СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике 7-9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Физика» разработана для обучающихся 7-9 классов средней общеобразовательной школы. Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе примерной государственной программы по физике для основной школы под редакцией В.А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина, А.Ю.Пентина, Н.С.Пурышевой, В.Е.Фрадкина и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике 7-9 класс»



Рабочая программа


по физике



для 7-9 классов





Программа основного общего образования по физике

VII-IX классы


Пояснительная записка


Программа учебного предмета «Физика» разработана для обучающихся 7-9 классов средней общеобразовательной школы.

Рабочая программа по физике для 7-9 классов составлена на основе примерной государственной программы по физике для основной школы под редакцией В.А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина, А.Ю.Пентина, Н.С.Пурышевой, В.Е.Фрадкина и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.


Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.


***Учитель физики может предлагать вариант программы, отличающихся от данной программы

последовательностью изучения тем, перечнем демонстрационных опытов и фронтальных лабораторных работ.



Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


Цели изучения физики.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

-воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования, в том числе в VII, VIII и IX классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются

Познавательная деятельность:

-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

-владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.



Рефлексивная деятельность:

-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.




Основное содержание (210 часов)



Содержание обучения физике в 7 классе (70 часов)

Физика и физические методы изучения природы (4ч.)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.


Демонстрации

  1. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

  2. Физические приборы.


Лабораторные работы и опыты

  1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

  2. Измерение длины.

  3. Измерение объема жидкости и твердого тела.

  4. Измерение температуры.


Механические явления (39ч.)

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Расчет пути и времени движения. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

  1. Равномерное прямолинейное движение.

  2. Относительность движения.

  3. Явление инерции.

  4. Взаимодействие тел.

  5. Зависимость силы упругости от деформации пружины.

  6. Сложение сил.

  7. Сила трения.

  8. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

  9. Обнаружение атмосферного давления.

  10. Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

  11. Закон Паскаля.

  12. Гидравлический пресс.

  13. Закон Архимеда.

  14. Простые механизмы.

  15. Механические колебания.

  16. Механические волны.

  17. Звуковые колебания.

  18. Условия распространения звука.


Лабораторные работы и опыты

  1. Измерение скорости равномерного движения.

  2. Измерение массы.

  3. Измерение плотности твердого тела.

  4. Измерение плотности жидкости.

  5. Измерение силы динамометром.

  6. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой.

  7. Сложение сил, направленных под углом.

  8. Исследование зависимости силы тяжести от массы тела.

  9. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

  10. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

  11. Исследование условий равновесия рычага.

  12. Нахождение центра тяжести плоского тела.

  13. Вычисление КПД наклонной плоскости.

  14. Измерение мощности.

  15. Измерение архимедовой силы.

  16. Изучение условий плавания тел.

  17. Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити.

  18. Изучение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы груза.

Тепловые явления (20ч.)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.


Демонстрации

  1. Сжимаемость газов.

  2. Диффузия в газах и жидкостях.

  3. Модель хаотического движения молекул.

  4. Модель броуновского движения.

  5. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

  6. Сцепление свинцовых цилиндров.

  7. Принцип действия термометра.

  8. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

  9. Теплопроводность различных материалов.

  10. Конвекция в жидкостях и газах.

  11. Теплопередача путем излучения.

  12. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

  13. Явление испарения.

  14. Кипение воды.

  15. Постоянство температуры кипения жидкости.

  16. Явления плавления и кристаллизации.

  17. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.


Лабораторные работы и опыты

  1. Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.

  2. Изучение явления теплообмена.

  3. Измерение удельной теплоемкости вещества.

  4. Измерение влажности воздуха.

  5. Исследование зависимости объема газа от давления при постоянной температуре.


Резерв (7 часов)



Содержание обучения физике в 8 классе (70 часов)

Электрические и магнитные явления (41ч.)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы.

Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.


Демонстрации

  1. Электризация тел.

  2. Два рода электрических зарядов.

  3. Устройство и действие электроскопа.

  4. Проводники и изоляторы.

