Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Уфимский топливно-энергетический колледж
ОДОБРЕНО методической цикловой комиссией Председатель МЦК ________Биктимерова И.М. « » 2016г. | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УР __________ Пономарева Л.Ф. « 1 » сентября 2016г. |
.
Рабочая ПРОГРАММа ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Прикладная физика
Специальность: 21.02.02
Бурение нефтяных и газовых скважин
Базовая подготовка
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Прикладная физика» для специальности среднего профессионального образования технического профиля: 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин – базовая подготовка, входящей в состав укрупненной группы специальностей 21.00.00 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ.
Организация-разработчик: ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
Разработчик:
Хакимова А.Ш., преподаватель ГАПОУ Уфимский топливно-энергетический колледж
Содержание программы реализуется в процессе освоения обучающимися общеобразовательного цикла ППССЗ СПО с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования специальности 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Физика», рекомендованных ФГАУ «ФИРО» (протокол № 3 от 21 июля 2015г.).
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ РаБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 8 |
- условия реализации учебной дисциплины
| 13 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
| 15 |
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Прикладная физика
Область применения программы:
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин – базовая подготовка, входящей в состав укрупненной группы специальностей 21.00.00 ПРИКЛАДНАЯ ГЕОЛОГИЯ, ГОРНОЕ ДЕЛО, НЕФТЕГАЗОВОЕ ДЕЛО И ГЕОДЕЗИЯ.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина является дополнительной общеобразовательной дисциплиной. Учебная дисциплина относится к обязательной предметной области "Естественные науки".
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основные цели:
1) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
2) сформированность умения решать физические задачи;
3) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
4) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
Основные задачи:
- формирование знаний основ науки – важнейших фактов, понятий, законов и теорий, имеющих не только важное общеобразовательное, мировоззренческое, но и прикладное значение;
- развитие интереса к физике как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование диалектико-материалистического понимания окружающего мира;
- формирование более сложных видов деятельности, в том числе творческой, предусмотрено выполнением самостоятельных работ, при этом обучающиеся учатся объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры использования полученных знаний в профессиональной деятельности, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации, а также готовятся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- понятие физической величины, системы единиц СИ, применение физических экспериментов для подтверждения теории;
- законы движения, законы Ньютона, законы сохранения импульса и энергии, закон механических колебаний;
- основные положения МКТ, объединенный газовый закон, изопроцессы в газах, агрегатные состояния вещества, насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха, свойства жидкостей и твердых тел. Законы термодинамики. Принципы работы тепловых двигателей. Опасность загрязнения окружающей среды;
- понятия электрических зарядов, электрического и магнитного полей, закон Кулона, методы электростатической защиты, понятие тока, закон Ома, понятие потенциала и напряжения, основы техники безопасности при работе с электроприборами, устройство и принцип работы электрических приборов. Законы геометрической оптики, законы освещенности, оптическая система глаза, законы геометрической, волновой и квантовой оптики;
- законы фотоэффекта, постулаты Бора, модель атома Резерфорда. Методы регистрации элементарных частиц;
- этапы эволюции Вселенной и солнечной системы, теория большого взрыва.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний, оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты (броуновского движение, диффузия), выдвигать гипотезы и строить модели (модель идеального газа), применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ (измерение влажности воздуха, поверхностного натяжения жидкости, рост кристаллов); знать и уметь объяснять механические явления в природе (водяной обмен в природе, принципы отопления помещений, теплообмен и тепло затраты); оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- выполнять эксперименты (сбор электрических цепей, изучение явление электромагнитной индукции, дифракция и интерференция в тонких линзах),
выдвигать гипотезы и строить модели (модель электронного газа, модель ЭМВ, построение изображений в зеркалах и линзах, расчет параметров освещенности), применять полученные знания для объяснения разнообразных электромагнитных явлений и свойств веществ; знать и уметь объяснять электромагнитные явления в природе; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- применять модели физических явлений для объяснения физических свойств веществ и процессов, оценивать достоверность естественнонаучной информации;
- применять полученные знания для объяснения разнообразных физ. явлений, оценивать достоверность естественнонаучной информации.
