Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №2, планируемых результатов начального общего образования, в соответствии с «Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, дисциплинам, курсам» МАОУ «СОШ № 2» (Приказ № от ) и на основе авторской программы «Школа 2100» по курсу «Чтение и начальное литературное образование» авторов Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В. Чиндиловой и др.
Цели и задачи учебного предмета
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
3) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
4) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Изучение литературного чтения в 1-м классе начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте», затем в марте начинается раздельное изучение литературного чтения и русского языка.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета
(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:
4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
5) приобщение к литературе как искусству слова;
6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.
В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала. Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.
Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения.
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения.
1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю (136 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа.
Учебным планом образовательной программы начальной школы МАОУ «СОШ №2» на 2016 – 2017 учебный год в 1 классе, после Обучения грамоте (чтение и письмо), на изучение курса «Литературное чтение» отводится 10 недель (4 часов в неделю, 40 часов в год).
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные | Метапредметные |
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. | определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану | ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. | оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся; – осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Ценностные ориентиры содержания курса «Литературное чтение»
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Методическое обеспечение
Для учащихся
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Литературное чтение. 1 класс. («Капельки солнца»). – М.: Баласс; Школьный дом, 2011
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению. 1-й класс. - М.: Баласс, Школьный дом, 2012
Литература для дополнительного чтения
Для педагога
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Пронина О.В, Чиндилова О.В. Уроки литературного чтения в1-м классе. Методические рекомендации для учителя - М.: Баласс, 2011
Электронный образовательный комплекс на (DVD-диске). Игры и задачи, 1– 4 классы
Образовательная система "Школа 2100" новые результаты и их проверка (1-4 кл.) – электронное приложение
Журнал «Начальная школа плюс До и После» - периодическое издание
Ресурсы Интернет
Матрица основного содержания программы по литературному чтению
№ | Название раздела | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты |
1. КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ |
1-й класс (45 ч или 32 ч) |
1 | Попрыгать, поиграть… | 12 (8)ч | Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях. | Осмысленно, правильно читать целыми словами. Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Подробно пересказывать текст. Составлять устный рассказ по картинке. Заучивать наизусть небольшие стихотворения. Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений. Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. Различать рассказы и стихотворения. |
2 | Наш дом | 8 (6) ч | Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним. |
3 | Ребятам о зверятах | 12 (9)ч | Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы. |
4 | Маленькие открытия | 13 (9)ч | Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова. |
2-й класс (136 ч) |
1 | Там, на неведомых дорожках… | 23 ч | Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами. Понимать смысл заглавия произведения. Выбирать наиболее подходящее заглавие из данных. Самостоятельно озаглавливать текст. Делить текст на части, озаглавливать части. Выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных. Подробно и выборочно пересказывать текст. Составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану. Размышлять о характере и поступках героя; Относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка. Различать народную и литературную (авторскую) сказку. Находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы. Относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи). Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. |
2 | Сказочные человечки | 27 ч | Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои. |
3 | Сказочные богатыри | 13 ч | Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов. |
4 | «Сказка мудростью богата...» | 20 ч | Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева. |
5 | «Сказка – ложь, да в ней намёк...» | 21 ч | Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки. |
6 | «Самое обыкновенное чудо» | 31 ч | Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова. |
3-й класс - 102 ч (3 ч в неделю) |
1 | Прощание с летом | 4 ч | Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Осознанно, правильно, выразительно читать вслух. Самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам. Самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу. Делить текст на части, составлять простой план. Самостоятельно формулировать главную мысль текста. Находить в тексте материал для характеристики героя. Подробно и выборочно пересказывать текст. Составлять рассказ-характеристику героя. Составлять устные и письменные описания. По ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили. Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему). Относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам. Различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора. Видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения. Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений. |
2 | Летние путешествия и приключения | 15 ч | Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений. |
3 | Природа летом | 7 ч | Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы. |
4 | Уроки и переменки | 11 ч | Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках. |
5 | «Глухая пора листопада...» | 6 ч | Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок. |
6 | «И кот ученый свои мне сказки говорил...» | 11 ч | Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве. |
7 | «Поет зима, аукает...» | 9 ч | Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике. |
8 | Животные в нашем доме | 6 ч | Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных. |
9 | Мы с мамой и папой | 9 ч | Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях. |
10 | «Наполним музыкой сердца...» | 6 ч | Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека. |
