СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по физике. 7 класс. УМК «Архимед».

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебного предмета «Физика» разработана для обучающихся 7 класса средней общеобразовательной школы. Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной государственной программы по физике для основной школы под редакцией В.А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина, А.Ю.Пентина, Н.С.Пурышевой, В.Е.Фрадкина и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г. Для реализации рабочей программы используется предметная линия учебников по физике «Архимед».

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике. 7 класс. УМК «Архимед».»






Рабочая программа


по физике



7 класс





Пояснительная записка


Программа учебного предмета «Физика» разработана для обучающихся 7 класса средней общеобразовательной школы.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной государственной программы по физике для основной школы под редакцией В.А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина, А.Ю.Пентина, Н.С.Пурышевой, В.Е.Фрадкина и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.


Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;

-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089

-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.


Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.


Цели изучения физики.

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

-воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.



Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 7 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.



Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются

Познавательная деятельность:

-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

-владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Содержание обучения физике в 7 классе (70 часов)



Физика и физические методы изучения природы (4ч.)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.


Демонстрации

  1. Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

  2. Физические приборы.


Лабораторные работы и опыты

  1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.



Механические явления (39ч.)

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Расчет пути и времени движения. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Инерция. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил.

Сила упругости. Методы измерения силы.

Сила тяжести. Вес тела. Невесомость.

Сила трения.

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия.Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

  1. Равномерное прямолинейное движение.

  2. Относительность движения.

  3. Явление инерции.

  4. Взаимодействие тел.

  5. Зависимость силы упругости от деформации пружины.

  6. Сложение сил.

  7. Сила трения.

  8. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

  9. Обнаружение атмосферного давления.

  10. Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

  11. Закон Паскаля.

  12. Гидравлический пресс.

  13. Закон Архимеда.

  14. Простые механизмы.

  15. Механические колебания.

  16. Механические волны.

  17. Звуковые колебания.

  18. Условия распространения звука.


Лабораторные работы и опыты

  1. Измерение массы.

  2. Измерение плотности вещества.

  3. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

  4. Исследование силы трения скольжения. Измерение коэффициента трения скольжения.

  5. Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения.

  6. Нахождение центра тяжести плоского тела.

  7. Вычисление КПД наклонной плоскости.

  8. Изучение колебаний маятника.

Тепловые явления (20ч.)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.


Демонстрации

  1. Сжимаемость газов.

  2. Диффузия в газах и жидкостях.

  3. Модель хаотического движения молекул.

  4. Модель броуновского движения.

  5. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

  6. Сцепление свинцовых цилиндров.

  7. Принцип действия термометра.

  8. Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

  9. Теплопроводность различных материалов.

  10. Конвекция в жидкостях и газах.

  11. Теплопередача путем излучения.

  12. Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

  13. Явление испарения.

  14. Кипение воды.

  15. Постоянство температуры кипения жидкости.

  16. Явления плавления и кристаллизации.

  17. Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.


Лабораторные работы и опыты

  1. Изучение явления теплообмена.

  2. Измерение удельной теплоемкости вещества.

  3. Измерение влажности воздуха.


Итоговое повторение (3 часа)


Резерв (4 часа)










Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем

Всего часов

Из них

уроки

лабораторные работы

контрольные работы

1.

Физика и физические методы изучения природы

4

3

1

-

1. Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин.

2.

Механические явления

39

28

8

3

2. Измерение массы тела.

3. Измерение плотности вещества.

1. Физические явления. Механическое движение.

4. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Определение жесткости пружины.

5. Исследование силы трения скольжения.

Измерение коэффициента трения скольжения.

2. Масса. Сила. Сложение сил.

6. Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения.

7. Нахождение центра тяжести плоского тела.

3. Давление. Энергия.

Работа. Механические

колебания и волны.

8. Измерение КПД наклонной плоскости.

9. Изучение колебаний маятника.

3.

Тепловые явления

20

16

3

1

10. Изучение явления теплообмена.

11. Измерение удельной теплоемкости вещества.

4. Тепловые явления.

12. Измерение влажности воздуха.

4.

