СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по историческому краеведению

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Исторического краеведения" составлена на основе регионального компонента государственного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по историческому краеведению»











Рабочая программа

по курсу

«Историческое краеведение»

для 8-9 классов

(базовый уровень)





























Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Исторического краеведения» составлена на основе Регионального компонента государственного стандарта среднего общего образования (базовый уровень), примерной рабочей программы среднего общего образования по историческому краеведению и

авторской программы на основе регионального компонента Государственного стандарта среднего общего образования по истории (базовый уровень). Авторской программы по историческому краеведению. Заслуженный деятель науки РФ Л.И.Футорянский.

В основе предлагаемой программы историко-краеведческого курса для 8-9 классов лежит история г. Оренбурга и Оренбургской области. В построении программы присутствует и тематический принцип, и хронологический, и историко-литературный, но связующим звеном является Оренбургский край, его история и культура на разных этапах развития.

Цель курса: сформировать через живое, проблемное, личностное восприятие прошлого родного края интерес к истории, к историческим исследованиям.

Ведущие целевые установки в предмете «Историческое краеведение»:

Главная цель изучения исторического краеведения в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей малой Родины, страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.


Цели обучения с учетом специфики предмета:

  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

  • освоение систематизированных знаний об истории родного края, формирование целостного представления о месте и роли Оренбуржья в историческом процессе

  •  приоритетное развитие у учащихся исторического мышления при опоре на их знания о прошлом своей Родины и всего мира

  • стремление к взвешенному подходу к раскрытию достижений и негативных явлений и процессов в развитии Отечества в исторической ретроспективе

  • проведение связи истории Родины и истории семьи учащихся, которая отражает один из важнейших каналов социализации школьников, развития личностного восприятия общественно-политических событий, в том числе исторических.

  • освоение историко-краеведческих знаний как база для осознания взаимосвязей социальных общностей

  • накопление опыта необходимого для дальнейшего самостоятельного изучения истории края, поселка и района (рассматривать привычные сельские объекты, повседневные предметы, музейные экспонаты, семейные архивы как источники знаний о прошлом и современной истории, культуре поселка и извлекать из них нужную информацию; пользоваться справочной и краеведческой литературой, добывать информацию в общении с родственниками, односельчанами; ориентироваться в сельской среде, по карте, в адресной системе).


Задачи обучения предмету «Историческое краеведение»:


Задачи изучения исторического краеведения в основной школе:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах оренбургской истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями Оренбургской области;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран

  • стремиться пробудить у учащихся познавательный процесс к поселку и району, и к его изучению;

  • способствовать осмыслению и систематизации имеющихся у школьников знаний о поселке, освоению новых;

  • формирование новых, необходимых для его самостоятельного познания, а также оценочных суждений;

  • привлечь учащихся к познавательной, поисково-исследовательской деятельности.


Общая характеристика учебного предмета:

Историческое краеведение на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого Оренбургского края. Знания об историческом опыте оренбуржцев и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Посредством программы реализуются три основные функции исторического краеведения, как раздела истории:

- познавательно-развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знаний исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать своё многообразие.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа основной образовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а так же проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы

Программа ориентируется на реализацию в курсе истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Содержание курса исторического краеведения конструируется на следующих принципах:

- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие и личность е могут быть исследованы вне временных рамок;

-принцип объективности, основанный а фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;

-принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоёв населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей. Действие принципа альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретном процессе, увидеть перспективные пути развития.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

Соблюдение и сочетание всех принципов познания истории обеспечат строгую научность и достоверность в изучении исторического прошлого.


Принципы курса

Ведущими принципами программы является:

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ: обеспечивает связь школьного курса истории со знаниями и навыками, приобретенными в результате исследования родного края и дает возможность преподавать историю на богатом конкретном материале, позволяет увязывать общеисторические закономерности с особенностями развития родного края; КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ: закладывает интеллектуальную, нравственно-гуманистическую основу формирования личности, показывает глубину и наследуемость составляющих культуру.

Оренбуржье представляет собой регион, самобытность которого определяется культурным, научным, природно-географическим факторами.

