Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
имени героя России Евгения Сизоненко
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Зам. директора по УВР Директор школы
_______ Г.В.Романенко _________Л.В.Симакина
от «__» _____ 2013г. «___»_________ 2013г. «___»__________ 2013 г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному воспитанию
Учебный год:______________
Класс____________________
Учитель__________________________
г.Лиски
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана для 3 класса и направлена на повышение статуса духовно-нравственных ценностей у учащихся. Предлагаемая программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в начальных классах, может содействовать качественной организации педагогических и воспитательных подходов к его осуществлению в интересах создания благоприятных условий для индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в следующем:
Изменилось отношение между государством и личностью. Принцип демократического государства «разрешено все, что не запрещено», основан на вере в правовую культуру и правовую грамотность населения. К сожалению, сознание большинства граждан России отторгает эти качества.
Социологические исследования дают поразительные результаты: в правовом сознании молодежи преобладают правовой нигилизм и цинизм, сопровождающийся ростом правонарушений, разрушением материальных и духовных основ общества.
Нравственно – правовой уровень граждан России, как и народов других стран, должен способствовать, как никогда ранее, выживанию человечества на основе безусловного признания прав человека.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием (уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие ит. д.).
Поэтому решение задач по формированию духовно-нравственной культуры и правового образования детей следует начинать немедленно, учитывая опыт отечественных и зарубежных коллег, отвечающих за разработку научно – обоснованных программ, учебников нового поколения и новых методик.
Цели
Целью духовно - нравственного развития и воспитания, обучающихся на ступени начального общего образования является социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
формирование отношения к семье как основе российского общества;
формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;
воспитание ценностного отношения к русскому языку и его культуре;
формирование патриотизма и гражданской солидарности;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
В основу программы положены следующие воспитательные методы:
- вовлечение в общественную деятельность
- сотрудничество
- доверие
- открытый диалог
- свобода выбора
- увлечение
- коллективный анализ и оценка
- контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения
- личный пример
В рамках программы предполагается сотрудничество со следующими структурами:
- семья
- Лискинский «ЦРТДЮ»
- Районная Детская библиотека
- Собор Владимирской божьей матери
Программа ориентирована на творческую и познавательную деятельность детей. Помимо этого, в ней представлены все стороны человеческой культуры, воспитание личности ребёнка опирается на высшие достижения культуры. Содержание программы соответствует интересам, потребностям и возможностям возрастного и индивидуального развития воспитанников, ориентировано на региональные особенности. В целом, содержание программы обеспечивает воспитание порядочного человека, не способного к аморальному образу жизни, живущего достойно и счастливо.
Принципы.
В основе программы духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и организуемого в соответствии с ней уклада школьной жизни лежат следующие принципы.
Принцип ориентации на идеал. Воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности.. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы направлена на достижение национального воспитательного идеала.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор среди огромного количества ценностей (общечеловеческих, религиозных, этнических, общественных, корпоративных) происходит на основе национального воспитательного идеала, который, в свою очередь, раскрывается в этой системе ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. В примерах, демонстрирующих устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируется, наполняется конкретным жизненным содержанием национальный воспитательный идеал. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально-привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется и на основе базовых национальных ценностей. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? милосердие? закон? честь? И т. д. Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла.
Основные направления и содержание работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся 3 класса
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся опирается на основании базовых национальных ценностей в логике реализации следующих направлений:
Направление 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи:
1.Дать элементарные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; дать начальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов
2.Прививать любовь к образовательному учреждению, городу, народу, России.
Ценности:
Поликультурный мир, свобода личная и национальная.
Формы работы:
• Беседы• Экскурсии• Чтение книг• Праздники
• Просмотр кинофильмов (в том числе учебных)• Встречи
• Создание проектов Интеллектуальные сражения (игры, викторины).
• Участие в детских исследовательских конкурсах.
Направление 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи:
1.Дать представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, реклам.
2.Способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержки.
Ценности:
Жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к родителям.
Формы работы:
• Беседы • Экскурсии• Праздники• Игровые программы,
• Просмотр учебных фильмов• Встречи• Создание проектов , Ролевые игры
• Участие в благотворительности, в акциях милосердия
Направление 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Задачи:
1.Дать первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
2.Формировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
3.Воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников.
Ценности:
Творчество и созидание; уважение к труду, бережливость и трудолюбие.
Формы работы:
• Беседы• Экскурсии• Ярмарки, выставки• Конкурсы
• Сюжетно-ролевые игры• Предметные олимпиады, декады.
