СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 7 класса по учебнику Домогацких Е.М.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

                  Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – с.12-27. – (Стандарты второго поколения) с учетом авторской программы по географии «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 88с., с.12-15, требований к результатам освоения ООП ООО МБОУ СОШ № 7.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 7 класса по учебнику Домогацких Е.М.»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по географии. География. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – с.12-27. – (Стандарты второго поколения) с учетом авторской программы по географии «География». 5-9 классы / авт. –сост. Е.М. Домогацких – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 88с., с.12-15, требований к результатам освоения ООП ООО МБОУ СОШ № 7.


Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе – учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Целями изучения географии в основной школе являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;

- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.


Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «География» относится к предметной области: «Общественно-научные предметы» и входит в обязательную часть учебного плана. На изучение курса «География. Материки и океаны» в 7 классе отведено 70 часов (2 часа в неделю).


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования – формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установкой на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

ценностные ориентиры, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях( житель планеты земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места Росси как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющих общность их исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета «География»

Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

- овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- сформированности устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление ит.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для создания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных станах;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

- овладения основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.



Содержание программы учебного предмета «География»:

«География. Материки и океаны»

Наименование разделов, тем

Деятельность

учеников, основные виды, способы действий

Всего часов

В том числе:

Практические работы

Контрольные работы

Введение


1 час



Раздел I. Планета, на которой мы живем

Анализировать карту (картосхему материки и части света) сопоставлять границы материков и частей света, сравнивать размеры материков и океанов, описывать географическое положение одного из материков (океанов) по плану.

21 час

8


Тема 1. Литосфера — подвижная твердь

Сопоставлять карту строения земной кары и физическую карту с целью выявления закономерностей отражения в рельефе особенностей строения земной коры. Сравнивать особенности рельефа материков (океанов) и объяснять размещение их крупных форм рельефа. Составлять по картам атласа характеристику рельефа одного из материков, сравнительную характеристику двух материков. Обозначать на контурной карте крупнейшие формы рельефа.

6 часов

1


Тема 2. Атмосфера — мастерская климата

Распознавать типы климатов по климатограммам. Обозначить на контурных картах границы климатических поясов и областей, области с одинаковым типом климата на разных материках. Сравнивать климатическую карту и карту климатических поясов и определять показатели климата климатического пояса, составлять сравнительные описания показателей климата двух климатических поясов. Составлять по картам атласа характеристику климата одного из материков.

4 часа

2


Тема 3. Мировой океан — синяя бездна

Описывать по картам особенности географического положения океанов. Устанавливать по картам особенности систем течений в Мировом океане, природные богатства, виды хозяйственной деятельности. Находить информацию, подготавливать и обсуждать сообщения о хозяйственном использовании Мирового океана, перспективах освоения его ресурсов.

Характеризовать по картам географическое положение каждого океана, устанавливать по картам систему течений, особенностей органического мира, характер хозяйственного использование океанов, сравнивать природу, и хозяйственную деятельность в разных океанах. Наносить на к.к. географические объекты и объекты хозяйственной деятельности, решать практические и познавательные задачи, отражающие особенности географического положения, природы, использование ресурсов, экологические проблемы. Находить информацию, подготавливать сообщение (презентации) об истории исследования океанов.

4 часа

1


Тема 4. Географическая оболочка — живой механизм

Сравнивать карты и выявлять особенности пространственного распространения природных зон. Анализировать особенности проявления природной зональности в Африке и Южной Америки, определять черты сходства и различия.

2 часа

3


Тема 5. Человек — хозяин планеты

На основе анализа и сопоставление тематических карт материков устанавливать взаимосвязи между особенностями рельефа природной зональности и расселением населения, анализировать карты и статистические данные (таблицы, диаграммы, графики), сравнивать население материков по разным показателям, объяснять различие в расовом составе, особенностях изменений численности населения.

5 часов

1


Раздел II. Материки планеты Земля


43 часа

7


Тема 1. Африка — материк коротких теней

На основе анализа и сопоставление тематических карт материков устанавливать взаимосвязи между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами, между зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности, анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов материков и природных комплексов: рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, природной зональности, степени нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Находить информацию и обсуждать проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды.

9 часов

2


Тема 2. Австралия — маленький великан

На основе анализа и сопоставление тематических карт материков устанавливать взаимосвязи между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами, между зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности, анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов материков и природных комплексов: рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, природной зональности, степени нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Находить информацию и обсуждать проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды.

6 часов

1


Тема 3. Антарктида — холодное сердце

На основе анализа и сопоставление тематических карт материков устанавливать взаимосвязи между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами, между зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности, анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов материков и природных комплексов: рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, природной зональности, степени нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Находить информацию и обсуждать проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды.

3 часа



Тема 4. Южная Америка — материк чудес

На основе анализа и сопоставление тематических карт материков устанавливать взаимосвязи между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами, между зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности, анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов материков и природных комплексов: рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, природной зональности, степени нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Находить информацию и обсуждать проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды.

8 часов

1


Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец

На основе анализа и сопоставление тематических карт материков устанавливать взаимосвязи между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами, между зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности, анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов материков и природных комплексов: рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, природной зональности, степени нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Находить информацию и обсуждать проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды.

