Пояснительная записка
Поликультурность социального пространства является одним из системообразующих качеств современного мира. Поликультурное образование занимает центральное место в образовательной практике многих стран, где сосуществуют носители разных культурных традиций, представители разных этнических и конфессиональных групп.
В России проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, для которой характерны усиление этнизации содержания образования, возрастание роли родного языка обучения, идей народной педагогики, рост влияния религии на формирование самосознания личности. В этих условиях поликультурное образование, с одной стороны, способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания обучаемых, а с другой стороны, препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов.
Важной предпосылкой поликультурного образования является становление и развитие в России гражданского демократического общества, в котором усиливается борьба с шовинизмом, расизмом, этническим эгоизмом, и в то же время проявляется открытость по отношению к другим странам, народам и культурам, осуществляется воспитание в духе мира и взаимопонимания.
Важной социально-политической детерминантой развития поликультурного образования является интенсивное развитие интеграционных процессов как важной составной развития современного мира, а также стремление России и других стран интегрироваться в мировое и европейское социально-культурное и образовательное пространство, сохранив при этом национальное своеобразие.
В этой связи проблемы воспитания и образования, обусловленные культурными и этническими различиями, приоритетны для отечественной педагогики и школы. Современная школа не может не учитывать национальных различий и должна включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам различных этнокультурных групп.
В предлагаемой программе учебного курса «Диалог культур» рассмотрены возможности сопряжения в учебно-воспитательном процессе современной начальной школы культурных ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога, создания целостного культурного образовательного пространства.
Нормативно-правовой и методической основой программы учебного курса «Диалог культур» является Конституция Российской Федерации; Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года); Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (2011г.); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Проект Концепции развития поликультурного образования в РФ; Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации» (2002 г.); Программа поликультурного образования в негосударственных образовательных учреждениях ОАО «РЖД» (2011г.); Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) (2009г), «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков (2009г.).
Общая характеристика учебного курса
Целью данного курса является создание системы поликультурного образования, обеспечивающей развитие у младшего школьника стремления к сохранению собственного этнокультурного наследия, пониманию и принятию других культур, готовности к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде.
Основные задачи:
приобщение младших школьников к основам национальной культуры, языку, литературе, истории своего этносоциума, направленное на сохранение национальных культур народов России;
создание условий для осуществления этнорегиональной идентификации детей младшего школьного возраста в процессе освоения ими истории и культуры региона, представителей различных населяющих данный регион этноязыковых и этноконфессиональных групп;
приобщение к основам мировой культуры и воспитание бережного отношения к национальным ценностям, этнокультурным особенностям, самобытности культур разных народов,
формирование культуры межнационального общения младших школьников в полиэтническом коллективе.
Основные принципы реализации данной программы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни:
Принцип межнационального соавторства нацеливает ребенка на понимание того, что Россия - многонациональная страна, ее создавали многие народы, строить новый российский Дом надо сообща.
Принципа историко-культурной и цивилизационной направленности, предполагающего необходимость раскрытия исторической обусловленности явлений прошлого и настоящего, изучения фольклора, национального искусства, обычаев и традиций, выявление и анализ «культурных стереотипов», развитие целостного поликультурного мировоззрения.
Принцип самоактуализации личности, основанного на включении в социально полезную деятельность (коллективные творческие дела), формировании коммуникативных особенностей личности в современном мире.
Принцип этнокультурности и поликультурной толерантности, отражающего механизм этнокультурной идентификации личности и гармонизации межэтнических отношений.
Новизна программы состоит в реализации комплексного подхода к приобщению младших школьников к ценностям традиционных культур при трансформации доминирующей культуры как базы воспитания и образования за счет интеграции с иными культурными ценностями.
Актуальность данного курса состоит в том, что поликультурное воспитание в многонациональной России пока не стало приоритетом образования и педагогики. Современные учебные заведения слабо ориентируются на диалог культур. Целевое назначение предлагаемого учебного курса состоит в том, чтобы оказать методическую поддержку педагогам начальной школы при организации поликультурного воспитания в многонациональной социальной среде.
Формы и виды организации учебной деятельности:
Приоритет отдается диалоговым формам общения, методу педагогических ситуаций, побуждению к самовоспитанию, созданию условий для развития и воспитания личности: дискуссии, диспуты; ролевые, деловые, образовательные игры; экскурсии, походы; «круглые столы», ток-шоу; соревнования; викторины; встречи; тренинги; аукционы знаний; интерактивные путешествия; интеллектуальные марафоны; проектные игры; театры-экспромты; уроки в музее; КВН; акции милосердия.
Практическая деятельность: выпуск школьной газеты «На перекрестке культур»; создание музея «Мир похож на цветной луг» (мини-музей куклы, мини-музей народного костюма); проектная деятельность; изготовление поделок, кукол, пошив костюмов своими руками.
Средства организации учебной деятельности: устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная живопись; декоративно – прикладное искусство, живопись; музыка; этнический мини-музей; общение с представителями разных национальностей;
Формы контроля знаний учащихся: самоконтроль, взаимоконтроль, проектная деятельность, контроль со стороны преподавателя (тесты, викторины, проблемные вопросы, творческие задания и др.).
