СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по литературному чтению. Составлена по учебнику Климановой, соответствует ФГОС.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Шептуховская средняя общеобразовательная школа
Кореневского района Курской области»
Рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов
Протокол № ____ от «___» ____________ 2016 г.
Руководитель МО ---------------- Медведева И. Е. | Согласована
с заместителем директора по УВР Курбатовой Я. Ю.
……………… от «___» ___________ 2016 г
| Утверждена решением педагогического совета ОУ от …………..2016 г Протокол № _____ приказом директора от «___» ___________ 2016 г. № … Директор школы ……………..Ткачeва Л. М. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению (УМК «Перспектива»)
3 класс
Начальное общее образование
Количество часов:
Всего - 136 часов, в неделю – 4 часа.
Учитель начальных классов: Медведева И.Е., 1 квалификационная категория.
2016 – 2017 учебный год
1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой, М. В. Бойкиной, составленная в соответствии с учебным комплектом «Перспектива»; учебного плана школы на 2015-2016 учебный год; школьного положения о рабочей программе.
Литературное чтение – один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отраженные в его названии, - изучении литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребенка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Основные цели обучения литературному чтению:
развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию ее как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории ее создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
2 Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный
2. Содержание учебного предмета..
Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 3 класса и программы, которая включает следующие разделы:
1. «Виды речевой деятельности. Культура речевого общения».
2. «Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность».
3. «Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность».
4. «Круг детского чтения. Культура читательской деятельности».
Виды речевой деятельности. Культура речевого общения.
Раздел ориентирован на совершенствование всех видов коммуникативно-речевой деятельности: умений читать и писать, слушать и говорить, использовать различные виды речевой деятельности в разных ситуациях общения.
*Поэтапное формирование навыка чтения (чтение вслух и про себя);
*Умение слушать речь (высказывание)(внимание к речи собеседника, способность ее анализировать, выделять главное, задавать уточняющие вопросы.;
*Умение говорить (высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, вести диалог и строить монолог);
*Развитие умения писать (создавать собственные тексты, писать изложения и небольшие сочинения);
развитие устной и письменной речи;
совершенствование умений слушать и говорить, читать и писать.
Виды работы с текстом. Коммуникативно-познавательная деятельность.
Содержание данного раздела направлено на освоение различных видов текстов (текст-описание, текст-повествование и текст-рассуждение).
*Освоение разнообразных речевых умений при работе с текстами произведений (деление текста на части, подбор к ним заглавий. *Составление плана, умения кратко и полно пересказывать прочитанный текст, выделение главного и формулирование его своими словами);
Формирование умений соотносить заглавие и содержание текста;
Определять их роль в процессе общения;
Наблюдать, как изменяются цели общения при создании художественного и познавательного текстов (с помощью учителя).
Работа с художественным произведением. Эстетическая и духовно-нравственная деятельность.
Раздел нацелен на развитие художественно эстетической деятельности. Формирование нравственно-этических представлений и активизацию творческой деятельности учащихся средствами художественной литературы.
*Знакомство детей не только с лучшими образцами художественной литературы, но и с произведениями других видов искусства;
*Различать способы изображения мира в художественных и познавательных текстах (с помощью учителя);
*Анализировать произведение на разных уровнях: уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями); уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя); уровень автора (отношение автора к своим героям, его замысел и общий смысл прочитанного).
Развитие умений, связанных с наблюдением за миром природы и поведением животных;
Развитие и стимулирование творческой активности учащихся.
Круг детского чтения. Культура читательской деятельности.
Раздел определяет содержание и выбор книг для чтения. Художественно-эстетическая направленность содержания литературного чтения позволяет учащимся накопить опыт художественно-эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Тематические разделы программы отражают разнообразие интересов учащихся.
* «Книги - мои друзья»
* Жизнь дана на добрые дела
* Волшебная сказка
* Люби все живое
* Картины русской природы
* Великие русские писатели
* Литературная сказка
* Картины родной природы
* Расширять границы читательской компетенции;
* Формировать готовность эффективно использовать знания, читательские умения и навыки для реализации учебных целей и решения конкретных жизненных ситуаций;
* Расширять границы коммуникативно-речевого общения;
* Совершенствовать читательскую культуру (умение глубоко проникать в смысл читаемого, выбирать книгу для чтения, постоянную потребность в чтении художественной литературы)
№ п/п |
Разделы |
Кол-во часов |
1. | Книги – мои друзья | 6 ч |
2. | Жизнь дана на добрые дела | 16 ч |
3. | Волшебная сказка | 15 ч |
4. | Люби всё живое | 20 ч |
5. | Картины русской природы | 12 ч |
6. | Великие русские писатели | 30 ч |
7. | Волшебная сказка | 21 ч |
8. | Картины родной природы | 16 ч |
| Всего - 136 ч (Из них – 6 контрольных работ, проектов - 1)
|
|
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты (предметные, метапредметные и личностные) | Примечание |
| |||||||||||||
План. | Факт. |
| |||||||||||||||||
КНИГИ – МОИ ДРУЗЬЯ (6 ч) |
|
| |||||||||||||||||
1 |
|
| Вводный урок по содержанию раздела. Наставления детям Владимира Мономаха | 1 | Уметь: - рассказывать о способах передачи информации в докнижный период; - раскрывать смысл пословицы и представлять её; - раскрывать смысл наставления и представлять его; - оформлять результаты сравнения современных книг и книг Древней Руси в таблице. | Личностные умения: - осознавать ценность наставлений Владимира Мономаха и Ярослава Мудрого. Познавательные умения: - определять смысл пословицы и обосновывать своё мнение; - представлять пословицу, используя алгоритм; - определять смысл наставления и обосновывать его; - сравнивать современные книги и книги Древней Руси и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания, используя алгоритм или план; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - адекватно взаимодействовать в паре или в группе при выполнении учебного задания. |
|
| |||||||||||
2 |
|
| Книги Древней Руси. | 1 |
|
| |||||||||||||
3 |
|
| Б. Горбачевский. «Первопечатник Иван Фёдоров». | 1 | Уметь: - раскрывать смысл библейского наставления и представлять его; - составлять план пересказа; - озаглавливать текст; - рассказывать о человеке, используя план и изображение памятника.
