СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по истории Отечества для коррекционных школ. 7-9 классы.
Мостовский район, ст-ца Костромская
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат станицы Костромской.
УТВЕРЖДЕНО:
решение педсовета протокол № 1
от 30 .08.2016 года
Председатель педсовета
_____________ Т. В. Кашминова
по истории Отечества
Ступень обучения (класс) основное общее, 7, 8, 9 классы
7 класс
Количество часов в неделю – 2 ч.
Общее количество в год – 68 ч.
8 класс
Количество часов в неделю – 2 ч.
Общее количество в год – 68 ч.
9 класс
Количество часов в неделю – 2 ч.
Общее количество в год – 68 ч.
Уровень базовый
Учитель: Ткачева Нина Тимофеевна
Программа разработана на основе
базовой Программы. Типовые образовательные
программы под ред. В. В. Воронковой
Сборник № 1 «Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010.
Структура рабочей программы
1) Пояснительная записка.
2) Общая характеристика учебного предмета.
3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
4) Содержание учебного предмета, курса.
5) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
6) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Пояснительная записка.
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение знаниями и умениями, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально – трудовая и правовая адаптация выпускника в общество.
Представляется, что в курсе «История России» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчётливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Учитель имеет право использовать в процессе изучения материала информативный, фактический и иллюстративно – текстуальный материал, способствующий успешному освоению содержания статьи, рассказа.
Важной составной частью курса «История России» является историко – краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей. Предполагается изучение истории с древности до настоящего времени.
Рабочая программа по Истории Отечества, 7, 8, 9 классы разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010 г.
Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей программы «История Отечества» составляют:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области образования;
Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью;
Устав образовательной организации.
Программа обеспечивается УМК:
1.Пузанов Б.П., Бородинова О.И. История России. 7 кл. авторы-составители: Б.П.Пузанов, О.И. Бородинова, Л.С.Сековец, И.М.Редькина - Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011.
2. Пузанов Б.П., Бородинова О.И. История России. 8 кл. авторы-составители: Б.П.Пузанов, О.И. Бородинова, Л.С.Сековец, И.М.Редькина - Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011.
3. Пузанов Б.П., Бородинова О.И. История России. 9 кл. авторы-составители: Б.П.Пузанов, О.И. Бородинова, Л.С.Сековец, И.М.Редькина - Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011.
Общая характеристика учебного предмета.
Процесс обучения истории Отечества неразрывно связан с решением специфической задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение истории носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Цели и задачи обучения:
Цель изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируется в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.
Главная цель изучения истории в школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Вклад школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Данная учебная дисциплина в системе общего развития учащихся призвана решать следующие задачи:
-формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной, культурной социализации в окружающем мире;
-овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России в историческом процессе;
-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
-развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
-формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия;
– пространственных представлений и ориентации;
– речи и обогащение словаря;
– коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные виды деятельности на уроке
- рассказ,
- беседа,
- выборочное объяснительное чтение текста учебной книги,
- работа с исторической картой,
- работа с картиной,
- работа со схемой,
- «Лента времени», даты.
Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Согласно учебному плану всего на изучение учебного предмета «История России» в средней школе выделяется;
в 7-м классе - 2 часа в неделю, 68 часов в год
в 8-м классе - 2 часа в неделю, 68 часа в год
в 9-м классе - 2 час в неделю, 68 часа в год
Содержание учебного предмета, курса. (рабочие программы по классам)
7 класс
Пояснительная записка
В курсе «История России» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи.
Для лучшего усвоения материала учащимися с нарушениями интеллектуального развития необходимо использовать систему межпредметных связей. Это необходимо в силу особенностей познавательных возможностей учеников специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые не в состоянии овладеть систематическим курсом истории, предусмотренным программой общеобразовательной программой массовой школы. Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
Каждая тема дополнена рассказами для дополнительного чтения, словарём, а также дополнительными интересными историческими фактами. В конце каждого раздела предусматриваются уроки контрольно – обобщающего повторения для лучшего усвоения и систематизации знаний у учащихся с нарушением интеллекта.
В 7 классе учащиеся знакомятся с жизнью, трудом, культурой народов нашей страны с древнейших времён до начала XVI века.
Цель: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи программы:
-формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной, культурной социализации в окружающем мире;
-овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
-развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма.
Основные направления коррекционной работы:
1.Формирование правильных исторических представлений.
2.Развитие умений учащихся выражать свои мысли историческими терминами.
3.Способствовать развитию мыслительной деятельности и речи.
4. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
5. Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и увеличение активного словарного запаса учащихся;
6. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Перечень разделов программы
Введение
История нашей страны древнейшего периода
Киевская Русь
Распад Киевской Руси
Борьба Руси с иноземными завоевателями
Начало объединения русских земель
Повторение за год
Распределение часов по разделам.
Введение – 4 ч.
Что такое история. Что изучает история.
Как пользоваться книгой по истории.
Как и по каким источникам мы узнаём о жизни людей в прощлом. Устные, вещественные и письменные памятники истории.
Наша Родина – Россия. Кто живёт рядом и вокруг России. Наша страна на карте. Государственные символы России.
Глава нашей страны. Россия – наша родина. Как изучается родословная людей. Счёт лет в истории. «Лента времени».
История нашей страны древнейшего периода – 12 ч.
Кто такие восточные славяне. Легендарная история происхождения славян и земли русской.
Роды и племена восточных славян и их старейшины.
Как жили наши предки – восточные славяне в далёком прошлом. Славянская семья и славянский посёлок. Хозяйство, основные занятия и быт восточных славян.
Обычаи и верования восточных славян, их мудрецы и старцы – предсказатели (волхвы, вещуны и кудесники). Соседи восточных славян, торговые отношения с ними. Славянские воины и богатыри. Оружие и доспехи восточных славян. Дружинники.
Объединение восточных славян под властью Рюрика.
Киевская Русь – 16 ч.
Образование государства восточных славян – Киевской Руси или Древней Руси. Первые русские князья: Олег, Игорь, Святослав. Княгиня Ольга.
Княжеская дружина и укрепление единой верховной власти князя. С кем воевала Киевская Русь: древляне, печенеги, хазары, греки.
