Рабочая программа по краеведению 9 класс
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы курса в 5–11 классах образовательных учреждений Воронежской области «Краеведение»/ сост. авторский коллектив: Корниенко Н.Г., Ершова А.В., Чурляев Ю.А., Лившиц Б.Р., Веденеева Г.И., Канина Т.И., Васильева Е.В., Мамедова Л.Б., Корчагина Э.В., ВОИПКРО, 2008. А так же в соответствии с приказом №760 Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области.
Учебное пособие: В.И.Панова, А. О. Амелькин «Историческое краеведение Воронежской области», Воронеж, Центр духовного возрождения Чернозёмного края, 2012 год.
Учебное пособие»Историческое краеведение Воронежской области.8-9классы».(под ред. Б. Я. Табачникова ), Воронеж,2015год.
Учебно-методическое пособие: М.И.Баранникова «Историко-культурное краеведение», Воронеж, Воронежский государственный педагогический университет,2012 год.
В данной программе предусмотрено право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем. При этом должны учитываться особенности конкретного района, сложившиеся традиции. Поэтому, программа модернизирована за счёт включения краеведческого материала по Борисоглебскому району и местному поселению.
Краеведение в школе является одним из источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания любви к нему, формирования гражданственности и патриотизма. Оно раскрывает обучающимся связи родного края, города, села с «большой» Родиной, помогает уяснить единство истории каждого города, села с историей и жизнью нашей страны.
Краеведение важное средство в системе профилактической работы против ксенофобии и экстремизма, а также в воспитании толерантного и уважительного отношения к людям других национальностей.
В краеведении почетное место отводится человековедению. Это помогает воспитывать у учащихся чувство уважения к деятельности предшествующих поколений и современников, своих земляков.
Цели краеведческого образования:
Изучение родного края необходимо, чтобы учащийся:
- Понимал свою связь с окружающим его микромиром, эффективно взаимодействовал с ним
- Осознавал значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России;
-интересовался жизнью края;
- умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, деятельности людей, предприятий, учреждений, о перспективах трудоустройства;
- участвовал в решении проблем окружающего его социума.
Историческое краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях до поиска новых знаний. Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Процесс знакомства с краеведческим материалом в разных областях знаний глубоко личностный и индивидуальный. Это позволяет развивать творческий потенциал обучающегося в соответствии с общим уровнем его подготовки.
Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисковых методах (эмпирических, социологических, теоретических) во взаимосвязи с вещественными и словесными источниками краеведения.
Кроме того, в программе при отборе содержания реализуются принципы преемственности, научности, целостности.
Количество часов: 1 час в неделю – 35 часов в год.
Ожидаемые результаты.
В результате изучения истории края ученик должен:
знать (понимать)
основные этапы и ключевые события истории края с древности до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития края;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
· показать на исторической карте территории расселения народов, границы края, города, места значительных исторических событий;
· рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
· объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
· понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
· высказывания собственных суждений об историческом наследии народов края;
· объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
· использования знаний об историческом пути и традициях народов края в общении с людьми другого региона.
Содержание рабочей программы
I .Историческое краеведение
1.Введение
Краеведение - совокупность знаний о крае, изучение его природы, истории, экономики, духовной культуры, быта и т.п.
Направления краеведения: научное и школьное. Научное краеведение осуществляется научными обществами, университетами академиями, архивными комиссиями. Краеведческую работу в школе ведут учителя, ученики, родители. Цели краеведческого образования.
Объекты краеведения: природа, население, экономика, история, искусство.
Источники краеведения: краеведческая библиография, статистические, картографические, архивные, устные источники, памятники истории и культуры.
Роль краеведения в формировании гражданственности и патриотизма, в профилактической работе против ксенофобии и экстремизма, в воспитании толерантности, уважительного отношения к деятельности предшествующих поколений и современников своих земляков. «Краеведение - объединяющее начало всех наук (Д.С. Лихачев)
2.Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск.
