Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Писаревская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области
Рассмотрена на заседании методического объединения Протокол № от « » августа 2016г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____ /В.П. Ширина/ ФИО « » августа 2016г. | «Утверждаю» Директор школы _____ /И. В. Семёнова/ ФИО Приказ № от « » августа 2016г. |
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
8 класс
Составитель учитель русского языка Мотузок Валентина Петровна
должность, Ф.И.О. педагога
Высшая квалификационная категория
квалификационная категория
2016 - 2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1089 от 05.03. 2004 г. и Примерной программой основного общего образования по русскому языку и программой по русскому языку 5-9 классы(автор программы В. В. Бабайцева и др.)
Цель рабочей программы – создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по русскому языку. Принцип построения программы линейный.
Цели обучения
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: формирование у учащихся на базе усвоения ими определённой системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры языкового общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Достижение указанных целей и задач осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе МКОУ Писаревская СОШ. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования (2004 г) и авторской программой учебного курса.
Программа рассчитана на 105 часов, 3 часа в неделю (88 часов + 17 часов на развитие речи), в том числе диктантов - 5, сочинений - 6, изложений - 3.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
Введение (1ч)
Русский язык – родной язык
Повторение изученного в 5-7 классах (3ч) Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе (3ч). Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи.
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования (2ч). Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции. Одиночные и парные препинания. Сочетания знаков препинания.
Словосочетание (3ч). Основные виды словосочетаний: подчинительные и сочинительные. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Цельные словосочетания.
Предложение (5ч). Понятие о предложении. Строение предложения. Интонация конца предложения. Грамматическая основа предложения. Простые и сложные предложения. Виды предложений по цели высказывания. По эмоциональной окраске.
Простое предложение (13ч). Основные виды простого предложения, Порядок слов в предложении. Логическое ударение.
Главные члены предложения. Подлежащие. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы, составное глагольное, составное именное. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство. Распространенные члены предложения. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на.
Односоставные предложения (8ч). Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений. Синонимика двусоставных и односоставных предложений. Знаки препинания в конце назывных предложений.
Полные и неполные предложения (2ч). Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении. Осложнённое предложение
Предложения с однородными членами (8ч). Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных предложений. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами.
Предложения с обособленными членами (15ч). Понятие об обособленных членах предложения. Общие условия обособления определений. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях. Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях. Обособленные обстоятельства. Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, а также существительным с предлогом несмотря на и др. Обособленные уточняющие члены предложения.
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями (9ч). Вводные слова. Интонация водности. Разряды вводных слов. Водные предложения. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями. Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Обращение. Роль обращений в речевом общении. Знаки препинания при обращении.
Слова-предложения (1ч). Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи. Пунктуационное оформление слов-предложений.
Повторение (15ч).
Русская речь 17ч.
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
Умения и навыки:
• различать подчинительные и сочинительные словосочетания;
• обогащать свою речь разнообразными моделями словосочетаний;
• выбирать из синонимического ряда словосочетаний наиболее подходящие (по значению, строению, стилистической окраске, выразительным возможностям) к данному типу и стилю высказывания;
выбирать из синонимического ряда тот способ выражения члена предложения, который наиболее подходит по смыслу и цели высказывания;
целесообразно использовать различные виды предложений в соответствии с содержанием и условиями высказывания;
соблюдать порядок расположения главных и второстепенных членов предложения в зависимости от характера (особенностей построения) текста, в который включается предложение;
различать односоставные и двусоставные предложения;
осмысливать обобщенное значение некоторых определенно-личных и неопределенно-личных предложений;
использовать различные виды двусоставных и односоставных предложений как синтаксические синонимы, выбирая наиболее подходящие к данной речевой ситуации, содержанию и типу текста;
употреблять назывные предложения как средство сжатого описания экспозиции рассказа.![]()
![]()
видеть в предложении однородные члены (в том числе распространенные однородные члены и разные ряды однородных членов);
распознавать обобщающие слова в предложениях с однородными членами;
правильно строить предложения с однородными членами в соответствии с нормами согласования и управления, а также с логическими нормами речи;
выбирать союз, по значению соответствующий смыслу высказывания;
уместно использовать предложения с однородными членами в тексте.
соблюдать правильную интонацию при обособлении;
заменять предложения с обособленными членами синонимичными простыми и сложными предложениями;
• уместно использовать предложения с обособленными членами предложения в тексте
соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, вводными словами, словосочетаниями и предложениями; вставными конструкциями;
использовать в речи обращения, вводные слова, словосочетания и предложения с учетом речевой ситуации, содержания, стиля высказывания.