| Личностные умения: - осознавать ценность библейских мудростей. Познавательные умения: - определять значимость печатного дела на Руси и обосновывать своё мнение; - определять смысл библейского наставления и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания, используя алгоритм и план; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - подбирать соответствующие слова для оформления мысли в рамках учебного диалога; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. |
|
| |||||||||||
4 |
|
| Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии. |
| Уметь: - раскрывать смысл наставления и представлять его.
| Личностные умения: - осознавать ценность наставлений Библии Познавательные умения: - определять смысл наставления и обосновывать его; - сравнивать современные книги и книги Древней Руси и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания, используя алгоритм или план; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания. |
|
| |||||||||||
5-6 |
|
| Проект. «Мы идём в музей книги».
| 2 | Уметь: - составлять план пересказа; - озаглавливать текст; - рассказывать о человеке, используя план и изображение памятника. | Личностные умения: - осознавать ценность библейских мудростей. Познавательные умения: - определять значимость печатного дела на Руси и обосновывать своё мнение; - определять смысл библейского наставления и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебные задания, используя алгоритм и план; - выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - подбирать соответствующие слова для оформления мысли в рамках учебного диалога; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. |
|
| |||||||||||
ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА (16 ч.) |
| ||||||||||||||||||
7 |
|
| Вводный урок по содержанию раздела. В.И. Даль. «Пословицы и поговорки русского народа». | 1 | Уметь: - выразительно читать стихотворение; - определять главную мысль стихотворения; - давать название произведению; - раскрывать смысл пословиц; - распределять пословицы на группы по содержанию. | Личностные умения: - проявлять желание делать добрые дела для других. Познавательные умения: - раскрывать смысл пословиц и обосновывать своё мнение; - определять пословицу, которая соответствует заданной теме, и обосновывать свой выбор; - определять правила добрых взаимоотношений между людьми и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - работать с пословицей, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. |
| ||||||||||||
8 |
|
| Н. Носов. «Огурцы». | 1 | Уметь: - выразительно читать текст по ролям; - работать с содержанием текста; - составлять и писать план пересказа; - пересказывать текст от лица главного героя; - писать рассказ на тему «Что такое добро»; - формулировать правила добрых взаимоотношений. | Личностные умения: - проявлять эмоциональноценностное отношение к герою художественного произведения; - проявлять желание составлять правила добрых взаимоотношений. Познавательные умения: - определять главную мысль тек ста, выражать её словом (словосочетанием) и обосновывать своё мнение; - сопоставлять характер и по(ступки разных героев и обосновывать своё мнение; - подбирать пословицу, смысл которой соответствует содержанию произведения, и обосновывать свой выбор. Регулятивные умения: - работать с текстом рассказа, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать мнение в рамках учебного диалога; - использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
| ||||||||||||
9 |
|
| Создание рассказа по аналогии на тему «Что такое добро». | 1 |
| ||||||||||||||
10 |
|
| М. Зощенко. «Не надо врать». | 1 | Уметь: - выразительно читать текст по ролям; - работать с содержанием текста; - делить текст на части по плану и пересказывать его; Уметь: - формулировать и писать правила добрых взаимоотношений. | Личностные умения: - проявлять эмоциональноценностное отношение к герою рассказа М. Зощенко «Не надо врать»; - проявлять желание составлять правила добрых взаимоотношений. Познавательные умения: - определять пословицу, смысл которой соответствует теме произведения; - раскрывать смысл названия рассказа М. Зощенко «Не надо врать» и обосновывать своё мнение; - определять проблему взаимоотношений Миньки и родителей. Регулятивные умения: - работать с текстом рассказа, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание в рамках учебного диалога; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. |
| ||||||||||||
11 |
|
| Л. Каминский. «Сочинение».