11 | День смеха | 3 ч | Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора |
12 | «О, весна, без конца и без краю...» | 5 ч | Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе. |
13 | День Победы | 4 ч | Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве. |
14 | Родная земля | 5 ч | Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле. |
4-й класс – 102 ч (3 ч в неделю) |
1 | Произведения современной детской литературы разных жанров | 7 ч | Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е. Велтистова. | Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Осознанно, правильно, выразительно читать вслух. Самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения. Самостоятельно находить ключевые слова. Самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения). Формулировать основную мысль текста. Составлять простой и сложный план текста. Писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой. Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции. Понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма. Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.). Соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы. Относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам. Видеть языковые средства, использованные автором. |
2 | У истоков русской детской литературы | 17 ч | Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: проза А. Болотова, статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер и прямая назидательность произведений для детей. |
3 | Детская литература XIX в. | 30 ч | Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Чёрная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям. Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров. |
4 | Детская литература XX в. | 48 ч | Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литера- тура 1920-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 1920–1930-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Весёлый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы: сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто, романа Ю. Олеши «Три Толстяка» (отрывки). Детская литература 1930–1950-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто. Детская литература 1960–1990-х гг. «Панорама» поэзии для детей: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, В. Берестова, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы. |
Тематическое планирование уроков литературного чтения в 1 классе
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения /корректировка | Примечание |
1 | Знакомство с новым учебником по литературному чтению «Капельки солнца».Первый урок вежливости | 1 | | | |
2 | Любимые игрушки. (А. Барто «Я выросла», Я. Аким «Мой конь», Саша Чёрный «Про девочку, которая нашла своего Мишку») | 1 | | | |
3 | Настоящие друзья детства. В. Драгунский «Друг детства» | 1 | | | |
Д* | Игрушки для девочек и мальчиков. (В. Берестов «Про машину», А. Барто «Кукла», «С утра на лужайку», С. Маршак «Цирк шапито») | | | | |
4 | Играть – это увлекательно! (Е. Чарушин «Никита – охотник») | 1 | | | |
5 | Игры в слова. (Г. Остер «Вредные советы», Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть...», А. Барто «Игра в слова», И. Токмакова «Плим», «Динь-дон…», С. Маршак «Вот маленький плюшевый слон…») | 1 | | | |
Д | Э. Успенский «Удивительное дело». Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей» | 1 | | | |
6 | Почему Незнайка не стал поэтом? (Н. Носов «Приключения Незнайки» (отрывок) | 1 | | | |
7 | Как найти настоящих друзей? (Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья» (отрывок) Обобщение материала раздела 1 учебника. Проверочная работа № 1 | 1 | | | |
8 | Развитие речи. Устные рассказы детей о своих игрушках. Внеклассное чтение по теме раздела. | 1 | | | |
9 | Что можно увидеть в обычном дворе. (Г. Цыферов «Что у нас во дворе?») Урок - экскурсия | 1 | | | |
10 | О младших сестрёнках и братишках. (В. Драгунский «Сестра моя Ксения», А. Барто «Две сестры глядят на братца», Я. Аким «Мой брат Миша») | 1 | | | |
11 | О детях и их родителях. (А. Барто «Разлука», «Одиночество», Г. Граубин «Окно» и Э. Мошковская «Трудный путь») | 1 | | | |
12 | Конкурс на лучшее чтение стихотворений. Четвертый урок вежливости. (Г. Остер «Вредные советы», стихи И. Демьянова) | 1 | | | |
Д | М. Коршунов «Дом в Черёмушках» (отрывок), Б. Заходер «Два и три», М. Зощенко «Глупая история» | 1 | | | |
13 | Стихи В. Бирюкова, О. Григорьева. Повторение по разделу 2. Проверочная работа № 2 | 1 | | | |
14 | Развитие речи. Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. Внеклассное чтение по теме раздела 2 | 1 | | | |
15 | Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки | 1 | | | |
16 | Очень разные животные. (Б. Заходер «Мохнатая азбука».) Разные азбуки | 1 | | | |
Д | М. Пришвин «Медведь» | 1 | | | |
17 | Весёлые и грустные стихи о животных. (Г. Граубин «У ручья» и «Беспокойные мыши», Саша Черный «Слоник, слоник...».) Пятый урок вежливости | 1 | | | |
18 | Какие сны снятся щенкам? (Е. Чарушин «Томкины сны») | 1 | | | |
19 | С. Михалков «Щенок» | 1 | | | |
20 | Отношения человека и собаки. (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина») | 1 | | | |
Д | М. Коршунов «Дом в Черемушках» (отрывок) | 1 | | | |
21 | «Любитель» живой природы. (М. Коршунов «Рисунок с натуры») | 1 | | | |
22 | Стихи о кошках и котятах. (Д. Хармс «Удивительная кошка», И. Токмакова «Котята») Урок - экскурсия | 1 | | | |
23 | Выдуманные и невыдуманные истории о животных и людях. (Ю. Мориц «Ворона», В. Вересаев «Братишка».) Шестой урок вежливости «Как содержать домашних животных» | 1 | | | |
24 | Развитие речи. Выразительное чтение любимых стихотворений, отрывков прозы. Повторение по разделу 3. Проверочная работа № 3 | 1 | | | |
25 | Маленькие открытия поэтов в стихах об осени. (Г. Граубин «Сон» и «Шишкопад», В. Бирюков «Сентябрь», Т. Золотухина «Лужи-зеваки») | 1 | | | |
26 | Волшебная осень. (В. Песков «Листья падают с кленов», И. Токмакова «Туман», «Осень») | 1 | | | |
27 | Каким увидел ноябрь писатель Николай Сладков. (Н. Сладков «Почему ноябрь пегий?») | 1 | | | |
28 | Звуки и краски зимы. (Е. Благинина «Улетают, улетели...», Т. Золотухина «Метель» И.Токмакова «Медведь») | 1 | | | |
29 | Н. Сладков «Песенки подо льдом», И. Токмакова «Куда в машинах снег везут» | 1 | | | |
30 | Как нарисовать словами весну. (Н. Сладков «Шапки долой!», И.Токмакова «Весна») | 1 | | | |
31 | Удивительные цветы. (К. Паустовский «Приточная трава») | 1 | | | |
32 | Маленькие открытия писателя М. Пришвина (рассказ «Берестяная трубочка») | 1 | | | |
33 | А. Александров «Лесные шорохи», Г. Скребицкий «Лесной голосок» | 1 | | | |
34 | «Эту чудную картину я увидел из окна...». (Ю. Мориц «Что над чем») | 1 | | | |
35 | Проверочная работа № 4 | 1 | | | |
36 | Развитие речи. Самостоятельно подготовленное выразительное чтение любимых произведений (стихов, прозы). | 1 | | | |
37 | Внеклассное чтение. Проверка техники чтения | 1 | | | |
38 | 1 | | | |
39 | Заключительный урок по учебнику «Капельки солнца». | 1 | | | |
6