МОУ «Милославская школа»
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности
(общекультурное направление)
«Волшебный мир оригами» для 3 класса
Автор: Новикова Светлана Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МОУ «Милославская школа»
р. п. Милославское, 2017 год
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе результатов многолетней работы по обучению учащихся начальной школы основам искусства оригами.
Обучение путем развития творческих способностей в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Педагогика ориентируется на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Современный учитель все чаще стремиться предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены, поэтому выполнение творческих проектов ребенком интенсивно развивается в сфере дополнительного образования. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится осуществление перехода от образования, ориентированного на передачу ученику специально отобранных культурно-исторических ценностей, норм и традиций к продуктивному образованию, ориентированному на организацию самостоятельной деятельности учащегося, направленной на создание им образовательных продуктов. Необходимость такого перехода обусловлена экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному обществу приходит общество информационное. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную информацию, становится жизненно важным для современных школьников.
В стандартах 2 поколения раскрываются новые социальные запросы, которые определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию дополнительного образования как «научить учиться». Ребята будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности».
Программа курса «Волшебный мир оригами» разработана на основе авторской программы Гребенюковой О.В. в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования и предназначена для учеников начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью.
Она направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностноориентированный, деятельностный подходы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Среди многообразия видов творческой деятельности конструирование занимает одно из ведущих положений. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни человека, в ней находят своё отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. В конструировании проявляются многие психические процессы, но, пожалуй, наиболее ярко - творческое воображение и мышление.
Цель программы:
всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора. Выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов.
Задачи программы:
Обучающие
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
обучение различным приемам работы с бумагой;
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
прививать интерес к исследовательской деятельности.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения;
развитие мелкой моторики рук и глазомера;
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
воспитание интереса к искусству оригами;
расширение коммуникативных способностей детей;
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся 1-4 классов начальной школы и рассчитана на 4 года – 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста (7-10 лет). Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие воспитывает уверенность в себе.
Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.
Планируемые результаты
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
К концу обучения обучающиеся должны |
знать | уметь |
что такое оригами | подбирать бумагу нужного цвета |
историю возникновения оригами | выполнять разметку листа бумаги |
основные приемы работы, способ складывания базового треугольника | пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой |
название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона, и других материалов | пользоваться чертежными инструментами, ножницами |
название, приемы складывания модулей | собирать игрушки – «оригамушки» |
необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов работы | составлять композицию из готовых поделок |
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку |
анализировать образец, анализировать свою работу |
Оценка результатов образовательной деятельности
Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Контрольно-измерительные материалы по данному курсу не предусмотрены.
Основное содержание
Вводное занятие (1 час)
Рассказ об истории развития искусства оригами. Беседа по охране труда.
Диагностика обученности учащихся (3 часа)
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика.
Летние композиции (3 часа)
Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».
Модульное оригами (10 часов)
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Оригами на праздничном столе ( 4 часа)
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Цветы к празднику 8 марта (3 часа)
Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Оригами – почта (3 часа)
Различные виды конвертов для писем.
Впереди – лето! ( 4 часа)
Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
Итоговое занятие (2 часа)
Оригамская сказка о четырех братьях.
Оформление выставочных работ (1 час)
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».
Формы и методы обучения
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Формы подведения итогов
реализации дополнительной образовательной программы
1. Составление альбома лучших работ.
2. Проведение выставок работ учащихся:
– в классе.
3. Участие в ежегодной школьной выставке «Успех года».
