Планируемые результаты обучения.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Курс геометрия входит в число дисциплин, включенных в учебный план.
Рабочая программа рассчитана на обучение учащихся 10А (физико-математического) класса.
Целью прохождения настоящего курса является:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
В ходе ее достижения решаются задачи: изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
В результате прохождения программного материала обучающийся имеет представление о:
1) математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
2) значении практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
3) универсальном характере законов логики математических рассуждений, их применимости во всех областях человеческой деятельности;
знает (предметно-информационная составляющая результата образования):
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
умеет (деятельностно - коммуникативная составляющая результата образования):
-овладевать математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки.
2. Содержание обучения
Геометрия на плоскости
Свойство биссектрисы угла треугольника. Решение треугольников. Вычисление биссектрис, медиан, высот, радиусов вписанной и описанной окружностей. Формулы площади треугольника: формула Герона, выражение площади треугольника через радиус вписанной и описанной окружностей.
Вычисление углов с вершиной внутри и вне круга, угла между хордой и касательной.
Теорема о произведении отрезков хорд. Теорема о касательной и секущей. Теорема о сумме квадратов сторон и диагоналей параллелограмма
Вписанные и описанные многоугольники. Свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников.
Геометрические места точек.
Решение задач с помощью геометрических преобразований и геометрических мест.
Теорема Чевы и теорема Менелая.
Эллипс, гипербола, парабола как геометрические места точек.
Неразрешимость классических задач на построение.
Прямые и плоскости в пространстве. Основные понятия стереометрии (точка, прямая, плоскость, пространство). Понятие об аксиоматическом способе построения геометрии.
Пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые. Угол между прямыми в пространстве. Перпендикулярность прямых.Параллельность и перпендикулярность прямой и плоскости, признаки и свойства. Теорема о трех перпендикулярах. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью.
Параллельность плоскостей, перпендикулярность плоскостей, признаки и свойства. Двугранный угол, линейный угол двугранного угла.
Расстояния от точки до плоскости. Расстояние от прямой до плоскости. Расстояние между параллельными плоскостями. Расстояние между скрещивающимися прямыми.
Параллельное проектирование. Ортогональное проектирование. Площадь ортогональной проекции многоугольника. Изображение пространственных фигур. Центральное проектирование.
Многогранники. Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники.Теорема Эйлера.
Призма, ее основания, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб.
Пирамида, ее основание, боковые ребра, высота, боковая поверхность. Треугольная пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.
Понятие о симметрии в пространстве (центральная, осевая, зеркальная).
Сечения многогранников. Построение сечений.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдр, куб, октаэдр, додекаэдр и икосаэдр).
Тела и поверхности вращения. Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения. Эллипс, гипербола, парабола как сечения конуса. Касательная плоскость к сфере. Сфера, вписанная в многогранник, сфера, описанная около многогранника.
Цилиндрические и конические поверхности.
Объемы тел и площади их поверхностей. Понятие об объеме тела.Отношение объемов подобных тел.
Формулы объема куба, параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
Координаты и векторы. Декартовы координаты в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы и плоскости. Формула расстояния от точки до плоскости.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов и умножение вектора на число. Угол между векторами. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Коллинеарные векторы. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Компланарные векторы. Разложение по трем некомпланарным векторам.
Методы и приемы, используемые при обучении геометрии:
- принципы технологии уровневой дифференциации;
-подача материала блоками;
-метод многократного повторения;
- объяснительно-иллюстративный;
-обучение с применением опорных схем.
