Планируемые результаты изучения предмета
В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:
– умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
–обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическом содержанием;
– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:
в познавательной сфере– понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других с ран мира;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).
Содержание учебного предмета
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования: «Эстетическое восприятие», «Виды художественной деятельности», «Язык изобразительного искусства», «Значимые темы художественного творчества (искусства)». Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом уроке и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.
«Значимые темы искусства» в программе каждого класса объединены в четыре модуля «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», содержание которых помогают ребёнку представить целостную картину мира, эмоционально-ценностно относиться к окружающей ребёнка действительности: живой и неживой природе, человеку, обществу, искусству; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Компонент художественного образования - «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:
– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
– различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);
– различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;
– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
«Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:
– живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;
– графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;
– скульптурными материалами: пластилин или глина;
– конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.
«Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:
– Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
–Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры, аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
–Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
–Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
– Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.
– Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуруразных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;
–Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.), использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре; выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции, используя язык компьютерной графики в программе Point.
Четвёртый компонент содержания художественного образования «Значимые темы искусства» определяет основные разделы программы «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека» и «Художник и мир искусства», намечает эмоционально-ценностную направленность тематики практических заданий.
В первом разделе «Художник и мир природы» определяется зависимость человека от природных условий, которые влияют на формирование представлений человека о мире, способствуют зарождению разных форм художественного освоения действительности. Природа дарит художнику материалы для творчества, которые он использует в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре. Любование небом, землей, цветами, травами, деревьями, полями, лесами, озерами и др., наблюдение за изменением природы осенью, зимой, весной и летом, в утренние, дневные, вечерние и ночные часы является основой эстетического восприятия художника-пейзажиста.Выразительность пейзажа разных географических широт. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в жанре пейзажа и натюрморта.
Второй раздел «Художник и мир животных» расширяет детские представления об анималистическом жанре: изображение и лепка домашних и диких животных, птиц, насекомых, иллюстрация сказок про животных, сочинение образов фантастических зверей. Художник учится у природы, изучает постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, раковина улитка и т.д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, знакомство с творчеством художников, работающих в анималистическом жанре.
Третий раздел «Художник и мир человека» расширяет горизонты детского познания окружающего мира - мира человека. Жанр портрета. Образ человека в искусстве разных народов. Образ современника. Образ защитника отечества. Семья, как главная ценность для ребенка. Создание с помощью разных художественных материалов изобразительных образов мам и пап, бабушек и дедушек, братьев и сестер. Изображение семейных и государственных праздников, как формы выражения отношение школьника к важным событиям жизни. Приёмы художественного отражения действительности, выраженные в аппозициях «высокий - низкий», «большой - маленький», «далекий - близкий» находят у детей выразительные формы воплощения во время иллюстрации любимых литературных произведений: сказок, стихов и загадок, знакомства с чудесами света, известными скульптурами и архитектурными постройками. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма.
В четвёртом разделе «Художник и мир искусства» осуществляется связь изобразительного искусства с музыкой, театром, танцем, литературой и кино. Приобщение к мировой художественной культуре происходит через знакомство с кукольным и теневым театром, театром оперы и балета, искусством мультипликации, книжной графики и костюма. Анализ и создание образов персонажей, побуждающих лучшие человеческие чувства: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. и, - вызывающих гнев, раздражение, презрение и т.д., образов, символизирующих явления природы: огонь, воду, весну, дождь и т.д. Знакомство с мировыми шедеврами изобразительного искусства, которые хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже, Русском музее, Лувре и других музеях. Города-музеи: Москва, Санкт-Петербург и др. Музеи под открытым небом (Кижи и др.). Музей игрушки. Краеведческий музей. Детские картинные галереи и выставки детского изобразительного творчества.
Четыре раздела программы по изобразительному искусству «Природа и художник» нашли отражение в тематическом планировании системы художественно-творческих занятий.
Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
: Копцева Т. А. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012
Копцева Т. А.Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
Копцева Т. А. Методические рекомендации к учебнику «Изобразительное искусство» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
Копцева Т. А .Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
Проектор,экран.
Компьютер.
