СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по естествознанию для СПО

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа разработана в соответствии с ФГОС СПО. Программа представляет из себя синтез трех основных разделов естествознания: физика, химия и биология.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по естествознанию для СПО»


Областное государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

образовательное учреждение

«димИтровградский техникум профессиональных технологий

имени героя советского союза м.с.чернова»

















РАБОЧАЯ ПРОГРАММа

УЧЕБНОй дисциплины


ОУД.05 Естествознание


















г. Димитровград 2015

РЕКОМЕНДОВАНА УТВЕРЖДАЮ

на заседании ПЦК Заместитель директора по УР

Председатель ПЦК

___________

Протокол заседания ПЦК

№_______ от «__»________20___г.



___________ Н.И. Дьяконова

«___»__________20___ г.





Разработчики:


Дьяконова Елена Дмитриевна, преподаватель_______

Ф.И.О.


































СОДЕРЖАНИЕ



1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНоЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины 24

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины 26





1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНоЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.05 Естествознание


1.1. Область применения программы


Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего общего образования (утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413) и предназначена для получения среднего общего образования студентами, обучающихся на базе основного общего образования по профессии

43.01.02 Парикмахер, укрупненная группа 43.00.00 Сервис и туризм.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с социально-экономическим профилем профессионального образования.


1.2. Цели учебной дисциплины

Изучение предметной области «Естественные науки» должно обеспечить:

1) сформированность основ целостной научной картины мира;

2) формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;

3) создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;

4) сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;

5) сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.


1.3. Общая характеристика учебной дисциплины

Учебная дисциплина «Естествознание» изучается в течение двух лет.

Изучение курса естествознания структурировано на основе естественно-научных теорий следующим образом: физика, химия и биология. Ознакомление со специальным разделом «Естествознание и методы научного познания» предполагается проводить при изучении всех разделов курса. Программа включает в себя перечень основных минимально необходимых знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся по окончании каждой темы.

Основу естествознания представляет физика – наука о природе, изучающая наиболее важные явления, законы и свойства материального мира. Физика занимает особое место среди естественных наук, поэтому ее принято считать лидером естествознания.

Химия – наука о веществах, их строении, составе, свойствах, процессах превращения, использовании законов химии в практической деятельности людей, в создании новых материалов.

Биология – составная часть естествознания. Это наука о живой природе. Она изучает растительный, животный мир и человека, используя как собственные методы, так и методы других наук.

Изучение основ естествознания создает необходимую базу для качественной профессиональной подготовки будущих специалистов и является фундаментом современного учения о природе. При освоении профессий и специальностей СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования естествознвние изучается на базовом уровне ФГОС среднего общего образования с учетом специфики осваиваемой профессии или специальности.

Особое внимание уделяется самостоятельной работе и практической работе обучающихся в процессе изучения естествознания, развитию их познавательной деятельности и умению выделять главное – обобщать полученные знания.


1.4. Результаты освоения учебной дисциплины

личностные результаты отражают:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.


метапредметные результаты отражают:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействоватьв процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.


предметные результаты отражают:

1) сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;

2) владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;

3) сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;

4) сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приёмами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;

5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;

6) сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.


1.5. Место учебной дисциплины в учебном плане: общеобразовательный цикл.

Учебная дисциплина относится к предметной области естественные науки и является общей дисциплиной общеобразовательного цикла.


1.6. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 270часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 180часов;

самостоятельной работы обучающегося 90часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

270

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

180

в том числе:


лабораторные работы

15

практические занятия

-

контрольные работы

12

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

90

в том числе:


решение задач прикладного характера, выполнение упражнений

подготовка сообщений, докладов (письменный отчет)

написание рефератов

написание мини сочинений, творческие задания

обзор и конспектирование рекомендованной литературы по теме, составление таблиц

доработка конспекта лекций

опережающие задания.

создание компьютерных презентаций

составление кроссвордов.

составление диаграмм

19


12

8

3

14

4

6

8

12

4

Итоговая аттестация в форме

дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД. 05Естествознание

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Физика


128


Введение

Содержание учебного материала


1

1. Физика – фундаментальная наука о природе. Естественно-научный метод познания, его возможности и границы применимости.

