Ростовская область, Верхнедонской район, х. Поповка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА ПОПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор МБОУ Поповской ООШ
Приказ от ________ №__
__________________Д. И. Бирюлин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_________ДОНОВЕДЕНИЕ___
(наименование учебного предмета (курса)
Уровень общего образования( класс)
__начальное общее образование _ 4класс________
(уровень образования, класс)
_________________________2016-2017 уч.год_________________________
(срок реализации программы учебный год или период)
Количество часов общее: 34, в неделю 1
Учитель :___Серова Надежда Васильевна
Программа разработана на основе примерной программы
начального общего образования и авторской программыканд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко.В. « Доноведение»
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;
курс «Доноведение», составителиканд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина,О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко.В, под редакцией И.А.Петровой, М.., АСТ «Астрель» 2011 г
Устав школы, утвержденный Постановлением Администрации Верхнедонского района от 31.12.2014 года №1423;
Основная образовательная программа МБОУ Поповской ООШ;
Учебный план МБОУ Поповской ООШ на 20 15 – 2016 учебный год;
Годовой учебный календарный график МБОУ Поповской ООШ на 2016-2017 учебный год.
Цели:
- формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
Задачи:
Образовательные:
1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.
Воспитательные:
1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.
2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.
Развивающие:
1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.
2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.
Планируемые результаты освоения предмета
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:
иметь представления:
знать:
объекты неживой и живой природы Ростовской области;
особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
государственную символику Ростовской области, своего района;
важнейшие события в истории родного края;
народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
родственные связи в семье;
правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
описывать наиболее важные события истории родного края;
рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
могут научиться:
1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
2. регулятивным универсальным учебным действиям,обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям,обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
Содержание тем учебного предмета
№ п/п | Название крупных темы, разделов, модулей курса | Характеристика основных содержательных линий, тем. | Кол-во часов | Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий, направлений проектной деятельности обучающихся | Перечень контрольных работ, зачетов. |
1 | Я и окружающий мир | Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района. Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции. | 3 часа | Проект « Моя семья» | |
2 | Человек и природа | Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае. Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране. Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений. Развитие промышленности в Ростовской области. Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе. Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды. | 8 часа | Экскурсия в природу | |
3 | Яркие страницы истории земли Донской | Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин. Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле. Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов. | 20 часов | | |
4 | Жизнь на Дону | . Обычаи, летние обряды и праздники на Дону. | 3часа | | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока |
1 четверть |
|
1. | 07.09.16 | Донской край – мой край! |
2-3 | 14.09.16 21.09.16 | Что ты знаешь о роде своём? |
4 | 28.09.16 | На казачьем Кругу |
5 | 05.10.16 | Донской казак хват, силой, удалью богат |
6 | 12.10.16 | Ермак Могучий. |
7 | 19.10.16 | Степан Разин. |
8 | 26.10.16 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. |
2 четверть |
9 | 09.11.16 | Таганрог – первый порт России |
10 | 16.11.16 | Крепость Димитрия Ростовского |
11 | 23.11.16 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания |
12 | 30.11.16 | Вместе с Суворовым |
13 | 07.12.16 | Платов Матвей Иванович |
14 | 14.12.16 | Новочеркасск - столица казачьего Дона |
15 | 21.12.16 | Бакланов Яков Петрович |
| |
16 | 28.12.16 | За землю и за волю |
| | 3 четверть |
17 | 11.01.17 | Дон в годы строительства новой жизни |
18 | 18.01.17 | Дон в годы Великой Отечественной войны. |
19 | 25.01.17 | День освобождения родного города (села, станицы) |
20-21 | 01.02.17 08.02.15 | Мирное время на Донской земле. |
22 | 15.02.17 | Волгодонск – город молодости |
|
23 | 22.02.17 | Дом, в котором мы живём |
24 | 01.03.17 | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. |
25 | 15.03.17 | Экологические проблемы воды в родном крае. |
26 | 22.03.17 | Экологические проблемы почв родного края |
| | 4 четверть |
27 | 05.04.17 | Охрана полезных ископаемых родного края. |
28 | 12.04.17 | Экологическое равновесие в природе |
29-30 | 19.04.17 26.04.17 | Охранять природу – значит охранять Родину |
31 | 03.05.17 | Троица |
32 | 10.05.17 | Ивана Купала. Спасы. |
33 | 17.05.17 | Повторение изученного |
34 | 24.05.17 | Обобщающий урок |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического объединения МБОУ Поповской ООШ от _________№ Председатель ШМО __________Долгова Т.Н. 29.08.2016 | | СОГЛАСОВАНО Директор школы _________Д.И.Бирюлин 29.08.2016 |