СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Примерная образовательная (рабочая) программа ориентирована для учебника авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский (10 класс) и соответствующих этому учебнику методических пособий и расчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (рабочая) ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ
10 КЛАСС – 2 часа в неделю, всего 68 часа.
Паспорт
рабочей программы
Тип программы программа среднего общего образования
Статус программы: рабочая программа предмета физики
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МКОУ «Залининская СОШ» программа определяет приоритеты в содержании общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МКОУ «Залининская СОШ» программа является основанием для определения качества реализации общего среднего образования.
Категория обучающихся: 10-е классы МКОУ « Залининская СОШ»
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 час в неделю
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых школьниками.
В основу образовательной (рабочей) программы положена Примерная программа среднего общего образования по физике, базовый уровень 10-11 классы, авторы О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Н.С. Пурышева, Л.Б. Богаткина (г. Москва). Примерная образовательная (рабочая) программа ориентирована для учебника авторов Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский (10 класс) и соответствующих этому учебнику методических пособий:
▫. А.П. Рымкевич. Сборник вопросов и задач по физике;
▫ М.Е. Тульчинский. Сборник качественных задач по физике;
▫ Л.И. Скрелин. Дидактический материал по физике 9 класс (1979);
▫ Л.А. Кирик. Физика 10. Самостоятельные и контрольные работы;
▫ Г.И. Рябоволов, Н.Р. Дадашева, П.И. Самойленко. Сборник дидактических заданий по физике;
Рабочая программа по физике включает разделы: пояснительную записку; основное содержание, тематическое и поурочное планирование с примерным распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки.
Общая характеристика изучения физики в средней школе.
Физика призвана раскрывать роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствовать формированию научного мировоззрения. Для решения этих задач, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Приоритетами для школьного курса физики среднего общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Цели изучения курса – выработка компетенций:
общеобразовательных:
• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний;
предметно-ориентированных:
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации, в том числе средств современных информационных технологий; формирование умений оценивать достоверность естественно-научной информации;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
• применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Содержание учебного предмета.
Физика и методы научного познания.
Физика как наука. Научные методы познания окружающего мира и их отличия от других методов познания. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Научные гипотезы. Физические законы. Границы применимости физических законов и теорий.
Механика.
Механическое движение и его виды. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.
Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
Молекулярная физика.
Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.
Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.
Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.
Практическое применение физических знаний в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
Электродинамика.
Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Плазма.
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Количество часов |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Физика и методы научного познания | Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. | 1 |
2 | Механика (Кинематика) | Основные понятия кинематики. | 1 |
3 | Элементы векторной алгебры. Способы описания движения. | 1 | |
4 | Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения тела | 1 | |
5 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей. | 1 | |
6 | Ускорение. Движение с постоянным ускорением. | 1 | |
7 | Скорость при движении с постоянным ускорением. | 1 | |
8 | Уравнения движения с постоянным ускорением. | 1 | |
9 | Самостоятельная работа «Прямолинейное переменное движение» | 1 | |
10 | Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения. | 1 | |
11 | Равномерное движение точек по окружности. | 1 | |
12 | Кинематика твердого тела | 1 | |
13 | Контрольная работа по теме «Кинематика» | 1 | |
14 | Механика (Динамика) | Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. | 1 |
15 | Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. | 1 | |
16 | ИСО и принцип относительности в механике. | 1 | |
17 | Самостоятельная работа «Законы Ньютона» Силы в природе. | 1 | |
18 | Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость | 1 | |