• Конкурсы, викторины.• Выпуск стенных газет.• Создание проектов
Направление 4. Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Задачи:
1.Дать сведения о здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма
2.Прививать интерес к занятиям физической культуры, спортом, активным образом жизни.
Воспитывать навыки личной гигиены
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Формы работы:
Направление 5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Задачи:
1.Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.
Ценности:
Заповедная природа
Формы работы:
• Беседы• Экскурсии, прогулки• Просмотр фильмов
• Участие в коллективных творческих семейных делах
• Выпуск стенных экологических газет, информационных листков.
• Заочное путешествие по родному краю.• Создание проектов, презентаций
Направление 6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Задачи:
1.Дать представления о душевной и физической красоте человека;
2.Прививать интерес к концертам, выставкам, музыке;
3.Воспитывать любовь к прекрасному.
Ценности:
Духовный мир человека.
Формы работы:
• Беседы• Встречи• Экскурсии• Выставки, музей
• Просмотр фильмов• Участие в художественном оформлении помещений
• Участие в творческих конкурсах.• Участие в концертной деятельности
• Создание проектов
Работа с родителями
Основное внимание в программе уделяется работе с семьей.
Формы работы с родителями:
родительские собрания на духовно-нравственные темы;
лекторий для родителей;
открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы, родительские семинары-собеседования на диалоговой основе);
факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
индивидуальные консультации специалистов;
наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
экскурсии;
ведение социальной карты с целью изучения, обобщения и распространения опыта семейного воспитания;
индивидуальная работа с детьми дома
совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
Взаимодействие классного руководителя и родителей заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного уважения и доверия, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Планируемые результаты:
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимыхэффектов
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Календарно-тематическое планирование(34ч.,1раз внеделю)
№ п/п | Мероприятия | Дата | По факту |
1 | Беседа «Кто я и как выгляжу?» | 4.09 | |
2 | Классный час «Символы России, города Кирова, семьи» | 11.09 | |
3 | Что в нашем имени? Составление родословной своей семьи. Изготовление мини газеты «Моя родословная» | 18.09 | |
4 | Беседа с работниками храма о том, как и в честь кого, дается человеку имя при крещении | 25.09 | |
5 | Экскурсия в храм Владимирской Божьей матери | 2.10 | |
6 | Заочная экскурсия по родному городу. | 9.10 | |
7 | Круглый стол «Кто они, мои друзья? Как завоевывать друзей Бескорыстие в дружбе» Выставка рисунков «Мой лучший друг» | 16.10 | |
8 | Диспут «Верность слову» | 23.10 | |
9 | Беседа «Отношение к старшим» | 30.10 | |
10 | Викторина «О вежливых словах и их применении» 2 четв. | 13.11 | |
11 | Беседа «Православные зимние праздники их традиции» | 20.11 | |
12 | Классный час «Искусство делать подарки» | 27.11 | |
13 | Праздник Рождество | 4.12 | |
14 | Фильм. Просмотр сюжета о ближнем. | 11.12 | |
15 | Беседа с представителем храма о послушании родителей | 18.12 | |
16 | Викторина «Как вести себя в школе, на переменах» | 25.12 | |
17 | Экскурсия в краеведческий музей. Поведение в музее | | |
18 | Как вести себя в общественных местах | | |
19 | Конкурс «Твоя малая Родина» | | |
20 | Встреча «Художники, поэты земли Лискинской» | | |
21 | Викторина «Сказка – ложь, да в ней намек» | | |
22 | Праздник Пасха. Что такое писанка. История праздника. Изготовление поделок | | |
23 | Беседа с с представителем храма. Пасха | | |
24 | Изготовление поделок к празднику Пасха | | |
25 | Акция. Знакомство с историей праздника ребят из 1-2 классов | | |
26 | Беседа «О сострадании и жестокосердии» | | |
27 | Встреча «Профессия моей мамы. Трудовые династии» | | |
28 | Экскурсия. Окрестности микрорайона Мелбугор(экологическое состояние) | | |
29 | Тренинг « Какой я?» | | |
30 | Мама, пап и я – читающая семья. | | |
31 | Классный час «Семья – это…» | | |
32 | Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья» | | |
33 | Экскурсия по городу Памятные места г.Лиски | | |
34 | Обобщающий урок | | |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
имени героя России Евгения Сизоненко
Рассмотрено: Утверждаю:
на заседании методического советеа Директор школы:
школы от________ Л.В.Симакина_______
Зам директора по УВР К.М.Некрасова _________
Индивидуальная
рабочая программа
групповых занятий с одаренными детьми
в 3 «Б» классе
17