6 класс
Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для 6 класса разработана в соответствии:
1) Федеральным законом РФ №273- ФЗ «Об образовании РФ» от 29.12.12
2) С требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897
3) на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2013.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;
— формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
сформированность основ изобразительного искусства школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;
сформированность потребности в общении с изобразительным искусством для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли изобразительного искусства в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
развитие общих изобразительных способностей школьников, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;
сформированность мотивационной направленности на продуктивную изобразительную деятельность;
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия изобразительной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах изобразительной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
расширение изобразительного и общего культурного кругозора; воспитание устойчивого интереса к изобразительному искусству своего народа и других народов мира, классическому и современному изобразительному наследию;
овладение основами изобразительной грамотности: способностью эмоционально воспринимать изобразительное искусство как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями изобразительного искусства в рамках изучаемого курса;
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной изобразительной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;
— сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных творческих задач.
2.Содержание учебного предмета
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 6 класса — «Изобразительное искусство в жизни человека» — посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Раздел 1: Виды изобразительного искусства и основы образного языка- 4 часа
Основы представлений о языке изобразительного искусства. Изобразительный язык и художественный образ. Виды изобразительного искусства. Творчество художника и творчество зрителя. Зрительские умения. Изобразительная деятельность как школа активного восприятия реальности: соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. Выразительное значение средств языка изображения. Фактура и характеристики художественных материалов как средств выражения. Форма, пятно, линия, объём, цвет. Ритм и пропорции. Роль и значение искусства в жизни людей.
В изобразительном искусстве (как и в любом другом виде искусства) всегда два полюса — художник (композитор, писатель, режиссёр) и зритель (слушатель, читатель). В любой из этих деятельностей необходимо творчество. И творить искусство, и воспринимать его подросток обучается через личное творчество.
Учащиеся знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. Две темы посвящены характеристике цвета, особенностям «живописного» цвета, понятию колорита в работах мастеров живописи. Заключительная тема четверти обобщает знания учащихся о средствах выразительности графики, живописи, скульптуры с целью создания художественного образа.
Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт-4 часа
Роль воображения в творчестве художника, умение изображать фантазии и умение изображать реальность. Изображение предметного мира в изобразительном искусстве! разных эпох. Навыки графического изображения предметов. Понятие о конструкции предмета и его форме. Представления о композиции и навыки композиционного решения натюрморта. Художественно-выразительные средства изображения! в натюрморте. Графический и живописный натюрморт: навыки изобразительной деятельности. Натюрморт как отражение мировоззрения художника и его времени. Натюрморт как творческая лаборатория художника. Натюрморт в искусстве XX века.
Раздел 3: Вглядываясь в человека. Портрет-4 часа
Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Портрет как выражение идеалов своего времени. Изображение головы человека в графике, живописи и скульптуре. Сходство внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства создания портрета. Великие портретисты в истории культуры. Портрет в русском искусстве. Судьба портрета в отечественном и зарубежном современном искусстве.
Раздел 4: Человек и пространство. Пейзаж-5 часов
Изображение природы в искусстве разных эпох. Различные способы изображения пространства и их мировоззренческий смысл. Жанр пейзажа в европейском искусстве. Правила построения перспективы. Образ природы в произведениях изобразительного искусства. Пейзаж как выражение духовной жизни общества. Изображение природы как выражение впечатлений и переживаний художника. Становление национального пейзажа в отечественном искусстве. Национальный образ пейзажа и воплощение образа Родины.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№п/п | Раздел | Тема урока | Кол – во часов |
| Раздел 1: Виды изобразительного искусства (4 часа) | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок - основа изобразительного творчества | 1 |
| Линия и ее выразительные возможности. Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен | 1 |
| Цвет, основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи | 1 |
| Объемные изображения в скульптуре Основы языка изображения | 1 |
| Раздел 2: Мир наших вещей. Натюрморт (4 часа) | Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира | 1 |
| Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива | 1 |
| Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. | 1 |
| Цвет в натюрморте Выразительные возможности натюрморта | 1 |
| Раздел 3: Вглядываясь в человека Портрет (4 часа) | Образ человека, главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее пропорции. | 1 |
| Графический портретный рисунок и выразительность образа. Портрет в графике. Портрет в скульптуре | 1 |
| Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете | 1 |
| Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты | 1 |
| Раздел 4: Человек и пространство в изобразительном искусстве (5 часов) | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 |
| Правила воздушной и линейной перспективы. | 1 |
| Пейзаж - большой мир. Организация пространства. | 1 |
| Пейзаж - настроение. Природа и художник. Городской пейзаж | 1 |
| Резервный урок | 1 |