19 | Сила тяжести и вес. Невесомость. Решение задач «Гравитационные силы». | 1 | |
20 | Силы упругости. Закон Гука. | 1 | |
21 | Лабораторная работа №1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | 1 | |
22 | Силы трения | 1 | |
23 | Движение под действием нескольких сил. | 1 | |
24 | Контрольная работа по теме «Применение законов динамики» | 1 | |
25 | Механика (Законы сохранения) | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. | 1 |
26 | Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. | 1 | |
27 | Работа силы. Мощность. Энергия. | 1 | |
28 | Теорема о кинетической энергии. | 1 | |
29 | Работа силы тяжести и силы упругости. Потенциальная энергия. | 1 | |
30 | Закон сохранения энергии в механике. | 1 | |
31 | Л/р №2 «Изучение закона сохранения механической энергии» | 1 | |
32 | Равновесие абсолютно твердых тел. | 1 | |
33 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Механика» | 1 | |
34 | Итоговая контрольная работа по теме «Механика». | 1 | |
35 | Молекулярная физика | Основы МКТ. Их опытное обоснование. Характеристики молекул и их систем. | 1 |
36 | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ газа. | 1 | |
37 | Температура и тепловое равновесие. Температура – мера средней кинетической энергии. Измерение скоростей молекул газа. | 1 | |
38 | Уравнение состояния идеального газа. | 1 | |
39 | Газовые законы. | 1 | |
40 | Л/р №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | 1 | |
41 | Реальный газ. Пар. Твердые тела – кристаллические и аморфные. | 1 | |
42 | Влажность воздуха. | 1 | |
43 | Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. | 1 | |
44 | Теплопередача. Количество теплоты | 1 | |
45 | Первый закон (начало) термодинамики. | 1 | |
46 | Необратимость процессов в природе. Второе начало термодинамики. | 1 | |
47 | Тепловые двигатели и их роль в жизни человека. Охрана окружающей среды. | 1 | |
48 | Контрольная работа | 1 | |
49 | Электродинамика | Введение в электродинамику. Электростатика. | 1 |
50 | Закон Кулона. Единица электрического заряда. | 1 | |
51 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии электрического поля | 1 | |
52 | Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. | 1 | |
53 | Потенциальная энергия заряженного тела. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. | 1 | |
54 | Энергетические характеристики электростатического поля. | 1 | |
55 | Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. | 1 | |
56 | Контрольная работа по теме «Электростатика» | 1 | |
57 | Электрический ток. Условия его существования. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 1 | |
58 | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока | 1 | |
59 | Лабораторная работа №5 «Последовательное и параллельное соединение проводников» | 1 | |
60 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 | |
61 | Л/р №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | |
62 | Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | 1 | |
63 | Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках. | 1 | |
64 | Полупроводниковый диод. Транзисторы. Полупроводниковые приборы. | 1 | |
65 | Электрический ток в вакууме. Диод. | 1 | |
66 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | 1 | |
67 | Закономерности протекания электрического тока в газах. Плазма | 1 | |
68 | Контрольная работа по теме «Электродинамика» | 1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса
В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле.
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики;
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов;
оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Календарно-тематический план.
№ п/п | Наименование раздела | Тема урока | Количество часов | § учебника | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1 | Физика и методы научного познания | Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. | 1 | Введение, § 1-2 | ИНМ | Элементы истории физики. Физика – основа естествознания. Научный метод познания: наблюдения и опыты → научные факты → гипотеза → модель →физические величины и законы → эксперимент → теория. Физические законы и теории, границы их применимости. Принцип соответствия. Классическая механика как физическая теория: основание, ядро, выводы (следствия, интерпретация. Модельные объекты механики: материальная точка и абсолютно твердое тело. Отличие классической механики от квантовой и релятивистской. Границы применимости механики Ньютона. | В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/понимать • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие. • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия; • смысл физических законов: классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса; • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов; • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; • рационального природопользования и охраны окружающей среды.
| ИО |
|
|
|