. | 1 | Уметь: - читать текст осознанно, выразительно и без ошибок; - читать текст по ролям; - составлять план текста и его пересказывать; - писать рассказ на тему «Как я помогаю маме»; - составлять и оформлять отзыв о прочитанном произведении; - формулировать правила дружеских отношений. | Личностные умения: - проявлять эмоционально(ценностное отношение к героине произведения Л. Каминского «Сочинение». Познавательные умения: - определять главную мысль текста, выражать её словом (словосочетанием) и обосновывать своё мнение; - определять пословицу, которая соответствует главной мысли рассказа, и обосновывать своё суждение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание по алгоритму; - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; — адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. |
| ||||||||||||
12 |
|
| Отзыв на произведение. | 1 | Уметь: - составлять и оформлять отзыв о прочитанном произведении; - формулировать правила дружеских отношений. |
|
| ||||||||||||
13 |
|
| M. Зощенко. «Через тридцать лет». | 1 | Уметь: - читать текст выразительно по ролям; - составлять простой план текста; - выполнять краткий пересказ текста, используя план; - формулировать правила дружеских отношений. | Личностные умения: - проявлять эмоционально(ценностное отношение к герою художественного произведения. Познавательные умения: - определять главную мысль текста, выражать её словом (словосочетанием) и обосновывать своё мнение; - подбирать пословицу, которая соответствует главной мысли рассказа, и обосновывать своё суждение; - оценивать справедливые поступки человека и обосновывать своё суждение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм или план; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - строить понятные для партнёра высказывания; - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. |
| ||||||||||||
14 |
|
| Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | 1 | Уметь: - составлять поучительный рассказ; - инсценировать отрывок из рассказа, используя алгоритм; - формулировать правила дружеских отношений; - представлять диалог героев рассказа. | Личностные умения: - проявлять желание читать поучительные произведения для детей. Познавательные умения: - определять способы нахождения книги и обосновывать своё суждение; - определять поучительный смысл притчи и обосновывать своё суждение. Регулятивные умения: - адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. |
| ||||||||||||
15 |
|
| Самостоятельное чтение. Н. Носов. «Трудная задача». | 1 |
| ||||||||||||||
16 |
|
| Семейное чтение. «Притчи». | 1 |
| ||||||||||||||
17-18 |
|
| Наш театр. В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано ...» Инсценирование. | 2 |
| ||||||||||||||
19 |
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Уметь: - собирать пословицу; - выбирать пословицы о добрых делах; - определять авторов и произведения, изученные в теме; - писать рассказ на тему «Жизнь дана на добрые дела».
| Личностные умения: - проявлять желание создавать правила добрых взаимоотношений для жителей планеты «Удовольствие». Познавательные умения: - выбрать вариант выполнения ситуативного задания; - использовать разные источники информации; - использовать приобретённые знания для составления правил добрых взаимоотношений. Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять задания в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
| ||||||||||||
20 |
|
| Обобщающий урок по разделу: «Жизнь дана на добрые дела». | 1 |
| ||||||||||||||
21 |
|
| Контрольная работа № 1.
|
|
| ||||||||||||||
22 |
|
| Урок самостоятельного чтения по теме: «Жизнь дана на добрые дела» | 1 |
| ||||||||||||||
ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА (15ч.) |
| ||||||||||||||||||
23 |
|
| Вводный урок по содержанию раздела. | 1 | Предполагать на основе раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе. Определять конкретный смысл понятий: народная сказка, присказка, сказочные предметы. | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - помочь Ане и Ване найти правильное решение. |
| ||||||||||||
24 |
|
| Русская сказка. «Иван-царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки. | 1
| Уметь: - делить текст сказки на части; - выделять в тексте сказки опорные слова и выражения; - составлять подробный план пересказа; - пересказывать сказку близко к тексту; - составлять рассказ по картине, используя план; - давать характеристику героям сказки; - определять правильный ход событий в сказке; - восстанавливать композицию сказки. | Личностные умения: - проявлять интерес к героям волшебных сказок. Познавательные умения: - определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение; - определять признаки волшебной сказки и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - работать с текстом сказки, используя алгоритм; — выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные умения: - взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; — излагать понятно для партнёра содержание сказки. |
| ||||||||||||
25 |
|
| Русская сказка. «Иван-царевич и Серый Волк». Характеристика героев сказки. | 1 |
| ||||||||||||||
26
|
|
| В. Васнецов. «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине.
| 1
|
Уметь: - соотносить пословицу и основную мысль сказки; - сравнивать сказки по разным основаниям и оформлять результат в таблице; - пересказывать сказку близко к тексту; - давать характеристику героям сказки. |
Личностные умения: - проявлять интерес к героям волшебных сказок. Познавательные умения: - определять структуру волшебной сказки и обосновывать своё мнение; - исправлять ошибки в тексте сказки и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - работать с текстом сказки, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку, взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - излагать понятно для партнёра содержание произведения. |
| ||||||||||||
27-28 |
|
| Русская сказка. «Летучий корабль». 1)Особенности волшебной сказки. 2)Характеристика героев.
| 2 |
Уметь: - определять в тексте сказки слова и выражения, характеризующие героев; - подбирать к иллюстрации соответствующий текст; - пересказывать сказку от лица героя; - оформлять результаты исследования в таблице. |
Личностные умения: - читать волшебные сказки. Познавательные умения: - определять тему книги, представленной на выставке, и обосновывать своё мнение; - подбирать пословицу, смысл которой соответствует тексту сказки, и обосновывать своё мнение; - проводить исследование иллюстраций и текста сказки. Регулятивные умения: - работать с текстом сказки, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - излагать понятно для партнёра содержание сказки. |
| ||||||||||||
29 |
|
| Мы идём в библиотеку. «Сборники сказок» . | 1 | Уметь: - находить в библиотечном каталоге информацию о книге.
|
| |||||||||||||
30-31 |
|
| Самостоятельное чтение. Русская сказка. «Морозко». | 2 | Уметь: - определять в тексте сказки слова и выражения, характеризующие героев.
