ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
1.Статус документа
Настоящая рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (далее – ФГОС начального общего образования);
приказ от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 № 373»,
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных Министерством образования и науки по Приказу МО РФ от 31.03.2014 №253,ООП НОО, ООП ООО, одобренных Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию. Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. №1/15; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 № 729 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях»
Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования 2010 года, с учётом особенностей УМК Общеобразовательная система «Гармония».
Авторская программа «Литературное чтение» Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015г
Учебный план МБОУ СОШ № 1 г.Завитинска 2017-2018 учебный год.
Цель и задачи:
Целью обучения чтению в начальных классах является формирование «талантливого читателя» (С. Маршак), т.е. читателя, адекватно, полноценно и творчески постигающего литературное наследие человечества. Сотворчество писателя и читателя состоится, если ребенок будет читать высокохудожественные произведения, способные затронуть его душу, и овладеет специальными читательскими умениями и навыками.
Обучение чтению по данной программе предполагает реализацию следующих задач:
Формирование устойчивого желания читать доступную возрасту литературу. (Мотивационная сторона читательской деятельности.)
Совершенствование у детей навыка чтения: осмысленности, правильности, беглости, выразительности. (Техническая основа процесса чтения.)
Формирование способности к полноценному (адекватному и всестороннему) восприятию литературного текста. (Содержательная сторона чтения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, постижение подтекста, авторского замысла и собственного отношения к тому, что и как написано.)
Усвоение различных способов творческой интерпретации художественного текста: выразительного чтения по книге и наизусть, драматизации, словесного рисования, творческого пересказа, музыкального иллюстрирования, составления диафильма и др.
Обучение практическим умениям преобразования текста: определению главного и второстепенного, нахождению опорных слов, выделению смысловых частей, озаглавливанию, составлению плана, пересказу и др. (Общеучебные умения работы с текстом, позволяющие логически перерабатывать и усваивать познавательную информацию.)
Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой принадлежности, и на этой базе практическое освоение элементарных литературоведческих понятий. (Основы литературного развития.)
Овладение детьми умением пользоваться определенным программой набором средств вне текстовой информации (обложка, титульный лист и др.), превращающих текст в книгу и позволяющих ориентироваться в ней.
2.Место предмета в учебном плане
На изучение курса «Литературное чтение» в 3 классе начальной школы отводится 5 ч в неделю. Программа рассчитана на 170 часов.
3.УМК:
1. Учебник «Литературное чтение» (автор Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2015г);
2. Рабочая тетрадь «Литературное чтение» (автор Кубасова О. В., - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017г).
Литература и средства обучения
Основными рекомендуемыми компонентами материального обеспечения курса «Литературное чтение» (дополнительно к учебникам) являются следующие: программно-методические материалы, сборники тестовых заданий, хрестоматии для домашнего чтения, классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники, толковый словарь)фонохрестоматия, репродукции картин русских и зарубежных художников; портреты русских и зарубежных писателей, а также технические средства обучения.
4.Содержание учебного предмета.
3 класс (170 часов)
Предмет «Литературное чтение» входит предметную область «Филология».
Круг чтения составляют произведения фольклора, русская и зарубежная классика, современная отечественная и зарубежная литература, донской фольклор и произведения донских писателей.
Труд человека кормит, а лень портит
Р. Сеф «Лопата»; Е. Карганова «Лекарство без рецепта»; К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»; Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»*; С.Баруздин «Бревно»; русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!»; Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»; И. Крылов «Стрекоза и Муравей»*; Р. Киплинг «Отчего у Верблюда горб»; африканская сказка «Лентяйка»; грузинская сказка «Голубой ковер»; Р. Сеф «Странное дело».
Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца
Итальянская сказка «Новая юбка»; С. Маршак «Не так»; русские народные сказки «Как мужик гусей делил», «Дочь-семилетка», «Морской царь и Василиса Премудрая»; армянская сказка «Золотое яблоко»; Кир Булычев «Авгиева лаборатория».
Унылая пора! Очей очарованье!..