8 часов

1


Тема 6. Евразия — музей природы

На основе анализа и сопоставление тематических карт материков устанавливать взаимосвязи между особенностями строения земной коры и рельефом, между климатом и характером природной зональности, между природными зонами и зональными природными богатствами, между зональными природными богатствами и особенностями хозяйственной деятельности, анализировать карты и составлять характеристики природных компонентов материков и природных комплексов: рельефа, полезных ископаемых, климата, поверхностных вод, природной зональности, степени нарушения природных комплексов в результате хозяйственной деятельности. Находить информацию и обсуждать проблемы рационального использования природных богатств, антропогенных изменений природы, охраны окружающей среды.

10 часов

1


Тема 7. Взаимоотношения природы и человека

Анализировать тематические карты для выявления причинно-следственных взаимосвязей отдельных компонентов природной зоны. Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории земли на основе анализа разных источников географической информации. Находить информацию, подготавливать и обсуждать презентации проектов по проблемам антропогенного воздействия на природу.

4 часа

1


Итого


70 часов

15



Форма промежуточной аттестации соответствует учебному плану: тест.






Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Список литературы для учителей:

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский М.И.. География. Материки и океаны: в 2ч. ч. 1. Планета на которой мы живем. Африка. Австралия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.:ООО «Русское слово - учебник», 2013. -240 с.: ил., карт. – (ФГОС. Инновационная школа).

  2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. –– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 296 с.: ил., карт. – (ФГОС. Инновационная школа).




Список литературы для учеников:

  1. Домогацких Е.М., Алексеевский М.И.. География. Материки и океаны: в 2ч. ч. 1. Планета на которой мы живем. Африка. Австралия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – М.:ООО «Русское слово - учебник», 2013. -240 с.: ил., карт. – (ФГОС. Инновационная школа).

  2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. –– М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 296 с.: ил., карт. – (ФГОС. Инновационная школа).

  3. «Атлас по географии» 6 класс. Москва. Дрофа. 2013.

  4. «Контурные карты» 6 класс. Москва. Дрофа. 2013.

  5. Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны». 7класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. в 2 ч. Ч. 1; Ч. 2 – 4-е изд. М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.- с.98


Дополнительный перечень методических пособий:


1.Юрков П.М. Географические диктанты в 5 – 7 классах как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся (Из опыта работы). – М.: Просвещение, 1984.

2.География. Методический журнал для учителей географии, экологии и природопользования. Издательский дом «Первое сентября». Электронная версия. Подписка 2012, 2013 год.


Литература для дополнительного чтения по географии, 7 класс:

  1. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. — М.: Пи¬лигрим, 1999.

  2. Петрова Н. Н. Чудеса света. Полная энциклопедия. — М.:Эксмо, 2012.

  3. Петрова Н. Н., Лихолат Т. В., Соловьёва Ю. А. Землеведе¬ние. — М.: Форум-Интра, 2011.

  4. Энциклопедия для детей: Астрономия. — М.: Аванта+,1999.

  5. Энциклопедия для детей: География. — М.: Аванта+,2000.

  6. Энциклопедия «Что есть что?». — М.: Слово, 2001.






Интернет-ресурсы:

  1. Сайт о географии «Занимательная география. Любопытные цифры и факты.» http://earth06.narod.ru/index.htm

  2. Издательство «Русское слово» Методический раздел http://www.russkoe-slovo.ru/new/metodics.html

  3. http: //www.vokrugsveta.ru/vs /- электронная версия журнала «Вокруг света»

  4. http://geo-stera.com/- электронный журнал «Геосфера»

  5. http://www.megabook.ru/- раздел «география» мега энциклопедии Кирилла и Мефодия

  6. http: //www.gao.spb.ru/russian – главная Астрономическая лаборатория

  7. http: //www.fmm.ru – минералогический музей им. А.Е.Ферсмана

  8. http: //www.mchs.gov.ru –МЧС России

  9. http: //www.national-geographic.ru –Электронный журнал «National Geographic»

  10. http: //www.sgm.ru/rus- Государственный геоэкологический музей РАН





































Календарно-тематическое планирование



дата

Тема урока, тип урока

Элемент содержания

Требования к результатам (предметным и метапредметным

Контрольно – оценочная деятельность

Средства обучения

Д/З


по плану

по факту

Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

вид

форма

Демонстрации, опыты, Интерент- ресурсы, электронные учебники, презентации и т.д.


Введение – 1 часа


1.1



Что изучает география? География – как наука.

(урок–беседа)

Знакомство учащихся с содержанием предмета (УМК).


Выявлять и знать объекты изучения

естественных наук, в том числе географии. Знать/понимать особенности и структуру учебника.


Осознание ценностей изучения предмета. Умение работать с текстом,

выделять в нем

главное

Текущий

УО

Физическая карта полушарий, учебник,



Раздел I. Планета, на которой мы живем. (21 час).

Тема 1. Литосфера - подвижная твердь (6 часов)


2.1



Материки и океаны на поверхности Земли

(комбинированный/практикум).

Деление мирового океана и суши. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые

Определение положения материков и океанов в пространстве и во времени.

Умение работать с УМК

Понимать деления материков и океанов на составные части.

Принимать и формулировать учебную проблему.

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Текущий

УО

Физическая карта полушарий, учебник,

§ 1

2.2



Геологическое время.

(урок изучения нового материала,

беседа).

Геохронологическая таблица. Относительный и абсолютный возраст горных пород. Современные методы определения возраста слагающих земную кору горных пород.

Знать/понимать главнейшие события истории Земли.

Определять по геохронологической таблице в какую эпоху горообразования появились горы Анды, Гималаи, Урал, Тибет, Кордильеры.