Главными условиями реализации программы поликультурного образования младшего школьника «Диалог культур» являются:
Интеграция учебной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.
Опора на возрастные и индивидуальные особенности младшего школьника в реализации задач поликультурного образования.
Учет культурных особенностей окружающей среды, этнопедагогических и этнопсихологических черт культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся в пространстве прогимназии, в социуме, семье.
Наличие специалистов, внутренне мотивированных и профессионально компетентных для реализации целей и задач поликультурного образования.
Включенность родителей в работу по реализации целей поликультурного образования младших школьников.
Наличие организационно-методических возможностей для реализации программы (материальных, организационных, психолого-педагогических и методических).
Место учебного курса в учебном плане
Программа данного учебного курса рассчитана на 34 часа (четыре года, 0,5 час в неделю). Часы для курса «Диалог культур» предусмотрены в вариативной части учебного плана. Спецификой данного курса является интеграция учебной и внеурочной деятельности, общего начального и дополнительного образования, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития в многонациональной среде современной начальной школы.
Программа включает в себя 4 раздела, содержание которых отражает систему связей между предметами учебного плана: русский язык, литературное чтение, риторика, окружающий мир, иностранный язык, информатика, изобразительное искусство, технология, музыка, ритмика, физическая культура; направлениями внеурочной деятельности: гражданско-патриотического, духовно-нравственного, художественно-эстетического; интеллектуального; физкультурно-оздоровительного.
Количество часов на каждую тему дано ориентировочно и может быть изменено по усмотрению учителя. В помощь учителю и учащимся прилагается список рекомендуемой литературы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса «Диалог культур»
Обучение учащихся должно быть направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания курса.
Личностные результаты: положительное отношение к изучению родной культуры, культуры народов, населяющих Россию и народов мира; к деятельности познания культур, желание приобретать новые поликультурные знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности, участвовать в диалоге культур региона проживания и мировых культур, созидании культурных ценностей; осознание себя как представителя этноса и его культуры и одновременно как члена общества, гражданина мира; признание для себя общечеловеческих морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам и культурам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды своего региона и во всем мире.
Показатели сформированности личностных результатов:
• действие смыслообразования (интерес, мотивация к освоению этнокультурных и поликультурных ценностей);
• действие нравственно-этического оценивания («что такое хорошо, что такое плохо») в контексте ценностей этнических и мировых культур;
• личное, эмоциональное отношение к себе, своему народу, окружающему миру и народам, его населающим;
• интерес к себе как представителю этнической культуры и окружающему миру как общности и диалогу культур (когда ребенок задает вопросы);
• эмоциональное осознание себя и окружающего мира в контексте этнокультурных и поликультурных ценностей;
• позитивное отношение к себе и окружающему миру как общности и диалогу культур;
• желание выполнять учебные действия, направленные на повышение уровня собственной культуры и мировоззрения;
• использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели – через планирование действий – к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.
Показатели сформированности регулятивных УУД:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение ставить и формулировать цели деятельности, направленной на решение учебной задачи
умение прогнозировать способы, этапы и результаты решения учебной задачи
умение планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
умение контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
умение адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
умение корректировать процесс и результаты собственной учебно-познавательной деятельности;
способность мобилизовывать собственные силы и энергию для решения учебных задач, т.е. проявлять способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и преодолению препятствий (волевую саморегуляцию).
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира, готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Показатели сформированности познавательных УУД:
Общеучебные универсальные действия
• умение самостоятельное выделять и формулировать познавательную цель;
• умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
• умение структурировать знания;
• умение выбрать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий.
Универсальные логические действия
• способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);
• владение составными логическими операциями (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.
К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Показатели сформированности коммуникативных УУД:
• умение планировать учебное и внеучебное сотрудничество с учителем и сверстниками, представителями других культур (определение цели, функций участников сотрудничества и диалога, способов взаимодействия);
• умение задавать вопросы участника учебного и внеучебного взаимодействия, проявляя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
• способность к разрешению конфликтов, в т.ч. в сфере межкультурного диалога и взаимодействия (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация);
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями учебной и внеучебной, в т.ч. межкультурной, коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного, иностранного языка и языка межкультурного общения;
• умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
• владение вербальными способами коммуникации в области как учебного, внеучебного, так межкультурного взаимодействия (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);
• владение невербальными способами коммуникации (посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);
• умение работать в парах и малых группах, в т.ч. с представителями других этносов и культур;
• формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).
Предметные результаты
Знания о следующих элементах культуры народов региона проживания, населяющих Российскую Федерацию и народов мира:
Материальная культура:
Основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;
Одежда (национальный костюм), украшения;
Национальная кухня;
Труд с учетом специфики.
