СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 общеобразовательном классе составлена на основе типовой программы базового стандартного уровня. Авторы: С.В. Колпаков, Н.А.Селунская, История Древнего мира для 5 класса, которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы – М. «Дрофа» 2012г.;
МБОУ ”ИСАДСКАЯ СОШ”
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета. Протокол № 1 от «З1» августа 2017г.
| «Проверено» Заместитель директора по УВР - Ларкина Л. В. « З1» августа 2017г. ____________________
| «Утверждаю» И. о. директора - Ларкина Л. В. « З1» августа 2017г __________________ |
Рабочая программа
по истории Древнего мира
для 5 класса
Срок реализации с 01.09.2017 по 31.05.2018г.
2 часа в неделю - всего 70 часов
Программа составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторской программы учебного курса «Всеобщая история. История Древнего мира», авторы: С.В. Колпаков, Н.А. Селунская, для учебника «Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс» С.В. Колпакова, Н.А. Селунской.
Учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
Устименко Т. Н.
с. Исады
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 общеобразовательном классе составлена на основе
типовой программы базового стандартного уровня. Авторы: С.В. Колпаков, Н.А.Селунская, История Древнего мира для 5 класса, которая включена в сборник: Программы общеобразовательных учреждений История Обществознание 5-11 классы – М. «Дрофа» 2012г.;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и науки РФ от 17.12.2010 г.;
Программа расcчитана на 2 часа в неделю, 64 часа в год.
Учебник: С.В. Колпаков, Н.А.Селунская, История Древнего мира: Учебник для 5 класса
УМК учителя: 1 С.В. Колпаков, Н.А.Селунская . История Древнего мира: Учебник для 5 класса общеобразоват. учрежд. – М.: Дрофа, 2012г.
2.Колпаков С.В. Метод. пособие по истории Древнего мира: 5 класс: Пособие для учителя /С.В.Колпаков. – М.: Дрофа, 2009г.
УМК обучающегося:
Учебник: С.В. Колпаков, Н.А.Селунская, История Древнего мира для 5 класса общеобразоват. учрежд. – М. «Дрофа» 2012г.
Цель курса: дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
Задачи курса:
Осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы, социального и политического строя;
Показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;
Охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий – буддизма и христианства);
Раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.
Результаты освоения учебного предмета «История Древнего мира»
Личностные результаты:
• Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• Освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Предметные результаты:
• Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества, как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
• Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории;
• Способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
• Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность, читать историческую карту и ориентироваться по ней;
• Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• Готовность применять полученные знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Метапредметные результаты:
• Способность сознательно организовывать свою деятельность – учебную, общественную;
• Овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в т ч и материалы на электронном носителе;
• Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация);
• Готовность сотрудничать в коллективе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении;
• Активное применение полученных знаний в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми.
Ключевые умения:
Уметь в связной морфологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя,
Уметьраскрыть содержание иллюстрации;
Уметь сравнивать историческое явление в различных странах, выделяя сходство и различие;
Уметь давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения;
Уметь спорить и отстаивать свои взгляды;
Уметь анализировать исторический источник;
Уметь оперировать историческими датами;
Уметь читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов.
Владеть компетенциями:
Информационно-поисковой.
Учебно-познавательной.
Коммуникативной.
Рефлексивной.
Смыслопоисковой.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
-частичное овладение научными методами исторического познания, умением работать с различными источниками исторической информации: учебником, рабочей тетрадью, словарями, атласом по истории Древнего мира, с контурной картой, дополнительными источниками;
-овладение принципами постановки и решения познавательных проблем методом исторического анализа, анализа целей и результатов;
- овладение умением объяснять общее и различное, сопоставлять различные суждения; использовать внешкольных источников информации;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в обществе в период Древнего мира в личной жизни, формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран, к их культуре.
Технология и методика обучения
• технология индивидуального обучения;
• личностно-ориентированное развивающее обучение;
• метод проектов.
Виды и формы контроля:
1)устные (фронтальные и индивидуальные) и письменные (тестовый контроль, исторический понятийный диктант, проверочная работа);
2) групповые, индивидуальные;
3) текущие и итоговые;
4)с использованием компьютера;
5) работа с контурными картами, подготовка презентаций.
Для практической направленности осуществления программы предусмотрены виды деятельности обучающихся: работа с исторической и контурной картой, составление и решение кроссвордов и исторических задач, подготовка презентации учениками продвинутого уровня, изготовление аппликаций, макетов.
Критерии оценивания различных видов работ.