  5. Электризация через влияние

  6. Перенос электрического заряда с одного тела на другое

  7. Закон сохранения электрического заряда.

  8. Устройство конденсатора.

  9. Энергия заряженного конденсатора.

  10. Источники постоянного тока.

  11. Составление электрической цепи.

  12. Электрический ток в электролитах. Электролиз.

  13. Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников.

  14. Электрический разряд в газах.

  15. Измерение силы тока амперметром.

  16. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

  17. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

  18. Измерение напряжения вольтметром.

  19. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

  20. Реостат и магазин сопротивлений.

  21. Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

  22. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

  23. Опыт Эрстеда.

  24. Магнитное поле тока.

  25. Действие магнитного поля на проводник с током.

  26. Устройство электродвигателя.


Лабораторные работы и опыты

  1. Наблюдение электрического взаимодействия тел

  2. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения.

  3. Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении.

  4. Исследование зависимости силы тока в электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении.

  5. Изучение последовательного соединения проводников

  6. Изучение параллельного соединения проводников

  7. Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

  8. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и

материала. Удельное сопротивление.

  1. Измерение работы и мощности электрического тока.

  2. Изучение электрических свойств жидкостей.

  3. Изготовление гальванического элемента.

  4. Изучение взаимодействия постоянных магнитов.

  5. Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током.

  6. Исследование явления намагничивания железа.

  7. Изучение принципа действия электромагнитного реле.

  8. Изучение действия магнитного поля на проводник с током.

  9. Изучение принципа действия электродвигателя.


Электромагнитные колебания и волны (7ч.)

Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор.

Переменный ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние.

Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны и их свойства. Скорость распространения электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Свет - электромагнитная волна. Дисперсия света. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.


Демонстрации

  1. Электромагнитная индукция.

  2. Правило Ленца.

  3. Самоиндукция.

  4. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.

  5. Устройство генератора постоянного тока.

  6. Устройство генератора переменного тока.

  7. Устройство трансформатора.

  8. Передача электрической энергии.

  9. Электромагнитные колебания.

  10. Свойства электромагнитных волн.

  11. Принцип действия микрофона и громкоговорителя.

  12. Принципы радиосвязи.



Лабораторные работы и опыты

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

  2. Изучение принципа действия трансформатора.


Оптические явления (15ч.)

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы.


Демонстрации

  1. Источники света.

  2. Прямолинейное распространение света.

  3. Закон отражения света.

  4. Изображение в плоском зеркале.

  5. Преломление света.

  6. Ход лучей в собирающей линзе.

  7. Ход лучей в рассеивающей линзе.

  8. Получение изображений с помощью линз.

  9. Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.

  10. Модель глаза.

  11. Дисперсия белого света.

  12. Получение белого света при сложении света разных цветов.


Лабораторные работы и опыты

  1. Изучение явления распространения света.

  2. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света.

  3. Изучение свойств изображения в плоском зеркале.

  4. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света.

  5. Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.

  6. Получение изображений с помощью собирающей линзы.

  7. Наблюдение явления дисперсии света.



Резерв (7 часов)



Содержание обучения физике в 9 классе (70 часов)

Физика и физические методы изучения природы (1ч.)

Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.


Законы механического движения (28ч.)

Система отсчёта и относительность движения. Неравномерное движение. Скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость скорости и пути равноускоренного движения от времени и ускорения.

Движение по окружности. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.

Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость.


Демонстрации

  1. Равноускоренное движение.

  2. Свободное падение тел в трубке Ньютона.

  3. Направление скорости при равномерном движении по окружности.

  4. Второй закон Ньютона.

  5. Третий закон Ньютона.

  6. Невесомость.


Лабораторные работы и опыты

  1. Изучение зависимости пути от времени при равномерном и равноускоренном движении

  2. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.

  3. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.


Законы сохранения (16ч.)

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.

Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Принципы работы тепловых двигателей. Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Экологические проблемы использования тепловых машин.


Демонстрации

  1. Закон сохранения импульса.

