Рабочая программа
по учебному предмету «Литературное чтение»
3А класс
для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья
на уровне начального общего образования
ФИО
Базовый уровень
УМК «Школа России»
Составитель:
Ладыгина Нина Петровна
2016 - 2017 учебный год
Структура рабочей программы
№п/п | Компоненты программы | Страницы |
1 | Планируемые результаты | 4 - 5 |
2 | Содержание учебного предмета | 6 |
3 | Календарно-тематическое планирование | 7 - 11 |
Данная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для ( ФИ) составлена на основе учебного плана МОУ начального уровня общего образования и индивидуального учебного плана на 2016-2017учебный год; авторской программы «Литературное чтение» (авт.Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина) // Школа России: сборник рабочих программ 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011г.
Учебник: «Литературное чтение»- авт.Л.Ф. Климанова, М.В. Бойкина - Школа
России М.: Просвещение, 2016г. Учебник. 3 класс. Часть 1,2. По учебно-индивидуальному плану школы количество часов в год – 136 часов, (2часа в неделю).
Учебный курс «Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении (ЗПР) является органической частью систематического курса русского языка и литературы.
На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса — обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.
На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей. Важнейшими задачами уроков чтения являются:
• формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
• формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения — сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
• формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;
• развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;
• преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
• развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
• привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати.
Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Предметные результаты:
Обучающиеся должны знать'.
• фамилии трех-четырех (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей;
• наизусть 8—10 стихотворений.
Обучающиеся должны уметь:
• читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры — по слогам) в темпе 50-60 слов в минуту;
• осознанно читать про себя;
• определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая свое отношение к ним;
• устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;
• пересказывать прочитанное подробно и сжато;
• сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного;
• самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении
Содержание учебного предмета
Знакомство с учебником по литературному чтению (1ч)
Самое великое чудо на свете (4ч) Устное народное творчество (14 ч)
Народные сказки («Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»).
Былины («Добрыня Никитич», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»).
Страницы русской классики (55 ч)
Ф.И.Тютчев («Люблю грозу в начале мая...», «Листья»); А.А.Фет («Мама! Глянь-ка из окошка...», «Я пришел к тебе с приветом...»); А.К.Толстой («Звонче жаворонка пенье...», «Вот уж снег последний в поле тает...»); А.Н.Майков («Весна», «Летний дождь»); И.С.Никитин («Утро», «Встреча зимы»); А.Н.Плещеев («Весна», «Мой садик»); И.З.Суриков («Детство», «Зима»); Н.А.Некрасов («Славная осень!», «Не ветер бушует над бором...», «Дед Мазай и зайцы»); И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы»); С.Черный («Воробей»); С.А.Есенин («Черемуха», «Воробышки»); С.Я.Маршак («Голос в лесу», «Гроза днем»); А.Л.Барто («Разлука», «В театре»); С.В.Михалков («Если ...», «Рисунок»); Е.А.Благинина («Кукушка»); А.С.Пушкин («Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»); И.А.Крылов («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»);
М.Ю. Лермонтов («Утес», «Горные вершины», «Два великана», «Осень»); Л.Н.Толстой («Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Детство» (отрывок); А.И.Куприн («Слон»).
Литературные сказки (8 ч)
В.Ф.Одоевский («Мороз Иванович»); С.Т.Аксаков («Аленький цветочек»); В.М.Гаршин («Лягушка-путешественница»); Д.Н.Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки»).
Были-небылицы. (10ч) М.Горький («Случай с Евсейкой»); К.Г.Паустовский («Растрепанный воробей»); В.П.Катаев («Дудочка и кувшинчик»); В.В.Медведев («Как Воробьенок придумал голосами меняться...»); С.Я.Маршак («Двенадцать месяцев»).
Люби живое.(16ч) М.М.Пришвин («Моя Родина»); В.И.Белов («Рассказы про Мальку»); В.В.Бианки («Мышонок Пик»); Б.С.Житков («Про обезьянку»); В.Л.Дуров (Наша Жучка»).
Собирай по ягодке — наберешь кузовок. (12ч) Б.В.Шергин («Собирай по ягодке...»); В.Г.Распутин («Мама куда-то ушла»); М.М.Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»); Н.Н.Носов («Фе-дина задача», «Телефон»).
По страницам детских журналов.(8ч) Ю.И.Ермолаев («Проговорился»); Г.Б.Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»); Р.Сеф («Веселые стихи»).
