СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу "изобразительное искусство" для 5 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013)  . Учебно – методический  комплект  рекомендован Министерством  образования  РФ  / -М. :  Вентана – Граф, 2013.

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей,  формирование  основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество,  художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся;  воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие  умений и навыков исследовательского поиска.

     Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "изобразительное искусство" для 5 класса»



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 5 класса. Соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.). (авторы Л. Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. М.: Вентана-Граф, 2013)  . Учебно – методический  комплект  рекомендован Министерством  образования  РФ  / -М. :  Вентана – Граф, 2013.

Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на формирование основ художественной культуры: представлений о специфике изобразительного искусства, потребности в художественном творчестве, общении с искусством, первоначальными понятиями о выразительных возможностях его языка; развитие образного мышления, воображения, учебно-творческих способностей, формирование основ анализа произведений искусства, эмоционально-ценностного отношения к миру; овладение практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок, живопись, скульптура, народное и декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование); развитие толерантного мышления учащихся; воспитание культуры межнационального общения в процессе системного, комплексного освоения связей отечественной истории и культуры (с учетом регионального; этнокультурного компонента) и культуры других народов; формирование и развитие умений и навыков исследовательского поиска.

Включение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс является мощным средством повышения эффективности познавательной и практической деятельности обучающихся при изучении изобразительного искусства.


   2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Определяющими характеристиками данной программы являются  интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.  Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития   ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также  педагогические подходы и методологические основания программы  опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,

разработанной в Учреждении Российской академии образования  «Институт художественного образования».

      Данная программа учитывает передовой опыт современных  направлений педагогики искусства в области художественного  образования школьников, научно-методические концепции, технологии  обучения, а также изменения культурного пространства России,  появление новых имен, тенденций, произведений искусства.

        Современный уровень социокультурного развития общества  диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик  становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных  программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих  полихудожественное развитие школьников.

         Целью уроков изобразительного искусства в основной школе  является реализация фактора развития, формирование у детей целостного,  гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой  деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с  искусством; формирование духовных начал личностивоспитание  эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного (изобразительного) искусства;  нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему  народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:

  1. Углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;

  2. Освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы.

•   воспитание  устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение  нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и  формирование художественных и эстетических предпочтений;

•  развитие  способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому  восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов  искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала,  побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;

•  освоение  разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;приемов  работы с художественными материалами, инструментами , техниками.

•   овладение  умением пользоваться выразительными средствами изобразительного  искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами , которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их  желания выразить в своем творчестве свои представления об  окружающем мире;

•  развитие опыта художественного восприятия произведений  искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

      Фактор развития реализуется в программе посредством развития  дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности  самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника,  восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия  и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

       Основой всего педагогического процесса в преподавании  изобразительного искусства является органическое единство учебного и  воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с  другими образовательными дисциплинами.

        Характерными признаками развивающего обучения в условиях  полихудожественного подхода  на уроках  изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение ребенка. 

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

3. Живое общение с искусством. 

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

5. Опора на региональный компонент в обучении. 

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. 

9. Активное творчество самих детей. 


 ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа открывает возможность реализации  интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.


  3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2011. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания  и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

     Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство»

Класс – 5

Количество часов в неделю – 1 ч.

Количество часов в год – 35ч.


4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ в 5 классе:


Предмет «Изобразительное искусство »в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Предметные УУД

характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.


Личностные УУД

1. формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

2. воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

3. развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

4. формирование духовных и эстетических потребностей;

5. овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

6. воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

7. отработка навыков самостоятельной и групповой работы

8. обеспечивает формирование у о бучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности




Метапредметные УУД

Регулятивные УУД

1. Проговаривать последовательность действий на уроке.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;

Коммуникативные УУД

1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

5. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

6.При  реализации  данной  рабочей  программы  основное  внимание  будет  уделяться  формированию  универсальных  учебных  действий  (УУД)  через  использование  (применение)  следующих  педагогических  технологий.