Оченка устного ответа:
Оценка «Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Оценки письменного ответа:
*Оценка «пять» - задания выполнены на 95 – 100 %
*Оценка «четыре» - задания выполнены на 75 – 94 %
*Оценка «три» - задания выполнены на –51- 74%
*Оценка «два» - задания выполнены на 50 %
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения личностно – ориентированной технологии. Цели технологии: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная
Учебно-тематическое планирование
I четверть – 18 часов
II четверть –14 часов
III четверть – 20 часов
IV четверть – 16 часов
Перечень контрольных работ:
1. Контрольная работа по разделу 2 история Древнего Востока
2. Контрольная работа по разделу 3 история Древней Греции
3. Контрольная работа по разделу 4 история Др. Рима
4. Итоговая контрольная работа по курсу История Древнего мира
№ | Раздел | Количество часов |
| Введение | 2 |
| Как жили люди в древности | 4 |
| Древний Египет | 6 |
| Древнейшие государства Передней Азии | 7 |
| Древнейшие государства Индии и Китая | 5 |
| Жители и государства Древней Греции | 14 |
| Культура Древней Греции | 5 |
| Держава Александра Македонского | 5 |
| Рим покоряет Италию | 5 |
| Рим — властелин морей | 10 |
| Расцвет и закат римской империи | 6 |
| Итого | 68 |
Содержание учебного предмета
Введение
Откуда мы знаем, как жили предки современных народов. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Представление о письменных источниках.
Счет лет в истории. Представление о счете времени по годам в древних государствах. Представление о христианской эре. Особенности обозначения дат до нашей эры («обратный» счет лет). Понятия «год», «век (столетие)», «тысячелетие».
Глава 1. Как жили люди в древности
Понятие «первобытные люди». Древнейшие люди: современные представления о месте и времени их появления; облик, отсутствие членораздельной речи; изготовление орудий как главное отличие от животных. Представление о присваивающем хозяйстве: собирательство и охота. Невозможность для людей прожить в одиночку. Овладение огнём. Постепенное расселение людей в Евразии. Охота как главное занятие. Изобретение одежды из звериных шкур, жилищ, копья и гарпуна, лука и стрел.
Родовые общины охотников и собирателей. Понятия «человек разумный», «родовая община».
Возникновение искусства и религии. Изображение животных и человека. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. Понятия «колдовской обряд», «душа», «страна мертвых». Счет лет в истории.
Повторение 1ч Значение первобытной эпохи в истории человечества. Представление о переходе от первобытности к цивилизации (появление городов, государств, письменности).
Глава 2. Древний Египет
Местоположение и природные условия (разливы Нила, плодородие почв, жаркий климат). Земледелие как главное занятие. Оросительные сооружения (насыпи, каналы, шадуфы). Возникновение единого государства в Египте. Понятия «фараон», «вельможа», «писец», «налог». Неограниченная власть фараонов.
Войско: пехота, отряды колесничих. Завоевательные походы. Держава Тутмоса III. Города — Мемфис, Фивы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож.
Религия древних египтян. Священные животные, боги (Амон-Ра, Геб и Нут, Осирис и Исида, Гор, Анубис, Маат). Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса в «царстве мертвых». Обожествление фараона. Понятия «храм», «жрец», «миф», «мумия», «гробница», «саркофаг». Искусство древних египтян. Строительство пирамид. Большой Сфинкс. Храм, его внешний и внутренний вид. Раскопки гробниц. Находки произведений искусства в гробнице фараона Тутанхамона. Особенности изображения человека в скульптуре и росписях. Скульптурный портрет. Понятия «скульптура», «статуя», «рельеф», «скульптурный портрет», «роспись». Особенности древнеегипетского письма. Материалы для письма. Школа: подготовка писцов и жрецов. Научные знания (математика, астрономия). Солнечный календарь. Водяные часы. Произведения литературы: хвалебные песни богам, повесть о Синухете, поучения писцов, «Книга мертвых». Понятия «иероглиф», «папирус», «свиток».
Повторение Достижения древних египтян (земледелие, основанное на орошении; каменное строительство; скульптурный портрет; письменность; календарь). Неограниченная власть фараонов. Представление о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).
Глава 3. Древнейшие государства Передней Азии
Двуречье в древности. Местоположение и природные условия Южного Двуречья (жаркий климат, разливы Тигра и Евфрата, плодородие почв; отсутствие металлических руд, строительного камня и леса). Использование глины в строительстве, в быту, для письма. Земледелие, основанное на искусственном орошении. Города шумеров Ур и Урук.
Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи: ограничение долгового рабства; представление о талионе («Око за око, зуб за зуб»), о неравенстве людей перед законом. Понятия «закон», «ростовщик». Города Финикии — Библ, Сидон, Тир. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Основание колоний вдоль побережья Средиземного моря. Древнейший алфавит.
Древние евреи. Представление о Библии и Ветхом Завете. Понятие «единобожие». Библейские мифы и сказания (о первых людях, о Всемирном потопе, Иосиф и его братья, исход из Египта). Моральные нормы библейских заповедей. Библейские предания о героях. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и его правители: Саул, Давид, Соломон. Иерусалим как столица Царства. Храм бога Яхве.
