Областное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Кинешемская коррекционная школа-интернат»
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов «___» августа 201__ г. Руководитель ШМО ___________________ | Принято на педагогическом совете «___» августа 201_ г. Протокол № __ | Утверждаю: Директор школы: Приказ № __ от «__ » августа 201__ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
2-4 классы
Направленность: общекультурное
Возраст обучающихся: 8 -11 лет
Срок реализации: 3 года
Составитель: Лебедева Г.Н.
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами» разработана на основе авторской программы Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома» и методических пособий Соколовой С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика» и реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в начальных классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программа «Волшебный мир оригами» адресована учащимся начальной школы 2-4 классов. Срок реализации 3 года. Рабочая программа рассчитана на 102 часа, из них во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа, 4 классе – 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному часу. Продолжительность занятия 40 минут.
Программа «Волшебный мир оригами» носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основными приёмами оригами. Обучение по данной программе позволяет детям удовлетворить свои познавательные и творческие интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате изучения курса «Волшебный мир оригами» учащиеся получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о геометрических фигурах; познакомятся с некоторыми способами изготовления оригами; получат возможность приобрести базовые умения работы с бумагой, научатся создавать композиции из бумаги; приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру бумагопластики.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы «Волшебный мир оригами»
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности базовых учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
Овладение технологическими приемами ручной обработки бумаги.
Усвоение правил техники безопасности.
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Цель программы: развитие творческого потенциала младших школьников с помощью искусства оригами, развитие художественного вкуса, расширение кругозора.
Задачи программы:
знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий.
обучение различным приемам работы с бумагой.
применение знаний, полученных на уроках окружающего мира, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения.
развитие мелкой моторики рук и глазомера.
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
воспитание интереса к искусству оригами.
расширение коммуникативных способностей детей.
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Программа предусматривает преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.
В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:
Словесный (беседа, рассказ, устное изложение).
Наглядный (иллюстрации, показ видео, работа по образцу).
Практический (выполнение работы по инструкции, по картам, схемам)
2 класс
№ | Раздел программы | Количество часов | Содержание |
| Знакомство с оригами. | 2 ч | Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки. Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом. Организация рабочего места при работе с бумагой. Беседа по охране труда. Оригами – искусство складывания бумаги. |
| Квадрат – основная фигура оригами. | 4 ч | Знакомство с понятием «базовые формы». Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Знакомство с терминами. Складывание кармашка (кошелька) |
| Базовая форма «треугольник» | 8 ч | Знакомство с базовой формой «треугольник». Складывание стилизованного цветка. Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические): Лисёнок и собачка. Котик и бычок. Яхта и пароход. Композиция «Кораблики в море». Стаканчик Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». Понятие о графических изображениях, их назначении. Приёмы чтения схем оригами. Планирование работы с опорой на графические инструкционные карты. Планирование работы по составлению композиции. Оформление изделия. Выставка работ. |
| Базовая форма «воздушный змей» | 7 ч | Знакомство с базовой формой «воздушный змей». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические): Кролик и щенок. Курочка и петушок. Композиция «Домашние птицы на лужайке». Ворона Сказочные птицы Сова Беседа о птицах. Повторение названий базовых форм. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги. Складывание изделий, оформление их декоративными элементами. Планирование работы по составлению композиции. Заготовка изделий и составление панно. |