5.Содержание программыпо предмету «Изобразительное искусство»

5 класс

"Изобразительное искусство в жизни человека" - 35 часов

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала




Содержание

Кол-во часов

«Человек, природа, культура как единое целое»

4 ч

«Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве»

7 ч

« Путешествие в мир древнегреческого искусства»

« Былинная Русь и следы язычества в Русской культуре».

Народное декоративно-прикладное искусство

10ч

"Великие имена в искусстве"

всего

35




6.Календарно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»

5 класс (35 часов)

Дата



Тема урока

Планируемые результаты


Домашнее задание

план

факт


Предметные


Личностные


Метапредметные



Учебные действия, лабораторные работы,

контроль

Оборудо-вание ЭОР

Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое (4часа)

1

5А-

05.09

5Б-

01.09


Природа и человек «Пейзаж, в котором я хотел бы построить свой дом»

Творческое задание- «Как хорошо летом»»

Комбинированный урок.

Знакомство с разными художественными материалами, с которыми работает художник-график (гуашь, пастель, тушь, карандаш).

Знать: приёмы работы красками и другими художественными материалами.

Уметь: Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа .

Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства.

Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.

Регулятивные УУД Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя Коммуникативные УУД Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Просмотр и ана­лиз работ.

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.6

2

5А-

12.09

5Б-

08.09


Природа и художник
Импровизация в графическом материале . Композиция «Звучащая музыка в картине художника»

Знать: основные законы композиции.

Создавать и насыщать самостоятельные творческие работы художественными образами.
Уметь: Выполнять композиции на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, стихотворений

Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей.

Развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники.

Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: донести свою позицию до собеседника.


Просмотр и ана­лиз работ.

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

11

3

5А-

19.09

5Б-

15.09


Человек — природа — культура
Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе».

Уметь :видеть и передавать необычное в обычном.
Знать: разные виды и жанры изобразительного искусства.
Уметь выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства. 

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

Формировать 

индивидуальное чувство восприятия природы.


Регулятивные УУД: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД: Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Просмотр и ана­лиз работ.

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

17

4

5А-

26.09

5Б-

22.09


Пространство и время. Многомерность мира

Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество.


Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (умение работать тупым и острым концом).

Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой, наблюдать за тем, как в них отражаются представления исполнителя о красоте мира.

Формирование духовных и эстетических потребностей;

Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД: Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике

Коммуникативные УУД: оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста)

Просмотр и ана­лиз работ.

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

23

Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве (7 часов)

5

5А-

03.10

5Б-

29.09


Зодчество

Уметь: Использовать в работе тонированную и цветную бумагу. Передавать в форме и цвете разное настроение.

Выбирать материал и инструменты для изображения

овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности

Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке

Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Просмотр и ана­лиз работ.

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

28

6

5А-

10.10

5Б-

06.10


Образы старинной архитектуры

Уметь работать в группе.

Выполнять зарисовки с натуры домов, улиц.


Создавать эскизы зданий по описанию и воображению.


 Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала

Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий на уроке

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

Просмотр и ана­лиз работ.

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

32

7

5А-

17.10

5Б-

13.10


Конструктивные особенности архитектуры


Уметь создавать цветовые, графические и объёмные (скульптура) импровизации по мотивам произведений музыки, поэзии, танца;

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

Регулятивные УУД: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД: Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД: учиться планировать работу в группе

Просмотр и ана­лиз работ.

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

34

8

5А-

24.10

5Б-

20.10


Объёмные формы в изобразительном искусстве

Уметь: Работать с натурой — передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш).


Выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами.

формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения

Просмотр и ана­лиз работ.

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

36

9

5А-

14.11

5Б-

27.10


Штрих в изобразительном искусстве


Уметь создавать тональную растяжку из нескольких тонов одного цвета.

Передавать тональные отношения при условии, что свет падает на предмет слева сверху

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Регулятивные УУД: обретение самостоятельного  творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным  действиям, в различных учебных и жизненных ситуациях;

Познавательные УУД: развитие фантазии, воображения, визуальной памяти;

Коммуникативные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

Просмотр и ана­лиз работ.