Начало обработки железа. Последствия использования железных орудий труда. Ассирийская держава. Новшества в военном деле (железное оружие, стенобитные орудия, конница как особый род войск). Ассирийские завоевания. Ограбление побежденных стран, массовые казни, переселение сотен тысяч людей. Столица державы Ниневия. Царский дворец. Представление об ассирийском искусстве (статуи, рельефы, росписи). Библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ассирии.
Три царства в Западной Азии: Нововавилонское, Лидийское и Мидийское. Город Вавилон и его сооружения. Начало чеканки монеты в Лидии. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта) Цари Кир, Дарий Первый. «Царская дорога», ее использование для почтовой связи. Взимание налогов серебром. Состав войска («бессмертные», полчища, собранные из покоренных областей). Город Персеполь.
Глава 4 Древнейшие государства Индии и Китая
Местоположение и природа Древней Индии. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли. Древнейшие города. Сельское хозяйство. Выращивание риса, хлопчатника, сахарного тростника. Религиозные верования (почитание животных; боги Брахма, Ганеша; вера в переселение душ). Сказание о Раме. Представление о кастах. Периоды жизни брахмана. «Неприкасаемые». Возникновение буддизма (легенда о Будде, отношение к делению людей на касты, нравственные нормы). Объединение Индии под властью Ашоки. Индийские цифры. Шахматы.
Местоположение и природа Древнего Китая. Реки Хуанхэ и Янцзы. Учение Конфуция (уважение к старшим; мудрость — в знании старинных книг; отношения правителя и народа; нормы поведения). Китайские иероглифы и книги. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Расширение территории. Строительство Великой Китайской стены. Деспотизм властелина Китая. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Повторение Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.
Глава 5. Жители и государства Древней Греции
Местоположение и природные условия. Горные хребты, разрезающие страну на изолированные области. Роль моря в жизни греков. Отсутствие полноводных рек. Древнейшие города Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство. Раскопки дворцов. Росписи. Понятие «фреска». Морское могущество царей Крита. Таблички с письменами. Гибель Критского царства. Греческие мифы. Микенское царство. Каменное строительство (Микенская крепость, царские гробницы). Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Сведения о войне с Троянским царством. Мифы о начале Троянской войны. Вторжения в Грецию с севера воинственных племен. Упадок хозяйства и культуры.
Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Религиозные верования греков. Олимпийские боги. Мифы древних греков о богах и героях (Прометей, Деметра и Персефона, Дионис и пираты, подвиги Геракла).
Начало обработки железа в Греции. Создание греческого алфавите (впервые введено обозначение буквами гласных звуков).
Возникновение самостоятельных государств (Афины, Спарта, Коринф, Фивы, Милет). Понятие «полис». Местоположение и природные условия Аттики. Неблагоприятные условия для выращивания зерновых. Разведение оливок и винограда. Знать во главе управления Афин. Законы Дракона. Понятие «демос». Бедственное положение земледельцев. Долговое рабство. Борьба демоса со знатью. Реформы Солона. Запрещение долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Создание выборного суда. Понятия «гражданин», «демократия».
Местоположение и природные условия Лаконии. Спартанский полис. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты. Спарта — военный лагерь. Регламентация повседневной жизни спартанцев. Управление Спартой: совет старейшин, два царя — военных предводителя, народное собрание. «Детский способ» голюсования. Спартанское воспитание.
Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Сиракузы, Тарент, Пантикапей, Херсонес, Ольвия. Причины колонизации. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Греки и скифы. Понятия «эллины», «Эллада».
Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям.
Греко-персидские войны. Клятва юношей при вступлении на военную службу. Победа афинян в Марафонской битве. Стратег Мнльтиад. Нашествие войск персидского царя Ксеркса на Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев под командованием царя Леонида. Морское сражение в Саламинском проливе. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Понятия «стратег», «фаланга», «триера». Последствия победы над персами для Афин. Афинский морской союз. Военный и торговый флот. Гавани Пирея.
Состав населения Афинского полиса: граждане, переселенцы, рабы. Использование труда рабов. Город Афины: Керамик, Агора, Акрополь. Быт афинян. Положение афинской женщины. Храмы: богини Ники, Парфенон, Эрехтейон. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его творения Статуи атлетов работы Мирона и Поликлета.
Глава 6. Культура Древней Греции
Образование афинян. Рабы-педагоги. Начальная школа. Палестра. Афинские гимнасии. Взгляды греческих ученых на природу человека (Аристотель, Антифонт). Афинский мудрец Сократ. Олимпийские игры — общегреческие празднества. Виды состязаний. Понятие «атлет». Награды победителям. Греческий театр
Глава 7. Создание державы Александра Македонского.
