СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Примерная  программа начального  общего образования по предмету «Литературное чтение»  и авторской программы  курса «Литературное чтение.1-4 классы» / авт.-сост. - Л. Ф. Климановой и др. «Литературное чтение»,  издательство:  М.: Просвещение, 2016. Разработана  на основе УМК «Школа России».

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению 3 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ «БОЛЬШЕСУНДЫРСКАЯ СОШ»

МОРГАУШСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ





Согласована

заместитель директора

_______ Н.Б. Горнова

30 августа 2017г.


Утверждена

приказом директора от 31.08.2017 № 72о/д









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению

для 3 класса

МБОУ “Большесундырская СОШ”

Моргаушского района Чувашской Республики

разработана учителем начальных классов

Васильевой Галиной Ивановной











РАССМОТРЕНА

на заседании

педагогического

совета

протокол

от 30.08.2017 г.№ 1





2017 - 2018 учебный год



Содержание


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»……………………………………………………………………………………..........................4

2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»……………………………………………………………………………………………………11

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………….………………………………………………………..……………………………..19










































Срок реализации программы – 2017 – 2018 учебный год


Данная учебная программа разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.11.2009 г. № 373, (зарегистрирован в Минюсте России 22.12..2009 г., регистрационный номер 15785), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки № 1241 от 26.11.2010; № 2357 от 22.09.2011; №1060 от 18.12.2012; №1643 от 29.12. 2014; № 507 от 18.05. 2015; № 1576 от 31 12. 2015;

  • примерной программы начального общего образования по предмету «Литературное чтение» и авторской программы курса «Литературное чтение.1-4 классы» / авт.-сост. - Л. Ф. Климановой и др. «Литературное чтение»,  издательство: М.: Просвещение, 2016. Разработана на основе УМК «Школа России».


Место учебного предмета в учебном плане

Согласно плану МБОУ «Большесундырская СОШ» Моргаушского района Чувашской Республики на изучение предмета «Литературное чтение» в начальной школе выделяется в 3 классе 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

Уровень общего образования - начальное общее образование


Составитель программы – Васильева Г. И.., учитель начальных классов


В неделю – 4 урока

Всего – 136 уроков

I четверть- 37 уроков

II четверть- 27 уроков

III четверть- 42 урока

IV четверть- 30 урока








 













«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;

– учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

– ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

– способность к оценке своей учебной деятельности;

– основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

– развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

– установка на здоровый образ жизни;

– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;

– устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

– положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

– компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

– морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

– осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.: Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

– учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

– различать способ и результат действия;

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Обучающийся получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

– осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

– использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

– основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

– устанавливать аналогии;

– владеть рядом общих приемов решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– задавать вопросы;

– контролировать действия партнера;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

– учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

– понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

– аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

– с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

– осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.


Предметные результаты:


Выпускники начальной школы осознáют значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития дошкольного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У обучающихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

Обучающиеся овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

Обучающиеся начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

Обучающиеся овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

Виды речевой и читательской деятельности

Обучающийся научится:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно‑популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа;интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

Обучающийся получит возможность научиться:

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

Круг детского чтения (для всех видов текстов)

Обучающийся научится:

осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

Обучающийся получит возможность научиться:

работать с тематическим каталогом;

работать с детской периодикой;

самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

отличать на практическом уровне прозаический текст
от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

Творческая деятельность (только для художественных текстов)

Обучающийся научится:

создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание, или пополняя его событиями;

составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

Обучающийся получит возможность научиться:

вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).


Содержание учебного предмета

Литературное чтение

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно‑познавательному и художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга‑произведение, книга‑сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).



Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.



Содержание программы (136 часов)

Наименование разделов и тем. Содержание программного материала

Часы

Самое великое чудо на свете

Рукописные книги Древней Руси. Первопе­чатник Иван Федоров.

4

Устное народное творчество

Русские народные песни. Лирические на­родные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки.

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки «Сестрица Алё­нушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка». Проект: «Сочиняем волшебную сказку».

13

Поэтическая тетрадь 1

Проект: «Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смо­ленского. Ф.И.Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». A.A. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой ни­вой...». И.С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы». И.З. Суриков. «Детство», «Зима». Утренник «Первый снег».