| Личностные умения: - читать волшебные сказки. Познавательные умения: - определять тему книги ; - проводить исследование иллюстраций и текста сказки. Регулятивные умения: - работать с текстом сказки, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - излагать понятно для партнёра содержание сказки. |
| ||||||||||||
32-33 |
|
| Семейное чтение. Русская сказка. «Белая уточка». | 2 | Уметь: - определять тему и название выставки книг; - находить нужную книгу по каталогу. | Личностные умения: - читать волшебные сказки. Регулятивные умения: - работать с текстом сказки, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. |
| ||||||||||||
34-35 |
|
| Наш театр. Русская сказка. «По щучьему велению». Инсценирование. | 2 | Уметь: - подбирать текст зачина к соответствующей сказке; - читать текст по ролям, используя соответствующую интонацию; - инсценировать сказку «По щучьему велению»; - писать рассказ «Я волшебник». Уметь: - формулировать значение слова «присказка»; - определять текст присказки; - определять способ нахождения книги в библиотеке; - выделять признаки волшебной сказки. | Личностные умения: - проявлять эмоционально-ценностное отношение к роли при инсценировке сказки; - проявлять желание совершать чудеса. Познавательные умения: - определять слова автора и слова героев для инсценировки сказки, обосновывать своё мнение; - определять устаревшие и устойчивые выражения в тексте сказки и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение и позицию. Личностные умения: - проявлять интерес к сочинению волшебной сказки. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретённые знания для корректировки сказки. Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать с партнёром; - использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
| ||||||||||||
36 |
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии «Волшебная сказка». | 1 |
| ||||||||||||||
37 |
|
| Контрольная работа № 2 | 1 | Уметь: - ориентироваться в информации. |
|
| ||||||||||||
ЛЮБИ ВСЁ ЖИВОЕ (20 ч.) |
| ||||||||||||||||||
38 |
|
| Вводный урок по содержанию раздела. Сравнение художественной и научно-познавательной литературы. | 1
| Уметь: - составлять краткий план текста; - кратко пересказывать текст; - создавать собственные художественный и познавательный тексты; - оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице. | Личностные умения: - проявлять интерес к героям рассказов о животных; - проявлять желание создавать собственные тексты о животных. Познавательные умения: - выбирать верное утверждение и обосновывать своё мнение; - определять значимость художественного и познавательного текстов и обосновывать своё мнение. - проводить исследование художественного и познавательного текстов. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - излагать понятно для партнёра содержание произведения. |
| ||||||||||||
39-40 |
|
| .1) К. Паустовский. «Барсучий нос». Особенности художественного текста. 2) «Барсук» (из энциклопедии). Пересказ. | 2 |
| ||||||||||||||
41 |
|
| В. Берестов. «Кошкин щенок». | 1
| Уметь: - выразительно читать юмористическое произведение; - определять в тексте слова и выражения, которые характеризуют героя; - оформлять результаты исследования содержания юмористического текста в таблице. | Личностные умения: - проявлять интерес к юмористическому произведению; - проявлять желание писать юмористический рассказ. Познавательные умения: - определять главную мысль юмористического произведения и обосновывать своё мнение; - определять комическое в тексте и обосновывать своё мнение; - проводить исследование содержания юмористического текста. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. |
| ||||||||||||
42 |
|
| Б. Заходер. «Вредный кот». | 1 |
| ||||||||||||||
43 |
|
| В. Бианки. «Приключения Муравьишки».
| 1 | Уметь: - описывать героя произведения; - составлять подробный план текста; - пересказывать текст от лица главного героя; - составлять рассказ на тему «Муравьишка и Бабочка»; - оформлять результаты исследования художественного и познавательного текстов в таблице. | Личностные умения: - проявлять желание читать произведения о насекомых. Познавательные умения: - определять тип текста и обосновывать своё мнение; - определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; - проводить исследование художественного и познавательного текстов. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; - использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
| ||||||||||||
44 |
|
| Создание текста по аналогии. «Муравьишка и бабочка». | 1 |
| ||||||||||||||
45 |
|
| О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно- популярного текста. | 1 |
| ||||||||||||||
46 |
|
| Тим Собакин. «Песни бегемотов». | 1 |
| ||||||||||||||
47 |
|
| Мы идём в библиотеку. «Сборники произведений о природе». | 1 | Уметь: - составлять сложный план произведения и пересказывать его близко к тексту; - инсценировать рассказ; - писать сценарий, используя содержание произведения; - представлять детский журнал; - находить нужные книги в библиотеке. | Личностные умения: - проявлять желание читать детские журналы; - проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям инсценировки произведения. Познавательные умения: - определять зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё мнение; - определять роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя план, алгоритм; - выполнять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - распределять роли и обязанности при подготовке к инсценированию сказки; — учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. |
| ||||||||||||
48 |
|
| Периодическая печать. Журналы для детей. Выставка детских журналов. | 1 |
| ||||||||||||||
49-50 |
|
| Самостоятельное чтение. Д. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка».
| 2 |
| ||||||||||||||
51-52 |
|
| Семейное чтение. Н. Носов. «Карасик».
| 2 |
| ||||||||||||||
53-54 |
|
| Наш театр. М. Горький. «Воробьишко». 1)Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. 2)Инсценирование. | 2 |
| ||||||||||||||
55 |
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии «Люби всё живое». | 1 | Уметь: - писать рассказ о значимости художественного и познавательного текстов. | Личностные умения: - проявлять интерес к составлению рассказа о значимости художественных и познавательных текстов. Познавательные умения: - составлять и оформлять выбранный вариант выполнения ситуативного задания; - использовать приобретённые знания для выполнения задания при составлении рассказа о значимости художественного и познавательного текстов. Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
| ||||||||||||
56 |
|
| Контрольная работа № 3 | 1 |
| ||||||||||||||
57 |
|
| Урок самостоятельного чтения по теме: «Люби всё живое» | 1 |
| ||||||||||||||
КАРТИНЫ РУССКОЙ ПРИРОДЫ (12 ч.) |
| ||||||||||||||||||
58 |
|
| Вводный урок по содержанию раздела. И. Шишкин. «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине. | 1 | Уметь: - раскрывать значение слов «биеннале», «пейзаж» и использовать их в активном словаре; - соотносить содержание поэтического текста с содержанием картины; - представлять картину, используя простой и сложный планы; - выбирать поэтический и музыкальный отрывки, соответствующие содержанию картины; - создавать пейзаж для представления на биеннале. | Личностные умения: - проявлять интерес к произведениям изобразительного и поэтического искусства. Познавательные умения: - определять жанр, сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение; - сопоставлять произведения разных авторов на одну тему и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
| ||||||||||||
59 |
|
| Н. Некрасов. « Славная осень».