Текущий контроль осуществляется в виде самостоятельных работ, зачётов, письменных тестов, математических диктантов, устных и письменных опросов по теме урока, контрольных работ по разделам учебника.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения геометрии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике, для формирования и развития математической науки;
идеи расширения числовых множеств как способа построения нового математического аппарата для решения практических задач и внутренних задач математики;
значение идей, методов и результатов алгебры и математического анализа для построения моделей реальных процессов и ситуаций;
возможности геометрии для описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
вероятностных характер различных процессов и закономерностей окружающего мира;
уметь
соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
вычисления длин, площадей и объемов реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащегося, ч. | В том числе |
Контрольных работ | Самостоятельных работ |
1 | Аксиомы стереометрии и их следствия | 5 | | 1 |
2 | Параллельность прямых и плоскостей | 12 | 1 | 2 |
3 | Параллельность плоскостей. | 14 | 1 | 1 |
4 | Перпендикулярность прямых и плоскостей. | 32 | 2 | 3 |
5 | Многогранники. | 15 | 1 | 2 |
6 | Векторы в пространстве. | 12 | 1 | 1 |
7 | Заключительное повторение. | 12 | 2 | |
| Итого: | 102 | 8 | 10 |
4. Календарно - тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов | | | Дата проведения занятия |
Вид занятия | Самостоятельные работы |
планируем | фактичес |
Раздел 1. Аксиомы стереометрии и их следствия(5 часов) |
1 | Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
2 | Некоторые следствия из аксиом | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
3-4-5 | Решение задач на применение аксиом и их следствий | 3 | Комбинированный урок | 1 | | |
Раздел 2. Параллельность прямых и плоскостей (12 часов) |
6 | Параллельные прямые. Признаки параллельности прямых. | 1 | Урок повторения и применения знаний и умений | | | |
7 | Параллельные прямые в пространстве. Параллельность трех прямых. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
8 | Параллельность прямых, прямой и плоскости. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
9-10-11 | Решение задач на параллельность прямой и плоскости. | 3 | Урок закрепления изученного | 1 | | |
12 | Скрещивающиеся прямые. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
13 | Углы с сонаправленными сторонами. Угол между прямыми | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
14 | Углы между скрещивающимися прямыми. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
15 | Повторение теории. Решение задач на определение углов между прямыми. | 1 | Урок закрепления изученного | | | |
16 | Решение задач. | 1 | Урок закрепления изученного, применения знаний и умений | 1 | | |
17 | Контрольная работа № 1 по теме « Параллельность прямых в пространстве | 1 | Урок контроля знаний и умений | | | |
Раздел 3. Параллельность плоскостей. (14 часов) |
18 | Анализ контрольной работы. Параллельность плоскостей. | 1 | Урок коррекции знаний и умений и изучения нового материала. | | | |
19 | Свойства параллельных плоскостей | 1 | Комбинированный урок | | | |
20-21 | Решение задач на параллельность плоскостей. | 2 | Урок закрепления изученного | | | |
22 | Тетраэдр | 1 | Комбинированный урок | | | |
23 | Четырёхугольники. Параллелограмм, ромб, квадрат, прямоугольник. Свойства и признаки. (Планиметрия) | 1 | Урок повторения и применения знаний и умений | | | |
24 | Трапеция. Виды трапеции. Площадь трапеции. (Планиметрия) | 1 | Урок повторения и применения знаний и умений | | | |
25 | Параллелепипед | 1 | Комбинированный урок | | | |
26-27 | Решение задач. | 2 | Урок закрепления изученного | 1 | | |
28-29 | Задачи на построение сечений. | 2 | Урок объяснения нового материала | | | |
30 | Контрольная работа № 2 по теме «Параллельность плоскостей. Тетраэдр. Параллелепипед» | 1 | Урок контроля знаний и умений | | | |
31 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции знаний и умений | | | |
Раздел 4. Перпендикулярность прямых и плоскостей. (32 часа) |
32 | Перпендикулярные прямые в пространстве. Параллельные прямые, перпендикулярные к плоскости. | 1 | Комбинированный урок | | | |
33 | Признак перпендикулярности прямой и плоскости. | 1 | Комбинированный урок | | | |
34 | Решение задач на применение признака перпендикулярности прямой и плоскости. | 1 | Урок закрепления изученного | | | |
35 | Теорема о прямой, перпендикулярной к плоскости | 1 | Комбинированный урок | | | |
36-37-38 | Решение задач на перпендикулярность прямой и плоскости | 3 | Комбинированный урок | 1 | | |