Эпоха эллинизма Ослабление греческих полисов в результате междоусобиц. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинское культуры. Аристотель — учитель Александра, сына Филиппа.
Македонское войско. Фаланга. Конница. Осадные башни. Отношение эллинов к Филиппу Македонскому. Исократ и Демосфен. Битва при Херонее. Потеря Элладой независимости, Смерть Филиппа и приход к власти Александра.
Поход Александра Македонского на Восток. Победа на берег) реки Граник. Разгром войск Дария III у Исса. Поход в Египет. Обожествление Александра. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию. Возвращение в Вавилон. Личность Александра Македонского.
Распад державы Александра после его смерти. Египетское, Македонское, Сирийское царства. Александрия Египетская — крупнейший торговый и культурный центр Восточного Средиземноморья. Фаросский маяк. Музей. Александрийская библиотека. Греческие ученые: Аристарх Самосский, Эратосфен, Евклид.
Повторение (1 ч) Вклад древних эллинов в мировую культуру. Сопоставление управления в странах Древнего Востока (Египет, Вавилония) с управлением в Афинах. Особенности афинской демократии.
Глава 8. Рим покоряет Италию
Местоположение и природные особенности Италии. Теплый климат, плодородные земли, обилие пастбищ. Реки Тибр, По. Население древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима. Почитание богов — Юпитера, Юноны, Марса, Весты. Рим — город на семи холмах. Управление древнейшим Римом. Ликвидация царской власти. Понятия «весталка», «ликторы», «патриции», «плебеи», «сенат». Возникновение республики. Борьба плебеев за свои права. Нашествие галлов. Установление господства Рима над Италией. Война с Пирром. Понятия «республика», «консул», «народный трибун», «право вето». Уравнение в правах патрициев и плебеев. Отмена долгового рабства. Устройство Римской республики. Выборы консулов. Принятие законов. Порядок пополнения сената и его функции. Организация войска. Понятие «легион».
Глава 9. Рим- властелин морей
Карфаген — крупное государство в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война Рима с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме.
Господство Рима в Западном Средиземноморье. Установление господства Рима в Восточном Средиземноморье .Политика Рима «разделяй и властвуй». Рабство в Древнем Риме. Завоевания — главный источник рабства. Использование рабов в сельском хозяйстве, в домах богачей. Раб — «говорящее орудие». Гладиаторские игры. Римские ученые о рабах. Понятия «амфитеатр», «гладиатор».
Разорение земледельцев Италии и его причины. Земельный закон Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Гай Гракх — продолжатель дела брата. Гибель Гая. Крупнейшее в древности восстание рабов. Победы Спартака. Создание армии восставших. Их походы. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. Превращение римской армии в наемную. Кризис управления: подкуп при выборах должностных лиц. Борьба полководцев за единоличную власть. Красе и Помпеи.
Возвышение Цезаря. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Захват Цезарем власти (переход через Рубикон, разгром армии Помпея). Диктатура Цезаря. Социальная опора Цезаря и его политика. Брут во главе заговора против Цезаря. Убийство Цезаря в сенате. Понятия «ветеран», «диктатор».
Поражение сторонников республики. Борьба Антония и Октавиана. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Превращение Египта в римскую провинцию. Окончание гражданских войн. Характер власти Октавиана Августа (сосредоточение полномочий трибуна, консула и других республиканских должностей, пожизненное звание императора). Понятия «империя», «император» «преторианцы». Поэты Вергилий, Гораций. Понятие «меценат».
Повторение по теме «Древний Рим»
Глава 10. Расцвет и закат Римской империи
Территория империи. Соседи Римской империи. Отношения с Парфянским царством. Разгром римских войск германцами.
0браз жизни германских племен. Предки славянских народов. Понятие «варвары».
Обожествление императоров. Нерон (террористические методы) правления, пожар в Риме и преследования христиан). Нерон и Сенека. Восстание в армии и гибель Нерона.
Возникновение христианства. Расцвет Римской империи. Возникновение и развитие колоната. Понятия «колоны», «рабы с хижинами». Правление Траяна. Отказ от террористических методов управления. Последние завоевания римлян. Строительство в Риме и провинциях: дороги, мосты, водопроводы, бани, амфитеатры, храмы.
Рим — столица империи. Повседневная жизнь римлян. Особняки богачей. Многоэтажные дома. Посещение терм (бань), Колизея и Большого цирка. Требование «хлеба и зрелищ». Разделение Римской империи на два государства — Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю. Восстания в провинциях (Галлия, Северная Африка). Варвары в армии.
Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Убийство Стилихона по приказу императора Гонория. Массовый переход легионеров-варваров на сторону готов. Взятие Рима готами. Новый захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Вожди варварских племен — вершители судеб Западной Римской империи. Ликвидация власти императора на Западе.