| 1 | Уметь: - работать с текстом лирического произведения; - выразительно читать поэтический текст; - определять в лирическом тексте сравнения; - подбирать синонимы и записывать их; - составлять текст, используя сравнения; - проводить исследование текстов и оформлять его результаты в виде таблицы; - работать над фотоальбомом на тему «Славная осень»; - создавать иллюстрацию к стихотворению Н. Некрасова «Славная осень!..».
| Личностные умения: - проявлять интерес к лирическим стихотворениям об осени; - проявлять желание составлять художественный текст на тему «Славная осень». Познавательные умения: - определять особенности лирического произведения и обосновывать своё мнение; - определять средства выразительности стихотворения Н. Некрасова «Славная осень!..» и обосновывать своё мнение; - соотносить содержание художественного текста с сюжетом картины и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - подбирать адекватные слова при высказывании и суждении в рамках учебного диалога; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. |
| ||||||||||||
60 |
|
| М. Пришвин. «Осинкам холодно». Произвдения М. Пришвина. | 1 | Уметь: - выделять в тексте средства художественной выразительности; - работать с текстом лирического произведения; - выразительно читать поэтический текст; - проводить исследование поэтического и прозаического текстов и оформлять результаты в виде таблицы; - рассказывать о картине, используя план. | Личностные умения: - проявлять желание читать лирические произведения о русской природе. Познавательные умения: - определять настроение лирического произведения и обосновывать своё мнение; - оформлять суждение в форме вывода. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание по плану; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности; - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания. |
| ||||||||||||
61 |
|
| Ф. Тютчев. «Листья». | 1 |
| ||||||||||||||
62 |
|
| А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения. | 1 |
| ||||||||||||||
63 |
|
| И. Бунин. «Первый снег». В. Поленов. «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи | 1 |
| ||||||||||||||
64 |
|
| Мы идём в библиотеку. «Сборники произведений о природе». | 2 | Уметь: - составлять текст «Описание снежинки»; - проводить исследование поэтических текстов и оформлять результат в виде таблицы; - писать лирический текст на тему «Зима», используя алгоритм «Как написать лирический текст»; - оформлять иллюстрацию на тему «Звезда кристальная».
| Личностные умения: - проявлять желание читать лирические произведения о зиме; - проявлять желание писать лирический текст и оформлять иллюстрацию к нему. Познавательные умения: - определять средства художественной выразительности в поэтических текстах и обосновывать своё мнение; - писать лирический текст, используя алгоритм; - оформлять суждение в форме вывода. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.
Личностные умения: - проявлять интерес к составлению программы биеннале, посвящённой русской осенней и зимней природе. Познавательные умения: - использовать приобретённые знания для подготовки программы биеннале. Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
| ||||||||||||
65 |
|
| Самостоятельное чтение. К. Бальмонт. «Снежинка». | 1 |
| ||||||||||||||
66 |
|
| Семейное чтение. К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень...» Краски осени. | 1 |
| ||||||||||||||
67 |
|
| Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. «В Абрамцевском парке». А. Саврасов. «Зима». |
|
|
| |||||||||||||
68 |
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. «Картины русской природы» | 1 | Уметь: - определять автора по фрагменту текста; - определять средства выразительности в тексте лирического произведения; - составлять предложения о лирическом произведении. |
| |||||||||||||
69 |
|
| Урок самостоятельного чтения по теме: «Картины русской природы» | 1 |
| ||||||||||||||
ВЕЛИКИЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ (30 ч.) |
| ||||||||||||||||||
70 |
|
| Вводный урок по содержанию раздела. Великие русские писатели. В. Берестов. «А.С. Пушкин». | 1 | Уметь: - рассказывать о картине, используя простой план; - рассказывать алгоритм работы с текстом; - рассказывать алгоритм составления вопроса; - читать поэтический текст наизусть выразительно; - составлять рассказ на заданную тему; - составлять фразу-конструкт; - составлять простой план для пересказа; - составлять вопросы для викторины по известным произведениям А. С. Пушкина; - проводить исследование текста произведения и оформлять его результаты. | Личностные умения: - проявлять интерес к произведениям изобразительного и поэтического искусства; - проявлять желание читать сказки А. С. Пушкина. Познавательные умения: - определять жанр и сюжет произведения изобразительного искусства и обосновывать своё мнение; - определять признаки и особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение; - определять языковые особенности произведения, передающие настроение, отношение автора к герою произведения, и обосновывать своё мнение; - соотносить сюжет картины с содержанием поэтического текста и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Личностные умения: - проявлять интерес к героям басен И. А. Крылова; - проявлять желание читать басни И. А. Крылова и составлять вопросы к викторине. Познавательные умения: - раскрывать значение слов «иносказание», «жанр», «басня», «мораль» и использовать эти слова в активном словаре; - определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; - определять признаки и особенности басни и обосновывать своё мнение; - определять главную мысль басни и обосновывать своё мнение; - определять мораль басни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога.
