5 класс
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для 5класса разработана в соответствии:
1) Федеральным законом РФ №273- ФЗ «Об образовании РФ» от 29.12.12
2) С требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
3) на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ изобразительного искусства школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с изобразительным искусством для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли изобразительного искусства в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих изобразительных способностей школьников, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную изобразительную деятельность;
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия изобразительной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах изобразительной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение изобразительного и общего культурного кругозора; воспитание устойчивого интереса к изобразительному искусству своего народа и других народов мира, классическому и современному изобразительному наследию;
овладение основами изобразительной грамотности: способностью эмоционально воспринимать изобразительное искусство как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями изобразительного искусства в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной изобразительной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных творческих задач.
2.Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Раздел 1: «Древние корни народного искусства» (7 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом и народно-праздничными обрядами.
Раздел 2: «Связь времен в народном искусстве» (6 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки. При изучении Борисовской керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
Раздел 3: Декор – человек, общество, время. (2ч)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Воронежской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире. (2 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№п/п | Раздел | Тема урока | Кол – во часов |
| Раздел 1: Древние корни народного искусства (7часов) | Древние образы в народном искусстве. | 1 |
| Убранство русской избы. | 1 |
| Внутренний мир русской избы | 1 |
| Конструкция и декор предметов народного быта Русские прялки. | 1 |
| Русская народная вышивка | 1 |
| Народный праздничный костюм. | 1 |
| Народные праздничные обряды. Обобщение темы. | 1 |
| Раздел 2: Связь времен в народном искусстве (6 часов). | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 |
| Искусство Гжели. | 1 |
| Городецкая роспись. Хохлома | 1 |
| Жостово. Роспись по металлу. | 1 |
| Истоки и современное развитие керамики. Семикаракорская керамика. | 1 |
| Роль народных промыслов в современной жизни. Обобщение темы | 1 |
| Раздел 3: Декор – человек, общество, время (2 часа) | Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 1 |
| Одежда «говорит» о человеке. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 1 |
| Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире (2 часа). | Современное выставочное искусство. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | 1 |
| Создание декоративной композиции «Здравствуй, зима!». | 1 |