Определять геологические эры и периоды в истории Земли.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Умение слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Текущий

ТР и УО

Физическая карта мира, Геологическая карта, Геохронологическая таблица. Учебник,

§ 2

2.3



Строение земной коры.

(урок изучения нового материала)

Основные типы земной коры: материковая и океаническая; особенности их взаимодействия. Движение и границы литосферных плит. Карта строения земной коры.

Составлять и объяснять схемы развития рельефа на территории своей местности.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Различать строение материковой и океанической земной коры.

Умение работать с различными источниками информации.

Умение слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Текущий

УО

Физическая карта мира, учебник, Карта Строение земной коры.

§3

2.4



Дрейф материков.

(урок изучения нового материала)


Дрейф материков. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа.

Работать с картой Строения земной коры. Определять по картам направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет.. Находить границы литосферных плит.

Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное.

Умение работать с различными источниками информации.

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Текущий

УО и ТР

Физическая карта мира. Карта Строение земной коры.

§3

2.5



Платформы и равнины.

Практическая работа №1. Составление картосхемы «Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем. (Комбинированный практикум)

Размещение крупных форм рельефа на материках и в океане.

Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и рельефа.

Умению наносить объекты на контурную карту. Воспринять знания о различии изображений земной поверхности.

Объяснять размещение крупных форм рельефа материков, их связи со строением земной коры.

Умение работать с тектонической картой.

Осознание значения рельефа в жизни человека.

Текущий

ПР

Физическая карта мира. Карта Строение земной коры.

§5

2.6



Складчатые пояса и горы. (Комбинированный практикум)

Изучение крупных форм рельефа Земли. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические вулканические пояса планеты.

Называть и показывать: формы рельефа; географическую номенклатуру по теме. Воспринять знания о различии изображений земной поверхности.

Представление о многообразии форм изображения земной поверхности.

Умение читать изображения земной поверхности, находить черты их сходства и отличия.

Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение .

Текущий

ПР

Физическая карта мира. Карта Строение земной коры.

§6

Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)


3.1



Пояса Земли. (урок изучения нового материала/ беседа).

Климатические пояса Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Климатические показатели.

Знать климатические пояса Земли: тепловые, увлажнения, атмосферного давления.

Уметь характеризовать климат любой территории.

Определять и различать различные типы поясов Земли: тепловые, увлажнения, атмосферного давления.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Организовывать учебное взаимодействие в паре.

Текущий

УО

Учебник, физическая карта мира, карта Климатические пояса мира, атласы.

§7

3.2



Воздушные массы и климатические пояса.

(урок изучения нового материала/ беседа).

Общая циркуляция атмосферы. Воздушные массы.

Особенности распределения осадков. Типы осадков. Годовое количество осадков.

Понимание роли воздушных масс в формировании климата. Объяснять образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов и их влияние на состояние погоды.

Знать закономерности распределения осадков на территории мира.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Организовывать учебное взаимодействие в паре.

Текущий

ПР

Учебник, физическая карта мира, карта Климатические пояса мира, атласы.

§8

3.3



Климатограммы. Практическая работа №2. Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. (урок изучения нового материала/практикум)

Климатограммы. Анализ климатограммы по плану. Составление тематических схем и таблиц, графиков годового хода температуры воздуха и количества осадков.

Уметь составлять тематические схемы и таблицы, графики годового хода температуры воздуха и количества осадков.

Читать климатограммы. Анализировать климатограммы по плану.

Умение работать с различными источниками информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения.

Организовывать учебное взаимодействие в паре.

Текущий

ПР

Учебник, физическая карта мира, карта Климатические пояса мира, атласы.

Зад 1-4 с.64




Климатообразующие факторы. Разнообразие климатов Земли. Практическая работа №3. Определение типов климата по климатограммам. (урок изучения нового материала/практикум)


Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, господствующих ветров, размеры материков. Разнообразие климатов Земли.

Знать закономерности распределения осадков на территории мира. Составление тематических схем и таблиц, графиков годового хода температуры воздуха и количества осадков. Выявлять причин и следствий климатообразующих факторов Земли .

Выявлять климатообразующие факторы, Объяснять разнообразие климатов Земли.

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Выслушивать и объективно оценивать другого; уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Тематический.

ПР и ТР

Учебник, физическая карта мира, климатическая карта мира, карта Климатические пояса мира, атласы.

§9

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)


4.1



Мировой океан и его части.

(урок изучения нового материала/беседа)

Понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны МО.

Знания о составе МО.


Объяснять географические явления и процессы в гидросфере,

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Организовывать учебное взаимодействие в паре.

Текущий

УО

Атлас, карта океанов, учебник.

§10

4.2



Виды движений вод Мирового океана.

(урок изучения нового материала/беседа)

Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификация морских течений. Циркуляция вод Мирового океана.

Объяснять формирование системы поверхностных (волн) и океанических течений. Определять местоположение крупнейших течений и их характеристик.

Определять критерии для сравнения фактов и явлений. Обсуждать значения мировых течений.

Текущий

УО и ТР

Атлас, физическая карта мира, карта океанов, учебник.

§11

4.3



Жизнь в океане.

(урок изучения нового материала/беседа)

Органический мир морей и океанов, Океан – колыбель жизни. Виды морских организмов. Распределение жизни в океане.

Умение объяснять значение морских организмов для жизни человека, анализировать географическую информацию.

Определять критерии для сравнения фактов и явлений. Умение объяснять значение морских организмов для жизни человека, анализировать географическую информацию.

Текущий

УО и ТР

Атлас, физическая карта мира, учебник.