В первой части акцентируется внимание на древнейшей истории Оренбургского края, на древних племенах и народах, населявших нашу местность, на образовании Оренбурга и Оренбургской губернии, на событиях крестьянской войны Пугачёва, событиях XIX в. в контексте всероссийской истории. Отечественная война 1812г., восстание декабристов, революционно-демократические движения, развитие капитализма вширь и вглубь, особая роль отводится развитию культуры в крае.

Во второй части дается представление о 20-м столетии в г. Оренбурге и Оренбуржье: события революций, гражданской войны, первых пятилеток, героизм в годы Великой Отечественной войны, послевоенное восстановление, современное развитие.

Программа курса требует включения в образовательном процессе наряду с традиционным уроком таких форм учебной деятельности, как экскурсии, семинары.

При ведении курса следует иметь в виду, что:

  • историю Оренбуржья надо изучать как часть исторического процесса в России

  • отметить региональные особенности, специфику истории и культуры края

  • обращаясь к краеведческим сведениям, учитывать интегративный их характер с географией, этнографией, литературой, биологией.

Критерии историко-краеведческой деятельности учащихся

  1. Интерес к историческому краеведению и желание им заниматься, краеведческая направленность интересов.

  2. Актуальная для школьников нравственно - эстетическая, нравственно-экологическая проблематика, связанная с родным краем, и активность оценки исторических событий и явлений с этой точки зрения.

  3. Знание истории родного края и умение соотнести её с общим историческим развитием страны.

  4. Умение не только получать готовые знания от учителя, но и самостоятельно приобретать знания из научно-популярной, научной литературы, публикаций в местной печати.

  5. Активность школьников в изучении истории родного края: готовность к исследовательскому поиску.

Умения

(8-9класс)

  1. Когнитивные умения.

1.1. Уметь выделять главное в тексте учебника, работать с основными понятиями темы; выявлять логическую схему текста и основных параграфов, пользоваться простым и сложным планом, выполнять задания на уровне преобразующего воспроизведения (переконструировать текст в процессе подготовки отчета и конспектировании материала); осуществлять частичную поисковую деятельность при выполнении учебных заданий; выполнять отдельные задания на установление межпредметных связей на основе знаний; использовать таблицы, схемы, графики для систематизации знаний, делать обобщающие выводы.

1.2. Учиться в процессе прослушивания, чтения, объяснения учителя, сообщения учащихся вести записи (в свободной форме) основного содержания их; воспроизводить содержание прослушанного в форме простого или сложного планов; анализировать прослушанный текст со стороны содержания и формы. В учебных и самообразовательных целях использовать циклы радиопередач, телелекций, грамм - и аудиозаписей.

1.3. Учиться работать с публицистической литературой, использовать литературу при подготовке к урокам. Находить литературу в систематическом каталоге, библиографических пособиях; использовать такие элементы книги, как комментарии авторские, переводчика, редактора; подстрочные, в конце книги; справочный аппарат книги; сводный алфавитный указатель произведений к собранию сочинений, справочный том в собрании сочинений. Регулярно работать с периодическим изданиями.

2. Коммуникативные умения.

2.1. Отвечать на вопросы в соответствии с их характером, уметь самостоятельно формулировать вопросы творческого характера; учиться вести диалог в целях получения новой информации (с помощью различных наглядных средств); владеть разными видами типовых ответов; связно излагать материал межпредметного характера из различных источников; использовать при ответе иллюстрированный материал, простейшие ТСО; составлять характеристики (индивидуальные, сравнительные, групповые), руководствуясь типовыми схемами, планами.

2.2. Владеть следующими основными видами письменных работ: сочинение, изложение, отзыв, рецензия на ответ ученика, план, заметка в газету.