Требования к результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины
1. Личностные:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
2. Метапредметные:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
3. Предметные результаты:
1) сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
4) сформированность умения решать физические задачи;
5) сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
6) сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 61 час, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 45 часов;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Прикладная физика
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 61 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 45 |
в том числе: | |
лекции | 9 |
практические занятия | 34 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
в том числе: | |
работа с учебной и справочной литературой | 1 |
выполнение реферата | 1 |
создание презентаций | 2 |
решение вариативных задач | 3 |
решение задач ЕГЭ части С | 4 |
составление и решение задач прикладного и практического содержания | 5 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Прикладная физика»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Введение. | | | |
| Практикум решения задач как основа закрепления полученных теоретических знаний. Алгоритмизация решения типовых задач. | 1 | |
Раздел 1. | Механика | 10 | |
Тема 1.1. Законы Ньютона. | | 1 | 1, 2 |
1.2.Законы сохранения в механике. 1.3. Механические колебания и волны. | Особенности использования законов механики при решении задач прикладного и практического содержания. |
Практическое занятие №1. Решение задач по теме 1.1. Законы Ньютона. | 2 | |
Практическое занятие №2. Решение задач по теме 1.2. Законы сохранения в механике. | 2 |
Практическое занятие №3. Решение задач по теме 1.3. Механические колебания и волны. | 2 |
|
| Самостоятельные работы | |
Работа с учебной и справочной литературой. | 1 |
Решение вариативных задач по теме «Законы сохранения в механике». | 1 |
Составление и решение задач раздела «Механика» прикладного и практического содержания. | 1 |
Раздел 2. | | 7 | |
Молекулярная физика и термодинамика |
Тема 1.1. Основы молекулярно-кинетической теории. 2.2. Основы термодинамики. 2.3. Принцип действия тепловых двигателей. | Области применения основных положений молекулярной физики и термодинамики в решении задач профессиональной направленности. | 1 | 1, 2 |
Практическое занятие №4. Решение задач по теме 2.1. Основы молекулярно-кинетической теории. | 2 | |
Практическое занятие №5. Решение задач по темам 2.2. и 2.3. Основы термодинамики. Принцип действия тепловых двигателей. | 2 |
Самостоятельные работы | |
Создание презентации по теме «Принципы работы аппаратов очистки и улавливания газовых выбросов». | 1 |
Решение вариативных задач по теме «Коэффициент полезного действия тепловых двигателей». | 1 |
Раздел 3. | Электродинамика | 34 |
Тема 3.1. Электрическое поле. 3.2.Электростатика. 3.3. Постоянный электрический ток. | Границы применимости закона Кулона. Использование знаний об электрическом поле, его характеристиках, силе тока, напряжении, электрическом сопротивлении, ЭДС источника тока при изучении законов Ома для участка и полной цепи. | 2 | 1, 2 |
Практическое занятие №6. Решение задач по теме 3.1. Электрическое поле. | 2 | |
Практическое занятие №7. Решение задач по теме 3.2. Электростатика. | 2 |
Практическое занятие №8. Решение задач по теме 3.3. Постоянный электрический ток. | 2 |
Самостоятельные работы | |
Решение задач ЕГЭ части С по теме «Электродинамика» | 2 |
Составление и решение задач раздела «Электродинамика» прикладного и практического содержания. | 1 |