§12

4.4



Особенности отдельных океанов.

Практическая работа №4. Построение профиля дна океана по одной из параллелей, обозначение основных форм рельефа дна океана.

(урок изучения нового материала/практикум)

Тихий океан, Атлантический океан, Индийский океан, Северный Ледовитый океан

Составление характеристики ГП океана. Составление сравнительной характеристики океанов. Приобрести навыки построения профиля дна океана.

Умение работать с различными источниками

информации.

Выделять главное в тексте.

Структурировать учебный

материал. Работа в группах с атласом

Тематический.

ПР и ТР

Атлас, карта океанов, физическая карта мира, учебник, карточки с заданиями.

§13

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)

5.1



Географическая оболочка.

Практическая работа №5. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.

(урок изучения нового материала/практикум)

Свойства географической оболочки: целостность. Ритмичность. Зональность. Природные комплексы разных порядков. Природные и антропогенные ландшафты.


Понимать особенность географической оболочки.

Анализировать схемы круговорота вещества и энергии.

Структурировать учебный материал.

Уметь работать с разными источниками географической информации. Определять критерий для сравнения фактов и явлений.

Текущий

ПР

Учебник, физическая карта мира.

§14

5.2



Зональность географической оболочки.

Практическая работа №6. Описание природных зон Земли по географическим картам.

Практическая работа №7. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

(урок изучения нового материала/практикум)

Природные зоны: экваториальный лес, арктические пустыни. Тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса. Степь. Саванны. Тропическая пустыня.

Установление связей между типами климата и природными зонами по тематическим картам атласа.

Описывать природные зоны по географическим картам. Умение работать с атласами.

Уметь работать с разными источниками географической информации. Умения выявлять причинно-следственные связи.

Текущий

УО, ПР

Учебник, карта «Природные зоны мира», атлас, учебные таблицы, карточки с заданиями.

§15

Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов)


6.1



Освоение человеком Земли.

(урок изучения нового материала/беседа)

Возникновение человека и пути его расселения. Хозяйственная деятельность человека и ее последствия.

Понимание понятий: миграция, присваивающее, производящее хоз-во,

Умение объяснять явления и процессы в гео. оболочке, определять местоположение природных зон

Определять критерии для сравнения фактов, явлений .

Умение выявлять причинно-следственные связи.

Умение работать в группах с атласом

Текущий

УО

Учебник, атлас, презентация.

§16

6.2



Охрана природы.

(урок изучения нового материала/беседа)

Особо охраняемые территории. Красная книга. Всемирное наследие.

Знать особоохраняемые территории.

Делать выводы о значении охраны органического мира. Объяснять, зачем была создана Красная книга.

Прививать любовь учащихся к окружающей их природе. Умения работать с картой и другими источниками информации. Определять критерии для сравнения фактов и явлений, выслушивать и объективно других, уметь вести диалог.

Тематический.

УО и ТР

Учебник, атлас, физическая, политическая карты мира, видеофильм, фотографии.

§17

6.3



Численность населения и его размещения

(урок изучения нового материала/беседа)

Численность населения и его размещение. Расы людей. Народы Земли. Религии и люди.

Определять причины размещения и изменения численности населения, особенности народов представителей разных рас. Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.

Умение объяснять явления и процессы в гео. оболочке, Определять критерии для сравнения фактов, явлений .

Умение выявлять причинно-следственные связи.

Умение работать в группах с атласом

Текущий.

УО

Учебник, атлас, физическая, политическая карты мира, видеофильм, фотографии.

§18

6.4



Политическая карта мира.

(урок изучения нового материала/беседа)

Политическая карта мира. Этапы ее формирования.

Уметь выявлять особенности стран на политической карте мира, умение работать в группе с атласами и др. источниками.

Сопоставление политической карты мира в атласе с картой человеческих рас.

Умение выявлять причинно-следственные связи.

Умение работать в группах с атласом

Текущий

УО

Атлас, политическая карта мира, учебник.

§19

6.5



Страны современного мира.

Практическая работа №8. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

(урок изучения нового материала/практикум)

Страны современного мира.

Характеристика географического положения государства по плану. Показывать на карте географические объекты. Определять местоположение стран современного мира.

Ставить учебную задачу под руководством учителя, выявлять причинно-следственные связи.

Тематический

ПР

Атлас, политическая карта мира, учебник.

зад 1-4, с 145

Раздел II. Материки планеты Земля. (43 часа.)

Тема 1. Африка – материк коротких теней (9часов)

7.1



Особенности географического положения и его влияние на природу материка.

Практическая работа №9.

Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах

(урок изучения нового материала/практикум)

Африка - второй по площади материк Земли. Физико-географическое положение Африки. История открытия, изучения и освоения. «Географические рекордсмены».

Знать/понимать приемы определения географического положения Африки, имена исследователей и результаты их работы. Определение координат крайних точек материка, его протяжённости с севера на юг в градусной мере и км.

Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.

Составлять характеристику открытий и исследований материка; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Текущий

УО, ПР

Физическая карта мира, физическая карта Африки, атлас, учебник, карточки с заданиями, мультимедиа

§ 20

7.2



Главные черты рельефа и геологического строения.

Практическая работа №10. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых

(урок изучения нового материала/практикум)

Формирование рельефа материка. Равнинный характер рельефа. Горы и нагорья, возвышенности и плоскогорья. Вулканы. Образование полезных ископаемых: нефть, газ, руд, алмазов, урана и др.

Знать/понимать особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Составлять характеристику рельефа Африки .