  2. Реактивное движение.

  3. Изменение энергии тела при совершении работы.

  4. Превращения механической энергии из одной формы в другую.

  5. Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

  6. Устройство паровой турбины


Лабораторные работы и опыты

  1. Измерение кинетической энергии тела.

  2. Измерение изменения потенциальной энергии тела.

Квантовые явления (12ч.)

Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.

Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.

Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.

Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.


Демонстрации

  1. Модель опыта Резерфорда.

  2. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.

  3. Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.


Лабораторные работы и опыты

  1. Наблюдение линейчатых спектров излучения.

  2. Измерение естественного радиоактивного фона дозиметром.


Строение Вселенной (6ч.)

Видимые движения небесных све­тил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Определение расстояний до небесных тел. Гипотезы о движении Земли. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Открытия Галилея и Кеплера. Гипотеза Джордано Бруно. Строение Солнечной системы. Физическая при­рода планет и малых тел Солнечной си­стемы. Происхождение Солнечной сис­темы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.


Резерв (7 часов)



Примерное тематическое планирование


7 класс. 2 часа в неделю, 70 учебных часов.

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Из них

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

1.

Физика и физические методы изучения природы

4

3

1

-

2.

Механические явления

39

28

8

3

3.

Тепловые явления

20

16

3

1

4.

Итоговое повторение

3

2

-

1


Всего

66

49

12

5

Резерв- 4 часа.



8 класс. 2 часа в неделю, 70 учебных часов.

п/п

Наименование тем

Всего часов

Из них

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

1.

Электрические и магнитные явления

41

30

8

3

2.

Электромагнитные колебания и волны

7

7

-

-

3.

Оптические явления

14

11

2

1

4.

Итоговое повторение

3

2

-

1


Всего

66

51

10

5

Резерв- 4 часа.


9 класс. 2 часа в неделю, 70 учебных часов.

п/п

Наименование тем

Всего часов

Из них

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

Физика и физические методы изучения природы

1


-

-

Механическое движение

28

25

3

2

Законы сохранения

16

13

2

1

Квантовые явления

12

10

1

1

Итоговое повторение

3

2

-

1

Строение Вселенной

6

6

-

-


Всего

66

56

6

5

Резерв- 4 часа.



Примерное поурочное тематическое планирование


7 класс


п/п

Тема учебного занятия


Физика и физические методы изучения природы (4ч.)

Физические явления.

Физические величины и их измерение. Физические приборы

Лабораторная работа №1. Определение цены деления измерительного прибора.

Физика и техника


Механические явления (39ч.)

Механическое движение.

Скорость.

Неравномерное движение. Средняя скорость

Графики зависимости пути и скорости от времени при равномерном движении

Решение задач. Измерение физических величин. Механическое движение.

Контрольная работа №1. Физические явления. Механическое движение

Явление инерции. Масса

Лабораторная работа №2. Измерение массы тела

Плотность вещества

Лабораторная работа №3. Измерение плотности вещества

Сила

Сила тяжести. Вес тела

Сила упругости

Лабораторная работа №4. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение жесткости пружины

Сила трения

Лабораторная работа №5. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения

скольжения.

Сложение сил

Решение задач. Масса. Сила. Сложение сил

Контрольная работа №2. Масса. Сила. Сложение сил

Равновесие тел.

Лабораторная работа №6. Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения

Центр тяжести тела. Лабораторная работа №7. Нахождение центра тяжести плоского тела

Давление твердых тел

Решение задач. Давление твердых тел

Давление жидкостей и газов

Закон Архимеда

Решение задач. Давление. Сила Архимеда

Атмосферное давление

Энергия

Механическая работа.

Мощность

Простые механизмы.

Лабораторная работа №8. Измерение КПД наклонной плоскости

Механические колебания.

Лабораторная работа №9. Изучение колебаний маятника

Механические волны

Решение задач. Давление. Закон Архимеда

Решение задач. Энергия. Работа

Контрольная работа №3. Давление. Энергия. Работа. Механические колебания и волны


Тепловые явления (20ч.)