Духовная культура:
Народные обычаи, обряды, праздники;
Язык, народное творчество (сказки, пословицы и поговорки, детские игры, музыка);
Искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно – прикладного творчества, литература);
Нормативная культура:
Умения: использования знаний особенностей материальной и духовной культуры народов региона проживания, населяющих Российскую Федерацию, народов мира в процессе межкультурного взаимодействии; понимать специфику взаимосвязи различных видов народного искусства, видеть основные характеристики народного искусства на примере произведений различных видов и жанров.
Навыки: ведения межкультурного диалога, выявления закономерностей взаимосвязи различных видов народного искусства, художественной коммуникации с произведениями художественной культуры народов региона проживания, населяющих Российскую Федерацию и народов мира.
Содержание учебного курса
Раздел 1. «Россия – Родина моя (1 класс).
Тема 1. Мир природы
Тема 2. Мир людей: карта стран и народов
Тема 3. Закон и мир людей
Тема 4. Мир в твоем доме.
Раздел 2. «Моя Малая Родина»(2 класс)
Тема 1. Природа Родного края
Тема 2. История родного края.
Тема 3. Человек в истории Родного края.
Раздел 3. «Путешествие по России и странам ближнего зарубежья»
(3 класс)
Тема 1. Народы мира.
Тема 2. Человек и семья в народной культуре.
Тема 3. Кладовая мировой литературы.
Тема 4. Музыкальная палитра.
Тема 5. Мир игры и игрушки.
Тема 6. Народно-декоративное и прикладное искусство.
Раздел 4. «Земля – наш общий дом»(4 класс)
Тема 1. Великие религии мира.
Тема 2. Великие достижения мира.
Тема 3. Музеи мира.
Тема 4. Великие сокровища и реликвии.
Тема 5. Великие люди мира.
Авторы: - Колосова С.Г. - директор негосударственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 63 ОАО «РЖД»;
Ломова М.А. - заместитель директора по учебной работе негосударственного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Прогимназия № 63 ОАО «РЖД».
Рецензент - Е.Н. Щербина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального общего образования Южного Федерального Университета.
Тематическое планирование 4 класс
«Земля – наш общий дом»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые образовательные результаты |
| Тема 1. Великие религии мира | | |
1-6 | Первичные религии Христианство и его основные заповеди Коран – священная книга мусульман. Мораль и этика буддизма Книга книг – Библия Малочисленные народы и концессии (Их концессии человека, традиции, особенности уклада жизни и семейного воспитания детей). | 6 | Личностные результаты: положительное отношение к изучению культуры народов, населяющих Россию; к деятельности познания многонациональной культуры российского народа, желание приобретать новые поликультурные знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивая новые виды поликультурной деятельности, участвовать в диалоге культур народов, населяющих Россию, созидании культурных ценностей; осознание себя как гражданина России и ее многонациональной культуры; признание для себя общегражданских морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков сквозь призму этих норм; интерес и уважение к народам России и их культурам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды в общем доме - Россия. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: 1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. 2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. 3.Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). 4. В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа». Познавательные УУД: 1. Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание). 2. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя). 3. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. 4. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 5. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям. Коммуникативные УУД: 1. Соблюдать простейшие общепринятые нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. 2. Вступать в диалог с учителем, сверстниками, в т.ч. представляющими народы Российской Федерации (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное). 3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. 4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы. 5. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. Предметные результаты: Знания об элементах материальной, духовной и нормативной культуры народов, населяющих территорию Российской Федерации. Умения осваивать новые виды поликультурной деятельности, участвовать в диалоге культур народов, населяющих Россию, сотрудничать со сверстниками и взрослыми в межкультурном диалоге. Навыки владения способностью вступать в межкультурный диалог, художественной коммуникации с произведениями народной художественной культуры народов региона проживания, населяющих Российскую Федерацию и народов мира. |
| Тема 2. Великие достижения мира | |
7-8 | Великие достижения мира (Наука, техника, географические открытия, спорт, искусство) | 2 |
| Тема 3. Музеи мира | |
9-11 | Музеи – хранители достижений и истории развития человечества. Самые известные художественные музеи мира. Музеи России | 3 |
| Тема 4. Великие сокровища и религии | |
12-13 | Величайшие святыни мировых религий (ковчег Завета и крест Иисуса Христа, чаша Грааля и святая Каббу, меч прока Мухаммеда и статуя Изумрудного Будды) Реликвии рыцарей, царских и королевских династий (ладья фараона Хеопса и Фестский диск, Капитолийская волчица и ацтекский Камень Солнца, Знамя Победы, спускаемый аппарат первого космического корабля) | 2 |
| Тема 5. Великие люди мира | |
14-15 | Великие люди мира (Чингисхан, Христофор Колумб, Галилео Галилей, Огюст и Луи Люмьер, Мао Цзэдун, Томас Эдисон, Юрий Гагарин и др.) | |
| Тема 6. Культура межнациональных отношений (мы и мир вокруг нас) | |
16 | Отношение к другим. Учимся слушать и слышать друг друга | |
17 | Итоговый урок «Земля - наш общий дом» | |