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов.

Единство законов природы и состава вещества во Вселенной.

1

Тема 1.1.

Механика

Содержание учебного материала


18

1. Механическое движение. Система отсчета. Траектория движения. Путь. Перемещение. Скорость.

2

2

2. Равномерное прямолинейное движение. Относительность механического движения.

1

2

3. Закон сложения скоростей. Графики движения.

1

2

4. Средняя скорость при неравномерном движении. Мгновенная скорость. Ускорение.

1

2

5. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение тел.

1

2

6. Криволинейное движение. Угловая скорость.

1

2

7. Равномерное движение по окружности. Центростремительное ускорение.

1

2

8. Масса и сила. Взаимодействие тел. Законы динамики.

1

2

9. Силы в природе. Способы измерения сил. Инерциальная система отсчета.

1

2

10. Закон всемирного тяготения. Невесомость.

1

2

11. Импульс тела. Закон сохранения импулься.

1

2

12. Реактивное движение. Механическая работа. Мощность. Работа силы тяготения, силы упругости и силы трения.

1

2

13. Механическая энергия. Кинетическая энергия. Кинетическая энергия и работа.

1

2

14. Потенциальная энергия в гравитационном поле. Потенциальная энергия упруго деформированного тела. Закон сохранения полной энергии.

1

2

Лабораторные работы

2



Лабораторная работа №1 «Изучение зависимости периода колебаний маятника от длины нити, массы груза»

1

Лабораторная работа №2 «Исследование зависимости силы трения от веса тела»

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа №1 «Механика»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Решение задач

Таблица: Виды движения

Составление кроссворда: Законы Ньютона.




6

2

2

2

Тема 1.2.

Основы молекулярной физики и термодинамики

Содержание учебного материала



18

1. История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомистическое учение

1

2

2. Масса и размеры молекул

1

2

3. Тепловое движение. Броуновское движение. Температура как мера средней кинетической энергии частот

2

2

4. Идеальный газ. Уравнение состояния идеального газа. Изопроцессы и их графики.

1

2

5. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.


2

6. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул. Работа газа

2

2

7. Модель жидкости. Поверхностное натяжение и смачивание.

1

2

8. Кристаллические и аморфные вещества. Жидкие кристаллы.

1

2

9. Внутренняя энергия. Работа и теплоотдача как способы изменения внутренней энергии

2

2

10. Первый и второй законы термодинамики

1

2

11. Принципы действия тепловых машин.

1

2

12. КПД тепловых двигателей

1

2

13. Тепловые машины и их применение.

1

2

14. Экологические проблемы, связанные м применением тепловых машин, и проблемы энергосбережения.

1

2

Контрольные работы

1


Контрольная работа №2 «Молекулярная физика термодинамика

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Обзор рекомендованной литературы о современных двигателях внутреннего сгорания, тепловых

машин

Доработка конспекта лекций с применением дополнительной литературы (составление обзора периодической литературы)

Решение задач

Составление кроссвордов по теме «Молекулярная физика. Термодинамика»

9

3


2


2

2

Тема 1.3.

Основы электродинамики

Содержание учебного материала



22

1. Взаимодействие заряженных тел

1

2

2. Электрический заряд. Закон Кулона. Решение задач

1

2

3. Электрическое поле

1

2

4. Проводники и изоляторы в электрическом поле

1

2

5. Постоянный электрический ток

1

2

6. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома.

1

2

7. Тепловое действие электрического тока

1

2

8. Закон Джоуля Ленца

1

2

9. Магнитное поле

1

2

10. Электродвигатель

1

2

11. Явления электромагнитной индукции

1

2

12. Электрогенератор

1

2

13. Получение и передача электроэнергии

1

2

14. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны

1

2

15. Скорость электромагнитных волн. Свет. Дисперсия света

1

2

16. Интерференция и дифракция света

1

2

17. Законы отражения и преломления света.

1

2

18. Оптические приборы.

1

2

19. Использование электромагнитных волн в средствах связи и медицине.

1

2

Лабораторные работы

2


Лабораторная работа № 3 «Изучение явления интерференции и дифракции света»

1

Лабораторная работа №4 «Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных

участках.»