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

39

10

5А-

21.11

5Б-

10.11


Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)

Уметь самостоятельно составлять композицию для натюрморта.

распределять предметы по планам на изобразительной плоскости.

Выполнять композицию с натюрмортом, когда предметная плоскость находится ниже линии горизонта.

проявлять познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала

Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью

Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала

Коммуникативные УУД: критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого;

Просмотр и ана­лиз работ.

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

40

11

5А-

28.11

5Б-

17.11


Перспектива в открытом пространстве


Уметь передавать линию горизонта и перспективу улицы.

Передавать воздушную перспективу в рисунке;

передавать формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Регулятивные УУД: восприятие  мира, человека, окружающих явлений  с эстетических позиций

Познавательные УУД: Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. 4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Коммуникативные УУД: участвовать на уроке в диалоге.

Просмотр и ана­лиз работ

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

44

Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции (5часов)

12

5А-

05.12

5Б-

24.11


Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира


Уметь группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.

Воспринимать, эмоционально оценивать произведение, давать ему образную характеристику

освоение художественной культуры как сферы материального выражения  духовных ценностей, представленных в пространственных формах;

Регулятивные УУД: Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя

Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

Коммуникативные УУД: Слушать и понимать речь других

Просмотр и ана­лиз работ

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

46

13

5А-

12.12

5Б-

01.12


Мифы Древней Греции

Уметь работать по подсказке, описанию этапов работы.

Выполнять рельеф при создании медальона по мотивам мифов Древней Греции.

Использовать в работе материалы и инструменты художника-скульптора (стека, глина, пластилин)

Уважение к своему народу, к своей родине

Регулятивные УУД: Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

Познавательные УУД: Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему

Коммуникативные УУД: Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

54

14

5А-

19.12

5Б-

08.12


Скульптура Древней Греции

Создавать из вылепленных фигур коллективные композиции.


Следовать традиционным приёмам лепки (из комка глины или пластилина способом отсечения лишнего).

Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

Регулятивные УУД: Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности

Познавательные УУД: Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу

Коммуникативные УУД: Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

60

15

5А-

26.12

5Б-

15.12


Рисуем человека по древнегреческим канонам

Уметь: Использовать древнегреческие каноны в изображении человека.

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции.

Передавать характерные позы и динамику фигуры

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства

Регулятивные УУД: Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Познавательные УУД: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД: Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им

Просмотр и ана­лиз работ

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

66

16

5А-

16.01

5Б-

29.12


Чернофигурные вазы Древней Греции


Уметь наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.

Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.


воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Коммуникативные УУД: Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста

Просмотр и ана­лиз работ

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

70

Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре (8 часов)

17

5А-

23.01

5Б-

12.01


Славянские мифы о сотворении мира


Уметь работать инструментами и приспособлениями: карандашом, линейкой, стекой.

Создавать рельефное изображение человека.



формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

Регулятивные УУД: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД: овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

Коммуникативные УУД: уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

76

18

5А-

30.01

5Б-

19.01


Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек

Уметь передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа.

Грамотно соединять в одной работе разные техники и материалы

воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные УУД: Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД: Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные УУД: учиться распределять работу между участниками проекта

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

82


19

5А-

06.02

5Б-

26.01


Былинный образ

Русской земли


Уметь: Передавать в пейзаже характерные для России особенности: степь, поле, горы, моря, реки, дороги, дома (по типу топографической карты).

Уметь участвовать в беседе о разных видах искусства, размышлять об особенностях

Русской земли, её отличии от других стран

отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем.

Познавательные УУД: осуществ­лять поиск необходимой ин­формации.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы, обращаться за помо­щью, контролировать свои дей­ствия в коллективной работе

Просмотр и ана­лиз работ

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

88

20

5А-

13.02

5Б-

02.02


Илья Муромец и Соловей-разбойник


Использовать знания о значении формата в решении композиционного замысла, соразмерности величин, важности определения первого плана, динамики в передаче содержания рисунка.


Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.


Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к обучению.