9

Великие русские писатели

Сообщение «Что интересного я узнал о жизни А.С. Пушкина», А.С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осе­нью дышало...», «В тот год осенняя пого­да...», «Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»;

Сообщение о Крылове на основе статьи учебника. И.А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица». Статья В.Воскобойникова о М.Ю. Лермон­тове. М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень». Л.Н. Толстой. «Детство Л.Н. Толстого» (из воспоминаний писателя), «Акула», «Пры­жок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

22

Поэтическая тетрадь 2

НА Некрасов. «Славная осень!..», «Не ве­тер бушует над бором», «Дедушка Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт. «Золотое слово». И.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

9

Литературные сказки

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»; В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

10

Были-небылицы

М. Горький «Случай с Евсейкой»;

К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»;

А.И. Куприн «Слон».

12

Поэтическая тетрадь 1

С. Черный «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; А.А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; С.А. Есенин «Черемуха».

8

Люби живое

М.М. Пришвин «Моя Родина»; И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек»; В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; В.В. Бианки «Мышонок Пик»; Б.С. Житков «Про обезьянку»; В.Л. Дуров «Наша Жучка»; В.П. Астафьев «Капалуха»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится».

17

Поэтическая тетрадь 2

С.Я. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; А.Л. Барто «Разлука», «В театре»; СВ. Михалков «Если...»; Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котенок»; проект «Праздник поэзии».

5

Собирай по ягодке - наберёшь кузовок

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке — набе­решь кузовок»; А.П. Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»; М.М.Зощенко «Золо­тые слова», «Великие путешественники»; Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; В.Ю. Драгунский. «Друг детства».

11

По страницам детских журналов

Вступительная статья. Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»; Г.Б.Остер «Вредные советы», «Как получаются леген­ды»; Р. Сеф «Веселые стихи».

5

Зарубежная литература

Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Г.Х. Андерсен. «Гадкий утенок», сообщение о великом сказочнике.

11


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Самое великое чудо на свете

4

2

Устное народное творчество


13


3

Поэтическая тетрадь 1

9

4

Великие русские писатели


22


5

Поэтическая тетрадь 2

9

6

Литературные сказки

10

7

Были-небылицы

12

8

Поэтическая тетрадь 1

8

9

Люби живое

17


10

Поэтическая тетрадь 2

5

11

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

11

12

По страницам детских журналов

5

13

Зарубежная литература


11















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

3 класс

Литературное чтение. Учеб. для 3 кл. нач. шк. В 2 ч./ сост. Л.Ф.Климанова и др.- М.: Просвещение, 2016г.

Тема урока

Кол-во

часов

Самое великое чудо на свете

1

Введение. Знакомство с учебником.

1

2

Рукописные книги Древней Руси

1

3

Первопечатник Иван Фёдоров

1

4

Урок-путешествие в прошлое. Тест № 1 по теме «Самое великое чудо на свете»

1

Устное народное творчество

5

Устное народное творчество. Русские народные песни.

1

6

Докучные сказки

1

7

Народный промысел

1

8

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка

1

9

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», русская народная сказка

1

10

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

1

11

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

1

12

«Иван царевич и серый волк», русская народная сказка.

1

13

«Сивка-бурка», русская народная сказка

1

14

«Сивка-бурка», русская народная сказка

1

15

Художники – иллюстраторы В.Васнецов и И.Билибин.

1

16

Урок-КВН по теме «Устное народное творчество». Тест №2 по теме «Устное народное творчество»

1

17

Проект «Сочиняем волшебную сказку».

1

Поэтическая тетрадь 1

18

Как научиться читать стихи? Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза»

1

19

Ф. И. Тютчев «Листья»

1

20

А. А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1

21

А.А.Фет «»Зреет рожь над жаркой нивой…»

1

22

И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно …»

1

23

И. С. Никитин «Встреча зимы»

1

24

И. З. Суриков «Детство»

1

25

И. З. Суриков «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

1

26

Путешествие в литературную страну. Тест № 3 по теме «Поэтическая тетрадь 1 "

1

Великие русские писатели

27

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество писателя.

1

28

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…»

1

29

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро»

1

30

А.С.Пушкин «Зимний вечер»

1

31

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1

32

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1

33

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1

34

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …»

1

35

Иван Андреевич Крылов. Жизнь и творчество писателя.

1

36

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

1

37

И. А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»

1

38

И. А. Крылов «Ворона и Лисица»

1

39

Михаил Юрьевич Лермонтов. Статья В.Воскобойникова.

