СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "Диалог культур"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу "Диалог культур"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Диалог культур"»



Пояснительная записка


Поликультурность социального пространства является одним из системообразующих качеств современного мира. Поликультурное образование занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических и конфессиональных групп.

В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.

Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.

Важной социально-политической детерминантой развития поликультурного образования является интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составной развития современного мира, а также стремление России и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом национальное своеобразие.

В этой связи проблемы воспитания и образования, обусловленные культурными и этническими различиями, приоритетны для отечественной педагогики и школы. Современная школа не может не учитывать национальных различий и должна включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам различных этнокультурных групп.

В предлагаемой программе учебного курса «Диалог культур» рассмотрены возможности сопряжения в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы культурных ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создания целостного культурного образовательного пространства.

Нормативно-правовой и методической основой программы учебного курса «Диалог культур» является Конституция Российской Федерации; Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года); Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (2011г.); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Проект Концепции развития поликультурного образования в РФ; Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (2002 г.); Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» (2011г.); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) (2009г), «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков (2009г.).

Общая характеристика учебного курса

Целью данного курса является создание системы поликультурного образования, обеспечивающей развитие у младшего школьника стремления к сохранению собственного этнокультурного наследия, пониманию и принятию других культур, готовности к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде.

Основные задачи:

  • приобщение младших школьников к основам национальной культуры, языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России;

  • создание условий для осуществления этнорегиональной идентификации детей младшего школьного возраста в процессе освоения ими истории и культуры региона, представителей различных населяющих данный регион этноязыковых и этноконфессиональных групп; 

  • приобщение к основам мировой культуры и воспитание бережного отношения к национальным ценностям, этнокультурным особенностям, самобытности культур разных народов,

  • формирование культуры межнационального общения младших школьников в полиэтническом коллективе.

Основные принципы реализации данной программы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни:

  1. Принцип межнационального соавторства нацеливает ребенка на понимание того, что Россия - многонациональная страна, ее создавали многие народы, строить новый российский Дом надо сообща.

  2. Принципа историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ «культурных стереотипов», развитие целостного поликультурного мировоззрения.

  3. Принцип самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире.

  4. Принцип этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.

Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к приобщению младших школьников к ценностям традиционных культур при трансформации доминирующей культуры как базы воспитания и образования за счет интеграции с иными культурными ценностями.

Актуальность данного курса состоит в том, что поликультурное воспитание в многонациональной России пока не стало приоритетом образования и педагогики. Современные учебные заведения слабо ориентируются на диалог культур. Целевое назначение предлагаемого учебного курса состоит в том, чтобы оказать методическую поддержку педагогам начальной школы при организации поликультурного воспитания в многонациональной социальной среде.

Формы и виды организации учебной деятельности:

Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности: дискуссии, диспуты; ролевые, деловые, образовательные игры; экскурсии, походы; «круглые столы», ток-шоу;  соревнования; викторины; встречи; тренинги; аукционы знаний; интерактивные путешествия; интеллектуальные марафоны; проектные игры; театры-экспромты; уроки в музее; КВН; акции милосердия.

Практическая деятельность: выпуск школьной газеты «На перекрестке культур»; создание музея «Мир похож на цветной луг» (мини-музей куклы, мини-музей народного костюма); проектная деятельность; изготовление поделок, кукол, пошив костюмов своими руками.

Средства организации учебной деятельности: устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная живопись; декоративно – прикладное искусство, живопись; музыка; этнический мини-музей; общение с представителями разных национальностей;

Формы контроля знаний учащихся: самоконтроль, взаимоконтроль, проектная деятельность, контроль со стороны преподавателя (тесты, викторины, проблемные вопросы, творческие задания и др.).

Главными условиями реализации программы поликультурного образования младшего школьника «Диалог культур» являются:

  1. Интеграция учебной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.

  2. Опора на возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника в реализации задач поликультурного образования.

  3. Учет культурных особенностей окружающей сре­ды, этнопедагогических и этнопсихологичес­ких черт культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся в пространстве прогимназии, в социуме, семье.

  4. Наличие специалистов, внутренне мотивированных и профессионально компетентных для реализации целей и задач поликультурного образования.

  5. Включенность родителей в работу по реализации целей поликультурного образования младших школьников.

  6. Наличие организационно-методических возможностей для реализации программы (материальных, организационных, психолого-педагогических и методических).