Итоговое повторение

3

2

-

1

Итоговый контрольный тест


Всего

66

49

12

5

Резерв- 4 часа.

Календарно- тематическое планирование



п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся


Домашнее

задание

Дата проведения

план

факт.


Физика и физические методы изучения природы (4ч.)

1/1

Физические явления.

Техника безопасности в кабинете физики.

Физика - наука о природе.

Наблюдение и описание

физических явлений. Научный метод познания.

Знать смысл понятий «вещество», «тело», «явление»;

Уметь различать физические явления,

методы изучения физики.

§1, отв. устно на вопросы стр.7



2/2

Физические величины и их измерение. Физические приборы.

Физические приборы.

Физические величины и их

измерение.

Международная система единиц.

Знать смысл понятия «физическая величина»;

Уметь приводить примеры физических величин,

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

§§2,3



3/3

Лабораторная работа №1. Определение цены деления измерительного прибора. Измерение

физических величин.

Определение цены деления измерительного цилиндра. Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра.

Уметь определять цену деления измерительного прибора,

использовать измерительный цилиндр для определения объема жидкости,

выражать результаты в СИ,

определять погрешность измерения и записывать результат измерения с учетом погрешности;

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

подг.

сообщ.

«Роль физики в жизни человека»



4/4

Физика и техника.


Физика и техника.

Достижения науки и техники.

Уметь выделять основные этапы развития физики и называть имена выдающихся ученых,

определять место физики как науки,

делать выводы о развитии физики, ее достижениях.

стр.18




Механические явления (39ч.)

5/1

Механическое движение.

Равномерное и

неравномерное

движение.

Механическое движение. Путь. Траектория. Равномерное и неравномерное движение.

Поступательное движение. Материальная точка. Относительность движения.

Знать смысл понятий «механическое движение», «равномерное движение», «неравномерное движение», «поступательное движение», «материальная точка», «траектория»,

смысл физической величины «путь»;

Уметь приводить примеры равномерного и неравномерного движения, относительности движения.

§4;

экс.4.1;

инд.4.2



6/2

Скорость.

Скорость. Единицы скорости.

Знать смысл физической величины «скорость», единицу скорости;

Уметь вычислять скорость равномерного движения,

выражать скорость в СИ,

различать скалярные и векторные величины, приводить примеры относительности скорости.

§5;

задачи 5.3; 5.4.



7/3

Средняя скорость.

Средняя скорость неравномерного движения.

Знать смысл физической величины «средняя скорость»;

Уметь вычислять среднюю скорость неравномерного движения.

§6, повт.

решение задач (см. кл.работу)



8/4

Графики зависимости пути и скорости от времени при равномерном движении.

Графики зависимости пути от времени и скорости от

времени.

Уметь по графикам определять скорость и пройденный путь,

строить графики скорости и пройденного пути.

§7;

задачи

7.1;7.2.



9/5

Решение задач.

Измерение физических величин. Механическое движение.

Цена деления измерительного прибора.

Скорость. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Уметь определять цену деления измерительного прибора,

вычислять скорость и пройденный путь равномерного движения, среднюю скорость неравномерного движения,

по графикам определять скорость и пройденный путь,

строить графики скорости и пройденного пути.

подг. к к/р

стр.36-37



10/6

Контрольная работа №1. Физические явления. Механическое движение.

Физические явления и величины.

Механическое движение.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.




11/7

Явление инерции. Масса.

Лабораторная работа №2. Измерение массы тела.

Инерция. Инертность. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела.

Знать смысл явления «инерция», понятия «инертность», физической величины «масса», единицу массы;

Уметь использовать рычажные весы для определения массы тела,

выражать массу в СИ,

приводить примеры практического проявления инерции.

§8,

привести 2-3 примера проявле ния инерции.



12/8

Плотность вещества.

Плотность. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности.

Знать смысл физической величины «плотность», единицу плотности;

Уметь вычислять плотность, массу, объем тела.

§9, задачи 9.1; 9.2.



13/9

Решение задач. Плотность вещества.

Плотность вещества. Расчет массы и объема тела.