Бобров. Заселение Бобровской слободы в XVII веке. «Государев двор». Бобров - город с 1799 г. Герб города. Храмы: Покров-кий и Николая Чудотворца, Успенский. Благотворительная деятельность купца А.И. Медведева. Активное строительство в 70-е годы XIX века. Открытие сельскохозяйственного музея в 1911 г. провозглашение Советской власти 17 ноября 1917 г. В центре боевых действий Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны. Богучар. Основание казаками слободы Богучар в 1704 г. Поучение статуса города в 1799 г. В составе Слободско-Украинской Губернии в 1797-1802 гг. Пожары XIX века и кирпичное строительство в 60-е годы XIX века. Комплекс уездных земских учреждений. Установление Советской власти 25 февраля 1918 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Немецкая оккупация июль - декабрь 1942 г.)
Борисоглебск. Основание крепости Ново-Павловской указом 1етра I в 1698 г. Строительство соборной церкви св. Бориса и Глеба в 1703 г. Переименование в город Борисоглебск. Уездный город Тамбовской губернии с 1799 г. Герб города. Успенская церковь - первое каменное сооружение (на месте церкви Бориса и Глеба. Застройка города по новому плану Александра I. Строительств железной дороги. Церковь Казанской иконы Божией Матери, церковь Сретения Господня. Архитектурные памятники города. Установление Советской власти в январе 1918 г. Боевой город в Гражданской войне. Вхождение в Воронежскую область в 1928 г. Открытие драмтеатра в 1930 г.
3.Города Воронежской области: Бутурлиновка, Калач, Новохоперск.
Бутурлиновка. Бутурлиновская слобода - центр имений графа А.Б. Бутурлина и его семьи. Второе название - Петровское. Развитие в XVIII-XIX вв. перерабатывающей промышленности и акта ной торговли. Каменное строительство (Преображенская церковь, Успенская церковь). Второй по численности населения город. Железнодорожное строительство в конце XIX века. Промышленное производство (винное, кирпичное, клееварное, маслобойное и др. Город с 1917 г. Установление Советской власти в ноябре 1917г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Прифронтовой город в годы Великой Отечественной войны.
Калач. Основан украинским поселенцами в начале XVIII века. Острогожский полк войсковых казаков. Первый каменный храм Успенская церковь (1750), церковь Вознесения Господня (1776 церковь Воскресения Господня (1818). Усадьба Комова - архитектурный памятник. Железнодорожное строительство в конце X века. Установление Советской власти в ноябре 1917 г. Город 1945 года.
Новохоперск. Хоперская крепость построена в 1716 г. Корабельная верфь в 1768 г. Собор Воздвижения креста (1774). Статус уездного города с 1799 г. Герб города. 1802 г. - возвращение в Воронежскую губернию. Церковь Святой Троицы (1835). Собор Воскресения Христова (1865). Богоявленская ярмарка. Железнодорожное строительство. Установление Советской власти в ноябре; 1917 г. Фронтовой город в годы Гражданской войны. Памятник В.И. Ленину (1924). Город - музей провинциальной архитектуры.
4.Города Воронежской области: Острогожск, Павловск.
Острогожск. Закладка крепости в 1652 г. при царе Алексея Михайловиче. Каменное строительство с 1700-х гг. (Богоявленская церковь в Лушниковке и Троицкий собор на городской площади Церковь Преображения Господня, церковь Михаила Архангела в слободе Пески - памятник архитектуры федерального значения). С 1779 г. - центр уезда. Герб города. Специализация слобод. В 1916 г. Острогожск - второй город губернии по численности населения, развитию торговли и промышленности. Советская власть установилась в октябре 1917 г. Прифронтовой город в Гражданскую войну, был занят белыми. Немецкая оккупация 1942 г.
Павловск. Основание крепости в 1709 г. по распоряжению Петра I. Перенос Адмиралтейства из Таврова в Павловск. Упадок крепости после смерти Петра I. С 1779 г. - уездный город. Герб города. Развитие кустарно-промышленного производства в XIX в. (маслобойное, мыловаренное, салотопленное) и торговли (Московско-Черкасский тракт). Духовное училище. Женская гимназия. Реальное училище - памятник архитектуры. Комплекс земской больницы. Советская власть установилась в феврале 1918года. Фронтовой город в Гражданской войне, прифронтовой - в Великой Отечественной.