Личностные умения: - проявлять интерес к рассказам Л. Н. Толстого; - проявлять желание составлять вопросы к викторине. Познавательные умения: - определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; - определять главную мысль произведения и обосновывать своё мнение; - осмысливать характер героев и обосновывать их поступки; - делить текст на смысловые части и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или в группе.
Личностные умения: - проявлять желание инсценировать басню И. А. Крылова «Квартет». Познавательные умения: - раскрывать значение слов «квартет», «бас», «альт», «прима», «втора», «тембр» и употреблять их в активном словаре; - определять жанр произведения и обосновывать своё мнение; - определять основную мысль произведения и обосновывать своё мнение; - определять мораль басни и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя план; — выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога. Личностные умения: - проявлять интерес к составлению вопросов для викторины о творчестве русских писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого. Познавательные умения: - использовать приобретённые знания для составления вопросов для викторины о творчестве русских писателей А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого. Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
| ||||||||||||
71 |
|
| А.С. Пушкин. «Зимнее утро». И. Грабарь. «Зимнее утро». | 1 |
| ||||||||||||||
72 |
|
| А.С. Пушкин. «Зимний вечер». Ю. Клевер. «Закат солнца зимой». «Зимний пейзаж с избушкой». | 1 |
| ||||||||||||||
73 |
|
| А.С. Пушкин. «Опрятней модного паркета ...» П. Брейгель. «Зимний пейзаж». | 1 |
| ||||||||||||||
74 |
|
| Самостоятельное чтение стихотворений А. С. Пушкина. | 1 |
| ||||||||||||||
75 |
|
| В. Суриков. «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. | 1 |
| ||||||||||||||
76 |
|
| А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». Сравнение с народной | 1 |
| ||||||||||||||
77 |
|
| А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». Нравственный смысл сказки. | 1 |
| ||||||||||||||
78 |
|
| А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». Структура сказочного текста. | 1 |
| ||||||||||||||
79 |
|
| А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». Характеристика героев | 1 |
| ||||||||||||||
80 |
|
| А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». Особенности языка сказки. | 1 |
| ||||||||||||||
81 |
|
| А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане …». Приём звукописи для создания образов моря, комара, шмеля, мухи. | 1 |
| ||||||||||||||
82 |
|
| И.Я. Билибин - иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | 1 |
| ||||||||||||||
83 |
|
| И.А. Крылов. «Басни». Викторина по басням И.А. Крылова. | 1 | Предметные умения: - работать с текстом басни, используя алгоритм; - читать текст басни выразительно наизусть; - читать текст басни по ролям выразительно; - составлять фразу-конструкт по содержанию басни; - составлять вопросы к викторине.
|
| |||||||||||||
84 |
|
| И.А. Крылов. «Слон и Моська». | 1 |
| ||||||||||||||
85 |
|
| И.А. Крылов. «Чиж и голубь». | 1 |
| ||||||||||||||
86 |
|
| Самостоятельное чтение произведений И. А. Крылова. | 1 |
| ||||||||||||||
87-88 |
|
| Наш театр. И.А. Крылов. Квартет. 1)Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. 2)Инсценирование. | 2 | Уметь: - работать с текстом произведения; - выразительно читать басню и стихотворение; - инсценировать басню; - составлять вопросы для викторины.
|
| |||||||||||||
89 |
|
| Великие русские писатели. Л. Воронкова «Л.Н. Толстой».
| 1 | Уметь: - описывать героя, его характер и поступки; - пересказывать текст (кратко и подробно); - оформлять иллюстрации к тексту рассказу; — представлять пересказ, используя иллюстрации и план; - составлять простой и сложный планы для пересказа; - составлять фразу-конструкт; - составлять вопросы для викторины. |
| |||||||||||||
90 |
|
| Л.Н. Толстой. «Лев и собачка». Быль. | 1 |
| ||||||||||||||
91 |
|
| Л.Н. Толстой. «Лебеди». | 1 |
| ||||||||||||||
92 |
|
| Л.Н. Толстой. «Акула». | 1 |
| ||||||||||||||
93 |
|
| Мы идём в библиотеку. «Книги великих русских писателей А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова». | 1 |
| ||||||||||||||
94 |
|
| Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой « Волга и Вазуза». | 1 |
| ||||||||||||||
95 |
|
| Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». | 1 |
| ||||||||||||||
96 |
|
| Семейное чтение. «Заповеди».
| 1 |
|
| |||||||||||||
97 |
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии «Великие русские писатели» | 1 | Уметь: - определять автора текста по фрагменту; - находить признаки и особенности «Сказки о царе Салтане…» А. С. Пушкина; - находить признаки басни; - вносить изменения в план про- изведения с тем, чтобы он соответствовал содержанию - составлять вопросы к викторине о творчестве А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого. |
| |||||||||||||
98 |
|
| Контрольная работа №4. | 1 |
| ||||||||||||||
99 |
|
| Урок самостоятельного чтения по теме: «Великие русские писатели» | 1 |
| ||||||||||||||
ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА (21 ч.) |
| ||||||||||||||||||
100 |
|
| Вводный урок по содержанию раздела. | 1 | Уметь: - Работать с содержанием произведения. - составлять: фразу-конструкт; сложный план пересказа. - пересказывать произведение подробно. - проводить исследование содержания текста и записывать результаты исследования в таблицу.
| Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание научиться писать сказку. — проявлять желание читать сказки в обработке В. Даля и В. Одоевского. Познавательные умения: - раскрывать значение слов и выражений «сказитель», «собиратель», «автор», «литературная обработка сказки» и использовать их в активном словаре; - определять вид сказки и обосновывать своё мнение; - определять главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; - определять признаки сказки, её особенности и обосновывать своё мнение; - различать народную и авторскую сказки и обосновывать своё мнение; - определять отношение автора к герою и обосновывать своё мнение; — определять особенности характера и внешности героя произведения и обосновывать своё мнение; - соотносить содержание пословицы с главной мыслью сказки и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять самопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - согласовывать позицию и учитывать разные мнения при выполнении учебного задания; - использовать речевые средства для представления результата деятельности. Личностные умения: - проявлять интерес к героям сказок; - проявлять желание читать авторские сказки; - проявлять желание писать собственные сказки о животных и волшебные сказки. Познавательные умения: - раскрывать значение выражений «жили душа в душу», «моё дело правое», «служить по совести», «служить по душе» и использовать их в активном словаре; - определять вид сказки и обосновывать своё мнение; - определять признаки и особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение; - определять особенности героя произведения и обосновывать своё мнение; - определять отношение автора к герою произведения и обосновывать своё мнение; - определять параметры описания образа литературного героя и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - договариваться с партнёрами и приходить к общему решению в рамках учебного диалога.
Личностные умения: - проявлять интерес к сказкам зарубежных авторов; - проявлять желание читать сказки зарубежных авторов; - проявлять желание сочинять собственную сказку. Познавательные умения: - раскрывать значение понятия: «лизоблюд», «не брезгует», «приемыш», «Закон Джунглей», «диафильм», «кадр», «титры» и использовать его в активном словаре; - определять жанр произведения и обосновывать свое мнение; - определять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение; - определять отношение автора к героям произведения и обосновывать свое мнение; - делить текст на смысловые части и обосновывать свое мнение; - определять содержание и последовательность кадров для диафильма и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении учебного задания в паре или группе.
Личностные умения: - проявлять интерес к созданию сценария; - проявлять желание инсценировать сказку С.Михалкова «Упрямый козленок». Познавательные умения: - раскрывать значение слова «сценарий», «синопсис», «ремарка» «действующее лицо», «реплика» и использовать его в активном словаре; - определять жанр произведения и обосновывать свое мнение; - определять завязку, кульминацию и развязку в тексте сказки и обосновывать свое мнение; - определять основную мысль произведения и обосновывать свое мнение. - определять особенности героя и обосновывать свое мнение; - определять основные условия инсценировки произведения и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя план; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - приходить к общему решению в рамках учебного диалога.
Личностные умения: - проявлять интерес к литературной сказке и желание сочинять её. Познавательные умения: - использовать приобретённые знания для сочинения собственной сказки. Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
| ||||||||||||
101 |
|
| В. Даль. «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. | 1 |
| ||||||||||||||
102 |
|
| В. Даль. «Девочка Снегурочка». Особенности литературной сказки. | 1 |
| ||||||||||||||
103 |
|
| В. Одоевский. « Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко» | 1 |
| ||||||||||||||
104 |
|
| В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение героев. | 1 |
| ||||||||||||||
105 |
|
| Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». | 1 | Уметь: - работать с текстом сказки, используя алгоритм; - читать текст сказки выразительно; - проводить исследование и записывать результаты в таблицу; - составлять и писать сказку; - составлять: план пересказа; описание образа литературного героя, используя алгоритм. |
| |||||||||||||
106 |
|
| Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Герои произведения.
| 1 |
| ||||||||||||||
107 |
|
| Переводная литература для детей. | 1 |
|
| |||||||||||||
108 |
|
| Переводная литература для детей. Б. Заходер. «Винни-Пух» (предисловие). | 1 | Уметь: • Работать с текстом произведения: - описывать героя, его характер и поступки; - пересказывать текст кратко (подробно); - представлять сказку, используя иллюстрации и план. • Читать сказку выразительно по ролям. • Составлять: - простой и сложный план для пересказа; - фразу-конструкт; - рассказ об образе героя произведения, используя алгоритм; - порядок кадров для диафильма; - готовить текстовый материал для титров диафильма. • Представлять подготовленный диафильм на тему «Маугли». • Писать собственную сказку (о животных или волшебную), иллюстрировать и представлять ее.
|
| |||||||||||||
109 |
|
| Р. Киплинг. «Маугли».
| 1 |
| ||||||||||||||
110
|
|
| Р. Киплинг. «Маугли» Герои произведения.. | 1 |
| ||||||||||||||
111-112 |
|
| Дж. Родари. «Волшебный барабан». Сочинение возможного конца сказки.
| 2 |
| ||||||||||||||
113 |
|
| Мы идём в библиотеку. «Литературные сказки». | 1 | Уметь: - работать с текстом произведения; - составлять фразу-конструкт; - писать сценарий сказки. - инсценировать сказку, используя алгоритм и памятку.
|
| |||||||||||||
114 |
|
| Самостоятельное чтение. Тим Собакин. «Лунная сказка». | 1 |
| ||||||||||||||
115 |
|
| Семейное чтение. Ю. Коваль. «Сказка о серебряном соколе».