Уметь называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Описывать природные условия материка, объяснять причины разнообразия природных условий на материке.

Самостоятельно организовывать работу с картами атласа и контурными картами.

Текущий

УО, ПР

Физическая карта Африки, карта «Строение земной коры», фотографии, картины, атлас, учебник, карточки с заданиями.

§ 21

7.3



Африка – самый жаркий материк.

(урок изучения нового материала/беседа)

Африка — самый жаркий материк. Климатические пояса и области: их основные характеристики Климаты Африки.

Знать особен-ности климата, уметь показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды.

Уметь определять географическую информацию по статистическим материалам (количество; осад-ков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Умение объяснять.

объяснять климатические различия различных частей материка..

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом

Текущий

УО

Атлас, учебник.

§ 22

7.4



Основные черты внутренних вод.

(урок изучения нового материала/беседа)

Гидрографическая сеть Африки. Реки и озера Африки.

Объяснять особенности внутренних вод Африки. Умение анализировать обеспеченность материка водными ресурсами.

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений. Отмечать успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

Текущий

УО и ТР

Физическая карта Африки, атлас, учебник, учебные таблицы.

§ 23

7.5



Двойной набор природных зон.

(урок изучения нового материала/беседа)

Природные зоны Африки: влажные экваториальные леса, саванны, тропические пустыни, оазисы.

Знать особенности природных зон материка. Обучение приёму наложения карт климатической, почвенной, природных зон и др. для составления комплексной характеристики ПЗ.

Описывать любую природную зону Африки по плану.

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Текущий

УО

Физическая карта Африка, атлас, учебник, учебные таблицы.

§ 24

7.6



Численность населения, особенности расового этнического и религиозного состава населения.

(урок изучения нового материала/беседа)

Особенности населения Африки, народы.

Сравнивать численность населения Африки. Выявлять специфику этнического и религиозного состава населения.

Объяснять различия в особенностях изменения численности на основе анализа статистических данных. Умение обсуждать, анализировать, делать выводы

Текущий

УО

Физическая карта Африки, атлас, политическая карта Африки.

§ 25

7.7



Регионы Африки: Северная и Западная Африка.

(урок изучения нового материала/беседа)

Географическое положение на северо-востоке Африки, на стыке двух крупнейших материков – Африки и Евразии. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Регионы Африки: Арабский Север, Западная Африка.

Выявлять черты страны, характерные для региона, и специфические особенности страны. Оценивать географическое положение Египта

Составление комплексной характеристики государства по плану. Умение объяснять

географические особенности жизни населения материка.

Умение взаимодействовать друг с другом.

Текущий

ТР

Физическая карта Африки, политическая карта Африки, атлас, учебник.

§ 26

7.8



Регионы Африки: Восточная и Южная Африка.

(урок изучения нового материала/беседа)

Регионы Африки: Восточная и Южная Африка.

Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство.

Выявлять черты страны, характерные для региона, и специфические особенности страны.

Составление комплексной характеристики государства по плану. Умение объяснять

географические особенности жизни населения материка.

Умение взаимодействовать друг с другом.

Текущий

УО

Физическая карта Африки, политическая карта Африки, атлас, учебник, видеофильм.

§ 27 зад 1-4, с202

7.9



Обобщение по теме Африка.

(урок обобщения знаний и умений)

Номенклатура, персоналии, причинно-следственные связи.

Составление туристического плана-проспекта путешествия по Африке.

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов. Структурировать учебный материал.

Анализировать географическую информацию

Умение работать в коллективе, в группе при защите туристических проспектов

Тематический

К/Р, Т

Физическая карта Африки, политическая карта Африки, атлас, учебник, презентации

§28, зад повторение темы «Африка

Тема 2. Австралия – маленький великан (6 часов)

8.1



История открытия, изучения и освоения.

Практическая работа № 11. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

(урок изучения нового материала/практикум)

Физико-географическое положение Австралии. История открытия, изучения и освоения.

Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. Определять координаты крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Определение черт сходства и различия основных компонентов природы Африки и Австралии.

Составлять характеристику открытий и исследований материка; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Самостоятельно организовывать работу с картами атласа и контурными картами.

Текущий

УО, ПР

Физическая карта Австралии, атлас, учебник, художественная литература.

§28

8.2



Основные черты природы.

(урок изучения нового материала/беседа)

Геологическое строение и рельеф. Климат. Гидрография.

Знать/ понимать влияние общей циркуляции атмосферы, рельефа, морских течений на климат материка. Климатические пояса и области.

Определять особенности рельефа, климата, внутренних вод Австралии.

Выявлять причинно-следственные связи.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Текущий

ТР

Физическая карта Австралии, атлас, учебник, художественная литература, фотографии.

§29

8.3



Изолированность и уникальность природного мира материка.

(урок изучения нового материала/беседа)

Пустыни и полупустыни, саванны и редколесья. Проблема обводнения территорий. Ландшафты сухих и влажных субтропиков. Их интенсивное хозяйственное освоение. Заповедники и национальные парки.

Понимать особенности природных зон материка; уметь объяснять своеобразие природы, характеризовать природу отдельных частей материка

Выявлять причинно-следственные связи.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Текущий

УО иТР

Физическая карта Австралии, атлас, учебник, художественная литература, фотографии.

§30

8.4



Австралийский союз – страна-материк.

(урок изучения нового материала/беседа)

Географическое положение. Единственное государство в мире, занимающий целый материк. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство.

