СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. Программа носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами оригами, создание композиций из бумаги.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебный мир оригами"»


Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Кинешемская коррекционная школа-интернат»



Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов

«___» августа 201__ г.

Руководитель ШМО

___________________

Принято на педагогическом совете

«___» августа 201_ г.


Протокол № __


Утверждаю:

Директор школы:



Приказ № __

от «__ » августа 201__ г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

2-4 классы





Направленность: общекультурное

Возраст обучающихся: 8 -11 лет

Срок реализации: 3 года







Составитель: Лебедева Г.Н.

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория











Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» разработана на основе авторской программы Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома» и методических пособий Соколовой С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика» и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы 2-4 классов. Срок реализации 3 года. Рабочая программа рассчитана на 102 часа, из них во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, 4 классе – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Продолжительность занятия 40 минут.

Программа «Волшебный мир оригами» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами оригами. Обучение по данной программе позволяет детям удовлетворить свои познавательные и творческие интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.


1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В результате изучения курса «Волшебный мир оригами» учащиеся получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о геометрических фигурах; познакомятся с некоторыми способами изготовления оригами; получат возможность приобрести базовые умения работы с бумагой, научатся создавать композиции из бумаги; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру бумагопластики.


Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы «Волшебный мир оригами»

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности   базовых учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • Овладение технологическими приемами ручной обработки бумаги.

  • Усвоение правил техники безопасности.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель программы: развитие творческого потенциала младших школьников с помощью искусства оригами, развитие художественного вкуса, расширение кругозора.


Задачи программы:

  • знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

  • формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.

  • обучение различным приемам работы с бумагой.

  • применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.

  • развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.

  • развитие мелкой моторики рук и глазомера.

  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

  • воспитание интереса к искусству оригами.

  • расширение коммуникативных способностей детей.

  • формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.


Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

Словесный (беседа, рассказ, устное изложение).

Наглядный (иллюстрации, показ видео, работа по образцу).

Практический (выполнение работы по инструкции, по картам, схемам)


2 класс


Раздел программы

Количество часов

Содержание

Знакомство

с оригами.

2 ч

Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом.  Организация рабочего места при работе с бумагой. Беседа по охране труда. Оригами – искусство складывания бумаги.

Квадрат – основная фигура оригами.

4 ч

Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами.

Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Знакомство с терминами. Складывание кармашка (кошелька)

Базовая форма «треугольник»

8 ч

Знакомство с базовой формой «треугольник».

Складывание стилизованного цветка. Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические):

Лисёнок и собачка.

Котик и бычок.

Яхта и пароход.

Композиция «Кораблики в море».

Стаканчик

Синица и снегирь.

Композиция «Птицы в лесу».

Понятие о графических изображениях, их назначении. Приёмы чтения схем оригами. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты.

Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ.

Базовая форма «воздушный змей»

7 ч

Знакомство с базовой формой «воздушный змей».

Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические):

Кролик и щенок. 

Курочка и петушок. 

Композиция «Домашние птицы на лужайке».

Ворона

Сказочные птицы

Сова

Беседа о птицах. Повторение названий базовых форм. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги. Складывание изделий, оформление их декоративными элементами. Планирование работы по составлению композиции. Заготовка изделий и составление панно.

Цветочные композиции

1 ч

Открытка «Букет гвоздик». 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах. Легенда о гвоздике. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление поздравительных открыток.

Базовая форма «двойной треугольник»

4 ч

Знакомство с базовой формой «двойной треугольник». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические):

Рыбка

Бабочка.

Головастик и жук.

Божья коровка.

Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем, складывание изделия с опорой на технологическую карту. Отработка приёмов складывания. Оформление изделий и украшение.

Базовая форма «двойной квадрат»

4 ч

Знакомство с базовой формой «двойной квадрат». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические):

Жаба.

Стрекоза.

Композиция «В пруду»

Яхта

Работа с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Составление композиций.

Базовая форма «конверт»

3 ч

Знакомство с базовой формой «конверт». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические):

Пароход.

Подводная лодка.

Композиция «В море»

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Базовые формы.

Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

Итоговое занятие

1 ч

Подведение итогов за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях». Выставка поделок


итого

34 ч




3 класс


Раздел программы

Количество часов

Содержание

Оригами – искусство складывания бумаги.

2 ч

Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом.  Организация рабочего места при работе с бумагой. Беседа по охране труда. Основные элементы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Условные обозначения, термины в оригами

Цветочные композиции

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Декоративное украшение изделий. Оформление композиций и открыток.

Колокольчик.

Ромашка.

Подсолнух.

Поздравительная открытка «Роза»

Поздравительная открытка «Фиалка»

Базовая форма «треугольник»

Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация).