Контрольная работа по теме «Механика. Молекулярная физика и термодинамика. Электродинамика» | 1 |
Тема 3.4 Магнитное поле. 3.5. Явление электромагнитной индукции. 3.6. Переменный ток. 3.7. Электромагнитное поле. 3.8. Электромагнитные волны. | Значение магнитного поля и его характеристик при исследовании силы Лоренца, явления электромагнитной индукции, правила Ленца. Колебательный контур. Представление о переменном токе как о вынужденных электромагнитных колебаниях. Физический смысл активного и реактивного сопротивлений в цепях переменного тока. Роль трансформатора в производстве и передаче электроэнергии. Изучение проблем энергосбережения. | 2 | 1, 2 |
Практическое занятие №9. Решение задач по теме 3.4. Магнитное поле. | 2 | |
Практическое занятие №10. Решение задач по теме 3.5. Явление электромагнитной индукции. | 2 |
Практическое занятие №11. Решение задач по теме 3.6. Переменный ток (расчет сопротивлений). | 2 |
Практическое занятие №12. Решение задач по теме 3.6. Переменный ток (расчет мощностей). | 2 |
Практическое занятие №13. Решение задач по теме 3.7. Электромагнитное поле. | 2 |
Практическое занятие №14. Решение задач по теме 3.8. Электромагнитные волны. | 2 |
Практическое занятие №15. Решение задач по теме 3.8. Электромагнитные волны (расчет длины световой волны) | 2 |
Самостоятельная работа | |
Выполнение реферата «Переменный ток» | 1 |
Решение вариативных задач по теме «Переменный ток» | 1 |
Создание презентации по теме «Производство и передача электроэнергии» | 1 |
Решение задач ЕГЭ части С по теме «Переменный ток» | 2 |
Составление и решение задач темы «Магнитное поле» прикладного и практического содержания. | 1 |
Раздел 4. | Строение атома и квантовая физика | 9 | |
|
Тема 4. 1. Кванты 4.2. Строение атома и атомного ядра. | Условия применимости квантовой, атомной и ядерной физики при решении задач профессиональной направленности. | 2 | 1, 2 |
Практическое занятие №16. Решение задач по теме 4.1. Кванты. | 2 | |
Практическое занятие №17. Решение задач по теме 4.2. Строение атома и атомного ядра. | 2 |
Самостоятельная работа | |
Составление и решение задач раздела «Строение атома и квантовая физика» прикладного и практического содержания. | 2 |
Контрольная работа по теме «Электромагнетизм. Строение атома и квантовая физика» | 1 |
Всего: | 61 |
3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физики».
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя, оборудованное компьютерной техникой
- посадочные места по количеству обучающихся
- методические указания по выполнению практических работ
- электронные учебники
- комплект учебных таблиц и плакатов
- наглядные пособия
- контрольно-измерительные материалы;
- лицензированная операционная система Windows
- лицензированный Office
- лицензированная антивирусная программа.
Технические средства обучения:
- компьютер
- принтер
- проектор
- калькуляторы
- экран.
3.2. Интерактивные методы обучения Методы активизации:
- методы ИКТ
- работы в команде
- Case-study
- деловые игры
- проблемное обучение
- контекстное обучение
- обучение на основе опыта
- индивидуальное обучение
- междисциплинарное обучение
- опережающая самостоятельная работа.
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Е.И. Дмитриева, Л.Д. Иевлева, Л.С. Костюченко Физика в примерах и задачах. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012.- 512 с.
В.Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач. М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 256 с.
Дополнительные источники:
В.Ф. Дмитриева Физика: учебник для студентов образовательных учреждений сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 464 с.
2. И.С. Козлова, Ю.В. Щербакова Физика: учебное пособие для средних учебных заведений, Д: Феникс, 2012.- 409 с.
