СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по УВР Директор МБОУ «Старополтавская СШ»
МБОУ «Старополтавская СШ» ________________/Зубанева Н.В/
_______________/Гайворонская Л.Н./
« 31» августа 2012 г. « 31 » августа 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
литературное чтение
индивидуальное обучение
для 4 класса
тип класса общеобразовательный
на 2012-2013 учебный год
Программу составила Жемелева Н.Н.
учитель начальных классов
Программа рассмотрена на заседании МО
протокол №____ от________________
Руководитель МО_______ (Здобнова Е.И.)
с. Старая Полтавка 2012г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения начального общего образования. Программа назначена для обучения на дому ученицы 4 класса Ивановой Валерии на основании Положения об индивидуальном обучении на дому больных детей, детей-ивалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать МБОУ «Старополтавская СШ» и приказа МБОУ
«Старополтавская СШ» № 104 от 01.09.2012г.»
Количество часов: в неделю-1 час, в год 34 часа
По учебному плану: в неделю-1 часа, в год-34 часа
Программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы Чуракова Н.А., О.В. Малаховская. Литературное чтение: Рабочие программы 1-4 классы – М. Просвещение, 2011.
Рабочая программа по русскому языку разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1.Федеральный закон от 29.12.2012г.№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобразования и науки РФ от 06.10 2009 г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта НОО».
3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ»;4.
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы. В результате обучения данного предмета реализуются следующие задачи:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.
Цели курса:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Задачи:
Решение этой задачи предполагает, прежде всего, формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
С учётом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действии героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
Планируемые результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
- формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
- знакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями;
- восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
- эмоциональная отзывчивость на прочитанное;
- высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
Предметные результаты:- формирование необходимого уровня читательской компетентности;
- овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
- овладение элементарными приёмами интерпретации, анализа, преобразования художественных, научно-познавательных и учебных текстов;
- умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу;
- умение пользоваться словарями и справочной литературой;
- осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
- умение составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях), устно передавать содержание текста по плану;
- умение декламировать (читать стихи наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Учебно-тематический план
раздел | Название разделов | Кол – во часов |
1 | Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире. | 5ч |
2 | Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. | 7 ч |
3 | Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. | 5 ч |
4 | Пытаемся понять, как на нас воздействует красота | 7ч |
5 | Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком. | 2 ч |
6 | Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда | 5ч |
7 | Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество | 4ч |
| Всего: | 34 часа |
Содержание курса
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по услышанному художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение.
Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений), осмысление цели чтения. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание ее особенностей. Понимание особенностей разного вида чтения: факта, описания, дополнения, высказывания и др.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений; выделение способов организации разных видов текста. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная.
Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрации.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендованного списка, алфавитного и тематического каталога, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
При работе с текстом художественного произведения знания детей должны пополниться понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, поэте, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка).
Получение первоначальных представлений об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о «живописании словом», о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.
Характеристика героев произведений с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов, причин. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту.Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные поступки и речь. Выявление авторского отношения к героям на основе анализа текста, имен героев, авторских пометок.
Формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма, опирающегося на многонациональное единство российского общества, включая в себя осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, по-зволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с учебными и научно-популярными текстами
Понимание заглавия произведения. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Схема, модель текста. Построение алгоритма деятельности по вос-произведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Говорение (умение говорить) (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи и монолога как формы речевого высказывания. Особенности диалогического общения: умение понимать вопроса собеседника, отвечать на поставленные вопросы и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отражение основной мысли текста в высказывании. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) с учётом монологического высказывания. Передача впечатлений в рассказе о повседневной жизни, художественном произведении.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, от-дельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героя), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение, эпитеты) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
В круг чтения детей входят произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран), произведения классиков отечественной и зарубежной литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Формирование умений узнавать и различать такие жанры литературных произведений, как сказка и рассказ, стихотворение и басня, пьеса, очерк, малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки), определять основной смысл; определять художественные особенности произведений: лексика, построение (композиция).
Нахождение в тексте художественного произведения, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол, олицетворений, звукописи, осмысление их значения.
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, сравнение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Литературная (авторская) сказка.
Творческая деятельность учащихся
(на основе литературных произведений)
Привитие интереса и потребности в осмыслении позиций автора, особенностей его видения мира, образного миропонимания и нравственно-эстетической оценки описываемого.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художинков, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта, сочинение продолжения текста по предложенному учителем началу, письменные отзывы о прочитанных книгах, телевизионных передачах, фильмах, краткие аннотации к прочитанным книгам, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий).
Первые пробы пера: собственные стихи, художественные рассказы.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения литературного чтения ученик должен
знать/понимать:
наизусть не менее 15 стихотворений;
названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).
уметь:
повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
соблюдать паузы и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
определять тему и главную мысль произведения;
воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75 слов в минуту.
Учебно-методический комплект, реализующий программу «Литературное чтение» в 4 классе, включает:
| |
Учебник | Литературное чтение. 4 класс. Автор Чуракова Н. А. |
| |
Методическая литература | Литературное чтение. 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. Малаховская О. В. Комплект в 2-х частях. |
Материалы для проведения проверочных работ | Кутявина С. В. Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение4класс. М.: ВАКО, 2010, 80 с. (Контрольно-измерительные материалы) |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
(Индивидуальное обучение)
4 класс.