2 | Механика (Кинематика) | Основные понятия кинематики. | 1 | §3-6 | ОУН | Определение механического движения. Пространство и время наиболее общие понятия физики. Понятие о системе отсчета. Тело отсчета, система координат, поступательное движение, радиус – вектор. Траектория, путь, перемещение. Скалярные и векторные величины. Элементы векторной алгебры: сложение, вычитание и умножение векторов, проекция вектора на ось, построение вектора и вычисление его модуля по проекциям. | ИО ФО | Относительность движения. Система отсчета. |
|
| |
3 | Механика (Кинематика) | Элементы векторной алгебры. Способы описания движения. | 1 | § 7-8 | КУ | Способы описания движения. Путь и перемещение. Графическое построение векторов перемещения по заданной траектории, вектора суммы или разности двух или нескольких векторов, определение составляющих векторов по вектору суммы или по вектору разности при заданных направлениях. Расчет модуля перемещения по заданным направлениям. | ИО ФО |
|
|
| |
4 | Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение равномерного прямолинейного движения тела | 1 | § 9-10 | ОУН | Определение равномерного прямолинейного движения. Понятие о скорости равномерного прямолинейного движения. Аналитическое описание равномерного и прямолинейного равномерного движения: уравнения для координаты, проекции перемещения, скорости. | ИО ПР |
|
|
| ||
5 | Мгновенная скорость. Сложение скоростей. | 1 | § 11-12 | КУ | Классификация движений по траектории. Относительность механического движения. Мгновенная скорость и ее направление. Классический закон сложения скоростей для двух случаев: перемещения параллельны, перемещения перпендикулярны. | ИО | Относительность перемещения и траектории. |
|
| ||
6 | Ускорение. Движение с постоянным ускорением. | 1 | §13-14 | ОУН | Ускорение точки. Единица ускорения. Движение с постоянным ускорением по прямой. Равноускоренное прямолинейное движение. Замедленное движение. | ИО ФО |
|
|
| ||
7 | Скорость при движении с постоянным ускорением. | 1 | § 15 | КУ | Уравнение для скорости и ее проекции при переменном движении. Определение физических величин в указанные моменты времени. | ПР ГР |
|
|
| ||
8 | Уравнения движения с постоянным ускорением. | 1 | § 16 | ОУН | Уравнения движения (радиус-вектора, проекции перемещения, координаты). Определение физических величин в указанные моменты времени. | ИО ФО ГР |
|
|
| ||
9 |
| Самостоятельная работа «Прямолинейное переменное движение» | 1 | § 8-16 | КУЗ | Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме. | ПР |
|
|
| |
10 | Механика (Кинематика) | Свободное падение тел. Движение с постоянным ускорением свободного падения. | 1 | §17-18 | ОУН | Понятие о свободном падении. Г. Галилей – основоположник экспериментального метода в науке. Движение в вертикальном направлении, под углом к горизонту и с начальной горизонтальной скоростью. Аналитическое описание указанных случаев. Траектория движения тела брошенного горизонтально. | ФО ПР | Падение тел в воздухе и вакууме. |
|
| |
11 | Равномерное движение точек по окружности. | 1 | § 19 | КУ | Равномерное движение точки по окружности – частный случай движения с переменным ускорением. Центростремительное ускорение. | ИО ФО |
|
|
| ||
12 | Кинематика твердого тела | 1 | §20-21 | ИНМ | Аналитическое описание движения точки по окружности: угловая и линейные скорости вращения точки по окружности, угловое ускорение. Связь между линейными и угловыми характеристиками. Понятие о поступательном и вращательном движении твердого тела. | ИО |
|
|
| ||
13 | Контрольная работа по теме «Кинематика» | 1 |
| КУЗ | Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме. | КР |
|
|
| ||
14 | Механика (Динамика) | Основное утверждение механики. Первый закон Ньютона. | 1 | §22-24 | ОУН | Понятия «инерциальная система отсчета», «неинерциальная система отсчета». Взаимное влияние тел друг на друга (взаимодействие в физике и философии). Понятие о свободном теле. Первый закон Ньютона. | ИО ФО | Явление инерции |
|
| |
15 | Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона. Масса. Третий закон Ньютона. | 1 | §25-26 §27-28 | КУ | Сила. Ее характеристика. Связь между ускорением и силой. Принцип суперпозиции сил. Инертность и масса. Второй и третий законы Ньютона. | ИО ФО | Измерение сил. Сравнение масс взаимодействующих тел. |
|
| ||
16 | Механика (Динамика) | ИСО и принцип относительности в механике. | 1 | § 30 | КУ | ИСО и не ИСО. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы отсчета. Принцип относительности в механике. | ИО | Зависимость траектории тела от выбора системы отсчета. |
|
| |
17 | Самостоятельная работа «Законы Ньютона» Силы в природе. | 1 | § 31 | КУЗ | Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме. Типы сил существующих в природе: гравитационные, электромагнитные, ядерные, проявляющиеся при слабых взаимодействиях. | ПР |
|
|
| ||
