое определение пола. | 1 | 06.11 | | |
-
| Генотип как целостная система. Взаимодействие генов в определении признаков. | 1 | 08.11 | | |
-
| Лабораторная работа №2 «Решение генетических задач» | 1 | 13.11 | | |
-
| Решение генетических задач. | 1 | 15.11 | | |
-
| Решение генетических задач. | 1 | 27.11 | | |
-
| Лабораторная работа № 3 «Составление родословных» | 1 | 29.11 | | |
Тема 3.2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ (6 ч) |
-
| Основные формы изменчивости. | 1 | 04.12 | | |
-
| Генотипическая изменчивость. Мутации. | 1 | 06.12 | | |
-
| Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. | 1 | 11.12 | | |
-
| Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. | 1 | 13.12 | | |
-
| Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. | 1 | 18.12 | | |
-
| Лабораторная работа №4: «Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся)» | 1 | 20.12 | | |
Тема 3.3. СЕЛЕКЦИЯ РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ И МИКРООРГАНИЗМОВ (4 ч) |
-
| Центры происхождения и многообразия культурных растений. | 1 | 25.12 | | |
-
| Сорт, порода, штамм. | 1 | 27.12 | | |
-
| Методы селекции растений и животных. | 1 | 10.01 | | |
-
| Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции. | 1 | 15.01 | | |
Раздел 4. Эволюция живого мира на Земле (21 ч) |
Тема 4.1.МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА, УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 ч) |
-
| Уровни организации жизни. Свойства живых систем. | 1 | 17.01 | | |
-
| Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. | 1 | 22.01 | | |
Тема 4.2. РАЗВИТИЕ БИОЛОГИИ В ДОДАРВИНОВСКИЙ ПЕРИОД (2 ч) |
-
| Развитие биологии в додарвиновский период. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. | 1 | 24.01 | | |
-
| Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. | 1 | 29.01 | | |
Тема 4.3. ТЕОРИЯ Ч. ДАРВИНА О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВИДОВ ПУТЕМ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА (5 ч) |
-
| Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 | 31.01 | | |
-
| Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | 05.02 | | |
-
| Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | 07.02 | | |
-
| Вид— элементарная эволюционная единица. | 1 | 12.02 | | |
-
| Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | 14.02 | | |
Тема 4.4. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ОРГАНИЗМОВ К УСЛОВИЯМ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ (2 ч) |
-
| Биологический прогресс и биологический регресс. Приспособительные особенности строения | 1 | 19.02 | | |
-
| Приспособительное поведение животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Лабораторная работа №5 «Обсуждение на моделях роли приспособительного поведения животных» | 1 | 21.02 | | |
Тема 4.5. МИКРОЭВОЛЮЦИЯ ( 2 ч) |
-
| Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Лабораторная работа №6 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | 1 | 26.02 | | |
-
| Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция— элементарная эволюционная единица. Лабораторная работа №7 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» | 1 | 28.02 | | |
Тема 4.6. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ АДАПТАЦИИ. МАКРОЭВОЛЮЦИЯ (3 ч) |
-
| Главные направления эволюционного процесса. Ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация. | 1 | 05.03 | | |
-
| Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм. | 1 | 07.03 | | |
-
| Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. | 1 | 12.03 | | |
Тема 4.7. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (2 ч) |
-
| Органический мир как результат эволюции. Возникновение жизни на Земле. | 1 | 14.03 | | |
-
| Развитие жизни на Земле. | 1 | 19.03 | | |
Тема 4.8. РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (3 ч) |
-
| Развитие жизни на Земле. Архейская, протерозойская, палеозойская эры. | 1 | 21.03 | | |
-
| Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. | 1 | 26.03 | | |
-
| Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии эволюции человека. | 1 | 28.03 | | |
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (5 ч) |
Тема 5.1. БИОСФЕРА, ЕЕ СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ (3 ч) |
-
| Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы. | 1 | | | |
-
| Факторы среды: абиотические, биотические. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды. | | | | |
-
| Формы взаимоотношений между организмами. | 1 | | | |
Тема 5.2. БИОСФЕРА И ЧЕЛОВЕК (2 ч) |
-
| Природные ресурсы и их использование. | 1 | | | |
-
| Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.Лабораторная работа №8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» | 1 | | | |
63-66 | Резервное время | 4 | | | |
3