МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена на заседании МО естественно-математического цикла Протокол № ___ от «____»________2015 г. | Согласована с заместителем директора по учебно-воспитательной работе____________ В.В Алисова. | Принята на заседании педагогического совета Протокол № ___ от «____»________2015 г | Утверждаю: Директор школы _______________ Л.П. Черных Приказ № ___ от «___»_____________2015 г |
Рабочая программа
по физике
11 класс
на 2015 - 2016 учебный год
Учитель Зиборов Игорь Сергеевич
с. Каменка 2015 год
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка___________________________________________________3
Календарно-тематическое распределение количества часов_____________________5
Содержание тем учебного курса____________________________________________8
Требования к уровню подготовки обучающихся______________________________10
Критерии оценивания знаний обучающихся_________________________________11
Учебно-методическое обеспечение_________________________________________12
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Физика» для обучающихся 11 класса разработана в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по физике с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования (базовый уровень; 10—11-й классы) и на основе авторской программы: Генденштейн Л. Э. Физика. 7-11 кл./ Л. Э. Генденштейн, В. И. Зинковский- М.: Мнемозина, 2014
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач, формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
Значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики 11 класса в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: электродинамика, квантовая физика и элементы астрофизики.
Особенностью предмета физика в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как: природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
Для реализации данной программы используются педагогические технологии уровневой дифференциации обучения, технологии на основе личностной ориентации, которые подбираются для каждого конкретного класса, урока, а также следующие методы и формы обучения и контроля:
формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная работа, групповая работа.
методы работы: рассказ, объяснение, лекция, беседа, применение наглядных пособий, дифференцированные задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, решение проблемно-поисковых задач.
Используются следующие формы и методы контроля усвоения материала: устный контроль (фронтальный опрос, индивидуальный опрос, устная проверка знаний); письменный контроль (контрольные работы, самостоятельные работы, тесты).
Учебный процесс осуществляется в классно-урочной форме.
Согласно учебному плану школы для изучения курса физики в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:
Познавательная деятельность:
использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
Рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Календарно-тематическое распределение количества часов
№ п/п (урок) | Тема раздела, урока | Дата проведения урока | Примечание |
по плану | фактически |
Раздел I. Электродинамика (10 часов) |
Тема 1.1 Магнитное поле (4 часа) |
1 | Магнитные взаимодействия. Магнитное поле. | | | |
2 | Закон Ампера. | | | |
3 | Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током». | | | |
4 | Сила Лоренца. | | | |
1.2. Электромагнитная индукция (6 часов) |
5 | Явление электромагнитной индукции. Правило Ленца. | | | |
6 | Закон электромагнитной индукции. | | | |
7 | Самоиндукция. Энергия магнитного поля тока. | | | |
8 | Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции и принципа действия трансформатора». | | | |
9 | Обобщающий урок по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». | | | |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Магнитное поле. Электромагнитная индукция». | | | |
Раздел II. Колебания и волны (11 часов) |
Тема 2.1 Колебания (6 часов) |
11 | Свободные механические колебания. | | | |
12 | Период колебаний пружинного и математического маятников. | | | |
13 | Соотношение между смещением, скоростью и ускорением тела при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания. | | | |
14 | Лабораторная работа №3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника». | | | |
15 | Колебательный контур. | | | |
16 | Переменный электрический ток. | | | |
Тема 2.2 Волны (5 часов) |
17 | Механические волны. Звук. | | | |
18 | Электромагнитные волны. | | | |
19 | Передача информации с помощью электромагнитных волн. | | | |
20 | Обобщающий урок по теме «Колебания и волны» | | | |
21 | Контрольная работа №2 по теме «Колебания и волны». | | | |
Раздел III. Оптика (15 часов) |
Тема 3.1 Геометрическая оптика (7 часов) |
22 | Прямолинейное распространение света. Отражение света. | | | |