18 | Закон всемирного тяготения Первая космическая скорость | 1 | §32-33 § 34 | ОУН | Сила и закон всемирного тяготения. Экспериментальное определение гравитационной постоянной. Равенство инертной и гравитационной масс. Расчет космических скоростей. Расчет радиусов орбит искусственных спутников Земли, периода их обращения, характеристик других планет Солнечной системы. | ИО ФО |
|
|
| ||
19 | Сила тяжести и вес. Невесомость. Решение задач «Гравитационные силы». | 1 | §32-35 | КУ | Сила тяжести как частный случай силы всемирного тяготения. Формула для расчета силы тяжести. Определение веса тела. Формула для расчета веса тела в трех случаях: тело не имеет вертикального ускорения; тело имеет ускорении, направленное противоположно ускорению свободного падения; тело имеет ускорение, сонаправленное с ускорением свободного падения. Невесомость. Различие между весом тела и силой тяжести. Анализ задач на использование формулы для силы всемирного тяготения: нахождение значение силы, определение расстояния между взаимодействующими объектами по известным массе и силе. Графическое изображение силы всемирного тяготения, силы тяжести и веса тела. Сравнение силы гравитации Земли, действующей на один и тот же объект у поверхности планет и на высоте, которая сравнима с радиусом планеты. | ИО ПР |
|
|
| ||
20 | Механика (Динамика) | Силы упругости. Закон Гука. | 1 | §36-37 | ОУН | Понятие о деформации. Закон Гука. Характеристика силы упругости по обобщенному плану ответа. Графическая зависимость силы упругости от абсолютного удлинения при небольших деформациях. Сила реакции опоры, сила натяжения. Вес - разновидность силы упругости. | ИО ФО |
|
|
| |
21 | Лабораторная работа №1 | 1 | §36-37 | ОУН | «Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и силы упругости». Определение центростремительного ускорения шарика при его равномерном движении по окружности: использование законов кинематики и динамики. | ПР |
|
|
| ||
22 | Силы трения | 1 | §38-40 | КУ | Главная особенность сил трения – их зависимость от относительной скорости тел. Силы трения между соприкасающимися поверхностями твердых тел: трение покоя, скольжения, качения. Силы сопротивления при движении твердых тел в жидкостях и газах (жидкое трение). | ИО | Силы трения (трение покоя, скольжения, качения). |
|
| ||
23 | Движение под действием нескольких сил. | 1 | §27-28 §38-40 | ОУН | Решение качественных, количественных, экспериментальных и графических задач по динамике с использованием кинематических уравнений движения тел. | ИО |
|
|
| ||
24 | Контрольная работа по теме «Применение законов динамики» | 1 |
| КУЗ | Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме. | КР |
|
|
| ||
25 | Механика (Законы сохранения) | Импульс материальной точки. Закон сохранения импульса. | 1 | §41-42 | ОУН | Значение законов сохранения в науке. Импульс материальной точки, его единица. Новая формулировка второго закона Ньютона. Равенство нулю импульса движущегося тела. Замкнутая система тел. Внутренние силы системы. Внешние силы по отношению к механической системе. Закон сохранения импульса. Этот же закон для абсолютно упругого и неупругого взаимодействий. | ИО ФО | Исследование упругого и неупругого столкновения тел. |
|
| |
26 | Реактивное движение. Успехи в освоении космического пространства. | 1 | §43-44 | КУ | Понятие о реактивном движении. Его связь с законом сохранения импульса. Реактивное движение в природе, технике, быту. Принцип действия ракетных и воздушно-реактивных (самолетных) двигателей. Вклад К.Э. Циолковского, С.П. Королева, Ю.А. Гагарина в развитие отечественной космонавтики. Первые шаги человека на Луне. Будущее космонавтики. | ПР | Ракета. Реактивное движение |
|
| ||
27 | Работа силы. Мощность. Энергия. | 1 | §45-47 | ОУН | Определение механической работы. Анализ случаев, когда работа положительна, отрицательна или равна нулю. Механическая мощность, ее связь с работой. Энергия – универсальная физическая величина, количественная мера движения и взаимодействия. Изменение энергии при совершении работы. | ИО ФО |
|
|
| ||
28 | Теорема о кинетической энергии. | 1 | § 48 | КУ | Понятие о кинетической энергии. Связь работы силы, приложенной к телу, и его кинетической энергии. Теорема о кинетической энергии. | ПР |
|
|
| ||
29 | Работа силы тяжести и силы упругости. Потенциальная энергия. | 1 | § 49-51 | КУ | Работа силы тяжести. Понятие о потенциальной энергии тела поднятого над землей и консервативных силах. Работа силы упругости. Потенциальная энергия упругодеформированного тела. Теорема о потенциальной энергии. Выбор нулевого уровня потенциальной энергии. | ИО ФО | Сравнение работы силы с изменением кинетической энергии тела. |
|
| ||
30 | Закон сохранения энергии в механике. | 1 | §52-53 | ОУН | Уменьшение механической энергии системы под действием сил трения. | ИО ФО | Переход потенциальной энергии в кинетическую и обратно. |
|
| ||
31 | Механика (Законы сохранения) | Л/р №2 «Изучение закона сохранения механической энергии» | 1 | §45-53 | ОУН | Измерение уменьшения потенциальной энергии механической системы (тело поднято над Землей) и увеличения потенциальной энергии упруго деформированной пружины. Экспериментальное доказательство справедливости закона сохранения полной механической энергии на основе сохранения двух полученных результатов. | ПР |
