Рабочая программа
по физике
9 класс
Пояснительная записка
Программа учебного предмета «Физика» разработана для обучающихся 9 класса средней общеобразовательной школы.
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена на основе примерной государственной программы по физике для основной школы под редакцией В.А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина, А.Ю.Пентина, Н.С.Пурышевой, В.Е.Фрадкина и Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
-Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
-Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
-Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Программа отражает содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных работ и опытов, выполняемых обучающимися.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики.
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
-овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
-воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
-применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения физики в 9 классе из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются
Познавательная деятельность:
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
-формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
-владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Содержание обучения физике в 9 классе
Физика и физические методы изучения природы (1ч.)
Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические законы и границы их применимости. Роль физики в формировании научной картины мира.
Законы механического движения (28ч.)
Система отсчёта и относительность движения. Неравномерное движение. Скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость скорости и пути равноускоренного движения от времени и ускорения.
Движение по окружности. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение.
Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Демонстрации
Равноускоренное движение.
Свободное падение тел в трубке Ньютона.
Направление скорости при равномерном движении по окружности.
Второй закон Ньютона.
Третий закон Ньютона.
Невесомость.
Лабораторные работы и опыты
Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения.
Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника.
Определение центростремительного ускорения.
Законы сохранения (16ч.)
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. Принципы работы тепловых двигателей. Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя. Объяснение устройства и принципа действия холодильника.
Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации
Закон сохранения импульса.
Реактивное движение.
Изменение энергии тела при совершении работы.
Превращения механической энергии из одной формы в другую.
Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины
Лабораторные работы и опыты
Изучение закона сохранения энергии.
Исследование колебаний груза на пружине.
Квантовые явления (12ч.)
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Линейчатые оптические спектры. Поглощение и испускание света атомами.
Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.
Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации
Модель опыта Резерфорда.
Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
Лабораторные работы и опыты
Наблюдение линейчатого спектра излучения.
Строение Вселенной (6ч.)
Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Определение расстояний до небесных тел. Гипотезы о движении Земли. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Открытия Галилея и Кеплера. Гипотеза Джордано Бруно. Строение Солнечной системы. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и звёзд. Строение и эволюция Вселенной.
Итоговое повторение (3 часа)
Резерв (4 часа)
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Всего часов | Из них |
уроки | лабораторные работы | контрольные работы |
1. | Физика и физические методы изучения природы | 1 | | - | - |
2. | Механическое движение | 28 | 25 | 3 | 2 |
№1. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения. | №1. Кинематика материальной точки. |
№2. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. | № 2. Динамика материальной точки. |
№3. Определение центростремительного ускорения. |
3. | Законы сохранения | 16 | 13 | 2 | 1 |
№4. Изучение закона сохранения энергии. | №3. Законы сохранения. |
№5. Исследование колебаний груза на пружине. |
4. | Квантовые явления | 12 | 10 | 1 | 1 |
№6. Наблюдение линейчатого спектра излучения. | № 4. Строение атома и атомного ядра. |
5. | Итоговое повторение | 3 | 2 | | 1 |
Итоговый контрольный тест |
6. | Строение Вселенной | 6 | 6 | - | - |
| Всего | 66 | 56 | 6 | 5 |
Резерв- 4 часа.