Место курса в учебном плане школы

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Учебно-тематический план 8 класса


п\п

Тема

Количество часов


Введение

1

1

Оренбургский край с древнейших времен

2

2

Первые шаги

9

3

В борьбе за Россию

3

4

В первой половине XIX века

5

5

Во второй половине XIX века

8

6

Научные общества Оренбуржья

5


Итоговое повторение

1

Итого:


34 часа


Учебно-тематический план 9 класса

п/п

Название раздела, темы

Всего часов

1

Оренбургская губерния в период войн и социалистических потрясений начала ХХ века

5

2

Оренбургская губерния в 1920-е годы. Нэп и восстановление народного хозяйства

6

3

Оренбуржье в 1930-х – начале 1940-х годов

4

4

Оренбургская область в годы Великой Отечественной войны

5

5

Социально-политическое и экономическое развитие Оренбургской области в 1945-1965 годах

4

6

Экономическое и социально-политическое развитие Оренбургской области в период кризиса политической системы (1965-1985 годы)

4

7

Оренбургская область в период реформирования страны (1985-2000 годы)

5


Итоговое повторение

1


Всего:

34




Основное содержание по курсу «Историческое краеведение».

8 класс (34 часа)


Тема 1. Введение (1ч.)

Знакомство с новым предметом, в котором показывается, что наш край имеет свою отличительную историю освоения его человеком и живущие в нем в настоящее время люди различны по своему национальному составу, начиная с глубокой древности, у всех был свой путь развития, хотя в настоящее время они представляют одну семью. Показать место края в истории политического и экономического развития России. Работа с терминами.


Тема 2-3. Древние обитатели приуральских степей. Сарматы

Эпохи: палеолит, неолит, бронзовый век, железный век – и их влияние на развитие населения края. Древнейшие города: Аркаим, Аландский город. Сарматы. Тюркский период.

Тема 4. Оренбургская экспедиция

Создание Оренбургской экспедиции. И.К. Кирилов – первый руководитель Оренбургской экспедиции. В.Т. Татищев, В.А. Урусов, И.И. Неплюев

Тема 5. И. И. Неплюев - основатель Оренбурга и Оренбургской губернии

Карьерный рост И.И. Неплюева. 19 апреля 1743г. основание Оренбурга. 15 марта 1744г. создание Оренбургской губернии

Тема 6. Начало заселения края

Сословный состав: дворцовые крестьяне, монастырские, помещичьи, казаки, солдаты, купцы. Переселенцы. Образование помещичьих имений.

Тема 7-8. Возникновение оренбургского казачества

Состав Оренбургского казачества. Казаки. Роль казачества

Тема 9-10. Оренбург - центр Крестьянской войны 1773-1775гг.

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева. Особенности Оренбургского края. Император Петр III.Осада Оренбурга 1773-1774 гг.

Тема 11. Колумб истории Оренбургской

П.И. Рычков - биография

Тема 12. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Оренбург в XVIII веке».

Тема 13. Оренбуржцы в Отечественной войне 1812 гг.

Тильзитский мир. Июль 1812 года.

Тема 14. Участие в Бородинской битве

Оренбургский гусарский и драгунские полки.

Тема 15. В контрнаступлении 1813-1815гг.

Губернатор Г.С. Волконский. Третий Оренбургский казачий полк. Битва под Лейпцигом. Меновой двор Оренбурга.

Тема 16. Отзвуки движения декабристов

Восстание 14 декабря 1825г. в Петербурге. Черниговский

Тема 17. Край политической ссылки

Поэт Г.Р. Державин. Г.С. Винский, поэт Александр Мещевский. Участники Чугуевского восстания. Г.С. Карелин. Участники восстания на Сенатской площади. А.Н. Плещеев, Т.Г. Шевченко

Тема 18. Оренбургский губернатор В. А. Перовский

Биография В.А. Перовского.

Тема 19-20. Новые переселенцы

Первая половина XIX века. Новые правила переселения в Оренбургскую губернию. Развитие крепостного хозяйства. Народное образование.

Тема 21. Накануне и в период отмены крепостного права

Крепостные помещичьи крестьяне и заводские рабочие. В марте 1861г. был обнародован царский манифест – об отмены

Тема 22. Переселения в пореформенное время

Осень 1877г. – переселенческие комиссии. Национальный состав населения Оренбургской губернии по переписи

Тема 23-24. Экономика и культура в XIX в.

