г. Ярославль
Раздел № 1. Пояснительная записка
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредметных и внутрипредметных связей.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса автора А.В.Перышкин «Физика. 8 класс», издательство «дрофа». Москва. 2012 год
Учебно-методический комплект входит в федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год и рекомендован (утвержден) МО РФ.
По количеству часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, программа соответствует государственному стандарту основного общего образования (5-9 кл.)
На изучение физики в 8 классе отводится 2 часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество, отведенное на изучение предмета, составляет 68 часов. 2012-13 учебный год составляет 34 недели по решению Педагогического совета школы пр.№1 от 29.08.2012
Раздел № 2. Тематическое планирование
Раздел № 3. Календарно-тематическое планирование учебного материала
№ урока | Что пройдено на уроке | Демонстрации | Содержание из государственного стандарта | Дата | Домашнее задание |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I четверть |
Тепловые явления (25 ч) |
1.1 | Тепловое движение атомов и молекул. Температура и ее измерение. Лабораторный опыт «Исследование изменения со временем температуры остывающей воды» | Принцип действия термометра | Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического движения частиц. | | | §1 |
2.2 | Внутренняя энергия Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц. | Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче | Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. | | | §2,3 |
3.3 | Виды теплопередачи. Теплопроводность. | Теплопроводность различных веществ | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. | | | §4 |
4.4 | Конвекция. Излучение. | Конвекция в жидкостях и газах. Теплопередача путем излучения | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. | | | §5,6 |
5.5 | Сравнение видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике | | Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. | | | §1 (доп. Материал) |
6.6 | Количество теплоты. | | Количество теплоты. | | | §7 |
7.7 | Удельная теплоемкость вещества | Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ | Удельная теплоемкость. | | | §8 |
8.8 | Решение задач на расчет количества теплоты при теплообмене. Тепловое равновесие | | Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | | | §9 |
9.9 | Лабораторная работа №1 «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры. Изучение явления теплообмена» | | | | | |
10.10 | Решение задач на расчет количества теплоты. | | Практическое применение физических знаний для учета теплопроводности и теплоемкости различных веществ в повседневной жизни | | | |
11.11 | Лабораторная работа №2 «Измерение удельной теплоемкости вещества» | | | | | |
12.12 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи. | | Удельная теплота сгорания. | | | §10, 11, 2(доп. Материал) |
13.13 | Решение задач на закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах. | | | | | |
14.14 | Контрольная работа 1 по теме «Тепловые явления». | | | | | |
15.15 | Различные состояния вещества. Плавление и кристаллизация. | Явления плавления и кристаллизации. | Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования | | | §12, 3(доп. Материал), §13, 14 |
16.16 | Удельная теплота плавления. | | | | | §15 |
17.17 | Испарение и конденсация | Явление испарения | Испарение и конденсация. | | | §16,17 |
18.18 | Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха и ее измерение | Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром. | Влажность воздуха. | | | §16,19 |
II четверть |
19.19 | Лабораторная работа №3 «Измерение влажности воздуха» | | | | | |
20.20 | Кипение. Удельная теплота парообразования. Зависимость температуры кипения от давления. | Кипение воды. Постоянство температуры кипения жидкости. | Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Удельная теплота плавления и парообразования | | | §18,20 |
21.21 | Решение задач на расчет количества теплоты при агрегатных переходах. | | | | | |
22.22 | Работа пара и газа при расширении. Преобразование энергии в тепловых машинах. Двигатель внутреннего сгорания. Краеведение:Ярославский моторный завод | Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. | Преобразования энергии в тепловых машинах. Паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин. | | | §21,22 |
23.23 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. Принцип работы тепловых двигателей. Объяснение устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.Краеведение: Ляпинская ТЭС | Устройство паровой турбины. | | | §23,24 |
24.24 | Повторение темы «Изменение агрегатных состояний вещества » | | | | | |
25.25 | Контрольная работа 2 «Изменение агрегатных состояний вещества» | | | | | |
Электрические явления (27ч) |
26.1 | Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов Лабораторный опыт «Наблюдение электрического взаимодействия тел». | Электризация тел. Два рода электрических зарядов. | Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда. | | | §25,26 |