опознавать слова-предложения;
осмысливать нормы и сферу использования слов-предложений в речи.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
УМК
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы – М.:Дрофа, 2014
Русский язык. Практика. 8 класс/под редакцией Пичугова Ю. С. -М.: Дрофа, 2014
Никитина Е.И.Русский язык. Русская речь. 8 класс. М.: Дрофа, 2014.
Для учителя
1.Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МО РФ №1089 от 05.03.2004. http://metodist.edu54.ru/node/13030
2.Примерная программа основного общего образования по русскому языку. http://ruslit.metodist.ru
3.Программа для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 классов/сост. Е. И. Харитонова.- 3 изд.стереотип. - М.: Дрофа,2010. .
4.Кривоплясова М. Е. Русский язык. 8 класс. Поурочные планы по учебному комплексу под редакцией В. В. Бабайцевой.-Волгоград: Учитель, 2005.
5.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. Книга для учителя. 3-е издание. М.: Просвещение. 2000.
5. Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема урока | Количество часов | Виды деятельности уч-ся на уроке | Содержание урока | Дата проведения |
по плану | по факту |
1. | Литературный русский язык. | 1 | Нормы литературного языка, их изменчивость. Лексическая работа (текст, стиль, тема, тезис, цепная реакция) | Повторить общие сведения о языке и некоторые вопросы лексики. Вспомнить основные единицы языка и разделы науки о языке. Раскрыть содержание основных понятий лексики. | 2.09 | |
2. | Повторение правописания основных типов орфограмм. | 1 | Письменная работа, заполнение таблицы, работа с учебником теории, ответы на вопросы | Вспомнить, что такое орфограмма, порядок действия при решении орфографических задач. Повторить правописание гласных и согласных в корнях слов. Вспомнить правила постановки запятых между однородными членами и выделения причастных и деепричастных оборотов. | 5.09 | |
3. | Повторения правописания основных типов орфограмм. | 1 | Работа с текстом, работа по карточкам, комментирование орфограмм и пунктограмм. | Алгоритм решения орфографических задач. Повторить правописание гласных и согласных в корнях слов. | 7.09 | |
4. | Повторение правописания НЕ с прилагательными, существительными, наречиями. | 1 | Работа над ошибками, составление опорных записей в справочниках. | Повторить правописание Не с различными частями речи. Формировать умение определять написание НЕ с различными частями речи, объясняя свой выбор. | 9.09 | |
5. | Повторение правописания НЕ с причастиями и местоимениями. | 1 | Списывание текстов, комментированное письмо, объяснительный диктант. | Повторить правописание Не с различными частями речи; Формировать умение определять написание НЕ с различными частями речи, объясняя свой выбор. | 12.09 | |
6. | Повторение синтаксиса и пунктуации | 1 | Работа с мультимедийной презентацией, запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы | Повторить все известные понятие синтаксиса. Проверит умение вдумываться в смысловые отношения между словами, видеть связь слов в предложении. Проверить умение находить грамматическую основу в предложении. | 14.09 | |
7. | Диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах» | 1 | Запись текста, выполнение грамматического задания | Проверить, как усвоен материал по изученным темам. Проверить, как сформированы навыки грамотного письма, изученных орфограмм. | 16.09 | |
8. | Р.Р Текст. Микротекст. Микротема. | 1 | Словарно-орфографическая работа (параллелизм предложений) | Научить использованию средств выразительности речи. Развивать навыки построения текста (сочинение) с использованием параллелизма, однородных членов предложения. | 19.09 | |
9. | Понятие о синтаксисе и пунктуации. | 1 | Виды синтаксической связи. Работа с мультимедийной презентацией, запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы, выполнение письменных упражнений | Закрепить понятия «синтаксис», «синтаксические единицы» и «пунктуация»; Виды связи между словами и предложениями. Осмыслить понятия сочинительной и подчинительной связи. Обратить внимание на формирование понятия «средства синтаксической связи». | 21.09 | |
10. | Способы подчинительной связи. | 2 | Словарно-орфографическая работа | Научить определять способ подчинительной связи в словосочетании. | 23.09 | |
11. | Основные виды словосочетаний. | 1 | Словарно-орфографическая работа. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Глагольные, именные, наречные словосочетания. | Закрепить навыки разделения словосочетания на сочинительные и подчинительные. Дать понятие о синонимичных словосочетаниях. | 26.09 | |