Численность и социальный структура населения в экономической и духовной жизни Оренбургского края. Изменения в земледелии. Расслоение крестьянства. Рост промышленного производства.

Тема 25-26. Народники

М.Д. Муравский. А.И. Герцен, «Колокол», журнал «Современник».

Тема 27-28. Наши земляки в русско-турецкой войне

1877-1878 гг. русско-турецкая война. «Восточный вопрос».

Тема 29. Оренбургский отдел императорского русского географического общества

Генерал-губернатор Н.А. Крыжановский. Создание Оренбургского отдела. Семь программ исследовательской деятельности. Научные труды.

Тема 30. Оренбургская ученая архивная комиссия

В 1884 г. открылась губернская архивная комиссия. Состав архивной комиссии.

Тема 31-32. Знаток древности края

Руф Гаврилович Игнатьев биография

Тема 33. Повторительно-обобщающий урок по теме: «Оренбург в XIX веке»

Тема 34. Итоговое повторение



Основное содержание курса «Историческое краеведение».

9 класс (34 часа)


Раздел 1. Оренбургская губерния в период войн и социалистических потрясений начала ХХ века (5 часов)

В начале XX века экономические и социальные отношения, зарождение многопартийности, революция 1905-1907гг., в годы первой мировой войны. Февраль в Оренбуржье, губернские комиссары Временного правительства, Октябрьские дни. Положение Оренбургской губернии в конце гражданской войны Массовые выступления против политики власти. Советское государство в начале 1920-х гг. Сосредоточение власти в руках А. И. Дутова. Начало белого террора, формирование красных и белых частей на Южном Урале (ноябрь1917 – ноябрь 1918), Коростелев Александр Алексеевич, Цвиллинг Самуил Моисеевич, Дутов Александр Ильич, Гражданская война. Белый и красный террор, Оборона Оренбурга, Политика « военного коммунизма», Почему и кто победил.

Раздел 2. Оренбургская губерния в 1920-е годы. Нэп и восстановление народного хозяйства. (6 часов). Восстановление промышленности, Образование и культура 1921 – 1927 гг., Оренбург – столица Казахстана. Советское государство в начале 1920-х гг. Экономический и политический кризис в конце 1920-начале 1921г. Экономический и политический кризис в конце 1920-начале 1921г. Положение Оренбургской губернии в конце гражданской войны Массовые выступления против политики власти. Основные направления развития промышленности в Оренбургской губернии в годы новой экономической политики.

Раздел 3. Оренбуржье в 1930-х – начале 1940-х годов (4 часа)

Развитие общественно-политическая жизнь Оренбуржья (1930—1941 годы). Промышленное развитие и индустриализация Оренбуржья в 1930-е годы. Основные направления коллективизации сельского хозяйства в Оренбуржье. Основные направления коллективизации сельского хозяйства в Оренбуржье.

Раздел 4. Оренбургская область в годы Великой Отечественной войны (5 часов)

Основные направления мобилизации. Тыл – фронту. Развитие промышленности Оренбуржья в годы войны. Состояние сельского хозяйства Оренбуржья в годы войны. Развитие образование и культура области в годы Великой Отечественной войны. Гордость Оренбуржья. Оренбуржцы участники Великой Отечественной войны. Война в истории каждой семьи.

Раздел 5. Социально-политическое и экономическое развитие Оренбургской области в 1945—1965 годах (4 часа)

Первые попытки демократизации жизни советского общества в Оренбуржье. Развитие промышленности Оренбуржья в 1945—1965 годах. Развитие сельского хозяйства Оренбургской области в 1945—1965 годах. Основные направления развития образования и культуры Оренбуржья в послевоенные годы.

Раздел 6. Экономическое и социально-политическое развитие Оренбургской области в период кризиса политической системы (1965—1985 годы) (4 часа)

Развитие общественно-политической жизни Оренбуржья (1965—1985 годы). Развитие промышленности в Оренбургской области во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов. Основные направления развития сельского хозяйства Оренбургской области (1965—1985 годы). Культура и образование Оренбургской области во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов.