Интернет-ресурсы:
Сайт Федерального института развития образования (ФИРО) (электронные ресурсы), режим доступа: http://firo.ru/
Сайт учебно-методического центра профессионального образования (электронные ресурсы), режим доступа: http://www.umcpo.ru/
Всероссийский портал открытого образования (электронные ресурсы), режим доступа: http://www.open-edu.ru/
Физика.ru (электронные ресурсы), режим доступа: http://www.fizika.ru/
Занимательная физика в вопросах и ответах (электронные ресурсы), режим доступа: http://elkin52.narod.ru/
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ, практического использования физических знаний, оценивать достоверность естественнонаучной информации | - оценка результатов физического диктанта - оценка выступления обучающегося на занятиях - оценка результатов фронтального опроса - оценка результатов защиты реферата - оценка результатов тестирования. - проверка умения индивидуально работать с электронным учебником - проверка умения самостоятельно работать с учебной и справочной литературой |
проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты (броуновского движение, диффузия), выдвигать гипотезы и строить модели (модель идеального газа), применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ (измерение влажности воздуха, поверхностного натяжения жидкости, рост кристаллов); знать и уметь объяснять механические явления в природе (водяной обмен в природе, принципы отопления помещений, теплообмен и тепло затраты); оценивать достоверность естественнонаучной информации. | - проверка умения индивидуально работать с электронным учебником - оценка результатов письменной практической работы - оценка защиты реферата - оценка результатов тестирования - оценка умения составлять и решать качественные задачи |
выполнять эксперименты (сбор электрических цепей, изучение явление электромагнитной индукции, дифракция и интерференция в тонких линзах), выдвигать гипотезы и строить модели (модель электронного газа, модель ЭМВ, построение изображений в зеркалах и линзах, расчет параметров освещенности), применять полученные знания для объяснения разнообразных электромагнитных явлений и свойств веществ; знать и уметь объяснять электромагнитные явления в природе; оценивать достоверность естественнонаучной информации. | - оценка результатов и вывода лабораторной работы - оценка защиты реферата - оценка подготовки доклада - оценка умения составлять и решать задачи прикладного и практического содержания |
применять модели физических явлений для объяснения физических свойств веществ и процессов, оценивать достоверность естественнонаучной информации. | - оценка результатов физического диктанта - оценка работы на практических занятиях - оценка результатов фронтального опроса - оценка результатов защиты реферата. |
применять полученные знания для объяснения разнообразных физических явлений, оценивать достоверность естественнонаучной информации | - оценка защиты реферата - оценка подготовки доклада - проверка умения самостоятельно работать с учебной и справочной литературой - оценка умения писать опорный конспект |
Знания: | |
понятие физической величины, системы единиц СИ, применение физических экспериментов для подтверждения теории | - оценка результатов фронтального опроса - оценка результатов устного зачета - оценка результатов письменного зачета - оценка подготовки презентации, - оценка защиты реферата |
законы движения, законы Ньютона, законы сохранения импульса и энергии, закон механических колебаний | - оценка самостоятельной работы с учебной и справочной литературой - оценка результатов тестирования - оценка умения решать вариативные задачи |
основные положения МКТ, объединенный газовый закон, изопроцессы в газах, агрегатные состояния вещества, насыщенные и ненасыщенные пары, влажность воздуха, свойства жидкостей и твердых тел.Законы термодинамики. Принципы работы тепловых двигателей. Опасность загрязнения окружающей среды | - оценка результатов фронтального опроса - оценка результатов устного зачета - оценка результатов письменного зачета - оценка подготовки презентации - оценка защиты реферата - оценка защиты индивидуального проекта |
понятия электрических зарядов, электрического и магнитного полей, закон Кулона, методы электростатической защиты, понятие тока, закон Ома, понятие потенциала и напряжения, основы техники безопасности при работе с электроприборами, устройство и принцип работы электрических приборов. Законы геометрической оптики, законы освещенности, оптическая система глаза, законы геометрической, волновой и квантовой оптики. | - оценка умения писать опорный конспект - оценка подготовки презентации - оценка защиты реферата - оценка самостоятельной работы с учебной и справочной литературой - оценка защиты индивидуального проекта |
законы фотоэффекта, постулаты Бора, модель атома Резерфорда. Методы регистрации элементарных частиц | - оценка умения писать опорный конспект - оценка подготовки презентации - оценка защиты реферата |
этапы эволюции Вселенной и солнечной системы, теория большого взрыва | - оценка умения писать опорный конспект - оценка подготовки презентации - оценка защиты реферата |
8