Уметь вычислять массу и объем тела, работать с табличными данными.

опр. плот

ность

мыла



14/10

Лабораторная работа №3. Измерение плотности вещества.

Определение плотности твердого тела неправильной формы. Прямые и непрямые измерения.

Уметь использовать измерительные приборы (весы и измерительный цилиндр) для определения массы и объема тела, находить плотность вещества.




15/11

Сила.

Взаимодействие тел. Сила. Единица силы.

Знать смысл понятия «взаимодействие», физической величины «сила», единицу силы;

Уметь графически изображать силу и точку ее приложения.

§10



16/12

Сила тяжести. Вес тела.

Гравитационное взаимодействие. Сила тяжести. Вес тела.

Знать смысл физических величин «сила тяжести», «вес тела», зависимость силы тяжести от массы тела;

Уметь показывать точку приложения и направление силы тяжести и веса тела,

вычислять силу тяжести и вес тела на неподвижной горизонтальной опоре,

различать понятия «масса тела»,

«вес тела», «сила тяжести»,

приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире.

§11,

задачи

11,2; 11.4;

11.5.



17/13

Сила упругости.

Деформация.

Сила упругости.

Закон Гука. Измерение сил. Динамометр.

Знать смысл физической величины «сила упругости»,

закона Гука,

принцип действия и устройство динамометра;

Уметь объяснять причину возникновения силы упругости,

показывать точку приложения и направление действия силы упругости,

приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту.

§12



18/14

Лабораторная работа

4. Исследование

зависимости силы

упругости от удлинения пружины. Определение

жесткости пружины.

Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

Уметь использовать динамометр для определения силы,

представлять результаты измерений с помощью таблицы и графика зависимости силы упругости от удлинения пружины,

находить жесткость пружины.




19/15

Сила трения.

Сила трения. Виды силы трения. Коэффициент трения.

Знать смысл физических величин «сила трения покоя», «сила трения скольжения», «сила трения качения»;

Уметь объяснять механизм возникновения силы трения,

приводить примеры различных видов трения; называть способы увеличения и уменьшения силы трения;

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§19,

подг.

сообщ.

«Увеличение и уменьшение силы трения»



20/16

Лабораторная работа

5. Исследование силы

трения скольжения.

Измерение

коэффициента трения

скольжения.

Исследование силы трения скольжения. Измерение

коэффициента трения

скольжения.

Уметь использовать динамометр для определения силы,

представлять результаты измерений с помощью таблицы и графика зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления,

находить коэффициент трения

скольжения.




21/17

Сложение сил.

Равнодействующая сила.

Уметь находить равнодействующую силу

§13



22/18

Решение задач. Масса.

Сила. Сложение сил.

Масса. Сила.

Сила тяжести. Вес тела. Сила упругости. Сила трения. Сложение сил.

Уметь вычислять массу тела, объяснять примеры проявления явления инерции и сил в окружающей жизни,

находить равнодействующую силу.

подг. к к/р

стр.62-63



23/19

Контрольная работа №2. Масса. Сила. Сложение сил.

Масса. Сила. Сложение сил.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.




24/20

Равновесие тел.

Рычаг. Правило равновесия

рычага

Знать смысл понятия «рычаг», физических величин «плечо силы», «момент силы»,

условие равновесия рычага,

Уметь объяснять практическое применение рычагов.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§14, подг. сообщ.

«Рычаги в технике и быту»



25/21

Лабораторная работа

6. Изучение условия равновесия тела,

имеющего ось вращения.

Изучение условия

равновесия тела, имеющего

ось вращения.

Уметь экспериментально определять условия равновесия рычага.




26/22

Центр тяжести тела. Лабораторная работа №7. Нахождение центра тяжести плоского тела.

Центр тяжести тела.

Виды равновесия тел.

Знать смысл понятия «центр тяжести тела»;

Уметь экспериментально определять центр тяжести тела,

приводить примеры практического учета устойчивости тел;

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§15,

подг. сообщ.

«Равнове

сие в технике и быту»



27/23

Давление твердых тел.

Давление.

Единицы давления.