Атомное строение вещества.

Диффузия. Броуновское движение

Взаимодействие частиц вещества

Свойства газов, жидкостей, твердых тел

Температура.

Внутренняя энергия

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение

Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение

Количество теплоты. Удельная теплоемкость

Решение задач. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Лабораторная работа №10. Изучение явления теплообмена

Лабораторная работа №11. Измерение удельной теплоемкости вещества

Плавление и кристаллизация

Решение задач. Плавление и кристаллизация

Испарение и конденсация.

Влажность воздуха. Лабораторная работа №12. Измерение влажности воздуха

Кипение

Решение задач. Парообразование и конденсация

Теплота сгорания топлива. Решение задач. Тепловые явления

Контрольная работа №4. Тепловые явления

Итоговое повторение. Механические явления

Итоговое повторение. Тепловые явления

Итоговый контрольный тест по курсу физики за 7 класс

Резерв

Резерв

Резерв

Резерв


8 класс


п/п

Тема учебного занятия


Электрические и магнитные явления (41ч.)

Электрический заряд. Взаимодействие зарядов

Закон сохранения электрического заряда

Действие электрического поля на электрические заряды

Энергия электрического поля. Электрическое напряжение

Конденсатор

Контрольная работа №1. Электрическое поле

Постоянный электрический ток. Действия электрического тока. Электрическая цепь.

Источники постоянного тока.

Сила тока.

Лабораторная работа №1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока

Электрическое напряжение.

Лабораторная работа №2.

Измерение напряжения на участке цепи

Закон Ома для участка цепи.

Сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Реостат.

Лабораторная работа№3. Измерение сопротивление при помощи амперметра и вольтметра.

Лабораторная работа№4. Измерение удельного сопротивления проводника

Решение задач. Закон Ома для участка цепи. Электрическое сопротивление

Последовательное соединение проводников. Лабораторная работа№5. Изучение последовательного соединения проводников

Параллельное соединение проводников. Лабораторная работа№6. Изучение параллельного соединения проводников

Решение задач «Последовательное и параллельное соединение проводников»

Решение задач. Закон Ома. Электрическое сопротивление. Последовательное и параллельное соединение проводников

Работа и мощность электрического тока

Лабораторная работа№7. «Измерение мощности электрического тока»

Решение задач. Работа и мощность электрического тока

Природа электрического тока

Полупроводниковые приборы

Правила безопасности при работе с источниками электрического напряжения

Решение задач. Постоянный электрический ток

Контрольная работа №2. Постоянный электрический ток

Взаимодействие постоянных магнитов

Магнитное поле тока

Электромагнит

Действие магнитного поля на проводник с током.

Электродвигатель

Электромагнитная индукция.

Лабораторная работа№8."Изучение явления электромагнитной индукции".

Правило Ленца.

Самоиндукция

Электрогенератор.

Решение задач. Магнитные явления

Контрольная работа №3. Магнитные явления


Электромагнитные колебания и волны (7ч.)

Переменный ток

Производство и передача электрической энергии

Электромагнитные колебания

Электромагнитные волны и их свойства

Свет - электромагнитная волна

Принципы радиосвязи. Телевидение

Обобщающий урок. Электромагнитные колебания и волны


Оптические явления (15ч.)

Свойства света. Закон прямолинейного распространения света.

Отражение света

Лабораторная работа№9. Исследование зависимости угла отражения света от угла падения

Плоское зеркало

Преломление света.

Решение задач. Отражение света. Преломление света.

Линза.

Решение задач. Линза.

Ход лучей через линзу.

Решение задач. Построение изображений в линзе

Лабораторная работа№10. Определение фокусного расстояния собирающей линзы и ее оптической силы.

Оптические приборы. Глаз как оптическая система.

Дисперсия света

Решение задач. Оптические явления

Контрольная работа №4. Оптические явления

Обобщающее повторение. Электрические и магнитные явления

Обобщающее повторение. Магнитные явления

Итоговый контрольный тест по курсу физики за 8 класс

Резерв

Резерв

Резерв

Резерв


9 класс


п/п

Тема учебного занятия


Методы научного познания (1ч.)