Зарубежная литература (8 ч)
Мифы и легенды Древней Греции («Рождение героя»); Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела и темы | |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению. | 1 |
Самое великое чудо на свете (4ч) | |
2 | 1.Знакомство с содержанием раздела. | 1 |
3 | 2. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщений | 1 |
4 | 3. Первопечатник Иван Фёдоров Подготовка сообщений | 1 |
5 | 4. Урок-путешествие в прошлое. Оценка достижений | 1 |
Устное народное творчество (14ч) | |
6 | 1.Знакомство с названием раздела. Входной контрольный срез. | 1 |
7 | 2.Русские народные песни. | 1 |
8 | 3.Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. | 1 |
9 | 4.Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | 1 |
10 | 5.Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Особенности волшебной сказки | 1 |
11 | 6. Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» | 1 |
12 | 7. Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк» | 1 |
13 | 8. Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк» | 1 |
14 | 9. Русская народная сказка «Иван-Царевич и Серый Волк» | 1 |
15 | 10. Русская народная сказка «Сивка-Бурка» | 1 |
16 | 11. Русская народная сказка «Сивка-Бурка» | 1 |
17 | 12.Художники-иллюстраторы В.Васнецов, И.Билибин | 1 |
18 | 13.Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество» | 1 |
19 | 14.Контрольнаяработа №1 Проект «Сочиняем волшебную сказку» | 1 |
Поэтическая тетрадь 1 (11ч) | |
20 | 1.Знакомство с содержанием раздела. «Поэтическая тетрадь» | 1 |
21 | 2.Проект «Как научиться читать стихи». Русские поэты 19-20 века. | 1 |
22 | 3.Ф. И.Тютчев «Весенняя гроза». | 1 |
23 | 4. Ф. И.Тютчев «Листья». | 1 |
24 | 5.А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…» | 1 |
25 | 6.И.С.Никитин «Полно, степь моя…» | 1 |
26 | 7.И.С.Никитин «Встреча зимы» | 1 |
27 | 8.И.З.Суриков «Детство» | 1 |
28 | 9. И.З.Суриков «Зима». | 1 |
29 | 10.Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь1» | 1 |
30 | 11.Контрольная работа№2. | 1 |
Великие русские писатели. (24ч) | |
31 | 1.Знакомство с содержанием раздела. «Великие русские писатели». | 1 |
32 | 2.А.С.Пушкин. | 1 |
33 | 3. А.С.Пушкин. Лирические стихотворения. | 1 |
34 | 4. А.С.Пушкин. «Зимнее утро» | 1 |
35 | 5.А.С.Пушкин «Зимний вечер» | 1 |
36 | 6. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Тема сказки. | 1 |
37 | 7. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Сравнение народной и литературной сказок. | 1 |
38 | 8А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности волшебной сказки. | 1 |
39 | 9. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Нравственный смысл сказки А.С.Пушкина | 1 |
40 | 10.Рисунки И. Билибина к сказке. Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение. | 1 |
41 | 11.И.А.Крылов. Подготовка сообщения на основе статьи учебника, книг об И.А.Крылове. | 1 |
42 | 12.И.Крылов «Мартышка и очки» | 1 |
43 | 13.И.Крылов «Зеркало и Обезьяна» | 1 |
44 | 14. И.Крылов «Ворона и лисица» Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни, их характеристика. Инсценирование басни. | 1 |
45 | 15.М.Ю.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. | 1 |
46 | 16.М.Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…» | 1 |
47 | 17.М.Лермонтов «Утёс», «Осень» | 1 |
48 | 18.Детство Л.Н.Толстого. Из воспоминаний писателя. | 1 |
49 | 19.Л.Н.Толстой «Акула». Тема и главная мысль рассказа. | 1 |
50 | 20.Л.Н.Толстой «Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. | 1 |
51 | 21.Л.Н.Толстой «Лев и собачка» | 1 |
52 | 22.Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?» | 1 |
53 | 23. Контрольная работа №3 | 1 |
54 | 24.Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели» | 1 |
Поэтическая тетрадь 2 (6ч) | |
55 | 1.Знакомство с содержанием раздела. Промежуточный контрольный срез. | 1 |
56 | 2.Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…» | 1 |
57 | 3. Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». | 1 |
58 | 4.К.Д.Бальмонт «Золотое слово» | 1 |
59 | 5.И.А.Бунин | 1 |
60 | 6. Контрольнаяработа№4 Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | 1 |
Литературные сказки (8ч) | |
61 | 1.Знакомство с названием и содержанием раздела. | 1 |