Крещение Руси при князе Владимире и воеводе Добрыне. Образование Русской Церкви под управлением патриарха Константинополя. Священники и проповедники. Святые люди и подвижники. Образование первых русских монастырей.
Былины – источник знаний о Киевской Руси. Гусляры – сказочники и их былины. Былинные богатыри – спасители земли русской.
Культура и искусство Древней Руси. Древнерусские ремесленники, иконописцы, белокаменное строительство, фресковая живопись, образование и грамотность. Летописи и летописцы. «Повесть временных лет».
Жизнь и быт в Древней Руси: княжеское и боярское подворье, вотчины, быт простых людей – холопов, закупов и смердов. Свободные люди Древней Руси.
Правление Ярослава Мудрого и укрепление единого русского государства. Первые русские монеты. Создание первого русского сборника законов «Русская правда». Первые русские библиотеки Ярослава Мудрого.
Приход к власти Владимира Мономаха в 1113г. Личность Мономаха – первого русского царя. «Устав Владимира Мономаха» и «Поучения Владимира Мономаха» - советы детям о доброте и любви.
Рост и укрепление древнерусских городов. Городское строительство и торговля.
Распад Киевской Руси – 10 ч.
Причины распада Киевской Руси. Появление отдельных 15 крупных княжеств – государств. Период раздробленности: ослабление обороноспособности Руси.
Киевское княжество в XII веке. Борьба князей за титул «великого Киевского князя».
Владимиро – Суздальское княжество. Основатель Москвы князь Юрий Долгорукий. Наследники Юрия Долгорукого – Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Дружина Всеволода и её военные походы. Рост богатства и могущества Владимиро – Суздальского княжества при князе Всеволоде.
Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Близость к Северной Европе, странам Прибалтики. Хозяйство новгородской земли. Внещнеторговые связи.
Торговля и ремёсла Новгородской земли. Новгородская боярская республика. Новгородское вече и правители Новгорода: посадник, тысяцкий и архиепископ. Новгородский князь – руководитель новгородского войска и организатор обороны города от внешних врагов.
Русская культура в XII – XIII веках, летописание. Поэма «Слово о полку Игореве». Берестяные грамоты. Их содержание.
Борьба Руси с иноземными завоевателями – 12 ч.
Монголо – татары: жизнь и быт кочевников, основные занятия, торговля, военные походы. Монголо – татарское войско и его вооружение, военная дисциплина. Объединение монголо – татарских орд под властью Чигисхана.
Нашествие монголо – татар на Русь. Походы войск Чингисхана и хана Батыя на Русь. Героическая борьба русских людей против монголо – татар. Подвиг князя Рязанского, Евпатия Коловрата и других. «Злой город Козельск». Русь под монголо – татарским игом. Монголо – татарское государство Золотая Орда. Управление Золотой Ордой завоёванными землями: сбор дани, назначение ханом великого князя. Сопротивление русских людей монголо – татарам.
Наступление на Русь новых врагов. Рыцари – крестоносцы, их снаряжение и военный быт. Александр Невский и новгородская дружина. Невская битва и «Ледовое побоище». Героизм и победа новгородцев. Значение этой победы для укрепления православия на русской земле.
Начало объединения русских земель – 10 ч.
Возрождение хозяйства и культуры. Тяжёлое положение русского и других народов. Возвышение Москвы при князе Данииле Александровиче. Московский князь Иван Калита, его успехи.
Расширение территории Московского княжества при Иване Калите. Превращение Москвы в духовный центр русской земли.
Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. Жизнь и быт простых людей.
Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Сергий Радонежский.
Отражение ордынских набегов. Борьба Дмитрия Донского против хана Мамая. Битва на Куликовском поле (1380), итог битвы. Значение Куликовской битвы для русского народа. Отражение героизма сражающихся в повестях, сказаниях. Национальный подъём после Куликовской битвы. Роль Москвы. Распад Золотой Орды.
Иван III (1462 – 1505). Освобождение от иноземного ига (1480). Превращение Московского княжества в Российское государство.
Государь всея Руси – Иван III. Монархия. Принятие единого сборника законов Российского государства – Судебника.
Повторение за год – 4 ч.
Киевская Русь.
Распад Киевской Руси.
Борьба Руси с иноземными завоевателями.
Начало объединения русских земель.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- какие исторические даты называются точными, приблизительными;
- когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);
- кто руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
- пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее
составленному плану;
- соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника;
- пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком;
- устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат;
- правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;
- пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.
8 класс
Пояснительная записка
В курсе «История России» для детей с нарушением интеллекта целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи.
Для лучшего усвоения материала учащимися с нарушениями интеллектуального развития необходимо использовать систему межпредметных связей. Это необходимо в силу особенностей познавательных возможностей учеников специальных (коррекционных) школ VIII вида, которые не в состоянии овладеть систематическим курсом истории, предусмотренным программой общеобразовательной программой массовой школы.
Применение многообразных наглядных средств формирует у учеников умение представлять себе, как жили люди в определённую историческую эпоху, каков был быт представителей разных классов. Создание точных зрительных образов – важный элемент обучения истории, предупреждающий опасность уподобления сходных исторических событий, переноса фактов из одной эпохи в другую.
Каждая тема дополнена рассказами для дополнительного чтения, словарём, а также дополнительными интересными историческими фактами. В конце каждого раздела предусматриваются уроки контрольно – обобщающего повторения для лучшего усвоения и систематизации знаний у учащихся с нарушением интеллекта.
В 8 классе изучается история России с начала XVI века по конец XIX века.
Цель: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи программы:
-формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной, культурной социализации в окружающем мире;
-овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
-развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма.
Основные направления коррекционной работы:
1.Формирование правильных исторических представлений.
2.Развитие умений учащихся выражать свои мысли историческими терминами.
3.Способствовать развитию мыслительной деятельности и речи.
4. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
5. Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и увеличение активного словарного запаса учащихся.
6. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Перечень разделов программы
Повторение.
Единая Россия (конец XV – начало XVII в.).
Великие преобразования России в XVIII в.
История нашей страны в XIX веке.
Краеведческая работа.
Повторение за год.