23 | Преломление света. | | | |
24 | Лабораторная работа №4 «Определение показателя преломления стекла». | | | |
25 | Построение изображений в линзах. | | | |
26 | Формула тонкой линзы. | | | |
27 | Глаз и оптические приборы. | | | |
28 | Обобщающий урок по теме «Геометрическая оптика». | | | |
Тема 3.2. Волновая оптика (8 часов) |
29 | Интерференция механических волн. | | | |
30 | Интерференция света. | | | |
31 | Дифракция света. Дифракционная решетка. | | | |
32 | Лабораторная работа №5 «Наблюдение интерференции и дифракции света». | | | |
33 | Цвет. | | | |
34 | Поляризация света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой. | | | |
35 | Обобщающий урок по теме «Волновая оптика». | | | |
36 | Контрольная работа №3 по теме «Геометрическая и волновая оптика». | | | |
Раздел IV. Элементы теории относительности (2 часа) |
Тема 4.1. Элементы теории относительности (2 часа) |
37 | Основные положения специальной теории относительности. | | | |
38 | Некоторые следствия специальной теории относительности. | | | |
Раздел V Квантовая физика (16 часов) |
Тема 5.1 Кванты и атомы (7 часов) |
39 | Фотоэффект. | | | |
40 | Теория фотоэффекта. | | | |
41 | Строение атома. | | | |
42 | Атомные спектры. | | | |
43 | Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров». | | | |
44 | Лазеры. Квантовая механика. | | | |
45 | Обобщающий урок по теме «Кванты и атомы». | | | |
Тема 5.2 Атомное ядро и элементарные частицы (9 часов) |
46 | Атомное ядро. | | | |
47 | Радиоактивность. | | | |
48 | Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям». | | | |
49 | Лабораторная работа №8 «Моделирование радиоактивного распада». | | | |
50 | Ядерные реакции и энергия связи ядер. | | | |
51 | Ядерная энергетика. | | | |
52 | Мир элементарных частиц. | | | |
53 | Обобщающий урок по теме «Кванты и атомы. Атомное ядро и элементарные частицы». | | | |
54 | Контрольная работа №4 по теме «Кванты и атомы. Атомное ядро и элементарные частицы». | | | |
Раздел VI. Строение и эволюция вселенной (8 часов) |
Тема 6.1. Солнечная система (3 часа) |
55 | Размеры солнечной системы. | | | |
56 | Солнце. | | | |
57 | Природа тел солнечной системы. | | | |
Тема 6.2. Звезды, галактики, Вселенная (5 часов) |
58 | Разнообразие звезд. | | | |
59 | Судьбы звезд. | | | |
60 | Галактики. | | | |
61 | Происхождение и эволюция Вселенной. | | | |
62 | Обобщающий урок по теме «Солнечная система. Звезды, галактики, Вселенная». | | | |
Итоговое обобщение (6 часов) |
63 | Итоговое обобщение. Механика. | | | |
64 | Итоговое обобщение. Молекулярная физика и тепловые явления. | | | |
65 | Итоговое обобщение. Электростатика. Постоянный ток. | | | |
66 | Итоговое обобщение изученного в 11 классе. | | | |
67 | Итоговая контрольная работа №6. | | | |
68 | Подведение итогов обучения | | | |
Содержание тем учебного курса
Раздел I «Электродинамика» (10 часов)
Тема 1.1 «Магнитное поле» (4 часа)
Взаимодействие магнитов. Взаимодействие проводников с током и магнитов. Взаимодействие проводников с током. Магнитные свойства вещества. Магнитное поле. Магнитная индукция. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущиеся заряженные частицы.
Лабораторная работа №1 «Наблюдение действия магнитного поля на проводник с током».
Тема 1.2 «Электромагнитная индукция» (6 часов)
Явление электромагнитной индукции. Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции. Вихревое электрическое поле. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.
Лабораторная работа №2 «Изучение явления электромагнитной индукции и принципа действия трансформатора».
Раздел II «Колебания и волны» (11 часов)
Тема 2.1 «Колебания» (6 часов)
Свободные механические колебания. Амплитуда, период, частота и фаза колебаний. Периоды колебаний математического и пружинного маятников. Гармонические колебания. Вынужденные механические колебания. Резонанс. Свободные колебания в колебательном контуре. Период свободных электромагнитных колебаний. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный электрический ток. Генерирование электроэнергии. Производство, передача и потребление электроэнергии. Трансформатор.
Лабораторная работа №3 «Измерение ускорения свободного падения с помощью маятника».
Тема 2.2 «Волны» (5 часов)
Механические волны. Продольные и поперечные волны. Частота волны, период волны, длина волны, скорость распространения волны. Звуковые волны. Электромагнитные волны. Теория Максвелла. Опыты Герца. Давление света. Передача информации с помощью электромагнитных волн. Изобретение радио и принципы радиосвязи. Генерирование и излучение радиоволн. Передача и прием радиоволн. Современные средства связи. Интернет.
Раздел III Оптика (15 часов)
Тема 3.1 «Геометрическая оптика» (7 часов)
Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Глаз и оптические приборы.