Знать смысл физической величины «давление», единицу давления;

Уметь объяснять способы практического изменения давления.

§16(п.1),

подг. сообщ.

«Учет давления»



28/24

Решение задач. Давление твердых тел.

Давление твердых тел.

Уметь вычислять давление твердого тела на опору,

выражать величины в СИ.

повт. §16,

задача 16.1



29/25

Давление жидкостей и

газов.

Давление жидкостей и

газов. Закон Паскаля.

Давление жидкости на дно

сосуда. Манометр.

Сообщающиеся сосуды.

Знать смысл закона Паскаля;

Уметь описывать и объяснять давление жидкостей и газов, вычислять давление жидкости на глубине, приводить примеры проявления закона Паскаля в природе и его практического применения в технике и быту.

§16



30/26

Закон Архимеда.

Выталкивающая сила.

Закон Архимеда.

От каких величин зависит

архимедова сила, от каких величин не зависит?

Условия плавания тел.

Знать смысл физической величины «выталкивающая сила»;

Уметь объяснять причины, от

которых зависит сила Архимеда,

объяснять условия плавания тел

§17



31/27

Решение задач.

Давление. Сила

Архимеда.



Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

Уметь вычислять давление твердых тел, давление жидкостей, выталкивающую силу, действующую на тело,

применять теоретические сведения для объяснения окружающих явлений.

решение задач (условие в тетради)



32/28

Атмосферное давление.

Явления, подтверждающие

существование атмосферного давления. Опыт Торричелли.

Измерение атмосферного давления.

Барометр-анероид.

Знать способы измерения атмосферного давления;

Уметь: описывать и объяснять явление

атмосферного давления.


§18



33/29

Энергия.

Энергия. Механическая энергия.

Потенциальная и

кинетическая энергия.

Закон превращения и сохранения механической энергии.

Знать смысл физической величины «энергия», «кинетическая энергия»,

«потенциальная энергия»,

единицу энергии;

Уметь объяснять превращение и сохранение энергии в механических явлениях,

понимать относительность кинетической и потенциальной энергий.

§20, задачи 20.5;20.6;

20.7



34/30

Механическая работа.

Механическая работа. Единицы работы.

Знать смысл физической величины «механическая работа»,

единицу механической работы;

Уметь вычислять механическую работу

§21,

задачи

21.1;21.4;21.5



35/31

Мощность.

Мощность. Единицы мощности.

Знать смысл физической величины «мощность», единицу мощности;

Уметь вычислять мощность

§21,

задачи

21.7;21.10



36/32

Простые механизмы.

Простые механизмы. Наклонная плоскость. Рычаг. Блок. «Золотое правило»

механики. КПД простых

механизмов.

Знать смысл физической величины «коэффициент полезного действия»;

Уметь понимать «золотое правило механики», объяснять назначение простых механизмов;

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§22, подг. сообщ,

«Применение простых механизмов»



37/33

Лабораторная работа

8. Измерение КПД

наклонной плоскости.

Наклонная плоскость. КПД наклонной плоскости.

Уметь экспериментально определять КПД наклонной плоскости.




38/34

Механические колебания.

Свободные и вынужденные

колебания. Амплитуда, период, частота колебаний. Резонанс.

Знать смысл понятий «механические колебания», «свободные колебания»,

«вынужденные колебания», явления «резонанс», физических величин «амплитуда», «период», «частота»;

Уметь объяснять учет резонанса в практической деятельности человека;

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§23,

задачи

23.1,23.2,

подг. сообщ,

«Учет резонан

са»



39/35

Лабораторная работа

9. Изучение колебаний маятника.

Механические колебания. Амплитуда, период, частота колебаний.

Уметь исследовать зависимость периода и частоты свободных

колебаний математического

маятника от его длины, амплитуды колебаний и массы тела.




40/36

Механические волны.

Распространение колебаний в упругой среде. Поперечные и продольные волны. Скорость и длина волны. Звуковые волны. Характеристики звука.