| Цветочные композиции | 1 ч | Открытка «Букет гвоздик». 8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах. Легенда о гвоздике. Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление поздравительных открыток. |
| Базовая форма «двойной треугольник» | 4 ч | Знакомство с базовой формой «двойной треугольник». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические): Рыбка Бабочка. Головастик и жук. Божья коровка. Повторение изученных базовых форм. Зарисовка условных знаков и схем, складывание изделия с опорой на технологическую карту. Отработка приёмов складывания. Оформление изделий и украшение. |
| Базовая форма «двойной квадрат» | 4 ч | Знакомство с базовой формой «двойной квадрат». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические): Жаба. Стрекоза. Композиция «В пруду» Яхта Работа с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Составление композиций. |
| Базовая форма «конверт» | 3 ч | Знакомство с базовой формой «конверт». Изготовление изделий в технике оригами с опорой на инструкционные карты (предметные и графические): Пароход. Подводная лодка. Композиция «В море» Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). |
| Итоговое занятие | 1 ч | Подведение итогов за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях». Выставка поделок |
| итого | 34 ч | |
3 класс
№ | Раздел программы | Количество часов | Содержание |
| Оригами – искусство складывания бумаги. | 2 ч | Правила безопасности труда при работе с ручным инструментом. Организация рабочего места при работе с бумагой. Беседа по охране труда. Основные элементы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Условные обозначения, термины в оригами |
| Цветочные композиции | 5ч | Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Декоративное украшение изделий. Оформление композиций и открыток. Колокольчик. Ромашка. Подсолнух. Поздравительная открытка «Роза» Поздравительная открытка «Фиалка» |
| Базовая форма «треугольник» | 4ч | Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм. Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Домик с крыльцом, домик с трубой Домик с верандами Деревья и травы Композиция «Дачный поселок» |
| Базовая форма «воздушный змей» | 3ч | Лебеди Утка с утёнком Жираф Соблюдение правил рационального использования материала. Называние и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Способ складывания формы воздушный змей. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, следуя алгоритму. |
| Базовая форма «двойной треугольник» | 2ч | Тропическая рыбка Елка Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о технологическом процессе. Называние и выполнение основных операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, технологической карте. Складывание формы двойной треугольник. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Различать часто встречающиеся условные обозначения в оригами. |
| Базовая форма «двойной квадрат» | 2ч | Золотая рыбка. Краб. Соблюдение правил рационального использования материала. Название и выполнение основных операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, технологической карте. Складывание формы двойной квадрат. |
| Новогодние украшения | 1ч | Складывание новогодних украшений на основе изученных базовых форм. Декоративное украшение изделий. Оформление композиций и открыток. Новогодняя открытка «Дед Мороз» |
| Базовая форма «конверт» | 4ч | Рыбка-бабочка. Водоросли и камешки. Композиция «Аквариум». Коробочка для подарка Соблюдение правил рационального использования материала. Общее представление о работе с бумагой. Выполнение основных операций по их названию. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по технологической карте. Складывание формы конверт и выполнение изделий на ее основе. Выполнять действия по технологической карте. Читать часто встречающиеся условные обозначения в оригами. |
| Базовая форма «рыба» | 4ч | Царевна-Лебедь. Композиция «Закат солнца над лебединым озером». Пингвин (2 способа). Композиция «Пингвины на льду». Соблюдение правил рационального использования материала. Называние и выполнение основных операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, технологической карте. Складывание базовой формы рыба. Выполнять действия, используя порядок, предложенный схемой. Читать часто встречающиеся условные обозначения в оригами. |