Регулятивные УУД: выполнять учебные действия в качестве юного художника

Познавательные УУД: осуществ­лять и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД: участво­вать в коллективной работе, обсуждении, в коллектив­ном анализе работ

Просмотр и ана­лиз работ

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

94

21

5А-

20.02

5Б-

09.02


Народный костюм.

Головной убор


Уметь применять в работе смешанную технику — аппликацию, коллаж, графику.


Использовать в работе знания о декоративной композиции, симметрии и ритме.

Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма.

Вносить свои изменения в декоративную форму.

Оценка собственных результатов самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению)

Регулятивные УУД: формулиро­вать и удерживать учебную задачу.

Познавательные УУД: контроли­ровать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: форму­лировать собственное мнение и позицию

Просмотр и ана­лиз работ

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

102

22

5А-

27.02

5Б-

16.02


Народный костюм. Одежда

Уметь представлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма

формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры

Регулятивные УУД: преобразо­вывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные УУД: ставить и формулировать проблему.

Коммуникативные УУД: ставить вопросы; обращаться за по­мощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей об изобразительном искусстве

Просмотр и ана­лиз работ

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

108

23

5А-

05.03

5Б-

01.03


Народные праздники. Святки

Уметь передавать в маске образ героя.

Соблюдать пропорции лица человека или морды животного.


овладение основами культуры практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами

Регулятивные УУД: использовать речь для регуляции своего дей­ствия.

Познавательные УУД: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

Коммуникативные УУД: адекватно использовать речь для планирования своей деятельности

Просмотр и ана­лиз работ

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

114

24

5А-

12.03

5Б-

15.03


Масленица


Уметь выполнять макет трёхгранной свечи.

Самостоятельно работать с плотной бумагой (сгибать с помощью линейки и резца).


Представлять, что такое стилизация природных форм в декоративные.


формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Регулятивные УУД: применять ус­тановленные правила.

Познавательные УУД: самостоя­тельно выделять и формули­ровать познавательную цель.

Коммуникативные УУД: разре­шать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников

Просмотр и ана­лиз работ

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

118

Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство (10 часов)

25

5А-

19.03

5Б-

22.03


Этнографический музей


Уметь объяснять свой замысел и манеру исполнения графической композиции.

Понимать и объяснять особенности и значение этнографических музеев в жизни каждого народа

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Регулятивные УУД: самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения

Познавательные УУД: контроли­ровать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные УУД: догова­риваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Просмотр и ана­лиз работ

Репродукции картин художников, в разной технике исполнения, таблицы последовательности, ,

электронная доска, компьютер

Стр.

122

26

5А-

09.04

5Б-

05.04


Печные изразцы

Уметь наблюдать и передавать изображение по мотивам наблюдаемого в рельефе.

Понимать значение этюда в лепке и зарисовки будущей работы.

Уметь работать с глиной (пластилином) с помощью инструмента — стеки.

Понимать связь композиции рисунка и формата, на котором этот рисунок будет изображён

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов

Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудниче­стве с учителем.

Познавательные УУД: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

Коммуникативные УУД: обра­щаться за помощью, формули­ровать свои затруднения; при­нимать участие в групповой работе.

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

128

27

5А-

16.04

5Б-

12.04


Расписывание изразцов


Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.

Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома.

Работать в смешанной технике (аппликация и гуашь).


формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы

Регулятивные УУД: моделировать, выделять, обобщенно фикси­ровать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Познавательные УУД: выделять и формулировать познаватель­ную цель.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

132

28


5А-

23.04

5Б-

19.04


Прядение — вид народного ремесла. Прялка

Понимать, объяснять роль и значение музея в жизни.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Уметь: ыполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденных работ.

Копировать геометрические и растительные символы.

Пользоваться поисковыми системами Интернета.

Рассуждать об изображаемых на прялках сюжетах

Формирование гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

Регулятивные УУД: применять ус­тановленные правила в плани­ровании способа решения.

Познавательные УУД: ориентиро­ваться в разнообразии спосо­бов решения задач.