1 час в неделю
№ урока | Тема урока | СТР. учебника/ хрестоматии | К-во часов | Дата | Д/з (№) |
1 четверть |
Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире. |
1. | Древнегреческое сказание. Персей Г. Штоль. | Стр. 13-18 | 1 | | Уч. стр. 13-18 Выраз. чтение |
2. | Русская сказка А. Афанасьев «Сивка – Бурка» Русская сказка А. Афанасьев «Крошечка-Хаврошечка . | Стр. 31-37 Стр. 41-45 | 1 | | Стр. 31-37 пересказ Стр. 44-45 Ответить на вопросы |
3. | Русская сказка А. Афанасьев «Морской царь и Васелиса Премудрая» Русская народная сказка «Морозко» | Стр. 45 -51 Хр. стр. 6-10 | 1 | | Стр. 45-51 Выразит. чтение Хр. стр 6-10 Ответить на вопросы |
4. | Русская народная сказка «Финист – ясный сокол» пересказ А. Корольковой. | Хр. стр. 11-22 | 1 | | Хр. стр. 11-22 выраз. чтение |
5. | Русская народная сказка «Иван- царевич и серый волк». | Хр. стр 23-32 | 1 | | Хр. стр 23-32 пересказ |
Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. |
6. | Былина Ю. Круглова «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Поход в «Музейный Дом» В. Васнецов «Богатыри». | Стр 55-65 | 1 | | Стр.55-65 Отрывок наизусть |
7. | Былина «Садко» | Стр. 66-89 | 1 | | Стр. 66-89 Выраз. чтение |
8. | Ганс Христиан Андерсен «Русалочка» (Перевод А. Ганзен) | Стр.71-89 | 1 | | Стр.71-89 Выраз. чтение |
9. | Былина «Илья Муромей и Святогор» | Хр. Стр.45-56 | 1 | | Хр. Стр.45-56 Выраз. чит. |
2 четверть |
10. | Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды», «Детство» | Стр110-112 | 1 | | Стр110-112 Выраз. чт. |
11. | Владимир Набоков «Обида». | Стр.113-126 | 1 | | Стр.113-126 Выраз. чт. |
12 | Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе». | Стр.91-97 | 1 | | Стр.91-97 Выраз.чт. |
Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас. |
13. | Леонид Андреев «Петька на даче» | Стр.137-152 | 1 | | Стр.137-152 выраз. чт. |
14. | Антон Чехов «Ванька» | Стр.152-161 | 1 | | Стр.152-161 Выраз. чт. |
15. | Антон Чехов «Мальчики» | Стр.162-172 | 1 | | Стр.162-172 Выраз.чт. |
16. | Антон Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители». | Хр. стр. 108-148 | 1 | | Хр. стр. 108-148 Выраз.чт. |
17. | Антон Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители». | Хр. стр. 108-148 | 1 | | Хр. стр. 108-148 Выраз.чт. |
3 четверть |
Пытаемся понять, как на нас воздействует красота |
18. | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы» | Стр.6-13 | 1 | | Стр. 6-13 Чтение по ролям |
19. | Людмила Улицкая «Бумажная победа» | Стр. 14-28 | 1 | | Стр. 14-28 Выраз. чт. |
20. | Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» Поход в «Музейный Дом» Ван Гог «Огороженное поле. Восход солнца», «Звёздная ночь» | Стр. 33-36 | 1 | | Стр. 33-36 Чтение по ролям |
21. | Борис Пастернак «Опять весна» | Стр.39-40 | 1 | | Стр.39-40 наизусть |
22. | Владимир Соколов «Все чернила вышли…» Р/К Поэзия (стихи) Г.С. Фатеев «Турник», «Мы играем в светофор». | Стр.41-43 | 1 | | Стр.41-43 Выраз. чтение |
23. | Ирина Пивоварова «Мы пошли в театр» | Хр.стр. 149-152 | 1 | | Хр.стр. 149-152 Выраз. чтение |
24. | Сергей Козлов «Лисичка» | Хр. стр 153-155 | 1 | | Хр. стр 153-155 Чтение по ролям |
Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком. |
25. | Сельма Лагерлёф «чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». | Стр. 44-69 | 1 | | Стр. 44-69 Выраз. чт. |
26. | Константин Паустовский «Тёплый хлеб» | ХР. Стр. 156-176 | 1 | | ХР. Стр. 156-176 Выраз. чт. иллюстрация |
Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда |
27. | Мария Вайсман «Шмыгимышь» | Стр. 90-102 | 1 | | Стр. 90-102 Выраз.чт. |
4 четверть |
28. | Михаил Лермонтов «Парус» | Стр. 120-122 | 1 | | Стр. 120-122 наизусть |
29. | Александр Пушкин «Евгений Онегин». | Стр.128 | 1 | | Стр.128 наизусть |
30. | Александр Пушкин «Зима!..» | Стр.129 | 1 | | Стр.129 наизусть |
31. | Путешествие в Казань. В мастерской художника | Хр. стр. 177-187 | 1 | | Поход в «Музейный Дом» |
Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество |
32. | Алексей Пантелеев «Главный инженер» | Стр.130-150 | 1 | | Стр.130-150 Выраз.чт. |
33. | Анна Ахматова «Памяти друга» | Стр. 151 | 1 | | Стр151 наизусть |
34. | А.С. Пушкин «Гонимы вешними лучами» | Стр.172 | 1 | | Стр.172 наизусть |
35. | А.С. Пушкин «Сквозь волнистые туманы» | Стр.173 | 1 | | Стр.173 наизусть |