1

40

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко…»

1

41

М. Ю. Лермонтов «Утёс»

1

42

М.Ю. Лермонтов «Осень»

1

43

Детство Л. Н. Толстого (из воспоминаний писателя)

1

44

Л. Н. Толстой «Акула»

1

45

Л.Н.Толстой «Прыжок»

1

46

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

1

47

Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве». «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов.

1

48

Литературный праздник по теме «Великие русские писатели». Тест № 4

1

Поэтическая тетрадь 2

49

Н. А. Некрасов «Славная осень!»

1

50

Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором…»

1

51

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

52

Н. А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

53

К.Д.Бальмонт «Золотое слово»

1

54

И.А.Бунин «Детство»

1

55

И.А.Бунин «Полевые цветы»

1

56

И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»

1

57

Развивающий час по теме «Поэтическая тетрадь 2». Тест № 5

1

Литературные сказки

58

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам»

1

59

«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

60

«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

61

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

62

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

63

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

1

64

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

65

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

66

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

1

67

Урок-КВН. Обобщение материала по теме «Литературные сказки». Тест №6 5

1

Были-небылицы

68

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

69

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

70

М. Горький «Случай с Евсейкой»

1

71

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

72

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

73

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

74

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

75

А. Куприн «Слон»

1

76

А. Куприн «Слон»

1

77

А. Куприн «Слон»

1

78

А. Куприн «Слон»

1

79

Урок-путешествие по теме «Были – небылицы». Тест №7

1

Поэтическая тетрадь 1

80

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?...»

1

81

Саша Черный «Воробей»

1

82

Саша Черный «Слон»

1

83

А. Блок «Ветхая избушка»

1

84

А.А.Блок «Сны»

1

85

А.А.Блок «Ворона»

1

86

С. А. Есенин «Черёмуха»

1

87

Урок-викторина по теме «Поэтическая тетрадь 3». Тест № 8

1

Люби живое

88

М. М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний)

1

89

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

90

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

1

91

В. И. Белов «Малька провинилась»

1

92

В. И. Белов «Ещё про Мальку»

1

93

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

94

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

95

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

1

96

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

1

97

Б. Житков «Про обезьянку»

1

98

Б. Житков «Про обезьянку»

1

99

Б. Житков «Про обезьянку»

1

100

Б. Житков «Про обезьянку»

1

101

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

1

102

В. П. Астафьев «Капалуха»

1

103

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

1

104

Урок-конференция «Земля – наш дом родной». Тест № 9

1

Поэтическая тетрадь 2

105

А. Л. Барто «Разлука»

1

106

А.Л.Барто «В театре»

1

107

С. В. Михалков «Если»

1

108

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котёнок»

1

109

«Крестики-нолики» обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 4». Тест № 10

1

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

110

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

111

А. П. Платонов «Цветок на земле»

1

112

А. П. Платонов «Цветок на земле»

1

113

А. П. Платонов «Ещё мама»

1

114

А. П. Платонов «Ещё мама»

1

115

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1

116

М. М. Зощенко «Золотые слова».

1

117

Н. Н. Носов «Федина задача»

1

118

Н. Н. Носов «Телефон»

1

119

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

1

120

Игра-конкурс по разделу «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест №11

1

По страницам детских журналов

121

Ю. И. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели»

1

122

Г. Б. Остер «Вредные советы»

1

123

Г. Б. Остер «Как получаются легенды»

1

124

Р. С. Сеф «Весёлые стихи»

1

125

Читательская конференция «По страницам детских журналов». Тест № 12

1

Зарубежная литература

126

Мифы Древней Греции

1

127

Мифы Древней Греции

1

128

Мифы Древней Греции

1

129

Итоговый тест

1

130

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

131

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

132

Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

133

Игра-конкурс по разделу «Зарубежная литература»

1

134

Итоговая контрольная работа. Тест 13.

1

135

Обобщающий урок за курс 3 класса.

1

136

Обобщающий урок за курс 3 класса.

1





Тест №1

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г

стр.1-2

Тест №2

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г

стр.3 - 6

Тест №3

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г

стр.7 -10

Тест №4

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г

стр.11-18

Тест №5

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г

стр.23-26

Тест №6

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г

стр.27-30

Тест №7

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г

стр.31-32

Тест №8

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г

стр.33-38

Тест №9

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г.

стр.39-40

Тест№10

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г.