Домик с крыльцом, домик с трубой

Домик с верандами

Деревья и травы

Композиция «Дачный поселок»

Базовая форма «воздушный змей»

Лебеди

Утка с утёнком

Жираф

Соблюдение правил рационального использования материала. Называние и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Способ складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, следуя алгоритму.

Базовая форма «двойной треугольник»

Тропическая рыбка

Елка

Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Называние и выполнение основных операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, технологической карте. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.

Базовая форма «двойной квадрат»

Золотая рыбка.

Краб.

Соблюдение правил рационального использования материала. Название и выполнение основных операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, технологической карте. Складывание формы двойной квадрат. 

Новогодние украшения

Складывание новогодних украшений на основе изученных базовых форм. Декоративное украшение изделий. Оформление композиций и открыток.

Новогодняя открытка «Дед Мороз»

Базовая форма «конверт»

Рыбка-бабочка.

Водоросли и камешки.

Композиция «Аквариум».

Коробочка для подарка

Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о работе с бумагой. Выполнение основных операций по их названию. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по технологической карте. Складывание формы конверт и выполнение изделий на ее основе. Выполнять действия по технологической карте. Читать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.

Базовая форма «рыба»

Царевна-Лебедь.

Композиция «Закат солнца над лебединым озером».

Пингвин (2 способа).

Композиция «Пингвины на льду».

Соблюдение правил рационального использования материала. Называние и выполнение основных операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, технологической карте. Складывание базовой формы рыба. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Читать часто встречающиеся условные обозначения в оригами.

Базовая форма «дверь»

Мышь.

Поросёнок

Бурёнка.

Композиция «В деревне».

Тюлень

Закладка для книг «сердечко»

Соблюдение правил рационального использования материала. Называние и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Способ складывания формы дверь. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, следуя алгоритму.

Итоговое занятие

Подведение итогов за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях». Выставка поделок


итого

34ч




4 класс


Раздел программы

Количество часов

Содержание

Оригами – искусство складывания бумаги.

1 ч

Организация рабочего места при работе с бумагой. Беседа по охране труда. Основные элементы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Условные обозначения, термины в оригами

Чудесные превращения бумажного листа

Закладка - карандаш

Закладки - уголки

Коробочки.

Бумажные игрушки: петушок. собачка. кошка.

Повторение названий базовых форм. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм, оформление их декоративными элементами.

Проект «Оригами – календарь»

12ч

Изготовление страниц календаря. Складывание основных элементов месяца на основе изученных базовых форм (основные элементы могут быть связаны с сезонными изменениями или праздниками). Декоративное украшение изделий. Оформление композиции на основе-листе календаря. Сборка календаря.

Мозаика из модулей оригами

Знакомство с техникой мозаичного оригами. Складывание модуля для мозаики (оптимальный размер квадрата 4 см, базовая форма - "конверт") по технологической карте. Способы соединения модулей. Расчерчивание сетки для схемы. Наклеивание мозаичных модулей на схему. Оформление картины. Личные и коллективные работы.

Модульное оригами

Знакомство с техникой модульного оригами. Складывание треугольного модуля оригами. Способы соединения модулей. Создание объемных фигур из треугольных модулей. Оформление изделия декоративными элементами. Личные и коллективные работы.

Фоторамка. Цыпленок

Рыбка. Ягодка.

Итоговое занятие

Подведение итогов за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях». Выставка поделок


итого

34ч




3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Название темы

Количество часов

2 класс

3 класс

4 класс

Знакомство с оригами



Оригами – искусство складывания бумаги


Квадрат – основная фигура оригами



Базовая форма «треугольник»


Базовая форма «воздушный змей»


Базовая форма «двойной треугольник»


Базовая форма «двойной квадрат»


Базовая форма «конверт»


Базовая форма «рыба»



Базовая форма «дверь»



Цветочные композиции


Новогодние украшения



Чудесные превращения бумажного листа



Проект «Оригами – календарь»



12ч

Мозаика из модулей оригами



Модульное оригами



Повторение. Итоговое занятие


ИТОГО

34ч

34ч

34ч



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 КЛАСС)


урока

№ урока

в теме

Тема

(содержание)

Дата

Примечание

(кор

ректи

ровка

Характеристика

деятельности ученика

примерная

факти

ческая

Знакомство с оригами

Вводное занятие. Виды и свойства бумаги. Правила ТБ при работе ручным инструментом.

3.09




  • выполнять складывание базовой формы,

  • вести учебный диалог

  • анализировать образец,

  • чтение операционной карты,

  • изготовление модели по технологической карте,

  • сгибать и резать бумагу,

  • выполнять элементарную разметку бумаги,

  • творчески оформлять украшение изделия,

  • контроль и корректировка хода работы,

  • оценивать и представлять собственную работу.