Коммуникативные УУД: обра­щаться за помощью, формули­ровать свои затруднения

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

136-142

29

5А-

31.04

5Б-

26.04




Кукла как часть народной культуры

Выполнять плоскостные декоративно-прикладные композиции, подражая народному мастеру.

Передавать в работе особенности декора, используемого в прялках старых мастеров (символы солнца и земли

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные УУД: самостоятельно конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения

Познавательные УУД: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;



Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

148

30

5А-

07.05

5Б-

03.05




Делаем куклу-«закрутку»

Уметь переводить образ, полученный в графическом редакторе, в графический образ в технике цветной графики.

Получать локальные и контрастные цветовые отношения, характерные для народной игрушки.

Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона

формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства

Регулятивные УУД: Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

152

31

5А-

14.05

5Б-

10.05


Ткачество как вид народного искусства

Уметь работать со схемами по изготовлению игрушки-«закрутки».


Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.


формирование духовных и эстетических потребностей;

Регулятивные УУД: Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные УУД: Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

154

32

5А-

21.05

5Б-

17.05


Вышивка.

Уметь применять в творческой работе знания из истории костюма.

Создавать коллективные композиции.

Передавать гармоничные сочетания цветов в эскизе ткани с учётом назначения костюма

наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные УУД: - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

Познавательные УУД: -приводить примеры, формулировать собственное мнение и позицию при изображении радости и грусти;

Коммуникативные УУД: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

160


33

5А-

28.05

5Б-

24.05


Лоскутное шитьё
Коллективная композиция «Лоскутное одеяло».


Уметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.

Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.


формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Регулятивные УУД: - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

Познавательные УУД: - осуществлять

возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков; объективно оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Коммуникативные УУД: последовательно и полно передавать партнерам информацию с помощью линейных изображений;

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

166

Глава 6. Проекты и исследования (1час)

34-

35

5А-

5Б-


Великие имена в искусстве

Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.

Применять знания о контрастной и нюансной цветовой гамме.

Уметь: создавать ритмический узор, составляя работы одноклассников в единую композицию

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

Просмотр и ана­лиз работ

Презентация,

электронная доска, компьютер


Стр.

170


7. Учебно - методический комплекс:


1

5 класс Программа - Изобразительное искусство 5 - 9 классы. Под редакцией Б. М. Неменского. Составители: Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских; под ред. Б. М. Неменского. — М., Просвещение, 2013.

2

Учебник: Горяева Н.А., Островская О.В. «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского Рабочая тетрадь: «Твоя мастерская» Издательство, год издания: Москва «Просвещение»,2013 г

3

Методические пособия для учителя: (автор, издательство, год издания): 1. Кашекова И.Э. «Изобразительное искусство». Планируемые рузультаты. Система заданий Москва, «Просвещение»,2013 г

4

Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012

5

Методические пособия для учителя: (автор, издательство, год издания):

1)Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Москва, «Сфера»,2007год,

2) М.А. Порохневская, «Изобразительное искусство» 6 класс, «Учитель - АСТ», 2008 год

3)О.В. Павлова, « «Изобразительное искусство» 6 класс, «Учитель», Волгоград, 2007 год.

4) О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель», Волгоград, 2008 год.

5) Туманова Е.С. « «В мире красок народного творчества» 4-8 класс (внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год

6

Учебник: «Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека» Автор: А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Под редакцией Б.М.Неменского Издательство, год издания: Москва «Просвещение»,2008 г.

7

Методические пособия для учителя: (автор, издательство, год издания):

1) Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Москва, «Сфера»,2007год,

2) О.В. Свиридова « «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство» (беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель», Волгоград, 2008 год

3) О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты» 5-8 класс, «Учитель», Волгоград, 2008 год.

4) Оросова Т.В., «Изобразительное искусство» 7 класс, «Учитель - АСТ», 2007 год

5) Туманова Е.С. « «В мире красок народного творчества» 4-8 класс (внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год 8 класс

8

Учебник: Искусство 8-9 класс Автор: Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, Издательство, год издания: «Просвещение», Москва, 2011 год

9

Методические пособия для учителя (автор, издательство, год издания):

1) Агеева И.Д. «Занимательные материалы по изобразительному искусству», Москва, «Сфера», 2007год

2) О.В. Свиридова « «Предметные недели в школе. Изобразительное искусство» (беседы, викторины, олимпиады, конкурсы, необычные уроки), Учитель», Волгоград, 2008 год

3) О.В. Свиридова, «Проверочные и контрольные тесты», «Учитель», Волгоград, 2008 год.