5.. Города Воронежской области: Россошь, Землянск, Калитва.
Россошь. Основание слободы по указу в 1702 г. Первое документальное упоминание в 1721 г. Завод породистых лошадей помещика Черткова. Открытие в 1834 г. Кретовоздвиженской церкви. Строительство колокольни Александра Невского. Городской парк культуры и летний театр, фонтан. Железнодорожное строительство. Заводы: чугунолитейный, кирпичный. Храм Ильи Пророка. С 1923 г. - статус города. Немецкая оккупация в 1942 г., концлагерь на территории города.
Землянск. Челобитная украинских переселенцев во главе с И. Дашкевичем в 1661 г. царю с просьбой о строительстве города. Рубленый город с 8 башнями и подземным ходом возводился под руководством воеводы Г. Островского. Преображенская церковь, Воскресенский собор. Уездный город с 1799 г. Герб города. Кирпичное гражданское строительство с 1825 г. Больничный комплекс. Советская власть с 1918 г. Ликвидация Землянского уезда в 1923 г., Землянск переименован в село.
Село Калитва. Заселение края украинцами. Возведение крепости по указу Петра I (1722). С 1799 г. - уездный город. Герб города. Упразднение статуса города в 1865 г., перевод жителей в разряд государственных крестьян.
6.Города (села) Воронежской области: Коротояк, Костенки, Орлов.
Коротояк. Крепость построена в 1647 г. Данила Яковлев - воевода - руководил строительством крепости. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Слободы: Стрелецкая, Казачья, Пушкарская. До конца XVIII века - база для заготовления провианта для донских казаков. Активизация экономической жизни во второй половине XIX века. Строительство учебных заведений. Советская власть установилась в феврале 1918 г. С 1923 г. Коротояк - село.
Костенки. Город-крепость возведена в 1642 г. Богдан Конинский - руководитель строительства, городской голова. Церковь Иоанна Предтечи, церковь Василия Великого. Потеря значения после упразднения Белгородской черты. Со второй половины - волостной центр. Село - государственный археологический музей-заповедник.
Орлове Рождение крепости в 1646 г. Форпост Белгородской оборонительной черты. Церковь Троицкая, церковь Богоявленская (1702). Потеря статуса города в 1799 г.
7.Города Воронежской области: Нижнедевицк, Тавров.
|Нижнедевицк. Преобразование села Нижняя Девица в уездный город (1779). Слободы: Гореловка, Гусевка, Чибисовская.
Земледелие - основное занятие.
Каменное строительство с 30-х годов XIX века, кирпичное строительство с последней четверти XIX века.
Высшее реальное училище. Установление Советской власти в январе 1918 г. Ожесточенные бои во время Гражданской
войны. Фронтовой город в годы Великой Отечественной войны.
Тавров. Распоряжение Петра I о строительстве крепости Тавров в связи с кораблестроением. Суконная промышленность. Пожар 1744 г. Неудачная попытка возобновления строительства кораблей при Екатерине .
II. Народное просвещение в Воронежской области. Наука и высшая школа.
8. Становление и развитие школьного образования в Воронежской области.
Роль епископа Митрофана и церкви в развитии школьного дела. Документальные свидетельства о первых школах края (с. Ендовище, Острогожск, Коротояк, Черкасская слобода). Содержание школьного образования в XVII - начале XVIII века.
Причины актуализации просвещения в начале XVIII века. Открытие в 1703 г. в Воронеже адмиралтейской «русской школы», структура школы. Попытка Петра I создать сеть государственных общеобразовательных начальных школ (цифирных, гарнизонных), архиерейская школа - профессиональное духовное учебное заведение. Воронежская духовная семинария.
9. Система просвещения в Воронеже и городах губернии во второй половине XVIII - первой половине ХIХв.