Распределение часов по разделам.
Повторение – 1 ч.
Укрепление Московского государства
Единая Россия (конец XV – начало XVII в.) – 20 ч.
Иван III Великий - глава единого государства Российского. Система государственного управления при Иване III. Государев двор. Боярская дума, приказы. Казна. Бояре – наместники и управление уездами. «Государево войско». Значение создания единого государства Российского.
Расширение государства Российского при Василии III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани и др. городов. Борьба России с Литвой.
Русская православная церковь в Российском государстве. Церковная система управления. Православное духовенство.
Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Царский двор и его дворянское окружение. Система государственного управления при Иване IV Грозном. Земский Собор и Церковный собор, Избранная рада и Боярская дума. Новый сборник законов Российского государства – Судебник Ивана IV. Стрелецкое войско. Жизнь и быт стрельцов. Борьба Ивана Грозного с боярами.
Опричнина Ивана Грозного. Ливонская война – попытка России завоевать выход к Балтийскому морю.
Присоединение Великой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству. Покорение Ермаком Сибири. Особые поселения вольных людей – казаков. Их жизнь, быт, традиции, система управления. Строительство сибирских городов.
Быт простых и знатных людей Российского государства XVI века. «Домострой». Различные сословия6 их обычаи, традиции, уклад жизни.
Москва – столица Российского государства.
Строительство нового Московского кремля и участие в нем иностранцев. «Царь – колокол» и «Царь – пушка». Царский дворец и его убранство. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.
Правление Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия – наследника царского престола. Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Восстание под предводительством Ивана Болотникова. Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский. Подвиг Ивана Сусанина.
Начало правления новой царской династии Романовых. Первый Романов – Михаил Федорович. Второй Романов – Алексей Федорович Тишайший. Конец Смутного времени. Крепостные крестьяне и их борьба против налогового гнета. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Вольные казаки на царской службе.
Восстание богатства и могущества православной церкви при патриархе Филарете. Возрождение иконописных мастерских и школ при храмах и монастырях.
Избрание патриарха Никона и раскол в Русской православной церкви. Протопоп Аввакум. Старообрядцы. Их жизнь и быт.
Освоение Сибири и Дальнего Востока. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII в. Первопроходцы Семен Дежнев и Ерофей Хабаров.
Великие преобразования России в XVIII в. – 19 ч.
Начало правления Петра I: борьба с сестрой – царевной Софьей, претендующей на царский престол. Стрелецкие бунты. Потешные игры молодого Петра. Азовские походы. «Великое посольство» Петра I. Создание российского флота и борьба Петра I за выход к Балтийскому и Черному морям.
Начало Северной войны. Строительство Санкт – Петербурга. Создание регулярной армии. Полтавская битва: разгром шведов. Карл XII и гетман Мазепа. Победа русского флота . Окончание Северной войны. Гангутское сражение.
Обучение дворянских детей. Создание «цифирных», «навигацких», артиллерийских и инженерных школ.
Петр I – первый российский император. Личность Петра I Великого.
Указ о единонаследии. «Табель о рангах» - новый закон о государственной службе. Жизнь и быт российского дворянства. Введение европейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями.
Преобразования Петра I. Реформы государственного и территориального управления. Экономические преобразования Петра I. Денежная и налоговая реформы. Александр Меньшиков – друг и соратник Петра I.
Эпоха дворцовых переворотов. Первая женщина – императрица – Екатерина I (вдова Петра I). Борьба «немецкой» и «русской» партий при дворе за влияние на российский престол. Правление Петра II, Анны Иоановны, Ивана Антоновича, Елизаветы Петровны и Петра III. Императорский двор.
Российская Академия наук и деятельность великого Ломоносова. Иван Иванович Шувалов – покровитель просвещения, наук и искусства в Российском государстве. Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.
Правление Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Областная реформа: губернии и уезды и управление ими. Развитие городов при Екатерине II. Указ о свободном предпринимательстве: поддержка купеческого сословия. «Золотой век» российского дворянства – привилегированного сословия. «Жалованная грамота дворянству». Дворянский быт.
Семилетняя война.
Положение крепостных крестьян. Их жизнь и быт. Работные люби и казаки. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
Русско – турецкие войны второй половины XVIII века. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым. Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Победы русской эскадры под командованием адмирала Ф.Ф.Ушакова. Знаменитый полководец Александр Суворов: взятие Измаила. Переход Суворова через Альпы.
Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И.П. и Ползунов И.И. Развитие науки и искусства в XVIII в. Литература, живопись, скульптура, архитектура. Быт простых людей в XVIII веке. Памятники культуры XVIII в в родном городе, крае.
История нашей страны в XIX веке – 23 ч.
Россия в начале XIX века. Правление Павла I. Приход к власти Александра I. Указ «О вольных хлебопашцах» и реформы государственного управления.
Начало Отечественной войны 1812 года. Нападение армии Наполеона на Россию. Михаил Илларионович Кутузов – главнокомандующий русской армией, другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский, Барклай-де-Толли. Мужество русских солдат. Бородинская битва. Военный совет в Филях. Оставление Москвы. Народная война против армии Наполеона. Формирование партизанских отрядов. Московский пожар. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина. Отступление и гибель армии Наполеона. Память о героях Отечественной войны 1812 года.
Правление Александра I. Военные поселения Аракчеева. Легенда о старце Федоре Кузьмиче. Создание тайных обществ в России. Восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт – Петербурге. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Правление Николая I и укрепление государственной власти. Реформы государственного аппарата. Создание III отделения Собственной Его Императорского Величия Канцелярии и корпуса жандармов. Введение военных порядков во все сферы жизни общества.
«Золотой век» русской культуры в первой половине XIX века. Живопись, архитектура, литература. Великий русский композитор – М.И.Глинка. «История государства Российского» Н.М.Карамзина. Великий русский поэт А.С.Пушкин. М.Ю. Лермонтов и его стихотворение «На смерть поэта». Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века. Изобретение П.Л. Шиллингом телеграфа. Появление первого в России паровоза – изобретение братьев Е. и М. Черепановых. Кругосветное путешествие под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ф.Ф. Беллинсгаузена.