62 | 2.Д.Н.Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки» (присказка) | 1 |
63 | 3.Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые глаза, Короткий хвост | 1 |
64 | 4.В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 |
65 | 5. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». | 1 |
66 | 6.В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 1 |
67 | 7. В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». | 1 |
68 | 8.Оценка достижений. Обобщающий урок по первой части учебника. | 1 |
Были-небылицы (10ч) | |
69 | 1.Знакомство с названием раздела. | 1 |
70 | 2.М.Горький «Случай с Евсейкой». | 1 |
71 | 3.М.Горький «Случай с Евсейкой». | 1 |
72 | 4.К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 |
73 | 5.К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 |
74 | 6. К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей». | 1 |
75 | 7.А.И.Куприн «Слон». | 1 |
76 | 8. А.И.Куприн «Слон». | 1 |
77 | 9. А.И.Куприн «Слон». | 1 |
78 | 10.Оценка достижений | 1 |
Поэтическая тетрадь 1 (6ч) | |
79 | 1.Знакомство с названием раздела. Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» Стихи о животных. | 1 |
80 | 2. Саша Чёрный «Воробей», «Слон» | 1 |
81 | 3.А.А. Блок. «Ветхая избушка» | 1 |
82 | 4.А.А.Блок «Сны», «Ворона» | 1 |
83 | 5.С.А.Есенин. «Черёмуха» | 1 |
84 | 6.Контрольная работа№5 | 1 |
Люби живое (16ч) | |
85 | 1.Знакомство с названием раздела. | 1 |
86 | 2.М.Пришвин «Моя родина» | 1 |
87 | 3.И.Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 |
88 | 4.И.Соколов-Микитов «Листопадничек». | 1 |
89 | 5.В.И.Белов «Малька провинилась». | 1 |
90 | 6. В.И.Белов «Ещё раз про Мальку». | 1 |
91 | 7.В.В.Бианки «Мышонок Пик». | 1 |
92 | 8.В.В.Бианки «Мышонок Пик». | 1 |
93 | 9.Б.С.Житков «Про обезьянку» | 1 |
94 | 10.Б.С.Житков «Про обезьянку» | 1 |
95 | 11.Б.С.Житков «Про обезьянку | 1 |
96 | 12.В.Дуров «Наша Жучка» | 1 |
97 | 13.В.П.Астафьев «Капалуха» | 1 |
98 | 14.В.Ю.Драгунский «Он живой и светится…» | 1 |
99 | 15.Обобщающий урок по разделу «Люби живое» | 1 |
100 | 16. Контрольная работа№6 | 1 |
Поэтическая тетрадь 2 (8ч) | |
101 | 1.Знакомство с названием раздела. | 1 |
102 | 2.С.Я.Маршак «Гроза днём. «В лесу над росистой поляной…» | 1 |
103 | 3.А.Л.Барто «Разлука» | 1 |
104 | 4. А.Л.Барто «В театре» | 1 |
105 | 5.С.В.Михалков «Если», «Рисунок» | 1 |
106 | 6.Е.А.Благинина «Кукушка», «Котёнок». | 1 |
107 | 7.Проект «Праздник поэзии». Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2» | 1 |
108 | 8.Оценка достижений | 1 |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12ч) | |
109 | 1.Знакомство с названием раздела. | 1 |
110 | 2.Б.В.Щергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». | 1 |
111 | 3.А.П.Платонов «Цветок на земле». | 1 |
112 | 4. А.П.Платонов «Цветок на земле». | 1 |
113 | 5. А.П.Платонов «Ещё мама» | 1 |
114 | 6. А.П.Платонов «Ещё мама». | 1 |
115 | 7.М.М.Зощенко «Золотые слова». | 1 |
116 | 8.М.М.Зощенко «Великие путешественники». | 1 |
117 | 9. Н.Н.Носов «Федина задача». | 1 |
118 | 10. Н.Н.Носов «Телефон» | 1 |
119 | 11. В.Драгунский «Друг детства». Итоговая комплексная работа | 1 |
120 | 12. Урок-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Оценка достижений | 1 |
121 | По страницам детских журналов (8ч) 1.Знакомство с названием раздела. | |
122 | 2.Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» | |
123 | 3.Ю.Ермолаев «Проговорился» | |
124 | 4.Ю.Ермолаев «Воспитатели» | |
125 | 5.Г.Остер «Вредные советы» | |
126 | 6.Г.Остер «Как получаются легенды». | |
127 | 7. Р.Сеф. «Весёлые стихи» | |
128 | 8.Контрольная работа №7 « По страницам журналов для детей » | |
Зарубежная литература (8ч) | |
129 | 1.Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции Итоговый контрольный срез. | 1 |
130 | 2.Древнегреческий миф. Храбрый Персей | 1 |
131 | 3.Древнегреческий миф. Храбрый Персей | 1 |
132 | 4.Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 |
133 | 5.Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» Контрольная работа№8 | 1 |
134 | 6.Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок» | 1 |
135 | 7. «Зарубежная литература» | 1 |
136 | 8. Обобщающий урок за курс 3 класса. Оценка достижений | 1 |