СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Доноведению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по доноведению составлена с целью формирования у детей младшего школьного возраста целостного представления о Донском крае.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Доноведению»

Ростовская область, Верхнедонской район, х. Поповка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА ПОПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор МБОУ Поповской ООШ

Приказ от ________ №__

__________________Д. И. Бирюлин


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

_________ДОНОВЕДЕНИЕ___

(наименование учебного предмета (курса)

Уровень общего образования( класс)

__начальное общее образование _ 4класс________

(уровень образования, класс)

_________________________2016-2017 уч.год_________________________

(срок реализации программы учебный год или период)

Количество часов общее: 34, в неделю 1

Учитель :___Серова Надежда Васильевна

Программа разработана на основе примерной программы

начального общего образования и авторской программыканд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко.В. « Доноведение»



Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 4 класса составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

  • Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г. № 373;

  • курс «Доноведение», составителиканд.пед.наук Е .Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина,О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко.В, под редакцией И.А.Петровой, М.., АСТ «Астрель» 2011 г

  • Устав школы, утвержденный Постановлением Администрации Верхнедонского района от 31.12.2014 года №1423;

  • Основная образовательная программа МБОУ Поповской ООШ;

  • Учебный план МБОУ Поповской ООШ на 20 15 – 2016 учебный год;

  • Годовой учебный календарный график МБОУ Поповской ООШ на 2016-2017 учебный год.

Цели:

- формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.

Задачи:

Образовательные:

1. Пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;

2. Формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края.

Воспитательные:

1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.

2. Воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.

Развивающие:

1. Развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.

2.Формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края.


Планируемые результаты освоения предмета


В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны:

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;

  • о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;

  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;

  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;

  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;

  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;

  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;

  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;

  • государственную символику Ростовской области, своего района;

  • важнейшие события в истории родного края;

  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);

  • родственные связи в семье;

  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);

  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);

  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;

  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);

  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);

  • описывать наиболее важные события истории родного края;

  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);

  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;

  • приводить примеры профессий людейсельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

могут научиться:

1. личностным универсальным учебным действиям,обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям,обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

- оценивать собственные знания и умения;

- доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов;в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;

  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;

  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям,обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями



Содержание тем учебного предмета




п/п



Название крупных темы, разделов, модулей курса


Характеристика основных

содержательных линий, тем.


Кол-во часов

Перечень лабораторных, практических работ, экскурсий, направлений проектной деятельности обучающихся

Перечень контрольных работ, зачетов.

1

Я и окружающий мир



Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.



3 часа

Проект « Моя семья»


2


Человек и природа

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области.

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.



8 часа




Экскурсия в природу


3

Яркие страницы истории земли Донской



Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.

Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.



20 часов



4

Жизнь на Дону

.

Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.



3часа







Календарно-тематическое планирование




п/п

Дата

Тема урока



1 четверть


1.

07.09.16

Донской край – мой край!

2-3

14.09.16

21.09.16

Что ты знаешь о роде своём?

4

28.09.16

На казачьем Кругу

5

05.10.16

Донской казак хват, силой, удалью богат

6

12.10.16

Ермак Могучий.

7

19.10.16

Степан Разин.

8

26.10.16

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

2 четверть

9

09.11.16

Таганрог – первый порт России

10

16.11.16

Крепость Димитрия Ростовского

11

23.11.16

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

12

30.11.16

Вместе с Суворовым

13

07.12.16

Платов Матвей Иванович

14

14.12.16

Новочеркасск - столица казачьего Дона

15

21.12.16

Бакланов Яков Петрович



16

28.12.16

За землю и за волю



3 четверть

17

11.01.17

Дон в годы строительства новой жизни

18

18.01.17

Дон в годы Великой Отечественной войны.

19

25.01.17

День освобождения родного города (села, станицы)

20-21

01.02.17

08.02.15

Мирное время на Донской земле.

22

15.02.17

Волгодонск – город молодости


23

22.02.17

Дом, в котором мы живём

24

01.03.17

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

25

15.03.17

Экологические проблемы воды в родном крае.

26

22.03.17

Экологические проблемы почв родного края



4 четверть

27

05.04.17

Охрана полезных ископаемых родного края.

28

12.04.17

Экологическое равновесие в природе

29-30

19.04.17

26.04.17

Охранять природу – значит охранять Родину

31

03.05.17

Троица

32

10.05.17

Ивана Купала. Спасы.

33

17.05.17

Повторение изученного

34

24.05.17

Обобщающий урок











СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического объединения

МБОУ Поповской ООШ

от _________№

Председатель ШМО

__________Долгова Т.Н.

29.08.2016


СОГЛАСОВАНО

Директор школы

_________Д.И.Бирюлин

29.08.2016