К. Бальмонт «Осень»*; И. Соколов-Микитов «Листопадничек»; Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...»; К. Паустовский «Барсучий нос»; А. Пушкин «Осень»*; М. Лермонтов «Осень»; А.К. Толстой «Осень! Обсыпается весь наш бедный сад...»; Н. Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный...»; А. Майков «Осень».
Много хватать — свое потерять
Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»; Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат», Дж. Родари «Солнце и туча».
Тайное всегда становится явным
B. Драгунский «Тайное становится явным»; Н. Носов «Огурцы»; В. Осеева «Почему?»; шведская сказка «Принцесса лгунья»; Л. Пантелеев «Честное слово».
Ежели вы вежливы...
C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк»; В. Осеева «Волшебное слово».
Снег летает и сверкает...
С. Есенин «Береза»*; М. Пришвин «Деревья в лесу»; И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. Пушкин «Зимний вечер»; X. К. Андерсен «Девочка со спичками»; А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство»; A. Александрова «Снежок»*; Саша Черный «На коньках»; B. Драгунский «Кот в сапогах»; Н. Носов «Бенгальские огни»; С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»*; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша», «Поет зима, аукает...».
Каждый свое получил
Эстонская сказка «Каждый свое получил»; латышская сказка «Два брата»; Ю. Ярмыш «Добрый Клен», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион»; И. Крылов «Чиж и Голубь»*; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев»; индийская сказка «Мак»; Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русские народные сказки «Баба-Яга», «Падчерица и мачехина дочка»; Б. Заходер «Серая Звездочка»; английская сказка «Хромая Молли»; чешская сказка «Златовласка»; итальянская сказка «Дары феи Кренского озера»; Л. Чарская «Живая перчатка»; Ю. Мориц «Песенка про сказку».
Жизнь дана на добрые дела
Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка», «Ель»; Е. Пермяк «Некрасивая Елка»; Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша».
За доброе дело стой смело
Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»; Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселева «Мальчик-Огонек»; Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает
В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки»; Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; О. Дриз «Книга»; Г. Фаллада «История про мамину сказку»; В. Драгунский «...Бы»; Н. Артюхова «Трудный вечер»; М. Зощенко «Золотые слова»; черногорская сказка «Милош находит мать»; адыгейская сказка «Девочка-птичка»; испанская сказка «Птица-Правда»; A. Платонов «Разноцветная бабочка»; Л. Петрушевская «Сказка о часах»; русская народная сказка «Подземные царства»; Г. Виеру «Мамин день».
Весна идет, весне дорогу!..
Ф. Тютчев «Зима недаром злится»*; М. Пришвин «Капля и камень»; В. Железников«Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?»; Г. Новицкая «Подснежник»; B.Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...»; А. Плещеев «Весна» («Уж тает снег, бегут ручьи...»), «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко»; А. Майков «Ласточка примчалась...»; А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»*; А. Фет «Я пришел к тебе с приветом...»; А. Чехов «Весной»; Н. Сладков «Ивовый пир»; Я. Аким «Апрель»; А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черемуха».
Любовь — волшебная страна
В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка»; Братья Гримм «Рапунцель»; французская сказка «Красавица и чудовище»; X. К. Андерсен «Ромашка»; Ш. Сильверстайн «Щедрое дерево»; русская народная сказка «Перышко Финиста-ясна сокола»; польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца»; А. Фет «Облаком волнистым...»*; Я. Полонский «Песня»; И. Тургенев «Воробей».
Чудесное — рядом
Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю березу русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок»; В. Жуковский «Родного неба милый свет...»*; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга»; Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В. Астафьев «Стрижонок Скрип»; О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?»; В. Бианки «Музыкант»; белорусская сказка «Музыка-чародейник»; итальянская сказка «Тайна Флорио»; И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковер».
5.Планируемые результаты
Для успешной реализации модели общения «АВТОР ТЕКСТ ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.
Личностные результаты
1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.
2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.
3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.
5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.
6. Формирование привычки к рефлексии.
7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).
8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.