Лабораторная работа №4 «Определение показателя преломления стекла».
Тема 3.2 «Волновая оптика» (8 часов)
Световые волны. Интерференция света. Дифракция света. Дифракционная решетка. Дисперсия света. Окраска предметов. Инфракрасное излучение. Ультрафиолетовое излучение. Поперечность световых волн. Поляризация света. Соотношение между волновой и геометрической оптикой.
Лабораторная работа №5 «Наблюдение интерференции и дифракции света».
Раздел IV «Элементы теории относительности» (2 часа)
Тема 4.1. Элементы теории относительности (2 часа)
Основные положения специальной теории относительности. Некоторые следствия специальной теории относительности. Относительность одновременности. Относительность промежутков времени. Энергия тела. Энергия покоя. Связь полной энергии с массой тела.
Раздел V «Квантовая физика» (16 часов)
Тема 5.1 «Кванты и атомы» (7 часов)
Гипотеза Планка. Фотоэффект. Теория фотоэффекта. Применение фотоэффекта. Строение атома. Опыт Резерфорда. Планетарная модель атома. Постулаты Бора. Атомные спектры. Спектральный анализ. Энергетические уровни. Спонтанное и вынужденное излучение. Лазеры. Применение лазеров. Корпускулярно-волновой дуализм. Вероятностный характер атомных процессов. Соответствие между классической и квантовой механикой.
Лабораторная работа №6 «Наблюдение сплошного и линейчатого спектров».
Тема 5.2 «Атомное ядро и элементарные частицы» (9 часов)
Строение атомного ядра. Ядерные силы. Радиоактивность. Радиоактивные превращения. Ядерные реакции. Энергия связи атомных ядер. Реакции синтеза и деления ядер. Ядерная энергетика. Цепные ядерные реакции. Ядерный реактор. Принцип действия атомной электростанции. Перспективы и проблемы ядерной энергетики. Влияние радиации на живые организмы.
Мир элементарных частиц. Открытие новых частиц. Классификация элементарных частиц. Фундаментальные частицы и фундаментальные взаимодействия.
Лабораторная работа №7 «Изучение треков заряженных частиц по фотографиям».
Лабораторная работа №8 «Моделирование радиоактивного распада».
Раздел VI «Строение и эволюция вселенной» (8 часов)
Тема 6.1 «Солнечная система» (3 часа)
Размеры Солнечной системы. Солнце. Источник энергии Солнца. Строение Солнца. Природа тел Солнечной системы. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Малые тела Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы.
Тема 6.2 «Звезды, галактики, Вселенная» (5 часов)
Разнообразие звезд. Расстояния до звезд. Светимость и температура звезд. Судьбы звезд. Эволюция звезд разной массы. Наша Галактика — Млечный путь. Другие галактики. Происхождение и эволюция Вселенной. Разбегание галактик. Большой взрыв.
Итоговое обобщение (6 часов)
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения данного предмета в седьмом классе учащийся должен
знать/понимать
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
вклад российских и зарубежных учёных, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твёрдых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория даёт возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать ещё неизвестные явления;
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи; оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды; рационального природопользования и защиты окружающей среды.
Критерии оценивания знаний обучающихся
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставиться, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставиться, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала: умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и.двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Учебно-методическое обеспечение
Генденштейн Л.Э., Кошкина А.В Физика. 11 класс: рабочие программы с методическими рекомендациями – М.: Мнемозина, 2014
Генденштейн Л.Э. Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 1 Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни) / Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. – М.: Мнемозина, 2015
Генденштейн Л.Э. Физика. 11 класс. В 2 ч. Ч. 2 Задачник для общеобразовательных учреждений (базовый и углубленный уровни) / Генденштейн Л.Э., Кошкина А.В., Левиев Г.И.; под редакцией Генденштейна Л.Э – М.: Мнемозина, 2015
Генденштейн Л.Э., Орлов В.А. Физика. 11 класс. Тетрадь для лабораторных работ (базовый и углубленный уровни): учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций - М.: Мнемозина, 2015
Генденштейн Л.Э., Орлов В.А. Физика. 11 класс. Самостоятельные работы (базовый и углубленный уровни): учебное пособие для учащихся общеобразовательных организаций - М.: Мнемозина, 2015
Генденштейн Л.Э., Кошкина А.В Физика. 11 класс: приложение к учебнику: путеводитель по подготовке к ЕГЭ – М.: Мнемозина, 2015
12