39 | Вписанные и описанные Четырёхугольники. (Планиметрия) | 1 | Урок повторения и применения знаний и умений | | | |
40 | Правильные многоугольники. (Планиметрия) | 1 | Урок повторения и применения знаний и умений | | | |
41 | Расстояние от точки до плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
42 | Решение задач на применение теоремы о трех перпендикулярах. | 1 | Урок закрепления изученного | | | |
43 | Угол между прямой и плоскостью. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
44 | Окружность. Центральные и вписанные углы. Свойство касательной. (Планиметрия) | 1 | Урок повторения и применения знаний и умений | | | |
45 | Свойство касательной. Произведение длин отрезков хорд. (Планиметрия) | 1 | Урок повторения и применения знаний и умений | | | |
46-47 | Решение задач на перпендикулярность прямых, прямой и плоскости. | 2 | Комбинированный урок | 1 | | |
48-49-50 | Решение задач на нахождение углов между прямой и плоскостью | 3 | Комбинированный урок | | | |
51-52 | Треугольники», «Четырёхугольники», «Окружность».. Решение задач планиметрии (ЕГЭ). | 2 | Урок повторения и применения знаний и умений | | | |
53 | Контрольная работа № 2 по теме « Перпендикулярность прямой и плоскости» | 1 | Урок контроля знаний и умений | | | |
54 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции знаний и умений | | | |
55-56 | Признак перпендикулярности двух плоскостей | 2 | Урок объяснения нового материала | | | |
57 | Прямоугольный параллелепипед. | 1 | Комбинированный урок | | | |
58-59 | Решение задач по теме «Прямоугольный параллелепипед» | 2 | Комбинированный урок | | | |
60 | Повторение теории. Решение задач на перпендикулярность плоскостей. | 1 | Урок закрепления изученного | | | |
61-62 | Повторение теории. Решение задач на вычисление углов между плоскостями | 2 | Комбинированный урок | 1 | | |
63 | Контрольная работа № 3 по теме «Перпендикулярность прямых, прямых и плоскостей» | 1 | Урок контроля знаний и умений | | | |
Раздел 5. Многогранники. (15 часов) |
64 | Понятие многогранника. Геометрическое тело. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
65 | Призма. Площадь поверхности призмы. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
66 | Теорема Эйлера. Пространственная теорема Пифагора. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
67-68-69 | Решение задач по теме «Призма» | 3 | Комбинированный урок | 1 | | |
70 | Пирамида. Правильная пирамида. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
71 | Усечённая пирамида. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
72-73-74 | Решение задач на тему «Пирамида» | 3 | Комбинированный урок | 1 | | |
75-76 | Симметрия в пространстве. Понятие правильного многогранника. Элементы симметрии правильного многогранника | 2 | Комбинированный урок | | | |
77 | Контрольная работа № 4. « Многогранники» | 1 | Урок контроля знаний и умений | | | |
78 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции знаний и умений | | | |
Раздел 6. Векторы в пространстве. (12 часов) |
79 | Понятие вектора. Равенство векторов. | 1 | Урок объяснения нового материала | | | |
80 | Сложение векторов. Сумма нескольких векторов. | 1 | Урок закрепления изученного, применения знаний и умений | | | |
81 | Вычитание векторов | 1 | Урок закрепления изученного, применения знаний и умений | | | |
82 | Умножение вектора на число | 1 | Урок закрепления изученного, применения знаний и умений | | | |
83-84 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. | 2 | Комбинированный урок | | | |
85-86 | Разложение вектора по трём некомпланарным векторам | 2 | Комбинированный урок | | | |
87-88 | Решение стереометрических задач векторным способом. | 2 | Комбинированный урок | 1 | | |
89 | Контрольная работа № 5 по теме « Векторы в пространстве» | 1 | Урок контроля знаний и умений | | | |
90 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками | 1 | Урок коррекции знаний и умений | | | |
Раздел 7. Заключительное повторение. (12 часов) |
91-92-93 | Подготовка к ЕГЭ. Решение задач планиметрии. | 3 | Урок повторения и применения знаний и умений | | | |
94-95-96 | Подготовка к ЕГЭ. Решение задач стереометрии | 3 | Урок повторения и применения знаний и умений | | | |
97 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля знаний и умений | | | |
98 | Итоговая контрольная работа | 1 | Урок контроля знаний и умений | | | |
99 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. | 1 | Урок коррекции знаний и умений | | | |
100-100--102 | Решение задач на повышенной сложности (С5-С6) | 3 | Урок повторения и применения знаний и умений | | | |