12. | Цельные словосочетания. | 1 | Работа с мультимедийной презентацией, запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы, выполнение письменных упражнений. | Закрепить полученные знания о словосочетаниях. Уметь давать анализ словосочетанию опорным схемам учебника. | 28.09 | |
13. | Понятие о предложении. | 1 | Строение предложения. Виды предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Смысловой центр предложения. | Повторить и систематизировать сведения о предложении. Совершенствовать умения анализировать предложения по строению, по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Совершенствовать навыки опознавания различных видов предложений, наблюдать за сферой их использования и ролью в тексте. Тренировать в правильном употреблении и составлении побудительных и вопросительных предложений. | 30.09 | |
14. | Предложения простые и сложные. | 1 | Работа с учебником, выполнение тренировочных и тестовых упражнений, анализ предложений. | Активизировать знания о простых и сложных предложениях, их строении и значении. | 3.10 | |
15. | Основные виды простого предложения. | 1 | Логическое ударение и порядок слов в предложении. Работа с учебником, выполнение тренировочных и тестовых упражнений, анализ предложений. Риторические вопросы. | Ввести понятия «двусоставные и односоставные предложения». Активизировать знания о распространённых и нераспространённых предложениях. Познакомить с инверсией и прямым порядком слов в предложении, дать понятие о логическом ударении. | 5.10 | |
16. | Р.Р.Цепная и параллельная связь предложений, их порядок в тексте. | 1 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. Работа с мультимедийной презентацией, анализ текстов, ответы на вопросы. | Учить определять средства связи – морфологические и лексические. Расширить понятия о риторическом вопросе, инверсии. Совершенствовать умение сочинять связные тексты заданным способом. Развивать связную письменную речь учащихся путём подготовки и написания домашнего сочинения с использованием разных видов связи предложений в тексте. | 7.10 | |
17. 18. | Р.Р. Сочинение на нравственную тему. | 2 | Сочинение с использованием параллельной связи предложений в тексте. | Совершенствовать умение сочинять связные тексты заданным способом. Развивать связную письменную речь учащихся путём подготовки и написания домашнего сочинения с использованием разных видов связи предложений в тексте. | 10.10 12.10 | |
19. | Подлежащее. Способы его выражения. | 1 | Главные члены предложения. Работа с учебной статьей, работа с текстом, запись в тетрадях, подбор примеров, анализ текста. | Систематизировать знания о способах выражения подлежащего. Тренировать в умении находить подлежащее, выраженное разными способами, правильно соотносить (связывать) главные члены предложения. | 14.10 | |
20. | Сказуемое. Основные типы сказуемого. | 1 | Простое глагольное; составное глагольное; составное именное Работа с учебной статьей, работа с текстом, запись в тетрадях, подбор примеров, анализ текста выполнение тренировочных упражнений. | Познакомить с основными типами сказуемых. Вооружить учеников приёмами различения разных типов сказуемых. | 17.10 | |
21. | Простое и составное глагольное сказуемое. | 1 | Закрепление новых знаний, выполнение тренировочных и тестовых упражнений, проверочная работа. Согласование сказуемого с подлежащим. | Расширить знания о типах сказуемого, подробно рассмотреть особенности составного сказуемого. Закрепить понятия о простом глагольном и составном глагольном сказуемых. Совершенствовать умение безошибочно определять грамматическую основу предложений. | 19.10 | |
22. | Составное именное сказуемое. | 1 | Закрепление новых знаний, выполнение тренировочных и тестовых упражнений, работа с учебником. | Закрепить знания о типах сказуемого, способах его выражения. Совершенствовать умение безошибочно определять грамматическую основу предложений. | 21.10 | |
23. | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | Усвоение новых знаний, работа с опорной записью, анализ предложений, письменная работа, графический диктант. | Познакомить с основными случаями постановки тире между подлежащим и сказуемым. Учить составлять предложения, в которых употребляется сказуемое с нулевой связкой. | 24.10 | |
24. | Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения» | 1 | Повторение и обобщение знаний, выполнение тренировочных и тестовых упражнений различного типа. | Обобщить знания о способах выражения подлежащего, типах сказуемого и его способах выражения. Закрепить умение применять при письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым. | 26.10 | |
25. | Контрольный диктант по теме «Главные члены предложения» | 1 | Написание диктанта. Прослушивание и запись текста диктанта, выполнение грамматического задания. | Контроль и оценка знаний. | 28.10 | |
26. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Выполнение работы над ошибками. Выявление причин ошибок. Алгоритм работы над ошибкой. | Выявление пробелов в знаниях учащихся. Повторение орфографических и пунктуационных правил. | 2.11 | |
27. | Второстепенные члены предложения. | 1 | повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний работа с мультимедийной презентацией, наблюдение за определением, запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы графический диктант | Активизировать ранее усвоенные знания учащихся о второстепенных членах предложения; Расширять понятия об определении: согласованные и несогласованные определения. | 14.11 | | |
28. | Определение. | 1 | Согласованные и несогласованные определения. Усвоение новых знаний. Словарно-орфографическая работа, самостоятельная работа | Совершенствовать умения находить в тексте согласованные и несогласованные определения. Повторить правила о выделении запятыми причастного оборота, стоящего после определяемого слова. | 16.11 | | |
29. | Приложение как вид определения. | 1 | Дефис при приложении. Усвоение новых знаний, работа с мультимедийной презентацией, наблюдение за определением, запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы, тестовое задание. Графический диктант | Познакомить с приложением. Синонимика согласованных и несогласованных определений. Тренировать в составлении предложений, в которых одни и те же слова выступают в роли сказуемого и приложения. Отрабатывать навык правописания приложений при сочетании нарицательных существительных и нарицательных и собственных существительных. | 18.11 | | |
30. | Дополнение. | 1 | Основные значения и способы выражения дополнения. Повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний, работа с мультимедийной презентацией. | Прямое и косвенное дополнение. Углубить понятия о дополнении как второстепенном члене предложения. Отработать умения опознавать дополнения. Учить составлять устный рассказ с использованием в нем дополнений. | 21.11 | | |
31- 32. | Р.Р. Сжатое изложение с элементами сочинения. | 1 | Выработка навыков и умений прослушивания текста, его сжатие, написание изложения и элементов сочинения, написание сжатого изложения с элементами сочинения. | Совершенствовать умение связно передавать своими словами содержание прочитанного текста, умение вычленять ключевые, опорные предложения (микротемы текста) и раскрывать их. Умение излагать собственные мысли, мнение на выбранную тему, связав их с содержанием изложения. | 23.11 | | |
33. | Обстоятельство. | 1 | Разряды обстоятельств. Его основные значения и способы выражения. Закрепление новых знаний, выполнение тренировочных и тестовых упражнений различного типа, проверочная диктовка | Активизировать полученные ранее знания об обстоятельствах; познакомить с видами обстоятельств, их особенностями; учить определять виды обстоятельств на практике. | 25.11 | | |
34. | Обособление обстоятельств уступки. | 1 | Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на. | Закрепить знания о видах обстоятельств и случаях выделения обстоятельств на письме. Повторить правила выделения запятыми различных видов обстоятельств. | 28.11 | | |
35. | Обособление сравнительных и деепричастных оборотов. | 1 | Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогом несмотря на. | Закрепить знания о видах обстоятельств и случаях выделения обстоятельств на письме. Повторить правила выделения запятыми различных видов обстоятельств. | 30.11 | | |
36. | Синтаксические функции инфинитива. | 1 | Синтаксический разбор предложений. Однозначные и многозначные члены предложения. | Систематизация знаний о членах предложения. Совершенствование умений и навыков, необходимых при синтаксическом разборе предложений. | 2.12 | | |
37. | Обобщение знаний по теме «Второстепенные члены предложения». | 1 | Повторение и обобщение знаний, выполнение тренировочных и тестовых упражнений различного типа. Тест в 2 вариантах. | Систематизация знаний по теме. Совершенствовать умения и навыки разбора слова по составу. Повторение изученных орфограмм. | 5.12 | | |
38. 39. | Повторение по теме «Орфография. Орфограммы в приставках» | 2 | Повторение и обобщение знаний, выполнение тренировочных и тестовых упражнений различного типа. Письмо по памяти. | Активизировать знания учащихся о правописании приставок, различении приставок не и частицы не. | 7.12 9.12 | | |
40. | Односоставные предложения. | 1 | Усвоение новых знаний, работа с мультимедийной презентацией, наблюдение за предложениями в художественном тексте. Графический диктант. | Понятие об односоставных предложениях. Разновидности односоставных предложений. Вспомнить, какие предложения называются односоставными. | 12.12 | | |