Место учебного курса в учебном плане

Программа данного учебного курса рассчитана на 34 часа (четыре года, 0,5 час в неделю). Часы для курса «Диалог культур» предусмотрены в вариативной части учебного плана. Спецификой данного курса является интеграция учебной и внеурочной деятельности, общего начального и дополнительного образования, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития в многонациональной среде современной начальной школы.

Программа включает в себя 4 раздела, содержание которых отражает систему связей между предметами учебного плана: русский язык, литературное чтение, риторика, окружающий мир, иностранный язык, информатика, изобразительное искусство, технология, музыка, ритмика, физическая культура; направлениями внеурочной деятельности: гражданско-патриотического, духовно-нравственного, художественно-эстетического; интеллектуального; физкультурно-оздоровительного.

Количество часов на каждую тему дано ориентировочно и может быть изменено по усмотрению учителя. В помощь учителю и учащимся прилагается список рекомендуемой литературы.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Диалог культур»

Обучение учащихся должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания курса.

Личностные результаты: положительное отношение к изучению родной культуры, культуры народов, населяющих Россию и народов мира; к деятельности познания культур, желание приобретать новые поликультурные знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности, участвовать в диалоге культур региона проживания и мировых культур, созидании культурных ценностей; осознание себя как представителя этноса и его культуры и одновременно как члена общества, гражданина мира; признание для себя общечеловеческих морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам и культурам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды своего региона и во всем мире.

Показатели сформированности личностных результатов:

• действие смыслообразования (интерес, мотивация к освоению этнокультурных и поликультурных ценностей);

• действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо») в контексте ценностей этнических и мировых культур;

• личное, эмоциональное отношение к себе, своему народу, окружающему миру и народам, его населающим;

• интерес к себе как представителю этнической культуры и окружающему миру как общности и диалогу культур (когда ребенок задает вопросы);

• эмоциональное осознание себя и окружающего мира в контексте этнокультурных и поликультурных ценностей;

• позитивное отношение к себе и окружающему миру как общности и диалогу культур;

• желание выполнять учебные действия, направленные на повышение уровня собственной культуры и мировоззрения;

• использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

Показатели сформированности регулятивных УУД:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;

  • умение ставить и формулировать цели деятельности, направленной на решение учебной задачи

  • умение прогнозировать способы, этапы и результаты решения учебной задачи

  • умение планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

  • умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

  • умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

    • умение корректировать процесс и результаты собственной учебно-познавательной деятельности;

    • способность мобилизовывать собственные силы и энергию для решения учебных задач, т.е. проявлять способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий (волевую саморегуляцию).

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Показатели сформированности познавательных УУД:

Общеучебные универсальные действия

• умение самостоятельное выделять и формулировать познавательную цель;

• умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

• умение структурировать знания;

• умение выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.

  • умение использовать знаково-символические средства, в том числе владеть действием моделирования;

Универсальные логические действия

• способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

• владение составными логическими операциями (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Показатели сформированности коммуникативных УУД:

• умение планировать учебное и внеучебное сотрудничество с учителем и сверстниками, представителями других культур (определение цели, функций участников сотрудничества и диалога, способов взаимодействия);

• умение задавать вопросы участника учебного и внеучебного взаимодействия, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• способность к разрешению конфликтов, в т.ч. в сфере межкультурного диалога и взаимодействия (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями учебной и внеучебной, в т.ч. межкультурной, коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного, иностранного языка и языка межкультурного общения;

• умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

• владение вербальными способами коммуникации в области как учебного, внеучебного, так межкультурного взаимодействия (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

• владение невербальными способами коммуникации (посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

• умение работать в парах и малых группах, в т.ч. с представителями других этносов и культур;

• формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

Предметные результаты

Знания о следующих элементах культуры народов региона проживания, населяющих Российскую Федерацию и народов мира:

  1. Материальная культура:

    • Основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

    • Одежда (национальный костюм), украшения;

    • Национальная кухня;

    • Труд с учетом специфики.

  2. Духовная культура:

    • Народные обычаи, обряды, праздники;

    • Язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);

    • Искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература);

  3. Нормативная культура:

    • Общечеловеческие нравственные качества;

    • Правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

Умения: использования знаний особенностей материальной и духовной культуры народов региона проживания, населяющих Российскую Федерацию, народов мира в процессе межкультурного взаимодействии; понимать специфику взаимосвязи различных видов народного искусства, видеть основные характеристики народного искусства на примере произведений различных видов и жанров.