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Домашнее задание | Дата проведения |
план | факт. |
| Методы научного познания (1ч.) |
1/1 | Методы научного познания. | Методы научного познания. | Знать смысл понятий «наблюдение», «гипотеза», «модель». | §1 | | |
| Законы механического движения (28ч.) |
2/1 | Механическое движение. Относительность движения. | Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета. Материальная точка. Поступательное движение. | Знать смысл понятий «механическое движение», «поступательное движение», «материальная точка», «система отсчета», «тело отсчета» Уметь приводить примеры механического движения и его относительности. | §2 | | |
3/2 | Основные понятия кинематики: траектория, путь, перемещение. | Траектория. Путь. Перемещение. | Знать смысл понятий «траектория», «перемещение», физической величины «путь»; Уметь работать с векторными величинами. | §2 | | |
4/3 | Прямолинейное равномерное движение. | Прямолинейное равномерное движение. Скорость, перемещение, координата прямолинейного равномерного движения. | Знать смысл понятия «равномерное движение», физической величины «скорость»; Уметь описывать и объяснять движение. | §2, см. тетрадь | | |
5/4 | Графическое представление движения. | Прямолинейное равномерное движение. | Уметь читать и строить графики проекции скорости, проекции перемещения и координаты прямолинейного равномерного движения. | см. тетрадь | | |
6/5 | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. | Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Единица ускорения. | Знать смысл понятия «равноускоренное движение», физической величины «ускорение», единицу ускорения. | §3, см. тетрадь, | | |
7/6 | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. | Уметь описывать и объяснять прямолинейное равноускоренное движение. | §4, см. тетрадь | | |
8/7 | Решение задач. Прямолинейное равноускоренное движение. | Прямолинейное равноускоренное движение. | Уметь вычислять ускорение, скорость и перемещение, читать и строить графики проекции скорости прямолинейного равноускоренного движения. | Задачи (3.2; 3.4), (3.5; 3.6), (4.1; 4.4). | | |
9/8 | Лабораторная работа №1. Измерение ускорения прямолинейного равноускоренного движения. | Прямолинейное равноускоренное движение. | Уметь работать с измерительными приборами (линейка, секундомер), проводить прямые (длина и время) и косвенные (ускорение) измерения, записывать результат измерений с учетом погрешностей. | | | |
10/9 | Свободное падение. | Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. | Знать смысл физической величины «ускорение свободного падения». | см. тетрадь | | |
11/10 | Лабораторная работа №2. Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника. | Ускорение свободного падения. Период колебаний математического маятника. | Уметь работать с измерительными приборами (линейка, секундомер), проводить прямые (длина, время) и косвенные (ускорение свободного падения) измерения, записывать результат измерений с учетом погрешностей. | | | |
12/11 | Решение задач. Свободное падение | Свободное падение тел. | Уметь описывать и объяснять свободное падение тел. | Задачи 3.3; 4.3. | | |
13/12 | Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. | Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. | Знать смысл понятия «криволинейное движение», физической величины «центростремительное ускорение», Уметь описывать и объяснять криволинейное движение. | §5, задачи 5.1; 5.2. | | |
14/13 | Лабораторная работа №3. Определение центростремительного ускорения. | Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение. | Уметь работать с измерительными приборами (линейка, секундомер), проводить прямые (длина, время) и косвенные (центростремительное ускорение) измерения, записывать результат измерений с учетом погрешностей. | | | |
15/14 | Относительность механического движения. | Относительность механического движения. Закон сложения скоростей. | Понимать относительность перемещения и скорости. | §6 | | |
16/15 | Решение задач. Равномерное и равноускоренное движение. Движение по окружности. | Равномерное и равноускоренное движение. Движение по окружности. | Уметь описывать прямолинейное равномерное и равноускоренное движение, равномерное движение по окружности. | подг. к к/р стр. 32-33 | | |
17/16 | Контрольная работа №1. Кинематика материальной точки. | Равномерное и равноускоренное движение. Движение по окружности. | Уметь применять полученные знания для решения физических задач. | | | |
18/17 | Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. | Инерция. Первый закон Ньютона. Масса. Инерциальные системы отсчета. | Знать смысл явления «инерция», первого закона Ньютона, физической величины «масса», способы измерения массы, единицу массы. | §7 | | |
19/16 | Второй закон Ньютона. | Взаимодействие тел. Сила. Второй закон Ньютона. | Знать смысл понятия «взаимодействие», физической величины «сила», второго закона Ньютона, единицу силы, способ измерения сил. | §8 | | |