Особенности цивилизации Греции и Рима. Представление о народовластии. Участие граждан в управлении государством. Любовь к родине. Отличие греческих полисов и Римской республики от государств Древнего Востока.
Итоговое повторение Вклад народов древности в мировую культуру.
№ | Тема урока | дата | Планируемые результаты | Д/З | |||
плпн | факт | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||
Введение (1 час) | |||||||
1 | Счет лет в истории |
|
| Научатся определять столетие, время от Рождества Христова, до Рождества Христова, нашу эру, хронологию. Получат возможность научиться: называть век, оперировать понятиями. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности: проявляют интерес к новому материалу. | §1 |
Тема№1. «Как жили люди в древности «(4ч) | |||||||
2 | Жизнь древних людей |
|
| Научатся определять понятия: первобытные люди, собирательство, орудия труда. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план действий | Принимают правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность. | §2 |
3 | Верования и искусство первобытного человека. |
|
| Научатся определять понятия: религиозные верования, обряд, оборотни, сверхъестественные силы. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках | Познавательные: выявляют причины возникновения религиозных верований и первобытного искусства. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. | §3 |
4 | Возникновение земледелия, скотоводства и ремесла |
|
| Научатся определять понятия: земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте территории расселения народов, описывать памятники культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника. | Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность. | §4 |
5 | П/О: «Как жили люди в древности» |
|
| Научатся: работать с исторической картой, решать исторические кроссворды Получат возможность научиться: работать с исторической картой | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между объектами Коммуникативные: планировать цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения результатов | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | Повторение пройденного |
Тема №2 «Древний Египет»(6ч) | |||||||
6 | Возникновение государства в Древнем Египте |
|
| Научатся определять понятия: папирус, дельта, пороги, разлив, оазис Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знание необходимых фактов, дат, терминов; показывать на карте границы государства. | Познавательные: выявляют особенности и признаки появления древнейших государств. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения результата. | Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. | §5 |
7 | Фараоны и вельможи, крестьяне и рабы |
|
| Научатся определять понятия: гробница, благовония, вельможа, писец, жрец, шадуф, амулет Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; определять основные черты, присущие разным группам населения | Познавательные: выявляют особенности жизни древних египтян, приводят примеры в качестве доказательства. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. | §6-7 |
8 | Расцвет Древнеегипетского государства |
|
| Научатся определять понятия: бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемные войска. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках; показывать значение необходимых дат, фактов, терминов; показывать на исторической карте границы государств. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, решают проблемы. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата | Оценивают собственную работу; выражают положительное отношение к процессу познания. | §8 |
9 | Наука и искусство Древнего Египта |
|
| Научатся определять понятия: иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия. Получат возможность научиться: рассказывать о важнейших исторических событиях, определять значение статуй, храмов | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу | §9 |
10 | Боги Древнего Египта |
|
| Научатся определять понятия: храм, жрецы, мумия, саркофаг Получат возможность научиться: называть характерные признаки и особенности верований древних египтян, использовать текст и исторические источники при ответе на вопросы. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера. Регулятивные: составляют план последовательности действий; осуществляют работу на уроке. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения. | §10 |
11 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Египет» |
|
| Научатся: определять черты и особенности, выделять признаки для сравнения. Получат возможность научиться: самостоятельно находить на исторической карте объекты по теме «Древний Египет» | Познавательные: самостоятельно выделяют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы, решают проблемные ситуации. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий в паре. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений; оценивают собственную учебную деятельность | Повторение пройденного |
| Тема№3.Древнейшие государства Передней Азии (6 ч) | ||||||
12 | Жители и боги Шумера. |
|
| Научатся определять понятия: клинопись, сыновья школы Получат возможность научиться: называть и показывать на карте города и реки Двуречья, давать сравнительную характеристику природно-климатическим условий Египта и Двуречья | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы и формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения: оценивают собственную деятельность. | §11 |
13 | Вавилонское царство |
|
| Научатся определять понятия: законы, ростовщик Получат возможность научиться: давать характеристику законам Хаммурапи; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы. | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке. | Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения. | §12 |
14 | Города Финикии |
|
| Научатся определять понятия: благовония, пурпур, колонии, алфавит. Получат возможность научиться давать оценку вкладу Древней Финикии в мировое культурное наследие | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализирую вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию; оценивают свою работу на уроке. | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. | §13 |
15 | Ассирийское государство. |
|
| Научатся определять термины: таран Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторического источника, определять характерные особенности Ассирийской державы. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебно-му процессу; проявляют учебно- познавательный процесс к новому материалу и способам решения новой задачи. | §14 |