| 1 |
| ||||||||||||||
116-117 |
|
| Наш театр. С. Михалков. «Упрямый козлёнок». 1)Подготовка реквизита, костюмов, театральных билетов. 2)Инсценирование. | 2 |
| ||||||||||||||
118 |
|
| Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу. | 1 | Уметь: - определять автора произведения по фрагменту текста; - описывать образ литературного героя; - составлять и писать фразуконструкт; - сочинять собственную сказку. |
| |||||||||||||
119 |
|
| Контрольная работа № 5. | 1 |
| ||||||||||||||
120 |
|
| Урок самостоятельного чтения по теме: «Литературная сказка» | 1 |
| ||||||||||||||
КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ (16 ч) |
| ||||||||||||||||||
121 |
|
| Вводный урок по содержанию раздела. Б. 3аходер. «Что такое стихи | 1 | Уметь: - работать с текстом лирического произведения; - составлять образные выражения отражающие звуки весеннего леса; - составлять текст зарисовку «Мелодии весеннего леса»; - озаглавливать текст; - соотносить содержание картины с содержанием поэтического текста. - описывать картину, используя сложный план; - выбирать музыкальный отрывок, соответствующий содержанию произведения.
| Личностные умения: - проявлять интерес к произведениям изобразительного и поэтического искусства о весне. Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «колесница золотая», «благовонных ветерков», «чиликанье», «саван» и использовать его в активном словаре; - определять тип текста и обосновывать свое мнение; - определять звуки природы, характерные для весны и обосновывать свое мнение; - подбирать интонацию, передающую радостное настроение автора и обосновывать свое мнение; - подбирать иллюстрацию к поэтическому тексту и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - использовать адекватные речевые средства для представления результата деятельности. |
| ||||||||||||
122 |
|
| И. Соколов-Микитов. «Март в лесу». Устное сочинение на тему «Мелодии весеннего леса». | 1 |
| ||||||||||||||
123 |
|
| А. Майков. «Весна». Е. Волков. «В конце зимы». Е. Пурвит. «Последний снег». | 1 |
| ||||||||||||||
124 |
|
| С. Есенин. «Сыплет черёмуха …» В. Борисов-Мусатов. «Весна». | 1 | Уметь: - работать с текстом лирического произведения; - выразительно читать поэтический текст; - определять в лирическом тексте олицетворения и писать их; - составлять текст описание, используя олицетворения и образные выражения; - проводить исследование текстов и оформлять его результаты в таблице. | Личностные умения: - проявлять интерес к лирическим стихотворениям о весне; - проявлять желание составлять лирический текст на тему «Весна». Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «лирический текст», «никнут», «ходят в полосе», «шелковые травы», «одурманен» и использовать его в активном словаре; - определять признаки лирического произведения и обосновывать свое мнение; - определять средства выразительности лирического текста и обосновывать свое мнение; - соотносить сюжет картины с содержанием лирического текста и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя план; - выполнять самопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные умения: - подбирать адекватные высказывания, представляя свое суждение в рамках учебного диалога. |
| ||||||||||||
125 |
|
| С. Есенин «С добрым утром!» | 1 |
|
| |||||||||||||
126
|
|
| Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». Приём звукописи как средство создания образа. А. Васнецов. «После дождя». И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу».
| 1
| Уметь: - работать с текстом лирического произведения; - выразительно читать поэтический текст; - выделять средства художественной выразительности текста; - проводить сравнение поэтических текстов и оформлять результаты; - рассказывать о картине используя план; - составлять текст описание, используя алгоритм | Личностные умения: - проявлять желание читать лирические произведения о русской природе. Познавательные умения: - раскрывать значение понятия «олицетворение», «сравнение», «эпитет», «перлы», «фукнуть», «студеный» и использовать его в активном словаре; - определять настроение лирического произведения и обосновывать свое мнение; - определять средства художественной выразительности текста и обосновывать свое мнение; - определять настроение автора и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя план. Коммуникативные умения: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.
Личностные умения: - проявлять интерес к составлению текста описание «В окно повеяло весною» Познавательные умения: - использовать приобретённые знания для составления текста описания Регулятивные умения: - ориентироваться в разных способах выполнения задания; - выполнять учебное действие в соответствии с целью. Коммуникативные умения: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. |
| ||||||||||||
|
|
| |||||||||||||||||
127 |
|
| О. Высотская. «Одуванчик». З. Александрова. «Одуванчик». | 1 |
| ||||||||||||||
128 |
|
| М. Пришвин. «Золотой луг». | 1 |
| ||||||||||||||
129 |
|
| А. Толстой. «Колокольчики мои, цветики степные …» | 1 |
| ||||||||||||||
130 |
|
| Саша Черный. «Летом». А. Рылов. «Зелёный шум». | 1 |
| ||||||||||||||
131 |
|
| Ф. Тютчев. «В небе тают облака …» А. Саврасов. «Сосновый бор на берегу реки». | 1 |
| ||||||||||||||
132 |
|
| Мы идём в библиотеку. «Сборники произведений о природе». | 2 |
| ||||||||||||||
133 |
|
| Самостоятельное чтение. Г. Юдин. «Поэты». Я. Аким. «Как я написал первое стихотворение». | 1 |
| ||||||||||||||
134 |
|
| Обобщающий урок по теме: «Картины родной природы»
| 1 | Уметь: - определять автора по фрагменту текста; - определять средства выразительности в тексте лирического произведения; - формулировать высказывание о тексте описании. |
| |||||||||||||
135 |
|
| Итоговая проверочная работа. | 1 | Уметь определять название и автора произведения. Уметь определять положительное и отрицательное в поступках героя, давать оценку своим поступкам | Регулятивные: корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками. Познавательные- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям Регулятивные- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку Коммуникативные - Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу
|
| ||||||||||||
136 |
|
| Обобщающий урок.. Урок – праздник. | 1 | Уметь сравнивать произведения живописи и литературы |
|