Навыки: ведения межкультурного диалога, выявления закономерностей взаимосвязи различных видов народного искусства, художественной коммуникации с произведениями художественной культуры народов региона проживания, населяющих Российскую Федерацию и народов мира.






Содержание учебного курса

Раздел 1. «Россия – Родина моя (1 класс).

Тема 1. Мир природы

Тема 2. Мир людей: карта стран и народов

Тема 3. Закон и мир людей

Тема 4. Мир в твоем доме.

Раздел 2. «Моя Малая Родина»(2 класс)

Тема 1. Природа Родного края

Тема 2. История родного края.

Тема 3. Человек в истории Родного края.

Раздел 3. «Путешествие по России и странам ближнего зарубежья»

(3 класс)

Тема 1. Народы мира.

Тема 2. Человек и семья в народной культуре.

Тема 3. Кладовая мировой литературы.

Тема 4. Музыкальная палитра.

Тема 5. Мир игры и игрушки.

Тема 6. Народно-декоративное и прикладное искусство.

Раздел 4. «Земля – наш общий дом»(4 класс)

Тема 1. Великие религии мира.

Тема 2. Великие достижения мира.

Тема 3. Музеи мира.

Тема 4. Великие сокровища и реликвии.

Тема 5. Великие люди мира.

Авторы: - Колосова С.Г. - директор негосударственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»;

Ломова М.А. - заместитель директора по учебной работе негосударственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 63 ОАО «РЖД».

Рецензент - Е.Н. Щербина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального общего образования Южного Федерального Университета.











Тематическое планирование 4 класс

«Земля – наш общий дом»

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Планируемые образовательные результаты


Тема 1. Великие религии мира



1-6

  1. Первичные религии

  2. Христианство и его основные заповеди

  3. Коран – священная книга мусульман.

  4. Мораль и этика буддизма

  5. Книга книг – Библия

  6. Малочисленные народы и концессии (Их концессии человека, традиции, особенности уклада жизни и семейного воспитания детей).

6

Личностные результаты: положительное отношение к изучению культуры народов, населяющих Россию; к деятельности познания многонациональной культуры российского народа, желание приобретать новые поликультурные знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности, участвовать в диалоге культур народов, населяющих Россию, созидании культурных ценностей; осознание себя как гражданина России и ее многонациональной культуры; признание для себя общегражданских морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков сквозь призму этих норм; интерес и уважение к народам России и их культурам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды в общем доме - Россия.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

3.Вносить необходимые дополнения, исправления

в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».

Познавательные УУД:

1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать простейшие общепринятые нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог с учителем, сверстниками, в т.ч. представляющими народы Российской Федерации (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Предметные результаты:

Знания об элементах материальной, духовной и нормативной культуры народов, населяющих территорию Российской Федерации.

Умения осваивать новые виды поликультурной деятельности, участвовать в диалоге культур народов, населяющих Россию, сотрудничать со сверстниками и взрослыми в межкультурном диалоге.

Навыки владения способностью вступать в межкультурный диалог, художественной коммуникации с произведениями народной художественной культуры народов региона проживания, населяющих Российскую Федерацию и народов мира.


Тема 2. Великие достижения мира


7-8

    1. Великие достижения мира (Наука, техника, географические открытия, спорт, искусство)

2


Тема 3. Музеи мира


9-11

  1. Музеи – хранители достижений и истории развития человечества.

  2. Самые известные художественные музеи мира.

  3. Музеи России

3


Тема 4. Великие сокровища и религии


12-13

  1. Величайшие святыни мировых религий (ковчег Завета и крест Иисуса Христа, чаша Грааля и святая Каббу, меч прока Мухаммеда и статуя Изумрудного Будды)

  2. Реликвии рыцарей, царских и королевских династий (ладья фараона Хеопса и Фестский диск, Капитолийская волчица и ацтекский Камень Солнца, Знамя Победы, спускаемый аппарат первого космического корабля)

2


Тема 5. Великие люди мира


14-15

    1. Великие люди мира (Чингисхан, Христофор Колумб, Галилео Галилей, Огюст и Луи Люмьер, Мао Цзэдун, Томас Эдисон, Юрий Гагарин и др.)





Тема 6. Культура межнациональных отношений (мы и мир вокруг нас)


16

  1. Отношение к другим. Учимся слушать и слышать друг друга


17

  1. Итоговый урок «Земля - наш общий дом»