16-17 | Нововавилонское и Персидское царства. |
|
| Научатся определять понятие «бессмертные» Получат возможность научиться: показывать на карте Древнего Востока Персидское и Нововалонское царства, называть страны, входившие в их состав. | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблем-ных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания. | §15-16 |
18 | Палестина в I тысячелетии до н.э. Израильско- Иудейское царство. |
|
| Научатся определять термины и понятия: жертвенник, миф, предание, единобожие, монотеистическая религия. Получат возможность научиться работать с исторической картой | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. | Записи в тетради |
Тема №4. Древнейшие государства Индии и Китая (5 ч) | |||||||
19 | Древняя Индия |
|
| Научатся определять термины: джунгли, каста, брахман, буддизм, неприкасаемые, сахарный тростник Получат возможность научиться: показывать на карте Индию, реки Инд и Ганг, характеризовать природу и климат Индии, объяснять влияние религии Индии на менталитет и особенности культуры страны. | Познавательные: выявляют особенности и признаки климатических условий и проживания людей на полуострове Индостан; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. | §17, 19 |
20 | Древняя Индия |
|
| ||||
21 | Древний Китай |
|
| Научатся определять термины: бамбук, циновка, Сын Неба, компас, бойницы Получат возможность научиться: показывать на карте Китай и его важнейшие географические объекты, находить сходство и различие египетской и китайской письменности, характеризовать учение Конфуция, характеризовать политику Цинь Шихуанди, давать оценку значению китайской культуры | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, устанавливать причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга., Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу,удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса. Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания | §18, 19 |
22 | Древний Китай |
|
| §18, 19 | |||
23 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Древний Восток» |
|
| Научатся определять изученные термины Получат возможность научиться: показывать на карте государства Древнего Востока, характеризовать сходства и различия древних цивилизаций Востока | Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способности ко взаимодействию. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Повторение пройденного. |
Тема №5. «Жители и государства ДревнейГреции» (14 ч) | |||||||
24 | Греки и критяне |
|
| Научатся определять понятия: цунами, имена героев Получат возможность научиться: показывать на карте остров Крит, Эгейское море, называть причины гибели Критской цивилизации
| Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно определяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий | Применяют правила делового сотрудни-чества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собствен-ную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | §21 |
25 | Греки и критяне |
|
| §22 | |||
26 | Микены и Троя |
|
| Научатся сопоставлять действительную причину Троянской войны с мифом о причине начала Троянской войны. Получат возможность научиться: работать с картой и историческими источниками | Познавательные: выявляют основные причины исторических событий; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной ) деятельности на уроке | Оценивают собствен-ную учебную дея-тельность, свои достижения; анали-зируют и характери-зуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотноше-ния с их учетом | §23 |
27 | Поэма Гомера «Илиада» |
|
| Научатся давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятия «ахиллесова пята», «троянский конь», «Яблоко раздора». Получат возможность понять суть содержания «Илиады», имена главных героев | Познавательные: выявляют причины Троянской войны Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | §24 |
28 | Поэма Гомера «Одиссея» |
|
| Научатся давать оценку персонажам поэмы, объяснять понятие «между Сциллой и Харибдой» Получат возможность понять суть содержания «Одиссеи», имена главных героев | Познавательные: составляют маршрут возвращения Одиссея на Родину. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | §25 |
29 | Возникновение полисов |
|
| Научатся определять понятия: Аттика, демос, полис, архонт, ареопаг, долговое рабство, показывать на карте Аттику и Афины Получат возможность научиться характеризовать государственное устройство Афин | Познавательные: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о государственном устройстве греческих городов. Коммуникативные: вступают в коллективное сотрудничество; участвуют в обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, принимают позиции партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Мотивируют свои действия, проявляют интерес к новому учебному материалу; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | §26 |
30 | Спартанское государство |
|
| Научатся определять понятия: лаконичность, илоты Получат возможность научиться давать собственную оценку спартанской системе воспитания, сравнительную характеристику государственному устройству Спарты и Афин | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование разных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. | §27- 28 |
31 | Древние Афины |
|
| Научатся определять термины: керамика, фигурные вазы, агора, портики, фронтоны, кариатиды Получат возможность научиться: давать описание города и его главных достопримечательностей | Познавательные: сопоставляют иллюстрации текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Коммуникативные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной ) деятельности на уроке. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности в сего класса | §29 |
32 | Утверждение демократии в Афинах |
|
| Научатся определять термины: долговые камни, народное собрание, граждане. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников, давать оценку законам Солона и определять их влияние на развитие Афин | Познавательные: сопоставляют схемы и текстовую информацию; устанавливают закономерности; делают выводы. Регулятивные: сотрудничают с товарищами при выполнении заданий; задают вопросы с целью получения нужной информации.
| Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса | §30 |
33 | Великая греческая колонизация |
|
| Научатся определять понятия: пираты, колонии Получат возможность научиться: называть и показывать на карте греческие колонии, извлекать полезную информацию из исторического источника.
| Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процессе с учетом возникших трудностей. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. | §31 |
34 | Греко-персидские войны |
|
| Научатся определять термины: стратег, фаланга, Марафон,триера Получат возможность научиться анализировать причины побед греков над персами | Познавательные: выявляют особенности и признаки побед древних греков. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером, вступают в коллективное сотрудничество. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности | Оценивают, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом | §32 |
35 | Греко-персидские войны |
|
| §33 | |||
36 | Расцвет Афинского государства |
|
| Научатся определять термины: народное собрание, остракизм Получат возможность научиться давать характеристику афинской демократии | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; оценивают результаты своей и чужой деятельности | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания | §34 |
37 | Повторительно-обобщающий урок по теме: «Жители и государства древней Греции» |
|
| Научатся определять изученные понятия Получат возможность научиться: показывать на карте территорию Древнейшей Греции, Трою | Познавательные: овладевают целостными представлениями об историческом пути человечества; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способности ко взаимодействию. | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | Повторение пройденного. |
Тема №6 Культура Древней Греции | |||||||
38 | Религия древних греков |
|
| Научатся определять главных и второстепенных богов, знать имена героев, объяснять стремление героев и простых людей соперничать с богами. | Познавательные: овладевают целостными представлениями о древнегреческой религии; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность ко взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности | §35 |
39 | Наука и образование в Древней Греции |
|
| Научатся определять термины: педагог, палестра, гимнасий, красноречие Получат возможность научиться: определять сходства и различия между афинской и спартанской системой воспитания | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотива-цию к учебной дея-тельность; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положи-тельное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности (не успешности) учебной деятельности. | § 36 |
40 | Древнегреческое искусство |
|
| Научатся определять термины: барельеф, портик, скульптура. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия; оценивают результаты своей и чужой деятельности | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания | §37 |
41 | В афинском театре |
|
| Научатся определять термины: скене, театр, орхестра, комедия, трагедия Получат возможность научиться: давать описание древнегреческого театра, называть имена древнегреческих драматургов | Познавательные: воспроизводят в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учеб-ному процессу; проявляют учебно- познавательный процесс к новому материалу и способам решения новой задачи | §38 |
42 | Олимпийские игры в древности |
|
| Научатся определять понятия: атлеты, стадион, пятиборье, ипподром. Получат возможность научиться: свободно и выразительно излагать свои позиции | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий; выражают положительное отношение к процессу познания | §39 |
Тема№7. Держава Александра Македонского .(5 ч) | |||||||
43 | Возвышение Македонии |
|
| Научатся определять причины возвышения Македонии и самостоятельно определять причину подчинения греческих полисов Македонии Получат возможность научиться работать с исторической картой | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой Регулятивные: оценивают свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние | Оценивают собственную работу: анализируют и характеризуют эмоциональное состояние окружающих | §40 41 |
44 | Поход Александра Македонского на Восток |
|
| Научатся называть битвы, связанные с походами А. Македонского. Получат возможность научиться: показывать на исторической карте направление восточного похода и границы державы А. Македонского, анализировать причины побед полководца | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию | Оценивают социально-нравственный опыт предшествующих поколений | §42 |
45 | Поход Александра Македонского на Восток |
|
| §43 | |||
46 | Культура эллинистических государств. |
|
| Научатся определять понятие Средиземноморье Получат возможность научиться: давать описание города и его главных достопримечательностей | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результатов | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности всего класса | §44 |
47 | Повторительно-обобщающий урок по разделу «Древняя Греция» |
|
| Научатся определять термины, пройденные в разделе «Древняя Греция» Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей истории Древней Греции; характеризовать особенности древнегреческой государственности, излагать в системе достижения древнегреческой культуры. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания | Повторение пройденного |
Тема№8. Рим покоряет Италию ( ч) | |||||||
48 | Начало римской истории |
|
| Научатся определять термины: италики, латины, этруски, капитолийская волчица, плебеи, патриции, сенат. Получат возможность научиться показывать на карте древнюю Италию | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование разных точек зрения Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу | §45 |
49 | Рим эпохи царей. |
|
| §46 | |||
50 | Ранняя республика. Борьба патрициев и плебеев |
|
| Научатся определять термины: республика, монархия, консул, право, вето, народный трибун; извлекать полезную информацию из исторического источника Получат возможность научиться: характеризовать особенности Римской государственности, сравнивать устройство греческой демократии и Римской республики | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой | §47 |
51 | Римская семья, нравы и религия |
|
| Научатся извлекать полезную информацию из исторического источника Получат возможность научиться: характеризовать особенности нравов римской семьи, сравнивать греческую и римскую религии | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой | §48 |
52 | Рим завоевывает Италию |
|
| Научатся определять термины: галлы, легионы, катапульты, манипулы Получат возможность научиться: давать характеристику римской армии.
| Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование разных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных задач. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий | Выражают позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу | §49 |
Тема№9. Рим- властелин морей. (10 ч) | |||||||
53 | Пунические войны |
|
| Научатся определять термины: пуны Получат возможность научиться: показывать на карте Карфаген, определять причины Пунических войн, оценивать силы сторон, высказывать предположение об исходе войн | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают мнение партнера. Регулятивные: прогнозируют результаты усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу | §50 |
54 | Пунические войны |
|
|
| |||
55 | Рим и эллинистический мир |
|
| Научатся определять термины: триумф, император, провинция Получат возможность научиться давать самостоятельную оценку факту установления господства римлян, высказывая при этом собственные суждения об итогах этого господства для Рима и для завоеванных Римом стран | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения задачи. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения с учетом возникших трудностей | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу | §51 |
56 | «Золотой век» Римской республики |
|
| Научатся извлекать полезную информацию из исторического источника Получат возможность научиться: характеризовать особенности развития римского общества во 2 в. до н.э | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой | §52 |
57 | Рабы и Рим |
|
| Научатся определять термины: вилла, гладиатор, амфитеатр Получат возможность научиться: описывать положение рабов в Древнем Риме | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблем-ных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания | §53 |
58 | Земельные реформы братьев Гракхов |
|
| Научатся определять понятие «гражданские войны» Получат возможность научиться: определять причины Гражданской войны в Риме, раскрывать суть земельного закона братьев Гракхов, а также анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов | Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке | Проявляют интерес к новому учебному материалу; выража-ют положительное отношение к процес-су познания; адекват-но понимают причи-ны успешности (не успешности) учебной деятельности | §54- |
59 | Гражданские войны в Риме. Гибель республики |
|
| 55 | |||
60 | Диктатура Цезаря |
|
| Научатся определять понятия: ветеран, диктатор, диктатура, проскрипции Получат возможность научиться: определять причины возвышения Цезаря, извлекать полезную информацию из исторического источника | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи | §55 |
61 | Литература и театр в Риме |
|
| Научатся определять особенности римского театра Получат возможность научиться: называть имена древнеримских драматургов | Познавательные: воспроизводят в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий. | Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учеб-ному процессу; проявляют учебно- познавательный процесс к новому материалу и способам решения новой задачи | §56 |
62 | П/О урок по теме «Древний Рим» |
|
| Научатся определять термины, пройденные в разделе «Древний Рим» Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей истории Древнего Рима; характеризовать особенности древнеримской государственности, излагать в системе достижения древнеримской культуры. | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания | Повторение пройденного |
Тема№10. Расцвет и закат Римской империи ( | |||||||
63 | Ранняя империя. Первые императоры |
|
| Научатся определять понятия: преторианцы, завещание, империя Получат возможность научиться: определять различия между республикой и империй, выявлять причины упразднения республики и установления империи. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе, отличную от своей. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действий. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в реше-нии проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания. | §57 |
64 | Архитектура и сторительство в Римской империи |
|
| Научатся определять понятия: триумфальная арка, купол, термы, табуларий Получат возможность научиться называть достопримечательности Рима, достижения римской культуры, которые вошли в фонд мировой культуры. | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга. Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результатов; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности. | Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса. | §58 |
65 | Поздняя империя. Возникновение христианства |
|
| Научатся определять понятия: христианство, Евангелие, Страшный суд, христиане, апостолы. Получат возможность научиться рассказывать о жизни Иисуса Христа и объяснять, почему христианство так быстро завоевало сторонников в Римской империи. | Познавательные: структурируют знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Коммуникативные: вступают в речевое общение, участвуют в диалоге, работают с книгой. Регулятивные: оценивают свою работу на уроке | Оценивают собст-венную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотноше-ния с их учетом. | §59 |
66 | Империя и варвары |
|
| Научатся определять основные черты отношений Рима с соседними народами Получат возможность научиться: сравнивать образ жизни и систему власти у римлян и варваров | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. | Применяют правила делового сотрудни-чества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания | §60 |
67 | Культура Рима на закате империи |
|
| Научатся определять понятия: колоны, «рабы с хижинами» Получат возможность научиться: давать сравнительную характеристику положения раба и колона. | Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы; формулируют ответы. Коммуникативные: вступают в речевое общение; планируют цели и способы взаимодействия. Регулятивные: осуществляют индивидуальную образовательную траекторию. | Осознают социально-нравственный опыт предшествующих поколений. | §61 |
68 | Обобщающее повторение по курсу «Древний мир» |
|
| Научатся определять понятия и термины, изученные в ходе курса «Древний мир»; уметь называть главные события истории, достижения культуры древности и значение древнейших цивилизаций в мировой истории. Получат возможность научиться | Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. | Повторение пройденного |