|
|
| |
32 | Равновесие абсолютно твердых тел. | 1 | §54-56 | ИНМ | Повторение основных особенностей (признаков) физической модели абсолютно твердого тела. Понятие о статике как части механики.. Плечо силы. Момент силы относительно оси для вращения тела. Положительные и отрицательные моменты сил. Два условия равновесия твердого тела. | ИО | Условия равновесия тел. |
|
| ||
33 | Повторительно-обобщающий урок, тема «Механика» | 1 | § 7-56 | ОЗЗ | Повторение основных понятий, законов, уравнений и в них входящих физических величин с помощью обобщающей схемы. Решение основных типов задач. | ИО |
|
|
| ||
34 | Итоговая контрольная работа по теме «Механика». | 1 |
| КУЗ | Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме. | КР |
|
|
| ||
35 | Молекулярная физика | Основы МКТ. Их опытное обоснование. Характеристики молекул и их систем. | 1 | § 58-62 | КУ | Предмет изучения молекулярной физики – тепловая форма движения материи. Основоположник МКТ – М.В. Ломоносов. Основные положения МКТ. Практические меры, подтверждающие основные положения МКТ. Определение молекулы вещества. Сравнение двух физических явлений: диффузии и броуновского движения. Опыты Перрена. Зависимость межмолекулярных сил. От расстояний между молекулами. Строение газообразных, твердых и жидких тел. Установление межпредметных связей с химией и повторение таких понятий, как: относительная атомная масса, молекулярная масса вещества, масса молекулы или атома, количество вещества., число молекул, постоянная Авогадро, диаметр молекулы, скорость молекулы. | В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/ понимать • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие; • смысл физических величин: внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты,; • смысл физических законов: термодинамики; • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: свойства газов, жидкостей и твердых тел; • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; • приводить примеры практического использования физических знаний: термодинамики; • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов; • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; • рационального природопользования и охраны окр. среды. | ИО ФО | Механическая модель броуновского движения |
|
|
36 | Молекулярная физика | Идеальный газ в МКТ. Основное уравнение МКТ газа. | 1 | § 63-65 | КУ | Физическая модель разреженного газа – идеальный газ. Физический смысл понятия «давление газа» в МКТ. Флуктуация давления. Среднее значение квадрата скорости молекул газа. Статистическая закономерность, ее особенности и значение в науке. Вывод уравнения Клаузиуса – основного уравнения МКТ газа | ПР |
|
|
| |
37 | Температура и тепловое равновесие. Температура – мера средней кинетической энергии. Измерение скоростей молекул газа. | 1 | §66-69 | ИНМ | Анализ задач на применение различных форм основного уравнения МКТ идеального газа. Макро- и микроскопические параметры. Определение теплового равновесия. Измерение температуры. Термометры. Температура как характеристика состояния теплового равновесия системы тел и как мера средней кинетической энергии молекул газа. Постоянная Больцмана, ее физический смысл. температурные шкалы. Шкала Кельвина. Абсолютный ноль температуры. Связь шкалы Кельвина и шкалы Цельсия. Еще одна формула основного уравнения МКТ идеального газа. Закон Авогадро. Распределение молекул по скоростям (распределение Максвелла). Опыты Штерна по определению скоростей молекул. | ИО |
|
|
| ||
38 | Уравнение состояния идеального газа. | 1 | § 70 | КУ | Вывод основного уравнения Менделеева – Клапейрона и переход от него к уравнению Клапейрона. Универсальная газовая постоянная. Решение задач с применением данных формул. | ИО ФО | Подтверждение уравнения Клапейрона с помощью прибора для демонстрации газовых законов |
|
| ||
39 | Молекулярная физика | Газовые законы. | 1 | § 71 | ОУН | Понятие о газовых законах и термодинамическом (или изо-) процессе. Изотермический, изобарный и изохорный процессы. Количественные формы газовых законов.. Графическое представление газовых законов: изобары, изотермы, изохоры в различных системах координат. Границы применимости законов идеального газа. | ИО ФО | Исследование зависимостей Р(V) при T=const, P(T), при V=const, V(T), при Р=const |
|
| |
40 | Л/р №3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | 1 | §70-71 | ОУН | Измерение объема и температуры газа (воздуха) в двух состояниях при постоянном давлении. Проверка справедливости отношений объемов и отношений температур. Оценка погрешностей измерений. Вывод об экспериментальном подтверждении закона в изобарном процессе. | ПР |
|
|
| ||