| Базовая форма «дверь» | 6ч | Мышь. Поросёнок Бурёнка. Композиция «В деревне». Тюлень Закладка для книг «сердечко» Соблюдение правил рационального использования материала. Называние и выполнение основных технологических операций. Виды условных графических изображений. Изготовление изделий по чертежу, образцу, схеме. Способ складывания формы дверь. Разные способы получения квадрата. Декоративное оформление изделий. Выполнять действия, следуя алгоритму. |
| Итоговое занятие | 1ч | Подведение итогов за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях». Выставка поделок |
| итого | 34ч | |
4 класс
№ | Раздел программы | Количество часов | Содержание |
| Оригами – искусство складывания бумаги. | 1 ч | Организация рабочего места при работе с бумагой. Беседа по охране труда. Основные элементы складывания. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Условные обозначения, термины в оригами |
| Чудесные превращения бумажного листа | 7ч | Закладка - карандаш Закладки - уголки Коробочки. Бумажные игрушки: петушок. собачка. кошка. Повторение названий базовых форм. Чтение схем складывания изделий в технике оригами. Закрепление приёмов сгибания и складывания бумаги. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм, оформление их декоративными элементами. |
| Проект «Оригами – календарь» | 12ч | Изготовление страниц календаря. Складывание основных элементов месяца на основе изученных базовых форм (основные элементы могут быть связаны с сезонными изменениями или праздниками). Декоративное украшение изделий. Оформление композиции на основе-листе календаря. Сборка календаря. |
| Мозаика из модулей оригами | 4ч | Знакомство с техникой мозаичного оригами. Складывание модуля для мозаики (оптимальный размер квадрата 4 см, базовая форма - "конверт") по технологической карте. Способы соединения модулей. Расчерчивание сетки для схемы. Наклеивание мозаичных модулей на схему. Оформление картины. Личные и коллективные работы. |
| Модульное оригами | 9ч | Знакомство с техникой модульного оригами. Складывание треугольного модуля оригами. Способы соединения модулей. Создание объемных фигур из треугольных модулей. Оформление изделия декоративными элементами. Личные и коллективные работы. Фоторамка. Цыпленок Рыбка. Ягодка. |
| Итоговое занятие | 1ч | Подведение итогов за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях». Выставка поделок |
| итого | 34ч | |
3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название темы | Количество часов |
2 класс | 3 класс | 4 класс |
| Знакомство с оригами | 2ч | | |
| Оригами – искусство складывания бумаги | | 2ч | 1ч |
| Квадрат – основная фигура оригами | 4ч | | |
| Базовая форма «треугольник» | 8ч | 4ч | |
| Базовая форма «воздушный змей» | 7ч | 3ч | |
| Базовая форма «двойной треугольник» | 4ч | 2ч | |
| Базовая форма «двойной квадрат» | 4ч | 2ч | |
| Базовая форма «конверт» | 3ч | 4ч | |
| Базовая форма «рыба» | | 4ч | |
| Базовая форма «дверь» | | 6ч | |
| Цветочные композиции | 1ч | 5ч | |
| Новогодние украшения | | 1ч | |
| Чудесные превращения бумажного листа | | | 7ч |
| Проект «Оригами – календарь» | | | 12ч |
| Мозаика из модулей оригами | | | 4ч |
| Модульное оригами | | | 9ч |
| Повторение. Итоговое занятие | 1ч | 1ч | 1ч |
| ИТОГО | 34ч | 34ч | 34ч |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ (2 КЛАСС)
№ урока | № урока в теме | Тема (содержание) | Дата | Примечание (кор ректи ровка | Характеристика деятельности ученика |
примерная | факти ческая |
Знакомство с оригами |
| | Вводное занятие. Виды и свойства бумаги. Правила ТБ при работе ручным инструментом. | 3.09 | | | выполнять складывание базовой формы, вести учебный диалог анализировать образец, чтение операционной карты, изготовление модели по технологической карте, сгибать и резать бумагу, выполнять элементарную разметку бумаги, творчески оформлять украшение изделия, контроль и корректировка хода работы, оценивать и представлять собственную работу. |
| | Что такое оригами | 10.09 | | |
Квадрат - основная фигура оригами |
| | Знакомство с понятием «базовые формы» | 17.09 | | |
| | Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги | 24.09 | | |
| | Условные обозначения в оригами | 1.10 | | |
| | Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек) | 8.10 | | |
Базовая форма «Треугольник» |
| | Стилизованный цветок | 15.10 | | |
| | Лисёнок и собачка | 22.10 | | |
| | Котик и бычок | 5.11 | | |
| | Яхта и пароход | 12.11 | | |
| | Композиция «Кораблики в море» | 19.11 | | |
| | Стаканчик | 26.11 | | |
| | Синица и снегирь | 3.12 | | |
| | Композиция «Птицы в лесу» | 10.12 | | |
Базовая форма «Воздушный змей» |
| | Открытка «Воздушный змей» | 17.12 | | |
| | Кролик и щенок. | 24.12 | | |
| | Курочка и петушок. | 14.01 | | |