41. | Определённо – личные предложения. | 1 | Усвоение новых знаний. Анализ текста. Выполнение упражнений в учебнике, заданий тестового характера. | Роль глагольных предложений в речи. Познакомить с определённо-личными предложениями. Сформировать навык распознавания определённо-личных предложений на основании грамматических признаков. | 14.12 | | |
42. | Неопределённо-личные предложения. | 1 | Усвоение новых знаний Словарно-орфографическая работа. Анализ текста. Выполнение упражнений в учебнике, заданий тестового характера. | Роль глагольных предложений в речи. Познакомить с неопределённо-личными предложениями и его основными признаками. Сформировать навык распознавания неопределённо-личных предложений на основании грамматических признаков. | 16.12 | | |
43. | Безличные предложения. Их роль в речи. | 1 | Усвоение новых знаний, работа с мультимедийной презентацией, наблюдение. Анализ текста. Выполнение упражнений в учебнике, заданий тестового характера. | Познакомить с безличными предложениями. Учить составлять безличные предложения с безличными глаголами. Тренировать в замене двусоставных предложений безличными со сказуемым НЕТ, НЕ БЫЛО. | 19.12 | | |
44. | Назывные предложения. Их роль в речи. | 1 | Знаки препинания в конце назывных предложений. Усвоение новых знаний, наблюдение, запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы. | Уметь находить назывные предложения. Учить отличать их от двусоставных. Познакомить с назывными предложениями, которые называют предмет мысли. Именительный представления. | 21.12 | | |
45. | Обобщение по теме «Односоставные предложения» | 1 | Повторение и обобщение знаний, ответы на вопросы, выполнение тренировочных упражнений, заполнение таблицы. | Роль односоставных предложений в художественной речи. Стилистический характер назывных предложений. | 23.12 | | |
46. 47. | Р.Р.Изложение повествовательного текста. | 2 | Выработка навыков и умений прослушивания текста, его сжатие, написание изложения, определение микротем в тексте, составление плана, работа со словарём. | Совершенствовать умение связно передавать своими словами содержание прочитанного текста, умение вычленять ключевые, опорные предложения (микротемы текста) и раскрывать их. Умение излагать собственные мысли, мнение на выбранную тему, связав их с содержанием изложения. | 26.12 28.12 | | |
48. | Полные и неполные предложения. | 1 | Усвоение новых знаний, наблюдение, сравнение, анализ предложений. Контрольный словарный диктант. | Неполные предложения в речи. Строение и значение неполных предложений. Тире в неполном предложении. Полные и неполные двусоставные и односоставные предложения. Употребление в речи. | 30.12 | | |
49. | Предложения с однородными членами. | 1 | Повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний, работа с мультимедийной презентацией, наблюдение, запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы, графический диктант. | Понятие об осложнённом предложении. Средства связи однородных членов. Активизировать знания учащихся об однородных членах предложения и союзах при них, о случаях постановки знаков препинания при однородных членах. | 13.01 | | |
50. | Союзы при однородных членах. | 1 | Закрепление новых знаний, ответы на вопросы, выполнение тренировочных упражнений, синтаксический разбор простого предложения с однородными членами. | Закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения; повторить порядок синтаксического разбора предложений с однородными членами. | 16.01 | | |
51. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | 1 | Сопоставление конструкций с распространёнными и нераспространёнными однородными членами, определение функций сочинительных союзов. | Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. | 18.01 | | |
52. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | Повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний, наблюдение, сравнение, анализ предложений, конструирование предложений. Контрольный словарный диктант. | Активизировать понятие об обобщающих словах, расширить знания о постановке знаков препинания при обобщающих словах в случаях, когда обобщающее слово стоит после однородных членов, или если оно стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается. | 20.01 | | |
53. | Обобщающие слова при однородных членах предложения. | 1 | Закрепление новых знаний, работа с мультимедийной презентацией, наблюдение за определением, запись в тетрадях, конспектирование, ответы на вопросы, графический диктант. | Закрепить навык правильного пунктуационного оформления на письме обобщающих слов при однородных членах предложения. | 23.01 | | |
54. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами (урок-практикум). | 1 | Выработка навыков и умений, закрепление новых знаний, ответы на вопросы, выполнение тренировочных упражнений разного типа. Контрольный словарный диктант. | Закрепить навык правильного пунктуационного оформления на письме однородных членов с бессоюзной, союзной связью, с обобщающим словом, стоящим перед ними или после однородных членов предложения. | 25.01 | | |
55. | Р.Р. Сочинение-рассуждение. | 1 | Сочинение-рассуждение с использованием однородных членов предложения как средств выразительности речи. Выработка навыков и умений, анализ художественных текстов, наблюдение за однородными членами, тестовое задание на нахождение градации и параллелизма. | Роль однородных членов предложения в художественной речи. Понятие о параллелизме предложений. Градация. Антитеза. | 27.01 | | |
56. | Однородные и неоднородные определения. | 1 | Усвоение новых знаний, закрепление новых знаний, наблюдение за определением, запись в тетрадях, конструирование. | Однородные и неоднородные определения в предложении. Их роль в художественной речи. | 30.01 | | |
57. | Обобщение по теме «Однородные члены предложения». | 1 | Повторение и обобщение знаний, ответы на вопросы, выполнение тренировочных упражнений разного типа. Объяснительный диктант. | Повторить основные признаки однородных членов предложения. | 1.02 | | |
58. | Контрольный диктант по теме «Однородные члены предложения». | 1 | Прослушивание и запись текста диктанта, выполнение грамматического задания. | Контроль и оценка знаний. Проверить знания и умения по теме «Однородные члены предложения». | 3.02 | | |
59. | Повторение орфографии. | 1 | Повторение и обобщение знаний, выполнение тренировочных и тестовых упражнений, проверочная работа. | Повторить правописание слов с суффиксами -чив-, -лив-, -чат-, -ат-. Повторить правописание гласных после -н- и -нн- у прилагательных и причастий. | 6.02 | | |
60. | Понятие об обособленных членах предложения. | 1 | Повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний. Словарно-орфографическая работа. Контрольное письмо по памяти. | Особенности предложений с обособленными членами. Использование их в речи. | 8.02 | | |
61. | Общие условия обособления определений. | 1 | Анализ предложений. Выполнение тренировочных упражнений и тестовых заданий. Построение схем предложений. | Понятие об обособлении определений. Условия обособления – необособления. Причастный оборот. Распространенное определение. | 10.02 | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
62. | Обособление определений, выраженных причастными оборотами. | 1 | Анализ предложений. Выполнение тренировочных упражнений и тестовых заданий. Построение схем предложений. | Усвоить общие условия обособления определений. Закрепить правила обособления причастных оборотов и определений. Проработать такие понятия как «зависимое слово» и «определяемое слово». | 13.02 | |
63. | Обособление определений, выраженных прилагательными. | 1 | Анализ предложений. Выполнение тренировочных упражнений и тестовых заданий. Построение схем предложений. | Усвоить общие условия обособления определений. Закрепить правила обособления причастных оборотов и определений. Проработать такие понятия как «зависимое слово» и «определяемое слово». | 15.02 | |
64. 65. | Р.Р. Изложение с грамматическим заданием | 2 | Выработка навыков и умений Написания изложения. Изложение с грамматическим заданием. | Заглавие как средство связи предложений в тексте. Расширить понятие о заглавии как средстве связи предложений в тексте, дать понятие о композиционном стыке, развивать умения художественно, эмоционально, выразительно передать содержание услышанного текста, самостоятельно подобрав к нему заглавие. | 17.02 20.02 | |
66. | Обособление приложений. | 1 | Анализ предложений. Выполнение тренировочных упражнений и тестовых заданий. Построение схем предложений. Конструирование и переконструирование предложений. | Усвоить правила обособления приложений(исключая приложения с союзом как). Познакомить с условиями обособления приложений. Закрепить другие случаи пунктуационного выделения приложений. | 22.02 | |
67. | Обособление приложений. | 1 | Анализ предложений. Выполнение тренировочных упражнений и тестовых заданий. Построение схем предложений. Конструирование и переконструирование предложений. | Усвоить правила обособления приложений(исключая приложения с союзом как). Познакомить с условиями обособления приложений. Закрепить другие случаи пунктуационного выделения приложений. | 24.02 | |
