СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 9 класса по учебнику Е.М. Домогацких.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Рабочая программа  по географии составлена на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); примерной программы общего образования по географии. // География. Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 9 класса по учебнику Е.М. Домогацких.»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОЯБРЬСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК



Рассмотрено

на заседании методического

объединения учителей предметной области «Общественно-научные предметы»

Протокол № 1

от «___30_» августа 2016 года


Руководитель методического объединения:____/Лаптева Е.Н

Согласовано

заместитель директора

__________Михайличенко М.Ю.


от «_31__» августа 2016 года


Утверждаю

директор МБОУ СОШ №7

______________А.А. Голиков

Приказ от _31.08.2016 №296-од




Рабочая программа

по географии

для изучения на базовом уровне


для 9б, в, г классов



2 часа в неделю (всего 68 часов)







Автор-составитель:

учитель географии

Родионова Н.К.




2016 / 2017 учебный год

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе федерального компонента государственного общеобразовательного стандарта (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»); примерной программы общего образования по географии. // География. Содержание образования: Сборник нормативно – правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2007.


Общая характеристика учебного предмета

Примерная программа полностью реализует идеи стандарта и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающее среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.
Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине - России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков! Международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

Задачи:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитание любви к своей местности, к своему региону, к своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

- формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Описание места учебного предмета, курса

в учебном плане

Предмет «География» включен в Федеральный базисный учебный план. Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ - 3;

практических работ – 14.

Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, в форме утвержденной учебным планом на 2016-2017 учебный год.

Учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы


Литература для учителя


  1. Домогацких Е.М. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса

общеобразовательных организаций// Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев – 2-е изд.- М.: ООО Русское слово – учебник», 2015.-344 с.: ил., карт. – (Инновационная школа).

2. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексееевского «География. Население и хозяйство России». 9 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 112 с.: ил. – (Инновационная школа).

3. Сиротин В.И. «Тесты для итогового контроля» 8-9 класс - М., Дрофа, 2003г.

4. Пятунин Б.Б. «Новые контрольные и проверочные работы по географии» 8-9 класс - М., Дрофа, 2005г.


Литература для учащегося


  1. Домогацких Е.М. География. Население и хозяйство России: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций// Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, Н.Н. Клюев – 2-е изд.- М.: ООО Русское слово – учебник», 2015.-344 с.: ил., карт. – (Инновационная школа).

  2. Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексееевского «География.

Население и хозяйство России». 9 класс / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. – М.:

ООО «Русское слово – учебник», 2015. – 112 с.: ил. – (Инновационная школа).

  1. Атлас по географии, 9 кл. – М., «Дрофа», 2013

  2. Большой географический атлас школьника. — М.: АСТ, 2006.

  3. Географический энциклопедический словарь. — М., 2005.



Средства обучения


Мультимедиа, видеокассеты

  1. Виртуальная школа КМ. Уроки географии, 9 класс





Ресурсы Интернета


Географические сайты:

http://www.geosite.com.ru

http://geo.1september.ru - сайт «Я иду на урок»

http://www.georus.by.ru- «География России»

http://www.mojgorod.ru

http://www.terrus.ru

http://geo.metodist.ru

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru –Электронный журнал «National Geographic»

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru – Прогноз погоды в городах мира и России.

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

http: //www.weather.com

http: //www.vokrugsveta.ru/vs /- электронная версия журнала «Вокруг света»


1. Печатные пособия

1.1.Таблицы

- Комплект таблиц для кабинета географии.



2. Карты России

1.

Агроклиматические ресурсы


2.

Геологическая


3.

Водные ресурсы


4.

Земельные ресурсы


5.

Климатическая


6.

Природные зоны и биологические ресурсы


7.

Почвенная


8.

Растительности


9.

Тектоника и минеральные ресурсы


10.

Физическая


11.

Народы


12.

Плотность населения


13.

Социально-экономическая


14.

Агропромышленный комплекс


15.

Машиностроение и металлообработка


16.

Топливная промышленность


1.5.бходимог ДИК. 201200000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000017.

Химическая промышленность


18.

Черная и цветная металлургия


19.

Электроэнергетика


20.

Экологические проблемы


21.

Центральная Россия. Физическая карта


22.

Центральная Россия. Комплексная карта


23.

Урал. Физическая карта


24.

Урал. Комплексная карта


25.

Поволжье. Физическая карта


26.

Поволжье. Комплексная карта


27.

Западная Сибирь. Физическая карта


28. Западная Сибирь. Комплексная карта



2. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Ожидаемые результаты изучения предмета «География» по разделам и темам включены в «Календарно-тематическое планирование» в раздел «Умения и виды деятельности».

Формы и виды контроля по разделам и темам включены в «Календарно-тематическое планирование» в раздел «Контрольно-оценочная деятельность».