41 | Реальный газ. Пар. Твердые тела – кристаллические и аморфные. | 1 | §72-74 | ИНМ | Главное отличие реального газа от идеального. Модель реального газа. Пар. Насыщенный и ненасыщенный пар. Свойства насыщенного пара и объяснение их с точки зрения МКТ. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Явления испарения, кипения и конденсации. Свойства кристаллических и аморфных тел. Модели их строения. Повторение видов деформаций и их характеристик. Создание материалов с заранее заданными свойствами. | ИО | Кипение воды при понижении давления Кристаллические и аморфные тела. |
|
| ||
42 | Влажность воздуха. | 1 |
| ОУН | Влажность воздуха: абсолютная и относительная. Формулы для ее расчета. Приборы для определения влажности воздуха. Психрометрическая таблица. Точка росы. | ИО ФО ПР | Устройство психрометра и гигрометра. Измерение влажности воздуха. |
|
| ||
43 |
| Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. | 1 | § 77- 78 | КУ | Связь между термодинамикой и МКТ (статистической механикой). История развития термодинамики. Понятие внутренней энергии макроскопического тела. Внутренняя энергия идеального одноатомного газа. Внутренняя энергия реального газа.. Границы применимости законов термодинамики. Совершение работы как способ изменения внутренней энергии термодинамической системы. Расчет работы газа при изобарном расширении. Вывод формулы. Геометрическое истолкование работы. | ИО ФО |
|
|
| |
Молекулярная физика | |||||||||||
44 | Теплопередача. Количество теплоты | 1 | § 79 | ОУН | Теплопередача как способ изменения внутренней энергии тела (без совершения работы над телом или без совершения работы самим телом). Понятие «количество теплоты». Расчет количества теплоты при нагревании, охлаждении, парообразовании (кипении), конденсации вещества, при плавлении и кристаллизации. | ИО ФО | Измерение удельной теплоты плавления. |
|
| ||
45 | Первый закон (начало) термодинамики. | 1 | § 80 | ИНМ | Повторение понятия «термодинамический процесс». Конкретные примеры термодинамических процессов: сжатие газа, виды теплопередачи, Изопроцессы в газе, опыты с теплоприемником. Математическая и словесная формулировка первого начала термодинамики – закона сохранения энергии, распространенного на тепловые явления. Понятие «адиабатный процесс». Применение первого закона термодинамики к различным изопроцессам. | ИО |
|
|
| ||
46 | Необратимость процессов в природе. Второе начало термодинамики. | 1 | §82-83 | КУ | Процессы: равновесный (неравновесный), самопроизвольный (не самопроизвольный), обратимый и необратимый. Точная формулировка «необратимый процесс», примеры необратимых процессов. Второй закон термодинамики в формулировке Клаузиуса. Статистическое истолкование необратимости процессов в природе: микроскопическое и макроскопическое состояния термодинамической системы, вероятность макроскопического состояния, переход системы к наиболее вероятному состоянию в процессе эволюции. Расширение газа из четырех молекул, из огромного числа молекул. Границы применимости второго начала термодинамики. | ИО |
|
|
| ||
47 | Молекулярная физика | Тепловые двигатели и их роль в жизни человека. Охрана окружающей среды. | 1 | § 84 | ОУН | Циклический термодинамический процесс (циклы Отто, Дизеля, Карно в идеальной машине). Устройство и принцип действия тепловых двигателей, их КПД. Виды, применение, характеристики двигателей внутреннего сгорания. Взаимосвязь развития физики и техники на примере тепловых двигателей. Роль и значение тепловых двигателей в современной цивилизации: производство электроэнергии, выполнение механической работы, тепловое и химическое загрязнение среды. | ИО ФО | Модели тепловых двигателей. |
|
| |
48 | Контрольная работа | 1 |
| КУЗ | Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме. | КР |
|
|
| ||
49 | Электродинамика | Введение в электродинамику. Электростатика. | 1 | §86-88 | КУ | Определение электродинамики. Понятие «электрический заряд» - первичное, основное понятие электродинамики, рассматриваемое как свойство некоторых частиц, определяющее интенсивность электромагнитных взаимодействий. Два рода зарядов в природе. Электризация тел (контактная, через соприкосновение, через влияние). Объяснение электризации на основе знаний о строении атома и закона сохранения электрического заряда в замкнутой системе частиц (тел). Понятие об электростатике. Из истории развития электродинамики. | В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен знать/ понимать • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле. • смысл физических величин: элементарный электрический заряд; • смысл физических законов: электрического заряд; • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; уметь • описывать и объяснять физические явления и свойства тел; • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; что физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления; • приводить примеры практического использования физических знаний: электродинамики в энергетике; • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов; • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; • рационального природопользования и охраны окружающей среды.