Крымская война 1853- 1856 годов. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя. Выдающийся русский хирург Н.И.Пирогов. Основные итоги Крымской войны.
Правление Александра II: земская реформа, введение суда присяжных, указ о всеобщей воинской повинности. Противостояние реформам Александра II. Убийство Александра II.
Приход к власти Александра III – миротворца. Строительство фабрик, заводов, железных дорог, денежная реформа министра финансов С.Ю.Витте. Увеличение торговли с другими государствами.
Развитие российской промышленности и поддержка частного предпринимательства. Формирование русской промышленной буржуазии. Положение и жизнь рабочих. Появление революционных кружков в России. Революционеры.
Развитие науки и культуры во второй половине XIX века. Создание первого российского летательного аппарата А.Ф.Можайским. Изобретение электрической лампочки П.Н.Яблочковым и первого радио А.С.Поповым. «История государства Российского» С.М.Соловьева и В.О.Ключевского. Архитектура и живопись. Великий русский писатель Л.Н.Толстой. Русский путешественник Н.М.Пржевальский. Великий русский композитор П.И.Чайковский.
Жизнь и быт русских купцов. Купцы – меценаты: П.М.Третьяков, С.И.Мамонтов.
Быт простых россиян в XIX веке: городская интеллигенция, рабочие, крестьяне.
Краеведческая работа – 3 ч.
Кубанская область во второй половине XIX века.
Кавказская война.
Культура народов Кубани.
Повторение за год – 2 ч.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
● когда началось и закончилось событие (по выбору);
● как протекало конкретное событие;
● великих русских поэтов, писателей, ученых.
Учащиеся должны уметь:
● пользоваться «Лентой времени»;
● устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических
событий;
● выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
● оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
9 класс
Пояснительная записка
Последовательное изучение исторических событий обеспечит более глубокое понимание материала, облегчит и ускорит формирование знаний. При этом может быть использован уровневый подход к формированию знаний с учётом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.
Весь исторический материал представлен отечественной историей, историей региональной и краеведческой. Важной составной частью курса «История России» является историко – краеведческие сведения о жизни, быте, обычаях людей.
Усвоение исторических событий значительно облегчается, если на их фоне сообщается разнообразный сюжетный материал, даются живые характеристики исторических событий.
Содержание курса истории России позволяет использовать также «вертикальное» повторение по отдельным вопросам (например: сравнение орудий труда, оружия, войн, революций).
В 9 классе учащиеся знакомятся с событиями конца XIX века и всего XX века. Завершается курс «Истории России» знакомством с современной жизнью нашей страны.
Каждая тема дополнена рассказами для дополнительного чтения, словарём, а также дополнительными интересными историческими фактами. В конце каждого раздела предусматриваются уроки контрольно – обобщающего повторения для лучшего усвоения и систематизации знаний у учащихся с нарушением интеллекта.
Цель: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи программы:
-формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, социальной, культурной социализации в окружающем мире;
-овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах;
-воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
-развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, руководствуясь принципом историзма.
Основные направления коррекционной работы:
1.Формирование правильных исторических представлений.
2.Развитие умений учащихся выражать свои мысли историческими терминами.
3.Способствовать развитию мыслительной деятельности и речи.
4. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
5. Совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и увеличение активного словарного запаса учащихся.
6. Коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
Перечень разделов программы
Повторение.
Россия в начале XX в.
Россия в 1917 – 1920 годах.
Советская Россия - СССР в 20 – 30-е годы XX века.
СССР во второй Мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов.
Советский Союз в 1945 – 1991 годах.
Новая Россия в 1991 – 2003 годах.
Краеведческий материал.
Повторение за год.
Распределение часов по разделам.
Повторение – 2 ч.
Великие преобразования России в XVIII веке.
История нашей страны в XIX веке.
Россия в начале XX в. – 9 ч.
Начало правления Николая II. Экономический кризис в начале XX в. Стачки и забастовки рабочих, организация революционерами митингов и демонстраций.
Русско – японская война 1904-1905 годов. Оборона Порт- Артура под руководством адмирала С.О. Макарова. Подвиг команды крейсера «Варяг». Цусимское сражение. Причины поражения России в войне.
Первая русская революция. Кровавое воскресенье 9 января 1905 г. Московское вооружённое восстание. Появление первых политических партий В.М.Чернов (Эсеры), П.Н. Милюков (кадеты), В.И.Ульянов (Ленин) (большевики), Ю.О.Мартов (меньшевики).
Реформы государственного управления. «Манифест 17 октября» 1905 года. Утверждение Конституции – Основного закона Российской империи.
Созыв Государственной Думы. Формирование различных политических партий и движений: правые, центристы, левые. Реформы П.А.Столыпина и их итоги.
«Серебряный век» русской культуры. Выдающийся писатель XX века. А.М.Горький. Объединение художников «Мир искусства». Выдающийся русский художник В.А.Серов. Знаменитая русская певица А.В. Нежданова и балерина Анна Павлова. Появление первых кинофильмов в России.
Первая мировая война и участие в ней России. Героизм и самоотверженность русских солдат. Череда побед и поражений русской армии в ходе военных действий. Знаменитый прорыв генерала А.А.Брусилова. Подвиг лётчика Нестерова. Экономическое положение в стране во время первой Мировой войны. Отношение народа к войне.
Россия в 1917 – 1920 годах – 9 ч.
Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство во главе с А.Ф.Керенским. Создание Петроградского Совета рабочих депутатов. Двоевластие. Обстановка в стране в период двоевластия.
Захват власти большевиками в Петрограде. Взятие Зимнего дворца. Образование большевистского правительства – Совета Народных Комиссаров. Принятие первых декретов советской власти. Установление советской власти в стране и образование нового государства – Российской Советской Федеративной Социалистической Республики – РСФСР. Система государственного управления в РСФСР. Принятие новой Конституции в 1918 г. Учреждение новых символов государственной власти.
Мятеж левых эсеров. Расстрел царской семьи.
Начало Гражданской войны и иностранной военной интервенции. Борь ба между «красными» и «белыми».