стр41-48

Тест№11

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г.

стр.49-52

Тест№12

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г.

стр.53

Тест№13

автор Демочко Т.В 3 класс Саратов 2016г.

стр.55-60

















Итоговая контрольная работа


А.Н. Толстой. Весна (глава из повести «Детство Никиты»).

На солнце нельзя было теперь взглянуть, – лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.

Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды – ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях, – суетясь, свистела медовым голосом.

Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем, – пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.

И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еще не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков:

– Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку…

Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе кто на дорожке, кто на ступеньках балкона, – все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и еще веселее засвистал весь сад, зашумел листьями

Никиту разбудили воробьи. Он проснулся и слушал, как медовым голосом, точно в дудку с водой, свистит иволга. Окно было раскрыто, в комнате пахло травой и свежестью, свет солнца затенен мокрой листвой. Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы. Из сада послышался голос Аркадия Ивановича:

– Адмирал, скоро глаза продерете?

– Встаю! – крикнул Никита и с минуту еще полежал: до того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.


Вариант 1

Проверяем умение понимать содержание текста

1.Найди утверждение , которое соответствует содержанию прочитанного текста, и отметь его ✔

  1. Была ранняя весна, снег ещё не растаял.

  2. День был хмурый, ненастный.

  3. В воскресное солнечное утро Никиту разбудили воробьи.

  4. В воскресное солнечное утро Никита проснулся сам очень рано.

Проверяем умение понимать последовательность смысловых частей текста.

2. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4,5.

Весь день слушал молча кукушку.

С каждым днем прибывало птиц в саду.

Никиту разбудили воробьи.

1. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега.

Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы.

Проверяем умение видеть языковые средства.

3. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «солнце встает». Отметь свой ответ ✔

Просыпается

Всходит

Распрямляется

Приподнимается

4. Вставь в предложение пропущенное слово. Отметь свой ответ ✔.

В липах завелась иволга, суетясь, свистела____________________

Хриплым

Звонким

Скрипучим

Медовым


5. Найди в тексте и выпиши, с чем сравнивает автор летящего дятла.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверяем умение читать «между строк», объяснять и оценивать прочитанное.

6. Почему Аркадий Иванович, воспитатель Никиты, называет его Адмиралом? Отметь свой ответ ✔

Действие происходит на море.

Никита – это моряк в звании адмирала.

Это особое шутливое обращение взрослого к ребёнку.

Никита мечтает быть моряком.

7. Как ты понимаешь смысл предложения: «А я уж одна проживу ни при чём, ку-ку…». Отметь свой ответ ✔.

Кукушка живёт одиноко, сама не выкармливает птенцов.

Кукушка не вмешивается в чужие дела.

Кукушка обижена на всех.

Кукушка – очень гордая птица.

Проверяем умение определять тему текста.

8. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ ✔.

Об отношениях Никиты и Аркадия Ивановича.

О весне.

О характере кукушки.

О том, как по-разному поют птицы.

Проверяем умение понимать авторский замысел (главную мысль)

9. Какое предложение лучше всего помогает понять главную мысль текста? Отметь свой ответ ✔.

Лохматыми, ослепительными потоками солнца лилось с вышины.

Живите, любите, будьте счастливы!

Ещё веселее засвистал весь сад, зашумел листьями.

…до того было хорошо, проснувшись, слушать свист иволги, глядеть в окно на мокрые листья.

Проверяем умение определять жанр произведения.

10. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ ✔.

Записки учёного.

Рассказы о животных.

Писатели о природе.

Стихи о весне.




Вариант 2

Проверяем умение понимать содержание текста

1. Когда и где закуковала кукушка? Закончи предложение.

Кукушка закуковала в_______________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверяем умение понимать последовательность смысловых частей текста.

2. Укажи, в каком порядке встречаются в тексте предложения. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2,3,4,5.

Весь день слушал молча кукушку.

1. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега.

Никиту разбудили воробьи.

С каждым днем прибывало птиц в саду.

Налетел ветерок, и на подоконник упали капли росы.

Проверяем умение видеть языковые средства.

3. Как ты понимаешь выражение «прибывало птиц» в предложении «С каждым днём прибывало птиц в саду». Отметь свой ответ ✔.

Птиц становилось больше.

Птицы перелетели с места на место.

Птицы вили гнёзда.

У птиц вывелись птенцы.