27.2 | Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Делимость электрического заряда. Проводники , диэлектрики и полупроводники.. | Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Закон сохранения электрического заряда. | Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники | | | §27,28,29 |
28.3 | Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора | Устройство конденсатора.. Энергия заряженного конденсатора. | | | | |
29.4 | Строение атома. Закон сохранения электрического заряда. | | | | | §30 |
30.5 | Объяснение электризации тел. | Электризация через влияние. | | | | §31 |
31.6 | Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Лабораторный опыт «Изготовление гальванического элемента». | Источники постоянного тока. | Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. | | | §32 |
32.7 | Электрическая цепь. | Составление электрической цепи. | | | | §33 |
III четверть |
33.8 | Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Направление электрического тока. | Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников. Электрический разряд в газах. | Носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. | | | §34, 35, |
34.9 | Действия электрического тока. Лабораторный опыт «Изучение электрических свойств жидкостей». | Электрический ток в электролитах. Электролиз. | Практическое применение физических знаний для предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений. | | | §36, доп. Материал |
35.10 | Сила тока. Измерение силы тока. Амперметр | Измерение силы тока амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи. | Сила тока. | | | §37,38 |
36.11 | Напряжение. Вольтметр. | Измерение напряжения вольтметром | Напряжение. | | | §39,40,41 |
37.12 | Лабораторная работа № 4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения» | Измерение напряжений в последовательной электрической цепи. | | | | |
38.13 | Электрическое сопротивление. Расчет сопротивления проводника. Удельное сопротивление. Лабораторный опыт «Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление» | Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление | Электрическое сопротивление. | | | §43,45,46 |
39.14 | Закон Ома для участка электрической цепи. Лабораторный опыт «Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения при постоянном сопротивлении». | Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи. | Полупроводниковые приборы, Закон Ома для участка электрической цепи. | | | §42,44 |
40.15 | Решение задач на закон Ома для участка электрической цепи. | | | | | |
41.16 | Реостаты. Лабораторная работа № 5 «Исследование зависимости силы тока в проводнике от сопротивления при постоянном напряжении». | Реостат и магазин сопротивлений. | | | | §47 |
42.17 | Лабораторная работа № 6 «Измерение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». | | | | | |
43.18 | Последовательное соединение проводников. Лабораторный опыт «Изучение последовательного соединения проводников». | | Последовательное и параллельное соединения проводников. | | | §48 |
44.19 | Параллельное соединение проводников. | | | | §49 |
45.20 | Лабораторная работа № 7 «Изучение параллельного соединения проводников». | | | | | |
46.21 | Решение задач на электрические цепи | | | | | |
47.22 | Работа и мощность электрического тока. | | Работа и мощность электрического тока. | | | §50,51,52 |
48.23 | Лабораторная работа № 8 «Измерение работы и мощности электрического тока ». | | | | | |
49.24 | Закон Джоуля-Ленца. | | Закон Джоуля-Ленца. | | | §53 |
50.25 | Лампа накаливания. Электронагревательные приборы. Короткое замыкание. Полупроводниковые приборы. | | Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами | | | §54,55 |
51.26 | Повторение темы «Электрические явления» | | | | | |
52.27 | Контрольная работа 3 по теме «Электрические явления. Электрический ток» | | | | | |
IV четверть |
Электромагнитные явления (5 ч) |
53.1 | Магнитное поле. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда. Лабораторный опыт «Исследование магнитного поля прямого тока». | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. | Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. | | | §56,57 |
54.2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагнит. Лабораторный опыт «Исследование магнитного поля катушки с током». | | Электромагнит. | | | §58 |
55.3 | Применение электромагнитов. Электромагнитное реле. Лабораторный опыт «Изучение принципа действия электромагнитного реле» | | | | | §58 |
56.4 | Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Лабораторный опыт «Изучение взаимодействия постоянных магнитов» | | Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. | | | §59,60 |
57.5 | Электродвигатель. Электромагнитное реле Лабораторная работа № 9 «Изучение принципа действия электродвигателя» Краеведение: Трамвайное ДЕПО, Яргорэлектротранс | Действие магнитного поля на проводник с током. Устройство электродвигателя. | Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | | | §61 |
Световые явления (9 ч) |
58.1 | Кратковременная контрольная работа «Электромагнитные явления». Источники света. Прямолинейное распространение света Лабораторный опыт «Изучение явления распространения света». | Источники света. Прямолинейное распространение света. | Элементы геометрической оптики. | | | §62 |