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа №3 «Электродинамика

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Задачи, отчет по задачам

Сообщения «Современные оптические приборы».

Подготовка сообщения о применении электромагнитных колебаний в современной технике. Работа печей СВЧ и др

Составление презентаций.

9

4

1

2


2

Тема 1.4.

Колебания и волны

Содержание учебного материала

8

1. Свободные колебания. Период, частота и амплитуда.

1

2

2. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятник.

1

2

3. Механические волны и их виды. Звуковые волны. Ультразвуковые волны. Ультразвук и его использование в медицине и технике.

1

2

4. Свободные электромагнитные колебания. Колебательный контур. Формула Томсона.

1

2

5. Вынужденные электромагнитные колебания. Гармонические электромагнитные колебания. Электрический резонанс.

1

2

6. Электромагнитное поле. Электромагнитные волны.

1

2

7. Развитие представлений о природе света. Законы отражения и преломления света. Интерференция света.

1

2

8. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Дисперсия света.

1

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка рефератов

2

2


Тема 1.5.

Элементы квантовой физики



Содержание учебного материала


13

1. Волновые и корпускулярные свойства света

1

2

2. Фотоэффект. Использование фотоэффекта

1

2

3. Строение атома. Квантовая энергия

1

2

4. Поглощение и испускание света атомом

1

2

5. Лазер

1

2

6. Оптическая спектроскопия

1

2

7. Строение атомного ядра. Энергия связи

1

2

8. Связь массы и энергии

1

2

9. Ядерная энергетика

1

2

10. Радиоактивные излучения

1

2

11. Элементарные частицы.

1


12. Воздействия излучения на живые организмы

1

2

Контрольные работы

1







Контрольная работа №4 «Строение атома»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

История открытия квантовых свойств света. Реферат.

Презентация. Радиоактивность и ее использование в технических установках.

Решение задач.

Составление кроссворда: Строения атома, квантовая энергия.

Таблица: Волновые и корпускулярные свойства света

8

1

2

3

1

1

Тема 1.6.

Эволюция Вселенной



Содержание учебного материала


6

1. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной

1

2

2. Эволюция и энергия горения звёзд

1

2

3. Термоядерный синтез

1

2

4. Образование планетных систем

1

2

5. Солнечная система

1

2

Контрольные работы

1


Контрольная работа №5 «Эволюция Вселенной»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Мини сочинение «Модели возникновения и эволюции Солнечной системы, звезд, галактик, Вселенной».

Сообщения .

Доработка конспекта

Составление кроссвордов по теме «Эволюция Вселенной»

8

3


1

2

2

Раздел 2. Химия


73

Введение

Содержание учебного материала


1


1. Химическая картина мира. Роль химии в жизни современного общества. Новейшие достижения химической науки в плане развития технологий. Применение достижений современной химии.

1

Тема 2.1.

Общая химия

Содержание учебного материала


12

1. Вещество. Атом. Молекула.

1

2

2. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества.

1

2

3. Периодический закон и периодическая система элементов Менделеева

1

2

4. Закономерности изменения строения электронных оболочек атомов и химических свойств образуемых элементами простых и сложных веществ.

1

2

5. Связь между строением атома и химическими свойствами элементов.

1

2

6. Типы химической связи: ионная , ковалентная, металлическая, водородная связи

1

2

7. Физические и химические свойства воды. Вода в природе, быту, технике и на производстве.

1

2

8. Типы химических реакций. Тепловой эффект химической реакции

1

2

9. Скорость реакции и факторы, влияющие на скорость

1

2

10. Химическое равновесие, принцип ЛеШателье.

1

2

Лабораторные работы

1



Лабораторная работа №5 «Изучение зависимости скорости реакции от различных факторов»

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа №6 «Химические свойства и превращения веществ»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Упражнения по строению атома элементов 1,2,3 периодов.

Таблица: Типы химической связи

Составление кроссворда по теме «Химические свойства и превращение веществ»

6

2

2

2

Тема 2.2.

Неорганическая

химия





Содержание учебного материала


11

1. Оксиды

1

2

2. Основания, амфотерные гидроксиды

1

2

3. Кислоты

1

2

4. Соли. Водородный показатель рН раствора

1

2

5. Металлы. Сплавы металлов. Коррозия металлов

1

2

6. Неметаллы

1

2

7. Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель

1

2

8. Соединения металлов и неметаллов, экологические проблемы

1

2

Лабораторные работы

2


Лабораторная работа №6 «Изучение реакции обмена в водных растворах солей»

1

Лабораторная работа №7 «Определение рН раствора солей»

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа №7 «Неорганические соединения»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Сообщения «Защита окружающей среды»

Таблица Виды неорганических соединений

Решение задач

Презентации по защите окружающей среды от загрязнения металлами, соединениями азота, серы, углерода.

Составление кроссворда по теме «Неорганические соединения»

8

1

1

3

2


1

Тема 2.3.

Органическая

химия



Содержание учебного материала


19

1. Особенности органических соединений. Основные положения теории А.М. Бутлерова

1

2

2. Изомерия, гомология. Классификация органических соединений

1

2

3. Алканы. Алкены

1

2

4. Алкины. Арены

1

2

5. Природный и попутный нефтяной газы

1

2

6. Нефть, коксохимическое производство

1

2

7. Спирты. Одноатомные и многоатомные.

1

2

8. Карбоновые кислоты. Мыла как соли карбоновых кислот

1

2

9. Сложные жиры. Жиры. Моносахариды. Дисахариды.

1

2

10. Полисахариды. Амины. Аминокислоты.

1

2

11. Белки. Генетическая связь между классами органических соединений

1

2

12. Каучуки.Волокна

1

2

Лабораторные работы

6


Лабораторная работа №8 «Исследование качественных реакций на глицерин, свойства спирта»

1

Лабораторная работа №9 «Исследование свойств карбоновых кислот»

1

Лабораторная работа №10 «Исследование свойств белков»

1

Лабораторная работа №11 «Исследование качественных реакций на глюкозу»

1

Лабораторная работа №12 «Распознавание волокон»

1

Лабораторная работа №13 «Распознавание пластмасс»

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа №8 «Органические соединения»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Презентации. Бытовая химия, парфюмерия.

Решение задач и упражнений по гомологии и изомерии, определение молекулярной формулы вещества по массовым долям и продуктам сгорания. Отчет по выполненным заданиям.

Таблица Виды органических соединений

Опережающие задания

Составление кроссвордов по теме «Органическая химия»

10

2

3



2

2

1

Тема 2.4.

Химия и жизнь.

Содержание учебного материала

4


1. Химия и организм человека

2

2


2. Химия в быту

2

2


Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка рефератов

2

2


Раздел 3. Биология

67

Введение

Содержание учебного материала

2

1. Живая природа, как объект изучения биологии. Методы исследования живой природы. Определение жизни. Уровни организации жизни.

2

Тема 3.1.

Клеточное строение организмов



Содержание учебного материала


12

1. История изучения клетки. Клеточная теория строения организмов

1

2

2. Неорганические вещества клетки. Органические вещества клетки

1

2

4. Строение клетки. Органоиды клетки

1

2

5. Метаболизм. Роль ферментов в нём.

1

2

6. ДНК. Генетический код. Воспроизводство белков

1

2

7. Деление клетки. Одноклеточные, многоклеточные организмы

1

2

8. Вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний

1

2

11. Формы размножения организмов. Строение гамет

1

2

9. Оплодотворение. Индивидуальное развитие (онтогенез)

1

2

10. Филогенез

1

2

Лабораторные работы

1




Лабораторная работа №14 «Исследование строение клетки под микроскопом»

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа №9 «Клеточное строение организмов»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение. Профилактика и лечение вирусных заболеваний.

Составление кроссворда по теме «Клеточное строение организмов»

Таблица: Функции органелл.

Таблица: Строение органелл

6

1

1

2

2

Тема 3.2.

Организм.