4. Вставь в предложение пропущенное слово. Отметь свой ответ ✔.

В липах завелась иволга, суетясь, свистела____________________

Хриплым

Звонким

Скрипучим

Медовым

5. Рассказывая, как поют птицы весной в саду, автор использует разные глаголы, например: пересмешничали, фальшивили. Найди в тексте ещё не менее трёх глаголов, запиши.

Птицы пересмешничали, фальшивили, ________________________________ __________________________________________________________________

Проверяем умение читать «между строк», объяснять и оценивать прочитанное.

6. Почему «на припёке стонали куры»? Отметь свой ответ ✔

Куры объелись, и у них болят животы.

Им тепло и очень хорошо на солнышке, стонут от удовольствия.

Куры не умеют петь, как другие птицы.

Куры перегрелись на солнце.

7. Как ты понимаешь смысл предложения: «А я уж одна проживу ни при чём, ку-ку…». Отметь свой ответ ✔.

Кукушка живёт одиноко, сама не выкармливает птенцов.

Кукушка не вмешивается в чужие дела.

Кукушка обижена на всех.

Кукушка – очень гордая птица.

Проверяем умение определять тему текста.

8. О чём главным образом хотел рассказать автор? Отметь свой ответ ✔.

Об отношениях Никиты и Аркадия Ивановича.

О весне.

О характере кукушки.

О том, как по-разному поют птицы.

Проверяем умение понимать авторский замысел (главную мысль)

9. Какова главная мысль этого текста? Отметь свой ответ ✔.

Очень важно уметь наблюдать за птицами в саду.

Весной всё оживает и меняется.

Всем хорошо, все счастливы в это весеннее солнечное утро: и люди, и сад, и птицы…

Хорошо, когда взрослые и дети понимают друг друга.

Проверяем умение определять жанр произведения.

10. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение? Отметь свой ответ ✔.

Записки учёного.

Рассказы о животных.

Писатели о природе.

Стихи о весне.

Литература

1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, Литературное чтение 3 класс издательство «Баласс», 2013 .


Ответы.

Вариант 1.

1 - 3

2 - 3, 2, 4, 1, 5

3 – 2

4 – 4

5 – с сереньким платочком

6 – 3

7 – 1

8 – 2

9 – 4

10 – 3

Вариант 2.

1 – Кукушка закуковала в воскресенье, в солнечное утро, у пруда.

2 – 3, 1, 4, 2, 5

3 – 1

4 – 4

5 – Птицы заливались, хрипели, насвистывали; иволга свистела, кукушка куковала (любые 3 глагола или больше)

6 – 2

7 – 1

8 – 2

9 – 3

10 – 3



СВОДНЫЙ АНАЛИЗ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

по литературному чтению за ___ полугодие 201_ - 201_ у.г.

Ф.И.О. учителя: ____________________________________________________

Класс: ___________________ дата проведения: __________________________

Контролируемый элемент

чел.

%

Всего в классе



Писали работу



Отсутствовали



Написали всю работу без ошибок



Тест

Допустили 0 – 2 ошибки



Допустили 3 – 4 ошибок



Допустили 5 –6 ошибок



Допустили 7 ошибок и более



Написали на «5»



Написали на «4»



Написали на «3»



Написали на «2»



Написали на «5» и «4» (КО)



Написали на «5», «4», «3» (СОУ)



Ошибки































































Фамилии, имена учащихся, выполнивших работы на «5»: _________________


Фамилии, имена учащихся, выполнивших работы на «2»: _________________ __________________________________________________________________



Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Литературное чтение

Ошибки и недочеты, влияющие на снижение оценки

Ошибки:

- искажение читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

-неправильная постановка ударений (более двух);

-чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-непонимание общего смысла прочитанного за установленное время; неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

-нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

-нетвердое знание наизусть подготовленного текста; монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

-отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

-осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное; неточная формулировка основной мысли произведения;

- нецелесообразное использование средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

тение

Контрольная проверка навыка чтения оценивается по следующим критериям: беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два-три других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.


классы

Обязательный уровень




Возможный уровень





1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 чет.

2 чет.

3 чет.

4 чет.

1 класс

-

10 - 15

15 - 20

20 - 30

-

20 - 25

25 - 30

30 - 35

2 класс

40

50

55

60

55

60

65

70

3 класс

65

70

75

80

75

80

85

90

4 класс

85

90

95

100

95

100

105

1 10












27