4) Порохневская М.А. Изобразительное искусство 8 класс, «Учитель - АСТ», 2008 год

5) Туманова Е.С. « «В мире красок народного творчества» 4-8 класс (внеклассные мероприятия), «Учитель», Волгоград, 2009год

10

Учебник: Искусство 8-9 класс Автор: Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, Издательство, год издания: «Просвещение», Москва, 2011 год



8. Планируемые результаты

Выпускник научится:

  • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);создавать декоративные изображения на основе русских образов;

  • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;

  • создавать эскизы декоративного убранства русской избы;

  • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;

  • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

  • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;

  • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства(используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы ит.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;осуществлятьсобственныйхудожественныйзамысел,связанныйс созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;

  • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;

  • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

  • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;

  • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивныхдекоративныхизобразительныхэлементоввпроизведениях народных и современных промыслов;

  • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;

  • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

  • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

  • объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

  • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

  • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

  • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

  • навыки плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

  • изображать сложную форму предмета(силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

  • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

  • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

  • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

  • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;

  • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

  • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

  • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

  • применять перспективу в практической творческой работе;

  • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

  • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

  • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

  • навыкам создания пейзажных зарисовок;

  • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

  • пользоваться правилами работы на пленэре;

  • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

  • навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

  • различать основные средства художественной выразительности в

  • изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

  • определять композицию как целостный и образный строй произведения,рольформата,выразительноезначениеразмерапроизведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

  • пользоваться красками( гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь),обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

  • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

  • различать и характеризовать виды портрета;

  • понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

  • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

  • использовать графические материалы в работе над портретом;

  • использовать образные возможности освещения в портрете;

  • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

  • называтьименавыдающихсярусскихизарубежныххудожников-портретистов и определять их произведения;

  • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

  • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

  • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

  • рассуждать(сопоройнавосприятиехудожественныхпроизведений-шедевровизобразительногоискусства)обизменчивостиобразачеловекав истории искусства;

  • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;

  • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;

  • объяснять понятия«тема»,«содержание»,«сюжет» в произведениях станковой живописи;

  • изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;

  • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина»,«станковая живопись»;

  • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины;

  • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов;

  • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;

  • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;

  • рассуждать о значении творчества великих русских художников в созданииобразанарода,встановлениинациональногосамосознанияиобраза национальной истории;

  • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;

  • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;

  • творческому опыту по разработке художественного проекта– разработки композиции на историческую тему;

  • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;

  • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;

  • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;

  • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;

  • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;

  • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;

  • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;

  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

  • анализировать художественно- выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

  • культуре зрительского восприятия;

  • характеризовать временные и пространственные искусства;

  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;

  • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

  • собирать необходимый материал для иллюстрирования(характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

  • понимать сочетание различных объемов в здании;

  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн- проектов;

  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а так же о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

  • понимать основы краткой истории костюма;

  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

  • применять навыки сочинения объемно- пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны;

  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы«Троица»Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова -на- Рву;

  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения(витраж, мозаика,роспись,монументальнаяскульптура);использоватьвыразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII– XIX веков;

  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII– XIX веков;

  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

Выпускник получит возможность научиться:



  • активноиспользоватьязыкизобразительногоискусстваиразличныехудожественныематериалыдляосвоениясодержанияразличныхучебныхпредметов(литературы,окружающегомира,технологииидр.);

  • владеть диалогической формой коммуникации, уметьаргументироватьсвоюточкузрениявпроцессеизученияизобразительногоискусства;

  • различатьипередаватьвхудожественно-творческойдеятельностихарактер,эмоциональноесостояниеисвоеотношениекприроде,человеку,обществу;осознаватьобщечеловеческиеценности,выраженныевглавныхтемахискусства;