Годовая промежуточная аттестация проводится в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, в форме утвержденной учебным планом на 2016-2017 учебный год.


3. Содержание учебного предмета


Раздел. Особенности географического положения России (2часа).

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.


Раздел. Население России (10 ч.)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы.

Анализ карт населения.

Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.

Выявление и объяснение территориальных аспектов межнациональных отношений.


Раздел. Хозяйство России (30 ч.)

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий. Отраслевая структура функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии

важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесное хозяйство. Российские леса – важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины – традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы.

Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Группировка отраслей по различным показателям.

Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.

Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.


География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы.

Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.


Раздел. Регионы России (24 ч.)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России. Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.


Раздел. Россия в современном мире (2 ч)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия в России.

Практические работы.

Анализ разных видов районирования России.

Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу,

жизнь людей и хозяйство.

Выявление и анализ условий для развития хозяйства районов, регионов.

Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.


Последовательность изучения разделов и тем программы, распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки, количество контрольных, практических, лабораторных работ раскрывается в учебно-тематическом плане. Учебно-тематический план составляется на весь срок обучения.


Программой предусмотрено проведение текущего контроля успеваемости обучающихся по разделам курса; проведение практических и лабораторных работ.



Раздел

Кол-во часов.

Контрольные работы

Практические работы

1

ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ



2





2

НАСЕЛЕНИЕ

10

1

3

3

ХОЗЯЙСТВО РОССИИ

30

1

7

4

РЕГИОНЫ РОССИИ

24

1

4

5

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

2




Всего

68

3

14



  1. Тематическое планирование


Дата по плану

Дата по факту

Наименование темы

Количество часов

Примечание

ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА

Тема: Особенности географического положения России (2 часа)




Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны

1




Субъекты федерации их равноправие и разнообразие.

1


Население России (10ч)



Исторические особенности заселения и освоения страны

1




Численность населения России в сравнении с другими государствами.

1




Демографические кризисы

1




Народы и религии России

1




Миграции населения России.

1




Крупнейшие города и городские агломерации.

1




Сельское расселение Формы сельского расселения.

1




Географические особенности расселения населения России.

1




Трудовые ресурсы России и рынок труда.

1




Географические различия в уровне жизни населения России.

1


Хозяйство России (30 часов)



Национальная экономика.

1




Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особен­ности.

1




Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей.

1




География науки.

1




Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве.

1




Факторы разме­щения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металло-

емких отраслей.

1




Главные районы и центры машиностроения

1




Особенности географии военно-промышленного комплекса.

1




Топливно-энергетический комплекс (ТЭК).

1




Нефтяная промышленность.

1




Газовая промышленность.

1




Угольная промышленность.

1




Электроэнергетика.

1




Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве

1




Черная металлургия.

1




Цветная металлургия.

1




Химическая промышленность.

1




Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отра­слей.

1




Лесное хозяйство.

1




Лесная промышленность.

1




Первичный сектор экономики. Сельское хозяйство.

1




Земледелие и животноводство.

1




Рыбное хозяйство.

1




Пищевая промышленность.

1




Легкая промышленность.

1




Третичный сектор экономики. География коммуникаций.

1




Сухопутный транспорт.

1




Водный и воздушный транспорт.

1




Связь.

1




География социальной сферы.

1


РЕГИОНЫ РОССИИ (24ч).



Районирование России.

1


Районы и крупные регионы России (23 часа)



Центральная Россия. Состав района.

1




Машиностроительный комплекс, черная металлургия, химическая и текстильная промышленность Центральной России.

1




Агропромышленный комплекс Центральной России

1




Внутрирегиональные различия. Основные экономические, социальные и экологические проблемы региона.

1




Московский столичный регион, его экономические, социальные и экологические проблемы.

1




Европейский Северо-Запад

1




Европейский Север. Состав района.

1




Население: национальный состав, традиции и культура.

1




Развитие ТЭК, металлургии, химической и лесной промышленности Европейского Севера.

1




Европейский Юг. Состав района.

1




Высокая плотность населения, очаги его концентрации Европейского Юга.

1




Агроклиматический комплекс. Машиностроение района

1




Поволжье. Состав района

1




Развитие нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов в Поволжье.

1




Урал. Состав и границы Урала при разных видах районирования.

1




Заселение Урала. Современная этническая пестрота.

1




Старый промышленный район Урала.

1




Антропогенные изменения природы Урала.

1




Общая характеристика. Сибири. Особенности географического положения.

1




Западная Сибирь. Географическое положение на западе азиатской части России между Уралом и Енисеем.

1




Восточная Сибирь. Состав района

1




Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения.

1




Дальний Восток. Состав района. Особенности географического и геополитического положения.

1


ТЕМА: Россия в современном мире



Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья.

1




Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира.

1


Итого:

68 часов