СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка содержит программу и календарно-тематическое планирование по литературному чтению. УМК "Гармония" 3 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


1.Статус документа
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);

приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,

Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);

Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15;  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»

Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования 2010 года, с учётом особенностей УМК Общеобразовательная система «Гармония».

Авторская программа «Литературное чтение» Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015г

Учебный план МБОУ СОШ № 1 г.Завитинска 2017-2018 учебный год.

Цель и задачи:

Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.

Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:

Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)

Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)

Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)

Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.

Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)

Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)

Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств вне текстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.


2.Место предмета в учебном плане

На изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 часов.


3.УМК:

1. Учебник «Литературное чтение» (автор Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015г);

2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение» (автор Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017г).

Литература и средства обучения

Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительно к учебникам) являются следующие: программно-методические материалы, сборники тестовых заданий, хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь)фонохрестоматия, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных писателей, а также технические средства обучения.


4.Содержание учебного предмета.

3 класс (170 часов)

Предмет «Литературное чтение» входит предметную область «Филология».

Круг чтения составляют произведения фольклора, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература, донской фольклор и произведения донских писателей.

Труд человека кормит, а лень портит

Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; Р. Киплинг «Отчего у Верблюда горб»; африканская сказка «Лентяйка»; грузинская сказка «Голубой ковер»; Р. Сеф «Странное дело».

Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца

Итальянская сказка «Новая юбка»; С. Маршак «Не так»; русские народные сказки «Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычев «Авгиева лаборатория».

Унылая пора! Очей очарованье!..

К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный...»; А. Майков «Осень».

Много хватать — свое потерять

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча».

Тайное всегда становится явным

B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».

Ежели вы вежливы...

C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».

Снег летает и сверкает...

С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин «Зимний вечер»; X. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; A. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает...».

Каждый свое получил

Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская «Живая перчатка»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».

Жизнь дана на добрые дела

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».

За доброе дело стой смело

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».

Кто родителей почитает, тот вовек не погибает

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Дриз «Книга»; Г. Фаллада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; черногорская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру «Мамин день».

Весна идет, весне дорогу!..

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников«Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B.Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Н. Сладков «Ивовый пир»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».

Любовь — волшебная страна

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; X. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; Я. Полонский «Песня»; И. Тургенев «Воробей».

Чудесное — рядом

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер».


5.Планируемые результаты

Для успешной реализации модели общения «АВТОР ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.

Личностные результаты

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные результаты

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные результаты

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

17. Развитие литературных способностей.

Формы контроля

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть. Возможны и письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями. Целесообразно использовать и тестовые задания.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы, может проходить в устной или письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания прочитанного учитель задаёт после чтения вопросы.































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(литературное чтение 5 часов в неделю - 170 часов)


Тема урока

Дата

План.

Факт.

Труд человека кормит, а лень портит.(15 ч)

1

Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта». Выборочное чтение, чтение по ролям.



2

Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта». Эмоциональное состояние персонажей.



3

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

С. Баруздин «Бревно»; книги по теме «Стихи о трудолюбивых и ленивых».



4

Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»;

С. Баруздин «Бревно»; книги по теме «Стихи о трудолюбивых и ленивых».



5

Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!».



6

Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!». Пересказ.



7

Шварц Е. «Сказка о потерянном времени». Прогнозирование.



8

Шварц «Сказка о потерянном времени». Идея произведения.



9

Шварц «Сказка о потерянном времени». Чтение по ролям, пересказ.



10

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»; книги И.А. Крылова.



11

И. Крылов «Стрекоза и Муравей»; книги И.А. Крылова.



12

Африканская сказка «Лентяйка». Пословицы по идейному смыслу сказки.



13

Африканская сказка «Лентяйка». Пословицы по идейному смыслу сказки.



14

Р .Сеф «Странное дело»; обобщение по теме.



15

Р .Сеф «Странное дело»; обобщение по теме.



«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» (11 ч)

16

Русская народная сказка «Дочь-семилетка».



17

Русская народная сказка «Дочь-семилетка».



18

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Совершенствование навыка чтения.



19

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Художественные языковые средства.



20

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Творческий пересказ.



21

Армянская сказка «Золотое яблоко». Ролевое чтение, инсценирование.



22

Армянская сказка «Золотое яблоко». Ролевое чтение, инсценирование.



23

Кир Булычёв «Авгиева лаборатория». Специфика жанра фантастической повести.



24

Кир Булычёв «Авгиева лаборатория». Кульминационные эпизоды в тексте.



25

«Книги о мудрецах и о глупцах». Сравнение (противопоставление) персонажей.