Раздел 7. Оренбургская область в период реформирования страны (1985—2000 годы)

(5 часов).

Основные политическое и социально-экономическое изменения Оренбуржья в конце XX века. Развитие промышленного производства во второй половине 1980-х — 1990-х годах. Развитие сельского хозяйства области в конце XX века. Основные направления развития культуры Оренбуржья в 1985—2000 годах.

История моей в истории края.

Итоговое повторение.
































Календарно-тематическое планирование по курсу «Историческое краеведение»

8 класс (34 часа)

п/п


Содержание (разделы, темы урока)

Даты проведения

Примечание

план

факт

1

Введение. Оренбург в трех веках




2-3

Древние обитатели приуральских степей. Сарматы




Первые шаги (9 часов)

4

Оренбургская экспедиция




5

И. И. Неплюев - основатель Оренбурга и Оренбургской губернии




6

Начало заселения края




7-8

Возникновение оренбургского казачества




9-10

Оренбург- центр Крестьянской войны 1773-1775гг.




11

Колумб истории Оренбургской




12

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Оренбург в XVIII веке»




В борьбе за Россию (3 часа)

13

Оренбуржцы в Отечественной войне 1812 гг.




14

Участие в Бородинской битве




15

В контрнаступлении 1813-1815гг




В первой половине XIX века (5 часов)

16

Отзвуки движения декабристов




17

Край политической ссылки




18

Оренбургский губернатор В.А. Перовский




19-20

Новые переселенцы




Во второй половине XIX века (8 часов)

21

Накануне и в период отмены крепостного права




22

Переселения в пореформенное время




23-24

Экономика и культура в XIX в.




25-26

Народники




27-28

Наши земляки в русско-турецкой войне




Научные общества Оренбуржья (5 часов)+1 час итоговое повторение

29

Оренбургский отдел императорского русского географического общества




30

Оренбургская ученая архивная комиссия




31-32

Знаток древности края




33

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Оренбург в XIX веке»




34

Итоговое повторение






Календарно-тематическое планирование по курсу «Историческое краеведение»

9 класс (34 часа)

Раздел 1. Оренбургская губерния в период войн и социальных потрясений начала XX века (5 часов)

1

Экономика и социальные отношения в начале XX века




2

Губерния в период русско-японской войны и революции 1905—1907 годов




3

Оренбуржье в годы Первой мировой войны




4

События 1917 года в Оренбуржье




5

Гражданская война на территории губернии




Раздел 2. Оренбургская губерния в 1920-е годы. Нэп и восстановление народного хозяйства (6 часов)

6

Оренбургская губерния в конце гражданской войны




7

Переход к НЭПу и его влияние на положение населения губернии




8

Сельское хозяйство Оренбургской губернии в 1920-е годы




9

Промышленность Оренбургской губернии в годы нэпа




10

Культурная жизнь Оренбуржья в 1920-е годы




11

Оренбургская губерния в составе КАССР




Раздел 3. Оренбуржье в 1930-х — начале 1940-х годов (4 часа)

12

Общественно-политическая жизнь Оренбуржья (1930—1941 годы)




13

Промышленное развитие Оренбуржья в 1930-е годы




14

Коллективизация сельского хозяйства в Оренбуржье




15

Культурное строительство в Оренбуржье(1930—1940 годы)




Раздел 4. Оренбургская область в годы Великой Отечественной войны (5 часов)

16

Мобилизация сил на отпор врагу. Промышленность Оренбуржья в годы войны




17

Сельское хозяйство Оренбуржья в годы войны




18

Образование и культура области в годы войны




19

Земляки – Герои в ВОВ 1941-1945




20

История моей семьи в истории Вов 1941-1945




Раздел 5. Социально-политическое и экономическое развитие Оренбургской области в 1945—1965 годах (4 часа)

21

Оренбуржье после Великой Отечественной войны




22

Промышленность Оренбуржья в 1945—1965 годах




23

Сельское хозяйство Оренбургской области в 1945—1965 годах




24

Образование и культура Оренбуржья в послевоенные годы




Раздел 6. Экономическое и социально-политическое развитие Оренбургской области в период кризиса политической системы (1965—1985 годы) (4 часа)