Знать смысл понятий «механическая волна», «физических величин «скорость волны», «длина волны», величин, характеризующих звук;

Уметь объяснять механизм распространения звуковых волн в разных средах, учет резонанса звуковых волн в практической деятельности человека;

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§24,

задачи

24.1,24.3,

подг. сооб

щение

«Учет резонан

са звуко вых волн»



41/37

Решение задач. Давление.

Закон Архимеда.

Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда.

Уметь вычислять давление твердых тел, давление жидкостей, выталкивающую силу, действующую на тело,

объяснять учет давления и выталкивающей силы в практической деятельности человека и природе.

подг. к к/р

(повт. образец решения задач по тетради)



42/38

Решение задач. Энергия.

Работа. Мощность.

Механическая работа. Энергия. Мощность.

Закон превращения и сохранения механической энергии.

Уметь вычислять механическую работу, кинетическую и потенциальную энергию, мощность,

применять закон превращения и сохранения энергии в механических явлениях.

подг. к к/р

(повт. образец решения задач по тетради)



43/39

Контрольная работа

3. Давление. Энергия.

Работа. Механические

колебания и волны.

Давление. Энергия. Работа. Механические колебания

и волны.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.





Тепловые явления (20ч.)

44/1

Атомное строение

вещества.

Представления о

молекулярном строении вещества. Зависимость

скорости движения

молекул от температуры.

Знать смысл понятий «атом», «молекула»,

основные положения молекулярного строения вещества;

Уметь объяснять связь скорости движения молекул с температурой.

§25



45/2

Диффузия. Броуновское движение.

Диффузия в природе и быту.

Непрерывное и хаотическое

движение частиц.

Знать смысл явления «диффузия»;

Уметь приводить примеры и объяснять

диффузию в газах и жидкостях,

объяснять причины броуновского движения;

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§25, подг. сообще ние «Значение диффузии в природе и жизни человека»



46/3

Взаимодействие частиц

вещества

Взаимодействие частиц

вещества

Уметь доказывать существование молекулярного взаимодействия

§26



47/4

Свойства газов, жидкостей, твердых тел

Строение газов, жидкостей и твердых тел. Свойства газов, жидкостей и твердых тел.

Знать строение газов, жидкостей и твердых тел;

Уметь объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основании их строения

§§27,28



48/5

Температура.

Температура. Измерение температуры.

Знать смысл понятия «тепловое равновесие», физической величины «температура»;

единицы температуры;

способы измерения температуры;

принцип действия и устройство жидкостного термометра.

§29



49/6

Внутренняя энергия.

Внутренняя энергия.

Два способа изменения внутренней энергии.

Знать смысл физической величины

«внутренняя энергия»;

Уметь объяснять способы изменения внутренней энергии.

§30



50/7

Виды теплопередачи: теплопроводность,

конвекция, излучение.

Особенности различных видов теплопередачи.

Примеры теплопередачи в

природе и технике.

Знать особенности различных

видов теплопередачи;

Уметь приводить примеры проявления

видов теплопередачи в природе и применение в технике и быту;

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§32, подг.

сообще

ние «Виды теплопередачи в природе, технике, быту»



51/8

Виды теплопередачи: теплопроводность,

конвекция, излучение

Примеры теплопередачи в

природе и технике.

Уметь приводить примеры проявления

видов теплопередачи в природе и применение в технике и быту;

повт.

§32



52/9

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Количество теплоты. Удельная теплоемкость.

Единицы количества теплоты и удельной теплоемкости.

Знать смысл физических величин «количество теплоты», «удельная теплоемкость»;

единицы количества теплоты и удельной теплоемкости.

§31



53/10

Решение задач.

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Уметь вычислять количество теплоты,

поглощаемое или выделяемое при

нагревании или охлаждении;

работать с табличными данными;

понимать графическую зависимость температуры от времени при нагревании или охлаждении тела.

решение задач (условие в тетради)



54/11

Лабораторная работа

10. Изучение явления теплообмена

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Калориметр. Теплообмен.

Знать устройство и применение калориметра;

Уметь использовать термометр для измерения температуры;

применять закон сохранения энергии для объяснения тепловых процессов.




55/12

Лабораторная работа

11. Измерение

удельной теплоемкости

вещества.

Количество теплоты.