68. | Обобщение по теме: «Обособление определений и приложений» | 1 | Выполнение тренировочных упражнений разного типа и тестовых заданий. Построение схем предложений. Конструирование и переконструирование предложений. | Повторить особенности обособления, роль обособленных членов в предложении. Закрепить правила постановки знаков препинания при обособлении. Стилистическая характеристика обособленных членов предложения. | 27.02 | |
69. | Обособление дополнений. | 1 | Усвоение новых знаний, наблюдение, сравнение, анализ предложений, конструирование предложений, орфографическая работа (кроме, помимо, вместо, исключая, сверх, наряду с, включая, за исключением). | Понятие об обособленных уточняющих дополнениях. Синонимическая замена производных предлогов при обособленных дополнениях. Совершенствование речевых и пунктуационных навыков. | 1.03 | |
70. | Обособление дополнений. | 1 | Усвоение новых знаний, наблюдение, сравнение, анализ предложений, конструирование предложений, орфографическая работа (кроме, помимо, вместо, исключая, сверх, наряду с, включая, за исключением). | Понятие об обособленных уточняющих дополнениях. Синонимическая замена производных предлогов при обособленных дополнениях. Совершенствование речевых и пунктуационных навыков. | 3.03 | |
71. | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий . | 1 | Усвоение новых знаний, наблюдение, сравнение, анализ предложений, конструирование предложений. Словарно-орфографическая работа. | Совершенствование умений выделять запятыми обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, правильно определять границы деепричастного оборота; обособление одиночных деепричастий; фразеологизмы, сохранившие форму деепричастий. | 6.03 | |
72. | Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий . | 1 | Усвоение новых знаний, наблюдение, сравнение, анализ предложений, конструирование предложений. Словарно-орфографическая работа. | Совершенствование умений выделять запятыми обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, правильно определять границы деепричастного оборота; обособление одиночных деепричастий; фразеологизмы, сохранившие форму деепричастий. | 10.03 | |
73. 74. | Р.Р.Сочинение- рассуждение. | 2 | Составление текста сочинения. Подбор элементов рассуждения. Анализ текстов, ответы на вопросы, написание сочинения-рассуждения. | Сравнение – разновидность рассуждения Расширить знания уч-ся о рассуждении как об одном из типов речи путём знакомства со сравнением: последовательным и параллельным. | 13.03 | |
75. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | 1 | Анализ предложений. Сравнение. Составление схем предложений. Конструирование. Выполнение тестовых заданий, пунктуационный анализ предложений. | Уметь выделять запятыми обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами. Научить видеть в предложении предлоги, с которыми употребляются обстоятельства. Правила пунктуационного выделения данных оборотов. | 15.03 | |
76. | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. | 1 | Анализ предложений. Сравнение. Составление схем предложений. Конструирование. Выполнение тестовых заданий, пунктуационный анализ предложений. | Уметь выделять запятыми обособленные обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами. Научить видеть в предложении предлоги, с которыми употребляются обстоятельства. Правила пунктуационного выделения данных оборотов. | 17.03 | |
77. | Повторение по теме «Обособленные члены предложения» | 1 | Повторение и обобщение знаний ответы на вопросы, выполнение тренировочных упражнений разного типа Контрольный словарный диктант | Обобщить и систематизировать пройденный материал. Тестирование. | 20.03 | |
78. | Контрольный диктант по теме «Обособленные члены предложения». | 1 | Прослушивание и запись текста диктанта, выполнение грамматического задания. | Контроль и оценка знаний. Проверить знания и умения по теме «Обособленные члены предложения». | 22.03 | |
79. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | Выполнение работы над ошибками. Понимание причин допущенных ошибок. Алгоритм работы над ошибкой. | Выявление пробелов в знаниях учащихся. Повторение орфографических и пунктуационных правил. | 3.04 | |
80. 81. | Р.Р. Сочинение. Киносценарий как одна из композиционных форм сочинения. | 2 | Выработка навыков и умений написания сочинения. Анализ текстов, ответы на вопросы, написание сочинения в форме киносценария. | Особенности композиции сочинения в виде киносценария, анализ творческих работ, создание сочинения в форме киносценария. | 5.04 7.04 | |