9. Развитие мышления, внимания, памяти.
10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.
Метапредметные результаты
1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.
2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.
3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.
4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.
5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.
6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.
7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве
9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.
Предметные результаты
1. Формирование положительной мотивации к чтению.
2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.
3. Развитие воссоздающего воображения.
4. Обучение адекватному восприятию читаемого.
5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.
6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.
7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.
8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.
9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.
10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.
11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).
12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.
13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.
14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.
15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).
16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.
17. Развитие литературных способностей.
Формы контроля
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения, выразительное чтение наизусть. Возможны и письменные работы (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями. Целесообразно использовать и тестовые задания.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы, может проходить в устной или письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Для проверки понимания прочитанного учитель задаёт после чтения вопросы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(литературное чтение 5 часов в неделю - 170 часов)
№ | Тема урока | Дата |
План. | Факт. |
Труд человека кормит, а лень портит.(15 ч) |
1 | Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта». Выборочное чтение, чтение по ролям. | | |
2 | Р. Сеф «Лопата». Е. Карганова «Лекарство без рецепта». Эмоциональное состояние персонажей. | | |
3 | Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; С. Баруздин «Бревно»; книги по теме «Стихи о трудолюбивых и ленивых». | | |
4 | Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться»; С. Баруздин «Бревно»; книги по теме «Стихи о трудолюбивых и ленивых». | | |
5 | Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!». | | |
6 | Русская народная сказка «Кому горшок мыть»; С. Маршак «Старуха, дверь закрой!». Пересказ. | | |
7 | Шварц Е. «Сказка о потерянном времени». Прогнозирование. | | |
8 | Шварц «Сказка о потерянном времени». Идея произведения. | | |
9 | Шварц «Сказка о потерянном времени». Чтение по ролям, пересказ. | | |
10 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей»; книги И.А. Крылова. | | |
11 | И. Крылов «Стрекоза и Муравей»; книги И.А. Крылова. | | |
12 | Африканская сказка «Лентяйка». Пословицы по идейному смыслу сказки. | | |
13 | Африканская сказка «Лентяйка». Пословицы по идейному смыслу сказки. | | |
14 | Р .Сеф «Странное дело»; обобщение по теме. | | |
15 | Р .Сеф «Странное дело»; обобщение по теме. | | |
«Мудрец отличен от глупца тем, что он мыслит до конца» (11 ч) |
16 | Русская народная сказка «Дочь-семилетка». | | |
17 | Русская народная сказка «Дочь-семилетка». | | |
18 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Совершенствование навыка чтения. | | |
19 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Художественные языковые средства. | | |
20 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая». Творческий пересказ. | | |
21 | Армянская сказка «Золотое яблоко». Ролевое чтение, инсценирование. | | |
22 | Армянская сказка «Золотое яблоко». Ролевое чтение, инсценирование. | | |
23 | Кир Булычёв «Авгиева лаборатория». Специфика жанра фантастической повести. | | |
24 | Кир Булычёв «Авгиева лаборатория». Кульминационные эпизоды в тексте. | | |