Содержание учебного материала


11

1. Понятия: наследственность и изменчивость

1

2

2. Наследования у человека (Мендель, Морган)

1

2

3. Хромосомная теория наследственности

1

2

4. Теория гена

1

2

5. Изменчивость модификационная

1

2

6. Наследственная изменчивость

1

2

7. Мутагены и мутации. Влияние их на организмы (мутации)

1

2

8. Значение генетики для медицины

1

2

9. Генная, клеточная инженерия. Клонирование

1

2

Лабораторные работы

1




Лабораторная работа №15 «Изучение изменчивости (на примере комнатных растений)»

1

Контрольные работы

1

Контрольная работа №10 «Наследственность»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Опрежающие знания: Значение генетики для медицины.

Подготовить сообщение Правовые аспекты исследований в биотехнологии.

5

4

1

Тема 3.3.

Вид

Содержание учебного материала

11

1. Эволюционная теория. Вид и его критерии.

1

2

2. Популяция, как структурная единица вида. Синтетическая теория эволюции.

1

2

3Движущие силы эволюции. Генетические закономерности эволюционного процесса.

1

2

4. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов.

1

2

5. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и регресс.

1

2

6. Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

1

2

7. Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

1

2

8. Экологические факторы антропогенеза

1

2

9. Появление мыслительной деятельности и членораздельной речи

1

2

10.Происхождение человеческих рас

1

2

Контрольные работы

1





Контрольная работа №11 « Эволюция органического мира»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Творческое задание. Составить генеалогическое древо своей семьи.

Таблица: Система органического мира

5

3

2

Тема 3.4.

Экосистемы

Содержание учебного материала


10

1. Экологические факторы, особенности их воздействия.

1

2

2. Экосистема

1

2

3. Пищевые связи в экосистеме

1

2

4. Круговорот веществ и энергии в экосистеме

1

2

5. Агробиоценоз

1

2

6. Биосфера. Ноосфера

1

2

7. Глобальные проблемы изменения в биосфере

1

2

8. Антропогенное воздействие

1

2

9. Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем.

1

2

Контрольные работы

1


Контрольная работа №12 «Надорганизменные системы»

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить диаграмму пищевых связей в природных экосистемах(лес, луг, водоем)

Мини- сочинение. Влияние экологических факторов на развитиерастений и животных.

6

4

2

Дифференцированный зачет

2

Всего:

270


2.3.Основные виды учебной деятельности обучающихся

Раздел учебной дисциплины

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Физика

- объяснять явления окружающего мира, воспринимать информацию естественно-научного и профессионально значимого содержания;

- применять основные законы механики для решения задач в области профессиональной деятельности;

- проводить расчеты по результатам измерений;

- использовать лабораторное оборудование;

- соблюдать правила техники безопасности при работе;

- применять основные законы термодинамики и молекулярной физики для решения задач в области профессиональной деятельности;

- проводить расчеты при решении задач;

- применять основные законы электродинамики (закон Кулона, Ома, Джоуля-Ленца) для решения задач в области профессиональной деятельности;

- объяснять свойства света, явление фотоэффекта лазера, свойства радиоактивных излучений

Раздел 2. Химия

- применять основные законы химии для решения задач в области профессиональной деятельности;

-описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продуктов;

- проводить расчеты по результатам измерений;

- использовать лабораторное оборудование;

- соблюдать правила техники безопасности при работе;

- объяснятьосновные законы и понятия химии , классификацию химических реакций и закономерности их протекания, понятие химической кинетики и катализа, химическое равновесие, смещение равновесия под действием различных факторов;

- использовать свойства неорганических веществ, описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продуктов;

- проводить качественные реакции на неорганические вещества и ионы.

- объяснятьхарактеристику различных классов неорганических веществ, окислительно-восстановительные реакции и реакции ионного обмена, гидролиз солей, диссоциацию электролитов в водных растворах;

- использовать свойства органических веществ, описывать уравнениями химических реакций процессы, лежащие в основе производства продуктов;

- проводить качественные реакции на органические;

- объяснятьхарактеристику различных классов органических веществ, свойства высокомолекулярных соединений.

Раздел 3. Биология

- использовать знания биологии в профилактике и лечении вирусных заболеваний;

- использовать лабораторное оборудование;

- соблюдать правила техники безопасности при работе;

- объяснятьклеточную теория строения организмов, функции органоидов клетки, деление клетки, формы размножения организмов, генетический код;

- использовать знания о наследственности и изменчивости в жизни человека, влияние на организм человека мутаций, значение генетики для медицины, решать задачи по генетике и селекции;

- объяснять хромосомную теорию наследственности, теорию гена, клеточную инженерию;

- использовать материалистические представления о зарождении жизни на земле, месте человека в природе, взаимосвязях между живыми организмами.