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Основное содержание занятия | Вид деятельности |
1 | История развития искусства оригами Беседа по охране труда. Простые базовые формы оригами. | 1 | Беседа. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). | Работа с бумагой, ножницами |
Диагностика обученности учащихся- 1 час |
2 | Входная диагностика. | 1 | | Работа с бумагой, ножницами |
Летние композиции - 3 часа |
3 | Калужница. | 1 | Изготовление модели по плану по изученным базовым формам | Работа с бумагой в технике «оригами» |
4 | Ландыш. | 1 | Изготовление модели по плану по изученным базовым формам. | Работа с бумагой в технике «оригами» |
5 | Оформление композиций «На лесной полянке» | 1 | Изготовление модели по плану по изученным базовым формам. | Работа с бумагой в технике «оригами» |
Модульное оригами- 10 часов |
6 | Ветка ели. | 1 | Демонстрация складывания базовой формы «модулей». Изготовление модели по плану | Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка. |
7 | Бусы для елки. Новогодняя гирлянда. | 1 | Изготовление модели по плану (схемам). | Работа с бумагой в технике «оригами». |
8 | Разноцветная звезда из 4 деталей.
| 1 | Изготовление модели по плану (схемам). | Работа с бумагой в технике «оригами». |
9 | Звезда из 8 модулей. | 1 | Изготовление модели по плану (схемам). | Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка. |
10 - 11 | Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками». | 2 | Изготовление модели по плану (схемам). | Работа с бумагой в технике «оригами». |
12 | Диагностика по итогам 1 полугодия. | 1 | Изготовление модели по плану (схемам). | Работа с бумагой в технике «оригами». |
13 - 16 | Модульные игрушки для друзей. | 4 | Изготовление модели по плану (схемам). | Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка. |
Оригами на праздничном столе- 4 часа. |
17 | Правила этикета. Приглашение – открытка с летящей птицей и рамочка для карточки гостя. | 1 | Демонстрация складывания базовой формы «двойной треугольник». Изготовление модели по плану | Работа с бумагой в технике «оригами». Выставка. |
18 | Оригами на праздничном столе: салфетка «Веер», «Лилия» | 1 | Изготовление модели по плану (схемам) | Работа с бумагой в технике «оригами». |
19 | Стаканчик для салфеток и квадратная коробочка (вазочка) с декоративными углами | 1 | Изготовление модели по плану (схемам) | Работа с бумагой в технике «оригами». |
20 | Итоговое занятие. Оформление праздничного стола | 1 | Практическое занятие: оформление праздничного стола | Моделирование |
Цветы к празднику 8 марта- 3 часа. |
21 - 22 | Композиция «Букет гвоздик», тюльпанов. | 2 | Демонстрация складывания базовой формы. | Работа с бумагой в технике «оригами» |
23 | Ваза «Два журавля» | 1 | Демонстрация складывания базовой формы. | Работа с бумагой в технике «оригами» |
Оригами - почта - 3 часа. |
24 | Солдатский треугольник и прямоугольное письмо. | 1 | Изготовление модели по плану. | Работа с бумагой в технике «оригами» |
25 | Датское и английское письмо. | 1 | Демонстрация складывания базовой формы. | Работа с бумагой в технике «оригами» |
26 | Оригинальный конверт | 1 | Демонстрация складывания базовой формы. | Работа с бумагой в технике «оригами» |
Впереди – лето! - 4 часа. |
27 | Базовая форма «дом». Пилотка(2варианта) и шапочка с козырьком. | 1 | Демонстрация складывания базовой формы « Дверь» | Работа с бумагой в технике «оригами». |
28 - 29 | Самолеты и истребители. | 2 | Изготовление модели по плану. | Работа с бумагой в технике «оригами». |
30 | Летние соревнования моделей. | 1 | Запуск моделей | Работа с моделями самолетов |
Итоговое занятие- 2 час. |
31 - 32 | Бутоны роз. Композиция «Букет роз». Оригамская сказка о четырех братьях | 2 | Изготовление модели по плану. | Работа с бумагой в технике «оригами». Аппликация. |
33 | Диагностика по итогам года. | 1 | Изготовление модели по плану. | Работа с бумагой в технике «оригами» |
Оформление выставочных работ - 1 час. |
34 | «Чему мы научились за год». Презентация. | 1 | Диагностика по итогам года. Выставка. В форме праздника. | Работа с бумагой в технике «оригами» |