Методы научного познания


Законы механического движения (28ч.)

Механическое движение. Относительность движения. Материальная точка. Система отсчета

Основные понятия кинематики: траектория, путь, перемещение

Прямолинейное равномерное движение

Графическое представление движения

Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении

Решение задач. Прямолинейное равноускоренное движение.

Лабораторная работа №1. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения

Свободное падение

Лабораторная работа №2. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника

Решение задач. Свободное падение

Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение

Лабораторная работа №3. Определение центростремительного ускорения

Относительность механического движения

Решение задач. Равномерное и равноускоренное движение. Движение по окружности

Контрольная работа №1. Кинематика материальной точки

Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона

Второй закон Ньютона

Решение задач. Первый и второй законы Ньютона

Сложение сил. Решение задач

Сложение сил. Решение задач

Третий закон Ньютона

Закон всемирного тяготения

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах

Вес. Невесомость. Перегрузки

Искусственные спутники Земли

Решение задач. Основные законы динамики

Контрольная работа № 2. Динамика материальной точки


Законы сохранения (16ч.)

Импульс тела

Закон сохранения импульса

Реактивное движение

Решение задач. Закон сохранения импульса

Кинетическая энергия

Механическая работа

Потенциальная энергия поднятого тела

Потенциальная энергия упругих деформаций

Закон сохранения механической энергии

Лабораторная работа №4. Изучение закона сохранения энергии

Лабораторная работа №5. Исследование колебаний груза на пружине

Решение задач. Работа. Энергия

Закон сохранения энергии в тепловых процессах

Принцип работы тепловых машин

Решение задач. Работа. Энергия. КПД

Контрольная работа №3. Законы сохранения


Квантовые явления (12ч.)

Модели атомов. Опыт Резерфорда

Постулаты Бора. Спектры поглощения и испускания. Лабораторная работа №6. Наблюдение линейчатых

спектров излучения

Энергия связи. Дефект масс

Решение задач на энергию связи, дефект масс

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома

Радиоактивные превращения атомных ядер. Изотопы

Экспериментальные методы исследования частиц

Ядерные реакции

Ядерная энергетика

Биологическое действие радиации

Решение задач. Квантовые явления

Контрольная работа № 4. Строение атома и атомного ядра

Итоговое повторение. Законы механического движения

Итоговое повторение. Законы механического движения

Итоговый контрольный тест по курсу физики за 9 класс

Геоцентрическая система мира

Гелиоцентрическая система мира

Физическая природа тел Солнечной системы

Малые тела Солнечной системы

Физическая природа Солнца и звезд

Строение и эволюция Вселенной

Резерв

Резерв

Резерв

Резерв





Требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) на конец учебного года


В результате изучения физики в 7 классе ученик должен


знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, волна;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических и тепловых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

-контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

-рационального применения простых механизмов.



В результате изучения физики в 8 классе ученик должен


знать/понимать

смысл понятий: электрическое поле, магнитное поле, атом;

смысл физических величин: электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь:

описывать и объяснять физические явления: электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о электромагнитных явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники;

-контроля за исправностью электропроводки в квартире.



В результате изучения физики в 9 классе ученик должен


знать/понимать

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;

смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;

уметь

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

рационального применения простых механизмов;

оценки безопасности радиационного фона.



В результате изучения физики выпускник основной школы должен


знать/понимать


смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;


уметь


описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов;

оценки безопасности радиационного фона.





Для реализации рабочей программы используется предметная линия учебников по физике «Архимед».


№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Кабардин О. Ф.

Физика. 7класс. Учебник

2014

Москва «Просвещение»

Кабардин О. Ф.

Физика. 8класс. Учебник

2014

Москва «Просвещение»

Кабардин О. Ф.

Физика. 9класс. Учебник

2014

Москва «Просвещение»