Цели Екатерины II в проведении реформы образования. «Устав народным училищам в Российской империи» о системе образования: главные народные училища, малые народные училища, частные школы (пансионы). Открытие 22сентября1786г. Воронежского главного народного училища (многопредметная программа, новые учебники, пособия, профессиональные кадры), С.Н. Маркин — выпускник училища. Открытие малых народных училищ в Острогожске (1788), Боброве и Павловске (1799). Популярность домашнего обучения.
Реформа образования в начале XIX века (централизация управления образованием; приходские училища, уездные училища, гимназии, университеты). Открытие гимназии в Воронеже (17января1809г.). Знаменитые выпускники гимназии (Н.И. Костомаров, Л.Ф. Змеев, А.Н. Афанасьев, М.Ф. де Пуле и др.).
Приезд великого князя, будущего императора Александра Николаевича, в Воронеж (июль 1837 г.).
Открытие уездного училища в Острогожске (1808), Н.В. Станкевич, И. Крамской - выпускники училища. Открытие Воронежского уездного училища (1809). А. Кольцов, Н.В. Никитенко - выпускники.
Открытие приходских училищ с 1806 г. в Павловском, Бобровском и других уездах. К 1828 г. в губернии 7 приходских училищ.
Новый школьный устав 1928 г. (3-ступенчатая школа). Создание начальных школ другими ведомствами и частными лицами без участия
Министерства народного просвещения: волостные училища ведомств, приходские училища МВД, Министерства государственных имуществ, крестьянские школы.
10. Роль воронежского земства в развитии просвещения Образование в начале XX века.
Буржуазный характер реформ Александра II. Земская реформа 1864 г. Строительство, ремонт, содержание школьного персонала, подготовка педагогических кадров. В 1898 г. в губернии 560 земских школ.
Открытие церковно-приходских школ наряду с земскими. Проблема развития образования в губернии. Рост заинтересованности в образовании среди различных слоев населения. Земский проект всеобщего начального образования в Воронежской губернии. Влияние исторических событий начала XX века на развитие образования. Развитие женского образования в крае (училища, гимназия, прогимназия). К 1 января 1916 г. в губернии 20 женских учебных заведений. Воронежский Михайловский кадетский корпус (с 1845 г.) и его знаменитые выпускники: СИ. Мосин, А.Н. Лодыгин, Г.В. Плеханов, А.С. Суворин и др.
Открытие реальных гимназий с 1864г. (с 1871г. - реальные училища). Открытие коммерческих училищ (с 1900г., к 1916 - 4).
11.Становление советской школы.
Попытки Временного правительства демократизировать народное образование, трудности реализации реформы.
Государственные мероприятия по реформированию образования после октября 1917г., создание новой системы управления образованием. Проблемы развития школы в период 1917-1920 гг.
Борьба с детской беспризорностью, детские дома, детские комиссии. Фабрично-заводские ученичества и семилетки. Школы крестьянской молодежи с 1924г.
Система образовательных учреждений с 1934г.: школы начальные, неполные, средние. Всеобуч с 1929г. Школы по ликвидации неграмотности среди взрослого населения (к концу 1921г. в губернии 846 школ ликбеза).
12. Система образования Воронежской области в 1940-1970 гг.
Приостановление развития школы и сокращение образовательной сети в связи с началом Великой Отечественной войны, частичной немецкой оккупацией города и области. Активное участие учителей и школьников в борьбе с захватчиками (партизанские группы, истребительные отряды). Открытие Суворовского военного училища в 1943г. Раздельное обучение мальчиков и девочек.
Обязательное восьмилетнее образование с 1962/63 учебного года. Переход к всеобщему среднему образованию с 1972 г.
13. Развитие высшей школы и науки.
Предпосылки развития высшей школы и науки в Воронежском крае. Открытие в 1913г. сельскохозяйственного института (ректор - ученый-почвовед К.Д. Глинка) имени Петра Великого. Открытие в 1930 г. вузов: медицинского, лесотехнического, химико-технологического, инженерно-строительного. ВГУ — одно и старейших заведений города, основанный на базе Дерптского (Юрьевского) университета, созданного в 1802 г. Открытие педагогического института (1931), вечернего машиностроительной института (1956), который в 1962 году реорганизован в политехнический
Воронежский государственный институт искусств (1971г.). Воронежский филиал Московского государственного института физической культуры и другие филиалы московских вузов.