82. 83. 84. | Обособление уточняющих членов предложения. | 3 | Знаки препинания в предложениях с уточняющими и обособленными членами предложения. Усвоение новых знаний, закрепление новых знаний, наблюдение, сравнение, анализ предложений, конструирование предложений. Лексическая работа. | Дать понятие об обособленных уточняющих членах; тренировать в различении уточняющих, однородных и неоднородных членов предложения. Познакомить с уточняющими членами предложения, присоединяемыми к уточняющим словам союзами то есть, или (=то есть). Способствовать развитию речевых навыков; закрепить изучаемые пунктуационные правила. | 10.04 12.04 14.04 | |
85. | Повторение орфографии. Слитные, раздельные и дефисные написания. | 1 | Повторение и обобщение знаний. Лексическая работа, ответы на вопросы, выполнение тренировочных упражнений разного типа, тестовое задание. | Повторить правила дефисного написания в разных частях речи. Повторить основные случаи слитного и раздельного написания существительных с предлогами, производных предлогов. | 17.04 | |
86. | Предложения с вводными словами. | 1 | Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Повторение и обобщение изученного, усвоение новых знаний, закрепление новых знаний, наблюдение, сравнение, анализ предложений, конструирование предложений. Основные смысловые разряды вводных слов | Вспомнить известное о вводных словах. Учиться составлять предложения с вводными словами кажется, может быть, конечно. Уметь определять значение вводных слов и устанавливать их роль в тексте; повторить, на какие группы по значению делятся вводные слова. | 19.04 | |
87. | Вводные предложения и словосочетаниями | 1 | 21.04 | |
88. | Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями | 1 | 24.04 | |
89. | Значения вводных компонентов. | 1 | | | 26.04 | |
90. | Вставные конструкции. | 1 | Вставные конструкции как средство пояснения, уточнения, обогащения содержания высказывания. Знаки препинания при вставных конструкциях. | Уметь вычленять вводные конструкции, правильно расставлять знаки препинания. | 28.04 | |
91. 92. | Обращение. Знаки препинания при обращении. | 2 | Средства выражения обращения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Знаки препинания при обращении. | Вспомнить известное об обращениях. Тренировать в употреблении обращений. Построение схем предложений с обращениями. | 3.05 | |
93. 94. | Р.Р.Обращение как средство связи предложений в тексте. | 2 | Сочинение с обязательным употреблением обращения как средства связи предложений выработка навыков и умений. Творческая работа. | Закрепить понятие об обращении как средстве выразительности речи и средстве связи предложений в тексте. Учить умело использовать данное средство в собственной письменной речи в форме сочинения на определённую тему. | 5.05 8.05 | |
95. | Особенности слов-предложений. | 1 | Употребление слов – предложений в устной и письменной формах речи. Знаки препинания при словах – предложениях. | Познакомить с особенностями слов-предложений. | 10.05 | |
96. | Обобщение по теме «Предложения с вводными словами и обращениями». | 1 | Повторение и обобщение знаний ответы на вопросы, выполнение тренировочных упражнений разного типа. Контрольный словарный диктант. | Учить составлять рассуждения на заданную тему. Проверить знания особенности употребления этикетных формул приветствия и прощания. | 12.05 | |
97. | Контрольный диктант по теме «Предложения с вводными и обращениями. | 1 | Выполнение контрольных заданий. Контрольный диктант. | Контроль и оценка знаний. Проверить знания и умения по теме «Предложения с вводными, словосочетаниями, предложениями и с обращениями». | 15.05 | |
98. 99. | Р.Р. Психологический портрет. Сочинение-описание. | 2 | Анализ художественного материала. Отбор материала к сочинению. Составление плана. | Развивать способность находить характерные особенности, главное во внешности конкретной личности и уметь передавать это описание словами. | 17.05 19.05 | |
100 | Повторение по теме «Фонетика и графика». | 1 | Повторение и обобщение знаний, ответы на вопросы, выполнение тренировочных упражнений разного типа. Фонетический разбор. | Проверить знания, полученные в 8 классе | 22.05 | |
101 | Повторение по теме «Лексика и фразеология». | 1 | Повторение и обобщение знаний, ответы на вопросы, выполнение тренировочных упражнений разного типа. Анализ текстов. | Проверить знания, полученные в 8 классе. | 24.05 | |
102 | Повторение по теме «Орфография и культура речи». | 1 | Повторение и обобщение знаний, ответы на вопросы, выполнение тренировочных упражнений разного типа. Комплексный анализ текста. | Проверить знания, полученные в 8 классе. | 26.05 | |
103 | Итоговое тестирование. | 1 | Повторение и обобщение знаний. Тестирование. | Проверить знания, полученные в 8 классе. | 29.05 | |
104 | Анализ итогового тестирования. | 1 | Анализ допущенных учащимися ошибок и выявление их причин. | Проверить знания, полученные в 8 классе | 31.05 | |
105 | Резервный урок. | 1 | | | | |
| Итого | 105 | | | | |
6