25

Общественно-политическая жизнь Оренбуржья (1965—1985 годы)




26

Промышленность Оренбуржья во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов




27

Сельское хозяйство Оренбургской области (1965—1985 годы)




28

Культурное развитие области во второй половине 1960-х — начале 1980-х годов




Раздел 7. Оренбургская область в период реформирования страны (1985—2000 годы)

(5 часов)+1 час итоговое повторение

29

Политическое и социально-экономическое положение Оренбуржья в конце XX века




30

Промышленное производство во второй половине 1980-х — 1990-х годах




31

Сельское хозяйство области в конце XX века




32

Культура Оренбуржья в 1985—2000 годах




33

История моей семьи в истории края




34

Итоговое повторение
















Система оценивания по предмету «Историческое краеведение»:

Для того чтобы оценка соответствовала поставленным принципам, используется несколько вариантов оценивания:

  • рейтинговая оценка (учащиеся  набирают рейтинговые баллы за ответы, ведение тетради, активность на уроке, которые суммируются и дают определенное место, среди всех учащихся);

  • словесные оценки, которые особо выделяю тех учащихся, которые отвечающих на нестандартные вопросы, требующие сообразительности или эрудиции;

  • зачетная система (текущее оценивание не проводится,  а окончание темы, раздела заканчивается всесторонним опросом);  


При оценивании учащихся, следует обращать  внимание на следующие моменты:

  • умение находить нужную информацию, различать виды информации, связывать информацию с целью поиска, суммировать информацию;

  • умение подбирать факты, полученные в процессе изучения (поставить цель, задать вопрос);

  • умение оценивать информацию (различать факты и вымысел, факты и мнения, сравнивать информацию, поступившую из нескольких источников);

  • умение делать выводы (обобщение фактов, оценивание последовательности), умение сделать приблизительное заключение на основе фактов.

  • умение передать информацию (точная творческая передача информации, с помощью устной и письменной речи);

  • умение интерпретировать источники информации (ориентироваться по карте, находить нужное место, сравнивать карты и делать выводы);

  • умение выстраивать хронологический порядок вещей, связывать прошлое и будущее, находить различия в периодах времени;

  • умение решать проблемы (распознавать, определять проблемы, собирать факты, относящиеся к проблеме).


Критерии оценки устного ответа

Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком.

Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя.

Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный.

Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ответ полностью отсутствует.

 

Критерии оценивания письменного ответа

При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы:

1.                Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.

2.                Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.

3.                Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «3» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.

Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опытане в контексте задания.

1.Обществоведческий, исторический   диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять десять терминов  (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 1 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.

При оценивании проекта можно выделить следующие критерии оценки:

- значимость и актуальность выдвинутых проблем;

- корректность используемых методов исследования;

- активность каждого участника проекта;

- доказательность принимаемых решений;

- умение аргументировать свои заключения, выводы;

- эстетика оформления;

-умение отвечать на вопросы оппонентов.






ЛИТЕРАТУРА

  •         История родного края. Учебное пособие для средней школы. Челябинск, 1988г.

  •         История Урала с древнейших времен до 1861г. Т.1.М., 1989г.

  •         Оренбург. Челябинск, 1993г.

  •         Зобов Ю.С., Футорянский Л.И. «Родной истории страницы». Оренбург, 1994г.

  •         Оренбургские степи в трудах П.И.Рычкова, Э.А.Эвермана, С.С.Неустроева. М., 1949г.

  •         Многонациональный мир Оренбуржья. Оренбург. 1994г.

  •         Футорянский Л.И. Борьба за массы трудового казачества… Пермь – Оренбург, 1972.

  •         Футорянский Л.И. Оренбуржье – великой победе. Оренбург, 1994.

  •         Оренбург в годы Великой Отечественной войны. Оренбург, 1995.

  •         Культурное строительство в Оренбуржье. Документы и материалы. 1942-1987. Челябинск, 1989.

  •         Из истории освоения целинных и залежных земель Оренбургской области. Оренбург. 1988.