Учебно- тематическое планирование по ИЗО (34ч. 1час в неделю)
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Вид контроля |
1 | Художник и мир природы (8 часов) Введение. Творческая папка художника 1 | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
2 | Лучезарное солнце | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
3 | Деревья - долгожители | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
4 | Необычные цветы | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
5 | Камни- самоцветы | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
6 | Бусы из ягод и гирлянды цветов | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
7 | День и ночь | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
8 | Мир природы дарит нам материалы для творчества | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
9 | Художник и мир животных (9 часов) Тайны подводного царства | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
10 | Динозавры | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
11 | Черепахи | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
12 | Насекомые - гиганты | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
13 | Мамонт | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа по образцу. Ответы на вопросы |
14 | Следы на снегу | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
15 | Животные в зоопарке | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
16 | Фантастические животные | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
17 | Новогодний подарок | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
18 | Художник и мир человека (11 часов) Ты- художник | 1 | Самостоятельная работа по образцу. Ответы на вопросы. Творческая коллективная или индивидуаль-ная работа |
19 | Семейный праздник | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
20 | Портрет | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
21 | Парный портрет | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
22 | Портрет пожилого человека | | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
23 | Художник рисует высоких людей | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
24 | Чудеса света | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
25 | Необычные скульптуры | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
26 | Башня до небес | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
27 | Каждый народ- художник | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
28 | Красота вещей | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа по образцу. Ответы на вопросы. Творческая коллективная или индивидуальная |
29 | Художник и мир искусств (6 часов) В мире книг | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
30 | В мире музыки | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
31 | Кукольный театр | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
32 | Музей под открытым небом | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
33 | Санкт- Петербург –город- музей | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
34 | Государственный Эрмитаж | 1 | Текущий контроль. Самостоятельная работа. Ответы на вопросы |
Календарно- тематическое планирование уроков ИЗО (34ч.-1ч. в неделю) |
№ п/п | Тема урока | Кол-во час. | Формируемые УУД | Дата |
| | Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникатив ные | план | факт |
| Художник и мир природы (8 часов) | | |
1 | Введение. Творческая папка художника | 1 | Выполнять рисунок по собственному замыслу. | Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева). Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. | | 07.09 | |
2 | Лучезарное солнце | 1 | | Оценивать выразительность необычных природных форм. Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов. | Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей работы | Обсуждать результаты своей художественно- творческой деятельности и сверстников | 14.09 | |
3 | Деревья-долгожители. | 1 | | | Высказывать суждения о деревьях-великанах.Использовать сравнение, как средство выражения своего отношение к большим размерам дерева: большой-маленький. Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика. | | 21.09 | |
4 | Необычные цветы. | 1 | Развивать навыки моделирования новых образов путём трансформации известных | Оценивать выразительность необычных природных форм. | Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказок о маленьких человечках. Выполнять иллюстрацию, используя выразительные возможности художественных материалов. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительно-сть результатов своей творческой деятельности и сверстников. | | 28.09 | |
5 | Камни-самоцветы | 1 | Оценивать выразительность уральских самоцветных камней | Выполнять симметричное изображение вазы. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Различать тёплые и холодные цвета. Получать разные оттенки цвета в технике акварели по-сырому или в результате смешения разных цветов пластилина. | | 05.10 | |
6 | Бусы из ягод и гирлянды цветов | 1 | Способствовать накоплению опыта эмоционально- ценностных отношений к миру | Создавать ритмично организованную композицию. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Различать тёплые и холодные цвета. Вычленять своеобразие образного языка декоративно-прикладного искусства (стилизация, ритм, симметрия, цветовая гармония). | | 12.10 | |
7 | День и ночь | 1 | Высказывать эмоциональные суждения о красоте ночного пейзажа. | Оценивать выразительные качества чёрно-белых изображений, придумывать оригинальные названия своим рисункам. | Выполнять графическую композицию, используя выразительность чёрно-белого контраста. Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя выразительные возможности графических материалов: точку, линию, штрих, пятно. | | 19.10 | |