«Белое» движение и его лидеры: А.И.Деникин, П.Н.Врангель, Н.Н.Юденич, А.В.Колчак, Л.Г.Корнилов. «Красные». Создание Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н.Тухачевский, М.Ф.Фрунзе, С.М. Будённый, В.И.Чапаев. Отношение к ним различных слоёв населения. Крестьянская война против «белых» и «красных». «Зелёные и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.
Экономическая политика советской власти во время гражданской войны: «военный коммунизм».
Жизнь и быт людей в годы революции и гражданской войны. Безработица, голод и разруха. Ликвидация неграмотности. Отношение Советской власти к Русской православной церкви. Создание первых политических общественных молодёжных организаций. Комсомольцы и пионеры.
Советская Россия – СССР в 20-30-е годы XX века – 9 ч.
Переход от политики «военного коммунизма» к новой экономической политике (нэп) в стране. Её сущность и основные отличия от предшествующей экономической политики Советской власти.
Введение свободной торговли. Проведение денежной реформы. Крестьяне – единоличники. Появление новых владельцев предприятий, магазинов и ресторанов – нэпманов. Увеличение аппарата чиновников. Положительные и отрицательные результаты нэпа. Образование СССР. Первая Конституция (Основной Закон) СССР 1922 года. Положение народов советской страны. Система государственного управления СССР. Символы государственной власти СССР. Административная реформа.
Смерть первого главы советского государства В.И.Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В.Сталина. Культ личности Сталина.
Начало индустриализации. Основная задача индустриализации. Первые пятилетние планы. Стройки первых пятилеток (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск на Амуре и др.). рабочий класс, его роль в индустриализации. Стахановское движение. Ударничество. Советские заключённые на стройках пятилеток.
Коллективизация сельского хозяйства. Создание колхозов. Насильственное осуществление коллективизации. Раскулачивание. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.
Массовые репрессии. ГУЛаг.
Новая Конституция страны 1936 года. Её значение. Изменения в системе государственного управления СССР.
Образование новых республик и включение их в состав Союза в период 20-40-х годов. Политическая жизнь страны в 30-е годы.
Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. Великие научные открытия (И.П. Павлов, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев, Н.Е.Жуковский, К.Э.Циалковский, Н.И.Вавилов, С.В.Лебедев, И.В.Мичурин). Знаменитая советская киноактриса Любовь Орлова. Выдающийся советский писатель М.А.Шолохов.
Образование в СССР. Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы.
СССР во второй Мировой и Великой отечественной войне 1941-1945 годов – 13 ч.
СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Ужесточение трудовой дисциплины. Ослабление армии.
Нападение Японии на СССР накануне второй Мировой войны. Секретные соглашения между СССР и Германией. Советско – финляндская война 1939-1940 годов, её итоги.
Приход фашистов к власти в Германии. Начало второй Мировой войны, нападение Германии на Польшу и наступление на Запад. Подготовка гитлеровской Германии к наступлению на СССР. Подвиг советских разведчиков по выявлению планов подготовки нападения Германии на Советский Союз.
Нападение Германии на Советский Союз. Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Создание государственного комитета обороны. Первые неудачи советской армии, героическая защита городов на пути отступления советских войск.
Битва за Москву и её историческое значение. Руководитель обороны Москвы Г.К.Жуков. Панфиловцы. Строительство оборонительных сооружений. Контрнаступление советских войск под Москвой.
Героизм тружеников тыла. «Всё для фронта! Всё для победы!». Создание новых вооружений советскими военными конструкторами: самолёты Ил-4 и Ил-2, артиллерийская установка «Катюша», танк Т-34. Продовольственная проблема в начале войны.
Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев. Города – герои России.
Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны: Сталинградская битва. Советские генералы В.И.Чуйков и М.С.Шумилов. Подвиг генерала Карбышева. Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Битва на Курской дуге. Мужество и героизм советских солдат. Отступление немецких войск по всем фронтам.
Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта в Европе в конце войны. Разгром советской армией немецких войск на советской территории и на территории европейских государств. Сражение за Берлин. Капитуляция Германии. День Победы – 9 мая 1945 года.
Вступление СССР в войну с Японией. Окончание второй Мировой войны. Военные действия США против Японии в 1945г. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Капитуляция Японии. Героические и трагические уроки войны.
Советский Союз в 1945 – 1991 годах – 13 ч.
Возрождение советской страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Восстановление разрушенных городов, возрождение мирных отраслей промышленности. Образ жизни людей, судьбы солдат, вернувшихся с фронта. Новая волна репрессий.
Смерть И.В.Сталина. Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина. Приход к власти Н.С.Хрущева. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных. Создание СЭВ и ОВД. Реформы Н.С.Хрущёва. Освоение целины. Жилищное строительство в начале 60-х годов. Жизнь советских людей в годы правления Хрущёва.
Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. Исследование атомной энергии. Выдающийся советский учёный И.В.Курчатов. Строительство атомного ледокола «Ленин» и атомных станций. Появление первых телевизоров и ЭВМ. Освоение космоса и полёт первого человека. Юрий Гагарин. Первая женщина космонавт В.В.Терешкова.
Хрущёвская «оттепель». Творчество А.И.Солженицына. Международный фестиваль молодёжи в Москве.
Экономическая и социальная политика Л.И.Брежнева. Эпоха «застоя». Экономический спад. Жизнь советских людей в годы «застоя». Принятие новой Конституции в 1977 г. Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. XVII Олимпийские Игры в Москве. Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране. Советская культура и интеллигенция.
Правозащитник А,Д,Сахаров. Выдающийся певец и актёр В.В.Высотский. Высылка из страны и отъезд представителей советской интеллигенции за границу: М.Ростропович, Г.Вишневская, И.Бродский, Р.Нуриев, В.Аксёнов, В.Войнович, А.Галич, А.Тарковский и др.
Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х годов XX века.
Борьба за власть после смерти Л.И.Брежнева. Приход к власти М.С.Горбачёва. Реформы М.С.Горбачёва в политической, социальной и экономической сферах. Вывод войск из Афганистана и Германии. Перестройка государственного управления и реформы в экономике.
Избрание первого президента М.С. Горбачёва. Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Образование суверенной России. Первый президент России Б.Н.Ельцын. ГКЧП – попытка военного переворота в 1991 г.
Новая Россия в 1991 – 2003 годах – 5 ч.