Знать этнический состав современного населения страны; традиционные занятия населения.

Оценивать особенности хозяйственной деятельности населения в пустынях, саваннах, субтропиках. Объяснять различия в особенностях изменения численности на основе анализа статистических данных.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Умение обсуждать, анализировать, делать выводы.

Текущий

УО и ТР

Физическая и экономическая карты Австралии, атлас, учебник

§31

8.5



Океания – основной регион.

(урок изучения нового материала/беседа)

Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Определять особенности природы островов Океании.

Выявлять причинно-следственные связи.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Текущий

УО и ТР

Физическая карта Австралии, физическая карта полушарий, атлас, учебник, фотографии, учебные таблицы, видеофильм.

§32

8.6



Обобщение по теме «Австралия и Океания».

(урок обобщения знаний и умений)

Номенклатура, персоналии, причинно-следственные связи.

Знать /понимать особенности климата; главные речные системы и бассейны, озера материка Австралии и особенности Океании островного региона мира.

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов. Структурировать учебный материал.

Анализировать географическую информацию

Умение работать в коллективе

Тематический

ПТ

Физическая карта Австралии, карты Атласа

Повторение темы «Австралия»

Тема 3. Антарктида – холодное сердце (3часа)

9.1



Особенности географического положения. Открытия, изучения и освоения.

(урок изучения нового материала/беседа)

Особенности географического положения Антарктиды. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса.

Знать приемы определения географического положения Антарктиды, имена исследователей и результаты их работы.

Давать характеристику географического положения Антарктиды по плану.

Составлять характеристику открытий и исследований материка; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность. Самостоятельно организовывать работу с картами атласа и контурными картами.

Текущий

УО

Физическая карта Антарктиды, атлас, учебник.

§33

9.2



Основные черты природы материка.

(урок изучения нового материала/беседа)

Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды».

Знать основные черты природы Антарктиды.

Знать имена исследователей и результаты их работы. Определять особенности природы Антарктиды.

Выявлять причинно-следственные связи.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе

Текущий

ТР и УО

Физическая карта Антарктиды, атлас, учебник, видеофильм.

§34

9.3



Обобщение тем: «Австралия и Антарктида(урок обобщения знаний и умений)


Особенности природы двух южных материков.

Знать, понимать и сравнивать природу разных материков

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов. Структурировать учебный материал.

Анализировать географическую информацию

Умение работать в коллективе

Тематический


ПТ

Физическая карта мира

Повторение темы «Антарктида»

Тема 4. Южная Америка – материк чудес (8 часов)

10.1



Географическое положение – основа разнообразия природы Южной Америки.

(урок изучения нового материала/беседа)

Особенности географического положения Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Америка – одна часть света, но два материка. Южная Америка: границы, «географические рекордсмены»

Определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.

Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка

Составлять характеристику открытий и исследований материка; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Самостоятельно организовывать работу с картами атласа и контурными картами.

Текущий

УО

Физическая карта Южной Америки, атлас.

§33

10.2



Горы и равнины Южной Америки.

(урок изучения нового материала/беседа)

Главные черты рельефа и геологического строения. Полезные ископаемые.

Называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.

Знать /понимать особенности климата; главные речные системы и бассейны, озера материка.



Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Самостоятельно организовывать работу с картами атласа и контурными картами.

Текущий

ТР

Физическая карта Южной Америки, атлас, художественная литература, учебные таблицы.

§36

10.3



Разнообразие климатов. Самый влажный материк.

(урок изучения нового материала/беседа)

Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Климатические пояса и области; их основные характеристикиКлиматообразующие факторы. Климат горных областей.

Определять особенности климата Южной Америки.

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Умение

объяснять климатические различия различных частей материка..

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Текущий

УО

Физическая карта Южной Америки, атлас, учебник.

§37

10.4



Основные черты внутренних вод.

(урок изучения нового материала/беседа)

Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути.

Уметь объяснять сходство и различия гидрографии разных регионов материка. Умение анализировать обеспеченности материка водными ресурсами.

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Умение

анализировать обеспеченность материка водными ресурсами. Отмечать успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

Текущий

ТР и УО

Физическая карта Южной Америки, атлас, учебник, иллюстрации, видеофильм.

§38

10.5



Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка.

Практическая работа № 12. Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

(урок изучения нового материала/практикум)

Экваториальные леса, саванны, жестколистые леса и кустарники, лесостепные и пустынные ландшафты. Высотная поясность в Андах.

Знать/понимать особенности природных зон материка. Объяснять особенности размещения природных зон на материке .

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Умение объяснять

географические особенности природы материка.

Умение взаимодействовать друг с другом.

Текущий

ПР

Физическая карта Южной Америки, атлас, дополнительная литература, иллюстрации, видеофильм.

§40

10.6



Население Южной Америки.

(урок изучения нового материала/беседа)

Население, народы. Смешение трех рас. Неравномерность размещения. Природа и человек.

Определять особенности населения Южной Америки. Сравнивать культурных особенностей разных народов. Разнообразие народов и культур.

Объяснять неравномерность размещения .

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Умение обсуждать, анализировать, делать выводы.

Текущий

СР

Атлас, физическая карта Южной Америки.

§40

10.7



Регионы Южной Америки.

(урок изучения нового материала/беседа)

Регионы Южной Америки. Равнинный восток и горный запад.. Главные объекты природного и культурного наследия.

Определять черты страны, характерные для всего региона, и специфические особенности страны


Составлять характеристику страны по плану.

Умение объяснять

географические особенности жизни населения материка.

