Рабочая программа
по физической культуре
во 2 классе
на 2015-2016 учебный год
Цель курса
формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели обеспечивается содержанием учебного предмета дисциплины «Физическая культура», в качестве которого выступает физкультурная (двигательная) деятельность человека, ориентированная на укрепление и сохранение здоровья, развитие физических качеств и способностей, приобретение определенных знаний, двигательных навыков и умений.
Задачи курса
– укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
– совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
– формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
– развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
– обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Программа разработана в соответствии с ФГОС второго поколения (начальная школа) , а также в соответствии со следующими документами:
Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
Законом Тамбовской области от 29.12.1999 № 96-З «Об образовании в Тамбовской области» (с изменениями и дополнениями);
Законом Тамбовской области от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
приказом Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
приказом Минобразования России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (актуальная версия расположена на сайте:
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768); приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Сведения о программе
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта второго поколения, примерной программой по физической культуре и на основе авторской программы В.И.Ляха.
Обоснование выбора
Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:
– умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
– умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
– умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
Информация о внесенных изменениях
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям ФГОС второго поколения начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Информация о количестве учебных часов
Количество часов в год – 17,5
Количество часов в неделю – 0,5
Формы организации учебного процесса
Основная форма – обучение на дому, но также возможны урок-экскурсия, комбинированный урок, урок-зачет, повторительно-обобщающий урок, урок-игра.
Технологии обучения
В своей работе я использую здоровьесберегающие, информационно-коммуникационную технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Компетенции «закладываются» в образовательный процесс посредством:
Ключевые, включают (работа с числом, коммуникативная, информационные технологии, самообучение, работа в команде, решение проблем, быть человеком)
По видам деятельности (трудовая, учебная, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная).
Виды и формы контроля.
Индивидуальный, групповой, фронтальный, устный опрос, зачет.
Используется пятибалльная система оценок: «5» - отлично, «4» - хорошо, «3» - удовлетворительно, «2» - неудовлетворительно, «1» - плохо
Планируемый уровень подготовки.
К концу второго года обучения учащиеся научатся:
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах.
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (перекладина, брусья, гимнастическое бревно);
выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
сохранять правильную осанку, оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
плавать, в том числе спортивными способами;
выполнять передвижения на лыжах.
Требования к результатам
Метапредметными результатами изучения курса «Физическая культура» являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Личностными результатами изучения курса «Физическая культура» является формирование следующих умений:
– формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества;
– формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
– развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;
Регулятивные УУД:
– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
– определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
– готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные УУД:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
контролировать действия партнёра;
общение и взаимодействие со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
Тема | Количество часов |
Знания о физической культуре | 1 |
Способы физкультурной деятельности | 1 |
Легкая атлетика | 2 |
Гимнастика | 3 |
Лыжная подготовка | 3 |
Подвижные игры | 4 |
Легкая атлетика | 3.5 |
| 17,5 |
| |
Календарно-тематическое планирование для 2 класса
Дата по плану | Фактическая дата | № п.п. | Тема урока | Практическая часть занятия | Домашнее задание |
20 дек | | | Совершенствование строевых упражнений. Комплекс ОРУ с гимнастическими палками. | Правильно выполнять строевые команды. П/и «Построимся». Формирование правильной осанки. П/и «Замри». | |
17 янв | | | Ходьба на лыжах по лыжне друг за другом, заложив руки за спину. Повороты на месте переступанием. | Формирование навыков ходьбы на лыжах. П/и «Быстрый лыжник». Движение по учебному кругу. Круговая эстафета с палками. | |
31 янв | | | Ходьба ступающим и скользящим шагом по пересеченной местности. Контроль прохождения дистанции на лыжах. . | Комплекс ОРУ «Лыжник-лыжи-палки». Развитие выносливости. Прохождение дистанции 500 м. Развитие выносливости (ходьба на лыжах до 2000 м). | |
14 фев | | | П/и «Пустое место», «Мышеловка». П/и «Попади в ворота». | Развитие выносливости и координации движений Демонстрировать технику удара внутренней стороной стопы. | |
28 фев | | | Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема по прямой. Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень). Остановка в шаге и прыжком. | Передача мяча в парах, в тройках. Игра «Попади в обруч». Развитие координационных способностей. Совершенствование техники остановки в условиях игровой деятельности. | |
14 март | | | Подбрасывание мяча на заданную высоту. Прямая подача способом снизу. Прямая подача способом сбоку. | П/и «Мяч в воздухе». П/и «Ловкая подача». П/и «Ловкая подача». | |
11 апр | | | П/и «Пробежки наперегонки», «Перебежки парами». П/и «Жмурки с колокольчиком». | Развитие быстроты. Развитие быстроты и координации. | |
25 апр | | | Преодоление малых препятствий. Ходьба с преодолением препятствий Челночный бег. Игра «Пятнашки». | Уметь бегать в равномерном темпе; чередовать ходьбу с бегом, преодолевать препятствия. правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью дистанцию 30 м. правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге; бегать с максимальной скоростью до 60 м. | |
23 май | | | Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель (22 м) с расстояния 4–5 м. Метание малого мяча на дальность отскока от пола и стены. Метание набивного мяча. П/и с бегом и прыжками «Бег-преследование с прыжками», «Прыгни дальше». | Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей. Метать различные предметы и мячи на дальность с места. | |
Материал изученный в процессе 1 и 2 разделов повторяется и закрепляется в течение всего учебного года.
Разделы тематического планирования спорт – игры и лыжная подготовка реализуются в зависимости от погодных условий. В первую очередь реализуется раздел «Лыжная подготовка».