Экономические реформы Б.Н.Ельцына. Реформы государственного управления. Принятие новой Конституции России в 1993 году и избрание Государственной Думы. Система государственного управления Российской Федерации по Конституции 1993 года.
Российские предприниматели. Жизнь и быт людей в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.
Президентские выборы 2000 г. Второй президент России – В.В.Путин. Его экономическая и политическая деятельность.
Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. Выдающийся учёный –физик Ж.И.Алфёров. Строительство Международной космической станции.
Русская православная церковь в новой России. Литература и искусство в второй половине XX в. Современное состояние, культуры и образования в стране.
Краеведческий материал – 6 ч.
Демократизация в общественной жизни в годы «оттепели».
Кубань в середине 1960-х и в 1980-е годы. Достижения и просчеты в «эпоху застоя».
Развитие науки , культуры, и образования.
Начало перестроечного процесса и первые шаги демократизации (1985-1991 годы).
Экономика Кубани в 1990-е годы – 2002 год.
Краснодарский край и процессы регионализации.
Повторение за год – 2 ч.
Советский Союз в 1945 – 1991 годы.
Новая Россия в 1991 – 2003 годах.
Основные требования к знаниям, умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться небольшим историческим текстом;
- правильно и осознанно оценивать реальную обстановку;
- выбрать из текста учебника конкретного героя, дать положительную характеристику,
выделить личностные качества;
- передать содержание конкретного исторического материала;
- пользоваться современными числовыми взаимосвязями («Лента времени»).
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события, революционные движения, гражданская война;
становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война;
Великая Отечественная война;
- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные
и послевоенные годы;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
7 класс
Распределение часов по разделам.
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | |
1 | Введение. | 4 | |
2 | История нашей страны древнейшего периода. | 12 | |
3 | Киевская Русь. | 16 | |
4 | Распад Киевской Руси. | 10 | |
5 | Борьба Руси с иноземными завоевателями. | 12 | |
6 | Начало объединения русских земель. | 10 | |
7 | Повторение за год. | 4 | |
Итого | 68 |
| Введение | 4ч |
1 | История - наука о прошлом. Исторические памятники. | 1 |
2 | Наша Родина – Россия. Моя родословная. | 1 |
3 | Счёт лет в истории. Историческая карта. | 1 |
4 | Обобщающий урок по разделу | 1 |
| История нашей страны древнейшего периода | 12ч |
5 | Восточные славяне- предки русских, украинцев и белорусов. | 1 |
6 | Роды и племена восточных славян и их старейшины. | 1 |
7 | Славянская семья.
| 1 |
8 | Славянский посёлок. | 1 |
9 | Основные занятия восточных славян. | 1 |
10 | Ремёсла восточных славян. | 1 |
11 | Обычаи восточных славян. | 1 |
12 | Верования восточных славян. | 1 |
13 | Соседи восточных славян.
| 1 |
14 | Славянские воины и богатыри. | 1 |
15 | Объединение восточных славян под властью Рюрика. | 1 |
16 | Обобщающий урок по разделу | 1 |
| Киевская Русь | 16ч |
17 | Образование государства восточных славян – Киевской Руси. | 1 |
18 | Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. | 1 |
19 | Укрепление власти князя. | 1 |
20 | Оборона Руси от врагов.
| 1 |
21 | Крещение Руси при князе Владимире. | 1 |
22 | Былины - источник знаний о Киевской Руси. | 1 |
23 | Культура и искусство Киевской Руси. | 1 |
24 | Кирилл и Мефодий- основоположники славянской письменности. | 1 |
25 | Княжеское и боярское подворье. | 1 |
26 | Жизнь и быт людей в Киевской Руси. | 1 |
27 | Правление Ярослава Мудрого. | 1 |
28 | Образование и грамотность на Руси. | 1 |
29 | Летописи и летописцы. | 1 |
30 | Киевский князь Владимир Мономах. | 1 |
31 | Рост и укрепление древнерусских городов. | 1 |
32 | Обобщающий урок по разделу | 1 |
| Распад Киевской Руси | 10ч |
33 | Причины распада Киевской Руси. | 1 |
34 | Образование самостоятельных княжеств. | 1 |
35 | Киевское княжество в XII веке. | 1 |
36 | Владимиро- Суздальское княжество. | 1 |
37 | Основание Москвы. Наследники Юрия Долгорукого. | 1 |
38 | Господин великий Новгород. | 1 |
39 | Торговля и ремёсла Новгородской земли. | 1 |
40 | Новгородское вече. | 1 |
41 | Русская культура в XII – XIII веках. | 1 |
42 | Обобщающий урок по разделу. | 1 |
| Борьба Руси с иноземными завоевателями | 12ч |
43 | Монголо- татары. | 1 |
44 | Нашествие монголо- татар на Русь. | 1 |
45 | Героическая борьба русских людей против монголо- татар. | 1 |
46 | Взятие монголо- татарами Киева. | 1 |
47 | Русь под монголо- татарским игом. | 1 |
48 | Русские князья в Золотой Орде. | 1 |
49 | Рыцари- крестоносцы. | 1 |
50 | Александр Невский и новгородская дружина. | 1 |
51 | Невская битва. | 1 |
52 | Ледовое побоище. | 1 |
53 | Последствия ордынского владычества. | 1 |
54 | Обобщающий урок по разделу. | 1 |
| Начало объединения русских земель | 10ч |
55 | Возвышение Москвы. | 1 |
56 | Московский князь Иван Калита, его успехи. | 1 |
57 | Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси. | 1 |
58 | Московско – Владимирская Русь при Дмитрии Донском. | 1 |
59 | Сергий Радонежский. | 1 |
60 | Битва на Куликовом поле. | 1 |
61 | Значение Куликовской битвы для русского народа. | 1 |
62 | Иван III. Освобождение от иноземного ига. | 1 |
63 | Укрепление Московского государства. | 1 |
64 | Обобщающий урок по разделу. | 1 |
| Повторение. | 4ч |
65 | Киевская Русь. | 1 |
66 | Распад Киевской Руси. | 1 |
67 | Борьба Руси с иноземными завоевателями. | 1 |
68 | Начало объединения русских земель вокруг Московского княжества. | 1 |
Итого | 68ч |
8 класс
Распределение часов по разделам.