Отмечать успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

Текущий

УО и ТР

Политическая карта Южной Америки, атлас, учебник.

§41

10.8



Обобщение по теме: «Южная Америка».

(урок обобщения знаний и умений)

Номенклатура, персоналии, причинно-следственные связи.

Знать /понимать особенности климата; главные речные системы и бассейны, озера материка Южной Америки.

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов. Структурировать учебный материал.

Анализировать географическую информацию

Умение работать в коллективе

Тематический

ПТ

Атлас, физическая карта Южной Америки.

Повторение темы «Южная Америка

Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (8 часов)

11.1



Географическое положение. История открытия, изучения и освоения.

(урок изучения нового материала/беседа)

Особенности географического положения Северной Америки. История открытия, изучения и освоения.

Давать характеристику географического положения Северной Америки по плану.

Составлять характеристику открытий и исследований материка; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Самостоятельно организовывать работу с картами атласа и контурными картами.

Текущий

СР

Атлас, физическая карта Северной Америки.

§ 42

11.2



Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

(урок изучения нового материала/беседа)

Главные черты рельефа и геологического строения. Полезные ископаемые. Великие горы и равнины. Великий ледник.

Определять по картам основные формы рельефа Евразии. Составлять характеристику рельефа отдельных территорий Северной Америки. Выявлять взаимосвязей между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми.

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Самостоятельно организовывать работу с картами атласа.

Текущий

УО

Атлас, физическая карта Северной Америки, учебник.

§ 43

11.3



Климат Северной Америки.

Практическая работа №13.Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

(урок изучения нового материала/практикум)

Разнообразие типов климата.

Определять особенности климата Северной Америки.

Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе.

Оценка влияния климата на хозяйственную деятельность человека

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Умение объяснять.

объяснять климатические различия различных частей материка.

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Текущий

ПР

Атлас, физическая карта Северной Америки, учебник.

§44

11.4



Основные черты внутренних вод Северной Америки.

(урок изучения нового материала/беседа)

Общая характеристика речных систем и озер Реки бассейнов СЛО, Тихого, Атлантического

Реки Северной Америки. Великие американские озера.

Уметь объяснять особенности внутренних вод Северной Америки. Умение анализировать обеспеченность материка водными ресурсами.

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Умение

анализировать обеспеченность материка водными ресурсами.

Отмечать успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

Текущий

УО и ТР

Атлас, физическая карта Северной Америки, учебник, учебные таблицы, видеофильм.

§45

53



Богатство растительного и животного мира.

(урок изучения нового материала/беседа)

Расположение природных зон на материках.

Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатый и разнообразный растительный и животный мир материка. Сравнение природных зон материков.

Знать и объяснять особенности размещения и своеобразие природных зон Северной Америки.

Сравнивать природные особенности материков: в чём сходство и различия.

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Умение объяснять

географические особенности природы материка.

Умение взаимодействовать друг с другом.

Текущий

ТР

Атлас, физическая карта Северной Америки, карта природных зон материка, учебник, учебные таблицы, фотографии, видеофильм.

§ 46

54



Население Северной Америки.

(урок изучения нового материала/беседа)

Формирование населения материка. Плотность населения, расы. Народы и религии. Население и политическая карта Северной Америки. Современное население.

Определять особенности формирования населения Северной Америки. Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Объяснять неравномерность размещения.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Умение обсуждать, анализировать, делать выводы.

Текущий

УО

Атлас, учебник.

§ 47

55



Регионы Северной Америки.

(урок изучения нового материала/беседа)

Регионы Северной Америки. Англо-Америка. Центральная и Латинская Америка. Главные объекты природного и культурного наследия.

Определять черты страны, характерные для всего региона, и специфические особенности страны

Знать характеристику США с указанием ее географичес-кого положения, природы и природных ресурсов, населения, основных видов хозяйственной деятельности.

Составлять характеристику страны по плану.

Умение объяснять

географические особенности жизни населения материка.

Отмечать успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

Текущий

УО

Атлас, политическая карта мира, учебник.

§ 48

56



Обобщение по теме: «Северная Америка»

(урок обобщения знаний и умений)

Номенклатура, персоналии, причинно-следственные связи.

Знать /понимать особенности климата; главные речные системы и бассейны, озера материка Северной Америки.

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов. Структурировать учебный материал.

Анализировать географическую информацию

Умение работать в коллективе

Тематический

ПТ

Атлас, политическая карта мира, учебник.

Повторение темы «Сев. Америка

Тема 6. Евразия – музей природы (10 часов)

57



Особенности географического положения и история исследования материка.

(урок изучения нового материала/беседа)

Самый большой материк. История изучения и освоения. Положение по отношению к экватору и начальному меридиану, к другим материкам и океанам.

Знать/ понимать величину и состав территории. Давать характеристику географического положения Евразии по плану.

Составлять характеристику открытий и исследований материка; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Самостоятельно организовывать работу с картами атласа и контурными картами.

Текущий

УО

Физическая карта Евразии, атлас.

§ 49

58



Сложное геологическое строение и рельеф.

(урок изучения нового материала/беседа)

Главные черты рельефа. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Полезные ископаемые.

Определять по картам основные формы рельефа Евразии.

Составлять характеристику рельефа Евразии .

Определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Самостоятельно организовывать работу с картами атласа.

Текущий

УО

Физическая карта Евразии, атлас, учебник

§50

59



Все типы климатов Северного полушария.

(урок изучения нового материала/беседа)

типы климатов северного полушария.

Определять особенности климата Евразии.