Что такое оригами

10.09



Квадрат - основная фигура оригами

Знакомство с понятием «базовые формы»

17.09



Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги

24.09



Условные обозначения в оригами

1.10



Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек)

8.10



Базовая форма «Треугольник»

Стилизованный цветок

15.10



Лисёнок и собачка

22.10



Котик и бычок

5.11



Яхта и пароход

12.11



Композиция «Кораблики в море»

19.11



Стаканчик

26.11



Синица и снегирь

3.12



Композиция «Птицы в лесу»

10.12



Базовая форма «Воздушный змей»

Открытка «Воздушный змей»

17.12



Кролик и щенок.

24.12



Курочка и петушок.

14.01



Композиция «Домашние птицы на лужайке».

21.01



Ворона.

28.01



Сказочные птицы

4.02



Сова

11.02



Цветочные композиции

Открытка «Букет гвоздик».

18.02



Базовая форма «Двойной треугольник»

Рыбка

25.02



Бабочка.

3.03



Головастик и жук

10.03



Божья коровка

17.03



Базовая форма «Двойной квадрат»

Жаба.

7.04



Стрекоза

14.04



Композиция «В пруду».

21.04



Яхта.

28.04



Базовая форма «Конверт» (блинчик)

Пароход

5.05



Подводная лодка.

19.05



Композиция «В море».

26.05



Повторение

Итоговое занятие.






Календарно-тематическое планирование 2 год обучения (3 класс)


урока

№ урока

в теме

Тема

(содержание)

Дата

Примечание

(кор

ректи

ровка

Характеристика

деятельности ученика

примерная

факти

ческая

Оригами – искусство складывания из бумаги

Вводное занятие. Правила

техники безопасности.




  • выполнять разметку квадрата разными способами;

  • складывать базовые формы

  • вести учебный диалог,

  • анализировать образец,

  • читать технологическую карту,

  • действовать по алгоритму и технологической карте,

  • сгибать и резать бумагу,

  • творчески оформлять украшение изделия,

  • запоминать и читать простейшие условные обозначения оригами,

  • контролировать и корректировать ход работы,

  • оценивать и представлять собственную работу.







Базовые формы – основа любого изделия.




Цветочные композиции

Колокольчики.




Ромашка.




Подсолнух.




Базовая форма «Треугольник»

Домик с крыльцом, домик с трубой




Домик с верандами




Деревья и травы




Композиция «Дачный поселок»




Базовая форма «Воздушный змей»

Лебеди




Утка с утёнком




Жираф




Базовая форма «Двойной треугольник»

Тропическая рыбка




Елка




Базовая форма «Двойной квадрат»

Золотая рыбка.




Краб.




Новогодние украшения

Новогодняя открытка «Дед Мороз».




Базовая форма «Конверт» (блинчик)

Рыбка-бабочка.




Водоросли и камешки.




Композиция «Аквариум».




Коробочка для подарка




Цветочные композиции

Поздравительная открытка «Роза».




Поздравительная открытка «Фиалка».




Базовая форма «Рыба»

Царевна-Лебедь.




Композиция «Закат солнца над лебединым озером».




Пингвин (2 способа).




Композиция «Пингвины на льду».




Базовая форма «Дверь»

Мышь.




Поросёнок




Бурёнка.




Композиция «В деревне».




Тюлень




Закладка для книг «сердечко»




Повторение

Итоговое занятие.







Календарно-тематическое планирование 3 год обучения (4 класс)


урока

№ урока

в теме

Тема

(содержание)

Дата

Примечание

(кор

ректи

ровка

Характеристика

деятельности ученика

примерная

факти

ческая

Оригами – искусство складывания из бумаги

Вводное занятие. Правила

техники безопасности.




  • выполнять разметку квадрата разными способами;

  • складывать базовые формы

  • вести учебный диалог,

  • анализировать образец,

  • читать технологическую карту,

  • действовать по алгоритму и технологической карте,

  • сгибать и резать бумагу,

  • творчески оформлять украшение изделия,

  • запоминать и читать простейшие условные обозначения оригами,

  • контролировать и корректировать ход работы,

  • оценивать и представлять собственную работу.

Чудесные превращения бумажного листа

Закладка - карандаш




Закладки - уголки




Коробочки.




Коробочки.




Бумажные игрушки. Петушок.




Бумажные игрушки. Собачка.




Бумажные игрушки. Кошка.




Проект «Оригами – календарь»

Январь. Снеговик




Февраль. Снежинка




Март. Кораблик




Апрель. Грач.




Май. Тюльпаны




Июнь. Бабочка




Июль. Колосок




Август. Яблоки.




Сентябрь. Грибы.




Октябрь. Кленовый лист.




Ноябрь. Зонт.




Декабрь. Елка с подарками.




Мозаика из модулей оригами

Оригами - мозаика




Оригами - мозаика




Оригами - мозаика




Оригами - мозаика




Модульное оригами

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Треугольный модуль.




Фоторамка.




Фоторамка.




Цыпленок




Цыпленок




Рыбка




Рыбка




Ягодка.




Ягодка.




Повторение

Итоговое занятие