25 | «Книги о мудрецах и о глупцах». Сравнение (противопоставление) персонажей. | | |
26 | «Книги о мудрецах и о глупцах». Сравнение (противопоставление) персонажей. | | |
«Унылая пора! Очей очарованье!..» (8 ч) |
27 | К. Бальмонт «Осень»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | | |
28 | К. Бальмонт «Осень»; И. Соколов-Микитов «Листопадничек». | | |
29 | Ф. Тютчев «Листья»; А. Фет «Ласточки пропали...». Заучивание наизусть. | | |
30 | К. Паустовский «Барсучий нос». Выразительность чтения. | | |
31 | К. Паустовский «Барсучий нос». Творческий пересказ. | | |
32 | А. С. Пушкин «Осень»; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень!»; Н. Некрасов «Славная осень!». Чтение наизусть. | | |
33 | А. С. Пушкин «Осень»; М. Лермонтов «Осень»; А. К. Толстой «Осень!»; Н. Некрасов «Славная осень!». Чтение наизусть. | | |
34 | Книги по теме «Стихи об осени». Чтение наизусть. | | |
«Много хватать — своё потерять» (6 ч) |
35 | Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке». Иллюстрирование текста. | | |
36 | Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке». Ролевое чтение, пересказ. | | |
37 | Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат». | | |
38 | Я. Аким «Жадина»; В. Зотов «Бабушкин халат». | | |
39 | Дж. Родари «Солнце и туча»; «Книги о щедрых и жадных» | | |
40 | Дж. Родари «Солнце и туча»; «Книги о щедрых и жадных»; обобщение. | | |
«Тайное всегда становится явным»(14 ч) |
41 | B. Драгунский «Тайное становится явным». Мотивация поведения персонажей. | | |
42 | B. Драгунский «Тайное становится явным». Цитатный план текста. Пересказ. | | |
43 | Н. Носов «Огурцы». Правильность и беглость чтения. | | |
44 | Н. Носов «Огурцы». Иллюстрирование, чтение по ролям. | | |
45 | В. Осеева «Почему?». Осмысленность и выразительность чтения. | | |
46 | В. Осеева «Почему?». Ролевое чтение, личное отношение к персонажам. | | |
47 | Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Главные и второстепенные персонажи. | | |
48 | Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Ролевое чтение, пересказ. | | |
49 | Шведская сказка «Принцесса-лгунья». Составление вопросов к тексту. | | |
50 | Л. Пантелеев «Честное слово». | | |
51 | Л. Пантелеев «Честное слово». | | |
52 | Л. Пантелеев «Честное слово». Характеристика персонажей. | | |
53 | Л. Пантелеев «Честное слово». Составление текста – рассуждения. | | |
54 | Л. Пантелеев «Честное слово». Составление текста – рассуждения. | | |
«Ежели вы вежливы…» (5 ч) |
55 | C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк». | | |
56 | C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк». | | |
57 | C. Маршак «Урок вежливости»; И. Пивоварова «Вежливый ослик»; Б. Заходер «Очень вежливый Индюк». | | |
58 | В. Осеева «Волшебное слово». Поисковый способ чтения. | | |
59 | В. Осеева «Волшебное слово». Идея произведения, пересказ. | | |
«Снег летает и сверкает...» (11 ч) |
60 | С. Есенин «Берёза»; М. Пришвин «Деревья в лесу». | | |
61 | С. Есенин «Берёза»; М. Пришвин «Деревья в лесу». | | |
62 | И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. С. Пушкин «Зимний вечер». | | |
63 | И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»; А. С. Пушкин «Зимний вечер». | | |
64 | А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство». | | |
65 | А. Блок «Ветхая избушка»; И. Суриков «Детство». | | |
66 | З. Александрова «Снежок»; Саша Чёрный «На коньках». | | |
67 | B. Драгунский «Кот в сапогах». Жанр произведения. | | |
68 | B. Драгунский «Кот в сапогах». Иллюстрирование, инсценировка прочитанного. | | |
69 | С. Дрожжин «Снег летает и сверкает»; К. Бальмонт «Снежинка»; С. Есенин «Пороша». | | |
70 | С. Есенин «Поёт зима, аукает...». Чтение наизусть. Обобщение. | | |
«Каждый своё получил» ( 21ч) |
71 | Эстонская сказка «Каждый своё получил». | | |
72 | Эстонская сказка «Каждый своё получил». | | |
73 | Латышская сказка «Два брата». | | |
74 | Латышская сказка «Два брата». | | |
75 | Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха и скорпион». | | |
76 | Ю. Ярмыш «Добрый Клён», «Озеро»; узбекская сказка «Черепаха скорпион». | | |
77 | И. Крылов «Чиж и Голубь»; Л. Н. Толстой «Белка и волк», «Комар и лев». | | |