20/19 | Решение задач. Первый и второй законы Ньютона. | Первый и второй законы Ньютона. | Уметь применять первый и второй законы Ньютона, вычислять ускорение тела, силы, действующие на тело, или массу тела. | задачи 8.1; 8.2; 8.3 | | |
21/20 | Сложение сил. Решение задач. | Равнодействующая сил. | Уметь находить равнодействующую силу. | §9, задача 9.3 | | |
22/21 | Сложение сил. Решение задач. | Равнодействующая сил. | Уметь находить равнодействующую силу. | §9, задача 9.4 | | |
23/22 | Третий закон Ньютона. | Третий закон Ньютона. | Знать смысл третьего закона Ньютона. | §10, задачи 10.1; 10.5 | | |
24/23 | Закон всемирного тяготения. | Закон всемирного тяготения. Гравитационная постоянная. | Знать смысл понятий «гравитационное взаимодействие», «гравитационная постоянная», закона всемирного тяготения, границы применимости закона | §11, задачи 11.1; 11.2 | | |
25/24 | Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. | Сила тяжести и ускорение свободного падения. | Знать смысл физических величин «сила тяжести», «ускорение свободного падения»; Понимать зависимость ускорения свободного падения от широты и высоты над Землей. | задачи 11.3; 11.4; 11.6 | | |
26/25 | Вес. Невесомость. Перегрузки. | Сила тяжести. Вес. Невесомость. Перегрузки. | Знать смысл понятий «невесомость», «перегрузка», физической величины «вес»; Понимать зависимость веса тела от характера движения. | §12, задача 12.4 | | |
27/26 | Искусственные спутники Земли | Первая и вторая космические скорости. | Уметь рассчитывать первую космическую скорость. | §12 | | |
28/27 | Решение задач. Основные законы динамики. | Законы Ньютона. Закон всемирного тяготения. | Уметь применять законы динамики при решении задач. | подг. к к/р стр. 92 А1-А7 | | |
29/28 | Контрольная работа № 2. Динамика материальной точки. | Основные законы динамики. | Уметь применять полученные знания для решения физических задач. | | | |
| Законы сохранения (16ч.) |
30/1 | Импульс тела. | Импульс тела. Единица импульса. | Знать смысл физической величины «импульс тела», единицу импульса тела. | §13 | | |
31/2 | Закон сохранения импульса. | Закон сохранения импульса. | Знать смысл закона сохранения импульса; Уметь применять закон сохранения импульса. | §13, задачи 13.1; 13.2 | | |
32/3 | Реактивное движение. | Реактивное движение. | Уметь объяснять практическое применение закона сохранения импульса. | задача 13.3 | | |
33/4 | Решение задач. Закон сохранения импульса. | Закон сохранения импульса. | Уметь применять закон сохранения импульса при решении задач. | см. тетрадь | | |
34/5 | Кинетическая энергия. | Кинетическая энергия | Знать смысл физической величины «кинетическая энергия», единицу энергии; Понимать относительность кинетической энергии. | §14, задачи 14.3; 14.4 | | |
35/6 | Механическая работа. | Механическая работа. | Знать смысл физической величины «работа», единицу работы; Понимать относительность механической работы. | §15, задачи 15.1; 15.2; 15.3 | | |
36/7 | Потенциальная энергия гравитационного притяжения тел. | Потенциальная энергия гравитационного притяжения тел. | Знать смысл физической величины «потенциальная энергия гравитационного притяжения тел», Понимать относительность потенциальной энергии. | §16, задачи 16.1; 16.2; 16.3 | | |
37/8 | Потенциальная энергия упругой деформации. | Потенциальная энергия упругой деформации. | Знать смысл физической величины «потенциальная энергия упругой деформации» | §17, задачи 17.1; 17.2; 17.4 | | |
38/9 | Закон сохранения механической энергии. | Закон сохранения механической энергии. | Знать смысл закона сохранения механической энергии. | §18 | | |
39/10 | Лабораторная работа №4. Изучение закона сохранения энергии. | Закон сохранения механической энергии. | Уметь работать с измерительными приборами (линейка), проводить прямые(длина) и косвенные (жесткость пружины) измерения и анализировать полученный результат. | | | |
40/11 | Лабораторная работа №5. Исследование колебаний груза на пружине. | Период и частота колебаний пружинного маятника. | Уметь работать с измерительными приборами (линейка, секундомер), проводить прямые (длина, время) и косвенные (жесткость пружины и период колебаний) измерения и анализировать полученный результат. | | | |
41/12 | Решение задач. Механическая работа. Закон сохранения энергии. | Механическая работа. Закон сохранения и превращения механической энергии. | Уметь применять закон сохранения механической энергии при решении задач. | задачи (условие в тетради) | | |
42/13 | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | Работа и количество теплоты. Закон сохранения и превращения энергии. | Понимать закон сохранения и превращения энергии. | §19, задачи 19.1; 19.2 | | |
43/14 | Принцип работы тепловых машин | Принцип работы тепловых машин. | Понимать принцип действия тепловых машин и экологические проблемы в связи с их использованием, Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее. | подг. сообщ. «Тепло-вые машины и охрана природы» | | |
44/15 | Решение задач. Законы сохранения. | Закон сохранения импульса. Закон сохранения энергии. | Уметь применять законы сохранения импульса и энергии при решении задач. | подг. к к/р стр.93 А8-В3 | | |