Научно-исследовательские заведения при ВГУ. Научно-исследовательский институт сельского хозяйства ЦЧО им, В.В. Докучаева (Таловский район). Всесоюзный институт свеклы и сахара (Рамонь). Проблемная лаборатория геологии и минерального сырья. Вклад воронежских ученых в развитие науки.
14.Урок - презентация.
Календарно-тематическое планирование
Историческое краеведение. 9 класс.
№ п.п. | Раздел, тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Историческое краеведение как наука | 1 | Работа с учебником, словарная работа | | |
I | Историческое краеведение | 16 | | | |
2-3 | Древние культуры на территории Воронежского края | 2 | Работа с картой, с текстом учебника | | |
4-5 | Города Воронежской области: Бобров, Богучар, Борисоглебск | 2 | Индивидуальные сообщения | | |
6-7 | Города Воронежской области: Бутурлиновка, Калач, Новохопёрск | 2 | Индивидуальные сообщения | | |
8-9 | Города Воронежской области: Острогожск, Павловск | 2 | Индивидуальные сообщения | | |
10-11 | Города Воронежской области: Россошь, Землянск, Калитва | 2 | Индивидуальные сообщения | | |
12-13 | Города Воронежской области: Коротояк, Ольшанск, Орлов | 2 | Индивидуальные сообщения | | |
14-15 | Города Воронежской области: Нижнедевицк, Тавров | 2 | Индивидуальные сообщения | | |
16-17 | Урок систематизации знаний по разделу.Урок-презентация | 2 | Работа с подготовленными учениками презентациями | | |
II | Народное просвещение в Воронежском крае. Наука и высшая школа | 16 | | | |
18-19 | Становление и развитие школьного образования в Воронежской области | 2 | Составление кластера | | |
20-21 | Система просвещения в Воронежской области во 2-ой пол 18 в1-ой пол.19 века | 2 | Составление вопросов к документу | | |
22-23 | Образование в начале 20 века | 2 | Составление сравнительной таблицы | | |
24-25 | Становление советской школы | 2 | Групповая работа | | |
26-27 | Система образования Воронежской области в 1940-1970-х годах | 2 | Комментированное чтение текста | | |
28-29 | Развитие высшей школы и науки | 2 | Работа по подготовленному учениками проекту | | |
30-31 | Урок систематизации знаний по разделу.Урок-презентация | 2 | Работа с подготовленными учениками презентациями | | |
32-33 | Борисоглебск: летопись трёх веков (видеофильм) | 2 | Просмотр фильма, беседа по увиденному | | |
34-35 | Резерв | 2 | | | |
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Историческое краеведение»
Учащиеся должны знать:
- роль краеведения в изучении предмета и общества, фамилии ученых краеведов
-исторические события, происходившие в развитии края, даты этих событий;
-содержание жанров искусства и их значение для развития культуры;
-алгоритм работы с различными типами заданий.
Учащиеся должны уметь:
-объяснять понятия, определять основание для логического ряда понятий;
-характеризовать события, процессы, явления;
-осуществлять отбор информации по теме, проблеме; преобразовывать информацию;
-отличать факт и оценку; осуществлять ценностно-ориентированную деятельность;
-видеть необъективность суждения и демонстрировать правильное суждение;
работать с картой, иллюстрацией, текстом;
осуществлять наблюдение;
применять знания в конкретной ситуации жизни;
определять цели и мотивы своей деятельности;
вести конструктивный диалог;
осуществлять презентацию творческой работы;
представлять результаты самостоятельной работы, осуществлять рефлексию.
Перечень учебно-методического обеспечения
УМК для учащихся В. И. Панова «История Воронежского края», «Историко- культурное краеведение Воронежской области». Воронеж-2012 год.
УМК для учителя М. И. Баранникова «Историко-Культурное краеведение», В. И. Панова «История Воронежского края», «Историко- культурное краеведение Воронежской области». Воронеж-2012год.