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | |
1 | Повторение. | 1 | |
2 | Единая Россия (конец XV – начало XVII в.). | 20 | |
3 | Великие преобразования России в XVIII в. | 19 | |
4 | История нашей страны в XIX веке. | 23 | |
5 | Краеведческая работа. | 3 | |
6 | Повторение за год. | 2 | |
Итого | 68 |
| Повторение. | 1ч. |
1 | Укрепление Московского государства. | 1 |
| Единая Россия (конец XV века – XVII век) | 20ч |
2 | Иван III Великий – глава единого государства Российского. | 1 |
3 | Расширение государства Российского при Василии III. | 1 |
4 | Русская православная церковь в Российском государстве. | 1 |
5 | Первый русский царь Иван IV Грозный. | 1 |
6 | Опричнина Ивана Грозного. | 1 |
7 | Присоединение к государству Российскому Поволжья. | 1 |
8 | Покорение Сибири. | 1 |
9 | Быт простых и знатных людей. | 1 |
10 | Москва – столица Российского государства. | 1 |
11 | Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря». | 1 |
12 | Великий иконописец Андрей Рублев. | 1 |
13 | Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России. | 1 |
14 | Правление Бориса Годунова. | 1 |
15 | Смутное время. | 1 |
16 | Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. | 1 |
17 | Начало правления династии Романовых. | 1 |
18 | Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. | 1 |
19 | Раскол в русской православной церкви. | 1 |
20 | Освоение Сибири и Дальнего Востока. | 1 |
21 | Обобщающий урок по разделу. | 1 |
| Великие преобразования России в XVIII веке | 19ч |
22 | Начало правления Петра I. | 1 |
23 | Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга. | 1 |
24 | Полтавская битва. | 1 |
25 | Победа русского флота. Окончание Северной войны. | 1 |
26 | Петр I – первый русский император. | 1 |
27 | Преобразования Петра I. | 1 |
28 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 |
29 | Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова. | 1 |
30 | Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств. | 1 |
31 | Правление Екатерины II. | 1 |
32 | «Золотой век» дворянства. | 1 |
33 | Положение крепостных крестьян. | 1 |
34 | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. | 1 |
35 | Русско – турецкие войны второй половины XVIII века. | 1 |
36 | Знаменитый полководец Александр Суворов. | 1 |
37 | Русские изобретатели и умельцы. | 1 |
38 | Развитие литературы и искусства в XVIII веке. | 1 |
39 | Быт русских людей в XVIII веке. | 1 |
40 | Обобщающий урок по разделу. | 1 |
| История нашей страны в XIX веке | 23ч |
41 | Россия в начале XIX века. | 1 |
42 | Начало Отечественной войны 1812 года. | 1 |
43 | Бородинская битва. | 1 |
44 | Оставление Москвы. | 1 |
45 | Народная война против армии Наполеона. | 1 |
46 | Отступление и гибель французской армии. | 1 |
47 | Правление Александра I. | 1 |
48 | Создание тайных обществ в России. | 1 |
49 | Восстание декабристов. | 1 |
50 | Император Николай I. | 1 |
51 | «Золотой век» русской культуры. | 1 |
52 | Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. | 1 |
53 | Развитие науки и географические открытия в первой половине XIX века. | 1 |
54 | Крымская война 1853 – 1856 годов. | 1 |
55 | Отмена крепостного права. | 1 |
56 | Реформы Александра II. | 1 |
57 | Правление Александра III. | 1 |
58 | Развитие российской промышленности. | 1 |
59 | Появление революционных кружков в России. | 1 |
60 | Наука и культура во второй половине XIX века. | 1 |
61 | Жизнь и быт русских купцов. | 1 |
62 | Быт простых россиян в XIX веке. | 1 |
63 | Обобщающий урок по разделу. | 1 |
| Краеведческий материал |
|
64 | Кубанская область во второй половине XIX века. | 1 |
65 | Кавказская война. | 1 |
66 | Культура народов Кубани. | 1 |
| Повторение за год | 2ч |
67 | Великие преобразования России в XVIII веке. | 1 |
68 | История нашей страны в XIX веке. | 1 |
Итого | 68ч |
9 класс
Распределение часов по разделам.
№ п/п | Разделы | Кол-во часов |
1. | Повторение. | 2 |
2. | Россия в начале XX в. | 9 |
3. | Россия в 1917 – 1920 годах. | 9 |
4. | Советская Россия - СССР в 20 – 30-е годы XX века. | 9 |
5. | СССР во второй Мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. | 13 |
6. | Советский Союз в 1945 – 1991 годах. | 13 |
7. | Новая Россия в 1991 – 2003 годах. | 5 |
8. | Краеведческий материал. | 6 |
9. | Повторение за год. | 2 |
Итого | 68 |
| Повторение. | 2ч. |
1 | Великие преобразования России в XVIII веке. | 1 |
2 | История нашей страны в XIX веке. | 1 |
| Россия в начале XX века | 9ч |
3 | Начало правления Николая II. | 1 |
4 | Русско-японская война 1904-1905 годов. | 1 |
5 | Первая русская революция. | 1 |
6 | Появление первых политических партий в России. | 1 |
7 | Реформы государственного управления. | 1 |
8 | Реформы П.А.Столыпина. | 1 |
9 | Серебряный век русской культуры. | 1 |
10 | Россия в Первой мировой войне. | 1 |
11 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
| Россия в 1917-1920 годах | 9ч |
12 | Февральская революция и отречение царя от престола. | 1 |
13 | Захват власти большевиками в Петрограде. | 1 |
14 | Установление Советской власти. | 1 |
15 | Начало Гражданской войны и интервенции. | 1 |
16 | Борьба между «красными» и «белыми». | 1 |
17 | Крестьянская война против «белых» и «красных». | 1 |
18 | Экономическая политика советской власти. | 1 |
19 | Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны. | 1 |
20 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
| Советская Россия – СССР в 20-30-е годы XX века | 9ч |
21 | Новая экономическая политика. | 1 |
22 | Образование СССР. | 1 |
23 | Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина. | 1 |
24 | Индустриализация в СССР. | 1 |
25 | Коллективизация крестьянских хозяйств. | 1 |
26 | Конституция страны 1936 года. Политическая жизнь страны в 30-е годы. | 1 |
27 | Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е годы. | 1 |
28 | Жизнь и быт советских людей в 20-30-е годы XX в. | 1 |
29 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
| СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. | 13ч |