45/16 | Контрольная работа №3. Законы сохранения. | Законы сохранения. | Уметь применять полученные знания для решения физических задач. | | | |
| Квантовые явления (12ч.) |
46/1 | Модели атомов. Опыт Резерфорда. | Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. | Знать строение атома по Резерфорду, Понимать смысл опыта Резерфорда. | §21 | | |
47/2 | Постулаты Бора. Спектры поглощения и испускания. Лабораторная работа №6. Наблюдение линейчатого спектра излучения. | Квантовые постулаты Бора. Линейчатые спектры поглощения и испускания. | Уметь объяснять смысл постулатов Бора, процесс испускания и поглощения энергии атомом, понимать принцип работы спектроскопа. | §22 | | |
48/3 | Энергия связи. Дефект масс. | Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи ядра. | Знать строение атомного ядра, Уметь объяснять особенность ядерных сил, понимать смысл понятия «дефект масс», физической величины «энергия связи». | §23 | | |
49/4 | Решение задач. Энергия связи атомного ядра. | Строение атомного ядра. Энергия связи. Дефект масс. | Уметь вычислять энергию связи атомного ядра. | Задачи 23.2; 23.3 | | |
50/5 | Радиоактивность. | Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-распад. | Понимать природу альфа-, бета-, гамма-лучей. | §24 | | |
51/6 | Радиоактивные превращения атомных ядер. Изотопы. | Закон радиоактивного распада. Радиоактивные изотопы в природе. | Понимать природу радиоактивного распада и его закономерности, Осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием ресурсов Интернета и представлять ее. | §24, подг. сообщ. «Применение ра диоактивных изо топов» | | |
52/7 | Экспериментальные методы исследования частиц. | Экспериментальные методы исследования частиц. | Понимать современные методы обнаружения и исследования заряженных частиц и ядерных превращений. | §25 | | |
53/8 | Ядерные реакции. | Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепные ядерные реакции. Термоядерные реакции. | Понимать особенности ядерных реакций, термоядерных реакций, механизм деления ядер урана, вычислять выход ядерной реакции. | §26 | | |
54/9 | Ядерная энергетика. | Ядерный реактор. | Уметь объяснять устройство ядерного реактора. | §27 | | |
55/10 | Биологическое действие радиации | Биологическое действие радиации. | Знать правила защиты от радиоактивных излучений. | §28 | | |
56/11 | Решение задач. Квантовые явления. | Строение атома и атомного ядра. Радиоактивные превращения атомных ядер. | Уметь объяснять строение атома и атомного ядра, природу радиоактивного распада и его закономерности. | стр.128- 129 | | |
57/12 | Контрольная работа № 4. Строение атома и атомного ядра. | Строение атома и атомного ядра. | Уметь применять полученные знания для решения физических задач. | | | |
58/1 | Итоговое повторение. Законы механического движения | Законы кинематики. Законы динамики. | Уметь применять знания при решении задач. | стр.129-130 №1-6 | | |
59/2 | Итоговое повторение. Законы механического движения | Законы сохранения. | Уметь применять знания при решении задач. | стр.130 №7-11 | | |
60/3 | Итоговый контрольный тест по курсу физики за 9 класс | | Уметь применять полученные знания для решения физических задач. | | | |
61/1 | Геоцентрическая система мира. | Становление геоцентрической системы мира. | Понимать развитие взглядов на научную картину мира. | §29 | | |
62/2 | Гелиоцентрическая система мира. | Становление гелиоцентрической системы мира. | Понимать развитие взглядов на научную картину мира. | §30 | | |
63/3 | Физическая природа тел Солнечной системы. | Планеты земной группы. Планеты- гиганты. | Знать строение Солнечной системы, Уметь характеризовать планеты Солнечной системы. | §31 | | |
64/4 | Малые тела Солнечной системы. | Малые тела Солнечной системы. | Знать строение Солнечной системы, Уметь характеризовать малые тела Солнечной системы. | §32 | | |
65/5 | Физическая природа Солнца и звезд | Основные физические параметры Солнца и звезд. | Уметь характеризовать Солнце и звезды. | §33 | | |
66/6 | Строение и эволюция Вселенной | Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. | Понимать структуру и происхождение Вселенной. | §34 | | |
67/1 | Резерв | | | | | |
68/2 | Резерв | | | | | |
69/3 | Резерв | | | | | |
70/4 | Резерв | | | | | |
В результате изучения физики в 9 классе ученик должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
В результате изучения физики выпускник основной школы должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы;
смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;
уметь
описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
решать задачи на применение изученных физических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
оценки безопасности радиационного фона.
Для реализации рабочей программы используется предметная линия учебников по физике «Архимед».
№ п/п | Авторы | Название | Год издания | Издательство |
| Кабардин О. Ф. | Физика. 9класс. Учебник | 2014 | Москва «Просвещение» |