- объяснятьтеорию Ч. Дарвина, происхождение жизни, происхождение и эволюцию человека;

- решать задачи своей повседневной деятельности, исходя из понимания последствий, которые будут иметь эти решения для человеческого общества и биосферы, составлять пищевые цепи в природных экосистемах.




3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Естествознание».


Оборудование учебного кабинета:

- демонстрационный стол с вытяжным шкафом;

- лаборантская с единой современной вытяжной системой;

- печатные пособия (комплект справочных таблиц по химии, физики, биологии , периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, растворимость солей кислот и оснований , электрохимический ряд напряжения металлов, ряд электроотрицательности, комплект таблиц, методические рекомендации для учителя по основным разделам химии, физики, биологии;

-информационно-коммуникативные средства ( электронные пособия на компакт дисках по основным разделам физики, химии, биологии и физическому, биологическому, химическому эксперименту);

- экранно-звуковые пособия;

- оборудование общего назначения;

- комплекты оборудования для лабораторных опытов и практических занятий, реактивы;

- модели, макеты.


Технические средства обучения:

- компьютер;

- интерактивная система.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы


Для преподавателя:

1. Самойленко П.И.Теория и методика обучения физики. – М., 2010.

2. Габриелян О. С.Химия: книга для преподавателей: учебн-метод. пособие – М., 2014


3. Дмитриева В.Ф. «Физика для профессий технического профиля для НПО и СПО», М.: Издательский центр «Академия», 2010г.

4. Алексашина И.Ю и др. «Естествознание. Учебник для 10 класса», М.: Издательский центр «Академия», 2008.

5. Елизаров А.А. «Естествознание. УМК для старшей школы», М.: Издательский центр «Бином», 2013.

6. Биология. Руководство к практическим занятиям/ по ред. В.В. Маркиной. – М., 2010.


Для студентов:

1. Беляева Д.К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 10 класс. – М., 2014.

2. Беляева Д.К., Дымшиц Г. М., Кузнецова Л.Н. и др. Биология (базовый уровень). 11 класс. – М., 2014.

3. Габриелян О. С. Химия для профессий и специальностей социально-экономического гуманитарного профилей: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М., 2014.

4. Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. – М., 2014.

5. Дмитриева В.Ф. «Физика для профессий технического профиля для НПО и СПО», М.: Издательский центр «Академия», 2010г.

6. Елизаров А.А. «Естествознание. Учебник для старшей школы», М.: Издательский центр «Бином», 2013.


Интернет-ресурсы:

1. http://www.fizika.ru

2. http://estestvo-znanie.ru/

3. http://www.kursach.com/!kestestvo/kestestvo%201-6.htm



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Результаты обучения

(метапредметные, предметные)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

метапредметные


1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректироватьдеятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;


2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;


3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;


4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;


5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;


6) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения


7) владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;



8) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.



Лабораторные работы №1-14

Экзамен









Лабораторные работы №8, №12

Экзамен





Лабораторные работы №2,№7,№9,№11

Контрольные работы №4, №5, №7, №12

Экзамен






Лабораторные работы №1, №7, №13,№14

Контрольные работы №1, №8, №11-12

Самостоятельная работа студента

Экзамен






Самостоятельная работа студента










Лабораторные работы №1-15

Экзамен



Экзамен






Лабораторные работы №1,№7,№13,№14

Контрольные работы №1, №8, №11-12

Экзамен


предметные


1)сформированность представлений о целостной современной естественно-научной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной;


2) владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;


3) сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;


4) сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приёмами естественно-научных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов;


5) владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;


6) сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей.



Устные опросы

Экзамен







Лабораторные работы №1-3, №7-9, №12-15

Контрольные работы №1-12

Экзамен



Лабораторные работы № 1-15










Контрольные работы № 1-12

Экзамен







Лабораторные работы №4-6

Контрольные работы № 2-12









Лабораторные работы №8,№12

Экзамен