| ИО ФО | Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Электрометр. Одновременная электризация нескольких тел. |
|
|
50 | Закон Кулона. Единица электрического заряда. | 1 | §89-90 | ИНМ | Физическая модель – точечный электрический заряд, формулировка основного закона электростатики – закона Кулона. Суть опыта Кулона: устройство крутильных весов, методика проведения эксперимента. Свойство кулоновской силы - центральность, единица электрического заряда – кулон. | ИО |
|
|
| ||
51 | Электродинамика | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Силовые линии электрического поля | 1 | §91-94 | КУ | Сущность теории дальнодействия и близкодействия. Идея Фарадея об электрическом поле. Максвелл – создатель теории электромагнитного поля. Скорость распространения электромагнитных взаимодействий. Радиоволны. Основные свойства электрического поля – состояния электромагнитного поля. Электростатическое поле – одна из разновидностей электрического поля. Силовая характеристика электрического поля – напряженность, единица напряженности. Расчет для точечного заряда. Принцип суперпозиции полей. Линии напряженности поля как средство его описания. Виды полей: однородное и неоднородное. Поле заряженного шара. Стоки и истоки линий электростатического поля. | ИО ФО | Проявления электростатического поля. |
|
| |
52 | Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. | 1 | § 95-97 | КУ | Факты взаимодействия поля и вещества. Свободные заряды проводников. Электростатическая индукция. Отсутствие электрического поля внутри проводника. Электростатическая защита. Факт сосредоточения статического заряда проводника на его поверхности. Связанные заряды диэлектрика. Электрический диполь. Полярные и неполярные диэлектрики. Поляризация диэлектриков и ослабление внешнего электрического поля. Диэлектрическая проницаемость вещества. | ИО ФО | Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики в электростатическом поле. Поляризация диэлектриков. |
|
| ||
53 | Потенциальная энергия заряженного тела. Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. | 1 | § 98- 99 | ИНМ | Электростатическая потенциальная энергия системы зарядов. Работа при перемещении заряда в однородном электростатическом поле. Независимость данной работы от формы траектории. Потенциальная энергия заряда в однородном электростатическом поле. Потенциальность электростатического поля. Потенциал поля. Разность потенциалов. Напряжение между двумя точками поля. Связь между напряжением и напряженностью. Эквивалентные поверхности. | ИО ФО | Измерение разности потенциалов. Эквивалентные поверхности. |
|
| ||
54 | Электродинамика | Энергетические характеристики электростатического поля. | 1 | § 100 | ОУН | Расчет изменения кинетической и потенциальной энергий электрона и других заряженных частиц при движении их в электростатическом поле. Определение разности потенциалов. Расчет напряженности поля с использованием формулы связи между напряженностью и напряжением. | ПР |
|
|
| |
55 | Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы Энергия заряженного конденсатора. Применение конденсаторов. | 1 | § 101 - § 103 | КУ | Электроемкость системы двух проводников, ее единица – фарад. Конденсатор, заряд конденсатора. Зависимость электроемкости конденсатора от площади пластин, расстояния и наличия диэлектрика между ними. Формула емкости плоского конденсатора. Сосредоточение энергии конденсатора в его электрическом поле. Способы расчета энергии конденсатора. Различные виды конденсаторов и их применение на практике. | ИО ФО | Электрофорная машина. Энергия заряженного конденсатора |
|
| ||
56 | Контрольная работа по теме «Электростатика» | 1 |
| КУЗ | Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме. | КР |
|
|
| ||
57 | Электрический ток. Условия его существования. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. | 1 | § 104 - § 106 | ОУН | Определение электрического тока. Действия тока: тепловое, химическое, магнитное, биологическое. Сила тока в электронной теории. Измерение силы тока амперметром. Скорость упорядоченного движения электронов в металле, сравнение его со скоростью распространения электрического поля. Условия, необходимые для существования электрического тока в веществе. Источники тока. Вольт-амперная характеристика проводника. Формулировка закона Ома для участка цепи. Электрическое напряжение и сопротивление. Удельное сопротивление. Экспериментальное определение удельного сопротивления. | ИО ФО | Измерение электрического сопротивления с помощью омметра |
|
| ||
58 | Электродинамика | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Работа и мощность постоянного тока | 1 | § 107 -108 | КУ | Схемы электрической цепи. Сборка простейших электрических цепей. Вычерчивание схем, также схем по рисункам электрических цепей. Электрические цепи различной сложности. Законы параллельного и последовательного соединения проводников в электрических цепях. Энергетические характеристики протекания тока по цепи: работа тока (электрического поля), мощность тока. Закон Джоуля – Ленца. | ИО ПР |
|
|
| |
59 | Лабораторная работа №5 | 1 | § 107 -108 | ОУН | Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» . Экспериментальное доказательство справедливости законов соединения проводников | ПР |