8 | Мир природы дарит нам материал для творчества | 1 | Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам. | Выражать замысел через композицию на тему «Дом». | Различать изобразительные возможности разных художественных материалов. Различать основные виды изобразительного искусства: архитектура, графика, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство. | | 26.10 | |
Художник и мир животных(9 часов) |
9 | Тайны подводного царства | 1 | Проявлять смекалку при разгадывании загадок про обитателей подводного царства. Выполнять иллюстрацию, используя средства художественной выразительности: цвет, линию, ритм или др. | Оценивать необычность форм обитателей подводного мира. Оценивать выразительные качества поделки или рисунка, придумывать оригинальные названия творческим работам. | Анализировать выразительность архитектурных построек . | Высказывать своё мнение о выполненной работе , соблюдая тактичность | 09.10 | |
10 | Динозавры | 1 | | Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Оценивать результаты творческой работы на тему «У динозавров тоже есть мамы и папы», отражающей идею любви и дружбы. | Высказывать суждения по поводу необычного роста и внешнего вида динозавров использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров». Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре и крупно, ближе – больше, дальше – меньше | | 16.11 | |
11 | Черепахи | 1 | Проявлять смекалку при разгадывании загадок про черепах. | Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия будущей композиции, давая словесное описание её содержанию. Оценивать основную идею композиции: черепаха – символ крепости семьи; три черепахи – три поколения или др. | Различать основные виды художественной деятельности (графика, скульптура).Использовать выразительные свойства разных материалов для достижения замысла. | | 23.11 | |
12 | Насекомые - гиганты | 1 | | Продумывать замысел, сочинять оригинальные названия к своим рисункамВысказывать суждения о влиянии формы листа (круглый, квадратный, ромбовидный, треугольный или др.) на замысел рисункам. | Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений, в которых человек меньше насекомого. Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров». Выполнять ажурный рисунок крыльев насекомых, используя разнохарактерные линии, точки и штрихи. | Высказывать свои суждения по поводу рассматриваемых иллюстраций | 30.11 | |
13 | Мамонт | 1 | Выражать своё отношение к исчезающим видам животных. | Продумывать замысел, сочиняя небольшие рассказы, раскрывающие сюжет будущей композиции, или придумывая оригинальные названия к своим рисункам. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Использовать сравнение, как средство выражения образного смысла сказки «Я в царстве динозавров». Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла рисунка (брошенный мамонтёнок, гордый вожак, заботливая мама-мамонтиха, лохматый мамонт, семья мамонтов на прогулке, мамонты купаются в реке или др.). | Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о мамонтах. | 07.12 | |
14 | Следы на снегу | 1 | Высказывать суждения о выразительных качествах ритмически организованных композиций. | Использовать выразительные возможности графических материалов и ритм для достижения замысла. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Выполнять иллюстрацию к стихотворению С.Маршака «Белая страница» или др. | Высказывать эмоциональные суждения о природных ритмах. | 14.12 | |
15 | Животные в зоопарке | 1 | Выражать своё отношение к исчезающим видам животных | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (гордый, печальный, радостный зверь или др.).Участвовать в обсуждении содержания литературных произведений о животных в зоопарке. | | 21.12 | |
16 | Фантастические животные | 1 | | Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Сравнивать и выделять выразительные средства изображения дракона, олицетворяющего зло или добро. Создавать индивидуально или в группе образ фантастического животного, используя свойства разных художественных материалов. | | 28.12 | |
17 | Новогодний подарок | 1 | Высказывать эмоциональные суждения о выразительности упаковок для новогодних подарков. | Уметь выражать своё отношение к празднику через цветовое оформление новогодней упаковки. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство (дизайн). Создавать оригинальную упаковку для новогодних подарков, используя конструктивные возможности листа бумаги. | | 11.01 | |
| Художник и мир человека (11 часов) |
18 | Ты- художник | 1 | | Придумывать вариативные названия персональной или коллективной выставки детского рисунка. Работать над замыслом и его воплощением индивидуально или в группе. . Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Отражать в рисунке основную идею выставки, её тему.Использовать выразительные возможности художественных материалов для создания эскиза афиши или пригласительного билета | Участвовать в обсуждении содержания и выразительности афиши или пригласительного билета. | 18.01 | |
19 | Семейный праздник | 1 | Выражать своё отношение к праздничному событию: семейным, народным и государственным праздникам. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Различать основные жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт и др.Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник). Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. | | 25.01 | |
20 | Портрет | 1 | | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. ла. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно.Выражать своё отношение к портретируемому, используя предметное окружение (девочка любит читать, мальчик любит играть в футбол, мама в нарядной шляпе на даче, подруга с попугайчиком на плече и др.).Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гелевые ручки, фломастеры, цветные карандаши или др.) для передачи замысел | | 01.02 | |
21 | Парный портрет | 1 | Выражать своё отношение к парному портрету, на котором изображены любящие друг друга люди. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (гуашь, фломастеры, пастель или др.) для передачи замысла («Серебряный юбилей», «Молодожёны», «Весёлые жених и невеста», «Золотой юбилей» или др.). | | 08.02 | |