59.2 | Отражение света. Законы отражения. Лабораторная работа № 10 «Исследование зависимости угла отражения от угла падения света». | Закон отражения света. | Отражение и преломление света. | | | §63 |
60.3 | Плоское зеркало. Зеркальное и рассеянное отражение света Лабораторный опыт «Изучение свойств изображения в плоском зеркале». | Изображение в плоском зеркале | Закон отражения света. Плоское зеркало. | | | §64 |
61.4 | Преломление света. Лабораторная работа № 11 «Исследование зависимости угла преломления от угла падения света». | Преломление света. | Отражение и преломление света. | | | §65 |
62.5 | Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Лабораторный опыт «Измерение фокусного расстояния собирающей линзы» | Ход лучей в собирающей линзе. | Линза. Фокусное расстояние линзы. | | | §66,67 |
63.6 | Лабораторная работа №12. «Получение изображения при помощи собирающей линзы» | Получение изображений с помощью линз. | | | | |
64.7 | Оптическая сила линзы. Оптические приборы. | Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата. | Оптические приборы. | | | §66, 4(доп. Материал) |
65.8 | Глаз как оптическая система. Очки. | Модель глаза. | Глаз как оптическая система. | | | §5,6(доп. Материал) |
66.9 | Контрольная работа 4 по теме «Световые явления» | | | | | |
67 | Обобщающее повторение. Резерв времени | | | | | |
68 | Обобщающее повторение. Резерв времени | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
Раздел № 6. Требования к уровню подготовки учащихся
знать/понимать смысл понятий: взаимодействие, электрическое поле, атом, атомное ядро. смысл физических величин: внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, влажность воздуха, электрический заряд, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность электрического тока, фокусное расстояние линзы. cмысл физических законов: сохранения энергии в тепловых процессах, сохранения электрического заряда, Ома для участка электрической цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света |
Уметь испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, тепловое действие тока, отражение, преломление. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока; представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света; выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых и квантовых явлениях; решать задачи на применение изученных физических законов; осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем); |
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для: обеспечения безопасности в процессе использования электробытовых приборов, электронной техники; контроля за исправностью электропроводки в квартире Литература Примерная программа основного общего образования по физике 7-9 классы. ,http://www.edu.ru О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана, «Вестник образования» №2, 2005г Брейгер Л.М., Глинская П.В. Предметные недели в школе. Физика. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003 Волков В.А. Поурочные разработки по физике. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2004 Горлова Л.А. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7-11 классы. – М.: «ВАКО», 2006 Гутник Е.М. Физика 7-9 кл.: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7-9 кл.» / Под ред. Е.М. Гутник. – М.: Дрофа, 2001 Демченко Е.А. Нестандартные уроки физики. 7-11 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2002 Кабардин О.Ф., Орлов В.А. Физика. Тесты 7-9 кл: Учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2001 Кореневская О.В. Физика. 7 класс: Доклады, рефераты, сообщения. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006 Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2001 Марон А.Е. Контрольные тесты по физике: 7-9 кл.: Книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2001 Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – М.: Дрофа, 2005 Мастропас З.П., Синдеев Ю.Г. Физика: Методика и практика преподавания: Книга для учителя. – Ростов н/Д: Феникс, 2002 Милюкова Н.Ю. Я иду на урок физики: 7 класс. Части 1-3: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000 Минькова Р.Д. Рабочая тетрадь по физике: 9 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 9 класс» / Р.Д. Минькова. – М.: Экзамен, 2006 Мокрова И.И. Физика. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.В. ПЕрышкина «Физика. 9 класс», Части 1, 2 / Сост. И.И. Мокрова. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003 Орлов В.А. Тематические тесты по физике, 7-8 классы. – М.: Вербум-М, 2001 Перышкин А.В. Физика. 7, 8, 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002 Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7, 8 класс. – М.: «ВАКО», 2003 Программа для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. / Под ред. Ю.И. Дика, В.А. Коровина. – М.: Дрофа, 2001 Справочник школьника. Физика. – М.: Филологическое общество «Слово», Компания «Ключ-С», 1995 Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7, 8 класс. Дидактические карточки-задания. – М.: Дрофа, 2001 Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебно-методическое пособие / Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский, Н.В. Нурминская. – М.: Дрофа, 2001 |