78 | Г. Ладонщиков «В старой сказке»; русская народная сказка «Баба-Яга». | | |
79 | Русская народная сказка «Падчерица и мачехина дочка». | | |
80 | Книги по теме «Народные волшебные сказки о людях хороших и не очень хороших». | | |
81 | Б. Заходер «Серая Звёздочка». Тема, идея произведения. | | |
82 | Б. Заходер «Серая Звёздочка». Характеристика персонажей, пересказ. | | |
83 | Английская сказка «Хромая Молли». Правильность и выразительность чтения. | | |
84 | Английская сказка «Хромая Молли». Художественный творческий пересказ. | | |
85 | Чешская сказка «Златовласка». Мотивация, характеристика персонажей. | | |
86 | Чешская сказка «Златовласка». Тип народной сказки, особенность. | | |
87 | Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». Поисковый способ чтения. | | |
88 | Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». Идея произведения, ролевое чтение. | | |
89 | Итальянская сказка «Дары феи Кренского озера». Выборочный и творческий пересказ. | | |
90 | Книги по теме «Волшебные литературные сказки». Ориентация в книгах, сравнение произведений. | | |
91 | Ю. Мориц «Песенка про сказку»; обобщение. | | |
«Жизнь дана на добрые дела» (10 ч) |
92 | Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». | | |
93 | Ю. Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». | | |
94 | Ю.Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Художественный творческий пересказ. | | |
95 | Ю.Мориц «Разговаривали вещи»; X. К. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Художественный творческий пересказ. | | |
96 | X. К. Андерсен «Ель». Осмысленность и выразительность чтения. | | |
97 | X. К. Андерсен «Ель». Иллюстрирование, пересказ текста. | | |
98 | Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка». Идея, ключевые слова в произведении. | | |
99 | Е. Пермяк «Некрасивая Ёлка». Создание текста – рассуждения. | | |
100 | Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»; обобщение. Идея произведения, чтение по ролям. | | |
101 | Е. Клюев «Сказки Простого Карандаша»; обобщение. Создание текста – повествования. | | |
«За доброе дело стой смело» (11 ч) |
102 | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Правильность и выразительность чтения. | | |
103 | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Художественные особенности народной сказки. | | |
104 | Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Ролевое чтение, пересказ. | | |
105 | Русские пословицы. Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк». | | |
106 | Русские пословицы. Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк». | | |
107 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». Главная идея произведения. | | |
108 | Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина». Жанр - документальный рассказ. | | |
109 | В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад». | | |
110 | В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; C. Баруздин «Страшный клад». | | |
111 | С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; обобщение. | | |
112 | «Книги о подвигах». Ориентировка в книгах. Сообщение о прочитанном произведении. | | |
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» (17 ч) |
113 | В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки». | | |
114 | В. Осеева «Печенье», «Лекарство»; Б. Емельянов «Мамины руки». | | |
115 | Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы». | | |
116 | Л. Яковлев «Альбом фотографий»; Л. Квитко «Бабушкины руки»; В. Драгунский «...Бы». | | |
117 | Н. Артюхова «Трудный вечер». Главная мысль произведения. | | |
118 | Н. Артюхова «Трудный вечер». Главная мысль произведения. | | |
119 | М. Зощенко «Золотые слова»; «Книги М. Зощенко о детях». Эмоциональный характер текста. | | |
120 | М. Зощенко «Золотые слова»; «Книги М. Зощенко о детях». Презентация книги. | | |
121 | Адыгейская сказка «Девочка-птичка». Настроение сказки, её героев. | | |
122 | Испанская сказка «Птица-Правда». Тип сказки, личное отношение к персонажам. | | |
123 | Испанская сказка «Птица-Правда». Приёмы противопоставления в тексте. | | |
124 | Испанская сказка «Птица-Правда». Художественный частичный пересказ. | | |
125 | A. Платонов «Разноцветная бабочка». Выразительные языковые средства. | | |