22 | Портрет пожилого человека | 1 | Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён пожилой человек (морщинки – символ мудрости). | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. | Использовать выразительные средства композиции: главный герой в центре или крупно. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками или др.) для передачи замысла (любимый прадед, добрый дед, красивая бабушка, мудрая прабабушка или др.). | | 15.02 | |
23 | Художник рисует высоких людей | 1 | Выражать своё отношение к трудовой деятельности людей высокого роста (баскетболист, волейболист и т.п.). | Участвовать в обсуждении иллюстраций к известным литературным произведениям. . Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.) для передачи замысла в процессе иллюстрация литературного произведения («Дядя Стёпа-милиционер», «Дядя Степа достаёт воздушного змея», «Дядя Стёпа у врача», «Гулливер в окружении маленьких человечков» или др.).Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. | | 22.02 | |
24 | Чудеса света | 1 | Высказывать суждения о чудесах света, как о значительных достижениях человечества.Выражать своё отношение к необычной постройке или сооружении, подчёркивая её значительность. | Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла («Величественный храм Василия Блаженного», «Красный мост», «Пагода» или др.). | | 01.03 | |
25 | Необычные скульптуры | 1 | Выражать своё отношение к монументальной скульптуре, олицетворяющей победу, свободу или др. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Использовать выразительные свойства объёма для передачи замысла (радость, восторг или др.). | Различать основные виды изобразительного искусства: скульптуру, живопись, графику. Использовать приёмы работы пластилином для изготовления скульптурного изображения с применением пластиковой бутылки. | | 15.03 | |
26 | Башня до небес | 1 | Участвовать в обсуждении библейской истории о Вавилонской башне. | Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане). Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Использовать выразительные возможности вертикального узкого формата. Выбирать и использовать способы работы графическими материалами (маркер, фломастер, уголь, сангина или др.) для передачи замысла («Высокая башня», «Величественная башня», «Телевизионная башня» или др.). | | 05.04 | |
27 | Каждый народ- художник | 1 | Осознавать роль музеев в жизни общества. | Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности и сверстников. | Участвовать в обсуждении природного своеобразия серных, центральных или южных широт нашей страны. Высказывать суждения по поводу сходства и различия (всеобщего и уникального) в образах национальных костюмов. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. | | 12.04 | |
28 | Красота вещей | 1 | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности | Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности | . Использовать в выразительных целях композицию: размещение предметов на листе. Выбирать и использовать способы работы художественными материалами (фломастерами, цветными карандашами, восковыми мелками, гуашью или др.) для передачи замысла композиции «Традиционные национальные предметы». Передавать в самом общем виде пропорции предметов. | | 19.04 | |
| Художник и мир искусства (6 часов) |
29 | В мире книг | 1 | Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении букв своего имени или фамилии. | Участвовать в обсуждении выразительных средств книжной графики. Выбирать и использовать способы работы цветными материалами для передачи в слове-образе своего характера. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | Использовать шрифтовую композицию в оформлении обложки своей творческой папки или альбома. | | 26.04 | |
30 | В мире музыки | 1 | | Участвовать в обсуждении выразительных музыкальных средств колыбельной песни. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | Использовать способы работы в технике акварели по-сырому листу для передачи «сонного» настроения. Выражать отношение к утреннему пейзажу через цвет, нюансных тёплый или холодный колорит. | | 03.05 | |
31 | Кукольный театр | 1 | | Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | Участвовать в обсуждении оригинальных кукол, хранящихся в музее С.Образцова. Использовать приёмы изготовления куклы на основе бумажного или полиэтиленового пакета. Выражать отношение к характеру куклы через украшение её костюма. | | 10.05 | |
32 | Музей под открытым небом | 1 | Выражать своё отношение к красоте архитектурных памятников. | Участвовать в обсуждении образного смысла архитектурных строений. Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами для передачи замысла: «Главный храм моего селения», «Старый дом», «Деревянный теремок», «Здание музея» или др. | | 17.05 | |
33 | Санкт- Петербург –город- музей | 1 | Выражать своё отношение к красоте Санкт-Петербурга, его архитектурным памятникам. | Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности. Оценивать выразительность результатов своей творческой деятельности. | Выбирать и использовать способы работы цветными художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.) для передачи замысла (я любуюсь разводным мостом, Казанским собором) или др. Передавать в самом общем виде пропорции изображаемых объектов. | | 24.05 | |
34 | Государств. Эрмитаж | 1 | Выражать своё отношение к произведениям изобразительного искусства, хранящимся в Государственном Эрмитаже. | Осознавать значимые темы искусства и выражать к ним своё отношение. Различать основные виды художественной деятельности: живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство и жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. | Выбирать и использовать способы работы художественными материалами для передачи замысла: «Торжественный зал», «Красный зал», «Серебряный зал», «Голубой зал», «Я в залах музея», «Сказочный зал» или др. | | 31.05 | |