  • выделятьпризнакидляустановлениястилевыхсвязейвпроцессеизученияизобразительногоискусства;

  • понимать специфику изображения в полиграфии;

  • различатьформыполиграфическойпродукции:книги,журналы,плакаты,афишиидр.);

  • различатьихарактеризоватьтипыизображениявполиграфии(графическое,живописное,компьютерное,фотографическое);

  • проектироватьобложкукниги,рекламыоткрытки,визиткиидр.;создаватьхудожественнуюкомпозициюмакетакниги,журнала;

  • называтьименавеликихрусскихживописцевиархитекторовXVIII–XIXвеков;

  • называть и характеризовать произведения изобразительногоискусстваиархитектурырусскиххудожниковXVIII–XIXвеков;

  • называтьименавыдающихсярусскиххудожников-ваятелейXVIIIвекаиопределятьскульптурныепамятники;

  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

  • называтьименавыдающихсярусскиххудожников-пейзажистовXIXвекаиопределятьпроизведенияпейзажнойживописи;

  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

  • активновосприниматьпроизведенияискусстваиаргументированноанализироватьразныеуровнисвоеговосприятия,пониматьизобразительныеметафорыивидетьцелостнуюкартинумира,присущуюпроизведениямискусства;

  • определять«Русскийстиль»вархитектуремодерна,называтьпамятникиархитектурымодерна;

  • использоватьнавыкиформообразования,использованияобъемоввархитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • называтьименавыдающихсярусскиххудожников-ваятелейвторойполовиныXIXвекаиопределятьпамятникимонументальнойскульптуры;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

  • узнавать,называтьосновныехудожественныестиливевропейскомирусскомискусствеивремяихразвитиявисториикультуры;

  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

  • применять творческий опыт разработки художественного проекта–создания композиции на определенную тему;

  • пониматьсмыслтрадицийиноваторствавизобразительномискусствеXXвека.Модерн.Авангард.Сюрреализм;

  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О.Шехтель . А.Гауди;

  • создаватьснатурыиповоображениюархитектурныеобразыграфическимиматериаламиидр.;

  • работатьнадэскизоммонументальногопроизведения(витраж,мозаика,роспись,монументальнаяскульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

  • получатьпредставленияобособенностяххудожественныхколлекцийкрупнейшихмузеевмира;

  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

  • пониматьролькостюма,маскиигримавискусствеактерскогоперевоплощения;

  • называтьименароссийскиххудожников(А.Я.Головин,А.Н.Бенуа,М.В.Добужинский);

  • различать особенности художественной фотографии;

  • различатьвыразительныесредствахудожественнойфотографии(композиция,план,ракурс,свет,ритмидр.);

  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • называть имена мастеров российского кинематографа.С.М.Эйзенштейн.А.А.Тарковский.С.Ф.Бондарчук.Н.С.Михалков;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • понимать различия в творческой работе художника- живописца и сценографа;

  • применятьполученныезнанияотипахоформлениясценыприсозданиишкольногоспектакля;

  • применятьвпрактикелюбительскогоспектакляхудожественно-творческиеуменияпосозданиюкостюмов,гримаит.д.дляспектакляиздоступныхматериалов;

  • добиватьсявпрактическойработебольшейвыразительностикостюмаиегостилевогоединствасосценографиейспектакля;

  • использоватьэлементарныенавыкиосновфотосъемки,осознанноосуществлятьвыборобъектаиточкисъемки,ракурса,планакакхудожественно-выразительныхсредствфотографии;

  • применятьвсвоейсъемочнойпрактикеранееприобретенныезнанияинавыкикомпозиции,чувствацвета,глубиныпространстваит.д.;

  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

  • применять сценарно-режиссерские навыки при построениитекстовогоиизобразительногосюжета,атакжезвуковогорядасвоейкомпьютернойанимации;

  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  • использоватьопытдокументальнойсъемкиитележурналистикидляформированияшкольноготелевидения;

  • реализовыватьсценарно-режиссерскуюиоператорскуюграмотувпрактикесозданиявидео-этюда.




33