| | Композиция «Домашние птицы на лужайке». | 21.01 | | |
| | Ворона. | 28.01 | | |
| | Сказочные птицы | 4.02 | | |
| | Сова | 11.02 | | |
Цветочные композиции |
| | Открытка «Букет гвоздик». | 18.02 | | |
Базовая форма «Двойной треугольник» |
| | Рыбка | 25.02 | | |
| | Бабочка. | 3.03 | | |
| | Головастик и жук | 10.03 | | |
| | Божья коровка | 17.03 | | |
Базовая форма «Двойной квадрат» |
| | Жаба. | 7.04 | | |
| | Стрекоза | 14.04 | | |
| | Композиция «В пруду». | 21.04 | | |
| | Яхта. | 28.04 | | |
Базовая форма «Конверт» (блинчик) |
| | Пароход | 5.05 | | |
| | Подводная лодка. | 19.05 | | |
| | Композиция «В море». | 26.05 | | |
Повторение |
| | Итоговое занятие. | | | |
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения (3 класс)
№ урока | № урока в теме | Тема (содержание) | Дата | Примечание (кор ректи ровка | Характеристика деятельности ученика |
примерная | факти ческая |
Оригами – искусство складывания из бумаги |
| | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | | | | выполнять разметку квадрата разными способами; складывать базовые формы вести учебный диалог, анализировать образец, читать технологическую карту, действовать по алгоритму и технологической карте, сгибать и резать бумагу, творчески оформлять украшение изделия, запоминать и читать простейшие условные обозначения оригами, контролировать и корректировать ход работы, оценивать и представлять собственную работу. |
| | Базовые формы – основа любого изделия. | | | |
Цветочные композиции |
| | Колокольчики. | | | |
| | Ромашка. | | | |
| | Подсолнух. | | | |
Базовая форма «Треугольник» |
| | Домик с крыльцом, домик с трубой | | | |
| | Домик с верандами | | | |
| | Деревья и травы | | | |
| | Композиция «Дачный поселок» | | | |
Базовая форма «Воздушный змей» |
| | Лебеди | | | |
| | Утка с утёнком | | | |
| | Жираф | | | |
Базовая форма «Двойной треугольник» |
| | Тропическая рыбка | | | |
| | Елка | | | |
Базовая форма «Двойной квадрат» |
| | Золотая рыбка. | | | |
| | Краб. | | | |
Новогодние украшения |
| | Новогодняя открытка «Дед Мороз». | | | |
Базовая форма «Конверт» (блинчик) |
| | Рыбка-бабочка. | | | |
| | Водоросли и камешки. | | | |
| | Композиция «Аквариум». | | | |
| | Коробочка для подарка | | | |
Цветочные композиции |
| | Поздравительная открытка «Роза». | | | |
| | Поздравительная открытка «Фиалка». | | | |
Базовая форма «Рыба» |
| | Царевна-Лебедь. | | | |
| | Композиция «Закат солнца над лебединым озером». | | | |
| | Пингвин (2 способа). | | | |
| | Композиция «Пингвины на льду». | | | |
Базовая форма «Дверь» |
| | Мышь. | | | |
| | Поросёнок | | | |
| | Бурёнка. | | | |
| | Композиция «В деревне». | | | |
| | Тюлень | | | |
| | Закладка для книг «сердечко» | | | |
Повторение |
| | Итоговое занятие. | | | |
Календарно-тематическое планирование 3 год обучения (4 класс)
№ урока | № урока в теме | Тема (содержание) | Дата | Примечание (кор ректи ровка | Характеристика деятельности ученика |
примерная | факти ческая |
Оригами – искусство складывания из бумаги |
| | Вводное занятие. Правила техники безопасности. | | | | выполнять разметку квадрата разными способами; складывать базовые формы вести учебный диалог, анализировать образец, читать технологическую карту, действовать по алгоритму и технологической карте, сгибать и резать бумагу, творчески оформлять украшение изделия, запоминать и читать простейшие условные обозначения оригами, контролировать и корректировать ход работы, оценивать и представлять собственную работу. |
Чудесные превращения бумажного листа |
| | Закладка - карандаш | | | |
| | Закладки - уголки | | | |
| | Коробочки. | | | |
| | Коробочки. | | | |
| | Бумажные игрушки. Петушок. | | | |
| | Бумажные игрушки. Собачка. | | | |
| | Бумажные игрушки. Кошка. | | | |
Проект «Оригами – календарь» |
| | Январь. Снеговик | | | |
| | Февраль. Снежинка | | | |
| | Март. Кораблик | | | |
| | Апрель. Грач. | | | |
| | Май. Тюльпаны | | | |
| | Июнь. Бабочка | | | |
| | Июль. Колосок | | | |
| | Август. Яблоки. | | | |
| | Сентябрь. Грибы. | | | |
| | Октябрь. Кленовый лист. | | | |
| | Ноябрь. Зонт. | | | |
| | Декабрь. Елка с подарками. | | | |
Мозаика из модулей оригами |
| | Оригами - мозаика | | | |
| | Оригами - мозаика | | | |
| | Оригами - мозаика | | | |
| | Оригами - мозаика | | | |
Модульное оригами |
| | Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Треугольный модуль. | | | |
| | Фоторамка. | | | |
| | Фоторамка. | | | |
| | Цыпленок | | | |
| | Цыпленок | | | |
| | Рыбка | | | |
| | Рыбка | | | |
| | Ягодка. | | | |
| | Ягодка. | | | |
Повторение |
| | Итоговое занятие | | | |