30 | СССР накануне Второй мировой войны. | 1 |
31 | Советский Союз в начале Второй мировой войны. | 1 |
32 | Начало Великой Отечественной войны. | 1 |
33 | Битва за Москву. | 1 |
34 | «Все для фронта! Все для победы!» | 1 |
35 | Блокада Ленинграда. | 1 |
36 | Сталинградская битва. | 1 |
37 | Борьба советских людей на оккупированной территории. | 1 |
38 | Битва на Курской дуге. | 1 |
39 | Героизм тружеников тыла. | 1 |
40 | Окончание Великой Отечественной войны. | 1 |
41 | Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны. | 1 |
42 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
| Советский Союз в 1945 - 1991 годах | 13ч |
43 | Возрождение советской страны после войны. | 1 |
44 | Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти И.В.Сталина | 1 |
45 | Реформы Н.С.Хрущева. | 1 |
46 | Достижения в науке и технике в 50-60-е годы. | 1 |
47 | Освоение космоса. | 1 |
48 | Хрущевская «оттепель». | 1 |
49 | Экономика и политика в эпоху «застоя». | 1 |
50 | Внешняя политика Советского Союза в 70-е годы. Афганская война. | 1 |
51 | Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». | 1 |
52 | Жизнь и быт советских людей в 70-е – начале 80-х годов XX века. | 1 |
53 | Реформы М.С.Горбачева. | 1 |
54 | Распад СССР. | 1 |
55 | Повторительно-обобщающий урок. | 1 |
| Новая Россия в 1991-2003 годах | 5ч |
56 | Экономические реформы Б.Н.Ельцина. | 1 |
57 | Реформы государственного управления. | 1 |
58 | Развитие науки и культуры в 90-е годы XX века. | 1 |
59 | Продолжение реформ в России. | 1 |
60 | Повторительно- обобщающий урок. | 1 |
| Краеведческий материал | 6ч |
61 | Демократизация в общественной жизни в годы «оттепели». | 1 |
62 | Кубань в середине 1960-х и в 1980-е годы. Достижения и просчеты «эпохи застоя». | 1 |
63 | Развитие науки, культуры и образования. | 1 |
64 | Начало перестроечного процесса и первые шаги демократии (1985-1991 гг.) | 1 |
65 | Экономика Кубани в 1990-е годы – 2002г. | 1 |
66 | Краснодарский край и процессы регионализации. | 1 |
| Повторение | 2ч |
67 | Советский Союз в 1945-1991 годах. | 1 |
68 | Новая Россия в 1991-2002 годах. | 1 |
Итого | 68ч |
Основные виды деятельности на уроках истории:
1.Работа с наглядно-дидактическими материалами:
- работа по схеме – умение чертить схемы, пересказывать материал с опорой на схему.
- заполнение таблицы - умение чертить таблицы, нахождение нужной информации в
тексте, для заполнения таблиц, пересказывать материал с опорой на таблицу.
- разгадывание кроссворда – развитие мыслительной деятельности, памяти.
2.Выполнение тестовых заданий – развитие умения анализировать, сопоставлять.
3.Работа с учебником – комментированное чтение, чтение вслух отрывков, отдельных абзацев, устные ответы на вопросы, нахождение ответов в тексте учебника на вопросы учителя.
4.Словарная работа – обязательный вид деятельности на каждом уроке, где учащиеся знакомятся с новыми понятиями, учатся их объяснять, выделять, находить в тексте учебника, употреблять новые слова в речи. 5.Работа с исторической картой – способствует формированию пространственных представлений.
VI. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения.
Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)
При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)
Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)
В кабинете используется ТСО: компьютер, проектор (технические средства установлены согласно СанПиН 2.4.2.2821.)
Программа обеспечивается УМК:
Пузанов Б.П., Бородинова О.И. История России. 7 кл. авторы-составители: Б.П.Пузанов, О.И. Бородинова, Л.С.Сековец, И.М.Редькина - Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011.
Пузанов Б.П., Бородинова О.И. История России. 8 кл. авторы-составители: Б.П.Пузанов, О.И. Бородинова, Л.С.Сековец, И.М.Редькина - Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011.
Пузанов Б.П., Бородинова О.И. История России. 9 кл. авторы-составители: Б.П.Пузанов, О.И. Бородинова, Л.С.Сековец, И.М.Редькина - Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2011.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сб.№1 гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011.
Демонстрационные пособия
Карты.
Таблицы, схемы.
Компьютерные программы и пособия.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся по устным предметам.
Оценка устных ответов:
- правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изучаемого материал;
-полнота ответа;
-умение на практике применять свои знания;
-последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» - понимание материала; с помощью учителя умеет обосновать и сформулировать ответ.
Оценка «4»- при ответе допускаются неточности; ошибки в речи; ошибки в речи исправляет только с помощью учителя.
Оценка «3»- материал излагается недостаточно полно и последовательно; допускается ряд ошибок в речи; ошибки исправляет только с помощью учителя или учащихся.
Оценка «2»- незнание большей части изучаемого материала, не использует помощь учителя и учащихся.
Оценка практических работ.
Оценка «5» -работа выполнена без ошибок, но допускаются исправления самим учеником.
Оценка «4»- допущено 1-2 ошибки.
Оценка «3»-допущено 3-5 ошибок.
Оценка «2»- допущено 6-8 ошибок.
При небрежном выполнении работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв, оценка снижается на один балл.
При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями.
Список литературы:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ).
2. Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (проект).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы [Текст] / Отв.ред В.В. Воронкова. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2010 г. - Сб. 1.
5. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.).
6. Устав ГБОУ школы-интерната ст-цы. Костромской.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического Заместитель директора по УВР
объединения учителей ______________ И.Ю.Михайлова
от « »______ 20_____г. №_____ « »______________ 20 _____г.
_______________ Н.Т.Ткачева