|
|
| ||
60 | Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. | 1 | § 109 -110 | ИНМ | Действие сторонних сил в источнике тока. Характеристика источника тока – ЭДС (электродвижущая сила). Внутренний и внешний участки полной цепи, их сопротивления, полное сопротивление цепи. Вывод закона Ома для полной цепи с опорой на закон сохранения энергии и закон Джоуля – Ленца. Понятие «падение напряжения на участке цепи». Явление короткого замыкания. Полная ЭДС цепи – это алгебраическая сумма ЭДС отдельных элементов. | ИО ФО |
|
|
| ||
61 | Л/р №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | 1 | § 109 -110 | ОУН | Овладение экспериментальным методом определения ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока. Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника по току короткого замыкания (графический метод). | ПР |
|
|
| ||
62 | Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость. | 1 | § 111 -114 | КУ | Материальные среды, в которых возможно протекание тока: металлы, полупроводники, вакуум, растворы и расплавы электролитов, газы. Обобщенный план характеристики закономерностей протекания тока в среде. Проводимость среды - величина, обратная электрическому сопротивлению. Ток в металлах, вольтамперная характеристика. Экспериментальное доказательство существования свободных электронов в металлах (опыты Мандельштама-Папалекси,…). Качественное объяснение закона Ома на основе электронной теории проводимости металлов. Возможность построения строгой теории движения электронов в металле лишь на основе законов квантовой механики. Причина возникновения в металлическом проводнике сопротивления. Формулы зависимости сопротивления от температуры. Температурный коэффициент сопротивления. Опытное доказательство зависимости. Термометры сопротивления, их использование для измерения очень низких и очень высоких температур. Сверхпроводимость. Значение высокотемпературной сверхпроводимости для развития современной цивилизации. | ИО |
|
|
| ||
63 | Электродинамика | Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках. | 1 | § 115 -116 | ИНМ | Полупроводниковые вещества, их положение в периодической системе химических элементов. Зависимость электрической проводимости полупроводников от температуры, освещенности, радиоактивного облучения, механических воздействий и другое. Сравнение проводимости полупроводников и металлов. Собственная проводимость полупроводников: акцепторные и донорные примеси. Полупроводники р- и n- типов. | ИО |
|
|
| |
64 | Полупроводниковый диод. Транзисторы. Полупроводниковые приборы. | 1 | § 117 - 119 | КУ | Электрический ток через контакт полупроводников р- и n- типов. Полупроводниковый диод. Прямой и обратный переходы. Вольтамперная характеристика диода. Транзистор – это полупроводниковый прибор с двумя р- n-переходами. Принцип действия транзистора с общей базой в качестве усилителя. Фото- и терморезисторы, фотоэлементы (солнечные батареи). | ИО |
|
|
| ||
65 | Электродинамика | Электрический ток в вакууме. Диод. | 1 | § 120 | КУ | Понятие вакуума. Несамостоятельная проводимость вакуума. Способы получения свободных носителей заряда в вакууме: термоэлектронная эмиссия, фотоэлектронная эмиссия. Вакуумный диод, его односторонняя проводимость. Применение вакуумного диода для выпрямления переменного тока. | ИО ПР | Явление термоэлектронной эмиссии, односторонняя проводимость. |
|
| |
66 | Электрический ток в жидкостях. Закон электролиза. | 1 | § 122 -123 | КУ | Жидкости – проводники электрического тока. Растворы и расплавы электролитов (кислот, щелочей, солей). Электролитическая диссоциация. Ионная проводимость. Перенос вещества при прохождении тока в проводящей жидкости. Электролиз. Его применение на практике. Закон Фарадея для электролиза. Электрохимический эквивалент. | ИО ФО |
|
|
| ||
67 | Закономерности протекания электрического тока в газах. Плазма | 1 | § 124 - 126 | КУ | Газовый разряд. Ионизация газов. Рекомбинация. Несамостоятельный и самостоятельный разряды в газе. Вольтамперная характеристика газового разряда. Ионизация электронным ударом. Типы самостоятельных разрядов: тлеющий, электрическая дуга, коронный, искровой. Плазма и ее свойства, плазма в космическом пространстве. | ИО | Разряд электрометра под действием внешнего ионизатора. |
|
| ||
68 | Контрольная работа по теме «Электродинамика» | 1 |
| КУЗ | Самостоятельное выполнение учащимися заданий по различным видам познавательной деятельности для выявления уровня усвоения школьниками материала по теме. | КР |
|
|
|
Условные сокращения, используемые в календарно-тематическом плане.
ИНМ – изучение нового материала,
ОУН – образование умений и навыков,
ОЗЗ – обобщение и закрепление знаний,
КУ – комбинированный урок,
КУЗ – контроль и учет знаний.
ИО – индивидуальный опрос,
ФО – фронтальный опрос,
ПР – практическая работа,
ГР – графическая работа,
КР – контрольная работа
.
Критерии оценок
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.
Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка лабораторных работ.
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Орфографические и пунктуационные ошибки.
Ссылки на интернет-ресурсы
http://files.school-collection.edu.ru/
http://www.interneturok.ru/video/fizika/
8