Удельная теплоемкость.

Теплообмен.

Уметь использовать термометр для измерения температуры;

применять закон сохранения энергии для объяснения тепловых процессов.




56/13

Плавление и

отвердевание.

Плавление и отвердевание. Температура плавления. Температура отвердевания. График плавления и отвердевания.

Удельная теплота плавления.

Единица удельной теплоты плавления.

Знать смысл понятий «температура плавления», «температура отвердевания»; физической величины «удельная теплота плавления»;

единицу удельной теплоты плавления;

Уметь объяснять явление плавления и

отвердевания, график изменения

температуры в процессе плавления, отвердевания.

§33



57/14

Решение задач.

Плавление и

отвердевание.

Плавление и отвердевание. Температура плавления. График плавления и отвердевания.

Удельная теплота плавления.

Уметь вычислять количество теплоты, необходимое для плавления и выделяющееся при отвердевании тела;

работать с табличными данными.

решение задач (условие в тетради)



58/15

Испарение и

конденсация.

Испарение, факторы,

влияющие на интенсивность

испарения. Конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и ее выделение при конденсации пара. Насыщенный и ненасыщенный пар.

Уметь объяснять явления испарения и конденсации;

понимать факторы, влияющие на скорость этих процессов.

Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее.

§34,

подг.

сообще

ние «Испарение в природе и жизни человека»



59/16

Влажность воздуха. Лабораторная работа

12. Измерение

влажности воздуха.

Влажность воздуха.

Относительная и абсолютная влажность. Точка росы. Способы определения влажности воздуха

Знать смысл понятия «влажности

воздуха»;

способы измерения относительной влажности воздуха.

§34



60/17

Кипение

Кипение. Температура кипения. Удельная

теплота парообразования. Единица удельной теплоты парообразования.

Знать смысл понятия «температура кипения»;

единицу удельной теплоты парообразования;

Уметь объяснять явление кипения;

понимать зависимость температуры кипения от внешнего давления;

объяснять график изменения

температуры в процессе кипения, конденсации.

§34



61/18

Решение задач.

Парообразование и

конденсация

Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Единица удельной теплоты сгорания топлива.

Уметь вычислять количество теплоты, необходимое для парообразования и выделяющееся при конденсации тела;

работать с табличными данными.

решение задач (условие в тетради)



62/19

Теплота сгорания топлива.

Сгорание топлива. Удельная теплота сгорания топлива. Единица удельной теплоты сгорания топлива.

Знать смысл физической величины «удельная теплота сгорания топлива»,

единицу удельной теплоты сгорания топлива;

Уметь вычислять количество теплоты, выделяющееся при горении топлива,

работать с табличными данными,

применять закон сохранения энергии в тепловых процессах.

§35,

подг. к к/р

стр.154-155



63/20

Контрольная работа

4. Тепловые явления

Строение вещества.

Виды теплопередачи.

Нагревание и охлаждение.

Плавление и отвердевание.

Испарение и конденсация.

Кипение. Энергия топлива.

Уметь применять полученные знания для решения физических задач.




64/1

Итоговое повторение. Механические явления

Механическое движение. Скорость. Сила. Давление. Энергия.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 1-42.

стр.160-162

№1-24



65/2

Итоговое повторение. Тепловые явления

Строение вещества.

Виды теплопередачи.

Нагревание и охлаждение.

Плавление и отвердевание.

Испарение и конденсация.

Кипение. Энергия топлива.

Требования к уровню подготовки учащихся к урокам 44- 62.

Стр.162-163

№25-35



66/3

Итоговый контрольный

тест по курсу физики

за 7 класс


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса.




67/1

Резерв






68/2

Резерв






69/3

Резерв






70/4

Резерв











В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, волна;

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха;

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, сохранения механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию;

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени;

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических и тепловых явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

-контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

-рационального применения простых механизмов.


Для реализации рабочей программы используется предметная линия учебников по физике «Архимед».


№ п/п

Авторы

Название

Год издания

Издательство

Кабардин О. Ф.

Физика. 7класс. Учебник

2014

Москва «Просвещение»