26

«Книги о мудрецах и о глупцах». Сравнение (противопоставление) персонажей.



«Унылая пора! Очей очарованье!..» (8 ч)

27

К. Бальмонт «Осень»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек».



28

К. Бальмонт «Осень»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек».



29

Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...». Заучивание наизусть.



30

К. Паустовский «Барсучий нос». Выразительность чтения.



31

К. Паустовский «Барсучий нос». Творческий пересказ.



32

А. С. Пушкин «Осень»; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень!»; Н. Некрасов «Славная осень!». Чтение наизусть.



33

А. С. Пушкин «Осень»; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень!»; Н. Некрасов «Славная осень!». Чтение наизусть.



34

Книги по теме «Стихи об осени». Чтение наизусть.



«Много хватать — своё потерять» (6 ч)

35

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке». Иллюстрирование текста.



36

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке». Ролевое чтение, пересказ.



37

Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат».



38

Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат».



39

Дж. Родари «Солнце и туча»; «Книги о щедрых и жадных»



40

Дж. Родари «Солнце и туча»; «Книги о щедрых и жадных»; обобщение.



«Тайное всегда становится явным»(14 ч)

41

B. Драгунский «Тайное становится явным». Мотивация поведения персонажей.



42

B. Драгунский «Тайное становится явным». Цитатный план текста. Пересказ.



43

Н. Носов «Огурцы». Правильность и беглость чтения.



44

Н. Носов «Огурцы». Иллюстрирование, чтение по ролям.



45

В. Осеева «Почему?». Осмысленность и выразительность чтения.



46

В. Осеева «Почему?». Ролевое чтение, личное отношение к персонажам.



47

Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Главные и второстепенные персонажи.



48

Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Ролевое чтение, пересказ.



49

Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Составление вопросов к тексту.



50

Л. Пантелеев «Честное слово».



51

Л. Пантелеев «Честное слово».



52

Л. Пантелеев «Честное слово». Характеристика персонажей.



53

Л. Пантелеев «Честное слово». Составление текста – рассуждения.



54

Л. Пантелеев «Честное слово». Составление текста – рассуждения.



«Ежели вы вежливы…» (5 ч)

55

C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк».



56

C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк».



57

C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк».



58

В. Осеева «Волшебное слово». Поисковый способ чтения.



59

В. Осеева «Волшебное слово». Идея произведения, пересказ.



«Снег летает и сверкает...» (11 ч)

60

С. Есенин «Берёза»; М. Пришвин «Деревья в лесу».



61

С. Есенин «Берёза»; М. Пришвин «Деревья в лесу».



62

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»;

А. С. Пушкин «Зимний вечер».



63

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»;

А. С. Пушкин «Зимний вечер».



64

А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство».



65

А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство».



66

З. Александрова «Снежок»; Саша Чёрный «На коньках».



67

B. Драгунский «Кот в сапогах». Жанр произведения.



68

B. Драгунский «Кот в сапогах». Иллюстрирование, инсценировка прочитанного.



69

С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша».



70

С. Есенин «Поёт зима, аукает...». Чтение наизусть. Обобщение.



«Каждый своё получил» ( 21ч)

71

Эстонская сказка «Каждый своё получил».



72

Эстонская сказка «Каждый своё получил».



73

Латышская сказка «Два брата».



74

Латышская сказка «Два брата».



75

Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион».



76

Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха скорпион».



77

И. Крылов «Чиж и Голубь»; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев».



78

Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга».



79

Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка».



80

Книги по теме «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших».



81

Б. Заходер «Серая Звёздочка». Тема, идея произведения.



82

Б. Заходер «Серая Звёздочка». Характеристика персонажей, пересказ.



83

Английская сказка «Хромая Молли». Правильность и выразительность чтения.



84

Английская сказка «Хромая Молли». Художественный творческий пересказ.



85

Чешская сказка «Златовласка». Мотивация, характеристика персонажей.



86

Чешская сказка «Златовласка». Тип народной сказки, особенность.



87

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». Поисковый способ чтения.



88

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». Идея произведения, ролевое чтение.



89

Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». Выборочный и творческий пересказ.



90

Книги по теме «Волшебные литературные сказки». Ориентация в книгах, сравнение произведений.



91

Ю. Мориц «Песенка про сказку»; обобщение.



«Жизнь дана на добрые дела» (10 ч)

92

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»;

X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».



93

Ю. Мориц «Разговаривали вещи»;

X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка».



94

Ю.Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Художественный творческий пересказ.



95

Ю.Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Художественный творческий пересказ.