Определение типов климата разных территорий Евразии по климатическим диаграммам.

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Умение объяснять.

объяснять климатические различия различных частей материка.

Умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Текущий

УО

Физическая и климатическая карта Евразии, атлас, учебник.

§ 51

60



Основные черты внутренних вод Евразии.

(урок изучения нового материала/беседа)

Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал.

Объяснять особенности внутренних вод Евразии. Составление сравнительной характеристики двух рек, находящихся в разных частях материка.

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Умение

анализировать обеспеченность материка водными ресурсами.

Отмечать успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

Текущий

ТР и УО

Физическая карта Евразии, атлас, учебник, иллюстрации, видеофильм.

§52

61



Разнообразие природы Евразии.

(урок изучения нового материала/беседа)

Расположение природных зон на материках.

Сравнение природных зон Евразии и Северной Америки по 40-й параллели.

Знать и объяснять особенности размещения и своеобразие природных зон Евразии и Северной Америки.

Сравнивать природные особенности материков: в чём сходство и различия.

Выявлять причинно-следственные связи; определять критерии для сравнения фактов, явлений.

Умение объяснять

географические особенности природы материка.

Умение взаимодействовать друг с другом.

Текущий

УО и ТР

Физическая карта Евразии, атлас, учебник, иллюстрации.

§53

62



Население Евразии.

(урок изучения нового материала/беседа)

Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения. Особенности заселения материка. Плотность населения, расы. Народы и религии.

Знать /понимать историю заселения Евразии. Определять особенности сложного национального состава населения Евразии

Объяснять неравномерность размещения.

Ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность.

Умение обсуждать, анализировать, делать выводы.

Текущий

УО

Атлас, учебник

§54

63



Регионы Европы.

(урок изучения нового материала/беседа)

Географическое положение. Территория и её состав. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации.

Определять черты страны, характерные для всего региона, и специфические особенности страны Составлять географической характеристики страны Европы по картам атласа и другим источникам географической информации.

Составлять характеристику страны по плану.

Умение объяснять

географические особенности жизни населения материка.

Отмечать успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

Текущий

УО

Атлас, политическая карта Европы, учебник.

§55, презентация

64



Регионы Азии. Юго-Западная, Восточная и Центральная Азия.

(урок изучения нового материала/беседа)

Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Географическое положение. Территория и её состав. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство.

Определять черты страны, характерные для всего региона, и специфические особенности страны Составлять географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Составлять характеристику страны по плану.

Умение объяснять

географические особенности жизни населения материка.

Отмечать успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

Текущий

ТР

Атлас, политическая карта Азии, иллюстрации, учебник.

§56, презентация

65



Регионы Азии. Южная и Юго-Восточная Азия.

Практическая работа № 14. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

(урок изучения нового материала/практикум)

Южная Азия – самый населенный регион планеты. Географическое положение. Территория и её состав. Природные условия и ресурсы. Население. Хозяйство.

Определять черты страны, характерные для всего региона, и специфические особенности страны. Составлять географической характеристики страны Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Составлять характеристику страны по плану.

Умение объяснять

географические особенности жизни населения материка.

Отмечать успешные ответы, интересные вопросы одноклассников.

Текущий

ТР и УО

Атлас, политическая карта Азии, иллюстрации, учебник.

§57, презентация

66



Обобщение по теме: «Евразия»

(урок обобщения знаний и умений)

Номенклатура, персоналии, причинно-следственные связи.

Знать /понимать особенности климата; главные речные системы и бассейны, озера материка Евразии.

Понимание специфических черт природы и видового разнообразия природных объектов. Структурировать учебный материал.

Анализировать географическую информацию

Умение работать в коллективе

Тематический

ПТ

Атлас, политическая карта мира, учебник.

Повторение темы «Евразия»

Раздел III. Взаимоотношение природы и человека (4 часа)

67



Взаимодействие человека и природы. Виды природных ресурсов.

(урок изучения нового материала/беседа)

Взаимодействие человека и природы. Виды природных ресурсов. Выявление связей между компонентами ПК.

Выделять природные ресурсы, наиболее характерные для различных материков.

Самостоятельно формулировать учебную проблему.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Умение слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Текущий

УО

Учебник, атлас, физическая карта мира.

§58

68



Экологические проблемы.

(урок изучения нового материала/беседа)

Экологические проблемы. Ухудшение окружающей среды. Стихийные природные явления.

Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации

Самостоятельно формулировать учебную проблему.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Умение слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Текущий

УО и ТР

Учебник, атлас, физическая карта мира.

Сообщение, презентация

69



Влияние природной среды на человека.

Практическая работа №15. Изучение правил поведения человека в окружающей среде, мер зашиты от катастрофических явлений природного характера.

(урок изучения нового материала/практикум)

Центры происхождения культурных растений. Меры защиты от катастрофических явлений природного характера.

Определять центр происхождения культурных растений, самостоятельно формулировать учебные проблемы.

Самостоятельно формулировать учебную проблему.

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Умение слушать товарищей, аргументировать свою точку зрения.

Тематический.

ПР

Учебник, атлас, физическая карта мира.

Сообщение, презентация

70



Обобщение знаний по разделу «материки и страны»

(урок обобщения знаний и умений)

Обобщение знаний по курсу «Материки и страны»

Владеть основными видами публичных выступлений. Применять знания в новых условиях

логично излагать материал.

Владеть приемами систематизации учебного материала.


Тематический

К/Р, Т

Учебник, атлас, физическая карта мира.











11