126 | A. Платонов «Разноцветная бабочка». Тема, идея произведения. | | |
127 | Русская народная сказка «Подземные царства». Осмысленность в чтении. | | |
128 | Русская народная сказка «Подземные царства». Особенности построения волшебной сказки. | | |
129 | «Книги о семье»; обобщение. Выбор книги на заданную тему, высказывание о ней. | | |
«Весна идет, весне дорогу!..» (11 ч) |
130 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; М. Пришвин «Капля и камень». | | |
131 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится»; М. Пришвин «Капля и камень». | | |
132 | В. Железников «Три ветки мимозы»; И. Северянин «Отчего?». | | |
133 | Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...». | | |
134 | Г. Новицкая «Подснежник»; B. Берестов «Мать-и-мачеха»; Н. Гоголь «Весна, долго задерживаемая холодами...». | | |
135 | А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко». | | |
136 | А. Плещеев «Весна» («Песни жаворонков снова...»); К. Паустовский «Стальное колечко». Создание текста – продолжения. | | |
137 | А. Майков «Ласточка примчалась...»; А. К. Толстой «Звонче жаворонка пенье...»; А.Фет «Я пришёл к тебе с приветом...». | | |
138 | А. Чехов «Весной»; Я. Аким «Апрель». | | |
139 | А. Блок «Вербочки»; Л. Чарская «Дивные звуки»; Е. Благинина «Черёмуха». | | |
140 | «Книги о весне»; обобщение. | | |
«Любовь – волшебная страна» (17 ч) |
141 | В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка». | | |
142 | В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка». Мотивация персонажей, личное отношение к ним. | | |
143 | В. Берестов «Вечер. В мокрых цветах подоконник...»; Н. Вагнер «Сказка». Приёмы противопоставления в текстах. | | |
144 | Братья Гримм «Рапунцель». | | |
145 | Братья Гримм «Рапунцель». | | |
146 | Французская сказка «Красавица и чудовище». Сопоставительная характеристика персонажей. | | |
147 | Французская сказка «Красавица и чудовище». Творческий пересказ. | | |
148 | X. К. Андерсен «Ромашка». | | |
149 | X. К. Андерсен «Ромашка». | | |
150 | Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево». | | |
151 | Ш. Сильверстейн «Щедрое дерево». | | |
152 | Русская народная сказка «Пёрышко Финиста - ясна сокола». Фабула, тема, идея произведения. | | |
153 | Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола». Языковые особенности сказки. | | |
154 | Русская народная сказка «Пёрышко Финиста-ясна сокола». Ролевое чтение, пересказ. | | |
155 | Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца». Осмысленное выразительное чтение. | | |
156 | Польская сказка «Каменный Принц и Прекрасная Померанца». Иллюстрирование, пересказ. | | |
157 | «Книги о прекрасных женщинах»; А. Фет «Облаком волнистым...»; И. Тургенев «Воробей». | | |
«Чудесное — рядом» (13 ч) |
158 | Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок». | | |
159 | Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»; К. Паустовский «Заботливый цветок». Пересказ прочитанного от иного лица. | | |
160 | В. Жуковский «Родного неба милый свет...»; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга». | | |
161 | В. Жуковский «Родного неба милый свет...»; С. Маршак «О том, как хороша природа»; Н. Абрамцева «Радуга». | | |
162 | Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В.Астафьев «Стрижонок Скрип». Прогнозирование перед чтением. | | |
163 | Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление рассказа на основе жизненного опыта. | | |
164 | Ю. Могутин «Берег бродячих камешков»; М. Пришвин «Дятел»; В.Астафьев «Стрижонок Скрип». Составление рассказа на основе жизненного опыта. | | |
165 | О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?». Белорусская сказка «Музыка-чародейник». | | |
166 | О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?». Белорусская сказка «Музыка-чародейник». | | |
167 | О. Дриз «Счастье»; Б. Заходер «Что красивей всего?». Белорусская сказка «Музыка-чародейник». Выделение эпизодов, пересказ. | | |
168 | Итальянская сказка «Тайна Флорио». Чтение по ролям, инсценировка. | | |
169 | Итальянская сказка «Тайна Флорио». Чтение по ролям, инсценировка. | | |
170 | И. Мазнин «Давайте дружить»; Ю. Ким «Летучий ковёр»; В. Шефнер «Миг». | | |