96

X. К. Андерсен «Ель». Осмысленность и выразительность чтения.



97

X. К. Андерсен «Ель». Иллюстрирование, пересказ текста.



98

Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка». Идея, ключевые слова в произведении.



99

Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка». Создание текста – рассуждения.



100

Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»;

обобщение. Идея произведения, чтение по ролям.



101

Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»;

обобщение. Создание текста – повествования.



«За доброе дело стой смело» (11 ч)

102

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Правильность и выразительность чтения.



103

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Художественные особенности народной сказки.



104

Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Ролевое чтение, пересказ.



105

Русские пословицы. Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк».



106

Русские пословицы. Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк».



107

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». Главная идея произведения.



108

Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». Жанр - документальный рассказ.



109

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад».



110

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад».



111

С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; обобщение.



112

«Книги о подвигах». Ориентировка в книгах. Сообщение о прочитанном произведении.



«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» (17 ч)

113

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки».



114

В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки».



115

Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы».



116

Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы».



117

Н. Артюхова «Трудный вечер». Главная мысль произведения.



118

Н. Артюхова «Трудный вечер». Главная мысль произведения.



119

М. Зощенко «Золотые слова»; «Книги

М. Зощенко о детях». Эмоциональный характер текста.



120

М. Зощенко «Золотые слова»; «Книги

М. Зощенко о детях». Презентация книги.



121

Адыгейская сказка «Девочка-птичка». Настроение сказки, её героев.



122

Испанская сказка «Птица-Правда». Тип сказки, личное отношение к персонажам.



123

Испанская сказка «Птица-Правда». Приёмы противопоставления в тексте.



124

Испанская сказка «Птица-Правда». Художественный частичный пересказ.



125

A. Платонов «Разноцветная бабочка». Выразительные языковые средства.



126

A. Платонов «Разноцветная бабочка». Тема, идея произведения.



127

Русская народная сказка «Подземные царства». Осмысленность в чтении.



128

Русская народная сказка «Подземные царства». Особенности построения волшебной сказки.



129

«Книги о семье»; обобщение. Выбор книги на заданную тему, высказывание о ней.



«Весна идет, весне дорогу!..» (11 ч)

130

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; М. Пришвин «Капля и камень».



131

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; М. Пришвин «Капля и камень».



132

В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?».



133

Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...».



134

Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...».



135

А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков

снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко».



136

А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков

снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко». Создание текста – продолжения.



137

А. Майков «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»; А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом...».



138

А. Чехов «Весной»; Я. Аким «Апрель».



139

А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»;

Е. Благинина «Черёмуха».



140

«Книги о весне»; обобщение.



«Любовь – волшебная страна» (17 ч)

141

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка».



142

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка». Мотивация персонажей, личное отношение к ним.



143

В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка». Приёмы противопоставления в текстах.



144

Братья Гримм «Рапунцель».



145

Братья Гримм «Рапунцель».



146

Французская сказка «Красавица и чудовище». Сопоставительная характеристика персонажей.



147

Французская сказка «Красавица и чудовище». Творческий пересказ.



148

X. К. Андерсен «Ромашка».



149

X. К. Андерсен «Ромашка».



150

Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево».



151

Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево».



152

Русская народная сказка «Пёрышко Финиста - ясна сокола». Фабула, тема, идея произведения.



153

Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола». Языковые особенности сказки.



154

Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола». Ролевое чтение, пересказ.



155

Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца». Осмысленное выразительное чтение.



156

Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца». Иллюстрирование, пересказ.



157

«Книги о прекрасных женщинах»; А. Фет «Облаком волнистым...»; И. Тургенев «Воробей».



«Чудесное — рядом» (13 ч)

158

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок».



159

Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок». Пересказ прочитанного от иного лица.



160

В. Жуковский «Родного неба милый свет...»;

С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга».



161

В. Жуковский «Родного неба милый свет...»;

С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга».



162

Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»;

М. Пришвин «Дятел»; В.Астафьев «Стрижонок Скрип». Прогнозирование перед чтением.



163

Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»;

М. Пришвин «Дятел»; В.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление рассказа на основе жизненного опыта.



164

Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»;

М. Пришвин «Дятел»; В.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление рассказа на основе жизненного опыта.



165

О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?». Белорусская сказка «Музыка-чародейник».



166

О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?». Белорусская сказка «Музыка-чародейник».



167

О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?». Белорусская сказка «Музыка-чародейник». Выделение эпизодов, пересказ.



168

Итальянская сказка «Тайна Флорио». Чтение по ролям, инсценировка.



169

Итальянская сказка «Тайна Флорио». Чтение по ролям, инсценировка.



170

И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг».